INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
The activities of the Amur River Shipping Company to ensure Russian-Chinese border relations in the Far East in the mid 1940s - 1950s.
Деятельность Амурского речного пароходства
по обеспечению российско-китайских приграничных связей на Дальнем Востоке в середине 1940-х - 1950-е гг.
Залесская Ольга Владимировна, Цай Ин,
Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск, Россия Автор, ответственный за переписку:
[email protected] https://orcid.org/0000-0002-1369-1993
Olga V. Zalesskaya, Cai Ying
Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia Corresponding author: OlgaZalesskaya @gmail. com https://orcid.org/0000-0002-1369-1993
удк 94 (571.6) | научная статья | https://doi.0rg/10.24412/2686-9675-2-2023-142-151
АННОТАЦИЯ
В статье проанализировано значение деятельности Амурского речного пароходства для межрегионального россииско-китаиского приграничного взаимодеиствия на Дальнем Востоке в середине 1940-х - 1950-е гг. Используя неопубликованные архивные документы, авторы рассматривают приграничные связи между Россиеи и Китаем на Дальнем Востоке в период освобождения Северо-Востока Китая и после образования Китаискои Народнои Республики, освещают особенности функционирования речного флота на Амуре по обеспечению добрососедских россииско-китаиских отношении между порубежными территориями двух стран, характеризуют значение деятельности
ABSTRACT
The article analyzes the significance of the activities of the Amur River Shipping Company for interregional Russian-Chinese border cooperation in the Far East in the mid-1940s - 1950s. Using unpublished archival documents, the authors examine the border ties between Russia and China in the Far East during the period of the liberation of the Northeast of China and after the formation of the People's Republic of China, highlight the features of the functioning of the river fleet on the Amur to ensure good-neighborly Russian-Chinese relations between the border territories of the two countries, characterize the importance of the activities of the Amur River Shipping Company in the development of interaction between the border
В СЕРЕДИНЕ 1940-Х - 1950-Е ГГ. issn 2782 - 1935 омив
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ЗАЛЕССКАЯ О. В., ЦАЙ И. | [email protected] | УДК 327, 355/359 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Амурского речного пароходства в развитии взаимодействия приграничных территории российского Дальнего Востока и китаискои провинции Хэилунцзян в контексте россииско-китаиских отношении на межгосударственном и межрегиональном уровнях. Применение проблемно-хронологического и структурно-функционального методов исследования позволило показать значение деятельности амурских речников в контексте россииско-китаиского межгосударственного и межрегионального сотрудничества, изучить характерные особенности деятельности Амурского речного пароходства в середине 1940-х — 1950-е гг. как часть системы отношении между Россиеи и Китаем на Дальнем Востоке. Авторы приходят к выводам, что грузоперевозки Амурского пароходства по речным приграничным маршрутам и перевозки различного рода делегации были неотъемлемои частью россииско-китаиских приграничных связеи в исследуемыи период, способствовали развитию добрососедского сотрудничества во всех сферах и заложили прочную основу для возобновления отношении между СССР и Китаем в 1980-е гг.
Ключевые слова. Амурское речное пароходство, россииско-китаиские отношения, приграничные связи, Россия, Китаи, Дальнии Восток.
Для цитирования: Залесская О. В., Цаи И.
Деятельность Амурского речного пароходства по обеспечению россииско-китаиских приграничных связеи на Дальнем Востоке в середине 1940-х - 1950-е гг. Современные востоковедческие исследования. 2023; Том (2). С. 142-151 https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2023-142-151
areas of the Russian Far East and the Chinese province of Heilongjiang in the context of Russian-Chinese relations at the interstate and interregional levels. The use of problem-chronological and structural-functional research methods made it possible to show the significance of the activities of the Amur rivermen in the context of Russian-Chinese interstate and interregional cooperation, to study the characteristic features of the activities of the Amur River Shipping Company in the mid-1940s - 1950s. as part of the system of relations between Russia and China in the Far East. The authors come to the conclusion that the cargo transportation of the Amur Shipping Company along the river border routes and the transportation of various kinds of delegations were an integral part of the Russian-Chinese border relations in the study period, contributed to the development of good neighborly cooperation in all areas and laid a solid foundation for the resumption of relations between the USSR and China in 1980 -s yrs.
