Исторические исследования
УДК 908
Иванов Александр Михайлович доцент, кандидат исторических наук
Силина Карина Владимировна
студент
Деятельность и контроль за незарегистрированными группами верующих в начале 1970-хх годов по отчётам Уполномоченного по делам религии при Совете Министров
по Смоленской области
Аннотация: данная статья посвящена деятельности Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Смоленской области в начале 1970-х гг. направленная на взаимоотношение с религиозными организациями региона. Авторы затрагивают аспекты взаимодействия и контроля со стороны советских органов как за зарегистрированными, так и незарегистрированными религиозными общинами и группами верующих, показывая деятельность и проблемы, с которыми они сталкивались. В ходе написания статьи использовались материалы Государственного архива новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО) многие из которых вводятся в научный оборот впервые.
Ключевые слова: незарегистрированные группы; религиозная политика СССР; старообрядческая община; Уполномоченный по делам религии.
После Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве и обществе начало стабилизироваться, еще в 1943 году был создан новый государственный орган Совет по делам религиозных культов при Совете Народных Комиссаров Союза ССР, который занимался всеми религиозными организациями, рассматривал обращения граждан и регистрировал церковные общины, предоставляя им церковные здания для прямого пользования.1 Однако в конце 1950-х - начале 1960-х гг., вошедших в историю как период хрущевских гонений на Церковь, советское руководство в кратчайшие сроки
1 Азаренкова А.С., Иванов А.М.Деятельность религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые липки Сычёвского района Смоленской области в 1950-1980-е годы // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (17). С. 52.
Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №4. С. 97-107
поспешило решить религиозную проблему в стране. Говоря о политических аспектах, следует обратить внимание и на желание построить в СССР общество, коммунистическая идеология которого, освободившаяся от сталинского наследия, еще смогла бы проявить себя, что, в свою очередь, исключало возможность любой духовной альтернативы, особенно религиозной. По прямому указанию Хрущева Н.С. в 1958 г. началась новая волна по закрытию храмов и передаче их зданий местной власти для использования в самых различных целях. Более того, предполагалось осуществлять закрытие храмов руками самих верующих. Это возможно было реализовать, подбирая в церковные советы людей, готовых проводить на местах необходимые мероприятия.2
18 апреля 1961 г. Синодом было принято Постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни», согласно которому, власть в приходах передавалась исполнительным органам, назначаемым местными органами советской власти. Настоятель с этого времени имел статус «рабочего по договору», заключавшемуся исполнительным органом в каждом отдельном случае и расторгавшемуся в одностороннем порядке. В 1961 г. был осуществлен единовременный учет храмов, в ходе которого проверялось не только количество церковных зданий, их площадь и другие габариты, и даже не только количество совершаемых треб, но все, вплоть до того, сколько людей посещает храм в дни церковных праздников. При его проведении было выявлено много бездействующих церквей, не используемых молитвенных зданий, затухающих приходов. На местах разобрались с каждым религиозным обществом. Общественные здания, находившиеся в ведении Русской Православной Церкви в период войны, были возвращены их прежним владельцам.3
Большинство церквей было переоборудовано под клубы, многие приспособлены под театры, кинотеатры, книгохранилища, планетарии, лекционные залы, музеи. Не менее распространенным было и использование их под склады, гаражи, мастерские, заводские корпуса и т.п. В закрытых и использованных храмах интерьеры варварски разрушались, иконы и книги сжигались, утварь и имущество расхищались при закрытии. Еще более печальна судьба тех церквей, которые разрушены и которых уже не восстановить. Материалы из разрушенных храмов шли на строительство коровников, всевозможных хозяйственных построек, ими мостили улицы. При этом тенденция по сознательному уничтожению храмовых построек постепенно стала сворачиваться.4
Основное внимание Уполномоченного по делам религии по Смоленской области в начале 1970-х годов было сосредоточено на практическом претворении в жизнь политики партии и правительства в отношении религии;
2 Иванов А.М. Вязьма православная. Смоленск: Маджента, 2016. С. 18.
3 Священник Алексий (Федотов). Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом // 27.07.2020. URL: www.krotov.info/history/20/1990/ivanovo_01.htm (доступ от: 08.01.2024).
