Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:
Чжиюань Г. — Деятельность и влияние советских музыкантов на образование в Шанхайской консерватории // Культура и искусство. - 2022. - № 8. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.8.38561 EDN: NCTVEC URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38561
Деятельность и влияние советских музыкантов на образование в Шанхайской консерватории
Чжиюань Гуань
Аспирант, Московский государственный университет имени МБ. Ломоносова 141134, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Москва, 1, оф Радужная
Статья из рубрики "Культура и наука"
DOI:
10.7256/2454-0625.2022.8.38561
EDN:
NCTVEC
Дата направления статьи в редакцию:
01-08-2022
Дата публикации:
08-08-2022
Аннотация: Статья посвящена изучению различных аспектов деятельности и влияния советских музыкантов на музыкальную культуру и образование Шанхая. Автор приходит к выводу о том, что русские музыканты сыграли важную роль в становлении музыкальной жизни Шанхая и в целом всего Китая. Они способствовали распространению русской и европейской культурной и исполнительской традиции, распространяли произведения русских и европейских авторов, знакомили своих учеников с шедеврами мирового музыкального искусства. Традиции, заложенные русскими музыкальными деятелями в начале ХХ века, продолжили и укрепили советские специалисты, воспитавшие целую плеяду выдающихся музыкантов в Китае. Особую роль сыграло укрепление русско-китайских связей после 1949 года. Многие советские музыканты были отправлены в КНР по соглашению стран. Среди них были выдающиеся педагоги и музыканты: Д. М. Серов, К.Н. Дмитревская, С. Г. Делициев, Н. Н. Делициева, Ф. Г. Арзаманов, И. Г. Беридзе и др. Они помогали разрабатывать учебные планы и программы, выступали с лекциями, докладами, проводили консультации и вели преподавательскую и организационную деятельность. Новизна статьи заключается в
том, что в ней впервые предоставляются сведения о работе перечисленных советских музыкантов и проводится анализ их влияния на образования в Шанхайской консерватории.
Ключевые слова: советские музыканты, эмиграция, Китай, китайское музыкальное образование, Шанхай, Шанхайская консерватория, китайское музыкальное искусство, Серов, Дмитревская, Делициев
Три китайских города - Харбин, Шанхай и Тяньцзин - стали первыми, в которых появились высшие учебные музыкальные заведения. Во многом заслуга подъема музыкального образования принадлежала русской эмиграции. Различные деятели культуры, покинувшие родную страну, положили начало профессионального музыкального образования в Китае.
Проблема деятельности и влияния русских музыкантов в Китае является актуальной в виду усиления межкультурной коммуникации между странами. Всё больше студентов из Китая стремится получить в Российских вузах музыкальное образование, которое ценится во всем мире. Начало этой традиции было положено в ХХ веке, когда русские эмигрировавшие музыканты начали обучать китайских студентов.
Во многих работах русских и китайских авторов рассматривается проблема становления музыкального искусства в Китае. Среди них - статьи, диссертационные исследования и монографии [1 - 15]. Что касается деятельности и влияния советских специалистов в Шанхае, то данный вопрос требует более глубокого и широкого рассмотрения.
В данной статье мы сосредоточимся на деятельности советских музыкантов, которые продолжили начатую в начале ХХ века работу русских белоэмигрантов, сформировавших новый пласт профессионального музыкального образования в Китае.
Шанхай был вторым городом, в котором появилась своя Консерватория после Харбина. Ключевым событием первой половины ХХ века в китайском музыкальном образовании стало открытие первой китайской национальной консерватории в Шанхае в 1927 году (сначала заведение называлось «Государственный музыкальный колледж»), в задачи которой, среди прочих, входило «импортировать мировую музыку, упорядочить
национальную музыку» [1, Сш 138]. Здесь продолжалось становление профессионального музыкального образования с начала 20-30-х годов ХХ века, зачатки которого были заложены в Харбине. Консерватория положила начало профессионального музыкального образования в Шанхае, а также во всем Китае.
