Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ МОСКВЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ МОСКВЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальный музей / социальные сети / музейная сеть / информационный образ / music museum / social networks / museum network / information image

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Выходцев Эрик Петрович, Деген Георгий Александрович, Родионова Дарья Дмитриевна

В работе приводится обзор состояния активности в информационном пространстве музеев Москвы, сохраняющих музыкальное наследие – их представленность в различных социальных сетях. Актуальность статьи подчеркивается результатами проведенного мониторинга присутствия музея в социальных сетях. В ходе исследования были выявлены музеи, территориально находящиеся в столице России, актуализирующие музыкальную культуру. Проанализированы их официальные сайты, страницы в соци-альных сетях и мессенджерах. Все музыкальные музеи Москвы, сохраняющие музыкальное наследие, являются структурными подразделениями Российского национального музея музыки, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также подведомственны Департаменту культуры города Москвы и актуализируют наследие великих российских и советских композиторов и музыкантов. Приведены лучшие примеры использования социальных сетей музеями, ориентированные на повышение активности пользователей. Обосновывается, что работа с социальными сетями является неотъемлемой частью музейной деятельности, направленной на усовершенствование работы современного му-зыкального музея. Предпринята попытка обосновать, что использование разнообразных стратегий про-движения и методов вовлечения аудитории становится ключевым инструментом в процессе поддержания и повышения социального статуса музыкальных музеев. Результатами проведенного исследования явилась разработка рекомендаций по усовершенствованию информационного образа музыкального музея на основе проведенного мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Выходцев Эрик Петрович, Деген Георгий Александрович, Родионова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF MOSCOW MUSICAL MUSEUMS IN THE CONTEXT OF FORMING THEIR INFORMATION IMAGE

The work provides an overview of the state of activity in the information space of Moscow museums preserving musical heritage, their representation in various social networks. The relevance of the article is emphasized by the results of monitoring the museum’s presence on social networks. The study identified museums located geographically in the capital of Russia that actualize musical culture. Their official websites, pages on social net-works and instant messengers were analyzed. All Moscow music museums that preserve the musical heritage are structural divisions of the Russian National Museum of Music, the State Museum of Fine Arts named after A.S. Pushkin are subordinate to the Moscow Department of Culture and update the heritage of the great Russian and Soviet composers and musicians. The best examples of the use of social networks by museums, aimed at increasing user activity, are given. It is substantiated that working with social networks is an integral part of museum activities aimed at improving the work of a modern music museum. An attempt has been made to substantiate that the use of various promotion strategies and methods of audience involvement becomes a key tool in the process of maintaining and increasing the social status of music museums. The results of the study were the development of recommendations for improving the information image of the music museum based on the monitoring.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ МОСКВЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА»

15. Tom Turner. Garden History: Philosophy and Design. Routledge, London and New York, 2005. 304 r.

16. Robert Pogue Harrison. Gardens: An Essay on the Human Condition. London: Easy Read large. London: Read HowYouWant.com, 2010. 380 r.

УДК 069 EDN HACIIW

Э.П. Выходцев, Г.А. Деген, Д.Д. Родионова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ МОСКВЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗА

В работе приводится обзор состояния активности в информационном пространстве музеев Москвы, сохраняющих музыкальное наследие - их представленность в различных социальных сетях. Актуальность статьи подчеркивается результатами проведенного мониторинга присутствия музея в социальных сетях. В ходе исследования были выявлены музеи, территориально находящиеся в столице России, актуализирующие музыкальную культуру. Проанализированы их официальные сайты, страницы в социальных сетях и мессенджерах. Все музыкальные музеи Москвы, сохраняющие музыкальное наследие, являются структурными подразделениями Российского национального музея музыки, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также подведомственны Департаменту культуры города Москвы и актуализируют наследие великих российских и советских композиторов и музыкантов. Приведены лучшие примеры использования социальных сетей музеями, ориентированные на повышение активности пользователей. Обосновывается, что работа с социальными сетями является неотъемлемой частью музейной деятельности, направленной на усовершенствование работы современного музыкального музея. Предпринята попытка обосновать, что использование разнообразных стратегий продвижения и методов вовлечения аудитории становится ключевым инструментом в процессе поддержания и повышения социального статуса музыкальных музеев. Результатами проведенного исследования явилась разработка рекомендаций по усовершенствованию информационного образа музыкального музея на основе проведенного мониторинга.