4 Иванов А.М. Вязьма православная. Смоленск: Маджента, 2016. С. 19.
выполнение положения о Совете и указаний Совета по делам религии при Совете Министров СССР; контроль за применением и соблюдением законодательства о культах местными религиозными организациями и служителями культа, а также местными советскими органами, должностными лицами, всеми гражданами; изучение религиозной обстановке в Смоленской области; информации Совета, партийных и советских органов о процессах и явлениях в религиях; принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о культах, рассмотрение заявлений и жалоб; оказание помощи комиссиям при исполкомах рай(гор)советах депутатов трудящихся в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о культах.
По отчетам Уполномоченного по делам религии в Смоленской области Навозова Ф.Д. в начале 1970-х гг. подавляющее большинство населения области порвало с религией, но в области продолжался процесс ее ослабления, постепенно снижалась религиозная обрядность. По состоянию на 1 января 1972 г. в Смоленской области оставалось 38 православных церквей, одна из них в течении последних 5-6 лет (д. Корсики, Шумячского района) из-за отсутствия священника не работала. В связи с недостатком священнослужителей и охлаждением интереса верующих к отправлению религиозных обрядов, отдельные церкви, например Николо-Яровна Смоленского района, Липицы Сычевского района и Юрковщина Хиславичского района почти прекратили свою работы. В двух городах областного значения в Сафонове и Ярцеве и шести сельских - Велижском, Краснинском, Духовщинском, Сафоновском и Угранском районах не было действующих церквей. В период с 1961 по 1971 гг. 14 церквей совершенно прекратили свою деятельность.
На территории Смоленской области в начале 1970-х гг. оставалось четыре зарегистрированных общины евангельских христиан-баптистов и одно старообрядческое общество белокриницкого согласия. В Сычевском районе Смоленской области в селе Малые Липки действовала одна церковь Белокриницкого толка, ее посещали преимущественно верующие Сычевского района и частично на отдельных населённых пунктов Брянской области. Активность данной церкви постепенно падала, но на начало 1970-х г. оставалась еще значительной.5 В Малолипкинской общине старообрядцев в обычные воскресные дни на молитву собираются по 15-20 верующих, а в дни больших праздников церковь посещали единоверцы Днепровского и Новодугинского районов.6 В отдельные религиозные праздники посещаемость церкви достигала до 500 человек.7
Денежные доходы старообрядческой церкви составили в 1967 г. - 6792 руб., в 1968 г. - 7228 руб., в 1969 г. - 10310 руб., в 1970 г. - 10535 руб., в 1971 г.
5 Государственное архив новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 22.
6 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 29-30.
7 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 22.
- 7400 руб.,8в 1972 г. - 8803 руб., в 1973 г. - 10247 руб., в 1974 г. - 8514 рублей.9
Таблица 1
196 1 196 2 196 3 196 4 196 5 196 6 196 7 196 8 196 9 197 0 197 1 197 2 197 3 197 4
Венчание 3 15 5 9 1 6 3 3 5 2 2 - - -
Крещени е 45 51 41 31 38 49 22 29 26 14 12 6 11 10
Погребен ие 15 20 24 29 30 26 21 17 32 4 2 14 9 16
Священником старообрядческой церкви являлся Хомяков А.С., 1905 года рождения, с начальным образованием, местный житель с. Малые Липки Сычевского района Смоленской области, проявлял полную лояльность к государству. Нарушений советского законодательства не допускал, к органам власти относился уважительно. Священнослужители старообрядческой церкви в основном поддерживали внутреннюю и внешнюю политику советского государства.10
Руководствуясь советским законодательством, постановлением Совета Министров РСФСР от 24 июня 1968 г., Уполномоченный по делам религии продолжал внимательно изучать религиозную обстановку в незарегистрированных группах евангельских христиан-баптистов, пятидесятников и иудеев. Органы власти принимали все меры по пресечению их незаконной деятельности. На 1971 г. в Смоленской области сохранялось семь незарегистрированных групп очень малочисленных по своему составу11, из них две общины сторонников Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов и одна сторонников так называемого Совета церквей. Первые две (насчитывали около 60 человек) располагалась в г. Вязьме и дер. Беленькое Демидовского района. Группа сторонников «Совета церквей» располагалась в г. Смоленске и насчитывала около 100 человек.12 В Смоленской области существовало три группы иудейского вероисповедания (гг. Смоленск, Рославль и райцентр Шумячи) и группа пятидесятников в г. Рудня. Эти группы своих молитвенных помещений не имели, религиозные отправления проводили нерегулярно и как правило, в квартирах верующих. Сохранившиеся в отдельных населенных пунктах одиночки из числа престарелых верующих иногда посещали молитвенные собрания в зарегистрированных и незарегистрированных группах. Со стороны местных органов преследование верующих за отправление религиозных обрядов не допускалось, в то же время там, где допускались подобные факты незаконной деятельности со стороны вожаков незарегистрированных групп, то местные органы власти, в
8 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 23.
