Научная статья на тему 'Деятельность общеобразовательных школ северного Таджикистана в повышении культуры села (1960-1980гг. )'

Деятельность общеобразовательных школ северного Таджикистана в повышении культуры села (1960-1980гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА СЕЛА / SCHOOL / EDUCATION / HISTORIOGRAPHY / COMPREHENSIVE EDUCATION / CULTURE OF VILLAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоатов Фирдавс Хабибуллоевич

Статья посвящена вопросу о роли общеобразовательных школ северного Таджикистана в повышении культуры села в 60-гг 80-гг ХХ века. Автор на основе многочисленных научных источников, архивных материалов и материалов периодической печати проводит углубленный анализ состояния и развития сети школ в северных районах республики. Также дается оценка укреплению материально-технической базы и охвата молодежи средним образованием, переходу к всеобщему среднему образованию. Подчеркивается что сельская школа в 60-80 гг. накопила большой опыт в деле обучения и воспитания молодежи, подготовки ее к активному участию в общественнополезном труде в различных отраслях народного хозяйства и культуры. Сделан вывод о том, что в исследуемый период были достигнуты определенные успехи на пути осуществления всеобщего среднего образования, сельская школа оказывала огромное влияние на уровень сознательности, культуры и общественно-политической активности тружеников села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тоатов Фирдавс Хабибуллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senor Activities of Comprehensive Schools of Northern Tajikistan in Reference to Elevation of Culture of Kishlok (Village)

The article touches upon the issue concerned with the role of comprehensive schools of Southern Tajikistan in regard to elevation of culture of village in the 60-80-ies of the XX-th century. Proceeding from the numerous scientific sources, archival materials and materials of periodical press the author of the article considers profound analysis dealing with the state and development of school's network in Northern districts of the republic. He gives his own assessments of consolidation of material-technical base and gaining young people with secondary education; transition to all-comprehensive education as well. It is underscored that rural school referring to the 60-80-ies accumulated great experience in the course of tuition and upbringing of young people and their preparation to active participation in social-useful work in various branches of national economy and culture. In a nutshell, the author comes to the conclusion that in the period explored were achieved the determination of success on the way of effectuation of comprehensive education, rural school exerted essential influence over the level of conscientiousness of culture and social-political activeness of labourers in the village.

Текст научной работы на тему «Деятельность общеобразовательных школ северного Таджикистана в повышении культуры села (1960-1980гг. )»

УДК 9 (с53) Ф.Х.ТОАТОВ

ББК 63.3 (2Т)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В

ПОВЫШЕНИИ КУЛЬТУРЫ СЕЛА (1960-1980 )

Повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня сельских тружеников 6080-х годов XX века партия рассматривала как важное условие для широкого внедрения в земледелие и животноводство достижений науки и техники, коммунистических форм труда и передового опыта, чтобы обеспечить дальнейший расцвет всех колхозов и совхозов, поднять их производство и культурный уровень крестьянских масс. Путь к их разрешению лежит не только через механизацию и автоматизацию промышленного производства, технического перевооружения сельского хозяйства, роста материального благосостояния трудящихся, но и через повышение образованности и культуры народа, гармоническое развитие личности, наиболее полное раскрытие огромных творческих возможностей человека.

Развитие образования на селе позволит сделать достижения науки и искусства доступными всему народу, уничтожить отчужденность от культуры миллионов деревенского населения (1,150).

Помимо экономического значения образования следует видеть и его большую социальную роль, особенно в решении таких крупнейших проблем строительства коммунизма, как преодоление существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Важным условием осуществления всеобщего среднего образования является сельская школа, призванная способствовать преодолению существенных различий между городом и деревней. Как один из наиболее ярких показателей духовной жизни сельского населения, школа оказывает огромное влияние на уровень сознательности, культуры общественно - политической активности тружеников деревни. Она накопила большой опыт по обучению и воспитанию молодежи, подготовке ее к активному участию в общественно-полезном труде, в различных отраслях народного хозяйства и культуры.

