Научная статья на тему 'Деятельность кружков дам духовного звания в годы Первой мировой войны (на примере Томской губернии)'

Деятельность кружков дам духовного звания в годы Первой мировой войны (на примере Томской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЦЕРКОВЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КРУЖОК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тишкина Ксения Алексеевна

В публикации характеризуется деятельность кружков дам духовного звания, созданных на территории Томской губернии в годы Первой мировой войны. Оказание помощи нуждающимся являлось одним из направлений функционирования церкви. Особая поддержка населению требовалась во время масштабных катаклизмов. Идея создания организации, в которую вошли бы дамы «всего томского духовенства», принадлежала епископу Томскому и Алтайскому Анатолию. После открытия кружка в Томске подобные учреждения в качестве отделов появились в Барнауле, Новониколаевске, Бийске и Камне. Все они действовали за счет частных пожертвований, благотворительных сборов и т.д. На основании выявленных источников выделены и проанализированы основные направления в работе кружков дам духовного звания: снабжение лазаретов бельем; открытие патронатов для прибывающих с фронта воинов; оказание поддержки беженцам; создание приютов для детей-сирот, чьи отцы погибли или продолжали находиться на фронте, и т.д. Для более продуктивной работы в деле помощи нуждающимся члены кружков сотрудничали с местными отделами таких крупных организаций, как Российское общество Красного Креста и Сибирское общество подачи помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Circles of Ladies of a Spiritual Rank in the Days of the First World War (on an Example of the Tomsk Province)

The article considers the activities of circles of ladies of spiritual rank, created in the territory of Tomsk province during the World War I. Helping the needy was one of the main directions of the church functioning. In the time of major cataclysms, the population required special support. The idea of creating an organization that included the ladies of "the whole Tomsk clergy" belonged to Anatoliy, the bishop of Tomsk and Altai. After the opening of the circle in Tomsk, similar institutions, appeared in Barnaul, Novonikolaevsk, Biysk and Kamen. All of them acted at the expense of private donations, charity and other fees. On the basis of the sources found, the following directions in the activity of the circles of ladies of the spiritual rank are singled out and analyzed: the supply of infirmaries with linen; the opening of patronages for soldiers coming from the front; support for refugees; the creation of shelters for orphans, whose fathers died or continued to be at the front and so on. For more productive work in helping the needy, members of the circles collaborated with the local departments of such large organizations as the Russian Red Cross Society and the Siberian Society of Assistance to Sick and Wounded Warriors and War Victims.

Текст научной работы на тему «Деятельность кружков дам духовного звания в годы Первой мировой войны (на примере Томской губернии)»

УДК 94(571.1).08 ББК 63.3(253.3)53

Деятельность кружков дам духовного звания в годы Первой мировой войны (на примере Томской губернии)

К.А. Тишкина

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Activity of Circles of Ladies of a Spiritual Rank in the Days of the First World War (on an Example of the Tomsk Province)

K.A. Tishkina

Altai State University (Barnaul, Russia)

В публикации характеризуется деятельность кружков дам духовного звания, созданных на территории Томской губернии в годы Первой мировой войны. Оказание помощи нуждающимся являлось одним из направлений функционирования церкви. Особая поддержка населению требовалась во время масштабных катаклизмов. Идея создания организации, в которую вошли бы дамы «всего томского духовенства», принадлежала епископу Томскому и Алтайскому Анатолию. После открытия кружка в Томске подобные учреждения в качестве отделов появились в Барнауле, Новониколаевске, Бийске и Камне. Все они действовали за счет частных пожертвований, благотворительных сборов и т.д. На основании выявленных источников выделены и проанализированы основные направления в работе кружков дам духовного звания: снабжение лазаретов бельем; открытие патронатов для прибывающих с фронта воинов; оказание поддержки беженцам; создание приютов для детей-сирот, чьи отцы погибли или продолжали находиться на фронте, и т.д. Для более продуктивной работы в деле помощи нуждающимся члены кружков сотрудничали с местными отделами таких крупных организаций, как Российское общество Красного Креста и Сибирское общество подачи помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны.