9 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 19-20.
10 Там же. Л. 20.
11 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 14.
12 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62.
соответствии с советским законодательством, привлекая нарушителя Закона к строгой ответственности.
Деятельность общины сторонников так называемого «Совета церквей» евангельских христиан-баптистов в г. Смоленске находился под особым контролем, однако вожаки оказывали заметное влияние на часть заблудившихся верующих, толкая их на всевозможные нарушения советского законодательства. Вожаки данной общины Ларионова, Лысенков и Чертков на вопрос: почему они, не имея никаких противоречий по вероучению с зарегистрированной группой продолжали обосабливаться и действовать в нарушение советского законодательства, заявляли: «У нас есть свой центр «Совет церквей», который не позволяет нам объединится с зарегистрированной общиной и поэтому мы не можем противится своим Божьим наставникам. Мы считаем, что сторонники Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов заблудшие овцы». Когда им подсказывали, что всякие противоречия лучше преодолевать в единстве с зарегистрированной общиной, они заявляли: «Мы это понимаем и обращаемся к своему совету церквей, но наши настойчивые просьбы о единстве евангельских христиан-баптистов ими упорно
13
отклоняются». 13
Вернувшиеся из заключения баптисты сторонники т.н. «Совета церквей» Говорунов К.Е., Ларионов А.Б., Лысенков, Чертков, Васильченкова П. и Поляков В. по-прежнему находились под контролем Уполномоченного по делам религии и местных органов власти. При возникающей необходимости с ними проводились беседы и делались предупреждения о недопустимости нарушений советского законодательства. Бывший сторонник так называемого «Совета церквей» Поляков В.В. выйдя из состава незарегистрированной общины вошел в зарегистрированную и вел себя по отношению к государству лояльно, пользовался определенным влиянием среди верующих единоверцев. За это у вожаков сторонников «Совета церквей» снискал клеймо «злейшего предателя и богоотступника» и был отлучен ими от своей церкви. Несколько человек последовали примеру Полякова, порвав связь с инициативниками и находясь в зарегистрированной общине вели себя по отношению к советскому государству тоже лояльно.
Поляков, выступая перед верующими, говорил: «Нам надо следовать во всем господу нашему Иисусу Христу, который учил добросовестно исполнят верующих законы и распоряжения власти, отдавая кесарево Кесарю». Отход верующих сторонников так называемого «Совета церквей» оставался незначительным, более того, имелись факты, когда отдельные вожаки отколовшихся действовали фанатично и пытались злостно нарушить советское законодательство о религиозных культах. Так, например, в г. Починке проживал сторонник так называемого «Совета церквей» Сиваков В., работавший кузнецом в передвижной механизированной колонне, пытался на работе организовать коллективное прослушивание через магнитофон, записанных на пленку молитвенных песнопений. Открыто выступал против
13 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 26.
