DOI: 10.24412/2226-0773-10-6-737-750
Деятельность католических миссионеров в XV в. на Канарских островах в контексте начала европейской колониальной экспансии
Г.В. Борсуковская
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1
Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities
Likhov lane, 6, build. 1, Moscow 127051 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: средневековая Европа, рыцарство, Жан де Бетанкур, нормандская экспедиция, монахи, колониальная экспансия, католическая миссия, Канарские острова, автохтонное население, религия, миссионеры, покорение, принципы христианской миссии.
Key words: medieval Europe, chivalry, Jean de Betankur, norman expedition, monks, colonial expansion, catholic mission, Canary Islands, autochthonous population, religion, missionaries, conquest, principles of the Christian mission.
Резюме: В статье рассматривается исторический момент зарождения в XV в. европейской колониальной экспансии в сторону заокеанских земель Запада, первым шагом которого стала миссионерская экспедиция Жана де Бетанкура на Канарские острова и христианизация местного населения. Здесь даётся краткий обзор религиозной культуры коренных канарцев и приводятся свидетельства об обстоятельствах их обращения в католичество. В заключение анализируется опыт нормандской миссии и оценивается значение соблюдения принципов христианской миссии для миссионерской деятельности.
Abstract: The article discusses the historical moment of the origin of the European's colonial expansion of the XV century towards the overseas lands of the West. The first step of that was the missionary expedition of Jean de Betankur to the Canary Islands and the Christianization of the autochthonous population. A brief overview of the religious culture of indigenous canary is given and certificates are given about the circumstances of their appeal to Catholicism. In conclusion, the experience of the norman mission is analyzed and the importance of compliance with the principles of the Christian mission for missionary activity is evaluated.
[Borsukovskaya G.V. The activities of Catholic missionaries in the XV cent. on the Canary Islands in the context of the beginning of the European colonial expansion]
Введение
Темой статьи является деятельность католических миссионеров на Канарских островах в начале XV века, положившая начало европейской колониальной экспансии в заморские земли Западного полушария на поиски новых земель и народов. Именно тогда, в условиях позднего европейского Средневековья, определялся западный вектор движения католичества, имевший своими последствиями открытие Нового Света. Раскрыть причины и мотивы столь масштабного движения помогает исследование условий его зарождения.
Автохтонное население Канар, явившееся объектом католической миссии, его культура и религиозная вера представляют особый интерес для нашего исследования. Обстоятельства христианизации коренных канарцев были настолько неоднозначны, насколько неоднозначными оказались и их последствия. Анализ того миссионерского опыта призван вскрыть причины его результатов, а также показать значение методов, применяемых миссионерами в своей деятельности, что и будет сделано в заключение данной статьи.
Актуальность исследования определяется постоянством действия завета Господа Иисуса Христа о просвещении всех народов в истине, а также острой необходимостью в этом для современного мира. Ясное понимание принципов христианской миссии - основное условие в столь ответственной деятельности.
1. Зарождение европейской колониальной экспансии в XV веке
Итак, в период с 1402 по 1405 гг. совершилась миссионерская экспедиция на острова Канарского архипелага под началом нормандских рыцарей Жана де Бетанкура (1362-1425 гг.) и Гадифера де Ла Салля (ок. 1355-1422 гг.). Источником сведений об этом походе явились записи его капелланов - монаха Пьера Бонтье и священника Жана Ле Веррье из ордена францисканцев. Манускрипт с хрониками событий, свидетелями и участниками которых они являлись, стал первым документом о начале колонизации Канарских островов и жизни автохтонного населения двух из них - Фуэртевентуры и Лансароте - в доколониальный период. Впервые эти средневековые хроники переведены со среднефранцузского на русский язык Кривушиными Евгенией Степановной и Иваном Владимировичем и изданы в 2009 г. в виде книги под названием «Канарец, или Книга о завоевании Канарских островов и обращении их жителей в христианскую веру Жаном де Бетанкуром, дворянином из Ко, составленная монахом Пьером Бонтье и священником Жаном Ле Веррье» (Бонтье, Ле Веррье, 2009).
