7. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 2. Л. 153-166.
8. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 15. Л. 59; Д. 2. Л. 153-166.
9. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп 5. Д. 31. Л. 1.
10. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 21. Л. 103; Д. 55. Л. 65, 67.
11. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 21. Л. 137; Д. 54. Л. 12-13; Д. 56. Л. 14; Д. 64. Л. 2 об; Д. 67. Л. 6, 54.
12. ЦГА РМ. Ф. Р - 923. Оп. 5. Д. 56. Л. 69 -70, 95; Д. 67. Л. 55; Д. 3. Л. 21; Д. 13. Л. 6; Д. 14. Л. 23; Д. 22. Л. 2; Д. 46. Л. 3; Д. 35. Л. 24.
МАТВЕЕВ Андрей Павлович — кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
MATVEEV, Andrey Pavlovich — Candidate of Laws, Associate Professor of Department of Private Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 342.59
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
С.М. Тимофеев
Рассматриваются правовые и организационно-управленческие аспекты деятельности государства по формированию и использованию информационных ресурсов. Дается оценка правовых и институциональных основ этой деятельности.
Ключевые слова: деятельность государства; информация; информационные ресурсы; правовой режим информационных ресурсов; формирование и использование информационных ресурсов; защита информации; генерализация правового регулирования информационных отношений.
S.M. Timofeev. ACTIVITIES OF THE STATE FOR FORMATION AND USE INFORMATION RESOURCES
In article it is considered legal and organizationally-administrative aspects of activity of the state on formation and use of information resources. The assessment of legal and institutional bases of this activity is given.
Keywords: activities of the state; information; information resources; the legal regime of information resources; development and use of information resources; protection of information; generalization of the legal regulation of information relations.
Информационные ресурсы являются важнейшим элементом информационной сферы общества и стратегическим фактором современного развития. Поэтому деятельность государства по их формированию и использованию является приоритетной, а научные общетеоретические исследования в этой области всегда актуальны. В теории государства и права делаются первые шаги по обобщению организационно-правовой и управленческой деятельности государства по формированию и использованию информационных ресурсов.
В обществе всегда осуществляется процесс накопления, формализации и использо-
вания знаний, и информационные ресурсы являются одной из форм представления знаний. В научной литературе содержатся различные формулировки информационных ресурсов. По мнению К.К. Колина, информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. И если кратко, то информационные ресурсы — это знания, подготовленные для целесо-
образного социального использования [10, с. 54-59].
С позиций юридической науки наиболее развернутое определение предложено И.Л. Бачило: «Информационные ресурсы — это выделяемая совокупность знаний, сведений и иных форм представления информации, создаваемая, приобретаемая или получаемая и используемая правомочным субъектом в своих, публичных и частных интересах других субъектов в соответствии с законодательством, обычаями, традициями определенного государства и правилами международного сообщества» [8, с. 165].
В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 2.) информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Законодатель рассматривает информационные ресурсы как элемент информационных систем, поскольку формирование и использование информационного ресурса связано с системой связей и передачи информации между различными субъектами информационных отношений: создателями, обработчиками, держателями информационного и технико-технологического ресурса и иными субъектами. Информационные системы (государственные, муниципальные и иные) создаются в целях формирования и использования включаемых в них накопленных информационных ресурсов на основе лицензионных, подрядных и других договоров с субъектами, которые предоставляют информационные технологии и соответствующие программно-аппаратные и иные средства их обеспечения. Весь блок этих проблем развивается в рамках отдельного института информационного права.
В литературе достаточно полно описаны классы и виды информационных ресурсов. Классификация информационных ресурсов осуществляется по различным основаниям. По форме собственности выделяют ресурсы:
- общероссийское национальное достояние;
- государственная собственность;
- федеральная собственность;
- собственность субъектов РФ;
- совместная (федеральная и субъектов Федерации);
- муниципальная собственность;
- частная собственность;
- коллективная собственность.
Информационные ресурсы по виду информации: правовая; научно-техническая; политическая; финансово-экономическая; статистическая; информация о стандартах и регламентах, метрологическая; социальная; политическая; информация о здравоохранении; информация о чрезвычайных ситуациях; персональная информация (персональные данные); кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, др.); информация иного вида.
Информационные ресурсы по способу доступа:
- открытая информация (без ограничения);
- информация ограниченного доступа;
- государственная тайна;
- конфиденциальная информация;
- коммерческая тайна;
- профессиональная тайна;
- служебная тайна;
- персональные данные, личная (персональная) тайна.