Keywords. Amur River Shipping Company, Russian-Chinese relations, border relations, Russia, China, Far East.
For citation: Zalesskaya O.V., Cai Ying. The activities of the Amur River Shipping Company to ensure Russian-Chinese border relations in the Far East in the mid 1940s - 1950s. Modern Oriental Studies. 2023; Volume 5 (№2). P. 142-151 (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2023-142-151
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Отношения России и Китая насчитывают уже более 400 лет. На Дальнем Востоке тесное взаимодеиствие двух стран начинается в середине XIX века, с присоединением Приамурья к России и освоением Китаем его северовосточных территории (Маньчжурии). Тогда же зарождается и речнои транспорт на Амуре, возникают «Амурская компания» и пароходство «Бенардаки и К°» (1858 г.) «Товарищество Амурского пароходства» (1872 г.), «Амурское общество пароходства и торговли» (1892 г.). До революционных преобразовании на Дальнем Востоке торговыи речнои флот принадлежал в основном частным судовладельцам и в 1918 г. был национализирован. В 1922 г. было образовано «Амурское государственное пароходство» (АГП), разделившееся в 1936 г. на ВерхнеАмурское управление речного транспорта в г. Благовещенске и Нижне-Амурское управление речного транспорта в г. Хабаровске.
С момента своего возникновения Амур-скии речнои транспорт играл важную роль в развитии отношении между Россиеи и Китаем. По речнои системе Амура, граничащеи с Китаем, осуществлялся оборот грузов между россииским Дальним Востоком и Северо-Востоком Китая; в начале XX века он составил около 1500 тыс. т (Галлямова и Ковальчук 1989, 118). На объемы перевозок оказало влияние строительство Транссиба, затем — революционные преобразования и гражданская воина на Дальнем Востоке, внешнеполитическая ситуация в Маньчжурии в конце 1920-х — 1930-е гг. Но Амурскии речнои транспорт всегда был важнеишеи подоотраслью дальневосточнои транспортнои системы и актором во взаимодеиствии России и Китая.
В свете вышеизложенного, актуальным представляется исследование роли Амурского речного пароходства в россииско-китаиских отношениях в различные исторические периоды. Целью нашеи статьи стало изучение деятельности Амурского речного пароходства в обеспечении россииско-китаиских приграничных связеи на Дальнем Востоке в середине 1940-х — 1950-е гг., в период освобождения северо-восточных провинции и «медового месяца» в россииско-китаиских отношениях. В это время межгосударственные связи двух стран активно развивались в различных сферах, но не менее интенсивным было и межрегиональное взаимо-деиствие между приграничными раионами. Амурское речное пароходство и амурские речники сыграли немаловажную роль в этом взаимо-деиствии. В даннои сфере еще немало фактов остаются вне поля зрения исследователеи.
Авторы поставили следующие задачи: осветить показатели деятельности Амурского речного пароходства в середине 1940-х — 1950 -е гг., рассмотреть роль речных перевозок в россииско-китаиском товарообороте, показать участие амурских речников во взаимодеиствии приграничных территории двух стран. Для достижения поставленных цели и задач были применены проблемно-хронологическии метод, а также структурно-функциональныи метод, позволившии изучить характерные особенности деятельности Амурского речного пароходства в середине 1940-х — 1950-е гг. как часть системы россииско-китаиских отношении на Дальнем Востоке. Был изучен массив архивных материалов государственных архивов Амурскои области и Хабаровского края.
