Международные отношения
Правильная ссылка на статью:
Чан З.Т., Ионов Е.М. — Деятельность АСЕАН и Вьетнама, в частности, по борьбе с терроризмом // Международные отношения. - 2023. - № 1. DOI: 10.7256/2454-0641.2023.1.39746 EDN: EJKPBS URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=39746
Деятельность АСЕАН и Вьетнама, в частности, по борьбе с терроризмом
Чан Зуй Тхань
ORCID: 0000-0002-2203-2957 кандидат исторических наук
аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, Российский Университет Дружбы
117198, Россия, г. Москва, уп. М^кпунэ-Макпая, 6 И [email protected]
Ионов Егор Максимович
кандидат исторических наук
студент, кафедра теории и истории международных отношений, Российский УниверситетДружбы
117198, Россия, г. Москва, уп. М^кпуоо-Макпая, 6 И [email protected]
Статья из рубрики "ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39746
EDN:
EJKPBS
Дата направления статьи в редакцию:
07-02-2023
Дата публикации:
12-03-2023
Аннотация: Данное исследование посвящено изучению роли Вьетнама в борьбе с терроризмом. Объектом исследования является деятельность Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и её члена (Вьетнама) в области борьбы с терроризмом, радикализмом и экстремизмом. Авторы подробно рассматривают нормативно-правовую базу деятельности АСЕАН в борьбе с терроризмом: конвенцию АСЕАН по борьбе с терроризмом, всеобъемлющий план действий АСЕАН по борьбе с терроризмом, план
действий АСЕАН по предотвращению и противодействию росту радикализма и насильственного экстремизма (POA PCVE). Более того, пристальное внимание уделяется деятельности специализированных органов: министерские совещания АСЕАН по транснациональной преступности (AMMTC), совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности (SOMTC), региональный форум АСЕАН (ARF), межсессионное совещание по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (ISM on CTTC). Основными выводами проведенного исследования являются установление активной деятельности Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в области противодействия терроризму, определение роли Вьетнама в борьбе с терроризмом, радикализмом и экстремизмом, анализ сотрудничества Вьетнама с различными международными организациями по вопросам противодействия терроризму, определение дальнейших необходимых действий Вьетнама, направленных на совершенствование борьбы с терроризмом. Актуальность исследования обусловлена возросшим уровнем террористической опасности в мире и в регионе Юго-Восточной Азии в частности. Данное исследование базируется на теории политического реализма, рассматривающей международные отношения в качестве вечного противостояния государств, защищающих свои национальные интересы. В процессе изучения данной проблемы авторы применяют институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы.
Ключевые слова:
АСЕАН, Терроризм, Вьетнам, Конвенция, Сотрудничество, ООН, SOMTC, AMMTC, ARF, ISM on CTTC
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена широким распространением террористической угрозы по всему миру и в странах Юго-Восточной Азии, в частности. Как негативное социально-политическое явление, терроризм становится серьезным дестабилизирующим фактором, оказывающим деструктивное воздействие практически на все сферы жизнедеятельности общества. Очевидна степень влияния существующих террористических организаций в мире, которая возрастает из года в год. Более того, становится всё более актуальной следующая тенденция современного терроризма: расширение е г о социальной базы, вовлечение в политическую экстремистскую деятельность значительной части населения (особенно среди молодежи), что сопряжено с активизацией террористических проявлений, расширением возможностей для создания более обширной инфраструктуры террористических организаций, возникновением дополнительных трудностей дл я выявления и пресечения террористических акций, деятельности и х исполнителей и организаторов. Террористами все активнее используется Интернет для возбуждения экстремистских настроений в обществе и проведения вербовочной работы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2002 г. по 2022 г. Нижняя граница исследования обусловлена созданием в рамках регионального форума АСЕАН (ASEAN regional forum - ARF) межсессионного совещания по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (inter-sessional meeting on counter-terrorism and transnational crime - ISM on CTTC). Верхняя граница исследования охватывает 2022 г., когда был создан учебный центр по борьбе с терроризмом при Министерстве общественной безопасности Вьетнама. Выбранный период является весьма
продолжительным и насыщенным причинно-следственными связями и событиями, позволяющими проследить деятельность АСЕАН и Вьетнама, в частности, по противодействию терроризму.
Объектом исследованияявляетсяборьба с терроризмом.
Предметом исследованияявляется деятельность АСЕАН и Вьетнама, в частности, по противодействию терроризму.
Целями исследования являются установление конкретных шагов со стороны АСЕАН и Вьетнама, в частности, в области противоборства терроризму, оценка эффективности ранее указанных шагов.