Консерватория в Шанхае базировалась на системе образования и преподавания европейских консерваторий (в частности, России, Франции и Германии). Студенты обучались на четырех факультетах: фортепианном, вокальном, скрипичном и композиторском. Позднее добавились и остальные факультеты (духовой, хоровой и др.). Исследователь Ли Юе отмечает: «Обобщая работу европейских и американских музыкальных колледжей, здесь соединили вместе западную кредитную систему и систему технической модернизации, а в учебном плане были отражены и западная, и традиционная китайская музыка» [2, с 2271.
В Шанхайской консерватории не только обучали музыке - здесь также велась научная и издательская деятельность, проходили многочисленные просветительские концерты. В стенах Консерватории начал выпускаться журнал «Звук» и «Искусство музыки» [2, с- 2271.
Благодаря издательской деятельности различных бюро и издательств в Шанхае-1", было опубликовано немалое количество переведенных на китайский язык трудов советских авторов, музыковедов и исполнителей по методике преподавания, истории музыки и другим смежным предметам. Среди прочих книг отметим издание трудов И. В.
Способина-2" - «Музыкальная форма» (1947), «Элементарная теория музыки» (1951), «Практический курс гармонии» (1934); «краткий музыкальный словарь» А. Н. Должанского, «Основы оркестровки» Н. А. Римского-Корсакова, «Основы скрипичной аппликатуры» И. М. Ямпольского, «Эстетические проблемы советской музыки» Ю. А. Кремлева и др. Издания советских авторов удовлетворили необходимость и нехватку учебных материалом для профессионального музыкального образования в КНР и заложили прочный фундамент для будущей китайской музыкальной культуры.
У истоков музыкального образования в Харбине стоял Сяо Юмей-3" - композитор, педагог, музыкант (скрипач). С 1929 года он занимал пост ректора Шанхайской консерватории, а также преподавал такие предметы, как композиция, гармония, история музыки и оркестровка Г3, с1 125"1.
Несмотря на то, что Консерватория во многом была ориентирована на западные образцы, в ней присутствовало национальное зерно, и китайская культура развивалась наряду с европейской. Так, каждый студент должен был освоить национальный музыкальный инструмент, а произведения китайских композиторов входили в программу обучения Г4, с- 12"". Освоению национальной китайской традиции способствовали занятия по литературе, поэзии и истории китайской музыки. Помимо этого студенты могли посещать занятия по педагогике, методике преподавания, психологии и др.
Многие приезжие музыкальные трудились в стенах Шанхайской консерватории, развивая китайское музыкальное искусство. Состав учеников консерватории был многонациональным, а обучение велось на трех языках: китайском, английском и русском. В 1930-х годах в преподавательском составе консерватории преобладали русские педагоги-эмигранты. Это были музыковеды, пианисты, вокалисты, преподаватели
струнных и духовых инструментов Г5, с- 11-13"". Некоторые из них стали основателями целых направлений и музыкальных школ, среди них - А.Н. Черепнин, Б.С. Захаров, Е. Левитина, В.Г. Шушлин, А.Н. Печенюк, С.С. Аксаков, З.А. Прибыткова, И.П. Шевцов, Е.Г Гравитская, Е.И. Селиванова, Б.М. Лазарев, В.В. Сарычев, В.А. Чернецкая, С.И
Швайковский, А.С. Спиридонов и др.-6———34". Примечательно, что с 1935 года
Консерватория полностью перешла на русскую программу преподавания Г7, Сш 137-138"". Наряду с большим числом иностранных преподавателей, число педагогов-китайцев постепенно росло. Это были музыканты, получившие образование за рубежом.
В 1949 году состоялось провозглашение КНР - Китайской народной республики. Власти обратили особое внимание на музыкальное воспитание граждан. Во всех музыкальных учебных заведениях появились отделения народного пения и исполнительства на народных инструментах.
После революции 1949 года русско-китайские связи значительно укрепились. Сотрудничество с СССР стало более плотным, поэтому многие советские музыканты выезжали в Китай. Они обучали китайских студентов, которые затем продолжали обучение в лучших вузах СССР.
