Литература
1. Закон Республики Таджикистан «О прожиточном минимуме», Душанбе., 19 мая 2009 года, № 521.-ст. 1.
2. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан январь-декабрь. -Душанбе 2013. - С.-182.
3. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан январь-декабрь. -Душанбе 2015,-С -195.
4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан - Душанбе, 2016,- С.160
Literatura
1. Zakon Respubliki Tadzhikistan «O prozhitochnom minimume», Dushanbe., 19 maya 2009 goda, № 521.-st. 1.
2. Social'no-ehkonomicheskoe polozhenie Respubliki Tadzhikistan yanvar'-dekabr'. -Dushanbe 2013. - S.-182.
3. Social'no-ehkonomicheskoe polozhenie Respubliki Tadzhikistan yanvar'-dekabr'. -Dushanbe 2015.-S-195.
4. Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Tadzhikistan - Dushanbe, 2016 - S.160.
УДК 631. 111.
Канд. ист наук Т.В. ЕМЕЛЬЯНОВА
(СПбГАУ, [email protected])
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГУБЕРНСКИХ Н УЕЗДНЫХ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АГРАРНОЙ (СТОЛЫПИНСКОЙ) РЕФОРМЫ
Землеустроительные комиссии, хутора, отруба, аграрная реформа
История осуществления основных мероприятий так называемой «столыпинской» реформы - это, в том числе, история взаимодействия правительственных инициатив в сфере сельскохозяйственной экономики и местных учреждений, в частности, землеустроительных комиссий, созданных из представителей местного земства. Делу землеустройства правительство придавало особое значение и большие надежды возлагало на помощь местной земской интеллигенции в осуществлении программы по разверстанию земель на хутора и отруба и устройству крестьянского быта в новых условиях. Одна из страниц этих взаимоотношений, нашедшая отражение в отчётах командированных правительством чиновников о состоянии дел в комиссиях и настроениях крестьянства по поводу землеустроительных мероприятий, и является предметом исследования автора.
Как известно, проводником аграрной реформы стало созданное специально для этой цели ведомство, образованное из Министерства земледелия и государственных имуществ в 1905г и названное ГУЗиЗ (Главное Управление Землеустройства и Земледелия). Материалы фондов этого ведомства, отложившиеся в РГИА, использованы автором в качестве источников.
Одним из подразделений ГУЗиЗ стал Департамент государственных земельных имуществ. При преобразовании Министерства государственных имуществ в Министерство земледелия и государственных имуществ в 1894 г. функции департамента были определены следующим образом:
- управление казенными имениями, землями и разного рода оброчными статьями;
- заведование Бессарабскими имениями заграничных монастырей;
- управление делами имений по особым о них положениям;
- попечительство над инородцами;
- поземельное устройство государственных крестьян в Сибири и на Кавказе и «окончательное устройство тех обывателей, которые не получили еще актов поземельного владения»;
- отведение казенных земель и оброчных статей различным учреждениям, отставным нижним чинам и другим лицам;
- крестьянские переселения;
- заведование чинами по устройству и оценке оброчных статей, а также по поземельному устройству.
Именно этот департамент и должен был взять на себя тяжесть основной задачи аграрной политики - землеустройства. Эта задача была поставлена перед департаментом после образования ГУЗиЗ, когда почти все дела о переселении перешли к Переселенческому управлению.
Начиная с 1907 г. смета Департамента стала, по сути, сметой расходов по землеустройству, что отмечалось бюджетной комиссией Думы.
Как отмечалось в изданиях ГУЗиЗ, непосредственного отношения к землеустройству не имели только следующие расходы: на содержание Департамента, на управление мусульманскими кочевыми народами и бессарабскими имениями заграничных монастырей: на платежи пожалованных имений в Царстве Польском и Прибалтийском крае; на содержание учреждений по заведованию оброчными статьями; на уплату земских сборов с казенных имуществ и на награды и пособия [1].
Именно в рамках Департамента государственных земельных имуществ и создавался Комитет по землеустроительным делам. Комитет первоначально ничем не отличался от подобного рода учреждений. Делопроизводство Комитета вносилось в смету Департамента с 1907 г. (В 1906 г. - первый год учреждения Комитета - расходы на содержание его делопроизводства производились из общей суммы сверхсметного кредита, ассигнованного на нужды землеустройства) [2].
