миронов роман Борисович - научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея (ИОКМ), г. Иркутск.
Mironov Roman Borisovich - scientific researcher of Irkutsk region homeland museum, Irkutsk.
УДК 947. 084. 3 (571. 6)
о.п. Федирко деятельность молодежных организаций на дальнем востоке (1918-1922)
Статья посвящена деятельности молодежных духовных организаций - «Свято-Андреевский кружок православной молодежи», Христианский союз молодых людей, скаутская организация, - действовавших на территории Забайкалья и Дальнего Востока в период гражданской войны и сыгравших большую роль в религиозном просвещении населения.
Ключевые слова: религия, духовные организации, гражданская война, просвещение, образование.
O.p. Fedirko THE AcTIVITY OF YOuTH ORGANIzATIONs IN THE FAR EAsT (1918-1922)
The article is devoted to the activity of youth religious organizations “Saint Andrey union of Christian youth”, the Christian union of young people, Scout organization, existing on the territory of Zabaikalie and the Far East in the period of Civil war, they played a great role in religious enlightenment ofpopulation.
Key words: religion, religious organizations, Civil war, enlightenment, education.
В условиях гражданской войны и иностранной интервенции, когда идеологическое противостояние выражалось в открытом столкновении враждующих сторон, знание настроений в религиозной среде имело непосредственное практическое значение - оно требовалось для выявления противников и сторонников советской власти. Радикальность методов борьбы «за новый мир» сплошь и рядом перекрывала декларации о терпимости и взвешенном отношении к приверженцам религии, что вызывало активное противодействие с их стороны. Одной из форм такого противодействия явился процесс создания и расширения деятельности на Дальнем Востоке молодежных духовных организаций.
Одним из самых известных в Приамурском крае был союз «Свято-Андреевский кружок православной молодежи». Он возник в 1919 г. во Владивостоке. Целями союза были самовоспитание в общей молитве и духовных беседах, изучение слова божия. Члены союза посещали учебные заведения, проводили с учащейся молодежью лекции и беседы. При союзе возникла благотворительная организация «Капля молока». Ее главная цель состояла в организации амбулаторного приема больных детей и снабжения их доброкачественным молоком [1, с. 2].
Особую роль в распространении религии среди молодежи на Дальнем Востоке сыграл Христианский союз молодых людей (ХСМЛ).
Союз был основан Джоржом Вильямсом в 1844 г. в Лондоне, но наибольшее распространение получил в США в конце XIX в [2, с. 3]. Задачи декларировались следующим образом: «ХСМЛ является духовным движением, имеющим целью объединение молодых людей на братской основе путем развития тех сторон деятельности, которые могут быть пригодны молодым людям в период, отвечающий стадии развития и их характеру» [3, с. 57].
Первый русский ХСМЛ был создан в Петрограде, это было общество под названием «Маяк». 22 сентября 1900 г. Петроградский союз просуществовал вплоть до 1918 г. и насчитывал до 4000 членов. Кроме Петрограда существовали общества в г. Москве и других крупных городах России.
После свержения самодержавия Временное правительство России обратилось через Государственный департамент США в Американский международный комитет ХСМЛ с просьбой оказать гуманитарную и материальную помощь в борьбе с большевизмом.
В ответ на эту просьбу в 1918 г. в Россию прибыло 125 секретарей ХСМЛ, привезено большое количество разного оборудования. Но «вскоре условия в России стали настолько ненормальными» [2, с. 9], что Петроград и Москву были вынуждены покинуть не только американские секретари, но и русские руководители этого движения.
С целью помочь «русским братьям д-р Мотт поручил Генеральному секретарю ХСМЛ в России взять на себя ведение и руководство движением на благо русских ХСМЛ до наступления счастливого времени, когда русские руководители смогут собраться и взять это дело в свои руки» [2, с. 9].