Анализ работ современных историков показывает, что проблема роста роли общеобразовательных школ Таджикистана является объектом изучения многих исследователей и занимает значительное место в работах З.Раджабова, М.Р.Шукурова, Ш.М.Султанова, Х.Пулатова, А.Рахимова, А.Бобокалонова, С.Абдуллаева и др. Отличительной чертой историографии этого периода является ориентация на партийное руководство системы народного образования. Значительный массив монографии, брошюр и журнальных статей был посвящен осмыслению политики партии в этой области.

Отмечается, что в публикациях перечисленных ученых содержатся лишь фрагментарные сведения о роли сельских общеобразовательных школ в повышении культуры села либо вообще отсутствует информация о них. Несмотря на то, что труды этих исследователей не посвящены специально разработке роли сельских общеобразовательных школ в повышении культуры но они оказали нам большую методическую помощь.

Объективное изучение и обобщение позитивного опыта и негативных явлений работы сельских общеобразовательных школ в 60-70-гг XX века в какой-то степени способствует устранению недостатков и, следовательно, могут оказать эффективное влияние на осуществление решений Правительства РТ по радикальному улучшению работы сельских общеобразовательных школ на современном этапе развития общества.

Исторические решения XXI съезда КПСС и тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР«Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» и сам Закон о школе явились основополагающими документами, определявшими дальнейшее развитие советской школы. В соответствии с Законом о школе среднее образование стало делиться на два этапа.

Первый этап-восьмилетняя общеобразовательная трудовая политехническая школа, созданная на базе семилетней неполной средней школы, в которой учебно-воспитательная работа стала строиться на основе сочетания изучения основ наук, политехнического и трудового обучения. Это вытекало из поставленной перед восьмилетней школой задачи: давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей (2, 60).

Принятые в марте 1959 г общесоюзный Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» и аналогичный Закон, принятый Верховным Советом Таджикской ССР в марте 1959г., обозначили важный момент в развитии советской школы, в том числе общеобразовательной школы в Таджикистане. Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Таджикской ССР» положил начало переходу к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию в республике.

Вместе с тем, Законом предусматривалось создание всем выпускникам восьмилетней школы реальных условий для получения общего и политехнического среднего образования. По окончании учебы в восьмилетней школе учащиеся имели возможность продолжить учебу в средней школе с производственным обучением или получить общее среднее образование без отрыва от производства в вечерних (сменных сезонных) средних школах рабочей и сельской молодежи. Некоторая часть выпускников восьмилетней школы в соответствии со своими наклонностями, могла продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях -техникумах и в училищах.

При этом перерыв практически после окончания восьмилетней школы не препятствовал получению общего и специального среднего образования.

Второй этап среднего образования в соответствии с Законом о школе строился на идее тесного сочетания общего и политехнического образования с профессиональной подготовкой. Он предусматривал организацию различных типов средней школы с введением дополнительно 11 класса школы производственным обучением, вечерние (сменные сезонные) школы рабочей и сельской молодежи, средние специальные учебные заведения (профессионально-технические училища, специальные средние школы).

В зависимости от местных условий школы - десятилетки в соответствии с Законом были преобразованы в средние школы (со сроком обучения 11 лет) с производственным обучением: при наличии возможности такого типа школы создавались отдельно в составе 9-11классов.

Принципиально важное значение имело содержащееся в Законе указание о том, что перестройку системы народного образования необходимо «осуществлять планомерно и организованно с максимальным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами» (2, 61).

Ввиду особых условий республик Средней Азии в Законе подчеркивалась задача-обратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингента девушек коренных национальностей в старших классах школ союзных и автономных республик Востока (2,61).Реорганизация системы народного образования на основе Закона, призванного привести к укреплению связи школы с жизнью, предусматривала резкое повышение уровня общего и политехнического образования как по предметам политического цикла-математике, физике, химии, биологии, черчению, так и по гуманитарным предметам.

«Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций, подчеркивалось в Законе о школе-является дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения в школе, семье и на улице» (2, 61).