Для достижения данных целей необходимо было решить следующие основные задачи:
1. Рассмотреть причины возникновения терроризма на территории государств АСЕАН;
2. Проанализировать конвенцию АСЕАН о борьбе с терроризмом;
3 . Изучить план действий АСЕАН по предотвращению и противодействию росту радикализации и насильственного экстремизма;
4 . Рассмотреть Балийский рабочий план, принятый на 13-м министерском совещании АСЕАН в 2019 г.;
5. Выявить актуальную террористическую активность в государствах АСЕАН;
6. Составить список необходимых действий для государств АСЕАН с целью искоренения терроризма.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы. Данное исследование базируется на теории политического реализма, рассматривающей международные отношения в качестве вечного противостояния государств, защищающих свои национальные интересы.
Источниковая база исследования. Представленная работа основана на следующих видах источников: публицистические, делопроизводственные и статистические.
К публицистическим источникам относятся статья Организации Объединенных Наций на тему иностранных боевиков-террористов, статья на сайте новостного агентства «Ханой сегодня», освещающая стремления Вьетнама осуществлять Глобальную контртеррористическую стратегию ООН.
К делопроизводственным источникам относятся Конвенция АСЕАН по борьбе с терроризмом, Senior Officials Meeting on Transnational Crime (SOMTC) - совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности, international law on terrorism and legal perfection in Vietnam - международное право по терроризму и правовое совершенствование во Вьетнаме.
К статистическим источникам относятся отчеты Global Terrorism Index о количестве терактов в странах Юго-Восточной Азии, об общем уровне террористической опасности в регионе и каждой стране в разные годы.
Степень изученности выбранной темы зависит в первую очередь от источниковой базы и литературы. Как отечественные, так и зарубежные авторы глубоко изучили данную
проблему.
Проблема эволюции террористической угрозы в странах Юго-Восточной Азии раскрыта в работе Chalk P., Rabasa A., Rosenau W., Piggott L.
Проблема региональной безопасности раскрыта в работах Рогожиной Н.Г., Chanto S.D. и Rüland J.
Научная новизна данного исследования заключается в объединении доступной информации о деятельности АСЕАН и Вьетнама, в частности, в области борьбы с терроризмом. Данная работа позволяет в комплексе ознакомиться с предпосылками роста террористической угрозы в регионе Юго-Восточной Азии, методами, используемыми АСЕАН и Вьетнамом, в частности, против роста терроризма, конкретными рекомендациями, направленными на уменьшение террористической опасности.
Контртеррористическая деятельность АСЕАН
Терроризм представляет собой величайшую угрозу для всех стран и народов мира, а также является препятствием на пути прогресса и развития. Растущая тенденция неизбирательной террористической деятельности против ни в чем не повинных людей независимо от национальности, расы, гражданства и вероисповедания стала предметом большой озабоченности всех стран мира. С точки зрения закона терроризм является уголовным преступлением, с которым нужно вести борьбу с целью создания здорового, мирно г о и про г ре сс ив но г о о бще с тв а .
События, связанные с терроризмом на международном уровне, оказали влияние и на Юго-Восточную Азию. Нападение на США в 2001 году стало стимулом для увеличения и усиления террористических группировок по всему миру. Такие проблемы, как политическая и экономическая нестабильность, слабое правительство и система безопасности, существование экстремистских групп, местных повстанцев и боевиков, проблемы единства и этнические столкновения, а также внешние факторы рассматриваются как серьезные источники проблем для системы обороны стран региона.
Проблема терроризма усложняется и создает все большие угрозы для государств, входящих в АСЕАН. Развитие Интернета и социальных сетей привело к расширению сети глобальных и региональных групп, а также к новым моделям радикализации. Появление террористов-одиночек и региональных групп, которые присягнули на верность ДАИШ/ИГИЛ -Исламскому государству Ирака и Леванта (Запрещенная в РФ организация), а также возвращение иностранных боевиков-террористов (ИБТ)-Ш-остаются основными проблемами для АСЕАН ^^
Одним из ключевых шагов АСЕАН по борьбе с терроризмом является принятие и
осуществление конвенции АСЕАН о борьбе с терроризмом-^ и всеобъемлющего плана
действий АСЕАН по противодействию терроризму-^. Конвенция обеспечивает основу для регионального сотрудничества в области противодействия, предотвращения и подавления терроризма во всех его формах и проявлениях и углубления сотрудничества между правоохранительными органами и соответствующими органами власти государств в контртеррористической деятельности.
