ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.
Примечания
1. Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры / И. В. Мостовая. - М.: Механика, 1996.
2. Разлогов К. Множественная идентичность в условиях глобализации / К. Разлогов // Свободная мысль. - 2008. - № 10.
3. Руткевич М. Н. Общество как система. Социологические очерки / М. Н. Руткевич. -СПб., 2001.
4. См.: Богатырева Т. Культурная политика в современной России и реформы в сфере культуры: поиски парадигмы действия [Электронный ресурс] / Т. Богатырева; Абанкина Т. Экономика желаний в современной цивилизации досуга [Электронный ресурс] / Т. Абанкина. - Режим доступа: htpp://www.strana-oz.ru/?numid=252article=1101; Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология / Б. М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 2003; Долгин А. Экономика символического обмена / А. Долгин. - М., 2006; Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. Э. Мангер. - Тамбов, 2008; Мунтян М. Глобализация: что это такое? [Электронный ресурс] / М. Мунтян. - Режим доступа: сайт «Перспективы»; Разлогов К. Российская культурная политика в контексте глобализации [Электронный ресурс] / К. Разлогов. - Режим доступа: htpp://www.strana-oz.ru/?numid=258article=1106; Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер; Флиер А. Я. Страсти по глобализации / А. Я. Флиер // Некультурные функции культуры. - М., 2008; Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. - М., 2007; Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. - М., 1996; Яновский Р. Социальная динамика гуманитарных перемен / Р. Яновский. - М., 2001.
5. Флиер А. Я. Происхождение и развитие культуры: учеб. пособие / А. Я. Флиер, М. А. Полетаева. - М., 2008.
£
Социально-культурная деятельность
Исследования молодых ученых
Л. Н. Пашкина
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается социальная потребность общества в создании молодежных общественных организаций, анализируются изменения общественного молодежного движения в Российской Федерации за период с 1990 по 2009 год, выделены и проанализированы функции молодежных общественных организаций. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, молодежные общественные организации, функции общественных объединений, воспитание инициативности, досуговые стратегии.
The article is concerned with the social need of society in creation of youth public organizations; it analyzes changes of public youth movement in the Russian Federation from 1990 till 2009; it points out functions of youth public organizations Keywords: social-cultural activity, youth public organizations, functions of youth public organizations, changes.
Теоретический анализ проблемы воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций показывает, что на практике в полном объеме может быть реализована система социально-культурных условий, способствующая повышению эффективности социального воспитания, нивелированию негативных проявлений в молодежной среде.
Высокая социальная потребность в организации молодежных общественных организаций подтверждается результатами многочисленных социологических исследований. Так, например, в исследовании «Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации» (2005) получены следующие данные:
— если бы сегодня педагогам (не являющимся членами действующих общественных объединений) предложили инициировать создание детской организации, то 21,7% из них создали бы добровольческую организацию, 16,7% - пионерскую, 15,5% - патриотическую, 8,1% - скаутскую;
- на вопрос, нужна ли детям общественная организация (объединение), 84,9% опрошенных родителей ответили «да»; 67% взрослых указали на личный интерес к созданию детского движения по месту своего проживания; 18% родителей уже являются членами общественных объединений детей и молодежи (4, с. 7-8).
За период с 1990 по 2009 год общественное молодежное движение в Российской Федерации претерпело серьезные изменения. В течение 1990-х годов наблюдался активный рост детских и молодежных организаций. Они не стали массовыми, но их разнообразие и география, а также более активная поддержка со стороны государства - все это создало предпосылки для их дальнейшего роста.
Исследователи отмечают, что основной чертой эволюции общественного движения в начале 1990-х годов была его демонополизация, а во второй половине 1990-х годов - стабилизация. Активизировался процесс прекращения деятельности слабых, неустойчивых организаций и поступательного развития сильных организаций. Итогом развития общественного сектора стало оформление в целом стабильной системы функционирования общественных организаций (6, с. 14).
Современное российское общество создает предпосылки для полноценной реализации социальных функции общественных объединений.
В первую очередь функциональное назначение многих объединений находит себя преимущественно или исключительно в оказании услуг; при этом они либо заполняют существующие пробелы в какой-либо области, либо расширяют существующий диапазон услуг. Если государственные учреждения не предоставляют каких-либо услуг, которые традиционно считаются необходимыми (в области здравоохранения, социальной поддержки, организации досуга и т.д.), или если услуги недостаточны и недоступны в определенных областях, это может быть расценено как пробел, который и могут заполнить общественные объединения.
Другой существенной функцией многих объединения следует считать новаторскую, инновационную деятельность в различных областях жизни, на всех уровнях -и локальном, и международном. Зачастую общественным объединениям удается серьезно изменить взгляды членов парламента или политической партии на ту или иную проблему и даже повлиять на непосредственную программу действий правительства. В качестве примера можно привести дискуссию по вопросам равенства полов, прав человека, «открытие» важности защиты окружающей среды, миротворческие инициативы и т.п.
Третья важная функция общественных объединений состоит в том, что они выступают в качестве защитников. С одной стороны, они могут отстаивать особые интересы или предоставлять защиту конкретным социальным, экономическим или профессиональным группам. С другой стороны, их действия могут быть направлены на борьбу с определенными способами действия или отношениями - такими, как огра-
¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.
ничение возможностей для женщин, дискриминация инвалидов и т.д. Исполняя защитническую функцию, общественные объединения пытаются обеспечить гражданам получение положенных им законом прав и благ.
