Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКАЯ УПРАВА / СТРОИТЕЛЬНЫЙ УСТАВ / РАЗВИТИЕ ГОРОДА / АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В / CITY PUBLIC ADMINISTRATION / CITY ADMINISTRATION / BUILDING REGULATIONS / CITY DEVELOPMENT / ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Золотарева Милена Владимировна

Рассматривается работа городских дум в новых условиях реформирования управления городским хозяйственным и строительным комплексом. Городским обществам были переданы функции регулирования строительства подведомственных объектов (городская и частная собственность) и решение вопросов благоустройства на городских территориях. Данная работа базируется на основе исследования правовых документов, касающихся вопросов управления различного уровня власти в области архитектурно-строительного комплекса. Законодательной основой стали акты, определяющие компетенцию всех уровней управления - территориального, отраслевого и местного. Кроме этого, анализ эволюции высотного и масштабного характера городской среды г. Санкт-Петербурга проводился на основе картографических, литературных и визуальных материалов. В результате проведенного исследования было установлено, что реформы второй половины XIX в. не только изменили государственную политику контроля над гражданским строительством в целом, но и передали городскому обществу часть полномочий управления хозяйственной частью и благоустройством городских территорий. Кроме этой практической работы правительство инициировано законодательную деятельность городских дум. Несмотря на то, что Строительный устав оставался основным законодательным документом, обязательные постановления городских обществ выступали в качестве его подзаконных актов, в которых учитывалась местная специфика городов. Обработанность схемы управления архитектурно-строительным комплексом на уровне городской власти, наряду с увеличением доходной части бюджета городов, способствовала возведению объектов за счет городского общественного управления, а также регулированию частного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Золотарева Милена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE URBAN PUBLIC ADMINISTRATION IN REGULATING CONSTRUCTION ACTIVITY AND URBAN IMPROVEMENT DURING THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

The article considers the activities of city councils under the conditions following reforms affecting the management of urban economic and construction complexes, in which regulation of construction of municipal and private facilities and improvement of urban areas were delegatated to the municipal authorities. The present work draws on the study of legal documents relating to management issues in the field of architecture and construction at various government levels. The legislative basis was constituted by acts determining responsibilities at all management levels - territorial, sectoral and local. In addition, the evolution of the high-rise and large-scale character of the urban environment in St. Petersburg is analysed drawing on cartographic, literary and visual materials. The study reveals that the reforms introduced in the second half of the 19th century changed the state policy for the control of civil engineering in general, as well as delegating the management of economic activities and improvement of urban areas to the municipal government. In addition to this practical work, the government initiated the legislative activities of city councils. Despite the fact that the Construction Code remained the primary legal document, the binding decisions of municipal authorities served as by-laws, which took the local specifics of cities into account. Along with an increase in the revenue of the city budget, the improved management structure in the sphere of architecture and construction at the municipal level contributed to the construction of public facilities, as well as to the regulation of privately funded construction.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В.)»

Оригинальная статья / Original article УДК 539.4

DOI: https://d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2020-1 -152-161

Деятельность городского общественного управления в области регулирования хозяйства, строительства и благоустройства (вторая половина XIX в.)

© М.В. Золотарева

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Резюме: Рассматривается работа городских дум в новых условиях реформирования управления городским хозяйственным и строительным комплексом. Городским обществам были переданы функции регулирования строительства подведомственных объектов (городская и частная собственность) и решение вопросов благоустройства на городских территориях. Данная работа базируется на основе исследования правовых документов, касающихся вопросов управления различного уровня власти в области архитектурно-строительного комплекса. Законодательной основой стали акты, определяющие компетенцию всех уровней управления - территориального, отраслевого и местного. Кроме этого, анализ эволюции высотного и масштабного характера городской среды г. Санкт-Петербурга проводился на основе картографических, литературных и визуальных материалов. В результате проведенного исследования было установлено, что реформы второй половины XIX в. не только изменили государственную политику контроля над гражданским строительством в целом, но и передали городскому обществу часть полномочий управления хозяйственной частью и благоустройством городских территорий. Кроме этой практической работы правительство инициировано законодательную деятельность городских дум. Несмотря на то, что Строительный устав оставался основным законодательным документом, обязательные постановления городских обществ выступали в качестве его подзаконных актов, в которых учитывалась местная специфика городов. Обработанность схемы управления архитектурно-строительным комплексом на уровне городской власти, наряду с увеличением доходной части бюджета городов, способствовала возведению объектов за счет городского общественного управления, а также регулированию частного строительства.