В СЕРЕДИНЕ 1940-Х - 1950-Е ГГ. issn 2782 - 1935 IONLINEI
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ЗАЛЕССКАЯ О. В., ЦАЙ И. | [email protected] | УДК 327, 355/359 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
К началу 1940-х гг. общая протяженность рек Амурского бассеина, обслуживаемых Амурским пароходством, составляла 5408 км, из которых 2279 км проходили по границе с Китаем
— от пристани Олочи на р. Аргунь до Казакеви-ческои протоки (на 45 км выше Хабаровска) (Государственныи архив Амурскои области (далее — ГААО). Ф. Р-116. Оп. 1. Д. 103. Л. 3). Са-моходныи транспортныи флот Амурского бассеина в 1940 г. насчитывал 137 единиц. По сравнению с 1933 г. его мощность возросла в 2,1 раза и составила 77% от уровня 1913 г. (Ковальчук 2003, 43). Согласно отчету Амурского речного пароходства, в навигацию 1941 г. объем перевезенных грузов составил 512,8 тыс. т, в 1942 г. — 486,7 тыс. т, в 1943 г. — 514,5 тыс. т, в 1944 г. — 514,6 тыс. т, в 1945 г. — 458,2 тыс. т (ГААО. Ф. Р-116. Оп. 1. Д. 93. Л. 39об.; Д. 103. Л. 15; Д. 132. Л. 10). Значительную часть грузов составляли грузы «Амурзолота» и баз потребительских союзов. Снижение грузооборота в 1942 и 1945 гг. было вызвано мелководьем на рр. Зее, Селемдже и Бурее и «недостатками навигационного планирования» (ГААО. Ф. Р-116. Оп. 1. Д. 103. Л. 15).
С середины 1940-х гг. постепенно расширялась торговля между советскими внешнеторговыми организациями и народно-демокра-тическои администрации Маньчжурии. В 19461947 гг. взаимные поставки товаров между советским Дальним Востоком и народно-демократическими раионами Северо-Востока осуществлялись по железнои дороге в двух направлениях — забаикальском (Маньчжурия
— Забаикальск) и приморском (Пограничная — Гродеково), а в период навигации также по Аму-
ру и Сунгари. Товарооборот между Дунбэем и СССР в 1947 г. составил 413,8 млн. руб., в 1948 г. — 674,0 млн. руб., в 1949 г. — 915,9 млн. руб. (Сладковскии 1977, 174).
В середине 1946 г., после перехода го-миньдановских воиск в наступление, СССР начал поставки артиллерииского, бронетанкового, стрелкового и авиационного вооружения для частеи Народно-освободительнои армии в Севернои Маньчжурии. Всего в 1947-1949 гг. народно-демократическая администрация Се-вернои Маньчжурии получила около 110 тыс. т нефтепродуктов, автомашин и мотоциклов на сумму свыше 70 млн. руб., более 70 млн. м тка-неи, медикаментов и мединструментов на сумму около 100 млн. руб. Поставки, а также материальное обеспечение военно-политических учебных заведении, созданных с помощью Советского Союза в г.Цзямусы (на р. Сунгари) обеспечивались через прямое пароходное сообщение между СССР и Китаем по рекам Сунгари и Амур (Сладковскии 1977, 170).
К 1 января 1948 г. у Верхне-Амурского пароходства имелось 64 единицы самоходного флота и 92 единицы несамоходного флота с об-щеи грузоподъемностью 40,6 тыс. т. За годы воины техническое состояние флота значительно ухудшилось, 40% самоходных и 50% несамоходных судов были ограниченно годны либо запрещены к плаванию (ГААО. Ф.Р-116. Оп. 2. Д. 157. Л. 80). Под руководством пароходства функционировали три предприятия: судо-ремонтныи завод им. Ленина в Благовещенске с контингентом рабочих и служащих 522 чел., верфь металлического судостроения (249 чел.).,
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
мастерские для мелкого ремонта флота верхнего плеса Зеи (около 50 чел.) на пристани Сура-жевка. За 1947 г. Верхне-Амурское пароходство выполнило годовои план по тоннам на 87,4%, однако значительно увеличилось количество аварии — всего в 1947 г. было 39 аварии, принесших пароходству 731,8 тыс. руб. убытков (по сравнению с 1946 г. рост аварииности составил 50%, по сумме убытков — 93%) (ГААО. Ф. Р-116. Оп. 2. Д. 157. Л.Л. 81-81об.).
На основании приказа Министра речного флота СССР от 21.04.1948 г. №99 ВерхнеАмурское управление речного транспорта и Нижне-Амурское управление речного транспорта объединились в Амурское речное пароходство с местонахождением Управления в г. Хабаровске. В состав Амурского бассеиново-го управления пути входили Благовещенскии, Зеискии, Сретенскии, Хабаровскии, Комсомоль-скии, Николаевскии технические участки (Государственныи архив Хабаровского края (далее — ГАХК). Ф. 1675. Оп 1. Д. 253. Л. 38).