Ключевые слова: Первая мировая война, Томская губерния, церковь, благотворительность, кружок.

DOI 10.14258/izvasu(2018)2-13

The article considers the activities of circles of ladies of spiritual rank, created in the territory of Tomsk province during the World War I. Helping the needy was one of the main directions of the church functioning. In the time of major cataclysms, the population required special support. The idea of creating an organization that included the ladies of "the whole Tomsk clergy" belonged to Anatoliy, the bishop of Tomsk and Altai. After the opening of the circle in Tomsk, similar institutions, appeared in Barnaul, Novonikolaevsk, Biysk and Kamen. All of them acted at the expense of private donations, charity and other fees. On the basis of the sources found, the following directions in the activity of the circles of ladies of the spiritual rank are singled out and analyzed: the supply of infirmaries with linen; the opening of patronages for soldiers coming from the front; support for refugees; the creation of shelters for orphans, whose fathers died or continued to be at the front and so on. For more productive work in helping the needy, members of the circles collaborated with the local departments of such large organizations as the Russian Red Cross Society and the Siberian Society of Assistance to Sick and Wounded Warriors and War Victims.

Key words: First World War, Tomsk province, church, charity, circle.

*Проект в рамках выполнения госзадания Минобрнауки РФ по теме «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» (№>33.2177.2017/4.6).

Первая мировая война (1914-1918 гг.) затронула все слои населения Российской империи. Патриотический подъем чувств у граждан способствовал повсеместному открытию благотворительных обществ для содействия больным и раненым воинам; оказания поддержки семьям фронтовиков; помощи беженцам и т.д. Каждая социальная группа населения считала своим долгом учредить свою благотворительную организацию. Под покровительством Русской православной церкви по стране создавались кружки дам духовного звания.

Призрение нуждающихся являлось одним из направлений функционирования церкви. Непосредственная близость к народу позволяла широко распространять идеи милосердия среди городского и сельского населения Российской империи. Заботу об учреждении и работе благотворительных организаций брали на себя жены служителей церкви.

Тема вклада православного духовенства в развитие призрения в годы Первой мировой войны вызывает интерес у исследователей. В большинстве научных работ данный вопрос рассматривается с позиции региональной специфики, авторы выявляют наиболее характерные проблемы и способы их решения для той или иной местности. Данная тенденция способствует всесторонней характеристике роли духовенства в развитие региональной благотворительной деятельности. Так, например, исследователь А.Д. Афанасьев отметил активное сотрудничество духовенства с учебными заведениями Курска, где был организован специальный Педагогический комитет для оказания помощи раненым и семейным лицам, призванным на войну [1, с. 60]. О.Л. Лисицына писала о масштабных акциях духовенства по сбору пожертвований в Тульской губернии [2]. В ряде исследований О.С. Павловой характеризуются благотворительные мероприятия уфимского духовенства. Ею выявлена роль епископа Уфимского и Мензелинского Андрея в деятельности Всероссийского общества попечения о беженцах и его инициативы в формировании различных направлений благотворительной работы [3, с. 195]. Исследовательница также уделила внимание вкладу насельников местных мужских и женских монастырей в оказание материальной помощи семьям мобилизованных [4, с. 158]. Тема участия духовенства в деле призрения в Сибирском регионе рассматривается в общем контексте благотворительности в годы Первой мировой войны [5, 6]. В представленной статье анализируются благотворительные инициативы кружков дам духовного звания, действовавших в Томской губернии.

В конце августа 1914 г. епископ Томский и Алтайский Анатолий высказал идею создания кружка, в который могли бы войти дамы «все-

го томского духовенства». На квартире протоирея В.П. Юрьева 31 августа 1914 г. состоялось первое организационное собрание. На нем было принято решение поместить воззвание в одном из выпусков «Томских епархиальных ведомостей» для привлечения членов «из среды городского и сельского духовенства» [7, с. 506]. 4 сентября 1914 г. был разработан устав организации.