Ключевые слова: городское общественное управление, Городская управа, Строительный устав, развитие города, архитектура и градостроительство второй половины XIX в.

Информация о статье: Дата поступления 17 января 2020 г.; дата принятия к печати 19 февраля 2020 г.; дата онлайн-размещения 31 марта 2020 г.

Для цитирования: Золотарева М.В. Деятельность городского общественного управления в области регулирования хозяйства, строительства и благоустройства (вторая половина XIX в.). Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020;10(1):152-161. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1-152-161

Activities of the urban public administration in regulating construction activity and urban improvement during the second half of the 19th century

Milena V. Zolotareva

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia

Abstract. The article considers the activities of city councils under the conditions following reforms affecting the management of urban economic and construction complexes, in which regulation of construction of municipal and private facilities and improvement of urban areas were delegatated to the municipal authorities. The present work draws on the study of legal documents relating to management issues in the field of architecture and construction at various government levels. The legislative basis was constituted by acts determining responsibilities at all management levels - territorial, sectoral and local. In addition, the evolution of the high-rise and large-scale character of the urban environment in St. Petersburg is analysed drawing on cartographic, literary and visual materials. The study reveals that the reforms introduced in the second half of the 19th century changed the state policy for the control of civil engineering in general, as well as delegating the management of economic activities and improvement of urban areas to the municipal government. In

Том 10 № 1 2020

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 152-161 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _pp. 152-161

ISSN 2227-2917 152 (print)

152 ISSN 2500-154X (online)

addition to this practical work, the government initiated the legislative activities of city councils. Despite the fact that the Construction Code remained the primary legal document, the binding decisions of municipal authorities served as by-laws, which took the local specifics of cities into account. Along with an increase in the revenue of the city budget, the improved management structure in the sphere of architecture and construction at the municipal level contributed to the construction of public facilities, as well as to the regulation of privately funded construction.

Keywords: city public administration, City administration, building regulations, city development, architecture and urban planning of the second half of the XIX century

Information about the article: Received January 17, 2020; accepted for publication February 19, 2020; avail-able online March 31, 2020.

For citation: Zolotareva MV. Activities of the urban public administration in regulating construction activity and urban improvement during the second half of the 19th century. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2020;10(1):152-161. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1-152-161

Введение

Во второй половине XIX в. происходят изменения в правовой базе управления архитектурно-строительным процессом, а также в мировоззренческих подходах к самому архитектурному творчеству, к его стилистическому наполнению. Социально-экономические и политико-правовые реформы второй половины XIX в. коренным образом меняют организацию системы управления архитектурно-строительным комплексом. Государственное управление становится технически-полицейским. Многие из функций регулирования архитектурно-строительного процесса передаются местным органам власти. Происходит наращивание общественной городской собственности, а также объектов, строящихся за счет городского бюджета. К ним можно отнести транспортную инфраструктуру, объекты социальной направленности: городские больницы, учебные заведения начального образования и т.п.

Однако развитие строительства в городах основывается не только на процессах его регулирования и контроля. На формирование городской среды оказывают влияние мировоззренческие процессы, художественные направления архитектурного творчества. В связи с этим необходимо отметить, что во второй половине XIX в. идет процесс переосмысления стилевых тенденций прошлого, основанных на принципах классицизма. Критическое отношение к построенным по классическим канонам городам, их архитектуре приводит к поиску новых стилевых направлений. Все эти процессы оказали непосредственное влияние на архитектурно-пространственную среду городов, которое оставило после себя это время.