Ключевые слова: музыкальный музей, социальные сети, музейная сеть, информационный образ

Для цитирования: Выходцев Э.П., Деген Г.А., Родионова Д.Д. Деятельность музыкальных музеев Москвы в контексте формирования их информационного образа / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.115-120. EDN HACIIW.

Erik P. Vykhodtsev, Georgy A. Degen, Darya D.Rodionova ACTIVITIES OF MOSCOW MUSICAL MUSEUMS IN THE CONTEXT OF FORMING THEIR INFORMATION IMAGE

The work provides an overview of the state of activity in the information space of Moscow museums preserving musical heritage, their representation in various social networks. The relevance of the article is emphasized by the results of monitoring the museum's presence on social networks. The study identified museums located geographically in the capital of Russia that actualize musical culture. Their official websites, pages on social networks and instant messengers were analyzed. All Moscow music museums that preserve the musical heritage are structural divisions of the Russian National Museum of Music, the State Museum of Fine Arts named after A.S. Pushkin are subordinate to the Moscow Department of Culture and update the heritage of the great Russian and Soviet composers and musicians. The best examples of the use of social networks by museums, aimed at increasing user activity, are given. It is substantiated that working with social networks is an integral part of museum activities aimed at improving the work of a modern music museum. An attempt has been made to substantiate that the use of various promotion strategies and methods of audience involvement becomes a key tool in the process of maintaining and increasing the social status of music museums. The results of the study were the development of recommendations for improving the information image of the music museum based on the monitoring.

Keywords: music museum, social networks, museum network, information image

For citation: Vykhodtsev E.P., Degen G.A., Rodionova D.D. Activities of Moscow musical museums in the context of forming their information image // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. С.115-120. EDN HACIIW.

Введение

В современных условиях модернизации музейной сферы особое внимание уделяется развитию музейной сети России, что находит отражение в научной литературе. Музейная сеть, представляющая собой комплекс музеев, функционирующих на определенной географической территории, является отражением

истории социально-экономического и социокультурного развития указанной территории [11]. В свою очередь, она фиксирует деятельность музеев, их влияние и участие в общественной жизни, а также их место в культурном пространстве государства. Музыкальные музеи являются неотъемлемой частью музейной сети России, являясь важными храни-

телями культурного наследия и центрами просвещения в области искусства и музыки.

Возможности сохранения и презентации музыкального наследия посредством музея осмысливаются специалистами [8]. Характеристика музеев, связанных с музыкальной культурой, представлена в научной литературе достаточно фрагментарно, как правило, это касается роли музыкальных музеев в развитии культуры отдельных регионов России, например, г. Новосибирска [9]. Отдельные публикации посвящены не только деятельности реальных музеев, но и виртуальных [10]. Авторами научных статей выносятся на обсуждение задачи, связанные с культурно-образовательной деятельностью музыкальных музеев [4]. При этом в научной литературе не представлен комплексный анализ музеев, отражающих музыкальное наследие в столице России, как значение его презентации в информационном пространстве.

Материалы и методы

Одной из главных целей современных музеев, в том числе и музыкальных, является не только сохранение, изучение и популяризация историко-культурного наследия, но также формирование креативного информационного присутствия в онлайн-средах, способствующего укреплению имиджа музея. Для достижения этих целей существенным является регулярный анализ информационной активности музеев в сети, изучение предпочтений аудитории и мониторинг количества подписчиков в социальных медиа. В условиях современного информационного общества важность создания эффективного образа музейных учреждений в цифровом пространстве существенно возросла.