Области сотрудничества в рамках конвенции могут, в соответствии с внутренним законодательством соответствующей страны, включать надлежащие меры, с целью:
1. Предпринятия необходимых шагов для предотвращения совершения террористических
актов, в том числе путем своевременного информирования других государств-членов ассоциации;
2 . Недопущения использования территорий государств-членов со стороны тех, кто финансирует, планирует, содействует или совершает террористические акты против других государств и/или гражданских лиц другой страны;
3. Предотвращения и пресечения финансирования террористических актов;
4. Предотвращения передвижения террористов или террористических групп посредством эффективного пограничного контроля и контроля за выдачей удостоверений личности и проездных документов, а также посредством мер по предотвращению подделки или мошеннического использования удостоверений личности и проездных документов;
5 . Содействия развитию совместного потенциала по борьбе с терроризмом путем проведения тренингов и региональных совещаний;
6 . Повышения осведомленности общественности о терроризме и роли ее участия в борьбе с терроризмом, а также укрепления межконфессионального и внутриконфессионального диалога;
7. Укрепления трансграничного сотрудничества;
8 . Расширения обмена разведывательными данными и совместного использования информации;
9. Укрепления существующего сотрудничества в области разработки региональных баз данных в рамках компетенции соответствующих органов АСЕАН;
1 0 . Укрепления потенциала и готовности к борьбе с химическим, биологическим, радиологическим, ядерным терроризмом, кибертерроризмом и любыми новыми формами терроризма;
11. Проведения исследований и разработки мер противодействия терроризму;
1 2 . Поощрения использования средств видеоконференцсвязи для судебных разбирательств, где это уместно;
1 3 . Обеспечения неотвратимости наказания лиц, принимающих участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в поддержке террористических актов.
Государства-члены ассоциации сотрудничают в области устранения коренных причин терроризма и условий, способствующих его распространению, с целью предотвращения совершения террористических актов и распространения террористических ячеек. Ранее указанная конвенция была подписана Вьетнамом 13 января 2007 г., ратифицирована -25 февраля 2011 г.
В 2018 году 12-е Министерское совещание АСЕАН по транснациональной преступности (АММТС) приняло план действий АСЕАН по предотвращению и противодействию росту радикализации и насильственного экстремизма (РОА РСУЕ) на 2018-2025 гг. Данный план направлен на укрепление сотрудничества государств-членов АСЕАН в четырех приоритетных областях:
1. Предотвращение роста радикализма и насильственного экстремизма;
2. Противодействие радикализации и содействие дерадикализации;
3 . Обеспечение соблюдения законов и укрепление национального законодательства, связанного с противодействием радикализму и насильственному экстремизму;
4. Партнерство и региональное сотрудничество.
В 2019 г. на 13-м министерском совещании АСЕАН был принят план работы POA PCVE 2019-2025, также известный как Балийский рабочий план, за работу которого отвечает совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности (Senior Officials Meeting on Transnational Crime - SOMTC). Целью данного плана является всеобъемлющее и целостное политическое руководство для 19 секторальных органов/образований АСЕАН, отвечающих за политику ассоциации в области борьбы с
радикализмом и насильственным экстремизмом в регионе ^^
Сотрудничество в борьбе с терроризмом упоминается в программе работы SOMTC по осуществлению ранее указанного плана POA PCVE. Основное внимание в программе работы уделяется обмену информацией и передовой практикой, в том числе дерадикализации; реабилитации и перевоспитанию террористов и воинствующих экстремистов; научным исследованиям; повышению осведомленности общественности и противодействию терроризму; содействию совместной оперативной деятельности, в том числе с соответствующими секторальными органами АСЕАН; деятельности по наращиванию потенциала сотрудников правоохранительных органов и системы уголовного правосудия, а также учреждений, занимающихся борьбой с финансированием терроризма; развитию сотрудничества с внешними партнерами.
В оборонном секторе основное внимание в рамках сотрудничества уделяется борьбе с химическим, биологическим и радиологическим терроризмом; морским терроризмом; и терроризмом в городах. Этому сотрудничеству способствует обмен информацией и мероприятия, такие, как семинары и совместные учения по наращиванию совместного поте нциа ла в б о рьбе с те р р о р из мо м.
В рамках регионального форума АСЕАН (ASEAN regional forum - ARF) вопрос о борьбе с терроризмом обсуждается на межсессионном совещании по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (inter-sessional meeting on counter-terrorism and
transnational crime - ISM on CTTC)-6!. Созданная в 2002 году, ISM on CTTC преследует следующие цели:
1 . Формулирование общей политики по борьбе с терроризмом и связанными с ним транснациональными преступлениями для национального и совместного осуществления участниками ARF;
2 . Оценка состояния контртеррористических действий и сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью в регионе с целью определения приоритетных областей для рассмотрения и разработки политики.
Также АММТС была принята Манильская декларация по противодействию росту радикализма и насильственного экстремизма, провозглашающая:
1 . Продолжение обмена информацией и передовым опытом между членами АСЕАН по противодействию и предотвращению радикализма и экстремизма;
2. Продолжение оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, связанным с ростом радикализации и насильственного экстремизма, и выдаче самих террористов в
соответствии с внутренними законами государств-членов АСЕАН;
3 . Разработку комплексного, основанного на фактических данных подхода в области устранения угроз роста радикализма и насильственного экстремизма;
4 . Укрепление существующих механизмов борьбы с терроризмом, радикализмом и насильственным экстремизмом, в том числе путем проведения регулярного регионального диалога, например, через координацию соответствующих правоохранительных органов для обмена анализами, факторами, первопричинами и оценкой рисков в целях укрепления национальной и региональной политики по борьбе с терроризмом;
5 . Расширение сотрудничества с партнерами по диалогу АСЕАН, соответствующими международными организациями и другими заинтересованными сторонами посредством обмена опытом, извлеченными уроками и передовой практикой в борьбе с радикализмом и насильственным экстремизмом.