Методы

Фактологическую базу исследования составили законодательные документы, давшие основу деятельности городского общест-

венного управления в области регулирования хозяйства, строительства и благоустройства в рассматриваемый период. Основными документами, определившими новое направление государственной политики в деле управления сферой хозяйства, строительства и благоустройства в городах, явились Высочайше утвержденные Городовые положения. Эти документы последовательно выходили во второй половине XIX в. - в 1870 и 1892 гг. Городской закон 1870 г. зафиксировал передачу общественному управлению городов прав по решению комплекса вопросов городского хозяйства и строительства. Решение этих вопросов было возложено на специальный исполнительный орган городской думы - городскую управу.

Наряду с изучением законодательной базы как нормативной основы данного процесса, автором были проанализированы картографические и библиографические источники, касающиеся развития г. Санкт-Петербурга в конце XIX в. Совмещение картографических материалов с визуальным анализом объемно-пространственной среды районов, застраиваемых в конце XIX в., позволило констатировать характер ее визуальных и масштабных изменений.

Результаты исследования и их обсуждение

1. Проведение реформ в области регулирования архитектурно-строительного комплекса и благоустройства начинается с издания законов 1864 г. В пакет этих реформ входили законодательные документы, определяющие компетенцию всех властных структур по регулированию строительной деятельности, где органы общественного управления были представлены отдельно. Губернское по городским делам присутствие выступало в качестве государственного органа, курирующего деятельность городских дум [1, с. 75]. Несмотря на то, что деятельность городских Дум остава-

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

лась подконтрольной правительственным структурам, перенесение ответственности в решении вопросов, касающихся хозяйственной части города на органы общественного управления, стало значительным событием конца XIX в. [2, с. 560]. Процесс подготовки данных реформ кроется в документах и активной деятельности правительства первой половины XIX в., направленных на повышение благосостояния городов [3, с. 418 ]. Именно рост доходной части бюджета города дал возможность передать городским обществам права свободно распоряжаться своим имуществом, а также решать вопросы управления сферой хозяйства, строительства и благоустройства.

В г. Санкт-Петербурге четко регламентировался уровень принятия решений и выдача разрешений на строительство зданий в городе. Вопросы строительства городского уровня решало Строительное отделение городской управы. Однако некоторые вопросы были выведены из компетенции городского строительного отделения. На уровне градоначальника совместно с городской управой принимались решения по размещению промышленных сооружений, устройства зрелищных зданий, осуществления газового освещения на улицах, характера мощения центральных улиц, организация причалов и др. [4, с. 8].

Некоторые частные постройки в столице требовали высочайшего утверждения. Например, к ним относились фасады обывательских зданий, обращенных к Марсовому полю, выходящие на площади Михайловскую, Александровского и Большого театров. Большое значение имел внешний вид проспектов Адмиралтейского, Невского, Литейного, Владимирского, Загородного и Вознесенского; а также улиц Гоголевской, Морской, Миллионной, Михайловской, Итальянской, Садовой (на участке Невский проспект - Марсово поле), Екатерининской, Караванной и Гороховой. К значимым территориям набережных Большой Невы относились участки от Таврического сада до Нового Адмиралтейства, а также на протяжении от Биржи до 23 линии Васильевского острова [5, с. 29].

Если предполагалось строительство зданий сложных в техническом или конструктивном отношении, они направлялись на экспертизу в техническо-строительное отделение Министерства внутренних дел.

Некоторые работы вовсе не требовали согласования. К ним относились ремонтные мероприятия, не нарушающие существующего внешнего вида здания, его конструктивной или объемно-пространственной структуры. В остальных случаях проекты передавались на согласование в строительное отделение Городской управы [6, с. 621].

Рассмотрим процедуру согласования и выдачи разрешения на строительство. В состав прилагаемых документов входил «составленный во всех подробностях проект», в составе чертежей планов здания, его фасадов, разрезов, к чертежам прилагалась сметная документация на ведение строительных работ. Если предполагались частичные переделки в существующем сооружении, то места реконструктивных работ выделялись красным цветом.