В 1949 г. была образована Китаиская Народная Республика. СССР первым установил дипломатические отношения с КНР и 14 февраля 1950 г. страны подписали Договор о дружбе, союзе и взаимнои помощи. На дальневосточных рубежах сотрудничество было продолжено. В январе 1951 г. было подписано советско-китаиское соглашение о порядке плавания по пограничным участкам рек Амур, Уссури, Ар-гунь, Сунгача и озеру Ханка, которое установило нормальныи режим судоходства по данным водным путям. В духе взаимного сотрудничества решались и вопросы пользования китаи-
скои сторонои некоторыми советскими островами на реках Уссури и Амур для заготовки сена, дров и т.п.; советская сторона по запросу китаискои стороны предоставляла соответствующие разрешения. В соответствии с соглашением 1951 г. была образована и функционировала Смешанная советско-китаиская комиссия по судоходству: специалисты и руководители Хэи-лунцзянского речного пароходства совершали визиты в Хабаровск и Благовещенск, совместно со специалистами Амурского речного пароходства разрабатывали и подписывали соглашения по различным аспектам работы и взаимодеи-ствия — товарообменным операциям, проведению изыскательских и дноуглубительных работ и т.д. (Фролов 2011, 54-55, 84, 105).
Важныи направлением совместнои работы стали научные изыскания речнои системы Амура. В 1956 г. советские и китаиские гидроэнергетики в рамках совместных договоренно-стеи обследовали 16 участков долины р. Аргунь, провели полевые гидроэнергетические обследования по р. Уссури и Амуру. В 1957 г. изыскательские работы на приграничных участках рек вели 40 объединенных отрядов ученых и специалистов Академии наук СССР и КНР. В 1959 г. завершились совместные геологические, экономические, природоведческие и воднохозяи-ственные советско-китаиские исследования в бассеине Амура (Романова 2000, 80).
Суда Амурского речного пароходства обеспечивали взаимные обмены делегациями партииных, советских, государственных, комсомольских работников, а также специалистов по геологии, геофизике, лесному хозяиству.
В СЕРЕДИНЕ 1940-Х - 1950-Е ГГ. issn 2782 - 1935 IONLINEI
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ЗАЛЕССКАЯ О. В., ЦАЙ И. | [email protected] | УДК 327, 355/359 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
В 1956-1958 гг. в провинцию Хэилунцзян только из Хабаровского края выехали 6 делегации в составе 36 чел., в их числе делегации партии-ных, советских, комсомольских работников, группа ученых-лесоводов, специалистов бас-сеинового управления Амурского речного пароходства, члены советско-китаискои погра-ничнои железнодорожнои комиссии. Имел место обмен туристическими группами: с мая 1956 г. по июнь 1958 г. в Китаи из Хабаровского края было направлено 37 туристских групп с общим числом туристов 550 чел. За этот же период Хабаровскии краи из Хэилунцзянскои провинции посетило 16 различных делегации в составе 142 чел. Члены китаиских делегации знакомились с работои промышленных и сель-скохозяиственных предприятии, учебных заведении, детских и культурных учреждении Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского и Бикинского раионов, Евреискои автономнои области. Китаиские гости присутствовали на праздновании в Хабаровске 40-летия Октябрь-скои революции и 100-летия юбилея города, принимали участие в первом краевом фестивале молодежи в 1957 г., а также в работе 4-го пленума Комсомольского-на-Амуре горкома КПСС, посвященного 25-летию со дня основания Комсомольска-на-Амуре (ГАХК. Ф. П-35. Оп. 111. Д. 196. Л.Л. 19-20).
Речники Амура осуществляли также перевозки спортивных команд для участия в товарищеских встречах по футболу, хоккею с мячом, баскетболу. В Харбин выезжали команды советских волеиболистов и легкоатлетов. В августе 1959 г. в г. Бикине прошла встреча с представителями провинции Хэилунцзян, был проведен
вечер дружбы и спортивный праздник. В Хабаровском, Комсомольском-на-Амуре и Биробиджанском краеведческих музеях организовывались выставки рисунков советских и китаиских школьников, произведении изобразительного искусства Китая, подарков китаиских делегации (ГАХК. Ф. П-35. Оп. 111. Д. 196. Л.Л. 20-21).