Информационные ресурсы по виду носителя: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; в канале связи; на других видах носителей.
Информационные ресурсы по способу формирования и распространения: стационарные; передвижные.
Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования: 1) традиционные формы — массив документов; фонд документов; архив; 2) автоматизированные формы — Интернет; банк данных; автоматизированная информационная система (сеть); база знаний [6].
Для целей государственного управления практическое значение имеет структура информационных ресурсов России, предложенная в Национальном докладе «Информационные ресурсы», подготовленном еще в 1999 г. по инициативе Государственного комитета РФ по связи и информатизации как федеральной структуры исполнительной власти, непродолжительное время отвечавшей за информатизацию страны. Целью Национального доклада было формирование целостного представления о состоянии и тенденциях развития информационных ресурсов, позволяющего сформулировать и определить пути реализации эффективной государственной политики в области форми-
рования, защиты и использования информационных ресурсов. К сожалению, была ликвидирована в дальнейшем как сама эта структура, так и прекратилась практика представления ежегодных докладов «Информационные ресурсы».
В системе информационных ресурсов России важнейшее место занимают общегосударственные информационные ресурсы. Они создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной и достоверной информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти, а также для оказания услуг населению.
Общегосударственные информационные ресурсы включают в себя: информационные ресурсы библиотечной системы России; информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации; государственную систему научно-технической информации; информационные ресурсы государственной системы статистики; информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления; информационные ресурсы отраслей материального производства; информационные ресурсы государственной системы правовой информации; информация о природных ресурсах, явлениях и процессах; информационные ресурсы социальной сферы; информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.
Государственные и иные информационные ресурсы являются объектом государственно-правового регулирования. Для теории государства и права важно исследовать управленческие и правовые аспекты этой деятельности.
В рамках общей проблемы создания правовой основы государственного управления в информационной сфере, вопросы установления правовых основ деятельности по развитию информационных ресурсов становятся все более актуальными.
Ученые сектора информационного права Института государства и права РАН внесли значительный вклад в исследование теоретических проблем информационных ресурсов, разработку подходов к реализации правового режима различных видов и категорий информации и опыта их правового регулирования [9].
В период действия Федерального закона «Об информации, информатизации и
защите информации» от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ информационные ресурсы как складывающийся институт информационного права получили достаточное на тот период статусное правовое регулирование, были заложены основы правового режима информационных ресурсов. Федеральный закон определял состав, структуру их правового режима. Содержательная сторона правового режима информационных ресурсов включала в себя ряд положений:
- порядок документирования информации;
- право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и их массивы в информационных системах;
- категорию информации по доступу к
ней;
- порядок правовой защиты информации.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» до его отмены достаточно успешно выполнял роль базового закона для подзаконного нормотворчества и для практической деятельности по формированию информационных ресурсов, в том числе и государственных.
В новом Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ [11] информационные ресурсы как предмет правового регулирования практически исчезают, как исчезло упоминание даже об информатизации. И это можно считать крупным недостатком нового закона и шагом назад. Причем внятных аргументов в этом отношении от разработчиков закона так и не последовало. Так, секретарь Межведомственной рабочей группы по разработке этого закона оправдывал ухудшение закона отсутствием глубоких теоретических исследований по теме информатизации и имевшимися тогда клановыми противоречиями [13, с. 23-24].
Представляется, что для правового регулирования информационных ресурсов и создания правовых законодательных основ для деятельности государства и иных субъектов по их формированию и развитию следует принять отдельный базовый федеральный закон «Об информационных ресурсах в Российской Федерации». Потребность в этом законе огромна и это подтверждает еще раз необходимость как дальнейшей теоретической разработки категории «генерализация правового регулирования информационных
отношений», так и ее законодательного воплощения.
Государство в лице профильных структур федеральной исполнительной власти (Министерство связи и массовыгх коммуникаций РФ; Министерство юстиции РФ; Министерство образования и науки РФ; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное архивное агентство и др.) осуществляет разнообразную деятельность по развитию и использованию этих государственный информационные ресурсов. Анализ их правоустанавливающих документов показывает: полномочия по развитию информационные ресурсов разбросаны и носят узковедомственный характер, нет ни одной ответственной структуры с широкими надведомст-венными координирующими полномочиями. На фоне инновационности содержания и динамизма процессов информационного развития институциональная отсталость и незавершенность особенно заметна. Тем не менее в этой сфере научная категория «деятельность государства» получает конкретизацию и обогащается новым содержанием.