Постановлением от 3 июля 1867 г. определялась сумма уплаты за рассмотрение проекта городской управой, и выдача заключения по проекту. При строительстве и капитальной перестройке оплачивался каждый лист проекта. Для каменных зданий сумма составляла 3 руб. за лист, для деревянных строений - 1 руб. В случае согласования мелких переделок, а также для получения разрешения на строительство сараев и заборов оплата составляла 75 коп.

В основе деятельности всех органов власти в области строительства, благоустройства территорий и регулирования хозяйственной деятельности лежал Устав строительный, нормирующий ответственность каждой из них. Кроме этого, он содержал ответы на конкретные вопросы обеспечения противопожарной и санитарной безопасности, нормировал строительство казенных, ведомственных, общественных и частных зданий, объектов промышленности, устройство уличной сети, мостов и т.п. Устав законодательно определял ширину уличного полотна, высоту и материал зданий в разных частях города, были приведены и другие параметры сооружений и открытых пространств. Для городских управ - исполнительных органов городского общественного управления - устав являлся основополагающим документом, на основе которого выдавались разрешения на строительство, реконструктивные и ремонтные мероприятия, проводились надзорные работы, определялись взыскания против нарушителей.

В качестве подзаконных актов к Строительному уставу (согласно статье 55 Городского закона 1870 г.) каждому городу в соответствии с его спецификой разрешалось издавать обязательные постановления - регламентирующие положения для эффективного ведения городского хозяйства. Также городское общество могло нормировать архитектурно-строительную деятельность и проведение благоустройства городских территорий. Все эти документы вступали в силу по согласованию с органами власти и после утверждения их императором [7, с. 25].

В ст. 103 городового положения был приведен перечень отраслей хозяйства, по которым дозволялось принимать решения. При том, общую стратегию государства по архитек-

Том 10 № 1 2020

с. 152-161 Уо1. 10 N0. 1 2020 рр. 152-161

ISSN 2227-2917

154 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость 154 ISSN 2б00-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate _(online)_

турно-строительной деятельности и благоустройству обязательные постановления по строительной части городов могли учитывать местные условия [8, с. 389].

Вот некоторый перечень обязательных постановлений, принятых к исполнению в г. Санкт-Петербурге: «Обязательные постановления по устройству и содержанию театров, цирков и зал для общественных собраний» (1886 г.); «Правила по устройству и содержанию мостовых в Санкт-Петербурге» (1883 г.); «Об устройстве в Санкт-Петербурге общественных бань и порядок производства банного промысла» (1903 г.); «Об устройстве и содержании помещений для кинематографов» (1908 г.); «Об устройстве промыслов с продажею крепких напитков в Санкт-Петербурге и его пригородах» (1909 г.). В 1885 г. были дополнены новыми пунктами обязательные постановления Санкт-Петербургской Городской Думы «О судоходстве по Санкт-Петербургским водам и о содержании надводных сооружений», в одном из разделов которых давались правила устройства пристаней и других надводных сооружений (ванные, прачечные, торговые заведения, садки и т. п.). В течение 1880-1890 гг. в Санкт-Петербурге неоднократно выпускались обязательные постановления, касающиеся противопожарной безопасности и санитарного состояния города [9, с. 400].

2. Вторая половина XIX - начало XX вв. в области городского строительства стала периодом интенсивного строительства и

реконструктивных мероприятий. В настоящее время здания, построенные в эти года в основном формируют историческую среду г. Санкт-Петербурга. В конце XIX - начале XX вв. можно было увидеть результат регулирования архитектурно-строительного процесса в столице. Являясь крупным торговым и промышленным центром город значительно увеличил количество населения и свои размеры [10, с. 120]. Рост стоимости земли в центральной части города, открытие перспектив застройки Петроградского острова (в 1903 г. строится Троицкий мост) [11, с. 90], тяготеющего к центральным частям города, открывают возможности масштабного строительства.

Растут требования к атрактивности застройки: строятся предприятия торговли, банки, культурно-зрелищные объекты, жилые здания повышенной комфортности. При этом мы видим, что «новая» архитектура столицы основана совсем на иных, чем в прошлом композиционным приемам и художественной выразительности [12, с. 517].

