Научная статья на тему 'Деятельность Куйбышевской студии кинохроники по экранизации трудового подвига народа в годы Великой Отечественной войны (1942 г. )'

Деятельность Куйбышевской студии кинохроники по экранизации трудового подвига народа в годы Великой Отечественной войны (1942 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1004
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЙБЫШЕВСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ / КИНОДОКУМЕНТЫ / ЭКРАНИЗАЦИЯ / ТРУДОВОЙ ПОДВИГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заводчиков Василий Васильевич

В статье рассмотрены основные направления деятельности Куйбышевской студии кинохроники в 1942 году, ее вклад в создание кинодокументов, отражающих беспримерное мужество и героизм народа в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Показано историческое значение экранизации героического труда народа во имя Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Куйбышевской студии кинохроники по экранизации трудового подвига народа в годы Великой Отечественной войны (1942 г. )»

УДК 947.085

В.В. Заводчиков*

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЙБЫШЕВСКОЙ СТУДИИ КИНОХРОНИКИ ПО ЭКРАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОДВИГА НАРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1942 г.)

В статье рассмотрены основные направления деятельности Куйбышевской студии кинохроники в 1942 году, ее вклад в создание кинодокументов, отражающих беспримерное мужество и героизм народа в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны. Показано историческое значение экранизации героического труда народа во имя Победы.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Куйбышевская студия кинохроники, кинодокументы, экранизация, трудовой подвиг.

День памяти и скорби в нынешнем году — 22 июня 2011 года — совпал с семидесятилетним рубежом, отделяющим нас от одной из самых трагических дат в истории нашего Отечества — начала Великой Отечественной войны. Выступая в связи с этим на заседании президиума Правительства РФ, В.В. Путин отметил: «Наш долг — беречь и отстаивать правду о войне, о бесценном опыте союзничества, об истинных героях, перед которыми время не властно. Это важно для всех нас, это необходимо для воспитания и нравственного становления будущих поколений» [1]. Неоценимую роль в этом играют дошедшие до наших дней кадры кинохроники.

Весомый вклад в экранизацию беспримерного мужества и героизма народа в борьбе с врагом, самоотверженного труда в тылу внесла Куйбышевская (ныне Самарская) студия кинохроники. Накануне Великой Отечественной войны она обслуживала 14 областей и республик Поволжья. В них была создана сеть корреспондентских пунктов. Летопись мирной жизни и трудовых дел волжан перед войной вели кинооператоры П.Оппенгейм в Горьком (ныне Нижнем Новгороде), А. Казначеев в Мордовии, В. Косицын в Рязани, А. Сухов в Оренбуржье, Г. Амиров в Марийской АССР (ныне Республика Марий Эл), кинорежиссеры Д. Дальский в Башкирии (ныне Республика Башкортостан), В. Каштелян в Куйбышевской (ныне Самарской) области, К. Поздняков в Татарии (ныне Республика Татарстан) [2].

В 1942 году студия имела 5 корреспондентских пунктов в Чкалове (ныне Оренбурге), Саратове, Уфе, Пензе и Казани. При этом Казанский корреспондентский пункт объединял корреспондентские пункты в Чебоксарах, Ижевске, Йошкар-Оле, а Саратовский корреспондентский пункт — корреспондентские пункты в Сталинграде (ныне Волгограде) и Астрахани. По решению Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР в 1942 году были ликвидированы студии кинохроники в Воронеже, Саратове, Уфе и Казани и превращены в корреспондентские пункты Куйбышевской студии кинохроники [3].

В 1942 году расширились производственные возможности студии. Отчасти это было связано с эвакуацией Центральной студии кинохроники в Куйбышев, что по-

* © Заводчиков В.В., 2011

Заводчиков Василий Васильевич (vzavod69@gmail.com), кафедра отечественной истории и археологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

зволило также усилить кадровый состав студии за счет ряда квалифицированных работников центра. В начале 1942 года была реконструирована техническая база студии. В результате Куйбышевская студия стала наиболее технически оснащенной среди студий кинохроники страны. За первое полугодие 1942 года студией было выпущено 30 «Союзкиножурналов», 5 фильмопесен, 8 частей киноочерков, были возобновлены работы по выпуску журнала «Советское искусство» [4].

С 1 июля 1942 г. производство «Союзкиножурнала» было прекращено, и студией был начат выпуск нового киножурнала «Поволжье» (3 номера в месяц) [5]. Всего за время войны было выпущено 210 номеров киножурнала «Поволжье» [6].

Как отмечал Г.М. Кацнельсон, назначенный директором студии в соответствии с приказом Председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большакова «Об упорядочении работы студий кинохроники» (31 декабря 1941 г.) [7, с. 274], основной задачей этого журнала был «показ жизни Поволжья, энтузиазма... миллионов советских людей, их решимости разгромить врага» [8].