зарегистрированной общины евангельских христиан-баптистов, выезжал в другие районы Смоленской области (Ельнинский, Руднянский) с целью вербовки своих сторонников. В 1970 г. он организовал сбор подписей под письмом, в котором ходатайствовал перед Председателем Совета Министров СССР о разрешении деятельности нелегального издательства «христиан». 14
Религиозное сознание многих верующих было двойственным, в нем все более противоборствовало религиозное и научно-материалистическое мировоззрение. Многие верующие осознавали, что их вера ни в чем не была связана с практикой жизни. Из бесед с отдельными верующими нередко можно было услышать: «Пока мы живы и вера наша будет жить. Но нас становится с каждым годом меньше. А жизнь все идет вперед и вперед, не взирая на веру. Придет время, когда человеческое общество станет еще более совершенным, а религия постепенно отомрет, зато жизнь будет еще более счастливой и прекрасной. Пока же мы живы, мы все же будем доживать свой век с верой в господа Иисуса Христа».15 По всем этим и подобным фактам, совместно с органами власти принимались меры по пресечению незаконной деятельности вожаков-раскольников, направленные на строгое соблюдение советского законодательства о культах и недопущении с их стороны всякого рода провокаций.
В 1974 г. в Смоленской области продолжало свою деятельность шесть незарегистрированных групп и общин, среди них две группы являлись сторонниками Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов и одна сторонников так называемого «Совета церквей» евангельских христиан-баптистов. Первая группа, в которую входило 52 человека состояла главным образом из пенсионеров, стариков и старух, молитвенные собрания проводились в г. Вязьме. Вторая община евангельских христиан-баптистов в количестве 22 человек собирались в деревне Беленькие Демидовского района. Отправление религиозных обрядов совершалось без нарушений законодательства о культах. Группа сторонников так называемого «Совета церквей» в составе не более 60 человек совершали свою религиозную обрядность в г. Смоленске.16
В Смоленской области оставались две группы иудейского вероисповедания (г. Смоленск и г. Рославль), ранее действовавшая группа иудейского вероисповедания в с. Шумячи прекратила свое существование. Часть этих общин арендовала помещения для молитвенных собраний у своих единоверцев. Другая же часть проводят также собрания в частных домах единоверцев. По мере надобности проходили обряды похорон.17
В г. Рудня действовала одна группа пятидесятников около 20 человек, которая определенного места сбора не имела. Молитвенные собрания проводились нелегально и нерегулярно, по линии органов власти нарушители закона о культах привлекались к административной ответственности. Было
14 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 26-27.
15 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 14-15.
16 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 23.
17 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 31.
усиленно внимание партийных и других общественных организаций к вопросам индивидуальной работы среди верующих.
Баптисты сторонники так называемого «Совета церквей» в г. Смоленске не прекращали своей незаконной деятельности, им удавалось увлекать за собой хоть и незначительную отсталую часть верующих. Они по-прежнему пренебрежительно относились к законодательству о культах, выступали за усиление религиозной пропаганды среди детей и молодежи, поддерживали провокационные и антиобщественные действия. Например, группа верующих сторонников «Совета церквей» евангельских христиан-баптистов в первой половине 1973 г. обратилась с заявлением в высшие инстанции органов советской власти по поводу якобы незаконного ареста секретаря «совета церквей» Викса и других, а также якобы существовавшей несправедливости к ним. В связи с этим верующим Смоленской общины было разъяснено, что советское законодательство о религиозных культах представляло всем верующим, в том числе и сторонникам так называемого «Совета церквей» евангельских христиан-баптистов, полную свободу молиться и отправлять свои религиозные обряды в рамках законодательства, что никаких несправедливостей и притеснений со стороны органов власти к ним нет. Поэтому утверждения о существовавшей к ним несправедливости со стороны органов власти несостоятельны. Вместе с этим особо подчеркивалось, что требования их об освобождении из-под ареста секретаря «Совета церквей» и других не были обоснованы и неправомерны, поскольку обстоятельства дела Викса и других лиц неизвестны. Только после обстоятельной и терпеливой беседы верующие признали, что они были введены в заблуждение.
Исполкомы райгорсоветов, комиссии содействия и другие общественные организации, уполномоченный Совета по делам религии Смоленской области сосредотачивали свое внимание на разъяснение среди верующих законодательства о культах, проведению с ними индивидуальной работы, отрыва их от вожаков и воспитании их в духе уважения и соблюдения законов о религии и церкви. 18
Выполняя задачи, определённые Положением Совета по делам религии при Совете Министров СССР, Уполномоченный по делам религии Смоленской области Навозов Ф.Д. стремился свою работу проводить в тесном взаимодействии с областными и местными органами власти и вместе с ними добивался делового и принципиального решения задач по осуществлению контроля за соблюдением советского законодательства о культах и надзора за деятельностью церквей с тем, чтобы они работали в рамках законодательства о культах, а советские органы обеспечивали свободу отправления религиозных обрядов. Всей проводимой работой по повышению качества контроля за деятельностью церкви уполномоченный добивался более четкого осуществления ленинских принципов к религии, церкви и верующим.