Литературный обзор

Исследование научного дискурса в рамках заданного направления показывает, что публикации тематики о музыкальных музеях носят единичный характер [3]. А публикаций по такому критерию, как выбираемый авторами предмет изучения - продвижение информационного образа музыкальных музеев, на сегодняшний день практически отсутствует.

Результаты

Значительную роль в деятельности такого типа музеев Москвы как музыкальные музеи, сохраняющие музыкальное наследие, играют социальные сети, обеспечивая расширение

аудитории и повышение уровня информационной доступности для широкой публики. Их использование способствует укреплению взаимодействия музейных учреждений с посетителями, позволяет эффективно освещать выставочную деятельность, актуализировать культурные события, а также способствует созданию платформы для общения и обмена мнениями между музеями и публикой. Все вышеперечисленное позволит укрепить информационный образ музея - совокупность работы музея с интернет-сообществом посредством музейного сайта и социальных сетей, создаваемых информационных продуктов и услуг, направленных на формирование положительного имиджа и привлечения потенциальных посетителей как непосредственно в музей, так и в его представительства в Интернете [5].

В Москве сосредоточена самая большая сеть музеев, сохраняющих музыкальное наследие - (музыкальных музеев), каждый из которых обладает уникальной историей и коллекцией. В структуру Российского национального музея музыки входят: Музей музыки, Музей П.И. Чайковского в Москве, Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, Музей С.С. Прокофьева, Музей-квартира Н.С. Голованова, Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера [7]. В состав Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина входит Мемориальная квартира Святослава Рихтера [2]. Мемориальный музей А.Н. Скрябина является подведомственным учреждением Департамента культуры города Москва и его структуру входит Музей русской гармоники Альфреда Миреке [1].

В ходе исследования были выявлены представительства музеев в социальных сетях и суммарное количество подписчиков, что наглядно представлено в таблице 1.

Проведённый анализ представительств данного вида музеев показал, что Российский национальный музей музыки начитывает более 48 тысяч подписчиков в социальных сетях и является флагманом в своей сфере. Специалисты, занимающиеся ведением сообществ, размещают одинаковые публикации на каждой из площадок - Вконтакте, Одноклассники и Telegram. Музеи, входящие в состав Российского национального музея музыки, имеют страницы только во ВКонтакте.

Таблица 1

Представительство музыкальных музеев в социальных сетях

№ Музей Представительство в социальных сетях Суммарное количество подписчиков

1 Российский национальный музей музыки ВКонтакте, Одноклассники, Telegram 48494

1.2 Дом-музей С.С. Прокофьева ВКонтакте 367

1.3 Музей-квартира Н.С. Голованова ВКонтакте 186

1.4 Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера ВКонтакте 97

1.5 Дом-музей Федора Шаляпина ВКонтакте 424

1.6 Музей П.И. Чайковского ВКонтакте 1144

4 Мемориальная квартира Святослава Рихтера ВКонтакте 260

5 Мемориальный музей А.Н. Скрябина ВКонтакте, Одноклассники, Telegram 5607

5.1 Музей русской гармоники Альфреда Миреке ВКонтакте 1800

Контентная политика включает в себя информацию о выставках и мероприятиях, льготных посещениях, проводят конкурсы, размещают клипы. Интерактивный контент на площадках не размещается.

Мемориальный музей А.Н. Скрябина размещает еженедельный дайджест мероприятий каждый понедельник, чаще размещает клипы, в целом музей схож по форматам контента с Российским национальным музеем музыки. Отсутствие интерактивного контента не позволяет музеям получать дополнительную аудиторию за счет социальных реакций (лайки, комментарии, репосты).