Осуществление всеобщего среднего образования повышело общеобразовательный, общекультурный уровень людей, что благотворно сказывалось на развитии производительных сил, на росте производительности труда рабочих и колхозников, на повышении эффективности труда людей, занимающихся в сфере нематериального производства, и становилось могучи фактором обеспечения максимального удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей.

План перехода на новую систему школьного образования разрабатывался в каждой союзной республике,применительно к особенностям ее экономического и культурного развития. Одновременно решалась задача ликвидации диспропорции в развитии общеобразовательных школ в городах и сельской местности.

Только за 1959-1961г ЦК партии и Совет Министров республики приняли такие постановления, как «О ходе выполнения Закона», «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Таджикской ССР», «О ходе строительства школ, школ-интернатов», «О мероприятиях по развитию школ-интернатов на 1959-1965гг., детских учреждений и постепенном переводе школ на занятия в одну смену», «Об организации школ с продленным днем» и ряд других, в которых были определены основные направления развития общеобразовательной школы.

Укрепление материальной базы сельских школ Таджикистана связано с решением ряда проблем. Прежде всего, это расширение школьного строительства, т.к. увеличение числа

школьных зданий позволяло постепенно ликвидировать многосменность занятий. Важнейшей задачей являлось также обеспечение школ необходимым оборудованием и учебно-наглядными пособиями. С 1961 по 1965 годы за счет государственного бюджета и на средства колхозов была построена и введена в действие 501 начальная, неполная средняя и средняя школы, в том числе на средства государства-152 школы на 73 тыс.учеников, на средства колхозов-349 на 54,9 тыс. учеников (3, 28).

Во всех областях Таджикистана широко развернулось школьное строительство. В сельских местностях республики только за годы пятилеток школ было построено-на 194,3 тыс. ученических мест (4, 92).

Значительные средства выделяли на школьное строительство колхозы. В 70 -х годах на средства колхозов Таджикистане было построено в 759 школ на 119 тыс. мест (5,163 -164).

Хорошую инициативу в этом деле проявили колхозники одного из крупнейшего в республике Регарского района. В мае 1959 года они обратились с призывом оказать практическую помощь школам в строительстве и ремонте школьных зданий.

Призыв регарцев нашел широкий отклик во всех районах Ленинабадской области. В 1960 году во многих колхозах и совхозах развернулось строительство и ремонт школьных зданий, школьного оборудования и квартир учителей.

В Ленинабадской области стало традицией социалистическое соревнование между районами и городами за лучшую подготовку школ к новому учебному году.

Так, большую заботу о школе и учителях проявляли в колхозе им. Ленина Пролетарского района, в колхозе им. К.Маркса Матчинского района, в колхозе Москва Канибадамского района Ленинабадской области.

В начале 70-х годов в колхозе им. Ленина Пролетарского района были построены два типовых здания для средней школы на 1216 ученических мест. Большинство учителей жили в благоустроенных квартирах с газом и электричеством. Все школы были укомплектованы квалифицированными учительскими кадрами. В кишлаке Шайдон Аштского района была построена средняя школа на 450 мест, строительство которой обошлось в 500 тысяч рублей.13 новых средних школ начали работать в кишлаках Яри, Костарош Пенджикентского района. К этому времени в Канибадамском районе было построено 6 средних школ, в Исфаринском -3.

На протяжении 1961-1980гг в сельской местности Таджикистана были введены в действие общеобразовательные школы на 395,5 тыс.ученических мест, в том числе за счет колхозов-на 315 тыс. мест(6,105). Из общего количества построенных и введенных в действие общеобразовательных школ на протяжении указанного периода более 64,3% школ появились благодаря средствами колхозов (7,71).

Эти данные являются убедительным свидетельством того, что колхозы ощутимую оказывали в улучшении материально-технической базы сельской школы, что имело свое весьма существенное значение для нормального ее функционирования, создания надлежащих условий для практической деятельности.

Осуществление широкого школьного строительства в Таджикской ССР способствовало её сближению с другими республиками страны по уровню школьного обслуживания населения, по обеспечению школ приспособленными и хорошо оборудованными зданиями. Одновременно росла численность учебных кабинетов, учебных мастерских, школьных лабораторий. Многие сельские школы располагали разнообразными средствами обучения.