Торжественное открытие Томского Епархиального Благотворительного в пользу раненых воинов Общества (Кружка) дам духовного звания (благотворительного общества) состоялось в архиерейской домовой церкви 8 сентября 1914 г. в день Рождества Пресвятой Богородицы. Целью организации являлось оказание помощи «...раненым воинам через снабжение их лазаретным бельем и, по возможности, призрением их, а равно и воинов действующий армии, — обеспечивая их некоторыми предметами первой необходимости, а также их нуждающихся семей» [8, с. 351]. Состав кружка делился на действительных членов, внесших в кассу оплату в размере 3 руб.; членов-соревнователей и сотрудников, пожертвовавших по одному рублю. Члены-соревнователи и сотрудники на общих собраниях организации пользовались правами только совещательных голосов. Звание почетных членов предполагалось для лиц, которые внесли крупные пожертвования или были избранны общим собранием за особые заслуги в благотворительности. Финансирование организации осуществлялось за счет членских взносов, различных пожертвований, кружечных сборов, устройством лекций, концертов и т.д.

Работа кружка предполагалась до окончания военных действий или же до каких-либо иных обстоятельств. После ликвидации учреждения все средства и имущество должны были перейти в распоряжение епископа Томского и Алтайского и использоваться на благотворительные цели.

На первом общем собрании 14 сентября 1914 г. почетным председателем кружка был избран епископ Томский и Алтайский Анатолий. Председательницей организации стала К.И. Юрьева (в 1915 г. ее заменила М.С. Галахова); товарищем председательницы — А.Л. Сибирская; секретарем стал преподаватель духовного училища А.А. Доброхотов; казначеем — преподаватель духовного училища В.М. Петров.

Прежде всего члены кружка приступил к сбору денежных пожертвований. За сентябрь 1914 г. удалось собрать 1516 руб. На эти средства были приобретены байковые одеяла, материал для пошива рубашек для воинов, постельного белья для лазаретов, фартуков и халатов для медицинского персонала и т.д. К концу года изготовленные вещи были отправлены на фронт и в Синодальный лазарет

имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича в Петрограде [9, с. 1]. Оказание помощи нуждающимся семьям фронтовиков заключалось в предоставлении им денежных пособий. Так, например, жене рядового Зубренко было решено выдавать ежемесячное пособие в размере 8 руб. «на все время войны» [8, с. 510].

Успешная работа Томского Епархиального Благотворительного в пользу раненых воинов Общества (Кружка) дам духовного звания способствовала созданию отделов организации на территории Томской губернии. К концу 1914 г. отделы действовали в Барнауле, Новониколаевске, Бийске. В с. Камень с июля 1914 г. уже действовал «Каменский дамский комитет при Церковно-Приходском попечительстве по оказанию помощи семьям нижних чинов с. Камень, призванных на войну». Учреждение находилось под контролем Томской епархии, поэтому формально оно получило статус отдела [10, с. 27].

В начале декабря 1914 г. члены общества с разрешения епископа Томского и Алтайского Анатолия выступили с инициативой открыть «патронат-попечительство» для возвращающихся домой раненых воинов-сибиряков. В задачи данного учреждения входило: обеспечение воинов горячей пищей; выдача нуждающимся одежды; помощь в проезде до места жительства; оказание материальной поддержки (не менее 5 руб. каждому). С 23 января по 3 марта 1915 г. томский патронат оказал материальную и вещевую помощь 29 воинам. Предполагалось открытие патронатов в Томске, Барнауле, Новониколаевске, Боготоле, Бийске, Камне, Нарыме и в селах Покровском и Маслянинском. К работе в патронате привлекались жены членов церковного причта и церковных старост, учительницы и другие светские лица [11, с. 206].

Через железнодорожную станцию Новони-колаевск проходил значительный поток демобилизованных воинов. Члены Новониколаевского отдела благотворительного кружка дам духовного звания работали в так называемом питательном пункте, который принимал ежедневно до 60 человек. Оказалось, что значительный людской поток потребовал больших финансовых затрат, непосильных для организации. Со страниц «Томских епархиальных ведомостей» руководство кружка обращалось с просьбой оказать ему материальную поддержку в помощи возвращающимся воинам [12, с. 504].