Роль председателя Комитета по должности занимали главноуправляющие ГУЗиЗ: А.П. Никольский (март -апрель 1906г).; A.C. Стишинский (апрель-июль 1906 г.); Б.А.Васильчиков (июль 1906-май 1908 г.); А.В.Кривошеин (май 1908- октябрь 1915г.); А.Н. Наумов (ноябрь 1915- июнь 1916 г.) Создавалась и должность заместителя председателя - в этой роли выступал товарищ главноуправляющего (A.B. Кривошеин - июнь - октябрь 1906 г., А.Д. Поленов - декабрь 1906 г. - март 1912 г., A.A. Риттих - март 1912 г. - ноябрь 1916 г.).
Управляющие делами Комитета: A.A. Риттих (март 1906 г. - март 1912 г.), Д.Н. Любимов (март 1912 г. - апрель 1913 г.), П.П. Зубовский (май 1913 г. - 1917 г.).
В состав Комитета вошли и представители от ведомств: от императорского двора и уделов (помощник начальника Главного управления Уделов М.Е. Нирод), от Министерства финансов (директор Департамента окладных сборов H.H. Покровский), от Министерства внутренних дел (управляющий земским отделом В.И. Гурко), управляющие Государственным Банком С.И. Тимашев (1903-1909 гг.), A.B. Коншин (1910-1914 гг.), управляющий Государственным Дворянским банком и Крестьянским поземельным банком А.И. Путилов [3].
Несколько позже, на случай невозможности личного участия представителей от ведомств, были назначены заместители управляющего Государственного Банка и заместителей представителей от других ведомств.
Затем, когда на рассмотрение Комитета стали поступать дела по оказанию крестьянам агрономической помощи, в Комитет был введен второй товарищ главноуправляющего, ведающий Департаментом земледелия. В Комитет был также введен представитель от
Главного Управления казачьих войск Военного министерства для рассмотрения дел, касающихся казачьего землевладения [4].
По особым высочайшим повелениям по представлениям ГУЗиЗ были назначены членами Комитета: управляющий его делами Д.Н. Любимов, заведующий инструкторской частью A.A. Кофод и нотариус В.Э. Гревс.
Управление делами Комитета было возложено на директора Департамента государственных земельных имуществ, в ведении которого находилась и образовавшаяся в 1906 г. канцелярия..
В 1907 г. из состава этого делопроизводства выделились две специальные части: инспекторская - для заведования делами личного состава и счетная (впоследствии - сметная) - по распоряжению кредитами на землеустроительные надобности.
В 1909 г. были усилены статистическое делопроизводство и инспекторская часть. Для оказания ссудной и агрономической помощи в районах расселения было создано особое делопроизводство, которое состояло из пяти, а затем семи чиновников особых поручений. (Правда, с 1910 г. это делопроизводство оказалось в ближайшем ведении директора Департамента земледелия, который по этим вопросам исполнял обязанности управляющего делами Комитета. Был также выделен один чин для исполнения обязанностей секретаря).
В 1911 г. по причине необходимости выработки законопроекта о ссудах при Департаменте было создано ссудное делопроизводство землеустроительных комиссий.
К 1912 г. были переделаны и «преподаны к руководству» на местах новые формы отчетности землеустроительных комиссий. С 1 января 1913 г. стали издаваться ежемесячные «Известия канцелярии Комитета по землеустройству» [6].
В то же время канцелярия фактически подменяла собой Комитет, «по своей организации, числу чинов и кругу лежащих на ней обязанностей она представляла собой обширный департамент, ведающий направлением всего дела землеустройства в Европейской России».
Сам объем работы вызывал постоянный рост и расширение канцелярии. В 1906 г. было только одно общее делопроизводство (впоследствии получившее название организационного). Оно состояло из восьми чинов. Вплоть до 1917 г. это делопроизводство ведало открытием землеустроительных комиссий, регистрацией и хранением журналов Комитета и всеподданнейших докладов. Впоследствии оно рассматривало жалобы на комиссии, вопросы применения законов, занималось выработкой предположений и заключений по вопросам поземельного устройства крестьян [5].
На Комитет возлагались две основные задачи:
- непосредственная организация крестьянского отрубного землевладения;
- руководство и направление деятельностью губернских и уездных землеустроительных комиссий.