Повторно вопрос о помощи антибольшевистским силам в России обсуждался в США на комиссии американского Сената в феврале-марте 1919 г., когда на нем был заслушан доклад Р.Б. Дениса, прибывшего в Россию в качестве представителя ХСМЛ 13 февраля 1919 г. В своем докладе Деннис заявил, что командный состав Красной армии состоит из германских офицеров, что большевики в городах разрушают здания, что большинство рабочих и крестьян отвернулось «от большевистской шайки», что рабочие не хотят при советской власти работать. Другой представитель ХСМЛ Роберт Ф. Леонард, приехавший в Россию для работы среди солдат в августе 1917 г. и вернувшийся в Соединенные Штаты в 1918 г., в своих показаниях под присягой заявил, что большевики вели «убийственную» пропаганду. Заканчивая свои показания, Леонард выразил надежду, что религиозная организация окажет значительную помощь «в спасении русского народа от большевистской системы» [4, с. 46]. В результате обсуждения данного вопроса комиссия приняла решение продолжить политику помощи белогвардейцам через ХСМЛ.
В журнале «Антирелигиозник» в 1926 г. автором статьи, который предпочел скрыться под псевдонимом Ф.Ф., сообщено, что ХСМЛ израсходовал 6 млрд долларов на поддержку контрреволюции в России [3, с. 59].
В начале 1918 г. часть американских секретарей ХСМЛ решила вернуться в Америку через Сибирь, закончив свою работу с русскими войсками на Западном фронте, большинство из них было вынуждено остаться в Сибири и начать работу среди солдат армии Колчака. К августу 1918 г. ХСМЛ в Сибири имел 200 инструкторов в чешских, американских и русских белогвардейских частях [4, с. 46].
В 1919 г. городские отделения ХСМЛ действовали в следующих городах: Владивосток, Харбин, Хабаровск, Иркутск, Томск, Омск, Красноярск и Ново-Николаевск [5, с. 7]. В них под руководством американских секретарей была начата городская работа среди гражданского населения. Программа деятельности союза была направлена на совместную с общественными организациями
культурно-просветительскую деятельность, содействие бойскаутам, организацию детских площадок, передвижных кинематографических сеансов, научных классов и некоторых классов по изучению религиозных вопросов. Были организованы курсы для учителей под наблюдением и при содействии союза, но при финансовой поддержке общественных организаций и правительства. Силами секретарей союза было организовано преподавание Закона божьего в ряде городских школ. В некоторых союзах были организованы группы физического развития, курсы английского языка, всевозможные экскурсии, кружки: музыкальнодраматические, эсперанто, шахматные и т.п.
Особенно следует упомянуть работу лекционного бюро. Оно организовало в городах Сибири лекции профессора Робертсона, на которых присутствовало около 55000 слушателей [2, с.12]. Вестник ХСМЛ писал «... могучим фактором развития союза является широкая осведомительная работа, которая ведется журналами, газетами и бюллетенями, издаваемыми нашей организацией». «Только пустив корни в русскую жизнь, союз может окрепнуть и стать важным фактором в деле образования русской молодежи, каким он является во всех частях света. И это может быть достигнуто только дружным усилием всех его членов» [2, с.3].
Главным объектом воздействия совета была молодежь, но и взрослое население, особенно рабочие, не оставалось без внимания. Приемы и методы идеологической обработки, которыми пользовались миссионеры ХСМЛ, были весьма разнообразны: лекционная и кинопропаганда, устройство выставок, спортивных соревнований, бесплатная раздача подарков, театральные представления, содействие бойскаутам, открытие детских площадок, военно-спортивных летних лагерей и т.д. Тематика лекций и киносюжетов была целенаправленна. Это восхваление политического и общественного устройства США, истории Америки, американской системы образования и воспитания, рекламирование военной мощи США [6, с. 12].
После захвата Дальнего Востока интервентами ХСМЛ начинает свою деятельность в самых крупных городах региона. Во Владивостоке общество «Маяк» стало в последующем координирующим центром деятельности союза на Дальнем Востоке. К 1922 г. оно насчитывало около 1 тыс. членов [7, с. 2].
В Российском государственном историческом
архиве Дальнего Востока сохранилось несколько номеров журнала, выпущенных ХСМЛ, «Вестник Христианского союза молодых людей». Судя по данным, извлеченным из «Вестника.», пиком деятельности ХСМЛ на Дальнем Востоке стал 1919 г.
Деятельность ХСМЛ в Дальневосточном регионе была достаточно разнообразной, она охватывала, прежде всего, детей и молодежь, хотя в некоторых программах принимало участие и взрослое население. Формы, задействованные в работе ХСМЛ на Дальнем Востоке, были аналогичны использованным в Сибири.