Колонизацию Канарских островов Кривушины называют «исходным пунктом истории Великих географических открытий и первым звеном в истории создания европейских колониальных империй» (Там же). В своём предисловии они предлагают анализ причин и предпосылок, направивших энергию европейцев в заморские походы и мотивировавших нормандскую экспедицию. Согласно их анализу, причины происходят из системного кризиса Европы XIV в., подорвавшего положение мелкого и среднего дворянства, породив у этого класса мотивы для бегства из европейского пространства на поиски лучшей доли. На этом фоне формируется стремление рыцарства вернуть себе почти утраченное влияние и право быть в составе элиты. Но поскольку для рыцаря подвиг мужества был неотделим от подвига благочестия, а его деяния имели ценность лишь в той мере, в какой были угодны Богу, то и колониальное движение началось под благородным знаменем христианской миссии. Именно под ним средневековые рыцари, теряющие героический ореол в отсутствии Крестовых походов на Восток, устремились в поход на Запад. Первым из них стал Жан де Бетанкур, снарядивший корабли и позвавший с собой опытного военного и мореплавателя - рыцаря Гадифера де Ла Салля.
Мессир Жан де Бетанкур имел титул барона. Род Бетанкуров - древний и знатный, происходивший из крестоносцев и принадлежавший к богатейшим родам Нормандии. Одним из главных мотивов, побудивших Жана де Бетанкура отправиться покорять заморские земли, стало амбициозное желание быть достойным славы своих предков. При этом христианизация туземцев являлась неотъемлемым условием завоевания территории - именно обращение в католицизм местного населения означало бы, что власть Бетанкура признана и его новое владение включено в христианский мир. Не случайно, завершая свою экспедицию, барон наносит визит римскому папе Иннокентию VII. Тем не менее, он всё время подчёркивал, что предпринимает поход исключительно ради торжества христианской веры. Именно эта идея красной нитью прошла через записи двух францисканских монахов, сопровождавших его в походе.
Пьер Бонтье и Жан Ле Веррье уловили желание сеньора и занялись созданием нужного ему идеального образа, начиная с первых же слов своей хроники: «Истинно, что, слушая рассказы о великих приключениях, доблестных делах и подвигах тех, кто в прошлом отправлялся в странствия и покорял язычников в надежде исправить их и обратить в христианство, многие рыцари преисполнялись мужеством и желанием приобщить к вере и остальных неверных, чтобы те совершали добрые дела, избегали всяческих пороков, жили в добродетели и в конце своих дней могли бы заслужить вечное блаженство. Так и Жан де Бетанкур, рыцарь, рожденный во Французском королевстве, предпринял во славу Бога и ради защиты и приумножения нашей веры свое путешествие в южные земли» (Бонтье, Ле Веррье, 2009).
Выбор нормандского сеньора пал на Канарские острова видимо потому, что в XIV веке нормандские корабли несколько раз совершали к ним плавания, благодаря чему Жан де Бетанкур мог располагать достаточной информацией, чтобы рассчитывать на успех, отправляясь туда. И вот, 1 мая 1402 г. корабль, на борту которого находился отряд, возглавляемый Жаном де Бетанкуром и Гадифером де Ла Саллем, вышел из порта Ла Рошель на западе Франции и взял курс на юго-запад - к Канарским островам.
2. Канарские острова и их автохтонное население
Канарский архипелаг, расположенный в Атлантическом океане вблизи от Африканского континента, состоит из семи крупных островов - Лансароте, Гран Канария, Тенерифе, Гомера, Фуэртевентура, Пальма, Йерро и ещё шести мелких. Находясь в зоне действия течения Гольфстрим и тёплых пассатов из Африки, острова обладают мягким и ровным климатом, что создаёт весьма благоприятные условия для жизни. Гомер, видимо, первым упомянул в древнегреческой литературе о некой счастливой земле за Геркулесовыми столбами. В песне IV «Одиссеи» он говорит об Элизии, «…где живёт Радамант златовласый, Где пробегают светло беспечальные дни человека, Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает, Где сладкошумно летающий веет Зефир, Океаном с лёгкой прохладой туда посылаемый людям блаженным…» (Гомер, «Одиссея»).
