Охрана границ, защита интересов, прав, свобод граждан и общества в пограничном пространстве всегда являлись важнейшими задачами Российского государства. Для их решения создавались специальные формирования пограничной службы (далее - ПС). В силу своей значимости пограничники никогда не оставались без внимания со стороны первых лиц государства и ведомства, которые проявляли заботу о людях границы, отмечали их подвиги и отличия в службе наградами. Руководители государства и ведомства в ходе своей деятельности формировали и совершенствовали наградную систему и её основной элемент - награду.
Деятельность государственных и ведомственных органов по формированию и совершенствованию наградной системы пограничной службы и ее элементов осуществлялась последовательно в течение длительного времени.
Наградная система в Российской Империи имела глубокие исторические корни. Полное светское ее развитие относится к XVIII и XIX вв. Основой ее явился «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каждом классе чины», введенный в 1722 г. Петром I, который расставил военных и чиновников по классам, чинам, титулам и наградам. Нижние же чины и сословия в «Табель о рангах ...» включены не были.
К созданию и развитию наградной системы в пограничной службе побудили:
- необходимость создания условий для морального и материального стимулирования пограничников в целях совершенствования их деятельности по решению задач в охране государственных интересов в пограничном пространстве, прежде всего, в политической и экономической средах;
- возросшее значение наград в воспитательной работе, направленной на повышение престижа пограничной службы, честного и бескорыстного выполнения пограничниками служебного долга при несении службы по охране границы, совершенствование профессионального мастерства и деятельности пограничных формирований;
- потребность в создании единого геральдического обеспечения деятельности пограничного ведомства, с утверждением собственных корпоративных символов и ритуалов, которые бы отличали пограничника от сотрудников других силовых ведомств.
Г осударственная наградная система складывалась в течение двухсот лет и к концу XIX в. имела четкую структуру и порядок награждения. Награды (система
наград) формировались по видам поощряемой деятельности и характеру заслуг, за которые производилось награждение[1, с. 516-518]. При создании орденов за основу брались образы святых, символы и гербы. Определены были символические особенности в оформлении наград для иноверцев: так изображение Георгия Победоносца заменялось двуглавым орлом.
Особое значение придавалось при награждении военных заслуг. Высшей наградой являлся военный орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия, для нижних чинов - знак военного ордена на Г еоргиевской ленте и учрежденная медаль «За храбрость» (с 1913 г. Георгиевский крест и Георгиевская (степенная) медаль). О кавалерах этих наград проявлялась особая забота государства.
Для чинов Военного ведомства Высочайше учреждаются награды ведомственного характера. Это по существу стало началом зарождения ведомственной наградной системы, которая организационно и структурно строилась аналогично государственной. Ко времени создания Отдельного Корпуса пограничной стражи (далее - ОКПС) в Военном ведомстве сложилась четкая система награждения нижних чинов за достижения в соревновательных состязаниях по различным военно-прикладным видам и успехи в овладении воинскими дисциплинами.
По ходатайству министра финансов и с одобрения Военного министра 3 августа 1878 г. императором была учреждена степенная медаль «За храбрость», предназначенная для нижних чинов ОКПС [2, с. 31]. Она являлась первой государственной наградой, как особый тип медали, специально для награждения пограничных чинов «. за подвиги мужества, оказываемые ими при исполнении обязанностей пограничной службы», в основном при боевых стычках [3, с.73-79].
Однако специфика пограничной службы требовала выделения тех лиц, которые отличались при несении службы пограничного надзора. Начала формироваться пограничная система наград, с собственной символикой, подчеркивающей особенности службы. В 1908 г. в ОКПС комплекс наград ведомственного характера расширяется. Для нижних чинов корпуса учреждаются особый нагрудный знак «За пограничный надзор» и серебряные часы, создавшие степенность награждения [4, с. 364]. Вводятся денежные выплаты за усердие и отличия в пограничной службе, а также за отказ от «подкупных денег».
Сформировавшаяся в Российской Империи система наград являлась как моральным, так и материальным стимулом для пограничников. Она умело использовалась в процессе воспитания пограничников и местного населения, особенно молодежи.
Огромное влияние на развитие наградной системы и патриотическое воспитание оказывало личное участие Императора и особ Императорского Величества в торжествах по случаю награждения пограничников и присвоения частям ОКПС почетных наименований. В воспитательной работе использовались журналы, издаваемые для офицеров и нижних чинов ОКПС, другие печатные СМИ, кинематограф, ведомственные музеи и др.