Федеральные органы государственной власти выступают как субъекты информационной деятельности, так и осуществляют управленческие организационные действия по информационному развитию общества, его информационные ресурсов. Они, прежде всего, осуществляют информационную деятельность общего характера как пользователи общей информации и средств информатизации, что обеспечивает их собственную служебную деятельность. В рамках служебных полномочий они могут осуществлять информационную деятельность для неограниченного числа пользователей информации. И далее, в направлении более узкой специализации государственных структур и их сотрудников, посредством их действий и конкретных операций осуществляется деятельность по формированию и использованию информационных ресурсов, информационно -коммуникативные техноло -гий, оказанию информационных услуг, подготовке кадров и т.д
Следует согласиться с мнением Е.С. Ус-тинович о том, что информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти сегодня представляет собою особый, специфический вид их профессиональной деятельности, направленный на ре-
шение задач информационного обеспечения собственной функциональной деятельности, организационно-правового обеспечения доступа к информации о своей деятельности широкого круга субъектов, публичного информирования граждан и снабжения их необходимой и значимой информацией, информационного взаимодействия между органами власти, а также их взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества [12, с. 85].
Надо поддержать также предложение Е.С. Устинович о необходимости разработки и принятия федерального закона «Об информации и информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации», но лишь в части, посвященной деятельности. На наш взгляд, информация как важнейший элемент информационной сферы общества и объект государственно-правового регулирования требует принятия отдельного базового федерального закона «Об информации». Отметим, что генерализация правового регулирования информационные отношений должна характеризоваться повышением роли закона и принятием их по базовым элементам информационной сферы общества, образуя фундамент соответствующего института информационного права.
Есть основания констатировать, что информационная деятельность государства включается в общий процесс управленческой деятельности государства в информационной сфере общества и в первую очередь в деятельность по созданию, развитию и использованию информационных ресурсов, соответствующих информационных систем на базе сложившейся информационной инфраструктуры.
Сложность и многообразие управленческой и иной деятельности государства по развитию информационных ресурсов можно проиллюстрировать на примерах. Так, в системе государственных информационных ресурсов важное место занимают информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2011 г. в стране действует более 2,5 тысяч государственных и муниципальных архивов, содержащихся за счет бюджетных средств. В этих архивах работают около 15 тыс. сотрудников.
Общий объем Архивного фонда в 2011 г. составляет 494 млн дел, причем на федеральные архивы приходится примерно 9%, государственные архивы субъектов Россий-
ской Федерации — 29%, муниципальные архивы — 13%, музеи и библиотеки, а также архивы РАН — 3%, наконец, ведомственные архивы государственных и муниципальных органов и организаций — 46%.
Документы Архивного фонда Российской Федерации в законодательно определенном порядке хранятся постоянно и временно, ежегодно их объем увеличивается в среднем на 1,7 млн единиц хранения.
Важнейшим условием эффективного использования информационных ресурсов государственных архивов является наличие качественного научно-справочного аппарата, создаваемого как в традиционном, так и в автоматизированном виде, обеспечение его доступности для всех категорий пользователей.
Нормальному функционированию архивных информационных ресурсов препятствует ряд нерешенных проблем: крайне недостаточное бюджетное финансирование (федеральных архивов в 2010 г. — 1168,7 тыс. руб.; в 2011 г. — 1284,6 тыс. руб.; соответственно финансирование государственных архивов субъектов РФ 1398,3 и 1636,0 тыс. руб.) привело к необходимости существенной корректировки в сторону сокращения перечня и объемов работ; состояние многих архивохранилищ не соответствует нормативным требованиям; распоряжением Правительства РФ от 26 января 2011 г. №65-р федеральные архивы отнесены к категории казенных учреждений и полностью зависят от бюджетного финансирования.
В трудных финансовых условиях осуществляется Программа информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011-2020 гг., утвержденная приказом Федерального архивного агентства от 2 декабря 2011 г. № 104.
В связи с возрастанием объемов цифровой информации, реализацией проектов оказания государственных услуг в электронной форме, развитием систем электронного делопроизводства, внедрением систем межведомственного электронного документооборота и электронного взаимодействия возникла острая необходимость приобретения систем хранения данных и формирования центров обработки данных в федеральных архивах и/или их расширения и модернизации, в том числе приобретение серверного оборудования, электронных библиотек.