Продвижение музыкальных музеев ведётся с использованием современных маркетинговых стратегий, таких как контент-маркетинг, цифровая реклама и сотрудничество с публичными лицами. Ключевое значение имеет разработка интерактивного контента (виртуальные туры по музеям, образовательные игры) и организация тематических мероприятий, способных привлечь новую аудиторию и удержать интерес постоянных посетителей.

В контексте стратегий продвижения музыкальных музеев Москвы в социальных сетях ключевыми являются следующие направления: контент-маркетинг, интерактивные элементы, сотрудничество с известными музыкантами и блогерами.

Обсуждение

Стратегия контент-маркетинга для продвижения музыкальных музеев Москвы в социальных сетях подразумевает создание уникального и привлекательного контента, который способствует вовлечению аудитории и

увеличению интереса к музею. Важным аспектом такой стратегии является публикация историй об экспонатах, которые не только рассказывают о значении и происхождении предметов коллекции, но и открывают волнующие, часто неизвестные факты о музыкальной истории. Дополнением к этому могут стать серии образовательных постов, посвященных важным музыкальным эпохам, выдающимся произведениям и биографиям композиторов, которые смогут расширить знания подписчиков.

В создании информационного образа музея ключевую роль играют интервью с кураторами и экспертами [6]. Эти специалисты делятся уникальными знаниями о музеях, выставках и особенностях работы, таким образом приближая аудиторию к внутреннему миру музейной жизни. Виртуальные экскурсии позволяют зрителям социальных сетей «посетить» музей, не покидая дома, обеспечивая возможность знакомства с коллекцией и пространством музея. Видео-лекции и мастер-классы проводятся с целью образования и погружения в музыкальное искусство, делая культурное образование доступным для широкой аудитории.

Интерактивные форматы, такие как он-лайн-квизы и викторины на тему музыкальной истории, стимулируют активное участие пользователей и дают возможность им тестировать свои знания в увлекательной форме. Публикация закулисных материалов открывает занавес тайны вокруг музейной работы, показывая, как создаются выставки и проходят реставрационные работы.

Контент-маркетинг для музыкальных музеев Москвы также включает в себя предоставление полезной информации, такой как рекомендации по посещению, расписание мероприятий и другие сведения, которые облегчают планирование визита. Работая над разнообразным и глубоким контентом, музыкальные музеи Москвы могут привлечь больше внимания в социальных сетях, создавая долгосрочное взаимодействие с аудиторией и укрепляя свою репутацию как важных источников культурного образования и вдохновения.

Внедрение интерактивных элементов в стратегию продвижения музыкальных музеев Москвы в социальных сетях может значительно повысить уровень вовлеченности аудитории и усилить интерес к музею и его экспонатам. Среди наиболее эффективных интерактивных инструментов:

Виртуальные туры по музеям предоставляют уникальную возможность «посещения» музеев, знакомства с экспозициями и отдельными музейными предметами. Современные технологии 3D-моделирования и 360-градусных фотографий позволяют создавать реалистичные интерактивные экскурсии, во время которых пользователи могут самостоятельно «пройтись» по залам музейной экспозиции, рассматривая произведения искусства под разными углами и узнавая о них дополнительную информацию. Такой инструмент не только удобен для широкой публики, но и делает музейное искусство доступным для людей с ограниченными возможностями.

Онлайн-викторины и конкурсы активно стимулируют взаимодействие с контентом музея. Разнообразные вопросы, касающиеся истории музыкальных произведений, композиторов или художественных направлений, мотивируют аудиторию изучать материал глубже, а процесс участия в викторинах и конкурсах добавляет элемент игры и соревновательности. Призы или символические награды для победителей способствуют дополнительному повышению интереса к музейной деятельности.