Четвертой - и ключевой - функцией общественных объединений мы считаем то, что они являются носителями определенных ценностей в обществе, по самой своей природе, на основе своей структуры, членства и обязанностей сохраняют и укрепляют ценности неоплачиваемого добровольческого труда, инициативы и активного участия в общественной жизни, плюрализма, солидарности, защиты меньшинств и уважения к слабым членам общества и их нуждам.
И наконец, общественные объединения выступают как канал взаимодействия и посредник между отдельным человеком и большими, анонимными и отдаленными учреждениями государственной сферы. Они защищают индивида от опасности растущего отчуждения во все более технократическом, нестабильном и раздробленном окружающем мире.
Некоторые объединения могут выполнять ресурсную и координационную функции, связывая другие организации и их членов в сети, предоставляя им информацию и техническую поддержку, озвучивая их интересы более отчетливо и на более высоком уровне, выдавая полезные рекомендации для решения их проблем. Таким образом, эти объединения поддерживают необходимую связь между гражданами и государственными структурами (7, с. 79-81).
В контексте анализа функций молодежных общественных организаций необходимо дополнительно указать на особую, достаточно специфическую, но весьма важную функцию - функцию воспитания, которая позволяет поддерживать непрерывность воспроизводства социокультурного опыта. Между тем формы претворения в жизнь этой функции на разных этапах общественного развития детерминировались условиями существования общества.
Так, систематизированные результаты проведенного в 2001-2003 годы анкетирования (в нем приняли участие 500 детей в возрасте от 10 до 16 лет из 47 регионов РФ) показали, что современные российские учащиеся, будучи в большинстве своем индифферентны к участию в общественной и политической жизни страны, отождествляют социальный успех с предпринимательством и свободой «жить, как хочу» (данные С.В. Тетерского) (5, с. 50)
Результаты исследования, проведенного в 2002 году Федеральным информационным центром молодежных социальных программ (директор Л. Е. Сикорская, выборка
- 573 студента государственных и негосударственных вузов), подтверждают эти выводы:
- 10% респондентов считают добровольческую деятельность престижной, около 40% согласились принять в ней участие. Потенциал социальной инициативности молодежи высок, но носит декларативный характер, нуждается в существенной стимуляции извне. Инициативность московской молодежи в два раза ниже, чем в других регионах страны;
- среди наиболее привлекательных для молодежи направлений добровольчества
- досуг, спорт, помощь молодым семьям, студенческие программы (1, с. 24-25).
Исследования 2007-2008 годов не только подтверждают общее желание молодежи включаться в активную общественную жизнь, но и свидетельствуют о том, что этот мотив все чаще становится доминирующим в выборе стратегий досуговой самореализации молодых россиян (3).
Социологи делают вывод о том, что формирование досуговых ориентаций современной молодежи обусловливается не только изменением общей социокультурной ситуации, но и «формированием новых поведенческих стратегий молодежи в сфере досуга, направленных на достижение в пространстве досуга значимых целей общественной жизни» (2, с. 159).
Именно изменения в стратегиях досуговой деятельности приводят к трансформации традиционных досуговых практик, формированию и распространению новых их форм, способных в сложившихся обстоятельствах содействовать достижению молодежью целей в сфере досуговой деятельности. Такое социологическое обобщение, обладающее несомненным значением для теории и практики социально-культурной деятельности, нацеливает педагогику на четкое выявление изменений в ценностно-целевой системе молодежного досуга.
Социолог Н. В. Котельникова выявила следующие молодежные досуговые стратегии:
- «полезность»;
- «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой»;
- «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее»;
- «отдохнуть»;
- «хоть чем-то занять досуг»;
- «уход»;
- «эпатаж»;
- «побег от одиночества»;
- «престижность» (2, с. 161).
Наличие столь разнообразных досуговых стратегий показывает возрастающее значение сферы досуга для молодежи.
В связи с этим для некоторой ее части, еще не достигшей желаемого, социально значимого статуса, досуг выполняет компенсаторную функцию. Содержание этой функции составляют открывающиеся возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности посредством участия в разнообразных видах досуговой деятельности. В связи с ростом значимости пространства досуга для современной российской молодежи и, как следствие, усиливающегося влияния его составляющих (видов досуговой деятельности, значимых для молодежи, распространяемых и пропагандируемых через них ценностей, образцов поведения), можно говорить о том, что в сфере досуга актуализируется функция социализации молодежи.
Данная положительная тенденция встречает мощную поддержку молодежных общественных организаций, которые в современной России постепенно заполняют нишу, освободившуюся после распада ВЛКСМ.
Примечания
1. Добро без границ: Федеральный информационный центр молодежных социальных программ. - М.: МГСА, 2002.
2. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. / Н. В. Котельникова. - Ставрополь, 2003.
3. См. данные опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru
4. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Итоги социологического исследования / науч. ред.-сост. С. В. Те-терский. - М.: Российский союз молодежи, 2005.
5. Тетерский С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Тетерский. - Тамбов, 2004.
6. Уразов Г. Н. Деятельность детской общественной организации как средство развития жизнеспособности личности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. Н. Уразов. - Воронеж, 2002.
7. Харитонов Л. В. Некоммерческие организации в социально-культурной сфере: дис. ... канд. эконом. наук / Л.В. Харитонов. - СПб., 2000.