В Бийске приют для прибывающих воинов был открыт местным благотворительным кружком в архиерейском доме. Открытие учреждения позволило разгрузить уже действовавший и скромно оборудованный приют местного отдела Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам и пострадавшим от войны.

Женам сельских священников рекомендовалось на местах оказывать помощь вернувшимся увечным солдатам. Так, например, в Камне по соглашению с местными предпринимателями, владельцами мельниц с каждого смолотого пуда зерна часть муки направлялась в кружок для дальнейшей передачи в качестве пособия в семьи воинов.

Члены кружков активно сотрудничали с другими благотворительными организациями. Так, Томское общество выделило 1000 руб. Томскому отделу Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам на обустройство кровати в Четвертом Томском передовом врачебно-питательном отряде, который действовал на Галицийском фронте [13, с. 8].

Барнаульский отдел благотворительного кружка дам духовного звания Томской епархии взаимодействовал с Барнаульским отделом Российского общества Красного Креста. Все изготовленные членами кружка вещи передавались в Барнаульский отдел Российского Красного Креста для дальнейшей отправки их фронт. С октябрь по декабрь 1914 г. было изготовлено 4476 различных вещей на сумму 3272 руб. 71 коп. [14, с. 4]. Помимо этого, члены кружка трудились на остановочных пунктах для демобилизованных воинов, открытых Барнаульским отделом Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам. Барнаульский отдел Благотворительного кружка дам духовного звания снабжал остановочные пункты чистым бельем, а каждому обратившемуся солдату выдавался кулек с гостинцами, так называемый подорожник — «мешочек с сайками, чаем, сахаром, табаком, салом и др. необходимыми в дороге вещами». За февраль 1915 г. было роздано 276 подарков, 36 пар варежек, 12 пар шерстяных чулок, 4 полушубка и т.д.

Ещё одним из направлений деятельности кружков являлось оказание помощи беженцам. Епископ Томский и Алтайский Анатолий считал, что благотворительные организации Томской губернии должны сплотиться и оказывать поддержку людям, лишившимся своего жилья.

Осенью 1915 г. Барнаульский отдел благотворительного кружка совместно с женским монастырем предприняли попытку организовать приют для детей беженцев. Предполагалось, что в него будут поступать круглые сироты или дети, имеющие только одного из родителей. Позднее было принято решение принимать вместе с детьми и их матерей. Монастырь выделил для приюта помещение на 20 человек, лошадь для перевозки продуктов из города, овощи (огурцы, капусту, картофель) [15, с. 654]. Несмотря на предложение помощи, беженцы отказывались сдавать своих детей в приют, и в связи с этим учреждение было закрыто [16, с. 150]. В одной из церков-но-приходских школ города были организованы занятия для детей беженцев.

Оказание помощи детям, чьи отцы находились на передовых позициях или погибли, также находилось в ведении кружков. В июне 1915 г. Томское общество открыло при Никольской церкви Томска так называемый очаг (разновидность приюта) на 30 человек «для беднейших детей призванных на войну нижних чинов». В него принимались дети в возрасте от трех до семи лет. Содержание учреждения за летнее время обошлось организации в 804 руб. 54 коп. Впоследствии в очаг принимались сироты из числа беженцев. Кроме этого, кружок оказывал материальную помощь летним детским колониям, действовавшим в пригороде Томска, а также приюту при Доме науки П.И. Макушина. На выделенные Томским обществом средства в селах Нагорном Иштане и Петуховском для детей, чьи родители работали в поле, были открыты на летнее время ясли для детей в возрасте от трех недель до семи лет [17, с. 729]. Заботу о детях осуществляли жена и родственники священника села, а также приглашались девушки и женщины с педагогическим образованием.