Аудиогиды и подкасты предлагают эффективный способ знакомства с музейными коллекциями, особенно когда речь заходит об истории музыки и творчестве композиторов. Указанные форматы позволяют слушателям глубже погрузиться в процесс создания музыкальных произведений, проследить их культурное влияние и понять исторический контекст, окружающий искусство. Легко инте-

грируемые в музейные приложения и вебсайты, а также доступные на популярных платформах для подкастов, они служат удобным и доступным инструментом для дистанционного обучения и привлечения аудитории.

Использование интерактивных элементов на площадках в социальных сетях расширяет потенциальную аудиторию музеев, привлекая не только искусствоведов и музыковедов, но людей, которые активно используют социальные сети для получения информации. Разработка интерактивного контента поможет московским музыкальным музеям значительно повысить вовлеченность пользователей.

Сотрудничество с известными музыкантами и блогерами дает музыкальным музеям шанс привлечь более широкую аудиторию к своим коллекциям и образовательным программам. Приглашение популярных личностей для проведения онлайн-мастер-классов дает любителям музыки ценную возможность поучиться у профессионалов, что усилит образовательную роль музея и привлечет новую аудиторию. Лекции экспертов о музыкальных стилях, их особенностях и направлениях способствуют более глубокому пониманию искусства.

Прямые трансляции на социальных платформах, где музыканты и блогеры делятся своим профессиональным опытом и впечатлениями, способствуют созданию условий для интерактивного взаимодействия с аудиторией и её активного вовлечения в культурные процессы. Подобный формат позволит музеям не только расширить своё присутствие в сети, но и установить более персонализированный контакт с посетителями, способствуя повышению их лояльности.

Ключевым аспектом данного сотрудничества является создание оригинального контента, который блогеры могут распространять на своих собственных площадках, привлекая внимание многочисленных подписчиков. Анонсирование предстоящих событий, таких как мастер-классы и лекции, значительно усиливает интерес и формирует ожидание среди целевой аудитории. Такая взаимовыгодная работа с известными личностями способствует установлению долгосрочных партнёрских отношений, что ведёт к повышению посещаемости и укреплению репутации музыкальных музеев Москвы как активных и динамичных участников культурной жизни столицы.

Заключение

Музыкальные музеи Москвы, находясь на пересечении культурного наследия и современных технологий, стремительно адаптируются к требованиям быстро меняющегося информационного пространства. Использование инновационных стратегий продвижения и методов вовлечения аудитории становится важным инструментом для поддержания и укрепления их статуса в обществе. Привлечение к сотрудничеству известных музыкантов и блогеров, проведение интерактивных мероприятий и активное использование социальных медиа позволяет музеям не только сохранить текущую аудиторию, но и существенно её расширить, привлекая молодёжь и тех, кто ранее был далёк от изучения музыкального искусства. Важно подчеркнуть, что такие усилия музеев не только способствуют популяризации музыкального искусства, но и играют незаменимую роль в образовании широкой публики. Они помогают людям глубже понять музыкальную культуру, ее истоки и развитие, а также осознать значение музыки в истории и современной жизни общества. Кроме того, активное внедрение новых инструментов и подходов к взаимодей-

ствию с аудиторией способствует формированию новых моделей потребления культурных продуктов, что в итоге обогащает культурное пространство города и региона.

В условиях постоянной информационной перегрузки музыкальные музеи Москвы демонстрируют пример успешного сочетания уважения к традициям и открытости к новациям. Их стремление не только сохранять, но и активно делиться богатым музыкальным наследием с современниками способствует формированию гармоничного и всесторонне развитого общества, осознающего свои исторические корни и культурные ценности. Музыкальные музеи, таким образом, выступают не просто как хранители искусства, но и как живые посредники между прошлым, настоящим и будущим.

На наш взгляд, это еще раз доказывает актуальность данной темы исследования, которое подчеркивает значимость изучения деятельности музыкальных музеев в контексте формирования и поддержания их онлайн-присутствия, включая социальные сети. Кроме того, обусловлена и недостаточной глубиной изучения данной проблематики.