В связи с введением среднего всеобщего образования сокращалось количество начальных и неполных средних школ.

Численность средних школ с 2509 в 1960/61 учебном году выросла до 5972 в 1970/71 учебном году (рост в 2,3 раза). Соответственно выросла и численность учащихся дневных общеобразовательных школ на селе. Так, если в Таджикистане в 1960/61 учебном году в сельских средних школах обучалось 256,1 тыс. учащихся, то уже в 1980/81 учебном году-727,3 тыс.человек (8,194).

Важная особенность развития сети школ и роста контингента учащихся за исследуемый период,несомненно,заключается в том,что основной рост сети и числа учащихся произошел в сельской местности.

При общем росте количества учащихся в 1Х-Х классах на 127,9 тыс.в сельской местности увеличение составило 93,3 тыс., или 73,7%.

Столь интенсивное развитие средних школ в городах и в сельской местности объясняется тем, что в предыдущие годы органы народного образования и педагогические коллективы школ республики обращали особое внимание на полное осуществление обязательного восьмилетнего обучения как необходимое и решающее условие перехода к всеобщему среднему образованию.

Такой рост числа учащихся можно объяснить, во-первых, повышением рождаемости детей и соответственным увеличением приёма учащихся в первые классы, во вторых сокращением отсева и улучшением сохранения контингента учащихся до окончания восьмилетних и средних школ.

Комплексная программа дальнейшего укрепления и развития школьного дела на селе была выдвинута в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (июль 1973 г). В нем особое внимание уделялось укреплению ее учебно-материальной базы, обеспечению педагогическими кадрами, повышению уровня обучения и воспитания сельских школьников.

На укрепление материально-технической базы сельской школы, строительство жилья для учителей и другие цели выделялись крупные государственные капиталовложения, а также предоставлялись большие льготы колхозам, сооружающим за свой счет школы, интернаты и дома для учителей. Для более полного удовлетворения потребности сельского населения в школах и создания необходимых условий для всеобщего среднего образования молодежи было признано целесообразным иметь,как правило,в каждом совхозе и крупном колхозе среднюю общеобразовательную школу (11,530-533).

В постановлении было определены меры по повышению уровня школьного образования и укреплению учебно-материальной базы, укомплектованию их квалифицированными педагогическими кадрами.

В 1972/73 учебном году из 3139 школ, что составляло их общее число,на селе насчитывалась 2461 школа. В кишлаках обучалось 549,3 тыс. человек, т.е. две трети учащихся республики (12,239-241).

Партийные и советские организации республики проводили большую работу по реализации этих программных установок Коммунистической партии. Под руководством партийных комитетов органы народного образования, педагогические коллективы школ обеспечивали более полный охват молодежи средним образованием, развивали и совершенствовали общеобразовательную школу, как основную базу среднего всеобуча, создавали необходимые условия для получения среднего образования сельской молодежью.

Серьезное внимание обращалось на укрепление материально-технической базы сельской общеобразовательной школы: во всех областях республики расширялось школьное строительство. Вопросы строительства сельских школ обсуждались на заседаниях партийных комитетов, съездах и пленумах ЦК КП Таджикистана.

В Ленинабадской области была проделана большая работа по выполнению этого постановления. В исследуемый период весьма значимым был вклад Ленинабадского областного отдела народного образования в деле улучшения состояния учебно-воспитательной работы, повышения квалификации учителей и других работников народного образования и особенно по подготовке учителей начальных классов и учителей-предметников к работе по новым программам (13, 6).

В области имеется большое количество школ, накопивших положительный опыт по осуществлению 8-летного всеобуча. Например, в СШ № 1,3,4,5, Зафарабадского района коллективы учителей, родительский комитет, комсомольская и пионерская организации приняли самое активное участие в осуществлении полного охвата обучением детей школьного возраста (13,1).

Вопрос этот неоднократно обсуждался на заседаниях родительского комитета и педагогических советах, на предприятиях, учреждениях и организациях созданы советы содействия семье и школе. Большую роль в укреплении тесной связи с родителями, пропаганде решений партии и правительства о завершении в текущем пятилетии перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи сыграли родительские университеты.