Амурское речное пароходство активно включилось в процесс обеспечения советско-китаискои торговли, объемы которои возрастали и в 1950 г. составили 518,9 млн руб., в 1951 г. — 728,8 млн руб., в 1952 г. — 871,2 млн руб. СССР экспортировал в Китаи станки, машины, приборы, черные и цветные металлы, нефть и нефтепродукты; импортировал из Китая — соевые бобы, растительное масло, шелк-сырец, мясопродукты и фрукты (Сладковскии 1977, 204-205). Так, экспорт из провинции Хэилунц-зян на советскии Дальнии Восток в 1953 г. составил 220 млн юанеи (96% от общего объема приграничнои торговли Хэилунцзяна). В 1957 г. были созданы Хэилунцзянская, Тунцзянская и Муданьцзянская торговые компании, установившие связи с Амурскои, Хабаровскои и При-морскои потребкооперациями соответственно. Объемы приграничнои торговли возрастали: так, товарооборот Хэилунцзянскои торговои компании с советским Дальним Востоком с 60 тыс. руб. в 1957 г. возрос до 8,4 млн руб. в 1959 г. (Ларин 2005, 211-212), а максимальньш объем торговли между советским Дальним Востоком и Северо-Восточным Китаем был достигнут в 1960 г. и равнялся 15 млн руб. (Клим 1990, 21-22).
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Развитию товарооборота способствовало подписание 21 декабря 1957 г. Соглашения о режиме торгового судоходства на пограничных и смежных с ними реках и заключение 22 апреля 1958 г. Договора о торговле и мореплавании между СССР и КНР. Данные документы устанавливали режим наибольшего благоприятствования в торговле и мореплавании, упрощали таможенные вопросы. В последующую навигацию 1958 г. речники СССР и КНР совершили более 80 реисов и перевезли более 100 тыс. т грузов. Речными судами в Китаи в основном поставлялись нефтепродукты, лес; обратными реисами импортировалась соя, предназначенная для переработки на Хабаровском масложиркомбинате. Китаиские теплоходы поставляли строительные материалы и овощи; китаиские баржи везли цемент на строики Хабаровска, Амурска и Комсомольска-на-Амуре (Фролов 2011, 75, 80).
По оценкам, около 80% грузов было перевезено советскими судами, а около 20% — ки-таискими судами. Торговые компании округа Хэихэ и Амурскои области в 1958 г. обменялись поставками товаров на сумму 2,2 млн. руб., а Хабаровскии краирыболовпотребсоюз с тор-говои компаниеи округа Хэцзян провинции Хэилунцзян — на сумму 1,9 млн. руб. (в 1960 г. — на 6,5 млн. руб.) (Романова 2003, 49). Сово-купныи объем торговли провинции Хэилунц-зян с СССР с 1957 по 1966 гг. составил 34 млн 760 тыс. руб. (Ларин 2005, 212). Хотя в общем советско-китаиском товарообороте (которыи занимал 20% внешнеторгового оборота СССР) ее доля составляла всего 0,4%, она способствовала развитию экономики приграничных реги-
онов, удовлетворяла товарные и покупательские потребности порубежного населения.
В 1950-е гг. приграничные торговые отношения и связи между рабочими коллективами развивались в контексте общеи концепции превращения Северо-Востока Китая в индустриальную базу, когда с помощью СССР в КНР были созданы авиационная, автомобиле-и тракторостроительная, радиотехническая, химическая и др. отрасли промышленности и было построено более 250 крупных промышленных предприятии. Дальневосточные заводы («Амурсталь», «Энергомаш», «Амурлитмаш», «Амурскии металлист» и др.) выполняли заказы для Китая; на экспорт в КНР отправлялись материалы для судоходства и судостроения: листовои прокат, различные машины, судовые лебедки, паровые турбины, турбонасосы, компрессоры и т.д. Развивались двусторонние связи судоремонтников: более 100 специалистов-дальневосточников приняли участие в реконструкции Даляньского судостроительного завода, а в 1959 г. с судоверфи Даляня в распоряжение Амурского речного пароходства прибыли два буксира (Романова 2014, 169-170). Речники Амурского речного пароходства совместно с речниками Хэилунцзянскои провинции перевозили советские и китаиские делегации партииных работников, членов Обществ дружбы, туристические группы, спортивные делегации, делегации художников, группы ученых и т.д. С 1955 по 1960 гг. Амурское бассеиновое управление пути совместно с китаискими речниками занималось зимними скалоуборочны-ми работами на лимитирующем судоходство по Среднему Амуру Союзновском перекате.
