Рассматривается роль групп давления в лоббистской деятельности в современной Японии, дается их классификация, выделены характерные особенности и основные направления деятельности групп давления японского типа, показаны возможности лоббирования интересов предпринимательских организаций, отдельных граждан и общественных объединений
Ключевые слова: лоббизм в Японии, деятельность групп давления и депутатских кланов
Активная деятельность множества разнообразных групп влияния является реальностью современной Японии. К ним относятся предпринимательские организации, торговые и промышленные ассоциации, аграрные организации, профсоюзы, общественные движения и организации, профессиональные объединения, такие как Японская ассоциация врачей, Союз учителей и др. [3; С. 179].
Воздействие групп давления в Японии, как и в других странах, чаще всего осуществляется посредством правящих и оппозиционных партий. Чем сильнее партия, тем больше мест она имеет в Парламенте, тем значительнее ее собственное влияние и стоящей за нею группы давления.
Как правило, выделяют следующие особенности групп давления японского типа:
- в отличие от существующей на Западе системы лоббизма, группы давления в Японии в большинстве случаев образуются по геогра-
УДК 32 (520)
Пантелеева Марина Васильевна
Panteleyeva Marina Vasilyevna
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУПП ДАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
PRESSURE GROUP ACTIVITY IN PRESENT-DAY JAPAN
The role of pressure groups in lobbying of present-day Japan is considered in this article, their classification is given, characteristic features and main trends of Japanese type pressure groups activity are marked out. There are opportunities of lobbying for the interests of entrepreneurial organizations, some citizens and public associations
Key words: lobbyism in Japan, activity of pressure groups and deputy clans
фическому или профессиональному принципу, а не по свободному волеизъявлению их участников, которые могут действовать в различных сферах; это рассматривается как «отсталость», «неразвитость» лоббистских организаций японского типа;
- в связи с тем, что партии в Японии часто не имеют собственных стабильных источников финансирования, группы давления играют важную роль в системе финансирования политической деятельности в Японии;
- депутаты японского Парламента, подобно парламентариям западных стран, выполняют роль лоббистов на уровне высшего законодательного органа, в то же время, деятельность групп давления ориентирована и на правительственный аппарат [5; С. 28].
Анализ взаимодействия участников лоббистской деятельности позволяет выделить следующие моменты, когда пресекаются интересы групп давления, политиков и бюрократи-
ческого аппарата:
- выдача лицензий и разрешений на ведение того или иного вида деятельности;
- принятие или непринятие выгодного законопроекта и наоборот;
- административное регулирование деятельности предприятий;
- предоставление дотаций и субсидий [2;
С. 70].
Разным группам давления присущи свойственные именно им виды деятельности. Для групп, связанных с сельским хозяйством, характерно превалирование законодательных факторов, обеспечивающих процесс производства, сбыта, ценообразования; сильна их зависимость от выдачи дотаций и субсидий.
Группы, связанные с образованием, традиционно ориентированы на получение субсидий и мало зависимы от административного регулирования и лицензирования. Последнее объясняется автономностью образования и его идеологической независимостью от правительства.
Профессиональные союзы заинтересованы, прежде всего, в правовом обеспечении собственной деятельности и деятельности представляемых ими предприятий, мало зависимы от выдачи лицензий, субсидий и административного регулирования.
Организации, отстаивающие интересы органов местного самоуправления, делают упор на законодательное обеспечение налогообложения и распределение бюджета, систему выдачи лицензий и административного регулирования, но почти независимы от субсидий.
Для органов социальной защиты и благосостояния важны все четыре показателя. Общественные и политические объединения, напротив, почти независимы по всем указанным пунктам [10; С. 186].
Предпринимательские организации, как правило, не зависят от получения дотаций, но большое внимание уделяют разработке законодательной базы для ведения бизнеса, определению рамок административного руководства со стороны государственных ведомств, а
также сфере лицензирования, которое охватывает более 10 тыс. видов деятельности [7; С. 36].