Рассмотрим характер изменения архитектурной специфики городской среды на примере Невского проспекта, архитектура которого сложилась в начале XIX в. и Каменноостровского проспекта, архитектура которого формировалась под воздействием идей второй половины XIX - начала XX вв. [13, с. 94].

Рис. 1. Фрагмент «Панорамы Невского проспекта со зданием католической церкви

Св. Екатерины. В.С. Садовников Fig. 1. Fragment of «the Panorama of Nevsky Prospekt» with the building of the Catholic Church of St. Catherine. V.S. Sadovnikov

На рисунках начала XIX в., выполненных В.С. Садовниковым («Панорама Невского проспекта»), была зафиксирована застройка, выполненная в едином архитектурно-художественном ключе (рис. 1). Данное произведение и предполагало продемонстрировать архитектурный ансамбль Невского проспекта классического периода.

Однако уже во второй половина XIX в., а в особенности в начале XX в. Невский проспект теряет единообразие своей застройки [14, с. 90]. Возникают новые здания с «кричащими» архитектурными формами (рис. 2). Размер некоторых зданий укрупняется, другие здания претендуют на роль новых доминант объемно-пространственной среды [15, с. 106] (рис. 3).

Том 10 № 1 2020

с. 152-161 Vol. 10 No. 1 2020 pp. 152-161

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

(print) ISSN 2500-154X (online)

Постройка в 1903 г. Троицкого моста отодвинет границу города в северной ее части, что, в свою очередь, поспособствует настоящему строительный буму на Петроградском острове [16, с. 60]. На месте деревянных домиков, оставшихся от полковых

слобод и обывательской усадебной застройки, за десятилетие возникли многоэтажные каменные жилые дома, превратив основные улицы в респектабельные магистрали [17, с. 94].

Рис. 2. Дом Вавельберга. Невский проспект, 7-9 Fig. 2. Vavelberg house-Nevsky Ave. 7-9

Рис. 3. Дом компании Зингер. Невский проспект, 23 Fig. 3. Zinger company house. Nevsky Ave, 23

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 156 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 152-161 156 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 152-161

Основной репрезентативной улицей становится Каменноостровский проспект, берущий свое начало от Троицкого моста. Сформировавшись, в основном, в период конца XIX - первой половине XX вв. застройка Каменноостровского проспекта производит целостное художественное впечатление,

несмотря на то, что здесь присутствуют здания стиля модерн, эклектики, неоклассические комплексы (рис. 4) [18, с. 97].

Можно сказать, что в пределах одной улицы сложился своеобразный архитектурный ансамбль конца XIX - первой половине XX вв. (рис. 5).

Рис. 4. Здание Первого Российского страхового общества в стиле неоклассицизма. Каменноостровский проспект, 26-28 Fig. 4. The building of The First Russian insurance company in the neoclassical style. Kamennoostrovsky Ave, 26-28

Рис. 5. Панорама Каменноостровского проспект Fig. 5. Panorama of Kamennoostrovsky Ave

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

Нельзя не сказать о другой стороне развития г. Санкт-Петербурга в этот период. Расширение города, его «расползание» и захват периферийных участков,

строительство промышленных предприятий вблизи водных артерий породило множество проблем различного характера:

транспортных, жилищных, санитарных, экологических [19, с. 16]. Эти вопросы также были в компетенции городской управы. Однако необходимо было полностью пересмотреть пути развития города. Для решения этой проблемы были привлечены авторитетные архитекторы и инженеры того времени Ф.Е. Енакиев, Л.Н. Бенуа, П.О. Сальманович, Ю.П. Сюзор и другие [20, с. 250]. Намеченный комплекс мер по оздоровлению города должен был включать в себя обеспечение санитарной безопасности, снабжение городских территорий питьевой водой, системой канализации, увеличение медицинских учреждений, строительство дешевого жилья, озеленение территорий, сохранение памятников зодчества, перенесение промышленных предприятий за пределы городской черты, удобное и дешевое сообщение центра и пригородов.