Ясли «для детей обоего пола» были организованы и в Камне. Они действовали с 15 июня по 15 августа 1915 г. и были рассчитаны на детей в возрасте от двух до семи лет. Всего за этот период в яслях побывал 871 ребенок. На содержание яслей было израсходовано 215 руб. 27 коп. [18, с. 763].

Новониколаевский отдел благотворительного кружка дам духовного звания 7 сентября 1915 г. организовал кружечный сбор с продажей репродукций портретов Николая II и членов императорской семьи. От продажи было получено 599 руб. 56 коп. Вся вырученная сумма была истрачена на покупку теплой одежды бедным солдатским детям — школьникам Новониколаевска.

В сентябре 1915 г. очаг общества для детей-сирот воинов был преобразован в «очаг имени наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича». Согласие на переименования было получено от императрицы Александры Федоровны. Приют находился под покровительством епископа и был рассчитан на 30 мальчиков в возрасте от шести до десяти лет разного сословия, но только православного ве-роисповедования. Время пребывания детей в учреждении составляло три-четыре года. При приеме ребенка требовался определенный набор документов: метрические выписки о рождении и крещении; справка о семейном положении; расписка от родственников или опекунов в том, что они не будут вмешиваться в жизнь ребенка вплоть до окончания срока его пребывания в приюте [19, с. 62]. Обучение детей проходило по программе церковно-приход-ской школы. По окончании пребывания в учреждении мальчики получали специальное свидетельство, в котором, помимо оценок, указывалось, какими ремеслами они владеют. Надзор за воспитанника-

ми осуществляли заведующая, которая также исполняла должность учительницы, и ее помощник. За хозяйственной частью следила экономка. Медицинскую помощь оказывал специально приглашенный врач. Ежемесячное содержание приюта обходилось в 200 руб.

В августе 1916 г. устав Томского Епархиального Благотворительного в пользу раненых воинов Общества (Кружка) дам духовного звания был дополнен разделом о содержании детских приютов. В одном из пунктов отмечалось, что дети, проявлявшие тягу к знаниям, имели право на продолжение дальнейшего обучения в «высшей начальной школе или другом заведении по усмотрению Комитета Кружка, сообразно имеющимся материальным средствам». При ликвидации самого кружка закрывался и приют, все имущество и средства которого должны были поступить по решению епископа Томского и Алтайского в распоряжение благотворительных учреждений духовного ведомства Томской епархии [19, л. 7].

Осенью 1916 г. у И.Т. Корешкова для учреждения за 18 тыс. руб. была приобретена усадьба на углу Никольской и Киевской улиц. На ее территории располагались два деревянных дома, один из которых был оборудован под приют, а другой было решено сдавать в аренду, два флигеля и надворные постройки [19, л. 18об].

В Барнауле уже действовал специальный приют для детей-сирот воинов, открытый Алтайский дамским комитетом, поэтому члены Барнаульского отдела Благотворительного кружка дам духовного звания Томской епархии приняли решение брать шефство над детьми, содержавшимися в приютах города. Так, кружок обязывался выделять Мариинскому приюту на ежемесячное содержание Анны Симаниной по 12 руб. 50 коп. до окончания войны. Благотворительный кружок дам духовного звания Бийска взял шефство над Александро-Невским приютом для мальчиков. В сентябре 1917 г. в нем воспитывались 25 сирот [20, с. 3].

Оказание помощи русским военнопленным не было зафиксировано в уставе кружков. Несмотря на это, организации уделяли внимание этой проблеме. 6 декабря 1915 г. Новониколаевский отдел благотворительного кружка дам духовного звания совместно с Новониколаевским отделом Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам провели однодневный кружечный сбор в пользу русских военнопленных. Всего удалось собрать 500 руб. Деньги поступили в Новониколаевский отдел Сибирского общества подачи помощи больным и раненым воинам для дальнейший передачи их военнопленным [21, с. 228]. Члены Барнаульского отдела благотворительного кружка на общем собрании в апреле 1916 г. приняли решение об отправке пленным воинам в Германию и Австрию 63 посылок с сушками и сухарями. В августе того же года было послано 35 посылок сухарей, крупы и сыра.