Об открытии и деятельности Комитета было объявлено 9 мая 1906 г. Свою работу Комитет начал фактически 5 марта с определения методики занятий губернских и уездных землеустроительных комиссий, их штатного расписания и средств на содержание (утверждены 24 апреля 1906 г., дополнены 1 июня 1912 г. и 1 июля 1914 г.), а также размеров денежных пособий населению при землеустройстве.
Комитет намечал сроки и конкретные уезды для выборов членов землеустроительных комиссий. Для направления их деятельности Комитетом составлены: Постановление от 11 июня 1906 г., Циркуляр от 14 июня 1906 г. совместно с Министерством внутренних дел и Наказ, утвержденный 19 сентября 1906 г. Наказом, в частности, временно (фактически до 1911 г.) на губернские присутствия и по крестьянским делам присутствия возлагались обязанности губернских землеустроительных комиссий.
Руководство Комитета на местах первоначально (ноябрь - декабрь 1906 г.) осуществлялось через специально командированных представителей, утвержденных Советом Министров (12 групп, 23 чиновника от Государственной канцелярии, Министерства внутренних дел, Министерства финансов, Министерства юстиции, ГУЗиЗ). В октябре 1906г.
П.А.Столыпин созывает правительственное совещание около полусотни влиятельных персон, имеющих отношение к скорому началу аграрных реформ. Среди приглашённых был и известный энтузиаст хуторского расселения, пропагандист правительственной политики в аграрном вопросе A.A. Кофод После вышеупомянутого совещания A.A. Кофод был послан в составе специальной группы для руководства на месте деятельностью 4-х губернских землеустроительных комиссий. Так, в Псковскую, Витебскую, Могилевскую и Курскую губернии были командированы A.A. Кофод, С.И. Куколь-Яснопольский и H.H. Купреянов.
В 1907 г. для надзора за всеми землеустроительными учреждениями при Комитете была организована инструкторская часть под управлением заведующего A.A. Кофода и штат из шести уполномоченных для Центрального, Северо-Западного, Юго-Западного, Южного и Северо-Восточного районов. [ 6]
Отчет об одной из таких командировок (как раз при участии А. А.Кофода) содержится в переписке Комитета с Главноуправляющим ГУЗиЗ (эту должность исполнял тогда Б.А.Васильчиков). Кроме Отчёта, в котором излагаются цели и результаты командировки, сохранилось Приложение к Отчёту, в котором делается обзор личного состава уездных комиссий. [7]
В Отчёте, датированном 12 февраля 1907г., указывается: «Задачи командированных правительством особых уполномоченных определялись следующим образом: 1) в уездные землеустроительные комиссии и губернские совещания явиться инструкторами и ознакомиться с личным составом комиссий; 2) выяснить отношение к комиссиям населения; 3) оказать возможное содействие правильной совместной деятельности комиссий и отделений Крестьянского банка 4) возникшие на местах вопросы по землеустройству крестьян частью разрешить, поскольку это представлялось возможным на основании имевшихся указаний и инструкций, частью зарегистрировать для представления их на обсуждение Комитета по делам землеустройства; 5) обращаться к крестьянам непосредственно с проповедью преследуемых правительством целей в аграрном вопросе; 6) собрать и обработать данные об экономическом положении сельского населения и по вопросу о хуторском расселении» [7, С. 184].
Губернские землеустроительные комиссии создавались под председательством губернатора, уездные - под председательством уездного предводителя дворянства. Состав как уездных, так и губернских комиссий позволял правительству привлечь к их деятельности представителей местной земской интеллигенции и дворянства, а также по 3 - из крестьян, владевших местной надельной землёй. Впрочем, как указывается в Приложении к Отчёту, состав комиссий был очень неоднороден и не всегда они оказывались в состоянии выполнить возложенные на них задачи.
Анализируя состав комиссий, правительственные чиновники дают очень меткие характеристики некоторым представителям: «Предводитель дворянства Витебской губернии Дрейбнер - престарелый, недавно ещё страдал спячкою, от которой теперь до известной степени излечился. Расстроенные дела поглощают его внимание гораздо больше, чем задачи землеустроительной комиссии, для которой он нуль» [7,С.202].