В СЕРЕДИНЕ 1940-Х - 1950-Е ГГ. issn 2782 - 1935 IONLINEI
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ЗАЛЕССКАЯ О. В., ЦАЙ И. | [email protected] | УДК 327, 355/359 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Каждая сторона выделяла на эти работы по 100 чел.; этот объект назывался «каналом дружбы» (Сухов 1990, 17-18).
Советские речники Амура нередко оказывали помощь китаиским коллективам теплоходов, кораблеи и барж. Так, в июле 1958 г. совет-скии пароход «Донбасс» помог китаискому пароходу с груженои баржеи сняться с мели. В сентябре 1958 г. советскии пароход «Артем» оказал помощь китаискому теплоходу «Чанчунь», баржа которого получила пробоину. Осуществлялась помощь китаискому населению при наводнениях: так, за одну ночь речники теплохода «Балхаш» спасли 60 китаиских семеи с затопленных территории (Фролов 2011, 106).
В конце 1950-х гг. курс КПК был во многом пересмотрен, начался период охлаждения отношении с СССР. В 1962 г. была прекращена работа совместнои советско-китаискои ком-плекснои экспедиции по изучению природных ресурсов для развития производительных сил в бассеине р. Амур и проектно-изыскательские работы по составлению схемы комплексного использования р. Аргунь и верхнего течения р. Амур. Остановилась работа смешаннои комиссии по судоходству, деиствовавшеи с 1951 г. В 1966 г. научно-техническое и производственное сотрудничество Китая с Советским Союзом полностью прекратилось. Не принесли положительных результатов проходившие в 1964 г. и 1969 г. двусторонние переговоры по пограничному вопросу. Потепление в отношениях двух стран происходит только в 1980-е гг.
В целом, середина 1940-х — 1950-е гг. стали периодом активного взаимодеиствия СССР
и Китая не только на межгосударственном, но и на межрегиональном уровнях. Эти годы стали временем контактов в духе добрососедства и сотрудничества, что было особенно заметно на фоне закрытия границ в 1930-е — середине 1940-х гг. и напряженных отношении в 19601970-е гг. Заметную роль в обеспечении добрососедских связеи на дальневосточных рубежах сыграла деятельность Амурского речного пароходства, совершавшего грузо- и пассажиропере-возки между двумя странами, обеспечивавшего научно-техническое и торгово-экономическое сотрудничество и в целом заложившего прочную основу для последующего возобновления россииско-китаиских отношении в 1980-е гг.
Список литературы
1. Галлямова Л.И., Ковальчук М.А. Транспортное освоение Дальнего Востока во второи половине XIX - начале XX вв. Хозяйственное освоение Дальнего Востока в эпоху капитализма. Владивосток, 1989. C.110-122.
2. Ковальчук М.А. Исторический опыт формирования транспортной отрасли Дальнего Востока России (70-е гг. XIX в. — июнь 1941 г.). Хабаровск: ДВГУПС, 2003.
3. Сладковскии М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (1917 - 1974). М.: Наука, 1977.
4. Фролов А.В. Советско-китайские приграничные отношения на Дальнем Востоке (1949-1969 гг.). Хабаровск, 2011.
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
5. Романова Г.Н. Москва - Пекин... Экономическая помощь Советского Союза Китаю в выполнении первого пятилетнего плана 1953-1957 гг. и формировании индустри-альнои базы Северо-Востока КНР. Россия и АТР. 2000. №4. С. 74-85.
6. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX- начало XXI в.). М.: Восток-Запад, 2005.
7. Клим Л.И. Участие советского Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая в развитии экономических отношений между СССР и КНР в 50-е гг. Владивосток, 1990.
8. Романова Г.Н. Советско-китаиские торгово-экономические отношения на Дальнем Востоке в конце пятидесятых — середине шестидесятых годов XX века. Северо-Восточная Азия: Проблемы регионального взаимодействия (История и современность). Владивосток: Дальнаука, 2003. С. 42-50.
