Р. Н, Сулейманова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ
НА ЮЖНОМ УРАЛЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА:
ЖЕНСКИЙ ВОПРОС
В статье рассматривается история возникновения и деятельность благотворительных обществ на Южном Урале, в частности в Башкортостане, в начале XX века.
При этом автор особо останавливается на деятельности женских обществ.
Ключевые слова: эмансипация, женские организации, благотворительные общества, мусульманские общества, права, образование женщин, общественая жизнь.
Начало XX столетия было наполнено бурными событиями, ставшими поворотными в судьбе России,—революциями, Первой мировой войной, повлекшими за собой неисчислимые людские потери, нанесшими громадный материальный ущерб экономике страны, с одной стороны, а с другой—вызвавшими небывалый подъем социальной активности населения и зарождение национальных движений и массовых организаций различного толка.
В последнее время наблюдается повышенный интерес к истории благотворительности в России и ее регионах. Обратимся к региональной историографии. Нужно отметить, что, несмотря на появление публикаций1, проведение конференций2, защиту кандидатских диссертаций3, эта большая тема еще не стала предметом специального изучения. Остаются неизученными такие аспекты темы, как вклад предпринимателей в благотворительность и меценатство региона, деятельность мусульманских, благотворительных обществ, женских благотворительных обществ, в том числе мусульманских, и др. в данный период. Это обстоятельство послужило причиной нашего обращения к этой теме.
В общественной жизни России приблизительно в 60-х гг. XIX в. появился женский вопрос, стали возникать женские организации. Вопросы эмансипации женщины ассоциировались в тот период с освобождением страны. Они включали в себя требования предоставления женщинам избирательных прав, а также прав на получение образования и занятие государственных должностей. Но если в европейских государствах в этом случае в качестве первоочередной ставилась задача добиваться предоставления женщинам избирательных прав, то в самодержавной России на первый план выдвигались вопросы женского образования и общественной деятельности.
В регионах страны, в частности в национальных, имелась собственная специфическая особенность понимания этой насущной проблемы. У мусульманских народов важная задача по изменению положения женщин в обществе и семье была возложена на общедемократические национальные движения. Происходила переоценка моральных и культурных традиций. В этот период прогрессивная общественность, феминистки концентрировали свое внимание на проблемах эмансипации, основным* условием которого считали обучение женщин грамоте
и преодоление ряда религиозных положений, задевавших честь и достоинство женщин, таких как многоженство, неравноправность их в имущественных и бракоразводных процессах и др.
Женский вопрос, возникшие представления о новой роли женщин в обществе, отличные от прежних патриархальных, в России приходятся на вторую половину
XIX в. В истории южноуральского региона, в частности в Башкортостане, активное осознание и понимание необходимости изменения взглядов на него происходит в период после Первой российской революции 1905-1907 гг. Именно в это время на передний план общественной жизни края выходят женский вопрос и взаимосвязанные с ним проблемы брака, семьи, воспитания детей, образования и духовной культуры,
В стенографических отчетах I Государственной Думы России получили отражение материалы, касавшиеся женского вопроса в целом, особенно мусульман страны. В них отмечалась активизация женского населения этих народов, усиление их требований предоставить им равные с мужчинами права в обществе и семье. Об одном таком случае писал Н. Н. Остроумов. Он отмечал:«,. .оренбургские мусульманки... выработали для членов мусульманской фракции в Государственной Думе наказ: чтобы они требовали все права для мусульманок, они должны добиться создания закона, который мог бы оградить нас от произвола деспотов-мужей, от гнета и мучений»4.
Возникновение женских организаций в Башкортостане — одном из регионов Южного Урала — в начале XX в. было тесно связано с происходившими в тот период событиями, в частности Первой российской революцией, а также зарождением и подъемом общемусульманского национального движения, из которого затем выделяется и самостоятельно развивается башкирское национальное движение. В крае наметился; перелом, характеризовавшийся стремлением к сближению с европейской культурой и переустройству жизни в соответствии с требованиями нового времени.