Кружки дам духовного звания, действовавшие на территории Томской губернии в годы Первой мировой войны, внесли существенный вклад в дело призрения населения. Члены кружков открывали приюты и ясли для детей; собирали для фронтовиков вещи; учреждали питательные пункты для воз-

вращающихся домой воинов; отправляли продукты для военнопленных; оказывали поддержку беженцам; сотрудничали с другими местными благотворительными организациями и т.д. Деятельность кружков продолжилась и после окончания Первой мировой войны.

Библиографический список

1. Афанасьев А.Д. Благотворительная деятельность курского православного духовенства в годы Первой мировой войны // Пятые Дамиановские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Курск, 2008. — Ч. 2.

2. Лисицына О.А. К вопросу об организации благотворительной и патриотической деятельности тульского духовенства в годы Первой мировой войны // Известия Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2013. — № 3-1.

3. Павлова О.С. Роль уфимского епархиального духовенства в организации помощи беженцам в 1915-1917 гг. // Великая Российская революция 1917 г.: методология, источники историография : сб. материалов Всерос. научно-практ. конференции. — Стерлитамак, 2017.

4. Павлова О.С. Социальная и проповедническая деятельность уфимского епархиального духовенства в годы Первой мировой войны // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 11-2 (61).

5. Шиловский М.В. Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь. — Новосибирск, 2015.

6. Еремин И.А. Благотворительная помощь населения и общественных организаций Западной Сибири фронту в годы Первой мировой войны (июль 1914 — март 1918 гг.) // Вестник Алтайского гос. пед. ун-та. — 2016. — № 1 (26).

7. Отчет о деятельности комитета Благотворительного в пользу раненых воинов Кружка дам духовного звания за сентябрь месяц 1914 г. // Томские епархиальные ведомости. — 1914. — № 21.

8. Устав Благотворительного Общества (Кружка) дам духовного звания в г. Томске // Томские епархиальные ведомости. — 1914. — № 18.

9. Высочайшая благодарность // Томские епархиальные ведомости. — 1915. — № 5.

10. Катионов О.Н., Зноско Ю.А. Кружки дам духовного звания в Томской губернии в годы Первой мировой войны // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2016. — № 1. — Т. 6.

11. От Комитета Кружка дам духовного звания // Томские епархиальные ведомости. — 1915. — № 6-7.

12. Отчет о деятельности Комитета Ново-Николаевского Отдела благотворительного кружка дам духовного звания в период времени с 17 мая по 30 июня 1915 года // Томские епархиальные ведомости. — 1915. — № 16.

13. Отчет о деятельности Томского отдела Сибирского общества помощи больным и раненым воинам, пострадавшим от войны с 16-го ноября 1914 г. по 1-ое октября 1915 года. — Томск, 1915.

14. Деятельность кружка дам духовного звания // Жизнь Алтая. — 1915. — 28 янв.

15. Протокол общего собрания членов Барнаульского отдела Благотворительного кружка дам духовного звания Томской епархии 21 сентября 1915 г. // Томские епархиальные ведомости. — 1915. — № 20.

16. Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX — начале XX века. — Кемерово, 2004.

17. Деятельность благотворительного Кружка дам духовного звания Томской епархии за 1914-1915 гг. // Томские епархиальные ведомости. — 1915. — № 22.

18. Отчетные сведения Каменского дамского кружка при попечительном совете за июнь, июль и август 1915 года // Томские епархиальные ведомости. — 1915. — № 23.

19. Областное государственное казенное учреждение «Государственный архив Томской области». — Ф. 220. — Оп. 1. — Д. 2945.

20. Яхонтов. Нужна помощь // Алтай. — 1917. — 6 (19) сент.

21. Отчет о деятельности Комитета Ново-Николаевского Благотворительного Кружка Дам Духовного звания за время с 17 октября по 13 декабря 1915 года // Томские епархиальные ведомости. — 1916. — № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.