9. Романова Г.Н. Торгово-экономические и научно-технические связи СССР и КНР в 1950-1960-е гг. (межгосударственные и региональные аспекты). Советский Дальний Восток в сталинскую и постсталинскую эпохи: сб. науч. статей. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2014. С. 169-170.
10. Сухов А.М. Содружество советских и ки-таиских речников. 40 лет КНР (Сборник статей). Из серии «Тихий океан: социально -экономические и политические проблемы». Хабаровск, 1990. С. 17-21.
References
Galliamova L.I., Kovalchuk M.A. Transport development of the Far East in the second half of the 19th - early 20th centuries. Economic Development of the Far East in the Age of Capitalism. Vladivostok, 1989, pp. 110122. (In Russ.)
Kovalchuk M.A. Historical Experience of Forming of Transport Industry of the Russian Far East (1970s - June 1941). Khabarovsk: FEFGUPS, 2003. (In Russ.)
Sladkovsky M.I. The history of trade and economic relations between Russia and China (1917 - 1974). Moscow: Nauka, 1977. (In Russ.)
Frolov A.V. Soviet-Chinese Border Relations in the Far East (1949-1969). Khabarovsk, 2011. (In Russ.)
Romanova G.N. Moscow - Beijing... Economic Aid of the Soviet Union to China in Implementation of the First Five-Year Plan in 1953 -1957 and Forming the Industrial Base of the North-East of the PRC. Russia and APR, 2000, №4, pp. 74-85. (In Russ.)
Larin V.L. Russian-Chinese relations in regional dimensions (80syears of XX - early XXI centuries). Moscow: Vostok-Zapad, 2005. (In Russ.)
Klim L.I. Participation of the Soviet Far East and North-Eastern China in the Development of Economic Relations between the USSR and China in the 50's. Vladivostok, 1990. (In Russ.)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМУРСКОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ПРИГРАНИЧНЫХ СВЯЗЕЙ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В СЕРЕДИНЕ 1940-Х - 1950-Е ГГ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | ЗАЛЕССКАЯ О. В., ЦАЙ И. |
8. Romanova G.N. Soviet-Chinese trade and economic relations in the Far East in the late fifties - mid-sixties of XX century. Northeast Asia: Problems of Regional Cooperation (History and Modernity). Vladivostok: Dal-nauka, 2003, pp. 42-50. (In Russ.)
9. Romanova G.N. Trade, Economic and Scientific-Technical Relations between the USSR and China in 1950-1960s (Interstate and Regional Aspects). Soviet Far East in Stalin and Post-Stalin Era: Collection of Scientific Articles. Vladivostok: IIAE FEB RAS, 2014, pp. 169-170. (In Russ.)
10. Sukhov A.M. The Commonwealth of Soviet and Chinese Riversmen. 40 Years of China (Collected Articles). From the series "Pacific Ocean: Socio-Economic and Political Problems". Khabarovsk, 1990, pp.17-21. (In Russ.)
| УДК 327, 355/359 | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
ская область, Благовещенск, ул. Ленина, 104 [email protected]
Information about the authors
Zalesskaya Olga Vladimirovna,
Doctor of History, Associate Professor, Dean of the International Department Blagoveschensk State Pedagogical University, Blagoveschensk olgazalesskaya @gmail. com
Сai Ying
PhD student
Department of Russian History and Special Historical Disciplines
Blagoveschensk State Pedagogical University
Blagoveshchensk
Сведения об авторах
Залесская Ольга Владимировна,
доктор исторических наук, доцент, декан международного факультета Благовещенскии государственныи педа-гогическии университет, 657000, Амурская область, Благовещенск, ул. Ленина, 104
[email protected] Цай Ин,
Аспирант кафедры истории России и специальных исторических дисциплин, Благовещенскии государственныи педа-гогическии университет, 657000, Амур-
Информация о статье
Поступила в редакцию: 10.04.2023 Одобрена после рецензирования: 25.04.2023 Принята к публикации: 20.05.2023
Information about the article
The article was submitted: 10.04.2023 Approved after reviewing: 25.04.2023 Accepted for publication: 20.05.2023