В течение 1971 г. уполномоченный по делам религии Смоленской области и инспектор выезжал в Вяземский, Рославльский, Ельнинский,
18 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 22-24.
Демидовский, Починковский, Руднянский, Дорогобужский, Холм-Жирковский, Сычевский и другие районы, где на месте оказывалась помощь по устранению вскрытых недостатков, давались консультации, советы, разъяснения по всем возникающим вопросам, связанным с соблюдением законодательства, по усилению контроля за его выполнением.19 Серьезную работу проводила комиссия содействия Ярцевского райисполкома, там комиссии стало известно, что в деревне Мушковичи в доме Когановой О.С. незаконно собиралась на моления группа евангельских христиан-баптистов, за что инициатор этих
сборищ Когонова О.С. была строго предупреждена, после этого нарушений не
20
повторялось.20
Проводилась работы, особенно среди советских работников, среднего и низового звена, разъяснявшая об опасности административных перегибов и левацких заскоков, которые могли привести к активизации церковников, усилению религиозного фанатизма. В течение 1971 г. с руководителями местных органов, секретарями райисполкомов, председателями и секретарями сельских и поселковых Советов Смоленской области, инструкторами райкомов КПСС, секретарями партийных организаций, предприятий, учреждений, колхозов и совхозов, лекторами-атеистами общества «Знание», молодыми атеистами, экскурсоводами г. Смоленска и со слушателями курсов советской партийной школы Смоленского обкома КПСС, была проделана работа по ознакомлению их с религиозной обстановкой в стране и в области, сделаны были выводы из сложившейся обстановки и приняты меры по усилению
контроля за соблюдением советского законодательства, по претворению в
21
жизнь политики партии и государства в отношении религии и церкви. 21
Уполномоченный по делам религии разрабатывал конкретные мероприятия по усилению контроля за соблюдением законодательства о религиозных культах. Внимание комиссий содействия было сосредоточено на более глубоком и всестороннем изучение деятельности религиозных обществ и духовенства, на усиление контроля за соблюдением законодательства о культах. Вместе с советскими и административными органами осуществлялись меры по предупреждению и пресечению противозаконной деятельности отколовшихся баптистов, по выходу рядовых верующих из-под влияния вожаков-раскольников. За 1971-1974 гг. Уполномоченным по делам религии и инспектором была проведена работа по разъяснению советского законодательства и оказывалась конкретная помощь руководителям местных органов, секретарям райисполкомом, председателям и секретарям сельских и поселковых советов, секретарям партийных организаций, предприятий, учреждений, колхозов, совхозов, лекторам-атеистам, медицинским работникам г. Смоленска, слушателям постоянных курсов при Смоленском обкоме КПСС. Внимание данных товарищей было направлено на усиление пропаганды советского законодательства о культах, на поднятие его авторитета, воспитание всех верующих в духе сознательного отношения к соблюдению
19 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 27.
20 Там же. Л. 26.
21 Там же. Л. 27-28.