После октября 1917 г., с утверждением Советской власти, коренным образом преобразуются общественные отношения, ликвидируется и упраздняется все то, что было и напоминало о прежде существовавшем строе, в том числе и наградная система. Под воздействием необходимости появляются отличительные знаки для бойцов вновь создаваемых армии и флота, формируется система наград и поощрений нового государства.
В период Гражданской войны в 1918 г. учреждается первый советский орден «Красное Знамя». В период 1918-1924 гг. государство не имело возможности создать дорогостоящую систему наград. Это побудило использовать для награждения отличившихся лиц предметы боевой, служебной и бытовой необходимости. Получили широкое распространение и такие награды, как грамота и благодарность.
В конце 20-х и в30-ые гг. прошлого столетия в РККА и РККФ формируется ведомственная система наград - нагрудные знаки, которыми награждали и пограничников. Вместе с тем, в 1922 и 1932 гг. в органах безопасности учреждаются наградные нагрудные почетные знаки чекистов «Почетный работник ВЧК-ГПУ». Ими награждался руководящий состав органов безопасности и пограничной охраны. Широкого распространения награждение этими знаками в пограничной охране не получило. Почетные знаки чекистов стали не только индивидуальной, но и коллективной наградой для пограничной охраны. С середины 30х гг. пограничным заставам начали присваиваться имена героев-пограничников, павших при защите рубежей Отечества, а пограничным отрядам - имена руководителей государства и ведомства.
Учрежденные в период с 1939 по 1991 гг. ордена, медали почетные звания, Государственные премии, почетное оружие и почетные грамоты полностью отражали заслуги в период Великой Отечественной войны и важнейших народнохозяйственных задач мирного времени.
В 1949 г. впервые в СССР Постановлением Правительства и Приказом МВД учреждается (государственно-ведомственный) знак «Отличный погранич-
ник» [5, л. 101]. Начали складываться предпосылки к становлению системы наград пограничной службы. В 1950 г. была учреждена государственная награда -медаль «За отличие в охране государственной границы СССР». Она целенаправленно предназначалась для награждения пограничников и граждан, содействующих в защите и охране государственной границы.
Далее приказами КГБ СССР учреждаются: в 1958 г. ведомственная медаль «За безупречную службу» [6, л. 42-44]; в 1969 г. ведомственный знак двух степеней «Отличник погранвойск» [7, л. 142-144]; а в последующем - «Старший пограничного наряда» [8, л. 68-70]; знак, указывающий на количество выходов на службу по охране границы; юбилейные нагрудные и настольные знаки, посвященные памятным датам. По инициативе командиров частей получают распространение «полковые» знаки, некоторые из которых становились наградными при выдаче удостоверения о награждении. Нерегулируемый выпуск памятных знаков привел к тому, что в конце 1980-х гг. их число выросло более чем 2500 образцов.
В этот исторический период появляются и другие награды и поощрения, как личные, так и коллективные. Наиболее значимыми из них стали: присвоение звания именных пограничных застав и кораблей; фотографирование при развернутом Боевом Знамени части; награждение грамотами партийных, комсомольских организаций и органов управления государственной власти, в том числе и ведомств, в состав которых входили пограничные войска. Производилось награждение часами с именными надписями, денежными премиями, наградами взаимодействующих зарубежных пограничных ведомств.
Сформировалась традиция проведения конкурсов для учреждаемых наград, для чего специально создавались соответствующие комиссии.
Системы наград и награждения широко использовались в воспитательной работе с пограничниками, в таких формах, как: устная и печатная пропаганда в подразделениях и частях пограничных войск (далее - ПВ), в местных и общесоюзных СМИ; кино и телевидение; художественная и специальная литература; журналы; музеи, в их передвижных и стационарных выставках и т.п. О действенной воспитательной работе в ПВ свидетельствует беспримерная храбрость, героизм, честное и добросовестное исполнение своего служебного долга пограничниками на всех этапах существования Советского государства. Наиболее ярко это проявилось в период Великой Отечественной войны, при выполнении оперативно-боевых задач в Афганистане. Воспитательная работа положительно
отразилась на преемственности поколений: в повторении героических подвигов однополчан; в зарождении пограничных династий.
Российская Федерация как новое суверенное государство, с одной стороны явилась преемницей СССР, с другой, - последовательницей традиций Российской Империи. Это прослеживается во многих сферах деятельности, в том числе и наградной системе, особенно в символике.
Принципиальным отличием государственной наградной системы от советского периода является лишь то, что руководителем системы вновь становится глава государства - Президент.
При создании государственных символов - флага и герба, также следовали заимствования из досоветского периода. Однако современной трактовки символики государственного флага, корон, крестов пока не существует. Иногда их трактуют аналогично прошлому, как символы православного государства. Это во многоконфессиональном государстве чревато опасностью нарушения единства.