С большой помпой во Владивостоке в июле
1919 г. была открыта Гайдамакская детская площадка. На этом празднике было несколько сот детей, а к вечеру к началу киносеанса собралось около 3000 зрителей, как взрослых, так и детей [5, с. 9]. Все лето 1919 г. продолжались сеансы кинематографа на открытом воздухе для всех желающих: утром организовывались детские сеансы, а вечером - для взрослых. Кстати, кинолекциям, просмотрам кинофильмов уделялось большое внимание. Громадным успехом пользовались утренние детские кинематографические сеансы в зале «Маяка», устраиваемые круглогодично [5, с. 8].
Одной из форм была лекционная работа, которой руководил общественный отдел. Для более успешного ведения лекций П.А. Селецкий, секретарь общественного отдела, провел в преддверии нового 1919/20 учебного года переговоры с представителями Народного университета о координировании деятельности обеих организаций в этом отношении [2, с. 15]. По некоторым сведениям, осенью 1919 г. лекции по линии ХСМЛ читались в том числе и лекторами Народного университета.
Еще одной формой культурнопросветительной деятельности ХСМЛ являлась кружковая работа. Во Владивостоке действовали классы английского языка, артистический и философский кружки.
При образовательном отделе работала библиотека, имеющая в 1919 г. фонд из 1001 книги, по большей части на русском языке, имелся также подбор книг на английском языке [2, с. 15].
Большую работу вел общественный отдел, в функции которого входило устройство различного рода игр, прогулок, концертов и т.д.
В физическом отделе работали секции бокса, джиу-джитсу, спортивных и военных игр, гимнастики и т.д. «.Чтобы удовлетворить запросы
русского юношества, организуются игры в мяч, бросание мяча в подвешенную сетку, изучаются прямые удары под ложечку, ввинчивающиеся в челюсть.» [9, с. 668].
Летом 1919 г. во Владивостоке был устроен летний лагерь для мальчиков. Он работал с 6 по 22 августа. Был снят фильм об этом лагере, для того чтобы популяризировать данную форму работы [8, с. 14].
Несмотря на свою значительную благотворительную деятельность в Сибири и на Дальнем Востоке, «Христианский союз молодых людей» резко критиковался с разных сторон. Его противником на Дальнем Востоке выступало местное православное духовенство, которому не нравились «слишком вольные приемы воспитания молодежи в союзе» [6, с. 49]. Большевики называли молодежную христианскую организацию «Маяк» не иначе как «христомол» и считали ее пособницей империализма. На это у них были основания, так как благотворительная деятельность «Христианского союза молодых людей» распространялась только на силы, боровшиеся против большевиков [9, с. 8].
Деятельность Владивостокского ХСМЛ имела явную проамериканскую направленность, которая прослеживалась как в организационной структуре «Маяка», так и во всей его работе. В клубе устраивались свободные беседы с американскими проповедниками и русско-американские музыкальные вечера. Довольно четкую характеристику методов воспитания русской молодежи в этом отделе дает «Вечерняя газета». Описывая один из спектаклей студии, где маленьким зрителям преподносили далеко не детские сценки из американской жизни, газета констатирует: «... еще год-два такого воспитания, и они (дети) не ударят в грязь лицом перед любым юнгой любого американского корабля. А из деревьев вишневого сада наделают прочные табуретки для баров» [8, с. 25]. Дети «.учат американскую историю. американские обычаи и нравы, а по воскресеньям поют религиозные псалмы и американский гимн «О, наше звездное знамя» [8, с. 668].
Во Владивостоке выпускались периодические издания: «Вестник Маяка», «Юность», «Вестник христианского союза молодежи». В Благовещенске издавалась газета «Голос христианской молодежи» [10, с. 17].
В 1919 г. открылось Хабаровское отделение ХСМЛ. Союз занимал удобное помещение на главной улице города, с залом для сеансов кине-
матографа и лекций, вмещающим несколько сот человек. В одном конце зала находились читальня и библиотека. Помимо конторы имелось несколько комнат для классов и жилья [5, с. 10].