законодательства. Эти и другие меры позволили улучшить организацию управления религиозными обществами, исполнительные органы в основном были укреплены лояльными советскими гражданами, добросовестно соблюдавшими законодательство. 22
Улучшение воспитательной работы среди населения Смоленской области оказывало свое влияние на уменьшение количества жалоб и заявлений от верующих и религиозных обществ, на нарушение закона о свободе совести, притеснение и оскорбление чувств верующих. Всего жалоб, как в Совет, и непосредственно к Уполномоченному по делам религий по Смоленской области в 1971 г. поступило 8 жалоб23, в 1974 г. 16 жалоб, которые были рассмотрены и по ним были приняты меры.24
Таким образом, духовенство Смоленской епархии, старообрядческой церкви, зарегистрированные секты евангельских христиан-баптистов являлись лояльными, поддерживали внутреннюю и внешнюю политику советского государства. Важнейшей особенностью деятельности религиозных групп оставалось снижение их влияния на население, из-за острого недостатка, низкой богословской и общеобразовательной подготовки религиозных кадров, так, например, духовенство более 20 церквей обслуживались в 1974 г. от случая к случаю, по совместительству, такое же положение творилось и в сектантских религиозных общинах.25
Уполномоченный по делам религии по Смоленской области Навозов Ф.Д. в начале 1970-х гг. постоянно работал в тесном взаимодействии с областными и местными органами. Смоленский обком КПСС, облисполком, Совет оказывали постоянную и конкретную помощь уполномоченному по осуществлению политики партии и государства в отношении религии и церкви, усилению контроля за соблюдением законодательства о культах, принимали меры по улучшению работы уполномоченного и инспектора.26
С началом Перестройки произошли изменения во взаимоотношении государства и религиозных организаций, ослабление партийно-государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к тому увеличению зарегистрированных религиозных обществ. Регистрация новых религиозных объединений воспитывало уважительное отношение к соблюдению законов, способствовало оздоровлению социально-политической обстановки, установлению нормальных взаимоотношений между обществами верующих и органами государственной
27
власти.27
22 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 25-29.
23 Там же. Л. 28-29.
24 Там же. Л. 29.
25 Там же. Л. 9.
26 Там же. Л. 28-29.
27 Аксёнова Е. К., Иванов А. М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 198.
Источники
1. Государственное архив новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 29-31.
2. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 58. Л. 12-29.
3. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 62. Л. 9-29.
Литература
1. Азаренкова А.С., Иванов А.М. Деятельность религиозного объединения Крестовоздвиженской старообрядческой церкви белокриницкого согласия в д. Малые липки Сычёвского района Смоленской области в 1950-1980-е годы // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (17). С. 52-58.
2. Аксёнова Е. К., Иванов А. М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 197-198.
3. Иванов А.М. Вязьма православная. Смоленск: Маджента, 2016. 216 с.
4. Священник Алексий (Федотов). Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом // 27.07.2020. URL: www.krotov.info/history/20/1990/ivanovo_01.htm (доступ от: 08.01.2024).
Ivanov A. M. Associate Professor Candidate of Historical Sciences
Silina K. V. student
Activities and control over unregistered groups of believers in the early 1970s according to the reports of the Commissioner for Religious Affairs at the Council of Ministers for the Smolensk Region
Abstract: This article is devoted to the activities of the Commissioner for Religious Affairs under the Council of Ministers of the USSR in the Smolensk region in the early 1970s, aimed at relations with religious organizations in the region. The authors touch upon the aspects of interaction and control by the Soviet authorities over both registered and unregistered religious communities and groups of believers, showing the activities and problems they faced. In the course of writing the article, the materials of the State Archive of Contemporary History of the Smolensk
Region (hereinafter referred to as GANISO) were used, many of which are introduced into scientific circulation for the first time.
Keywords: unregistered groups; religious policy of the USSR; Old Believer community; Commissioner for Religious Affairs.
References
• Azarenkova A.S., Ivanov A.M. Activity of the religious association of the Holy Cross Old Believer Church of Belokrinitsky accord in the village of Malye Lipki, Sychevsky district of the Smolensk region in the 1950s-1980s // Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary. 2022. No. 4 (17). pp. 52-58.
• Aksenova E. K., Ivanov A.M. The Russian Orthodox society and the organs of Soviet power: relationships during the period of perestroika (1985-1991) based on the materials of the Smolensk region // Traditional societies: the unknown past. Materials of the XVI international scientific and practical conference. Chelyabinsk, 2020. p. 197-198.
• Ivanov A.M. Orthodox Vyazma. Smolensk: Magenta, 2016. 216 p.
• Priest Alexy (Fedotov). The Russian Orthodox Church in 1943-2000: Church life, relations with the state and society // 07/27/2020. URL: www.krotov.info/history/20/1990/ivanovo_01.htm (accessed from: 08.01.2024)