В каждый выпуск киножурнала включались кинорепортажи с фронтов Отечественной войны. Фронтовой материал студия получала от Центральной студии кинохроники [8]. Кроме фронтовых кинорепортажей, журналы содержали сюжеты о самоотверженном труде волжан, демонстрируя неразрывную связь фронта и тыла, единство народа и армии в борьбе с врагом. Материалы для сюжетов поступали со всех корреспондентских пунктов.

Трудовой доблести волжан были посвящены многие сюжеты киножурнала «Поволжья», документальные фильмы, выпущенные студией в военные годы.

Так, в первых трех номерах киножурнала «Поволжье» (1942 г.) режиссеры выпусков В. Бойков, Л. Степанова, З. Дембовская, И.Генина показали передовые колхозы, которые по-боевому вели уборку урожая. Колхоз «Красная Заря» первым в Мелекесском районе закончил весенний сев и подготовился к уборочной. В сюжете был показан кузнец И.К. Мочалин, который изобрел транспортер для скирдования соломы, что позволило повысить производительность труда. Рассказывалось о лучшей комбайнерке Серноводского зерносовхоза Соне Акининой, подготовившей немало комбайнеров, которые смогли быстро, по-военному убрать выращенный богатый урожай.

Сюжеты первых журналов повествовали также о роли транспорта в дни войны. На экране были показаны стахановцы Сызранского вагоноремонтного депо, которым удалось свести до минимума простои вагонов и завершить ремонт вагонов вместо полагающихся 3 дней за 8 часов. Кинокамера запечатлела работников «Волготанкера», которые взяли обязательства перевезти досрочно и как можно больше нефти фронту. Знатный волгарь Петр Никифорович Бочкарев обещал с честью выполнить взятые на себя обязательства [9].

В одном из сюжетов журнала «Поволжье» № 13 кинооператор Н. Киселев заснял торжественный момент вручения членом президиума ВЦСПС Куркиной переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны директору Безымян-ской теплоэлектроцентрали Смирнову. Достижение высоких показателей в работе ТЭЦ позволяло обеспечивать электроэнергией военные заводы, производящие самолеты, танки, оружие для фронта, для Победы.

В сюжете «Комсомол — фронту» («Поволжье». 1942. J№ 6) кинооператоры В. Цитрон, С. Авлошенко рассказали о почине комсомольцев, которые построили сверх плана звено самолетов к XXV годовщине Октября и передали Герою Советского Союза майору А.А. Губрий с надписью: «Подарок Герою Советского Союза майору А.А. Губрий от комсомольцев и молодежи завода имени Ворошилова». Другой сюжет этого журнала повествовал о самоотверженном труде работников Наркомпищепрома,

которые произвели сверх плана один миллион сто сорок тысяч вкусных питательных порций пищевых концентратов для фронтовиков.

В кинорепортаже («Поволжье». 1942. № 22) операторы К. Мотков, В. Цитрон, Г. Николаев показали Н-ский завод, работники которого освоили массовое производство новых пушек, пробивающих броню любого вражеского танка. В этом же номере журнала рассказывалось о пионерах Куйбышевской школы № 38, которые оказывали серьезную помощь своему шефскому предприятию — металлокомбинату по выпуску продукции для фронта. После уроков школьники занимали место у станков, с усердием усваивая указания мастера Антонины Михайловны Купцовой. Кинокамера запечатлела, как отлично трудились Вова Кикин, Петя Лыскин, Тоня Агеева.

Кинооператоры С. Фрид и В. Торчинский в одном из своих кинорепортажей («Поволжье». 1942. № 22) рассказали о том, как колхозники чувашского колхоза «Колос» в ответ на боевые успехи родной Красной Армии организовали Красный обоз и сдали государству сверхплановую сельскохозяйственную продукцию в счет 1943 года. Камера запечатлела колхозника Спиридона Григорьевича Яковлева, который сказал: «Наш колхоз всегда помогал Красной Армии в борьбе с врагом. Поможем и дальше. Ничего не пожалеем для того, чтобы скорее покончить с проклятыми фашистами». В сюжете шла речь и о трудовых подвигах на промышленных предприятиях. На экране было показано, как героически трудится слесарь оборонного завода Николай Романец, который производил за смену 22 нормы [10].

Трудовому героизму народа были посвящены и многие документальные фильмы Куйбышевской студии кинохроники военного периода. В таблице представлен перечень документальных фильмов, выпущенных студией в 1942 году [11].

Таблица

Название фильма Съемочная группа

«Боевая пехотная» Режиссер Л.И. Степанова; кинооператоры О.Б. Рейзман, Н.Я. Степанов, В.С. Цитрон

«В бой за Родину» Режиссер М.И. Юров; звукооператор В. А. Нестеров

«В бой, сыны народа» Режиссер М.И. Юров; кинооператор Н.Н. Середницкий; звукооператор Д.Н.Овсянников.