Выводы

1. Политико-экономические реформы во второй половине XIX - начале XX в. оказали большое влияние на государственную политику в области хозяйствования, строительства и благоустройства городов.

2. Регулирование архитектурно-строительной деятельности в городах в

рассматриваемый период демонстрирует процесс активизации деятельности городского общества в сфере хозяйствования, строительства и

благоустройства городов.

3. Органы городского самоуправления, как и земские учреждения, в значительной степени зависели от государственных бюрократических и полицейских инстанций. Вместе с тем создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни и помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

4. Работы по активному строительству в период второй половины XIX - начала XX вв. сформировали архитектурный среду центральной части крупных городов России. Менялся облик не только улиц, где осуществлялось новое строительство, но и центральных, магистралей, сложившихся в период начала XIX в. и имеющих законченный классический облик.

5. Градостроительные преобразования г. Санкт-Петербурга во второй половине XIX - начале XX вв. носили черты, характерные для города - развивающегося крупного промышленного центра. Это сопровождалось увеличением населения и, как следствие, уплотнением застройки в центре и дальнейшим его ростом на окраинах. Все это вызывало необходимость решения вопросов транспортного, жилищного, санитарного и экологического характера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Tokunova G., Drozdova I., Shesterov E. Major repair and reconstruction of the historical housing development in saint Petersburg. International Scientific Conference "Construction and Architecture: Theory and Practice for the Innovation Development" (CATPID-2019). 2019. Vol. 138. P. 559-565. https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913801002

2. Zolotareva M. Environmental planning and managment of waterway construction (historical experience of Russia in the 18 th century and the beginning of the 19 th century). Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics (TPACEE 2018). 2019. Vol. 91. P. 410-421. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20199105023

3. Золотарева М.В. К вопросу регулирования архитектурно-строительного процесса в структуре городского управления (вторая половина XIX - начала XX) // Градостроительство и архитектура. 2016. 4(25). С. 74-77.

4. Гордеев Ю.В. О проблемах правоприменения норм законодательства, возникающих при проведении работ по градостроительному зонированию территорий, на которых расположены объекты культурного наследия // Вестник. Зодчий. 21 век. 2014. № 3 (52). С. 10-23.

5. Золотарева М.В. Принципы пространственного развития высотного зонирования центра Санкт-Петербурга // Жилищное строительство. 2015. № 11. С. 27-31.

6. Vaytens A., Rusanov G., Skryabin P. Evolution of high-rise construction in Leningrad-Saint Petersburg in the middle of the 20th-Early 21stcenturies: Projects and Implementation. E3S Web of Conferences. 2018. Vol. 33. P. 619-630.

https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301030

7. Курбатов Ю.И. Баланс ценностей новой архитектуры исторического центра Петербурга (между приятием населения и тенденцией его отрицания) // Архитектура и строительст-

Том 10 № 1 2020

с. 152-161 Vol. 10 No. 1 2020 pp. 152-161

ISSN 2227-2917

во Москвы. 2004. Т. 514-515. № 2-3. C. 2430.

8. Granstrem M., Zolotareva M., Slavina T. High-rise construction in historical cities through the example of Saint Petersburg. E3S Web Conf. High-Rise Construction 2017 (HRC 2017). 2018. Vol. 33. P. 389-392. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301028

9. Lavrov L., Perov F., Eremeeva A., Temnov V. Three centuries of multi-storied St. Petersburg. E3S Web Conf. High-Rise Construction 2017 (HRC 2017). 2018. Vol. 33. P. 400-433. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301003

10. Заварихин С.П. Современное строительство в историческом центре Петербурга // Доклады научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры». СПб: СПбГАСУ, 2015. С. 115122.

11. Vasileva E.N., Monastyrskaia M.E. P. A. Avenarius's dacha in Tarkhovka: The experience of historical-architectural research. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2018. Vol. 8. Iss. 1. P. 87-112.