С 2014 года АСЕАН также стремится реагировать на региональные угрозы, создаваемые боевиками, ранее привлекаемыми из числа своих граждан с целью участия в конфликтах в Ираке и Сирии, вернувшимся на родину^^
Решения АСЕАН, за исключением Конвенции 2007 года, носят рекомендательный характер и являются необязательными к исполнению, однако они играют весомую роль в региональной и международной контртеррористической деятельности, направленной на достижение глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод, что контртеррористическая деятельность АСЕАН является достаточно продуктивной: были приняты конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом (2007 г.), всеобъемлющий план действий АСЕАН по противодействию терроризму (2017 г.), план действий и план работы АСЕАН «Предотвращение и противодействие росту радикализации и насильственного экстремизма» (2018-2025 гг.). Однако противодействие терроризму со стороны АСЕАН
является не столь эффективным: согласно Global Terrorism Index Score I8 самые экономически и политически сильные государства ассоциации по-прежнему остаются уязвимыми террористическим атакам. Например, Филиппины занимают 16 место в рейтинге «The impact of terrorism», Таиланд - 22, Индонезия - 24, Малайзия - 63, а Вьетнам - 85.
Более того, основываясь на данных ранее указанного ресурса, можно увидеть и количество террористических актов в странах ассоциации: Филиппины - 62, Индонезия -16, Таиланд - 14.
Контртеррористическая деятельность Вьетнама
Вьетнам прилагает усилия для реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН и международных обязательств в борьбе с терроризмом, подчеркнув, что он также тесно сотрудничает с международными организациями и другими странами. Вьетнам присоединился к 15 глобальным конвенциям и многим региональным и двусторонним
соглашениям о борьбе с терроризмом и транснациональными преступлениями -19!.
Вьетнам также подписал двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции с более чем 40 странами, стал участником конвенции
против транснациональной организованной преступности и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми.
Вьетнам придает важное значение национальным обязательствам по резолюциям Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом, включает положения по этому вопросу во многие соответствующие правовые документы и постоянно совершенствует потенциал правоохранительных органов, в том числе путем создания в феврале 2022 года учебного центра по борьбе с терроризмом при Министерстве общественной безопасности.
В 2013 г. Вьетнам принял закон о борьбе с терроризмом, устанавливающий правовую базу для более эффективной борьбы с терроризмом во Вьетнаме и содействия международному сотрудничеству с этой целью ¿А0!.
На региональном уровне Вьетнам и другие государства-члены АСЕАН продолжают предпринимать коллективные усилия как на национальном, так и на региональном уровнях для борьбы с международным терроризмом.
В качестве члена Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Вьетнам объединяет усилия с другими членами АСЕАН в осуществлении Конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом и всеобъемлющего плана действий по противодействию терроризму. Вьетнам тесно сотрудничает с членами АСЕАН в рамках различных региональных механизмов, таких как совещание старших должностных лиц АСЕАН по транснациональной преступности ^ОМТС), совещание министров АСЕАН по транснациональной преступности (АММТС) и региональный форум АСЕАН (ARF) для обсуждения и сотрудничества по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом, насилием и экстремизмом.
Вьетнам также активно участвует в проектах семинарах, инициированных в рамках экономическое сотрудничество), АСЕМ (Asia АСЕАН-Россия и т.д.
сотрудничества в борьбе с терроризмом и АСЕАН, АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское -Europe Meeting), Диалогах АСЕАН-Япония,
Терроризм во всех его формах и проявлениях сегодня по-прежнему представляет собой одну из самых серьезных угроз для международного сообщества. Мир продолжает страдать от чудовищных террористических актов, проводимых с использованием все более изощренной тактики.
Вьетнам разделяет серьезную озабоченность международного сообщества в вопросе борьбы с терроризмом и занимает бескомпромиссную позицию по отношению к терроризму. Учитывая сложный характер и непредсказуемую траекторию международного терроризма, Вьетнам подчеркивает настоятельную необходимость согласованного и объединенного подхода к эффективной борьбе с терроризмом как на региональном, так и на международном уровнях.
Вьетнам, проводя свою политику, направленную на искоренение терроризма, к сожалению, заметных успехов не достиг: согласно Global Terrorism Index Score в 2011 г. Вьетнам занимал 116 место в рейтинге «The impact of terrorism», так как в государстве в 2011 г. не произошло ни одного теракта ^i11. В 2016 г. Вьетнам занимал 130 место также с 0 терактов li^l. В 2019 г. Вьетнам поднялся в рейтинге «Влияние терроризма» на 97 место --131, и в 2022 г. Вьетнам поднялся на 85 место.