«Иран» Режиссер и автор сценария И.М. Посельский; кинооператоры И.И.Сокольников, М.И.Сухова, В.А. Штатланд; звукооператор Д.Н.Овсянников

«Летчики»и «Два Максима» Режиссер Л.И.Степанова; кинооператор О.Б. Рейзман, звукооператор Д.Н.Овсянников

«Мастера эстрады - фронту» Режиссер С. Д. Бубрик; автор сценария Н.Н. Адуев; кинооператор О.Б. Рейзман; музыкальное оформление А.С. Ройт-мана; звукооператор Д.Н.Овсянников

«Материнский наказ» и «Песня смелых» Режиссер Л.И. Степанова; ассистент режиссера З.М. Дем-бовская; кинооператор О.Б. Рейзман; звукооператор Д.Н. Овсянников

«На новом месте» Режиссер В.И. Будилович; автор сценария И.И. Рибин; кинооператор Н.П. Киселев; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператор Д.Н. Овсянников

«На Родине Ленина» Режиссер О.Д. Покорский; кинооператор Н.П. Киселев; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператор Д.Н. Овсянников

«Нефть - фронту» Режиссер О. Д. Покорский; кинооператоры Н.А. Блажков, Н.П. Киселев; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператор Д.Н. Овсянников

Окончание таблицы

«Под белыми куполами» Режиссер В.Н. Бойков; кинооператоры Н.А. Блажков, Н.П. Киселев; А.Л. Хавчин; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператор Д.Н. Овсянников

«По Ирану» Режиссеры И.М. Посельский, Н.Б. Досталь; кинооператоры В.И. Зайцев, В. Лавров, Д. Мамедов, Н.А. Симонян, И.А. Чик-новеров, С.А. Геворкян, И.С. Дильдарян; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператор Д.Н. Овсянников

«Самолеты идут на фронт» Режиссер С.Д. Бубрик; кинооператоры В.С. Цитрон, А.Л. Хавчин; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператоры Д.Н. Овсянников, М.Ф. Соболев

«Священная война» Режиссер М.И. Юров; ассистент режиссера М.С. Спанда-рян; кинооператор О.Б. Рейзман; звукооператор В.А. Нестеров

«Сталинская конница» Режиссер М.И. Юров; кинооператоры Н.Я. Степанов, А.Я. Сухов; музакальное оформление В. Томилина; звукооператор Д.Н. Овсянников

«Хлеб - фронту» Режиссер Л.И. Степанова; кинооператоры А.Л. Хавчин, В.С. Цитрон; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператоры Д.Н. Овсяннико, М.Ф. Соболев

«Чехословацкая часть в СССР» Режиссер А.А. Кирюхина; кинооператоры А.Л. Хавчин, В.С. Цитрон; музыкальное оформление А.С. Ройтмана; звукооператор Д.Н. Овсянников

«Встреча» (Письмо на фронт № 1) Режиссер Ф. Киселев; ассистент режиссера Я. Бабушкин; кинооператор О.Б. Рейзман; ассистент оператора М. Соболев

Самоотверженному труду народа были посвящены фильмы «На новом месте», «Самолеты идут на фронт», «Нефть — фронту», «Хлеб — фронту».

Хроникально-документальный фильм «На новом месте» рассказывал о том, как в суровые дни войны эвакуированный из прифронтовой полосы в Поволжье завод на новом месте быстро наладил производство и освоил выпуск новых видов вооружения. В фильме было показано, как за достижение высоких производственных показателей вручались правительственные награды лучшим оружейникам — М.И. Филиппову, А.А. Ушакову, Р. Федюниной. Передовик производства А.И. Шариков был награжден орденом Ленина. М.И.Филиппов воспитал десятки молодых мастеров оружейного дела. По-фронтовому работал Б.А. Пенн — его рационализаторские нововведения позволили заменить десятки токарных, строгальных, фрезерных, шлифовальных станков [12].

О том, как на бывшем пустыре заработал один из крупнейших самолетостроительных заводов страны, эвакуированный из прифронтовой полосы, повествовал документальный фильм «Самолеты идут на фронт». Авторы фильма рассказали, как в кратчайшие сроки был налажено производство штурмовых пикирующих бомбардировщиков ИЛ-2 на самолетостроительном заводе J№ 18 [13]. Кадры запечатлели конструктора боевых самолетов Сергея Владимировича Ильюшина, фрезеровщика Василия Яковлевича Голощапова, который работал на двух станках и за месяц выполнял семимесячную норму, токаря двухсотника Ивана Дмитриевича Гридина, награжденного медалью «За трудовую доблесть», Василия Михайловича Тарырыкова, перевыполнявшего плановые задания на 600 %. Работая в тылу, как на фронте, они обеспечивали выпуск тысяч боевых машин, которые после испытаний опытными летчика-ми-испытателями отправлялись в части действующей Красной Армии.