В Режицком уезде этой губернии «уездный предводитель Скворцов относится к деятельности землеустроительной комиссии совершенно безучастно, задач и целей учреждения совершенно не уяснил, с Наказом не ознакомлен, проявил склонность к установлению в комиссии такого формализма и канцелярщины, которые могут погубить всё дело... Вообще, по своим личным свойствам он едва ли может руководить с пользою для дела деятельностью комиссии... Помещики-латыши составляют в комиссии значительную сплочённую группу, относящуюся к деятельности комиссий несочувственно... » Не совсем удачный выбор членов комиссии объясняется как раз деятельностью этой враждебной группы и их противодействием полноценным выборам [7, С.205].
Похожая картина наблюдается и в других комиссиях: председатель Псковской комиссии Карамышев ... «в дела вникать не способен, мало что знает, для комиссии не рабочая сила». Непременный член Крейтер - бывший земский начальник, отличавшийся
ленью и нерадивостью по службе; слишком многочисленные досуги свои посвящал тому, что «баб и девок щупал как кур», по выражению крестьян. В нем не видно даже проблеска интереса к ныне вверенному ему делу» [7, С. 199].
В то же время, в Отчёте довольно высоко оцениваются «такие богатые деятелями комиссии как Гомельская, Чериковская, Велижская..., а также комиссии Холмскую, Двинскую, Полоцкую, Горецкую и Быховскую»[7-С. 186]. В Гомеле предводителем дворянства был выбран некто Ладомирский, «бывший земский начальник, молодой, обходительный старательный..» Уездным земским комитетом избраны трое помещиков, между которыми выделяется «умный, способный, пылкий Куханович - серьёзная сила в комиссии»[7, С.206]. А в Горецкой комиссии - « уездный предводитель дворянства Трусов -человек способный, знающий, энергичный, несмотря на то, что назначен на эту должность недавно, пользуется авторитетом, властолюбив и настойчив..., к делу землеустройства относится с большим интересом..., что является залогом успешной деятельности Горецкой комиссии» [7, С. 208-209].
Одним из способов диагностики настроений крестьянства в ходе реформы являлись опросные листы, неоднократно упоминаемые в Отчёте. Единой формы анкеты, судя по всему, не было, и члены комиссии составляли их на своё усмотрение: так, например, в отчёте упоминается о непременном члене Оршанской комиссии (Могилёвская губерния) Комарове, который включил в опросный лист пункты, которые, по мнению инспектирующих, могли « возбудить у крестьян надежду на принудительное отчуждение земель» (в частности, неуместными им показались вопросы о том, какие частновладельческие земли расположены вокруг их селения и вели ли они переговоры с местными помещиками о покупке недостающей земли). Комаров пользовался таким опросным листом, несмотря на то, что его проект был забракован губернским совещанием: причину этого авторы отчёта видят в «кадетских тенденциях» Комарова [7,С.207]. Кадеты, как известно, выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель на нужды реформы.
Кадетскими настроениями в этой комиссии одно время страдали и представители от крестьянства. Так, некий Шаршун «был затронут противоправительственной агитацией» и агитировал крестьян отказываться от участия в правительственных комиссиях, считая, что крестьянский вопрос должен разрешаться Государственной Думой, куда крестьяне уже послали своих представителей. Правда, съездив в командировку в Лиозненскую волость и убедившись в пользе хуторского хозяйства, «Шаршун успел уже уговорить крестьян одной из деревень перейти на хутора» и «отныне является деятельным и полезным членом комиссии» [7,с.208].
В Горецкой комиссии (Могилёвская губерния), деятельность которой высоко оценена в Отчёте, также есть распропагандированные крестьяне, например, Григорьев, который «считается социал-демократом», хоть и человеком неглупым и развитым. Несмотря на интерес к хуторскому расселению и сочувствие комиссиям, он высказывает вредные с точки зрения правительства мысли: так, например, он «настойчиво возражал против постановления ст.24 Наказа, согласно коей из числа безземельных могут быть устраиваемы лишь те, кои лично занимаются земледелием на земле и имеют инвентарь; по его мнению, землёй должны быть обеспечены все безземельные», стремился к понижению оценки независимо от стоимости и доходности покупаемых Крестьянским банком земель [7, С.209].