В этот переломный период, когда общественность края, как и все мусульманские народы России, была занята обсуждением важных вопросов образования, открытия передовых, реформированных учебных заведений — новометодных мектебов и медресе, более широкого участия населения в политической жизни, появились специальные организации женщин. В' истории Башкортостана они были первыми. Учитывая их историческую значимость (ведь впервые в крае возникли разрешенные властями женские организации), остановимся на их возникновении.
В истории Башкортостана благотворительные общества существовали уже с XVII в. Они оказывали необходимую помощь нуждавшимся в этом различным категориям населения — нищим, бездомным, переступившим законы, а также определенную поддержку в развитии просвещения, культуры и здравоохранения.
о второ половине XIX в. деятельность подобных организаций развернулась особенно широко, сама благотворительность стала приобретать новые формы и виды.
^"Г:ТГВеТВЛеННМ етЬ б0ЛЬШЦ' школ’ >"шлиЩ' мастерских, приютов, п 7П V ® лиотек и т. д. В общей системе благотворительных обществ края - гг. XXX в. появились первые женские организации. В декабре 1873 г. было
открыто благотворительное женское отделение при Уфимском попечительном о бедных Комитете. В его ведении находились приют для престарелых женщин и детей сирот, бесплатные квартиры, Александровская богадельня, фельдшерско-акушерская женская школа и швейная мастерская5.
В начале XX в. активную деятельность развернуло в Уфимской губернии Дамское отделение попечительного о бедных Комитета ведомства Императорского человеколюбивого общества. В уставе так определялась основная цель деятельности: облегчение участи нуждающихся жителей губернии и их семейств, оказание им постоянных или единовременных пособий, определение способов для призрения и воспитания детей и развитие женского труда и содействие к сбыту рукоделий бедных. Его возглавляли женщины из знатных семейств, такие как С. Н. Блохина, О. И. Домбровская, Л. В. Матвеева и др. Среди членов распорядительного комитета были также мусульманские женщины: М.-П. С. Шейхалиева, Ф. М. Алкина, Г. С. Ахтямова, М. И. Султанова, М. Т. Султанова, 3. Ш. Юсупова и др. В отчете отделения за 1911 г. по итогам деятельности отмечалось, что в связи с таким тяжелейшим бедствием, постигшим многие регионы страны, а также и Уфимскую губернию, как голод 1911 г., желая оказать посильную помощь голодающему населению, как это делалось в прошлые голодные годы, с разрешения губернатора, оно открыло в городе для детей, больных, престарелых и бедствующих жителей два питательных пункта: один на 60, другой на 600 человек, где горячая пища и,хлеб отпускались по талонам, свидетельствам священников, мулл и удостоверениям дам-благотворительниц. Кроме этого, отделение свою деятельность направляло на изыскание средств и целесообразное употребление их на нужды благотворения и благоустройство; в частности на призрение беспомощных в благотворительных заведениях и оказание помощи нуждающимся вне этих заведений6. Женщины были представлены также в попечительных советах других благотворительных обществ, действовавших в этот период в губернии. Так, Ф. М. Алкина была товарищем председателя (иначе — заместитель. — Р. С.) общества вспомоществования учащимся частной мужской гимназии, которое возглавлял М Г. Рафес и др.
Общественные организации в России и ее губерниях особенно массово стали возникать в годы Первой российской революции. Она потрясла всю страну, затронула все население, дала мощный толчок вовлечению в общественнополитическую жизнь и борьбу те слои и классы общества и целые народы, которые раньше в ней вообще не участвовали. К таковым можно отнести мусульманские народы страны и женское население. Именно последние стояли у истоков становления и развития женских обществ, в целом женского движения в России и в ее регионах, в частности в Башкортостане. Утвержденные императором в марте 1906 г. «Временные правила об обществах и союзах» установили единые стандарты для организации и регламентации деятельности всех общественных организаций.
Указанные правила вызвали возникновение мусульманских общественных организаций. В России к началу 1912 г. было образовано 87 различных мусульманских обществ, из которых было 5 религиозных, 48 благотворительных, 34 культурно-просветительских7. В Башкирском крае этих обществ было немного.