Недостаточность текущего бюджетного финансирования не позволяет последовательно проводить единые подходы к раз-
витию и определению приоритетов в организации локально-вычислительных сетей в федеральных архивах, организации доступа различных подразделений к сети Интернет.
В 2011 г. Росархивом создана ведомственная Единая Автоматизированная информационная система (далее — ЕАИС) по учету документов Архивного фонда Российской Федерации, и ее применение встречает ряд трудностей. Имеются серьезные проблемы в использовании программного обеспечения; отсутствуют и единые походы к развитию специализированного программного обеспечения основных направлений деятельности архивов и типовых моделей для создания технологических модулей и автоматизированных поисковых систем (тематических каталогов и т.п.).
Недостаточная оснащенность архивов электронно-вычислительной техникой тормозит внедрение автоматизированных архивных технологий, сдерживает возможности оперативного использования документов. Эти факторы, наряду с отсутствием стандартов по электронному документообороту, хранению и использованию электронных доку-ментов, ведут к утрате важнейших информационных ресурсов.
В этих условиях особое значение приобретает более тесная координация деятельности архивных учреждений со смежными информационными структурами по формированию фондов и созданию электронных информационных продуктов на их основе.
В настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности» от 12.02.2011 № 176-р в Ро-сархиве разработан и осуществляется План мероприятий по выполнению этого распоряжения [13].
Кроме того, возникают сложные проблемы при реализации важной задачи — организации методического обеспечения и контроля со стороны Росархива за внедрением электронного документооборота во всех органах исполнительной власти. Для этого необходимо в сжатые сроки подготовить дополнения в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, разработать рекомендации по подготовке ведомственных перечней документов, создаваемых в электронном виде, организовать
ведение классификаторов для Межведомственного электронного документооборота. В этой связи требуется изменение функций и полномочий Росархива, многие из которых были утрачены в ходе реализации административной реформы 2004 г. Это еще раз подтверждает на конкретном примере актуальность проблемы совершенствования институциональные основ деятельности государства в информационной сфере общества.
Необходимо обратить внимание на формирование «негосударственного архивного сектора» экономики, де-факто обеспечивающего уже сегодня сохранность документов временного срока хранения частных юридических лиц. В настоящее время только в Москве работает около 100 архивные компаний и частных предпринимателей, и среди них есть крупные с численностью более 150 человек. В денежном выражении оборот только четырех ведущих компаний за 2010 г. почти равен бюджету всей государственной архивной отрасли страны.
По инициативе Росархива состоялись три встречи руководителей этих компаний. В результате завершается работа по созданию некоммерческого партнерства «Национальное архивное объединение», которое в дальнейшем может трансформироваться в саморегулируемую организацию. Формируется новый опыт работы, поскольку создание такой саморегулируемой организации и, соответственно, утверждение современных стандартов работы с архивными документами в частном секторе позволят в перспективе решить в правовом и организационном плане вопрос об архивном аутсорсинге для государственных и муниципальных органов и организаций.
В качестве другого примера можно взять деятельность государства по формированию и использованию информационных ресурсов государственной системы правовой информации. Первоначально, с 1995 г. Министерство юстиции России в соответствии с Президентской программой «Правовая информатизация федеральных органов государственной власти», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808 занималось сбором, обработкой, хранением, анализом правовой информации и организацией ее использования. Быш накоплен значительный массив правовой информации. Фонды и банки данных правовой информации создавались также и в других феде-
ральных ведомствах и региональных органах власти.
В дальнейшем распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Одним из мероприятий программы является «Развитие государственной системы правовой информации».
Исполнителем мероприятия определена ФСО России как организация, наиболее подготовленная в кадровом и техническом отношении. Деятельность по формированию ресурсов правовой информации быша продолжена.
Формирование стройной и единой Государственной системы правовой информации (далее — ГСПИ) в современные условиях является актуальной научной и практической проблемой. Так, по мнению А.А. Волкова, эта система должна состоять из набора функциональных подсистем, каждая из которых будет представлять собой сложную самостоятельную систему, функционирующую по единым нормативно-организационным и технологическим принципам. ГСПИ должна состоять из следующих подсистем:
- информационно-правого обеспечения правотворческого процесса органов государственной власти различных уровней;
- официального опубликования правовых актов в электронном виде;
- ведения банков правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на технологической основе ИПС «Законодательство России»;
- хранения правовой информации в электронном виде;
- доступа к официальной правовой информации [10, с. 54-59].