Хабаровское отделение ХСМЛ организовывало уроки английского и японского языков, языка эсперанто и сеансы кинематографа для всех желающих.
В период гражданской войны большое количество русских проживало в китайском городе Харбине. Среди русского населения вел свою работу Харбинский отдел ХСМЛ. Во главе харбинского союза в 1919 г. стояли г. Гофман и Гудзон. У Харбинского отдела ХСМЛ имелось собственное здание, там организовывались занятия как со взрослыми, так и с молодыми людьми. Круглогодично организовывались сеансы кинематографа на вольном воздухе был, организован английский клуб. Летом работала летняя школа, занятия в ней включали работу на детской площадке, разные игры, классы английского языка, лекции и беседы по ботанике, зоологии и проч. Харбинская библиотека ХСМЛ насчитывала 2000 книг [5, с. 17].
Тесно связанной с ХСМЛ происхождением и целями работы была скаутская организация. Вопрос о причислении скаутов к религиозным организациям обсуждался еще 1918 г. на страницах журнала «Юный скаут».
«Скаутизм, чуждый религиозной догматике, сделал то, чего не смогли сделать все религии мира. Он вызвал у молодежи всего мира живое сознание духовного и душевного братства и объединил ее на почте активной, альтруистической деятельности.
Скаутизм не противопоставляет себя религии. Скауты с уважением относятся к религиозному сознанию как своих братьев скаутов, так и вообще всех людей» [11, с. 3].
В 1919 г. скаутские организации действовали в Чите, Владивостоке, Никольск-Уссурийске, Харбине, Хабаровске, Нерчинске, Верхнеудин-ске, Иркутске, Красноярске, Барнауле, Семипалатинске, Ново-Николаевске, Челябинске, Томске, Омске, Екатеринбурге, Каинске (Томской губернии), Канске, Оренбурге, Троицке (Оренбургской губернии), Петропавловске (Омской губернии), Ачинске [12, с. 32].
Толчком к созданию скаутских отрядов во Владивостоке, Никольске-Уссурийском, Хабаровске, КВЖД послужила поездка представителей учащихся гимназии и коммерческого училища в 1912 г. в Петербург на смотр парада «потешных»,
где произошло знакомство с царскосельскими скаутами.
Вернувшиеся представители Приморья и Приамурья, КВЖД стали развивать у себя «по-тешничество» и скаутизм, но «потешные» парады из-за начавшейся войны с Германией так и не состоялись, а вот движение скаутов - разведчиков получило дальнейшее развитие. Причем существовали скауты на ДВ до 1922 г.
Совет русских скаутов, образовавшийся в
1920 г. в Константинополе усилиями О.И. Пантю-хова из числа эмигрантов армии Врангеля, учредил 10 июля 1921 г. Приморский отдел НОРС для объединения и координации работы скаутов на Дальнем Востоке.
Во Владивостоке скаутский отдел в 1916 г. создан преподавателем коммерческого училища
В.П. Емельяминовым. К лету 1921 г. отряд разросся до пионерской дружины, состоящей из 5 отрядов бойскаутов, отряда морских скаутов, 2 отрядов герл-скаутов и двух стай волчат. Общая численность доходила до 300 чел. В 1919 г. издавался журнал «Владивостокский скаут», а с 1921 г. - «Белый медведь».
Традиционным для скаутского движения стало проведение летних лагерей. В 1921 г. летний лагерь скаутов был проведен на острове Русский. Сюда приезжали скауты со ст. Пограничной КВЖД и Никольско-Уссурийского. Поддержку этому лагерю оказало Временное Приамурское правительство. На следующий год, летом 1922 г., на Русском острове был последний скаутский лагерь и организован последний парад.
В Никольске-Уссурийском скаутская дружина была организована скаутмастером Г.В. Радецким-Минкуличем в сентябре 1917 г. при реальном училище. С 1918 по 1922 г. отряд скаутов разросся до 2 групп с численностью 300 чел. Среди русских скаутов был отряд из числа учеников кадетской школы, были и отряды герл-скаутов. Шестого мая 1922 г. состоялся парад и праздник скаутов Никольско-Уссурийского.
В Хабаровске отряд скаутов был основан в 1918 г. Большой отряд был при реальном училище, руководили которым в начальный период братья Трамбицкие.