Канарский архипелаг можно назвать живым музеем реликтовых культур. Благодаря особым природным условиям на островах до сих пор сохранились остатки реликтовых лесов Третичного периода. Но главным реликтом Канар до XV в. являлось их автохтонное население. В наши дни сведения о нём и его самобытной культуре содержатся, прежде всего, в музейных фондах на Гран-Канарии и Тенерифе. Они основаны на хрониках авторов XV- XVI вв. и материалах археологических исследований. Научная литература по данной проблематике обширна и разнообразна. В российском канароведении наиболее полной работой можно считать диссертационное историко-этнографическое исследование Большакова Александра Алексеевича от 1982 г., которое было очень полезно для нашего исследования. Сведения о религиозных верованиях аборигенов мы почерпнули из публикаций канарских авторов - профессоров Университета де Ла Лагуна - Наварро Медероса и Антонио Техера Гаспара.
Канарские аборигены веками находились в условиях изоляции, не подвергаясь влиянию агрессивных миграционных потоков вплоть до прибытия на острова европейцев, а потому сохраняли черты древнего антропологического типа и культуры, восходящей к эпохе европейского неолита. Из разных этнических групп, составлявших национальную и культурную мозаику населения островов, большинство относились к белой расе и были близки к североевропейскому типу - это были светловолосые высокие люди. Составляя доминирующую группу, они выделялись среди других более высоким уровнем развития и социальной организации (Большаков, 1982: 26-39). Собирательным названием аборигенов стало слово «гуанчи». Среди населения островов и сейчас обнаруживаются антропологические признаки этого народа.
Заселение архипелага происходило постепенно, начавшись около 2.500 лет до н.э. Определить прародину древних канарцев пока не удаётся, но об их исторических связях с Европой говорит много фактов, в том числе найденные здесь мумии, группа крови которых роднит их с древ¬ним населением Северо-Западной Европы; а среди древнейших орудий труда и утвари аборигенов обнаружены предметы, относящиеся к энеолиту Лигурии. Доминик Дж. Вёльфель (Wolfel, 1965), австрийский историк, указывал на наличие древнейших эгейско-минойских и североевропейских элементов в канарских археологических материалах. Было также установлено родство отдельных местных групп с ливийско-берберскими племенами Северной Африки.
Характеристику культурно-религиозной традиции канарских аборигенов позволяют дать материалы археологических раскопок и хроники XV- XVI вв. По данным из этих источников, ко времени прибытия европейцев островитяне жили в условиях Каменного века, селились племенами, часто в горах, занимая естественные пещеры, а также в посёлках, состоящих из больших округлых домов из колотого камня, занимались мотыжным земледелием, выращивая ячмень и бобы, разводили коз, овец и свиней, держали пастушеских собак. Глиняные сосуды изготавливались гуанчами без применения гончарного круга. Их керамика во многом напоминает древнюю керамику Крита (Большаков, 1982: 97-108). Металла они не знали, так как на островах металлов нет.
У наиболее развитых племён отмечается высокий уровень социальной организации, матрилинейная система наследования, моногамный брак, развитый комплекс морально-этических представлений. Отношения между полами в сообществах были гармоничными, что подтверждается их равным участием в труде при разделении функций и равноценностью погребального инвентаря в мужских и женских захоронениях. Общество делилось на сословия, племена возглавлялись вождями, правившими совместно с советом, который назывался «Сабор» или «Табор». Стоит сказать и о том, что аборигены имели свой календарь, развитую медицину - у них даже проводились операции по трепанации черепа, на островах были найдены образцы письменности, ни одна из которых, впрочем, ещё не прочитана (Большаков, 1982:109-119).