Слаженная работа педагогических коллективов, родительских комитетов и общественности дала возможность хорошо справится с 8-летним всеобучем СШ № 1,9,23,11 Матчинского района. Большое внимание здесь уделялось в трудновоспитуемым, требующим постоянного контроля учащимся. Поддерживался тесный контакт с комиссией по делам несовершеннолетних при райисполкоме.

Хорошо была поставлена работа по осуществлению 8-летного всеобучав СШ № 4,5,11,18,20, 24 Науского района, в СШ 4,6,11,32-Ходжентского района, в СШ 32- Ура-Тюбе и во многих других школах (13, 1).

В целях полного охвата обучением детей школьного возраста колхозами, совхозами, автобазами был организован подвоз детей, живущих на расстоянии 3 и более километров от школы. Всего подвозилось к школам свыше 4555 детей.

Хорошо организовали подвоз 155 детей колхоз им. Куйбышева, колхоз им. Ленина Матчинского района. Машины были специально оборудованы, подвоз осуществлялся бесперебойно. 463 ребенка к средним и восьмилетним школа Науского района подвозили своим транспортом колхозы им.Сатарова, «50-лет СССР». Следует отметить, что колхозы им. Ленина, «Москва», «Коммунизм», совхоз «Дигмай» Пролетарского района полностью обеспечили подвоз всех нуждающихся детей к школам. Подвозились здесь дети и транспортом «Таджиксельхозтехники» совхоза «Дигмай». Для этой цели были приспособлены грузовые машины. Всего по району подвозилось 270 детей, 503 школьника транспортом колхозов и гостранспортом подвозились и в Канибадамском районе (13,1-2).

Не проявил должного внимания этому важному вопросу колхоз им. Калинина Матчинского района, 52 ученика здесь ходили в школу пешком на расстоянии более 3 км,в Пролетарском районе таких детей было 70.

Все райгороно области в своих отчетах отмечали ту положительную роль, которую сыграли в осуществлении всеобуча, успеваемости и посещаемости учащихся, улучшении всей учебно-воспитательной работы родительские университеты, пропаганда педагогических знаний среди населения (13,2).

Только с отрывом от производства за отчетный период при Ленинабадском областном институте усовершенствования учителей повысили свою деловую квалификацию и прошли переподготовку к работе по новым программам с сентября 1972года по август 1973 года 6104 учителя, руководителя школ и других работников народного образования при плане 4460 человек без отрыва от производства-5463 чел., а всего повысили свою квалификацию 11567 человек. Лучшими преподавателями-лекторами призваны были Алибоев (с.Каланбаланд г.Ура-Тюбе), Фатихов И. (к/с Шахристан), Стрельцова В.С. (СШ № 15 Ходжента) и др. (14,40-41).

Вышеуказанные преподаватели всегда добросовестно относились к проведению занятий, сами готовили необходимый наглядный материал и учли этому других учителей, давали глубокие теоретические знания, знакомили слушателей со всем новым, передовым, что накоплено мастерами педагогического труда не только нашей области, республики, но и учителями других братских республик (14,42).

Практика показала, что годичные постоянно действующие курсы учителей - хорошая форма повышения квалификации учителей - предметников, но было очень трудно из-за отдаленности некоторых районов (Ура-Тюбе, Канибадама, Матчи, Ашта, Айни, Пенджикента) эффективно проводить эти курсы при институте усовершенствования учителей.

При ЛОИУУ функционировало 17 методических кабинетов. Вся работа их была направлена на оказание практической и методической помощи учителям начальных классов, учителям -предметникам и другим работникам народного образования, а также на выполнение решений XXIV съезда КПСС и Постановления партии и правительства от 27 июня 1972 года «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшим развитии общеобразовательной школы» (14,44).

За год работники ЛОИУУ в исследуемый период побывали во всех районах области. Всего 1563 человеко-дней составляло время, затраченное на командировки. Работники ЛОИУУ тогда посетили и проанализировали 2100 уроков учителей. Около 800 командировочных дней (из общего числа) работниками было использовано непосредственно для оказания методической помощи(14,45).