Литература

1. ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей А.Н. Скрябина» [Электронный ресурс]. - URL: https://scriabinmuseum.ru/ (дата обращения 04.06.2024).

2. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Мемориальная квартира Святослава Рихтера [Электронный ресурс]. - URL: https://pushkinmuseum.art/events/archive/2024/others/richter/index.php?lang=ru . (дата обращения 04.06.2024).

3. Деген Г. А., Родионова Д. Д., Боброва Е. И. «Музеи музыки» в проблемном поле музеологии: анализ документопотока// Вестник Кемеровского государственного института культуры.-2024.-№ 68.- . 77-86

4. Наземцева К.Н. Музыкальный музей: опыт образовательной и просветительской деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 388-393.

5. Родионова Д. Д., Выходцев Э. П. Информационный образ художественного музея: современное состояние и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2020. - № 4 (45). - С. 93-97.

6. Родионова Д. Д., Выходцев Э. П. Современные требования к информационному образу музея // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 61. - С. 66-72.

7. Российский национальный музей музыки [Электронный ресурс]. - URL: https://music-museum.ru/ (дата обращения 04.06.2024).

8. Тихомиров А.Г. Музыкальная классика: музей, архив или все-таки жизнь? // Музыкальная академия. - 2022. - № 1 (777). - С. 184-191.

9. Фаль Е.Д. Музеи в музыкальной культуре Новосибирска / / История музыкального образования: новые исследования. - 2017. - С. 203-205.

10. Филиппова Т.А Музей музыкальной культуры: реальный и виртуальный // Библиотечное дело. -2015. - № 7 (241). - С. 28-32.

11. Черкаева О. Е. Вопросы терминологии: «музейная сеть» и «музейный ландшафт» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2018. - № 3 (36). - С. 90-94.

References

1. GBUK g. Moskvy «Memorial'nyj muzej A.N. Skrjabina» [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://scriabinmuseum.ru/ (data obrashhenija 04.06.2024).

2. Gosudarstvennyj muzej izobrazitel'nyh iskusstv im. A. S. Pushkina. Memorial'naja kvartira Svjatoslava Ri-htera [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://pushkinmuseum.art/events/archive/2024/others/richter/index.php?lang=ru . (data obrashhenija 04.06.2024).

3. Degen G. A., Rodionova D. D., Bobrova E. I. «Muzei muzyki» v problemnom pole muzeologii: analiz doku-mentopotoka// Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury.-2024.-№ 68.- . 77-86

4. Nazemceva K.N. Muzykal'nyj muzej: opyt obrazovatel'noj i prosvetitel'skoj dejatel'nosti // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2017. - № 6. - S. 388-393.

5. Rodionova D. D., Vyhodcev Je. P. Informacionnyj obraz hudozhestvennogo muzeja: sovremennoe sos-tojanie i perspektivy / / Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - 2020. - № 4 (45). -S. 93-97.

6. Rodionova D. D., Vyhodcev Je. P. Sovremennye trebovanija k informacionnomu obrazu muzeja // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2022. - № 61. - S. 66-72.

7. Rossijskij nacional'nyj muzej muzyki [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://music-museum.ru/ (data obrashhenija 04.06.2024).

8. Tihomirov A.G. Muzykal'naja klassika: muzej, arhiv ili vse-taki zhizn'? // Muzykal'naja akademija. - 2022.

- № 1 (777). - S. 184-191.

9. Fal' E.D. Muzei v muzykal'noj kul'ture Novosibirska // Istorija muzykal'nogo obrazovanija: novye issledo-vanija. - 2017. - S. 203-205.

10. Filippova T.A Muzej muzykal'noj kul'tury: real'nyj i virtual'nyj / / Bibliotechnoe delo. - 2015. - № 7 (241).

- S. 28-32.

11. Cherkaeva O. E. Voprosy terminologii: «muzejnaja set'» i «muzejnyj landshaft» // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. - 2018. - № 3 (36). - S. 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.