Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека . М ., 2006. С . 86 .
11 Гусев В. А. Восстановление нарушенных прав и возмещение вреда, причиненного гражданину действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России . 2012 . № 1(53) С . 108 .
12 По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И . Г. Черновой : определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О . Доступ из справ .-правовой системы «КонсультантПлюс» .
13 Чечетин А. Е. Оперативно-розыскные мероприятия и права личности : монография . Барнаул, 2006. С . 5 .
14 См ., напр .: Класс против Германии (1978) 2 EHRR 214 ;
и др .
15 По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и части 1 статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданина И . В . Аносова : постановление Конституционного Суда РФ от 9 июня 2011 г. № 12-П . Доступ из справ .-правовой системы «Консультант-Плюс»
УДК 342.9 © С. Л. Банщикова, 2016
Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: изменения в правовом регулировании
С. Л. Банщикова
Автор анализирует последние изменения федеральных нормативных правовых актов и актов регионального уровня, регулирующих процедуру создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также деятельность таких комиссий; вносит предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.
Ключевые слова: права, несовершеннолетние, департамент, комиссии, защита, орган.
Вступившие в силу с 1 января 2015 г. изменения 1 в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 2 указывают на пристальное внимание законодателя к вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП) . КДНиЗП в России рассматривается как орган, координирующий деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
На протяжении ряда лет в Омской области существовало особое построение системы таких комиссий Наряду с Законом Омской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области» 3 с 2005 г. в регионе действует Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области 4, которое закрепляет нормы о создании и функционировании данной комиссии, а также содержит в качестве приложений Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав для каждого муниципального образования
Руководство деятельностью комиссий муниципальных районов Омской области и администра-
тивных округов г. Омска с мая 2005 г. 5 по февраль 2010 г. 6 осуществляла специальная структура Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта — Департамент по делам несовершеннолетних и защите их прав
В Департаменте функционировали два отдела: отдел по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по городу и отдел по обеспечению деятельности комиссий по области Каждый отдел возглавлял начальник Отдел по обеспечению деятельности комиссий по городу состоял из девяти главных специалистов, второй отдел — из шестнадцати главных специалистов и такого же количества ведущих специалистов . Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Департамента осуществлялось за счет средств областного бюджета К задачам Департамента были отнесены: организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; осуществление организационного, материально-технического и кадрового обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области и комиссий по делам
несовершеннолетних и защите прав, действующих на территории Омской области (территориальных комиссий); организация работы по повышению профессионального уровня специалистов территориальных комиссий, а также специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Омской области .
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами анализировал состояние и причины безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, нарушения прав несовершеннолетних на территории Омской области, а также причины несчастных случаев с детьми, жестокого обращения с ними, иных социальных негативных проявлений, связанных с несовершеннолетними; анализировал деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщал и распространял положительный опыт работы; осуществлял иные функции 7.
С 2012 г. в структуре Министерства появился Департамент по обеспечению деятельности Министерства, в котором выделилось Управление по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 8 . По сути, Управление дублировало задачи и функции Департамента по делам несовершеннолетних и защите их прав
В большинстве регионов полномочия КДНиЗП переданы на муниципальный уровень законами субъектов, поскольку согласно Конституции РФ органы местного самоуправления, в том числе и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в районных, городских муниципальных образованиях, не входят в систему органов государственной власти Организация и содержание административных комиссий, включая и КДНиЗП, не относятся к ведению органов местного самоуправления, но, возможно, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 9 .
Например, В Красноярском крае вопросам организации и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав посвящена глава 2 Закона Красноярского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 10, где содержатся правовые нормы о комиссиях двух уровней — комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Совете администрации Красноярского края и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах. Таким же образом урегулированы вопросы организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в некоторых других регионах Российской Федерации 11.
В Челябинской области наряду с Законом «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их
прав в Челябинской области» 12 действует Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» 13. Аналогичным образом на законодательном уровне решается вопрос об организации и функционировании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тверской области 14 и некоторых других регионах Российской Федерации 15 .