Занимаясь землеустроительной деятельностью, Комитет оказывался в эпицентре идеологической и политической борьбы и сталкивался со всякого рода аферами и злоупотреблениями. Интересные сведения об этом содержатся в делах, отложившихся в фонде Комитета, прежде всего, в отделе секретной переписки. Так, мы узнаем о некоем «Союзе капиталистов», возникшем в Калуге и имеющем целью посредничество в делах продажи крестьянам частновладельческих земель. Оказалось, что в действительности деятельность этого учреждения сводится к вовлечению крестьян в невыгодные для них
сделки с целью обогащения самого «учреждения», да и состоит оно из некоего Микулина и его жены Марии Семеновны [8].
Проанализировав настроения крестьянства в обследованных губерниях и уездах, авторы Отчёта приходят к следующим выводам:
- «вопрос о земле вызывает напряжённое внимание и захватывающий интерес у крестьянства, к прочим сторонам политической жизни государства в массе своей равнодушного»;
- «жалобы <...> комиссий <...> на равнодушие к ним крестьян объясняются, прежде всего, тем, что они сами ничего не сделали ко времени посещения их командированными лицами»;
«враждебные нынешнему правительству левые партии встретили землеустроительные комиссии недружелюбно», поэтому особую роль приобретает контрпропаганда и вовлечение крестьян в конструктивную деятельность по осуществлению реформы [7, С.210-217].
В «Журнале заседаний Комитета по землеустроительным делам» от 8 -26 января 1907г. содержатся конкретные предложения Комитета по результатам экономического обследования деревни, предпринятого по инициативе Совета министров. Эти предложения сформулированы в «Журнале» в виде «суждений и постановлений Комитета»:
- «в распоряжение комиссий поступают все предназначенные к продаже крестьянам казённые земельные оброчные статьи и выделяемые для этой цели из казённых лесов угодья. Высочайшим повелением от 12 августа на комиссии возложено распределение между крестьянами передаваемых Крестьянскому банку для продажи крестьянам удельных земель и лесных участков» с условием распределения этих участков на основаниях, предусматривающих улучшение условий землепользования;
- в разделе «об особых мерах поощрения хуторского расселения» говорится о том, что желание воспользоваться хуторским расселением как формой хозяйствования «уже само по себе заслуживает особого поощрения, и с этой точки зрения повышение для хуторян количества продаваемых им на льготных условиях земли <...>могло бы найти себе полное оправдание». Кроме того, Комитет настаивает на повышении размеров выдаваемой Крестьянским банком ссуды для крестьян, переходящих к хуторскому хозяйству, «в размере до полной суммы оценки приобретаемой земли» и установлении «особых премий для тех селений, которые первыми в каждой волости перейдут на хуторские участки;
- в разделе «о разъяснении и дополнении постановления об оказании денежной помощи» уточняется, что денежные ссуды выдаются под залог имеющихся надельных земель, предполагая, что Крестьянский банк при содействии землеустроительных комиссий организует «широчайший ипотечный кредит». Что касается безземельных крестьян, которым нечего предоставить в залог, Комитет предлагает « <...> выдавать таким лицам не ссуды, а предпочтительнее безвозвратные пособия». Переселяющиеся на казённые земли крестьяне имеют и дополнительную льготу - право на отпуск «из казённых лесных дач лесного материала для возведения жилых и хозяйственных построек», о чём Лесному департаменту было дано соответствующее распоряжение [9].
Т.о, деятельность землеустроительных комиссий, инспектируемых правительством, тормозится не только по причине дефицита инициативных и компетентных людей из местных земств, на что с сожалением указывают составители Отчёта, но и в связи с антиправительственной пропагандой, которую ведут представители думских партий.
Обследование показало, что крайне опасные идеи о принудительном изъятии излишков помещичьей земли и наделении безземельного крестьянства на безвозмездной основе уже нашли почву в крестьянской среде, поэтому Комитет рекомендует поторопиться с ответными мероприятиями, чтобы предположение о возможности неправового решения земельного вопроса не укоренилось в сознании сельского населения. Альтернативой подобному развитию событий может стать развитие в скором времени широчайшего
ипотечного кредита и выдача безземельным крестьянам безвозвратных пособий на покупку земли, что могло бы снизить эффективность революционной пропаганды эсеров и кадетов.