Так, в Оренбургской губернии насчитывалось около 40 легальных общественных организаций, которые возникли вскоре после обнародования этих правил и участвовали в таких сферах общественной жизни, как просвещение, благотворительность и др.8 Среди них имелись и женские общества. Обратимся к ним, В начале
XX в., когда разворачивались события Русско-японской войны, в Оренбурге в феврале 1904 г. начинает свою деятельность Общество дам Оренбургского купеческого сословия в пользу раненых русских воинов на Дальнем Востоке, Оно принялось за работу по изготовлению вещей для госпиталей и сбору денег. В приюте при женском монастыре был открыт склад заготовленных материалов и вещей, также принимались пожертвования. Заботы по организации общества, заведыванию материальной частью и общее наблюдение за ходом работ взяли на себя И. А. Зарывнова, О. Н. Савинкова, А. Г. и К. Е. Серяковы, 3. С, Богачева, 3. Д. Кузьмина. Изготовленные обществом вещи и принадлежности для солдат и офицеров целым вагоном были отправлены в г. Харбин9.
В той же Оренбургской губернии, в г. Орске осенью 1908 г. создана благотворительная общественная организация — Дамский кружок вспомоществования нуждающимся ученикам городских школ. Учредительницей выступила Прасковья Ипполитовна Милюкова, жена бывшего председателя Орского уездного съезда. Устав общества был разработан еще в марте 1908 г., но зарегистрирован лишь спустя полгода решением Оренбургского губернского по делам об обществах присутствия. Кружок вел активную деятельность по оказанию помощи и поддержки учащимся школ города, особенно выходцам из беднейших слоев населения. Однако в августе 1909 г. по объективным причинам он распался и его деятельность полностью прекратилась10.
Приблизительно в это же время в Оренбурге появилась еще одна общественная организация — Дамское благотворительное общество местного евангелическо-лютеранского прихода. Об этом сообщала местная «Оренбургская газета»11. Отмечалось, что «цель и задачи этого нового благотворительного учреждения настолько симпатичны, что о них и говорить не приходится». Общество имело це~ лью оказывать посильную помощь детям бедных немцев-колонистов губернии, а также предоставлять кров и кормить старых, немощных и одиноких немцев.
В документальных материалах фонда Канцелярии Оренбургского губернатора, хранящихся в Государственном архиве Оренбургской области, был зафиксирован устав Общества трудящихся женщин г. Оренбурга, утвержденный в 1907 г., деятельность которого осуществлялась вплоть до февральских революционных событий 1917 г. Его целью в основном являлось трудоустройство и защита прав и интересов женщин города, занятых неквалифицированным трудом в сфере общественного производства12.
Особое место среди общественных организаций губернии, возникших в начале XX в., безусловно, занимает Оренбургское мусульманское женское общество, устав которого был зарегистрирован в губернском по делам об обществах присутствии в мае 1912 г. Его учредительницами выступили женщины-мусульманкй из влиятельных и богатых семейств: Ф. М. и 3* М. Адамовы, X. М Кутлубулатова, . .Хусайнова,3.М. Рамеева,Ф.М. Ураева, Ф.М. Тенищева,Б.Р. Сулейманова,
* МухамеДйаР°ва ДР-13. В уставе общества была записана основная цель, сто-
явшая перед ним: просвещать женщин мусульманок и оказывать нуждающимся женщинам и детям материальную помощь. Общество могло заниматься издательской деятельностью, открывать библиотеки и школы для девочек, оказывать посильную помощь бедным, устраивать публичные лекции, беседы, литературные вечера, курсы, собрания и др. Председателем общества была Ф. М. Адамова, Деятельность общества выходила далеко за пределы записанных в его уставе цели и задач, что подтверждают годовые отчеты общества. С началом Первой мировой войны оно также стало оказывать помощь раненым воинам и их семьям путем устройства благотворительных вечеров, концертов, сбора средств для госпиталей и др. Правление общества на страницах январского номера газеты «Оренбургское слово» за 1917 г. поместило следующее объявление: «Правление Оренбургского женского мусульманского общества имеет честь уведомить почтеннейшую публику, что будет дан в пользу общества с отчислением 10 % в пользу раненых сеанс в кинематограф люкс и аллегри, в которую войдут 1500 выигрышей».