Как можно видеть, несмотря на продуктивную деятельность правительства Вьетнама в области противодействия терроризму, опасность терактов всё еще остается, более того,
Вьетнам с годами постепенно поднимается в рейтинге «влияния терроризма», что характеризует политику Вьетнама в области противодействия терроризму как недостаточно эффективную.
Заключение
Государствам и международному сообществу следует развивать сотрудничество на глобальном и региональном уровнях. В этой связи борьба с терроризмом должна вестись в соответствии с целями и принципами Устава ООН и международного права. В то же время крайне важно заниматься всеми вопросами, связанными с устранением коренных причин международного терроризма, включая политическое, экономическое и социальное неравенство и несправедливость во всем мире.
Деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Вьетнама, в частности, в области противодействия терроризму можно считать достаточно продуктивной: были приняты конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом (2007 г.), всеобъемлющий план действий АСЕАН по противодействию терроризму (2017 г.), план действий и план работы АСЕАН «Предотвращение и противодействие росту радикализации и насильственного экстремизма» (2018-2025 гг.). В качестве члена АСЕАН, Вьетнам объединяет усилия с другими членами ассоциации в осуществлении Конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом и Всеобъемлющего плана действий по противодействию терроризму. Вьетнам тесно сотрудничает с государствами-членами в рамках различных региональных механизмов, таких как совещание старших должностных лиц АСЕАН по транснациональной преступности ^ОМТС), совещание министров АСЕАН по транснациональной преступности (АММТС) и региональный форум АСЕАН (ARF) для обсуждения и сотрудничества по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом, насилием и экстремизмом.
Однако, данная продуктивность контртеррористической деятельности АСЕАН и Вьетнама, в частности, слабо сказывается на её эффективности: террористическая опасность в регионе остается на достаточно высоком уровне: самые развитые государства региона по-прежнему остаются в опасности террористических актов, происходящих с завидной регулярностью.
По причине сохраняющейся террористический опасности в регионе государствам-членам ассоциации необходимо:
1 . Осуществлять планомерное наблюдение за террористической активностью в регионе для обеспечения разработки целенаправленных и основанных на фактических данных мероприятий по противодействию;
2 . Осуществлять разработку, изменение и реализацию законотворчества, политики и стратегии борьбы с терроризмом и его финансированием в соответствии с международными стандартами и передовой практикой;
3 . Наращивать потенциал правительственных учреждений и неправительственных субъектов для реагирования на случаи терроризма и финансирования терроризма в соответствии с принципами прав человека и стандартами, основанными на верховенстве права;
4. Укреплять механизмы регионального и международного сотрудничества. Библиография
1 Иностранные боевики-террористы // ООН [Электронный ресурс] // URL:
https ://www.un.org/counterterrorism/ru/foreign-terrorist-fighters (дата обращения : 25.01.2023)
2. Chalk P., Rabasa A., Rosenau W., Piggott L. The Evolving Terrorist Threat to Southeast Asia. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2009.
3. Конвенция АСЕАН по борьбе с терроризмом // UNDOC [Электронный ресурс] // URL: https ://sherloc.unodc.org/cld/ru/treaties/status/association_of_southeast_asian_nation s/asean_convention_on_counter_terrorism.html (дата обращения: 25.01.2023)
4. Рогожина Н.Г. АСЕАН - региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2019. № 1 (1)42)). С. 76-83.
5. Senior Officials Meeting on Transnational Crime (SOMTC) // ASEAN [Электронный ресурс] // URL: https://asean.org/senior-officials-meeting-on-transnational-crime-somtc/ (дата обращения: 25.01.2023)
6. Chanto S.D. The ASEAN Regional Forum - The Emergence of 'Soft Security' : Improving the Functionality of the ASEAN Security // Dialogue + Cooperation. 2004. № 3. С. 4147.