В целом, анализ Отчёта о командировке в губернии и рекомендаций Комитета в связи с деятельностью землеустроительных комиссий дают нам представление о серьёзном внимании правительства к делу землеустройства, намерении вникать в подробности и больших надеждах, которые оно возлагало на местных деятелей в этом вопросе.
Литература:
1. Смета доходов и расходов по ДГЗИ на 1913 г. СПб., 1912.-С. 114.
2 ПСЗ. T. XXVI. 1906. Отд. I. № 27478;
3. РГИА. Ф. 408. On. 1. Д.1. Л.1. Об учреждении Комитета по землеустроительным делам. Л.1-8
4. РГИА.Ф.408 0н, 1 Д. 1. Л.67.
5. Смета доходов и расходов по ДЗИГИ на 1913г.. С. 117; РГИА. Ф. 408. On. 1. Дело фонда. Л. 5 А Существовавшая при Комитете канцелярия была упразднена постановлением Временного правительства с 16 мая 1917 г. Завершение дел возлагалось на управление делами Главного земельного комитета.
6. Десятилетие заведования межевым управлением землеустроительной частью землеустроительных комиссий 1906-1916 - Пг., 1916. - С. 4-7,24;31-33.
7. РГИА.Ф.408. Оп.1. Д.32. Л.159-183. Отчёт Главноуправляющему землеустройством и земледелием действительного статского советника С.А Куколь - Яснопольского и статского советника H.H. Купреянова; Приложение к Отчёту по делам землеустроительных комиссий особо командированными лицами губерний Псковской, Витебской, Могилёвской и Курской. \\ Цит. по «Столыпинская реформа и землеустроитель A.A. Кофод. Документы, переписка, мемуары» - М.: Русский путь, 2003. - C.184-217W
8. .РГИА. Ф. 408. On. 1. Д. 153. Дело с секретной перепиской. Кривошеин - Столыпину. Л. 11.; Л.47 об.
9. РГИА, Ф.408.0п,1. Д.296. Л. 23-31.W Цит. по «Столыпинская реформа и землеустроитель A.A. Кофод. Документы, переписка, мемуары. -Журнал заседаний Комитета по землеустроительным делам» - М.: Русский путь, 2003. - C.218-240W
Literatura:
1. Smeta dohodov I rashodov po DZIGI na 1913 g. SPb., 1912. - s. 114.
2 PSZ.T. XXVI. 1906. Otd. I. № 27478;
3. 3.RGIA. F. 408. Op.1.D.I. L.l. Ob uchrejdenii Komitetapo zemleustroitelnym delam . L.l-8
4. RGIA. F. 408. Op. 1 D. 1. L.67.
5. Smeta dohodov i rashodov po DZIGI na 1913 g.... S. 117; RGIA. F. 408 Op 1. Delo fonda. L. 5 A Suchestvovavchaiy pri Komitete kanceliyriay bila uprazdnena postanovleniem Vremennogo pravitelstva s 16 maia 1917 g. Zaverchenie del vozlagalos na upravlenie delami Glavnogo KomitetaV
6. Desiatiletie zavedovaniya megevim upravleniem zemleustroitelnoy chastiu ztmleustroitelnih comissiy 1906-1916,- Pg, 1916. - S. 4-7,24;31-33.
7. RGIA. F. 408. Op.I.D.32. - L.159-183. Otchet Glavnoupravliyuchemu zemleustroistvom I zemledeliem deistvitelnogo statskogo sovetnika S.A.Kukol - Yaisnopolskogo I statskogo Sovetnika N/N/Kupreyianova; Prilogenie k Otchetu po delam zemleustroitelnih komissiy osobo komandirovannimi licami gubemiy Pskovskoy, Vitebskoy, Mogilevsroy i Kurskoy. \\ Cit. po «Stolipinskaiy reforma i zemleustroitel A.A,Kofod. Dokumenty, perepiska, memuary» - M.: Russkiy put, 2003. - S.184-217W
8. RGIA. F. 408. Op.I.D. 153. Delo s sekretnoy perepiskoy. Krivochein -Stlipinu. L. .47 ob.
9. RGIA. F. 408. Op. 1 .D.296. L. 23-31 A\ Cit. po «Stolipinskaiy reforma I zemleustroitel A.A,Kofod. Dokumenty, perepiska, memuary» - M.: Russkiy put, 2003. - S.218- 240W