том 1, ВЫПУСК 1,2020 vol 1, issue 1 УМНЫЕ КОМПОЗИТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION
УДК 05.23.21
ДЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СРЕДУ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ РЕГЕНЕРАЦИИ
Н.Н. Кудряшов
_ Кафедра архитектуры, Ярославский государственный технический
Николай Николаевич Кудряшов -
университет, ул. Володарского, 103, Ярославль, Российская
E-mail: [email protected] Федерация, 150040
В статье рассматриваются проектно - методические аспекты нейтрализации воздействия нового строительства на целостность исторической среды в условиях ее реконструкции-регенерации. На основе базисных принципов контекстуализма как позитивного творческого кредо в режиме признания доминирующей ценности исторической среды в целом анализируются творческие средства адхократического подхода в современной архитектурной практике. Приводится оригинальная классификация объектов нового строительства в жанре «adhoc», которые объединяет общий метод девизуализации. Метод девизуализации в техническом аспекте основан на применении современных высокотехнологичных строительных материалов - све-топрозрачных и светоотражающих одновременно планарах, по физической структуре являющихся композитными материалами. Определяются проектно -методические условия и ограничения в применении таких ограждающих - фасадных материалов. В качестве основного вывода статьи утверждается, что развитие высоких технологий в современной архитектуре с применением «умных композитов» позволит эффективно реализовать метод девизуализации нового строительства в условиях регенерации исторической среды. Таким образом решается проблема единства «старого» и «нового» в практике градостроительства, в частности - практике реконструкции городов.
Ключевые слова: историческая среда, регенерация, контекстуализм нового строительства, адхократия, девизуализация, планарное остекление, архитип
Для цитирования:
Кудряшов Н.Н. Девизуализация как метод нейтрализации воздействия нового строительства на историческую среду в процессе ее регенерации. Умные композиты в строительстве. 2020. Т. 1. Вып. 1. С. 81-88 URL: http://comincon.ru/index.php/tor/V1N1_2020
DOI: 10.52957/27821919_ 2020_1_81
UDC 05.23.21
DEVISUALIZATION AS A METHOD OF NEUTRALIZING THE IMPACT OF NEW CONSTRUCTION ON THE HISTORICAL ENVIRONMENT DURING ITS REGENERATION
N.N. Kudryashov
Nikolay Nikolaevich Kudryashov Department of Architecture, Yaroslavl State Technical University, 103,
E-mail: [email protected] Volodarsky st., Yaroslavl, Russia,, 150040
The paper deals with the design and methodology of neutralizing the impact of new construction on the integrity of the historic environment under its reconstruction - regeneration. Creative adhoc methods are analyzed in contemporary architectural practice by applying the basic prin-ciples of contextualism as a positive creative credo recognizing the dominant value of the historical environment. The paper provides an original classification of new construction objects in the "adhoc" genre. They come together by a common method of devisualization. Technically, this method is based on using modern high-tech building materials — translucent and light-reflective planars, which are composites by the physical structure. We define the design conditions and limitations to using these façade -enveloping materials. In conclusion, it is argued that the development of high technology in modern architecture with the use of "smart compo-sites" can pave a way to effectively implement the method of new construction withing the re-generation of the historic environment. Thus, the problem of harmony of "old" and "new" in urban planning — the urban renewal specifically — is solved.
Key words: historical environment, regeneration, contextualism in new construction, adhocracy, devisualization, planar glazing, architecture
For citation:
Kudryashov N.N. Devisualization as a method of neutralizing the impact of new construction on the historical environment during its regeneration. Smart Composite in Construction. 2020. V. 1. N1. Р. 81-88 URL: http://comincon.ru/index.php/torfV1N1_2020
DOI: 10.52957/27821919_ 2020_1_81
ВВЕДЕНИЕ
В работе предлагается несколько методических рекомендаций по нейтрализации воздействия нового строительства на объекты архитектурно-градостроительного наследия в исторической среде. Методические рекомендации объединены под термином «девизуализация», обозначающим метод реконструкции-регенерации исторической среды, выявленный как на основе методологических исследований, так и на основе архитектурно-строительной практики.
Процесс регенерации исторической среды объективно предполагает двуединство ее (исторической среды) сохранения и развития. Дуализм сохранения и развития или возрождения и развития утверждается практикой контек-стуализма на основе соединения принципов и методов ад-хократии и урбанизма. Биполярность процесса регенерации под девизом «сохраняя - развивать» или «развивая - сохранять» является концептуальной базой широко распространённой архитектурной практики, достойной внимательного изучения и глубокого методического анализа.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Регенерация исторической среды предполагает, в первую очередь, компенсационное строительство взамен утраченных элементов исторической градостроительной композиции в условиях признания доминирующей ценности исторической среды и в целом подчиняется правилу контексту-ализма: ad hoc + urbanism.