Для наиболее мощных групп давления в современной Японии характерна специализация объектов лоббистского воздействия. Так, Японская ассоциация врачей или Японская ассоциация юристов нередко предпочитают вступать в контакты непосредственно с высшим эшелоном Либерально-демократической партии, профсоюзы различной ориентации - с оппозиционными партиями.
Конституция Японии признает право народа подавать в Парламент петиции в связи с причинением ущерба, неправомерными действиями должностных лиц, необходимостью изменения действующих законов и введения новых и т.д. Парламент обязан принимать к рассмотрению любые петиции, за исключением тех, что связаны с судебным иском. За год в палату представителей поступает около 4...5 тыс. прошений.
Петиция подается при посредничестве депутата, представляющего округ в Парламенте, и направляется на рассмотрение в соответствующую комиссию. Если ее руководящий совет принимает положительное решение, документ посылается на пленарное заседание палаты, где определяется: отправлять его в кабинет министров или брать всю полноту ответственности за него самой палате. Чаще принимается первый вариант. Закон о Парламенте подробно расписывает обязанности исполнительной власти в разборе петиций. Два раза в год кабинет министров обязан представлять законодательной власти подробный письменный отчет об итогах рассмотрения петиций.
Помимо подачи письменных петиций парламентские правила предусматривают еще один вид подачи прошений - петиционные демонстрации. Для их проведения отведена специальная площадка перед западным входом в Парламент [8; С. 98].
Значительные возможности предоставляются гражданам для отстаивания своих ин-
тересов на региональном уровне. В соответствии с Законом о местном самоуправлении граждане Японии имеют право напрямую требовать принятия или отмены постановления органов местного самоуправления (ОМС), проверки деятельности роспуска местного собрания, отстранения от должности главы, его заместителя, казначея, ревизора, членов комитетов ОМС.
По статистике, в 1947-1983 гг. местные жители использовали свое право требовать принятия или отмены постановления ОМС 882 раза, отзыва глав ОМС - 516, роспуска собраний 389 раз.
Расширяет возможности лоббирования интересов отдельных граждан и общественных организаций принятый в мае 1999 г. Закон о свободе информации, согласно которому информация, которой обладают правительственные учреждения, может быть предоставлена любым физическим лицам, предприятиям или организациям, в том числе и иностранцам, независимо от их проживания в Японии. Конечно, Закон предусматривает ограничения на предоставление информации, но в то же время в нем содержатся статьи, позволяющие оспаривать отказ на ознакомление с информацией [6; С. 11].
Центральное место в деятельности групп давления занимают предпринимательские организации. Для них характерна как высокая степень эффективности воздействия на политические органы, так и то обстоятельство, что взаимодействие с государственными органами страны складывается на постоянной основе.
При этом важно то, что репрезентативные органы компаний как формализованные, так и всевозможные неформализованные организации бизнеса, которые нередко строятся по клубному принципу, имеют возможность оказывать воздействие на политические институты не только извне, но и как бы «изнутри» [5; С. 29]. Их непосредственное участие в деятельности центрального административного аппарата Японии достигается, прежде всего,
через многочисленные правительственные консультативные комиссии и советы - «синги-кай», которые позволяют выявлять и согласовывать разнообразные интересы, присущие современному демократическому обществу [1; С. 35].
Предпринимательские круги также активно снабжают информацией административные органы; по завершении государственной службы обеспечивают им наиболее выгодное «амакудари», т.е. принятие на службу в частные фирмы высокопоставленных госслужащих; выдвигают из своих рядов кандидатов в депутаты, которые будут работать в одном направлении с административным аппаратом либо поддерживать предвыборную борьбу чиновников в случае их выдвижения в Парламент.
Лоббистское воздействие на парламентариев осуществляется через систему политических пожертвований. Предпринимательские круги выдвигают требования внести изменения в области законодательства и часто эти усилия групп давления приводят к желаемым результатам.