Духовная культура древних канарцев характеризовалась наличием различных культов, общинных религиозных центров, особым почитанием умерших при отделении мира живых от мира мёртвых. Их погребальные традиции сходны с традициями древних египтян и перуанцев. Культ предков был одним из основных, что должно говорить о крепких семейных связях. Умершим здесь воздавались почести, их останки мумифицировались и хранились в пещерах. Таких захоронений на островах обнаружено множество, возраст некоторых оценивается более чем в 1.400 лет. Наличие похоронного инвентаря в могильниках позволяет предполагать наличие у гуанчей веры в бессмертие души. О возможном наличии культа плодородия у гуанчей говорят находки женских сакральных изображений и высокий общественный статус женщин, а также сведения о клане священных дев - «аримагуад», проводивших религиозные церемонии под руководством жреца-«файкана».
Среди религиозного разнообразия многие исследователи отмечают в автохтонной культуре наличие элементов монотеизма. Речь идёт о вере в Бога, вознаграждающего за добро и карающего за зло, могущественного в действиях, но невидимого, поэтому Он не изображался. Гуанчи называли Его Алькорак или Акоран, что значит Хранитель мира, Всемогущий, Вождь, и поклонялись Ему в местах, называемых «альмогарен», то есть «дом молитвы». Альмогарены находились в центре острова, высоко в горах у священных вершин, откуда вся земля видна как на ладони, где она соединяется с небом. Там гуанчи совершали свои обряды, поклоняясь Небесному Творцу всего (Navarro Mederos, 2005: 71-73). Тот факт, что канарские аборигены верили в Бога, отмечают почти все побывавшие на островах средневековые хронисты. Также и Пьер Бонтьер писал, в частности, о населении Фуэртевентуры: «Всё население острова религиозно; у них есть храмы, в которых приносятся жертвы» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). Имеются также данные о том, что аборигены поклонялись Солнцу и считали себя его детьми, ну а само Солнце повиновалось Высшему Божеству. Астроном Людвиг Зайдлер в своей книге приводит слова одного из последних гуанчей: «Отцы наши говорили, что Бог, поселив нас на этом острове, потом забыл о нас. Но однажды Он вернется вместе с Солнцем, которому он велел рождаться каждое утро и которое и нас породило» (Зайдле, 1966: 241).
Говоря о гуанчах, уместно привести слова средневекового испанского поэта Антонио де Вианы: «Они были добродетельны и великодушны, честны и смелы, мужественны и отменно сильны, красивы и грациозны, исполинского роста. Лица их жизнерадостны, выразительны и приветливы, ум острый а память глубокая. Обхождения они были благородного, вежливого и приятного, были полны любовью к своей родине и беспредельно преданы ей» (Антонио де Виана, 1982: 167). Учитывая всё, что известно нам о гуанчах, можно предполагать, что они были готовы открыть своё сердце Христу, если бы только благая весть о Сыне Божием пришла к ним с миром.
3. Миссионерская деятельность нормандцев на Канарских островах
И вот, в июле 1402 г. корабль миссионерской экспедиции прибыл из Нормандии на Канарский архипелаг и бросил якорь у острова Лансароте. Здесь Бетанкур встретился с местным вождём и с его разрешения выстроил форт, который назвал Рубикон. Позднее он получил помощь у кастильского короля Энрике III в обмен на признание его сюзеренитета над Канарами, благодаря чему сумел подчинить себе Лансароте и Фуэртевентуру (Бонтье, Ле Веррье, 2009). В результате деятельности нормандских миссионеров туземные жители этих островов вместе со своими вождями приняли католическую веру. После чего Жан де Бетанкур приступил к освоению этих земель, а затем основал колонии еще на двух островах - Пальме и Иерро. В 1405 г. он отбыл в Нормандию, оставив вместо себя управителем островов своего родственника. О событиях этих четырех судьбоносных лет мы узнаём от Пьера Бонтье и Жана Ле Веррье, принимавших в тех событиях самое живое участие.