7. Ruland J. The Nature of Southeast Asian Security Challenges // Security Dialogue. 2005. № 4 (36). С. 545-563.
8. Global Terrorism Index 2022 // Institute for Economics & Peace [Электронный ресурс] // URL: https://www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2022/03/GTI-2022-web-04112022.pdf (дата обращения: 09.02.2023)
9. Вьетнам стремится реализовать Глобальную контртеррористическую стратегию Организации Объединенных Наций // Ханой сегодня [Электронный ресурс] // URL: http://hanoimoi.com.vn/tin-tuc/Doi-ngoai/1043779/viet-nam-no-luc-thuc-hien-chien-luoc-chong-khung-bo-toan-cau-cua-lien-hop-quoc (дата обращения: 25.01.2023)
10. Международное право по терроризму и правовое совершенствование во Вьетнаме // Департамент по правовым вопросам - Министерство общественной безопасности Вьетнама // URL:
https://iadllaw.org/files/Pham%20Thi%20Chung%20Thuy%20INTERNATI0NAL%20LAW %200N%20TERR0RISM%20AND%20LEGAL%20PERFECTI0N%20IN%20VIETNAM.pdf (дата обращения: 25.01.2023)
11. Global Terrorism Index 2012 // Institute for Economics & Peace [Электронный ресурс] // URL: https://reliefweb.int/report/world/2012-global-terrorism-index-capturing-impact-terrorism-2002-2011 (дата обращения: 28.02.2023)
12. Global Terrorism Index 2016 // Institute for Economics & Peace [Электронный ресурс] // URL: https://reliefweb.int/report/world/global-terrorism-index-2016 (дата обращения: 28.02.2023)
13. Global Terrorism Index 2019 // Institute for Economics & Peace [Электронный ресурс] // URL:
https ://edisciplinas.usp.br/pluginfile.php/5818180/mod_resource/content/1/Global%20 Terrorism%20Index.pdf (дата обращения: 28.02.2023)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не
раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом рецензируемого исследования выступает деятельность Вьетнама и других
стран АСЕАН в сфере борьбы с терроризмом. Учитывая сохраняющийся высокий уровень террористической угрозы в мире, актуальность статьи трудно переоценить. К сожалению, автор не дал себе труда продумать теоретико-методологические основания своего исследования, что не могло не сказаться на качестве полученных результатов. Из контекста можно понять, что кроме общенаучных аналитических методов применялись исторических и институциональный подход (при анализе конкретных институций, регулирующих взаимодействие стран АСЕАН в сфере противодействия терроризму), а также критический концептуальный и контент-анализ официальных нормативных документов и деклараций. Однако отсутствие цели исследования, чёткого понимания научной проблемы, которая решалась в процессе исследования, а также методологической базы, привели к проблематичности новизны полученных результатов. Несмотря на достаточно богатый фактический материал, привлечённый автором для исследования, выводы, которые он сделал в результате, выглядят либо банальными либо бездоказательными. К первой группе можно отнести следующие выводы:
- «Вьетнам принимает активное участие в борьбе с терроризмом»;
- «Вьетнам объединяет усилия с другими членами ассоциации... в противодействии терроризму»;
- «Вьетнам тесно сотрудничает с государствами-членами в рамках различных региональных механизмов».
По прочтении этих заключений невольно задаёшься вопросом, стоило ли «городить огород» ради столь самоочевидных выводов? Некоторая новизна чувствуется в рекомендациях, которые автор рецензируемой работы сформулировал (для кого? - рец.) в заключении. Однако на чём основаны эти рекомендации, совершенно неясно. Обнаружить основания для формулирования указанных рекомендаций в проведённом анализе не удалось. Автору следует в заключительной части статьи больше внимания уделить репрезентации полученных им результатов с акцентом на их научной новизне, а в содержательной части статьи прописать те предпосылки, которые позволили ему сформулировать рекомендации по совершенствованию борьбы с терроризмом, а также указать адресата этих рекомендаций. Отсутствие теоретико-методологической рефлексии сказалось также и на структуре статьи. Кроме традиционных «Введения» и «Заключения» в тексте выделен только один раздел «Деятельность АСЕАН и Вьетнама в области борьбы с терроризмом». Сам факт выделения единственного раздела вызывает вопросы о его целесообразности. Тем более, если этот единственный раздел фактически повторяет название статьи. Если бы автор продумал научную проблему, а также методологические средства её решения, то у него не возникло бы проблем в формировании структурной логики работы: она просто отражала бы основные аспекты проведённого исследования. В стилистическом плане рецензируемая работа производит положительное впечатление. В тексте встречается некоторое незначительное количество опечаток (например, предложение, начинающееся не с заглавной буквы: «конвенция обеспечивает основу для регионального сотрудничества в области противодействия.»; и др.), а также стилистических (например, с трудом поддающаяся пониманию громоздкая конструкция: «. В том числе предоставления раннего предупреждения другим государствам-членам посредством обмена информацией»; и др.) погрешностей. Но в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем научном языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 9 наименований, в том числе источники на иностранных языках. Но в отсутствие описания исследуемой научной проблемы судить о репрезентативности библиографического списка не представляется возможным. Апелляция к оппонентам: она отсутствует по причине отсутствия теоретико-методологической рефлексии. ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенная к рецензированию статья на данном этапе её подготовки
может быть квалифицирована к работа, лишь частично соответствующая требованиям, предъявляемым к научным работам. Текст вместо проблемно-научного выполнен в информативно-энциклопедическом стиле. В целом, выбранная автором тема может представлять интерес для политологов, социологов, конфликтологов, специалистов в области государственного управления, мировой политики и международных отношений, а также для студентов перечисленных специальностей. Собранный автором добротный эмпирический материал, а также сделанные выводы, соответствуют тематике журнала «Международные отношения». Однако статья нуждается в доработке:
- сформулировать научную проблему, которой посвящено исследование, а также его цель и задачи;
- провести анализ существующих подходов к решению проблемы и обосновать собственный теоретико-методологический выбор;
- продумать структуру статьи, так, чтобы она отражала основные аспекты проведённого исследования;
- полученные результаты изложить в заключении с акцентом на их научной новизне. После устранения высказанных замечаний статью можно будет рекомендовать к публикации.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. на статью
Роль Вьетнама в борьбе с терроризмом
Название отчасти соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи условно просматривается научная проблема, на решение которой на пра в ле но ис с ле до в а ние а в то р а .