В Спасске сборный отряд скаутов и герл-гайдов был организован в 1921 г. при гимназии, состоял из 5 патрулей и находился под руководством помощника скаутмастера Н. Яковлева и директора Н.В. Щелкина [13, с. 100].
Молодежные организации значительно ожив-
Васильева С.В. Восстановление церковной соборности старообрядчества в контексте институциональных трансформаций ХХ-ХХ1 вв.
ляли общественную жизнь дальневосточных городов и при этом вели активную пропаганду религиозных учений. Их деятельность была востребованна еще и потому, что осуществлялась на благотворительной основе.
Процесс революционных изменений, сопровождавшийся разрушением старой системы ценностей, требовал от новой власти создания новых идеологических установок, которые бы коренным образом повлияли на граждан нового, советского государства. В свою очередь общество не всегда было готово к таким переменам и инстинктивно держалось на религии как оплоте прежней спокойной жизни. Но антисоветский характер деятельности молодежных духовных организаций предопределил их судьбу - они прекратили свое существование на Дальнем Востоке с приходом Советской власти.
Литература
1. Дальний Восток. - 1919. - 6 апр.
2. Тиличеев С.А. ХСМЛ (краткий очерк) //Вестник Хри-
стианского союза молодых людей. - 1919. - № 2.
3. Ф.Ф. Антихристианское движение в Китае // Антирелигиозник. - 1926. - № 1.
4. Кандидатов Б.П. Японская интервенция в Сибири и церковь. - М.: ГАИЗ, 1932.
5. Публикационный отдел при главном правлении ХСМЛ // Вестник Христианского союза молодых людей. - 1919. - № 1.
6. Евтушевский А. Г. Идеологическая интервенция США на Советском Дальнем Востоке и борьба с ней (19171922 гг.): автореф. канд. ист. наук. - Томск, 1980.
7. Наша речь. - 1922. - 27 июня.
8. Борьба за власть Советов в Приморье (1917-1922 гг.)
- Владивосток, 1955.
9. Кандидов Б. Интервенция на Дальнем Востоке и роль сектантства (1918-1922 гг.) // Безбожник. - 1932. - 30 июля.
10. Авдошкина О.В. Религиозный вопрос в программах и тактике дальневосточных политических партий (1917-1922 гг.) // Духовная жизнь Дальнего Востока России. - Хабаровск, 2000.
11. Скаутизм и религия // Юные друзья. - 1918 . - № 2-3.
12. Адреса для переписки // Забайкальский скаут. - 1919.
- № 6.
13. Кучин В.Л. Скауты. 1909-2007 гг. История. Документы. Свидетельства. Воспоминания. - М.: Минувшее, 2008.
Федирко оксана петровна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Благовещенский филиал Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы, г. Благовещенск.
Fedirko Oksana petrovna - candidate of historical sciences, lecturer, head of department of humanities, Blagove-schensk branch of Moscow Academy of Entrepreneurship under the government of Moscow, Blagoveschensk.
УДК 281. 9
С.в. васильева
восстановление церковной соборности старообрядчества в КонТЕКСТЕ институциональных трансформаций xx-xxI вв.
Статья посвящена формированию и развитию традиции создания канонических и общественных структур как основы русской Древлеправославной соборности, а также ее интеграции с православными институтами РПЦ на протяжении XX-XXI веков.
Особо выделяется комплекс источников, на основе которых рассматривается проведение Освященных Соборов и Епархиальных съездов в Байкальском регионе.
Ключевые слова: соборность, конфессиональная инновация, трансформация канонического права, интеграция, Епархиальный совет, Томско-Алтайская епархия, Иркутско-Амурская епархия.
s.V. Vasilieva restoration of church conciliarity of old believers in the context of institutional transformations of xx-xxi centuries
The article is devoted to the formation and development of tradition of creation of canon and social structure as the base of Old Orthodox church conciliarity and its integration with Russian Orthodox Church during XX-XXI centuries. The prominence is given to the complex of sources, on the basis of which Holy councils and Diocesan conventions are hold in the Baikal region.
Key words: conciliarity, confessioanal innovation, transformation of canon law, integration, Diocesan Council, Tomsk-Altay diocese, Irkutsk-Amur diocese.