Тема христианизации местного населения даётся авторами хроники нормандской экспедиции в духе миссионерских традиций своей эпохи. Они рисуют идеальную картину приобщения к католической вере «заблудших языческих душ» как результат сбывшихся ожиданий. Гуанчей не принуждают к принятию веры, ведь они сами жаждут, чтобы кто-нибудь их просветил. Нескончаемым потоком они стекаются к крепости Балтарэ, чтобы принять Крещение, «…их с каждым днём становится больше, они несут новорождённых детей к людям монсеньора де Бетанкура, которые учат их, как должно жить, чтобы заслужить искупление» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). Главный персонаж хроники - Жан де Бетанкур, теперь обретает черты проповедника. В сопровождении толп людей он обходит землю, излагая вечные истины и планы по обустройству своих новых владений. Здесь апология Бетанкура достигает вершины. Он показан вещающим перед народом с высокой кафедры. В прощальной проповеди он говорит: «Друзья мои и братья христиане! Нашему Богу-Создателю было угодно распространить свою милость на нас и на эту страну, которая в этот час уже стала христианской и обратилась в католическую веру. И ради сохранения этого Бог своей высокой милостью желает через меня передать всем вам знание того, как должно вести себя во славу и умножение христианского мира» (Бонтье, Ле Веррье, 2009).
Именно в таком духе описаны события нормандской миссии на Канарских островах в хрониках экспедиции. Именно так мессир де Бетанкур доложил о результатах своей деятельности королю Кастилии Энрике III, а также и римскому папе Иннокентию VII, визит к которому стал последним аккордом его миссионерского проекта. Этот визит в Рим явился венцом повествования о подвиге нормандского рыцаря Жана де Бетанкура, где представ перед папой, он был назван «сыном папы и сыном Церкви», «первопричиной и началом» для других сыновей Церкви, которые станут его последователями. В итоге на острова был назначен епископ и тем самым Канары де-юре вошли в систему церковных отношений католического мира.
Однако, сквозь эту благостную картину, написанную двумя капелланами по заказу, читатель видит совсем другую реальность. В самом повествовании содержатся оговорки о том, что экспедиция Бетанкура с самого начала планировалась для завоевания островов и покорения их населения. Так, они пишут о Бетанкуре «…единственным его желанием было полное завоевание Канарских островов» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). Но монахи не осуждают планы завоевания и часто употребляют выражение «доблестные завоеватели»; они называют ещё не покорённых аборигенов «врагами»; описывают, как французы нападали на мирных жителей, грабя их и захватывая в плен для продажи в рабство на материке, как убивали сопротивляющихся. Они поощряли аборигенов к предательству близких; обещали им привилегии и безопасность на условиях принятия Крещения. Монахи даже и не скрывали такие факты. Приведём лишь несколько примеров, которые дают Пьер Бонтье и Жан Ле Веррье.
Из их повествования мы узнаём о вероломстве конкистадоров: «…король этой земли пришел к Бетанкуру и в присутствии <…> благородных мужей дал согласие перейти в подчинение к Бетанкуру и его спутникам, но только как друг, а не как подданный, Бетанкур же обещал им защиту от всех тех, кто вознамерится причинить им зло. Но данного им обещания французы не сдержали» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). В другом эпизоде рассказывается: «…Бертен привез с собой <…> жителей острова Ланселот, которых, прикрываясь честным словом, предательски захватил, чтобы продать в чужих землях как рабов в вечную неволю» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). В другой главе рыцарь Гадифер говорит, что «…имел намерение, чтобы поправить положение, убить всех мужчин-воинов этой страны, захватить женщин и детей, заставить их принять крещение и жить по нашим законам» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). Рассказывается и о грабительских налётах французов на села аборигенов: «Явившись в одну деревню, они увидели большую толпу жителей, собравшихся вместе, напали на них и бились так упорно, что одержали верх, убив десятерых, <…> Таким образом, участники отряда вернулись в крепость сильно избитые и удручённые, но зато привели с собой тысячу дойных коз» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). Пишут монахи и о протестах аборигенов: «…жители острова Ланселот говорили, что наша вера и наш закон не столь хороши, как мы утверждали, поскольку мы предавали друг друга, творили друг против друга ужасные вещи и не были тверды в своих обещаниях. И все язычники Ланселота поднялись против нас…» (Бонтье, Ле Веррье, 2009).