27 марта 1950 года Китай и Советский Союз подписали китайско-советское соглашение об условиях работы советских специалистов в Китае, и с этого момента термин
«советские музыкальные специалисты» вошел в историю музыки. Студенты из различных профессиональных музыкальных учреждений Китая приезжали со всей страны, чтобы получить ценные знания и навыки у советских музыкантов. В свою очередь, преподаватели из СССР делились своим опытом, давали важные рекомендации в области исполнительской культуры, способствовали совершенствованию системы преподавания и образования, создания кафедр, разработки учебных программ, планов и методических пособий.
Важную роль сыграли в то время выдающиеся советские педагоги-пианисты: Д. Серов, А. Татулян, К. Дмитревская, Т. Кравченко, Б. Захаров и многие другие. Педагоги их СССР воспитали музыкантов, которые продолжили формирование профессионального музыкального образования в Китае, поэтому их роль можно смело называть
«определяющей» [8, с- 23]. Б. Захаров обучил таких выдающихся музыкантов, как Дин Шандэ, Ли Сянмин, У Лэи, учениками Т. Кравченко были Инь Ченцзуна, Лю Шикуня, Гу Шэнин.
Среди скрипачей отметим С. Микитянского, И. Беридзе, П.Н. Макаренко, виолончельную школу представляли В. Червова и др. Среди педагогов-вокалистов были П. Медведев, Н. Делициева; дирижеров - В. Балашов и С. Делициев; преподавателей музыкально-теоретических дисциплин - Б. Арапов, Ф. Арзаманов, Л. Гуров, К. Дмитриевская, А.
Кандинский, А.Г. Бегиджанов [1, С- 274-2751.
В результате работы советских специалистов в консерватории Шанхая появились новые кафедры: дирижирования, музыковедения, народных инструментов., а также новые специальности: хоровое дирижирование, ударные инструменты и музыкальный менеджмент.
Специалисты из Советского Союза помогали молодым преподавателям различных учебных заведений (в том числе школ и колледжей) повышать свое профессиональное мастерство, а также выпускали молодых талантливых музыкантов, которые становились лауреатами международных конкурсов, занимая призовые места на музыкальных соревнованиях.
Советские пианисты сформировали русскую фортепианную школу в Китае, которая отличалась особыми образными, художественными, техническими признаками. Так,
китайские студенты отмечали особую «советскую весовую игру» (Чжоу Гуанжэнь) [9, Сш
«мощную игру» (Хуан Пин) [9, С'—56], «великолепный, богатый звук с широкой
фразировкой» и «сильными эмоциями» (Ланг Ланг) [10, Сш 159, 2571. Эта неповторимая мощь, присущая русской исполнительской манере игры, накладывала свой отпечаток на стиль китайской исполнительской школы - как фортепианной, так и инструментальной в целом.
Среди пианистов, работавших в Шанхайской консерватории, выделим Д. М. Серова (работал с 1954 по 1956 годы). Он выстраивал свои занятия со студентами по принципу «от простого к ложному». Самым важным он считал развитие в своих учениках музыкальности, поэтому даже технические упражнения исполнялись с постоянным слуховым контролем и стремлением к художественной выразительности. Серов стремился приучить пианистов к автоматизму в игре, чтобы можно было сосредоточиться на художественной стороне. Глубокое погружение в образ, считал педагог, делает его выразительнее. Отказываясь от механистического пути и упражнений Ганона, Серов призывал к развитию воображения и творческого начала у ученика. Упражнения для
тренировки пальцевой и прочей мелкой техники требовали красивого звука и осмысленной игры. Серов придерживался тех принципов, которые были присущи всем советским педагогам: техника и музыка были неразделимы.
Помимо преподавательской деятельности, Серов проводил методическую работу на кафедре фортепиано в Шанхайской консерватории. Он давал рекомендации по организации преподавания, учебному плану, выбору учебных материалов, методам обучения и другим деталям преподавания, помогая кафедре фортепиано развивать и совершенствовать свою программу преподавания и учебный план. Серов был одним из инициаторов организации классов камерного ансамбля для пианистов и студентов остальных отделений (струнного и духового). Он также предложил создать классы по обучению игре на народных инструментах и высказал мнение, что необходимо создать аналогичные классы в начальной школы, чтобы готовить кадры для народных оркестров.