Ресурсы Государственной системы правовой информации должны активно использоваться для обеспечения правотворческого процесса. По экспертным оценкам, создаваемые средства информационно-правового обеспечения правотворческого процесса должны в себя включать:
- средства интеграции в электронный документооборот, обеспечивающий участникам правотворческого процесса возможность коллективной работы над проектами правовых актов, быстрого поиска необходимых документов, контроля за прохождением проектов правовые актов;
- программные средства, позволяющие
вести сравнительный анализ нормативных правовых актов разного уровня;
- в перспективе — программные средства экспертных систем, позволяющие комплексно оценивать актуальность и непротиворечивость проекта правового акта в процессе его подготовки;
- массивы правовых документов, необходимых участникам правотворческого процесса для принятия и реализации нормативных актов;
- развитые средства телекоммуникаций, обеспечивающие прямой доступ к информационно-правовым ресурсам всех участников правотворчества на каждой стадии процесса;
- средства комплексной информационной безопасности.
Действующая ГСПИ должна использоваться и для создания системы официального опубликования правовых актов в электронном виде. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 21 октября 2011 г. № 289 — ФЗ определил, что «официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) [2]. Это дает мощное ускорение для создания единой системы официального опубликования правовых актов в электронном виде, охватывающей официально публикуемые правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных государственных органов на территории всей страны. Конечный состав участников (субъектов) системы будет насчитывать десятки тысяч абонентов и охватывать вертикаль власти от Президента Российской Федерации до руководителя муниципального образования. Это первое основное назначение Официального интернет-портала правовой информации.
В дальнейшем необходимы управленческие, организационные и технические виды деятельности по поддержанию в рабочем состоянии компонентов ГСПИ. Основное предназначение подсистемы ведения банков правовых актов органов государственной вла-
сти и местного самоуправления и подсистемы хранения правовой информации в электронном виде состоит в обеспечении:
- единых технологий ведения эталонных банков органов государственной власти и местного самоуправления силами самих этих органов;
- гарантированного хранения официальных правовых актов в электронном виде (включая правовые акты федерального уровня ограниченного доступа), комментариев к ним;
- надежного хранения правовой информации в электронном виде продолжительностью не менее 50 лет;
- устойчивого функционирования дублирующего узла правовой информации и инфраструктуры государственного хранилища официальной правовой информации в электронном виде, в том числе в условиях военного времени и при чрезвычайных ситуациях.
Одним из важных элементов государственной политики по развитию системы государственной правовой информации является подсистема доступа к ней.
Наиболее перспективным и динамично развивающимся способом публичного доступа к информации является Интернет, который позволит обеспечить необходимое объединение информационно-правовых ресурсов и сервисов федерального, регионального и местного уровня, негосударственного сектора, а также информации о них через Официальный интернет-портал правовой информации.
Основные проблемы и задачи развития сети публичного доступа к правовой информации в России связаны с необходимостью превращения сети центров правовой информации в реально действующий единый механизм: с общим организационным и технологическим управлением; с эффективно работающей системой обмена положительным опытом; планированием деятельности. Централизованное использование Интернет-технологий позволяет обеспечивать:
- оперативный широкий и свободный доступ к государственным информационно-правовым ресурсам, а также доступ к иным информационно-правовым ресурсам;
- реализацию основного способа доступа к системе официального опубликования в электронном виде;
- оперативное оповещение о событиях в сфере права и в области правовой информатизации России;
- возможность обратной связи с пользовательской аудиторией посредством использования интерактивных сервисов;
- возможности создания, хранения и управления сайтами заинтересованных структур в области правовой информатизации;
- необходимый уровень информационной безопасности.
Все это требует внимания государства, и его деятельность направлена на развитие Официального интернет-портала правовой информации, на формирование единые нормативных и технологических механизмов функционирования единой системы государственной правовой информации.
Состояние и проблемы развития сети публичного доступа к правовой информации во многом зависят от государственно-частного партнерства. Помимо государства, в последние годы к этой деятельности подключились общественные и коммерческие организации, которые стали неотъемлемой частью механизма функционирования этой сети.
Это известные коммерческие организации, работающие в сфере оказания информационно-правовые услуг: ИПК «Кодекс», НПП «Гарант», АО «КонсультантПлюс».