Адхократический подход к процессу регенерации исторической среды (adhocracy) реализуется в практике современной архитектуры средствами:
- неовернакуляра как формалистического воспроизведения композиционных свойств исторической застройки, часто в абстрактном, опосредованном виде;
- архитектурного палимпсеста - наслаивания старого и нового, как способа раскрыть, экспонировать историю места - «говорящая» архитектура со стремлением, выразить, сущность «genius loci» («духа места»);
- тематического единства градокомпозиции как средства выявления и усиления, нередко, возрождения «духа места», сохранения и возвращения исторической памяти места;
- художественного контраста старого и нового как дуализма детали и фона, конкретного и абстрактного, порядка и хаоса.
Все рассмотренные средства или методические принципы формирования новой застройки в существующем градостроительном контексте регенерации (возрождения и развития) исторической среды утверждают приоритет локального над «беспочвенным», значимость коренной, концептуальной связи современной архитектуры с местом ее создания, со сложившейся (илиутраченной) драматургией пространства.
Данные методические принципы и средства отрицают формально поверхностный постмодернистский историзм
с его стилизацией, цитированием и фальсификацией истории. Старое должно оставаться старым, а новое - быть новым, чтобы не фальсифицировать историю.
При этом в процессе регенерации любая новая постройка трансформирует место и среду в целом. Эта трансформация зачастую может обезличить историческую среду, подчинить старое новому, уничтожить дух места, создав диссонанс, разорвать контекст как ткань исторической градостроительной композиции. Существование устойчивого мнения, а по сути, мифа о несовместимости двух основ регенерации исторической среды - старого и нового -поддерживается негативным опытом появления локальных диссонансов, сознательно создаваемых архитекторами - противниками адхократии (adhocracy). Запрет на применение современных - новых архитектурных средств, в том числе современных строительных материалов, включая «умные» композиты, зафиксирован во множестве регламентов проектов зон охраны историко-культурного наследия и достопримечательных мест. Этот запрет является реакцией на столь же многочисленные нарушения, чаще - игнорирование методических основ, принципов и правил регенерации исторической среды. В то же время богатый и успешный практический опыт реконструкции исторической среды старых европейских городов свидетельствует о том, что современные ограждающие строительные материалы и конструкции, в частности, композиты, обладающие, в силу своей энтропической природы, уникальной пластичностью и нейтральной безликой фактурой, являются универсальным материалом для решения задачи девизуализации и дематериализации нового строительства в исторической среде.
АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ РЕГЕНЕРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
По результатам анализа архитектурной практики в исторической среде можно выделить четыре основных адхократических архитипа нового строительства: здание-«кулиса», здание-«хамелеон», здание-«призрак» и здание-«зеркало».
Здание-«кулиса» чаще всего воплощает адхократический метод архитектурного палимпсеста. Кулиса рассматривается как удачное решение проблемы детали и фона, формируя контраст без конфликта старого и нового. Кулиса создаёт нейтральный фон - фоновую ткань, на которую «нашиваются» драгоценные фрагменты былого, несущие ауру места, дух места (genius loci). Единство детали (старого) и фона (нового) самым ярким образом воплощено в музее Кельнского диоцеза «Колумба» ("Kolumba" Diocesan Museum, arch. Peter Zumtor, 2007). Архитектурный объект трактуется как бриколлаж пластов, сплав следов, фрагментов и элементов исторической среды.
Здания-«хамелеоны» в буквальном смысле растворяются в окружающей среде, сливаясь с контекстом, имитируют фрагменты природных или градостроительных ландшафтов, то самое место - ad hoc, используя средства архитектурного камуфляжа или мимикрии и театрально-сценические приемы декорирования, известные со времён эпохи рококо, а в наши дни - суперграфические принты, слайд-фасады, скрываясь за data-планарами.
ТОМ 1, ВЫПУСК 1, 2020 | VOL. 1, ISSUE 1
Наибольшее, даже массовое, распространение в современной архитектурной практике получили два архитипа: здание-«призрак» и здание-«зеркало». Оба архитипа используют в качестве ограждающего фасадного материала стекло как собирательный обобщающий термин, а по своей сути - сложный, «умный» - высокотехнологичный композитный материал с полярными, диаметрально противоположными свойствами, а именно: полным светоотраже-нием зеркальных поверхностей фасадов (здание-«зеркало») или максимальным светопропусканием с эффектом прозрачности (здание-«призрак») (рис. 1). Оба архитипа воплощают один из принципов психологии восприятия на основе GESTALT-философии: «отсутствие присутствия» или «присутствие отсутствия». Здание-«призрак» создает эффект растворения в пространстве контекста и служит в качестве заполнения паузы в тексте градостроительной ткани. Этот архитип чаще возникает в условиях разреженной, с лакунами, застройки и низкой плотности историко-культурной среды с относительно малой эстетической массой, которая определяется по формуле М = О/С. Здесь М - эстетическая масса, О - фактор порядка, С -фактор сложности (З.Н. Яргина, Эстетика города).
УМНЫЕ КОМПОЗИТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Рис. 1. LVR - Landes Museum Bonn. Architektur gruppe Stuttgart. 2003.
Фото: Jorgens.mi. Пример архитипа здание-«призрак» с двухслойным фасадом - планарным футляром Fig. 1. LVR - Landes Museum Bonn. Architektur gruppe Stuttgart. 2003.