К.Н. Дмитревская, доцент Ленинградской консерватории и специалист по теории советской музыки, работала советником в Шанхайской музыкальной консерватории с марта 1956 по июнь 1956 года по плановому двухгодичному контракту, который позже был изменен на четырехмесячный. Несмотря на довольно короткий срок, Дмитриевская оказала большое влияние на учебный и педагогический процесс Шанхайской консерватории. Она работала с учебными планами по теории и истории музыки, исполнительскому искусству, методике преподавания, сольфеджио. Кроме того, Дмитриевская читала студентам Шанхайской консерватории курс методики преподавания сольфеджио, принимала участие в организации студенческого научного общества, выступала с докладами перед преподавателями и профессорами Консерватории.
Важную роль в области симфонического дирижирования сыграл С. Г. Делициев -главный дирижер Оперной студии имени К. С. Станиславского при Большом театре (г. Москва) и дирижер Всесоюзного Радиокомитета. Он проработал в Шанхайской консерватории с октября 1956 года по июнь 1958 года. Делициев вел активную преподавательскую и концертную деятельность, работал в Шанхайской консерватории музыки и Шанхайском симфоническом оркестре в качестве дирижера, педагога и художественного руководителя. Его сопровождала супруга Н. Н. Делициева, которая была художественным руководителем отделения вокальной камерной музыки и Шанхайского хора.
Делициев выступал со статьями в печати, писал о своей работе в Шанхае, а также состоял членом музыкальной секции Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Его особой заслугой стало создание оперных классов и дирижерского отделения по аналогии с Московской консерваторией, а также улучшение стандартов обучения преподавателей дирижирования и помощь в подготовке Шанхайского симфонического оркестра и симфонического оркестра Консерватории.
Работая с китайскими студентами, Делициев придерживался советской методики преподавания. Различные студенты получали разную программу, которая соответствовала курсу, в основном - классические произведения русских и европейских композиторов. Предварительно проводился стилистический анализ, знакомство с композитором, его творчеством и биографией, историей создания произведения. Затем проводилась работа с дирижерскими требованиями и проработка дирижерских жестов.
Делициев помогал в организационной работе оркестра, исполняя роль художественного руководителя: составлял концертные и обучающие программы, планировал репетиции. Результатом работы Делициева стала налаженная работа дирижерского отделения и
оперного класса.
Его жена Н. Н. Делициева - выпускница Ленинградской консерватории - была пианисткой и певицей, преподавала класс камерного пения в РАМ им. Гнесиных. Вместе с мужем Делициева помогала в создании в Шанхайской консерватории оперного класса на вокальном отделении, руководила оперным классом и классом камерного пения. Работала с китайскими студентами над репертуаром, интерпретацией, анализом содержания музыки, знакомила их с системой К. С. Станиславского.
В области теории музыки в Шанхайской консерватории работал советский специалист-музыковед Ф. Г. Арзаманов (с декабря 1956 по июнь 1958 года). Он вел курсы полифонии и анализа для китайских студентов, обучая их советским методам и приемам. На занятиях по полифонии студенты Арзаманова писали фуги в китайском национальном стиле, а на предмете «анализ форм» исследовали не только структуру, но и содержание произведения, используя для анализа китайские сочинения. Таким образом, Арзаманов, наряду с преподавательской деятельностью, внес большой вклад в теоретическое осмысление формы и содержания китайских произведений, а также в преподавание теории китайской музыки.
На кафедре скрипичного искусства в Шанхайской консерватории работал И. Г. Беридзе -советский скрипач, педагог. Он проработал с сентября 1959 по сентябрь 1961 года, обучая восемь студентов, в том числе Чжэн Шишэна и Юй Лина, которые стали известными скрипачами. Под руководством Беридзе проводилась работа над методикой преподавания и исполнительским искусством. Помимо занятий со студентами Беридзе выступал с докладами, проводил консультации, работал над учебной и исследовательской деятельностью, руководил струнным квартетом.