Нужно сказать, что участие населения, всех общественных организаций Башкирского края, как и всех регионов России, в деле помощи раненым воинам носило патриотический и гуманный характер. Начав с оказания посильной помощи раненым солдатам, их семьям, с участия в ликвидации в госпиталях заразных заболеваний, в снабжении армии вещевым снаряжением, они затем подключились к решению продовольственного вопроса. В выходившей в Оренбургской губернии «Оренбургской газете» была опубликована благодарность Троицкому мусульманскому дамскому кружку Комитета склада Ее Императорского величества Государыни Александры Федоровны за пожертвования в пользу воинов в виде пяти посылок14. Впоследствии их деятельность все более приобретала политическую окраску. В Оренбурге в 1917 г. существовал «Союз женщин», который в преддверии революционных событий развернул бурную деятельность. В целом в Оренбургской губернии в конце XIX — начале XX в. действовало значительное число самодеятельных организаций. По подсчетам исследователей только в Оренбурге за период с 60-х гг. XIX в. до 1917 г. было зарегистрировано в разное время 36 обществ, комитетов и других организаций, имевших целью благотворительную деятельность15.
В Уфимской губернии в 1915 г. возникло благотворительное общество, оказывавшее посильную помощь пострадавшим воинам и их семьям, председателем которого был вице-губернатор А. П. Толстой16.
Женские мусульманские общества появились в Башкортостане в период после революции 1905-1907 гг. В Уфе возникло благотворительное дамское мусульманское общество, устав которого был зарегистрирован в губернском по делах об обществах присутствии 12 декабря 1907 г. по разрешению исполнявшею должность губернатора графа А. П. Толстого17. В первом пункте устава было записано: «Общество называется Уфимское Мусульманское Дамское Общество и действует в пределах Уфимской губернии». В нем также были определены цели, которое общество ставило во главу угла своей деятельности: культурно-просветительные, нравственно-воспитательные и трудовспомогательные. Для этого оно предполагало открыть женские школы разных типов, заботиться об улучшении постановки учебного и воспитательного дела, оказывать материальную поддержку учите-
лям и учащимся, принимать меры по получению внешкольного научного и профессионального образования взрослыми мусульманками, открывать библиотеки и читальни, организовать публичные лекции, для обучения ремеслам и занятиям устраивать мастерские; открывать дома трудолюбия, бороться с растлением нравов всеми легальными мерами, открывать лечебницы, амбулатории, приюты для девочек и др. Учредительницами дамского общества выступили женщины из богатых, влиятельных семейств города и губернии: дворянки Т. Султанова, С. М. и 3. М. Султановы, С. С. Джантюрина, жена генерал-майора М.-П. С. Шей-халиева, потомственная дворянка Ф. М. Басимова, башкирка деревни Кляшевой Г. С.-А. Камалетдинова.
В одном из январских номеров газеты «Маглумат» за 1908 г. сообщалось, что в доме Марьям Тимирбулатовны Султановой по улице Воскресенской, 29 состоялось собрание уфимских женщин18. В приветственном послании Духовного управления мусульман в его адрес говорилось, что создание мусульманскими женщинами такого общества приветствуется и это должно послужить примером для всего мирового сообщества, для мусульман страны и самих женщин. На этом собрании свыше 100 женщин стали членами общества. Образуется правление, председателем которого была единогласно выбрана М. Т. Султанова, помощницей председательницы (заместителем) Зулейха Урманова. Для полного уточнения и завершения организационных вопросов принимается единогласное решение о созыве еще одного собрания женщин, на который избираются 43 делегата. Вскоре в доме М. Т. Султановой проходит намеченное женское собрание, где был выбран председатель общества. Им стала Марьям Тимирбулатовна Султанова. Были выбраны также правление, секретарь и переводчик. Так, впервые не только в истории города и губернии, но и в целом Башкортостана возникло общество женщин мусульманок. Оно явилось первой специальной организацией российских мусульманок. Деятельность дамского общества носила в основном благотворительный характер. Оно открывало библиотеки, школы для девочек, приюты для нуждавшихся и престарелых женщин-мусульманок. В доме М. Т. Султановой вскоре после возникновения был открыт приют для 25 девочек-сирот. В целом в школах, которые содержались на средства общества, в 1908 / 09 учебном году обучалось 623 девочки.