Но в конце концов коренное население было покорено и приведено к Крещению. Монахи пишут, что ими было «…составлено наставление в самой простой, насколько это возможно, форме, чтобы дать знание о вере тем, кого они крестили, и тем, кто намеревался креститься в ближайшее время, если на то будет Божья воля» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). Нам трудно судить, насколько было понятно аборигенам наставление в вере, которое приводят монахи, представлявшее собой краткий пересказ ветхозаветных и новозаветных событий. Что говорила гуанчам история исхода народа Израиля из Египта и что означали для них слова «Израиль», «Египет» и «фараон»? Возможно ли, чтобы через незнакомые слова и понятия люди могли постичь спасительные истины Христова учения?...
Из хроник мы узнаём, что для монахов «…нет ничего удивительного, что монсеньор де Бетанкур решился на такое предприятие, как завоевание заморских Канарских островов» (Бонтье, Ле Веррье, 2009). Оказывается, дело не только в том, что эта обширная страна, как отмечают они, полна всякими благами, чистыми реками и крупными поселениями. Главная причина - это лёгкость добычи! Об этом в хрониках сказано прямо: «…не нашлось бы другого, более законного, более честного и более легкого, со столь малыми усилиями и столь малыми расходами <предприятия>, чем это. Ибо путь туда прост, краток и недорог по сравнению с другими, <…> а у неверных нет никакого оружия, они не умеют воевать. Они не знают, что такое война и не могут обратиться за помощью к другим племенам, <…> у них даже нет стрел» (Бонтье, Ле Веррье, 2009) - вот что на самом деле было важно нормандским миссионерам.
Но история показала, что они ошибались и завоевание Канар не стало для европейцев лёгкой прогулкой - на это был потрачен весь XV век. Почти сто лет продолжалось сопротивление островитян, но в неравной борьбе они постепенно истреблялись конкистадорами из Кастилии и Нормандии. Большинство гуанчей погибли от их мечей, многие были проданы в рабство на рынках Испании и Африки, другие умерли от завезённых болезней, кого-то потом уничтожила инквизиция. С сожалением пишут об этом историки: «Так погиб один из первобытных народов, своеобразный язык и история которого могли бы многое разъяснить нам из истории финикиян и карфагенян» (Риттер, 1864: 193). Большаков А.А. сообщает о жестокости завоевателей: «…для травли индейцев в Новом Свете были использованы огромные собаки, обученные охоте за людьми на Канарах» (Большаков, 1982: 7) - то есть политика европейцев по отношению к аборигенам Канар мало чем отличалась от их последующей политики в отношении индейцев Америки. Особенность же захвата Канар состояла в том, что он явился начальным актом колониальной экспансии европейцев, а коренные канарцы стали её первой жертвой.
4. Выводы из опыта миссионерской деятельности нормандской экспедиции
Какие же выводы можно сделать из опыта миссионерской деятельности нормандской экспедиции Жана де Бетанкура? Очевидно, что реальным её итогом явилось силовое принуждение местного населения к формальному принятию непонятной для них религии, борьба, гибель многих людей и полное уничтожение местной самобытной культуры. Невозможно считать успешной такую миссионерскую деятельность. Но в чём причина столь негативного результата нормандской миссии, ведь начиналась она с благих намерений?
Для ответа на этот вопрос сопоставим методы христианизации канарских аборигенов, с теми принципами, которые основаны на евангельском образе самоотверженного служения Самого Христа и Его проповеди Царства Божия. Здесь сразу же видна разница. Христос Своим ученикам не говорил - идите и покорите, но сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20).