На методическом уровне советские педагоги сталкивались с различными трудностями. Например, студенты фортепианного факультета легче осваивали технические навыки игры и теоретические знания, однако вопросы интерпретации европейских и русских произведений давались им намного сложнее. Китайским исполнителям был чужд новый, непривычный эмоциональный мир.
Другая причина заключалась в том, что во многих школах Шанхая, а также Пекина и Харбина, упор делался именно на освоение технической, а не содержательной стороны произведений. Пианисты разучивали этюды и упражнения Черни, Бейера (в Шанхае этот принцип преподавания был у Марио Пачи [11, с- 24].
Нужно отметить, что и в современном исполнительском искусстве сохранилась данная проблема, когда развитию технических навыков уделяется много времени, тогда как содержание и смысл произведения остается иногда за кадром. Это приводит к тому, что музыканты, исполняющие произведение, играют очень виртуозно, громко, быстро, бойко, но не понимают музыку, не чувствуют ее стиль, не знают ничего о композиторе и эпохе... Это подтверждают слова знаменитых музыкантов. По словам Сюй Бо, европейская фортепианная педагогика в Китае «вплоть до наших дней ориентир на силу рук, техническое оснащение беглости пальцев» [11, с- 25].
Русская исполнительская школа содержала в себе гармоничный баланс музыкальных и технических задач, что оказало впоследствии влияние на китайскую педагогику [12, сВ результате ухудшения политической обстановки и охлаждения отношений между КНР и
СССР, сотрудничество музыкантов прекратилось в начале 60-х годов. Поэтому наиболее плодотворным периодом работа советских музыкантов можно считать 40-60-е годы ХХ века. В результате деятельности советских специалистов по различным направлениям -фортепиано, вокал, скрипка, дирижирование, теоретические предметы - в Шанхайской консерватории повысился уровень профессионального мастерства студентов и преподавателей, появились новые учебные программы и планы, соответствующие мировым стандартам. Студенты, повышая свое мастерство и расширяя кругозор, получили возможность побеждать на различных международных конкурсах и составлять конкуренцию своим европейским коллегам.
Шанхайская консерватория, наряду с Центральной, стала бесспорным лидером в области профессионального музыкального образования в Китае. Сильный педагогический состав Шанхайской консерватории привлекал талантливых студентов со всей страны. Важную роль в этом сыграли специалисты из СССР, которые внесли весомый вклад в музыкальное образование Китая. Это влияние на музыкальную карьеру Китая было более обширным и систематическим, чем влияние иностранных музыкантов из других страх.
■Ш Книжный магазин Ванье, Книжный магазин «Правда», Издательство новой литературы и искусства, Китайское молодежное издательство, Шанхайское издательство литературы и искусства и др.
Игорь Владимирович Спосообин (1900-1954) — советский музыковед,теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной формы.
Сяо Юмэй 1884-1940) - музыкант, уроженец провинции Гуандун на юге Китая.
Он проходил обучение в Японии и Германии, освоил там теорию композиции и пе да гогику.
Библиография
1. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. - М.: Композитор, 2014. - 335 с.
2. Ли Юе. Китайское музыкальное образование в ХХ веке и его состояние на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - №40. - С. 225 - 231.
3. Чжан Цин. Сяо Юмэй - основатель музыкального образования современного Китая // Инновационная наука и современное общество: Междунар. научн.-практич. конф. 21-22 авг. 2013 года. - Уфа: РИЦБАШГУ, 2013. - С. 209-214.
4. Мао Юйжунь. Музыкальные эссе Мао Юйжуня. - Шанхай: Шанхайское музык. изд-во, 2007. - 184 с.
5. Дин Шандэ. Краткая история Шанхайской консерватории. - Шанхай: Изд-во Шанхай. консерватории, 1987. - 149 с.
6. Хисамутдинов А.А. Театральное и музыкальное искусство русской эмиграции в Шанхае // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2017. - №3. - С. 33 - 40.