В целом же государственная символика позволила сформировать новую систему государственных и ведомственных наград (наградной комплекс). Помимо орденов и медалей, система наград государства включает знаки отличия и знаки к почетным званиям. В этой системе нашли место и государственные награды, отражающие подвиги и героическую службу пограничников по охране государственной границы - медаль нового образца «За отличие в охране государственной границы”, медали Суворова, Ушакова, Нестерова и почетное звание „Заслуженный пограничник Российской Федерации”[9].
В 1994 г. родилась действенная ведомственная пограничная наградная система, просуществовавшая до 2003 г. (см.: прил. 1). Был учрежден комплекс наград, который включал: медали „За отличие в военной службе”, „За укрепление боевого содружества”[10, с. 55-57], настольную медаль [11, с. 35-49], нагрудный знак „Почетный сотрудник погранслужбы”[12, с. 20-23], „Отличник погранслужбы”^, с. 27-38], знаки отличия „За заслуги в пограничной службе”[13, с. 75], юбилейные, памятные, лацканные знаки, нарукавные наградные нашивки, премии и подарки, а так же переходящие знамена, штандарты и вымпелы, внимание к которым в последние годы ослаблено.
Геральдический совет при президенте
Ведо мственная наградная система
(за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных средств по наградным
статьям)
♦ Директор ФПС России
орган осуществляющий награждение (1, 3, 5)
\ г ? Г / ' і 1
\ И У 1 "Г 2 Уз ) ■ 1
\ / / / ! / / / 1 г ▼
НИИЦ ФПС России (1,2)
/ Управление воспитательной работы (12) Управление кадров (7,11)
^ / іі 1
СМИ ФПС России
СМИ (12) популяризация
награждения (12)
1
Коллектив, в котором работает претендент на награду (10, 12)
Руководитель (начальник) или иной инициатор награждения (11, 12)
Награжденный
(1) Инициаторы наград (6) Предприятия изготавливающие награды
(2) Разработчики наград (7) Заказ на изготовление наград
(3) Определение статута наград (8) Поступление наград в отдел кадров
(4) Экспертное заключение (9) Извещение об учреждении (утверждении) награды
(5) Орган, утверждающий положение, ритуал вручения наград, источник финансирования (10) Выдвижение кандидата к награждению
Оповещение о награждении
Органы пропаганды подвигов, отличий награжденных
Прил. 1 Наградная система Федеральной пограничной службы Российской Федерации (1994 -2003 гг.)
Повышению ответственности и авторитета командного состава способствовал памятный нагрудный знак командира воинской части [14, с. 36]. Стимулировало и повышало престиж военных специалистов награждение знаком классной квалификации, а сотрудников, несших пограничную службу в трудных рай-
онах - знаками отличия «За службу на Кавказе», «За службу в Таджикистане», «За службу в Заполярье» и «За службу на Дальнем Востоке» [10, с. 33-34].
Ведомственные награды занимали достойное место в наградной системе. Соотношение награждений пограничников государственными и ведомственными наградами в разные годы в Российской Федерации соответствовало 1:2, 1:3.
Основой геральдического обеспечения Федеральной пограничной службы России (далее - ФПС) стала эмблема [10, с. 55-57]. Символами которой являлись два базовых элемента: золотой николаевский «киверный» орел и изумрудный, окаймленный серебром, равноконечный уширенный крест. В эмблеме получили изображение крест, орел и корона. Она (эмблема) была сформирована на принципах обновления исторических элементов в символике. Это позволило создать гибкую и действенную ведомственную систему наград.
Одним из важнейших элементов в ведомственной наградной системе был Научно-исследовательский исторический центр ФПС России. Благодаря его активной пятилетней работе были разработаны федеральные и ведомственные правовые акты, проведены научно-исторические исследования, создан пограничный комплекс наград и в целом основы геральдического обеспечения пограничного ведомства [15, с. 24]. Но работа его была достойно оценена и центр незаслуженно был упразднен.
В период существования ФПС России умело использовался советский опыт наградной системы для воспитания у пограничников патриотизма, преданности пограничной службе, честности и неподкупности при исполнении служебного долга. Широко применялись все, ранее положительно зарекомендовавшие себя, формы воспитательной работы с пограничниками. В воспитании корпоративной гордости большая роль отводилась награж-дению пограничников «полковыми» и юбилейными знаками частей и подразде-лений, которые отражали важные события и даты в жизни пограничной службы, боевом пути пограничных соединений и частей.