В целом деятельность государства по успешному развитию ГСПИ связана с тем, что необходимо решать вопросы:
- совершенствования нормативного регулирования различные аспектов информационно-правового обеспечения государственных органов и структур общества;
- унификации и стандартизации форм хранения, предоставления и обмена правовой информацией в электронном виде;
- технологической поддержки нормот-ворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе единых технологических и технических решений;
- создания системы официального опубликования правовых актов в электронном виде;
- развития инфраструктуры центрального узла правовой информации;
- обеспечения полноты, высокого уровня достоверности, актуальности и юридической обработки фондов официальной правовой информации;
- обеспечения широкого свободного доступа к официальной правовой информации.
Кратко хотелось бы отметить, что особый характер и значение имеют и информационные ресурсы органов власти и управ-
ления. Сложилась практика формирования их информационных ресурсов как за счет централизованного информационного обеспечения, так и за счет самостоятельного формирования органами власти необходимых информационных ресурсов.
Некоторые федеральные структуры исполнительной власти проявляют активность не просто в самостоятельном и инициативном формировании необходимых информационные ресурсов, но ставят более масштабные задачи о создании собственных эффективных ведомственных информационных систем. Так, например, в этом отношении можно назвать приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» от 28 апреля 2011 г. № 364. Концепция как докт-ринальныш документ определяет цель, принципы, общую архитектуру, основные этапы создания информационной системы в сфере здравоохранения, механизм управления и ресурсного обеспечения ее создания и сопровождения, а также ожидаемый социально-экономический эффект. Накопленные и пополняемые информационные ресурсы министерства будут важнейшей частью единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения нашей страны, обеспечивающей информационную поддержку методической и организационной деятельности участников системы здравоохранения.
Развитая система государственные информационных ресурсов, весь ее потенциал должен использоваться для оказания качественных государственных услуг населению. Недавно Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ определено, что органы государственной и муниципальной власти при предоставлении услуг населению не вправе в конечном счете с 1 июля требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении иных органов государственной и муниципальной власти [9]. После обращения заявителя государственные и муниципальные структуры должны самостоятельно запрашивать такую информацию в органах, в которые она имеется. Для обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия был сформирован перечень баз данных, который назвали базовыми государственными ресурсами, и в него вошли
11 реестров, регистров и кадастров, содержащих информацию о физических лицах, организациях, объектах недвижимого имущества, транспортных средствах и адресах. Этот перечень и требования к базовым ресурсам были утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации «О базовых государственных информационных ресурсах» от 15 апреля 2011 г. №654-р. Принятые меры позволяют эффективнее опираться на государственные информационные ресурсы при оказании услуг населению.
Таким образом, государство в лице своих органов и организаций является крупнейшим производителем и потребителем информации. Информационные ресурсы как информация, представленная в удобном для многократного использования систематизированном виде, имеет важнейшее значение для государственного управления, информационного развития общества и является объектом государственно-правового регулирования.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ // СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4179.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 21 октября 2011 г. № 289 - ФЗ // СЗ РФ. 2011. №43. Ст. 5977.
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №31. Ст. 3448.
4. Распоряжение Правительства Российской «О базовых государственных информационных ресурсах» Федерации от 15 апреля 2011 г. № 654 -р // СЗ РФ. 2011. № 17. Ст. 2465.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности» от 12.02.2011 № 176-р // СЗ РФ. 2011, № 8. Ст. 1151.
6. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России и политика их эффективного использования //Проблемы информатизации. 1997. № 4.
7. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: науч.-метод. пособие. М.: Либерия, 2004.
8. Бачило И.Л. Информационное право: учебник. 2-е изд. М.: ЮРАЙТ, 2011. С. 165.
9. Бачило И.Л. Информационные ресурсы как объект прав и объект отношений, регулируемых ГК РФ / / Информационные ресурсы России. 1999. №1.
10. Волков А.А. Основные направления развития Государственной системы правовой информации // Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Спб., 2011. С. 54-59.
11. Колин К.К. Социальная информатика: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2003. С. 99.
12. Устинович Е.С. О правовой системе информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации / / Труды Института государства и права РАН. М., 2009. №5. С. 85.
13. Якушев М. Комментарий Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Хозяйство и право. 2007. №. С. 23-24.
ТИМОФЕЕВ Сергей Михайлович — аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV, Sergey Mikhaylovich — Post-graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]