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.10 6

12. Sementsov S., Akulova N., Kurakina S. High-rise construction in the Saint Petersburg agglomeration in 1703-1950s. E3S Web Conf. High-Rise Construction 2017 (HRC 2017). 2018. Vol. 33, C. 517-535. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Семенцов С.В. Этапы градостроительного развития Санкт-Петербурга и типология генеральных планов реконструкции Санкт-Петербурга XVIII-XX веков // Реконструкция Санкт-Петербурга. 2002. Международная научно-практическая конференция Сборник докладов Ч 1. С. 93-98.

14. Курбатов Ю.И. Петроград. Ленинград. Санкт-Петербург: архитектурно-градостроительные уроки. СПб.: Искусство-СПб, 2008. 280 с.

15. Vozniak E., Butyrin A. Classification of historical buildings fagade's details on the basis of order theory. E3S Web Conf. Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics (TPACEE 2018). 2019. Vol. 91. C. 105-128. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20199105016

16. Lavrov L.P., Perov F.V. Appropriate architecture. Capriccio on the vasilyevsky Island Strelka. Vestnik of St Petersburg University. Series 15. Arts. 2016. Issue 6(4). C. 52-86.

17. Shvidkovsky D. The founding of Peterburg and the history of Russian architecture. Moscow: State Academy of the Fine Arts of Russia, 2005. P. 79-97.

18. Лавров Л.П., Молоткова Е.Г. Влияние системы землепользования на формирование застройки Санкт-Петербурга (на примере стрелки Васильевского острова в начале XIX века) // Современные проблемы истории и теории архитектуры: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. СПбГАСУ. СПб. 2018. C. 97-104.

19. Заварихин С.П. Санкт-Петербург. Архитектурные сюжеты. СПб: СПбГАСУ; 2012. 620 p.

20. Sementsov S.V. Development of revolutionary avant-garde movement in the architecture of Petrograd - Leningrad according to the rigid town-planning canons of imperial St. Petersburg. Part 1. From Peter the Great to V.I. Lenin. Vestnik of St Petersburg University. Arts. 2017. Vol. 7. Issue 2. P. 249-272. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.20 7

REFERENCES

1. Tokunova G, Drozdova I, Shesterov E. Major repair and reconstruction of the historical housing development in saint Petersburg. International Scientific Conference "Construction and Architecture: Theory and Practice for the Innovation Development" (CATPID-2019). 2019;138:559-565.

https://doi.org/10.1051/e3sconf/201913801002

2. Zolotareva M. Environmental planning and managment of waterway construction (historical experience of Russia in the 18 th century and the beginning of the 19 th century). E3S Web Conf. Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics (TPACEE 2018). 2019;91:410-421. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20199105023

3. Zolotareva MV. Problem of regulation of architecture and construction process in city ad-

ministration structure (second half of XIX - beginning of XX centuries). Gradostroitel'stvo i arkhitektura = Urban construction and architecture. 2016;4:74-78. (In Russ.) https://doi.org/10.17673/Vestnik.2016.04.14

4. Gordeev YuV. On the problems of law enforcement of legislation that arise during the work on urban zoning of territories where cultural heritage objects are located. Vestnik. Zod-chii. 21 vek. 2014;3:10-23. (In Russ.)

5. Zolotareva MV. Principles of Spatial Development of High-Rise Zoning of the Center of St. Petersburg. Zhilishchnoe stroitel'stvo = Housing construction. 2015;11:27-31. (In Russ.)

6. Vaytens A, Rusanov G, Skryabin P. Evolution of high-rise construction in Leningrad-Saint Petersburg in the middle of the 20th-Early 21stcenturies: Projects and Implementation.

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

E3S Web Conf. High-Rise Construction 2017 (HRC 2017). 2018;33:619-630. https://d0i.0rg/l 0.1051/e3sconf/20183301030

7. Kurbatov YuI. The Balance of values of the new architecture of the historical center of St. Petersburg (between the acceptance of the population and the tendency to deny it). Arkhitektura i stroitel'stvo Moskvy. 2004;514-515(2-3):24-30. (In Russ.)