Рецензируемая статья представляет относительный научный интерес. Автор отчасти разъяснил выбор темы исследования и отчасти обосновал её актуальность. В статье некорректно сформулирована цель исследования («В этой связи особую значимость приобретает исследование деятельности АСЕАН и Вьетнама как его члена по противодействию терроризму, что и является целью исследования»), не указаны объект и предмет исследования. Автор перечислил методы, использованные им. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи. При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования. Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор хронологических и географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор стремился грамотно использовать источники, выдержать научный стиль изложения, грамотно использовать методы научного познания, соблюсти принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. В качестве вступления автор сообщил, что «терроризм представляет собой величайшую
угрозу для всех стран» т.д., указал на некоторые «тенденции современного терроризма», а также на некоторые «источники проблем для системы обороны стран» Юго-Восточной Азии. Автор резюмировал, что «проблема терроризма усложняется и создает все большие угрозы для государств, входящих в АСЕАН» т.д.
В первом разделе основной части статьи («Деятельность АСЕАН в области борьбы с терроризмом») автор сообщил, что «одним из ключевых шагов АСЕАН по борьбе с терроризмом является принятие и осуществление конвенции АСЕАН о борьбе с терроризмом и всеобъемлющего плана действий АСЕАН по противодействию терроризму» т.д. Автор перечислил цели сотрудничества «в рамках конвенции» и заявил, что «государства-члены ассоциации сотрудничают в области устранения коренных причин терроризма и условий, способствующих его распространению, с целью предотвращения совершения террористических актов и распространения террористических ячеек» т.д.
Автор назвал 4 «приоритетных области», в которых в соответствии с «планом действий АСЕАН по предотвращению и противодействию росту радикализации и насильственного экстремизма» происходит «укрепление сотрудничества государств-членов АСЕАН», затем сообщил, что в 2019 г. дополнительно принят «Балийский рабочий план, за работу которого отвечает совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности» т.д. («Целью данного плана является всеобъемлющее и целостное политическое руководство для 19 секторальных органов/образований АСЕАН»), описал содержание «программы работы SOMTC по осуществлению ранее указанного плана РОА РСУЕ».
Далее автор сообщил, что «в рамках регионального форума АСЕАН вопрос о борьбе с терроризмом обсуждается на межсессионном совещании по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью», перечислил цели данного совещания, кратко описал содержание «Манильской декларации по противодействию росту радикализма и на с ильс тв е нно г о экстре миз ма ».
Автор резюмировал, что «решения АСЕАН, за исключением Конвенции 2007 года, носят рекомендательный характер и являются необязательными к исполнению, однако они играют весомую роль в региональной и международной контртеррористической деятельности» т.д.
Какую именно исследовательскую задачу автор стремился реализовать в данном разделе, осталось неясно. О Вьетнаме автор в первом разделе основной части статьи упомянул однажды: «Ранее указанная конвенция была подписана Вьетнамом 13 января 2007 г.».
Во втором разделе основной части статьи («Деятельность Вьетнама в области борьбы с терроризмом») автор сообщил, что «Вьетнам прилагает усилия для реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН и международных обязательств в борьбе с терроризмом» т.д., что «Вьетнам также подписал двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции с более чем 40 странами» т.д., и что «Вьетнам придает важное значение национальным обязательствам по ре з олюция м С о в е та Б е з о па снос ти О О Н по бо р ьбе с те ррориз мо м, в ключа е т положения по этому вопросу во многие соответствующие правовые документы» и т.д. Далее автор пояснил, что «в качестве члена Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Вьетнам объединяет усилия с другими членами АСЕАН в осуществлении Конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом и всеобъемлющего плана действий по противодействию терроризму» т.д., «активно участвует в проектах сотрудничества в борьбе с терроризмом и семинарах, инициированных в рамках АСЕАН» т.д.
Автор неожиданно заявил, что «в последние годы мир добился реального прогресса в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом», «однако терроризм во всех
его формах и проявлениях сегодня по-прежнему представляет собой одну из самых серьезных угроз для международного сообщества» т.д., и что «Вьетнам разделяет серьезную озабоченность международного сообщества в вопросе борьбы с терроризмом и занимает бескомпромиссную позицию по отношению к терроризму» т.д. В статье встречаются незначительные описки, как-то: «2011 г..», «2018-2025 гг.» и др. Выводы автора носят обобщающий характер.
Выводы не позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования.