Таким образом, в рассатриваемый период были достигнуты определенные успехи в деле осуществления всеобщего среднего образования. Сельская школа накопила большой опыт по обучению и воспитанию молодежи,подготовке ее к активному участию в общественно - полезном труде в различных отраслях народного хозяйства и культуры. Сельская школа оказывала огромное влияние на уровень сознательности, культуры общественно-политической активности тружеников деревни.

Вместе с тем следует отметить, что советской системе подготовки учительских кадров были присуши многие недостатки: политизация и идеологизация, декларативность законодательных актов, отрыв от жизни и игнорирование историко-национальных традиций, закрытость и пренебрежение к достижениям мировой педагогической науки.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Ленин, В.И.Полный сборник сочинений/В.И.Ленин.-Москва:Политическая литература,-1972. -

48с.-5 т.

2.Новая система народного образования в СССР. Сборник документов и статей.- Москва:АПН.

РСФСР, 1960.-78 с.

3.Шукуров, М.Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма/М.Шукуров.-Душанбе,1980.- С.28-30.

4.Социальное развитие Таджикской ССР.Статистический сборник.Душанбе,1989.- С.18-20.

5.Народное хозяйство Таджикской ССР в 1978г.Статистический ежегодник.- Душанбе,1980.- С.33-36.

6.Архив МСХ Тадж ССР.-Ф.1 .-Оп.1 .-Д.2505.

7.Архив МСХ Тадж ССР.-Ф.1.-Оп.1.-Д. 2503.

8.ЦСУ Таджикский ССР.Текущий архив отдела статистики культуры.Народное хозяйство Таджикской ССР в 1987 году.Душанбе,1988.-С.53-55.

9.Народное хозяйство Таджикской ССР в 1975 году.- Душанбе,Ирфон,1976. С.78-81.

10.Советский Таджикистан за 60 лет.- Душанбе: Ирфон,1984 .-С.11-14.

11 .Об идеологической работе КПСС. Сборник документов.-М.:1977.- 43 с.

12.Народное хозяйство Таджикской ССР в 1972г. - Душанбе: Ирфон,1973. - С.30-37.

13.ЛГА Ф.70.-0п 10.-Д 134.

14.ЛГА Ф.70.-0п.10.-Д 134.

REFERENCES:

1. Lenin, V.I.Complete Collection of Compositions/V.I.Lenin.-M.:Political Literature,1972.-48 p.-V.5.

2. New System of Peoples" Education of USSR. Collection of Documents and Articles.-Moscow: (Academy of Political Sciences) APS, 1960.- 78 р.

3. Shukurov, M.Cultural Life of Tajikistan Referring to the Period of Developed Socialism/M.Shukurov. - Dushanbe, 1980.-P.28-30.

4. Social Development of the Tajik SSR. Statistical Collection. - Dushanbe, 1989.- Р.18-20.

5. National Economy of the Tajik SSR in 1978. Statistical annual. - Dushanbe, 1980.- Р. 33-36.

6. Archive of Agriculture Ministry of the Tajik SSR.--F.1 .-I.1 .-C.2505.

7. Archive of Agriculture Ministry of the Tajik SSR.--F.1 .-I.1 .-C.2505.

8. CSC of the Tajik SSR. Current Archive of Statistical Culture Development. National economy of the Tajik SSR Referring to 1987. - Dushanbe, 1988.- Р. 53- 55.

9. National Economy of the Tajik SSR in 1975. - Dushanbe, Cognition, 1976.- Р. 78-81. 10.Soviet Tajikistan Referring to the Period of the 60-ies.-Dushanbe,Cognition, 1984. - Р. 11- 14. 11.Of Ideological Work of the CPSU. Collection of Documents.-M.,1977. - 43 р. 12.National Economy of the Tajik SSR Referring to 1972.-Dushanbe:Cognition,1973.- Р. 30-37.