Миссионеры должны соблюдать те принципы, которые восприняли от Господа святые апостолы и передали всей Христианской Церкви. А эти принципы предполагают следующее:
- Вначале нужно добрыми делами завоевать доверие людей, а уже потом нести им слово Божие.
- Строиться миссионерское служение должно на примере благочестивой жизни самого проповедника, на исполнении им своего слова и долга - только так можно заслужить уважение.
- Проповедь благой евангельской вести должна быть доходчивой и понятной, тайны Царства Божия должны доноситься образами, понятными слушающим, и обязательно на родном для них языке.
- Проповедник может лишь помочь человеку, подготовить его к принятию благодати Духа Святого. Но давить на него при этом нельзя - человек должен сам захотеть открыть своё сердце Христу. Насильственное распространение христианства невозможно, ведь насилие отнимает свободу и гасит любовь.
- Проповедник должен нести своей пастве добро, защищать её от опасностей.
По образу своего Учителя проповедник должен быть готов даже жизнь отдать
за паству свою (Ефимов, 2007: 7-10).
Участники экспедиции рыцаря Жана де Бетанкура эти принципы не соблюдали, соответственно, их миссионерская деятельность была обречена на неуспех. А ведь всё могло быть иначе, если бы с самого начала экспедиции были правильно расставлены её приоритеты; если бы нормандские рыцари понимали, что честолюбивые и меркантильные интересы нужно отложить в сторону, а во главу угла поставить задачу просвещения народа Христовым учением, что и является главной миссионерской задачей Христианской Церкви. А это значит, что капелланам экспедиции, Жану Ле Веррье и Пьеру Бонтье, начинать свою миссионерскую деятельность нужно было ещё во время морского похода, научив его участников основным принципам христианской миссии. Возможно, тогда сбылась бы мечта Жана де Бетанкура стяжать для себя честную славу и благословлял бы его доброе имя автохтонный канарский народ. Совсем другой пример был бы дан его последователям и другим был бы результат того исторического поворота христианской Европы на Запад и её рывка через Атлантический океан, первым шагом которого стала экспедиция нормандских миссионеров на Канарские острова.
ЛИТЕРАТУРА
Большаков А.А. 1982. Коренное население Канарских островов: историко-этнографический очерк: диссертация ... к. ист. н., тема - Этнография: 07.00.07. Ленинград. 205 с.
Бонтье Пьер, Ле Веррье Жан. 2009. «Канарец» или Книга о завоевании Канарских островов и обращении их жителей в христианскую веру Жаном де Бетанкуром, дворянином из Ко, составленная монахом Жаном ле Веррье и священником Жаном Ле Веррье. Пер. со среднефранцузского, вступ. ст., коммент., примеч. и сост. указат. И.В. Кривушина и Е.С. Кривушиной. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. 284 с.
Гомер. Одиссея. Песнь IV, строка 565; Песнь I, гл. 52-54. Перевод В.А. Жуковского. [Электронный вариант]. - URL: http://zhukovskiy.lit-info.ru/zhukovskiy/poemy/odisseya/odisseya-4.htm
Зайдлер Л. 1966. Атлантида. Пер. с польского. М.
Ефимов А.Б. 2007. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. Изд. ПСТГУ. 688 с.
Риттер К. 1864. История землеведения и открытий по этому предмету. Перевод с нем. под ред. Н. Бакста: Лекции читанные в Берлинском университете, изданные Г.А. Даниелем. С портретом автора. – СПб.: Издание О.И. Бакста. [6] 208 с.
Navarro Mederos J.F. 2005. Los Aborigenes. Ed. Centro de la cultura Popular Canaria.
Wolfel D.J. 1965. Monumenta linguae canariae. Graz. Austria: Akademische Druck.
Получена / Received: 04.06.2021
Принята / Accepted: 10.06.2021