В заключительных абзацах статьи автор неожиданно сообщил, что «крайне важно заниматься всеми вопросами, связанными с устранением коренных причин международного терроризма, включая политическое, экономическое и социальное неравенство и несправедливость во всем мире», затем о том, что «деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Вьетнама, в частности, в области противодействия терроризму можно считать достаточно продуктивной», потому что «были приняты конвенция АСЕАН о борьбе с терроризмом (2007 г.), всеобъемлющий план действий АСЕАН по противодействию терроризму (2017 г.), план действий и план работы АСЕАН «Предотвращение и противодействие росту радикализации и насильственного экстремизма» (2018-2025 гг.)».
Автор перечислил «региональные механизмы», в которых Вьетнам «тесно сотрудничает» с государствами-членами АСЕАН, и вдруг назвал страны, которые «по-прежнему остаются уязвимыми террористическим атакам», сообщил «количество террористических актов в странах ассоциации».
В качестве резюме автор предложил «государствам-членам ассоциации» «осуществлять планомерное наблюдение за террористической активностью в регионе для обеспечения разработки целенаправленных и основанных на фактических данных мероприятий по противодействию», «осуществлять разработку, изменение и реализацию законотворчества, политики и стратегии борьбы с терроризмом и его финансированием в соответствии с международными стандартами и передовой практикой» и т.д. Выводы, на взгляд рецензента, не проясняют цель исследования.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти. Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует существенной доработки, прежде всего, в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.
Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. О тз ыв
на статью "Деятельность АСЕАН и Вьетнама, в частности, по борьбе с терроризмом".
Предмет исследования - деятельность АСЕАН и Вьетнама, в частности, по борьбе с терроризмом.
Цель статьи «установление конкретных шагов со стороны АСЕАН и Вьетнама, в области противоборства терроризму, оценка эффективности» предпринимаемых мер по профилактике терроризма и борьбы с терроризмом.
Методология исследования опирается на институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы. Рецензируемая статья строится на теории политического реализма, основанной Гансом Моргента. Теория политического реализма
рассматривает «международные отношения в качестве вечного противостояния государств, защищающих свои национальные интересы».
Актуальность темы очевидна, т.к. настоящее время одним из серьезнейших угроз безопасности и существенным дестабилизирующим фактором, оказывающим
деструктивное воздействие практически на все сферы жизнедеятельности общества, является терроризм и экстремизм. В Юго-Восточной Азии угроза терроризма также присутствует. Расширение базы терроризма, распространения идей экстремизма, радикализма через Интернет, молодежь в силу возрастных особенностей, максимализма, отсутствия жизненного опыта попадает под влияние различных террористических групп Научная новизна. Рецензируемая статья имеет все признаки новизны. В ней проведен анализ «деятельности АСЕАН и Вьетнама в области борьбы с терроризмом» на широком круге источников. В статье дан комплексный анализ «предпосылок роста террористической угрозы» в исследуемом регионе и «конкретные рекомендации, направленные на уменьшение террористической опасности».
Стиль, структура, содержание. Стиль написания рецензируемой статьи научный, вместе с тем доступный для понимания не только специалистами, но и широкой читательской аудиторией. Структура работы построена грамотно и направлена на достижение цели исследования. Структура состоит из введения, в которой показана актуальность, хронологические рамки, методология, источники, а также дан историографический анализ темы. Основная часть состоит из двух разделов: контртеррористическая деятельность АСЕАН и контртеррористическая деятельность Вьетнама. В заключении работы представлены выводы, полученные в ходе работы по изучаемой теме. Содержание работы соответствует названию и цели статьи.
Библиография статьи включает 13 позиций (статьи на английском и русском языках) и свидетельствует о том, что автор хорошо знает проблему, которую анализирует. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации в ходе работы над темой статьи, систематизации и анализа источников и литературы, конкретных рекомендаций, направленных на уменьшение террористической опасности. Эти рекомендации, по мнению рецензента, достаточно универсальны и актуальны, их можно применять при борьбе с терроризмом и в других регионах.
Выводы, интерес читательской аудитории. Выводы статьи объективны и вытекают из проведенной автором работы. Автор отмечает, что «Государствам и международному сообществу следует развивать сотрудничество на глобальном и региональном уровнях. В этой связи борьба с терроризмом должна вестись в соответствии с целями и принципами Устава О ОН и международного права. В то же время крайне важно заниматься всеми вопросами, связанными с устранением коренных причин международного терроризма, включая политическое, экономическое и социальное неравенство и несправедливость во всем мире». Отмечая, что «деятельность Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Вьетнама, в частности, в области противодействия терроризму можно считать достаточно продуктивной» перечисляются конкретные меры, принятые для противодействия терроризму. Вместе с тем, автор рецензируемой статьи пишет, что продуктивность принимаемых мер оказалась малоэффективна и предлагает ряд конкретных рекомендаций.
Статья написана на актуальную и важную тему, может быть интересна читателям журнала и всем тем, кто интересуется вопросами борьбы с терроризмом не только в Юго-Восточной Азии, но и в других регионах.