Нацши мактабцои тацсилоти умумии Тоцикистони шимолй дар баланд бардоштани сатци фарцангии децот (1960-1980)

Вожацои калидй: мактаб, маориф, таърихнигорй, маълумоти миёна, фарцанги децот

Макрла ба тацлили макоми мактабцои тацсилоти умумии децоти Тоцикистони шимолй дар баландбардории сатци фарцангии рустоцо бахшида шудааст. Муаллиф ташаккул ва инкишофи мактабцои децотро дар асоси сарчашмацои зиёди илмй, маводи бойгонй ва матбуоти даврй мавриди тацлили амик карор додааст. Х,амчунин тацкими пойгоци моддиву техникй ва фарогирии цавонон бо маълумоти миёна, гузариш ба тацсилоти миёнаи умумй мавриди арзёбй карор гирифтааст. Зикр мешавад, ки мактабцои децот дар солцои 60-80-уми садаи гузашта дар таълим ва тарбияи цавонон, омода намудани онцо ба мецнати муфиди цамъиятй, соцацои гуногуни хоцагии халк ва фарцанг тацрибаи зиёд андухта буданд. Хулоса мегардад, ки дар давраи мавриди тацкик мактабцои децот дар роци фарогирии цавонон бо маълумоти умумии миёна комилан муваффак гардида, барои рифъати дарацаи шуурнокй, маданият ва фаъолияти цамъиятиву сиёсии зацматкашони децот таъсири пурфайзрасонидаанд.

Деятельность общеобразовательных школ северного Таджикистана в повышении культуры села (1960-1980)

Ключевые слова: школа, образование, историография, среднее образование, культура села

Статья посвящена вопросу о роли общеобразовательных школ северного Таджикистана в повышении культуры села в 60-гг 80-гг ХХ века. Автор на основе многочисленных научных источников, архивных материалов и материалов периодической печати проводит углубленный анализ состояния и развития сети школ в северных районах республики. Также дается оценка укреплению материально-технической базы и охвата молодежи средним образованием, переходу к всеобщему среднему образованию. Подчеркивается что сельская школа в 60-80 гг. накопила большой

опыт в деле обучения и воспитания молодежи, подготовки ее к активному участию в общественно-полезном труде в различных отраслях народного хозяйства и культуры. Сделан вывод о том, что в исследуемый период были достигнуты определенные успехи на пути осуществления всеобщего среднего образования, сельская школа оказывала огромное влияние на уровень сознательности, культуры и общественно-политической активности тружеников села.

Activities of Comprehensive Schools of Northern Tajikistan in Reference to Elevation of Culture of Kishlok (Village)(1960-1980)

Keywords: school, education, historiography, comprehensive education, culture of village.

The article touches upon the issue concerned with the role of comprehensive schools of Southern Tajikistan in regard to elevation of culture of village in the 60-80-ies of the XX-th century. Proceeding from the numerous scientific sources, archival materials and materials of periodical press the author of the article considers profound analysis dealing with the state and development of school's network in Northern districts of the republic. He gives his own assessments of consolidation of material-technical base and gaining young people with secondary education; transition to all-comprehensive education as well. It is underscored that rural school referring to the 60-80-ies accumulated great experience in the course of tuition and upbringing of young people and their preparation to active participation in social-useful work in various branches of national economy and culture. In a nutshell, the author comes to the conclusion that in the period explored were achieved the determination of success on the way of effectuation of comprehensive education, rural school exerted essential influence over the level of conscientiousness of culture and social-political activeness of labourers in the village.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Тоатов Фирдавс %абибуллоевич, сармуаллими Донишкадаи ицтисод ва савдои Донишгоци давлатии тщорати Тоцикистон (Цумхурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail:toatov_f@mail.ru

Сведения об авторе:

Тоатов Фирдавс Хабибуллоевич, старший преподаватель Института Экономики торговля Таджикского государственного университета коммерции(Республика Таджикистан, г.Худжанд),Е-mail: toatov_f@mail.ru

Information about the author:

Toatov Firdavs Habibulloyevich. senor lecturer of the institute Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khudjand) ,E-mail: toatov_f@mail.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.