Общее число предпринимательских организации в стране составляет около 23 тыс., крупнейшими из них являются Никкэйрэн -Федерация предпринимательских организаций, Ниссё - Торгово-промышленная палата, Кэйд-зай доюкай - Ассоциация корпоративных руководителей, Кэйданрэн - Федерация экономических организаций [4; С. 36].
Деятельность групп давления по отстаиванию интересов может иметь протекционистскую и антипротекционистскую направленность.
Продвижение интересов свойственно группам, представляющим интересы сельского хозяйства, образования, административных организаций, общественного благосостояния. Запретительные тенденции характерны для профессиональных союзов, общественных и политических организаций. Отличительной особенностью Японии является то, что экономические и предпринимательские группы чаще
нацеливают свою деятельность на принятие запретительных мер, нежели на отстаивание своих интересов. Это объясняется тем, что на протяжении долгого периода в стране была велика роль государственного руководства в экономике, и частный сектор почти не принимал участия в процессе принятия бюджета.
В то же время лоббистские предпринимательские организации часто высказывались против и пытались воспрепятствовать осуществлению мероприятий, проводимых государством в сфере благосостояния и социальной поддержки. Так, например, бизнес-группы считали преждевременным введение системы детских пособий, гарантированного медицинского обслуживания и льготного лечения для престарелых граждан. Отрицательное мнение также было высказано в отношении дубли-
1. Анисимцев Н. Центральный аппарат административно-государственного управления
современной Японии / Н. Анисимцев // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - № 5. - С. 27-38.
2. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире /А.Э. Бинецкий. - М.: ТЕИС, 2004. - 247 с.
3. Власов В.А. Монополистический капитал Японии на рубеже 60-70-х годов /В.А. Власов, А.И. Динкевич, АТ. Мельников. - М.: Наука, 1977. - 270 с.
4. Леонтьева Е. Как управляются с монополией в Японии / Е. Леонтьева // Знакомьтесь -Япония. - 1993. - № 3. - С. 35-40.
5. Макаров А.А. Политическая власть в Японии /А.А. Макаров. - М.: Наука, 1988. - 195 с.
6. Сенаторов А. Заметки об администра-
Коротко об авторе_____________________________
рующих мер по обеспечению безопасности функционирования заводов и других производственных сооружений. Тем не менее, государству удалось осуществить намеченные меры в социальной сфере, что свидетельствует о сотрудничестве правительства с экологическими и социальными организациями. Таким образом, хотя в стране и существуют влиятельные предпринимательские организации, японское государство не только испытывает давление со стороны лоббистских структур, но и само, в определенном смысле, создает и формирует группы интересов [9; С. 153]. Это является свидетельством того, что японское государство представляет собой мощное и автономное образование и деятельность его достаточна эффективна.
_________________________________Литература
тивной реформе. Открытость - условие доверия граждан к власти / А. Сенаторов // Япония сегодня. - 2000. - № 10. - С. 10-11.
7. Стрельцов Д.В. Административное руководство / Д.В. Стрельцов // Знакомьтесь -Япония. - 2002. - № 33. - С. 30-41.
8. Стрельцов Д.В. Современный японский парламент /Д.В. Стрельцов. - М.: Наука, 1994. -199 с.
9. Wilson, К. Graham. The interest group / Graham ^Wilson. - Cambridge, 1991. - 198 с.
10. Мурамацу М. Сэнго нихон-но ацурёку дантай (Группы давления в послевоенной Японии) /М. Мурамацу. - Токио: Тоё кэйдзайсинхося, 1986. - 283 с.
__________________________Briefly about author
Пантелеева М.В., старший преподаватель кафедры Panteleyeva M. V., Lecturer of Japanese Studies Depart-
японоведения, Дальневосточный государственный тех- ment, Far Eastern State Technical University (FESTU)
нический университет (ДальГТУ)
Научные интересы: лоббизм в Японии, деятельность Scientific interests: lobbyism in Japan, activity of pressure
групп давления и депутатских кланов groups and deputy clans