Деятельность возникавших и действовавших в начале XX в. на Южном Урале женских обществ в основном носила благотворительный характер. Их особенностью являлось участие женщин в большинстве из богатых и влиятельных семейств. Все возраставшая и расширявшаяся деятельность этих обществ позволяет по-новому взглянуть на роль и участие женщин в общественной жизни края в переломный период отечественной истории. Население края, как и всего региона, благодаря многонациональному составу, отличалось толерантностью и уважением к национальным традициям и обычаям народов. Подтверждением тому выступает вхождение в составы женских обществ представительниц разных народов и различных конфессий.
В начале XX в. впервые в истории края и в целом России под влиянием событий Первой российской революции 1905-1907 гг. появились специальные организации мусульманских женщин. Поставив перед собой задачи прежде всего жен-56
ского образования, общества сделали немало для их решения, в этом состоит их историческое значение. Организаторы обществ считали, что именно их разрешение является первой ступенью в освобождении женщин и вовлечении их в общественную жизнь. По характеру своей деятельности общества все же были благотворительными и потому особо заметного следа в общественной жизни края того времени они не оставили. Но именно образование, грамотность давали женщинам возможность осознавать свое бесправное положение, понять необходимость его кардинального изменения. И как показали впоследствии политические события в России, неравноправие, неграмотность, тяжелая жизнь толкали их на борьбу за изменение своей жизни и положения в обществе и семье в лучшую сторону.
Примечания
1 См.: Рахгшкулова М. Ф. Оренбургские купцы. Оренбург, 1996 (на тат. яз.); Библиотеки благотворительных и культурно-просветительных обществ Оренбургского края конца XIX — начала XX в. // Оренбургский край: Архив, док. Материалы. Исслед.: Сб. работ. Вып. 2. Оренбург, 2003. С. 91-102; Сулейманова Р. Я Благотворительницы // Башкортостан в XX столетии: Исторические портреты: Сб. науч. ст. Вып. II. Уфа, 2007. С. 85-101.
2 См.: Мокроносова О. М. Благотворительность на Южном Урале в XIX — начале XX в.: этапы становления // Милосердие и благотворительность в российской провинции. Екатеринбург, 2006. С. 19-20; Апкаргшова Е. Ю, Религиозные и национальные благотворительные общества в городах Среднего Урала в начале XX в. // Национальные культуры Урала: самобытность, история и перспективы взаимодействия: Материалы регион. науч,-практ, конф. Екатеринбург, 2005. С. 24-39.
3 См.: Власова А. В. Благотворительность на Урале во второй половине XIX—начале XX в.: Автореф. дис.... канд. ист. наук. Челябинск, 2004; Вакирова А. М. Татарское просвещение в Оренбургской губернии в конце XIX — первой четверти XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2005 и др.
4 Остроумов Н. Я Современное правовое положение мусульманской женщины. Казань, 1911. С.З.
5 Устав Дамского отделения Уфимского Попечительного о бедных Комитета. Уфа, 1893.
6 Отчет женского Благотворительного отделения Уфимского Попечительного о бедных Комитета ведомства Императорского Человеколюбивого общества за 1911 г. Уфа, 1912. С. б, 7.
7 Рыбаков С. Статистика мусульман России // Мир ислама. 1913. Вып. XI. С. 763.
8 Оренбургский край... С. 91.
9 Отчет о деятельности Общества дам Оренбургского купеческого сословия в пользу раненых русских воинов на Дальнем Востоке. Оренбург, 1904, С,. 1,2,12.
10 ГАОО. Ф. 10. Оп. 2. Д. 200. Л. 3.
11 Оренбургская газета. 1908.21 нояб,
12 ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 435. Л. 1-3.
13 Там же. Ф. 11. Оп. 1. Д. 340. Л. 1,4.
14 Оренбургская газета. 1915.20 мая.
15 Мокроносова О, М. Указ. соч. С.20.
16 Адрес-календарь Уфимской губернии на 1915 год. Уфа, 1915. С. 73.
17 Устав Уфимского мусульманского дамского общества. Уфа, 1913.
18 Маглумат. 1908. № 2. С. 28. ' ■