Автор установил, что ни в одном из исторических периодов не удалось избежать обесценивания наград. Так, в досоветской наградной системе особенно существенными были следующие недостатки: девальвация наград в связи с награждением боевыми государственными наградами чинов за выслугу лет; при учреждении некоторых новых наград нечетко формулировался их статус; бюрократические проволочки при оформлении и вручении наград; отсутствие должного контроля общественных организаций за введением наград.
Ряд недостатков были характерны и в советский период. Так, на первоначальном этапе не предусматривались сроки проведения процедур по награждению. Имели место нарушения и отступления при награждении от строгого следования статуту и статусу наград. На определенных этапах развития государства нечетко были прописаны правила ношения государственных наград; в описании каждого цвета орденских лент отсутствовало его символическое значение. Наблюдалась девальвация наград, связанная с массовыми награждениями за выслугу лет, к юбилеям разного рода, а с 1970 г. - массовым выпуском ведомственных нагрудных знаков, имеющих не столько наградной, сколько сувенирный характер; отсутствие контроля за строгим соблюдением правил изготовления и ношения наград; отсутствие твердости и последовательности в соблюдении привилегий и льгот, предусмотренных в положениях о наградах, особенно материальнобытового характера.
При массовом награждении, в числе награжденных оказывались не всегда достойные в глазах личного состава сослуживцы, что снижало ценность наград. Негативным в системе награждения являлось и то, что при представлении к награждению не всегда учитывалось мнение общественности, которая была практически устранена от этого процесса.
В постсоветский период: отсутствие закона для предания наградам государственного статуса; недостаточность обоснованных толкований государственных символов и их значения, что вызывает сложность в геральдическом обеспечении ведомств; слепое подражание прошлому в принятой символике, не в полной мере учитывающее сложность обстановки в стране после распада СССР; отсутствие системности в учреждении медалеобразных наград; не определен порядок ношения общественных и церковных наград; неупорядочено законодательно коллекционирование наград, в том числе и ведомственных, которое в настоящее время приобрело криминальный характер; упразднение в ФПС органа, ведающего вопросами геральдического обеспечения; корпоративной закрытостью награжденных государственными и ведомственными наградами, отстранение общественности от участия в наградном процессе; отсутствие законодательных актов о ношении наград, связанных с почитанием предков и семейных традиций в службе. Беспокойство вызывает девальвация наград в связи с учреждением различными организациями наград, одноименных с государственными; награждением некоторых «популярных лиц» наградами высокого достоинства, которое вызыва-
ет возмущение в широких кругах общественности; вседозволенностью в учреждении множества негосударственных наград.
Анализ развития наградной системы Пограничной службы позволил сформулировать некоторые исторические уроки.
Урок первый. Исторический опыт свидетельствует о том, что создание и функционирование ведомственной наградной системы зависит: от места ведомства в государственной структуре и степени его самостоятельности; руководителя ведомства, активности его в развитии наградной системы и работы по геральдическому обеспечению ПС, готовности оперативно доводить информацию о награждениях до подразделений пограничных органов и каждого пограничника, для повышения действенности наград в воспитательных целях.
Урок второй. Как показывает практика, в основе геральдического обеспечения пограничного ведомства должна лежать государственно-патриотическая идеология, государственные символы и традиции.
Урок третий. История свидетельствует, что наличие ведомственного пограничного комплекса наград оправдано характером задач, выполняемых пограничниками по охране границы, и спецификой их оперативно-служебной деятельности. Основным элементом наградной системы является награда, означающая признание особых заслуг (отличий) личности, пограничного органа или подразделения. Вместе с тем, историческая практика требует более четкого определения места ведомственного комплекса среди других наград, имеющих отношение к государственной (военной) службе. Эта работа должна проводиться на государственном уровне.
Урок четвертый. Для успешного функционирования ведомственная символика призвана отражать ценностные ориентиры сотрудников пограничной службы, специфику их деятельности, а также строиться с учетом конкретных исторических условий и ведомственных традиций.
Урок пятый. Комплекс пограничных наград, как средство воспитательного воздействия, должен обусловливаться характером целей и задач по обеспечению государственной безопасности в пограничном пространстве. Пропагандирование награжденных должно формировать у сотрудников пограничной службы высокие качества, необходимые для выполнения оперативно-служебных задач и мотивацию к пограничной службе.
В современный период, когда идет реформирование пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, опора на историче-
ский опыт может оказать существенную помощь в деятельности ведомственных органов в формировании наградной системы на тех символах, которые бы прославляли традиции пограничников, являлись бы привлекательными для службы на границе, стимулировали бы достижение успехов в службе, повышение пограничного мастерства, обеспечивали бы повышение статуса награжденных лиц и престижа пограничной службы.