7. Дивеева Г.А. Шанхайская национальная консерватория в 1920-1940-е гг.: к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2014. № 1. - С. 137-140. - С. 137138.
8. Айзенштадт С. В. О роли русской фортепианной школы в процессе художественного
формирования пианистического искусства Китая и Японии // Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 3 (53): в 3-х ч. Ч. I. - C. 22-27. 9. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. - СПб.: Астерион, 2009. - 159 с.
10. Lang Lang, Ritz D. Journey of a Thousand Miles: My Story. - N. Y.: Spiegel & Grau, 2009. - 276 p.
11. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дисс. ... канд. иск. - Ростов-на-Дону, 2011. - 149 с.
12. Хуан Сяньюй. Система музыкального образования в Китае // Вестник СПбГИК. -2012. - №2. - С. 105-107.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на рецензию статья посвящена роли советских музыкантов в становлении профессионального музыкального образования в Китае, в частности - в Шанхае. Автор справедливо указывает на важнейшую роль Шанхайской консерватории для профессионального музыкального образования в Китае в целом. В опоре на методы историко-сравнительного анализа автор работы реконструирует процесс становления образовательного процесса в Шанхайской консерватории, который проходил под непосредственным влиянием советских музыкантов. В статье убедительно раскрывается историко-культурный контекст, обусловивший значимую роль именно музыкантов их Советского союза. Показаны политические процессы, как внутри страны, так ис позиций взаимодействия с СССР. Отмечена роль в предпосылках создания консерватории русских педагогов-эмигрантов.
Подробно автор статьи разбирает роль отдельных советских музыкантов, которые стали основателями целых направлений и музыкальных школ в Шанхайской консерватории. Характеризуя русскую фортепианную школу, утвердившуюся в Китае, в статье подчеркиваются ее образные, художественные и технические признаки. Автор останавливается на рассмотрении классов симфонического дирижирования и оперного пения, особенностей становления струнной смычковой школы. Специалисты по теории советской музыки вели в консерватории Шанхая курсы сольфеджио, полифонии, музыкального анализа, активно участвовали в простройке учебного плана.
Также благодаря работе советских специалистов в консерватории появились новые кафедры: дирижирования, музыковедения, народных инструментов, а также новые специальности: хоровое дирижирование, ударные инструменты и музыкальный ме не дж ме нт.
В целом, подчеркивается, что советские музыканты в работе в Шанхайской консерватории придерживались советской методики преподавания.
Интерес представляет анализ методических трудностей, с которыми пришлось столкнуться советским музыкантам. В частности, достаточно сложно китайским студентам давались вопросы интерпретации европейских и русских произведений. Сложности возникали и при освоении содержательной стороны произведений (по различным музыкальным специальностям). Так как, в отличие от советской школы, во многих
школах Шанхая, а также Пекина и Харбина, упор делался именно на освоение технической стороны произведений. Тем не менее, русская исполнительская школа показала ценность гармоничного баланса музыкальных и технических задач, что оказало впоследствии влияние на китайскую педагогику.
Таким образом, в статье убедительно доказывается, что именно советские музыканты сыграли решающую роль в становлении профессионального музыкального образования в Шанхайской консерватории, что закрепило за ней позицию лидера профессионального музыкального образования Китая.
Реконструкция русско-китайских связей в сфере музыкального образования, позволяет лучше понять и современные процессы, чем обусловлена актуальность работы. Небольшой технической редакторской правки требуют некоторые предложения. Например: «Педагоги их[з" СССР воспитали музыкантов, которые продолжили формирование профессионального музыкального образования в Китае». «Он выстраивал свои занятия со студентами по принципу «от простого к [с"ложному». «Поэтому наиболее плодотворным периодом работа[ы" советских музыкантов можно считать 40-60-е годы ХХ века».[2" Игорь Владимирович Спосообин
Несмотря на некоторые замечания рецензента, статья представляет интерес для читательской аудитории, выстроена логично, библиография соответствует содержанию. Статья может быть рекомендована к публикации.