О самоотверженном труде нефтяников на нефтяных промыслах Среднего Поволжья и предгорий Урала шла речь в фильме «Нефть — фронту», в котором был показан Ставропольский промысел, перевыполнивший годовой план в два с половиной раза. В 1942 году промысел выполнил план предыдущего года за 3 месяца. Камера запечатлела ударную работу мастеров А.С. Саберзянова, Валькова. Кинооператоры засняли опытного нефтяника с 43-летним стажем Тимофея Ивановича Комендантова — шестидесятилетний мастер вместе со своими учениками в течение двух суток без отдыха бурили скважину, понимая, насколько нужен их героический труд стране. В фильме повествовалось о нефтяниках передового промысла Бугуруслана. Авторы фильма рассказали о женщинах, работающих на нефтяных промыслах, заменяя ушедших на фронт. Зритель увидел на экране лучших работниц Ишимбаевских нефтяных вышек — Анну Сатонину и Настю Шишкину [14].

О женщинах-труженицах, благодаря самоотверженному труду которых удавалось вырастить и убрать урожай в суровые военные годы, рассказали авторы фильма «Хлеб — фронту». Съемки его велись в Безенчукском районе Куйбышевской области [15]. В фильме была показана напряженная уборка военного урожая, которая практически полностью легла на хрупкие женские плечи. Камера запечатлела и их маленьких помощников — школьников, благодаря усердному труду которых удавалось сохранить немало пудов зерна [16].

Отражая на экране трудовые подвиги народа, куйбышевские кинодокументалисты силой своего таланта, силой искусства укрепляли веру людей в Победу, объединяя и сплачивая их в борьбе с врагом. Изучение деятельности Куйбышевской студии кинохроники в военные годы свидетельствует о ее весомом вкладе в реализацию этой миссии. Кинодокументы Великой Отечественной войны сохранили для нас не только описание тех великих событий, но и имена их участников, вершивших ратные и трудовые подвиги во имя Победы. В этом заключается непреходящая историческая ценность кинохроники и значимость деятельности ее создателей.

Библиографический список

I. Интернет-портал Правительства Российской Федерации. ИЯЬ: М1р:/^оуеттеп1. т/ёос$/15665 (дата обращения: 23.06.2011).

2. Плотникова В. На новую высоту // Волжская коммуна. 1969. 28 августа.

3. ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 1. Д. 24. Л. 2.

4. Кацнельсон Г. Кино — в помощь фронту // Волжская коммуна. 1942. 7 августа.

5. ЦГАСО. Ф. 4095. ОП. 1. Д. 20. Л. 7.

6. Поспелов А. 25-летие Куйбышевской студии кинохроники // Волжская коммуна. 1952. 30 декабря.

7. Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941 — 1945 гг. Документы и свидетельства / авт.-сост. В.П. Михайлов, В.И. Фомин. М.: Канон РООИ «Реабилитация», 2010. 1048 с.

8. ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 1. Д. 20. Л. 7.

9. Героика наших дней // Волжская коммуна. 1942. 9 августа.

10. ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 3. Д. 6. Л. 14, 15. 19, 44, 53, 77.

II. РГАЛИ.Ф. 966. Оп. 2. Д. 806. Л. 324; Оп. 2. Д. 805. Л. 187, 190, 192, 193, 195— 199; ЦГАСО. Ф. 4095; Оп. 1. Д. 20. Л. 4.

12. ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 3. Д. 4. Л. 156.

13. РГАЛИ. Ф. 2689. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-3.

14. ЦГАСО. Ф. 4095. Оп. 3. Д. 4. Л. 53, 56, 57, 70, 72.

15. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 3. Д. 54. Л. 87.

16. Фрид Е. Рождение фильма // Волжская коммуна. 1942. 17 ноября.

V.V. Zavodchikov*

THE ACTIVITY OF KUYBYSHEV NEWSREEL STUDIO IN THE SCREENING OF LABOUR ACHIEVEMENT OF PEOPLE IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

In the article the basic directions of activity of Kuybyshev Newsreel Studio in 1942 are viewed, their contribution to the creation of film documnts, which reflect the unprecedented courage and heroism of people in the fight with the enemy in the years of the Great Patriotic War are shown. The historic meaning of screening of heroic work of people in the name of victory is shown.

Key words: the Great Patriotic War, Kuybyshev Newsreel Studio, film documents, screening, labour achievement.

* Zavodchikov Vasiliy Vasilievich (vzavod69@gmail.com), the Dept. of Native History and Archaeology, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, 443099, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.