Примерное положение о КДНиЗП закрепило, что систему комиссий составляют КДНиЗП, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, и КДНиЗП, созданные органами местного самоуправления . И хотя это Положение является примерным в Омской области, формулировка данного акта была принята как руководство к действию . С 1 января 2015 г. вступил в силу Закон Омской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области», который предусматривает в системе комиссий КДНиЗП при Правительстве Омской области, а также муниципальные комиссии 16 . Правильность такого решения подтвердили изменения, произошедшие в ст. 11 Закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 17, где четко указано, что должны создаваться муниципальные комиссии, причем передача полномочий на муниципальный уровень теперь не требуется, создание таких КДНиЗП отнесено к обязанностям муниципальных образований.
На наш взгляд, логично ждать изменений в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 18, поскольку к вопросам местного значения создание КДНиЗП отнесено ранее не было
1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 489-ФЗ // Рос . газета . 2015 . 12 янв .
2 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Там же . 1999. 30 июня .
3 Ведомости законодательного собрания Омской области. 2001. № 3, ст. 1418 .
4 О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области : постановление Правительства Омской области от 10 июня 2005 г. № 70-п // Омская правда 2005 г № 48
5 Об утверждении положения о Департаменте по делам
несовершеннолетних и защите их прав Министерства по де-
лам молодежи, физической культуры и спорта Омской обла-
сти : приказ Министерства по делам молодежи, физической
культуры и спорта Омской области от 19 мая 2005 г. № 1 //
Сборник правовых актов исполнительной власти Омской об-
ласти . 2005. № 3 (9), ст. 53 .
Научное обеспечение противодействия правонарушениям
23
Пивоваров Д. В. Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных.
6 Об изменении и признании утратившими силу отдельных приказов Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области : приказ Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 24 февраля 2010 г. № 9 . URL: http://www. garant .ru/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .
7 Глава 3 приказа Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 19 мая 2005 г. № 1 «Об утверждении положения о Департаменте по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области» // Сборник правовых актов исполнительной власти Омской области . 2005 . № 3(9), ст . 53 .
8 Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Омской области в Министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Омской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей : приказ Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 25 сентября 2012 г. № 42 // Омский вестник . 2012 . № 45 .
9 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 . URL: http://www.consultant .ru/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .
10 О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон Красноярского края от 31 октября 2002 г. № 4-608. URL: http://www. kodeks . ru/ (дата обращения: 12 . 01. 2015) .
11 См . , напр .: О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Хакасия : закон Республики Хакасия от 8 июля 2005 г. № 50-ЗРХ . URL: http://www. kodeks . ги/ (дата обращения: 12. 01.2015) .
12 О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Челябинской области : закон Челябинской обрасти от 5 октября 2005 г. № 403-30. URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) .
13 О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Челябинской области от 27 октября 2005 г . № 411-30 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .
14 О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию, исполнению полномочий и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 144-30. URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .
15 См . , напр . : О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав : закон Белгородской области от 13 ноября 2002 г. № 53 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) ; О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Читинской области : закон Читинской области от 15 марта 2006 г. № 780-3Ч0 . URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015) ; О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Челябинской области : закон Челябинской обрасти от 5 октября 2005 г № 403-30 URL: http://www. consultant . ги/ (дата обращения: 14 . 01. 2015) .
16 Омский вестник . 2014 . № 46 .
17 Рос. газета . 2015 . 12 янв .
18 URL: http://www. consultant .ги/ (дата обращения: 14 . 01.2015).
УДК 342.9 © Д. В. Пивоваров, 2016
Доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая сотрудниками полиции
Д. В. Пивоваров
Рассматриваются правовая природа доставления и место доставления в системе мер административных принуждений. Определяются непосредственные поводы применения доставления. Изучается взаимосвязь доставления и административного задержания. Указывается на необходимость законодательного уточнения максимально возможного срока нахождения доставленного гражданина в помещении ОВД. Предлагаются изменения в законодательство об административных правонарушениях.
Ключевые слова: доставление, административное задержание, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, срок доставления.
Доставление является одной из наиболее рас- обходимо заметить, что в ряде диссертационных пространенных мер обеспечения производства по исследований анализировалась правовая природа делам об административных правонарушениях . Не- данной меры обеспечения производства, изучались