8. Granstrem M, Zolotareva M, Slavina T. High-rise construction in historical cities through the example of Saint Petersburg. E3S Web Conf. High-Rise Construction 2017 (HRC 2017). 2018;33:389-392.

https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301028

9. Lavrov L, Perov F, Eremeeva A, Temnov V. Three centuries of multi-storied St. Petersburg. E3S Web Conf. High-Rise Construction 2017 (HRC 2017). 2018. Vol. 33. P. 400-433. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301003

10. Zavarikhin SP. Modern construction in the historical center of St. Petersburg. Modern problems of history and theory of architecture: Reports of the scientific and practical conference. St. Petersburg: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2015. P. 115-122. (In Russ.)

11. Vasileva EN, Monastyrskaia ME. P.A. Ave-narius's dacha in Tarkhovka: The experience of historical-architectural research. Vestnik of Saint Petersburg University. Arts. 2018;8(1):87-112.

https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2018.106

12. Sementsov S, Akulova N, Kurakina S. High-rise construction in the Saint Petersburg agglomeration in 1703-1950s. E3S Web Conf. High-Rise Construction 2017 (HRC 2017). 2018;33:517-535.

https://doi.org/10.1051/e3sconf/20183301008

13. Sementsov SV. Stages of urban development of St. Petersburg and the typology of General plans for the reconstruction of St. Petersburg of the XVIII-XX centuries. Reconstruc-

tion of St. Petersburg. 2002: International scientific and practical conference Collection of reports H 1. Pp. 93-98. (In Russ.)

14. Kurbatov YuI. Petrograd. Leningrad. Saint Petersburg: architectural and urban planning lessons. SPb.: Iskusstvo-SPb; 2008. 280 p. (In Russ.)

15. Vozniak E, Butyrin A. Classification of historical buildings fagade's details on the basis of order theory. E3S Web Conf. Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics (TPACEE 2018). 2019. Vol. 91. C. 105-128.

https://doi.org/10.1051/e3sconf/20199105016

16. Lavrov L.P., Perov F.V. Appropriate architecture. Capriccio on the vasilyevsky Island Strelka. Vestnik of St Petersburg University. Arts. Series 15. 2016. Issue 4. C. 52-86.

17. Shvidkovsky D. The founding of Peterburg and the history of Russian architecture. Moscow: State Academy of the Fine Arts of Russia; 2005. p. 79-97.

18. Lavrov LP, Molotkova EG. Influence of the land use system on the development of St. Petersburg (on the example of the spit of Va-silievsky island at the beginning of the XIX century). Modern problems of history and theory of architecture: Collection of materials of the all-Russian scientific and practical conference; SPb: Spbgasu, 2018. p. 97-10. (In Russ.)

19. Zavarukhin SP. St.-Petersburg. Architectural stories / St. Petersburg: Spbgasu, 2012. 620 p. (In Russ.)

20. Sementsov S.V. Development of revolutionary avant-garde movement in the architecture of Petrograd - Leningrad according to the rigid town-planning canons of imperial St. Petersburg. Part 1. From Peter the Great to V.I. Lenin. Vestnik of St Petersburg University. Arts. 2017. Vol. 7. Issue 2. P. 249-272. https://doi.org/10.21638/11701/spbu15.2017.20 7

Критерии авторства

Золотарева М.В. провела исследования, подготовила статью к публикации и несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Contribution

Zolotareva M.V. has conducted the studies, prepared the article for publication and bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by the author

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 160 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 152-161 160 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 152-161

Сведения об авторе

Золотарева Милена Владимировна

кандидат архитектуры,

доцент кафедры истории

и теории архитектуры,

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет,

190005, г. Санкт-Петербург,

ул. 2-ая Красноармейская, 4, Россия,

Ие-таИ: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5549-7769

Information about the author

Milena V. Zolotareva,

Cand. of Architecture,

Associate Professor of the Department

of History and Theory of Architecture,

Saint Petersburg State University

of Architecture and Civil Engineering,

4 Vtoraya Krasnoarmeiskaya,

Saint Petersburg 190005, Russia,

He-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5549-7769

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.