Photo: Jorgens.mi. An example of a building-ghost architecture with a two-layer facade - a planar case
Реконструкция-расширение земельного исторического музея в Бонне, Германия. Неоконструктивистское здание в «фирменной» эстетике строго пуризма в своей простоте и супрематичности «вне места и вне времени» должно было нести идею антиисторичности и универсальности. Денди-пуризм здания музея является нейтральным фоном, безликим футляром для хранения и экспозиции древнего сокровища во внутреннем пространстве и столь же безобразным, «тающим» в городской среде пространства внешнего. Игнорируя само понятие «места» и, тем более, «духа места», это здание «молчит», не мешая монологу исторической среды.
Архитектурная практика «призраков» опирается на опыт денди-пуризма Миса Ван Дер Роэ и ярко проявилась в неомодернистском творчестве Жана Нувеля и Одиль Декк
SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION
(рис. 2). В числе композиционных приемов современных мастеров этого жанра можно определить:
- слоистость светопрозрачных фасадов, состоящих из двух-трёх кулис по типу многочисленной драпировки;
- нечеткий - размытый - рваный контур, открытый на контекст;
- плоскостные и гладкие фасады с минимальным количеством граней;
- минималистичность (простота и лапидарность) формы «аквариума».
А
Рис. 2. MACRO - Музей современного искусства в Риме. Арх.
Одиль Декк (Odile Decq). 2002.
Фото: Massimiliano Tonelli. Пример сочетания двух архитипов: здание-«кулиса» и здание-« призрак» в двуединстве
со старыми стенами архитектурного палимпсеста Fig. 2. MACRO - Museum of Contemporary Art in Rome. Arkh.
Odile Decq. 2002.
Photo: Massimiliano Tonelli. An example of a combination of two architects: «building - backstage» and
«building - ghost» in double unity with the old walls of the architectural palimpsest
MACRO Римский музей современного искусства, арх. Odile Decq (Одиль Декк), (объект № 91, 1990 г.) в стенах Урбана VII у Ворот Пия (Porta Pia). Музей MACRO занимает значительную часть исторического квартала после его реконструкции - санации лакуны, возникшей на месте старой пивоварни «Перони». Конверсионный процесс реконструкции - регенерации исторической среды по проекту арх. Одиль Декк, после структурной реорганизации квартала позволил создать культурный центр мирового уровня общей площадью более 12000 и'.
MACRO соединяет в своей композиции два архитипа: здание-«кулиса» и здание- «призрак», в полной мере воплощая метод девизуализации нового как безликого (невидимка-призрак) фона в двуединстве архитектурного палимпсеста со старыми стенами.
Здание-«зеркало» максимально корректно отвечает принципам регенерации в условиях плотной и сверхплотной - стесненной застройки, с плотной историко-культурной средой, обладающей большой эстетической массой, которая определяется по формуле М = С: О. Здесь М - эстетическая масса, С - фактор сложности, О - фактор порядка (З.Н. Яргина. Эстетика города).
Зеркальные фасады, обращённые на кульминационные фрагменты исторической среды, в отражениях раскрывая и умножая их эстетическую ценность, усиливая их домини-
рующее значение, и формируют образы исторической среды чательного места «Исторический центр города Ярослав-в новых ракурсах (рис. 3). ля».
Рис. 3. Расширение исторического музея. Берн, Швейцария. Арх. «:mlzd».ch (mit Liebezum Detail). 2009. WillYs Fotowerkstatt. Пример архитипа здание-«зеркало» Fig. 3. Expansion of the historical museum. Bern, Switzerland.
Arkh. «:mlzd».ch (mit Liebezum Detail). 2009. WillYs Fotowerkstatt. Example of a building-mirror architecture
Как и здания-«призраки», «зеркала» являются развитием денди-пуристской традиции и обычно воспринимаются в качестве арт-объектов, порталов, открывающих путь в прошлое (рис. 4).
Рис. 4. Glascubus («Стеклянный куб»). Aachen. Арх. Marcus Vonhoegen. 1998.
Фото: Thomas Robbin. Пример архитипа здание-«зеркало» Fig. 4. Glascubus ("Glass Cube"). Aachen. Arkh. Marcus Vonhoegen. 1998.
Photo: Thomas Robbin. Example of a building-mirror architecture
Однако никакой материал не решает проблему совместимости старого и нового автоматически. Успешное решение адхократического подхода в процессе регенерации исторической среды возможно при выполнении универсального принципа: соблюдения трёх основных параметров исторической среды: масштаба (MS), модуля (MD), и ритма (R) застройки по формуле "минимаксов" - строгих неравенств: не больше большего и не меньше меньшего из соответствующих параметров исторической среды (MS , MD, R). В качестве примера из авторской практики применения современных высокотехнологичных строительных материалов можно привести проект регенерации исторического квартала № 2 (рис. 5), расположенного на территории объекта Всемирного наследия - достоприме-
Рис. 5. Фрагмент эскизного проекта регенерации исторического квартала № 2 в Ярославле. Территория объекта Всемирного наследия
«Исторический центр города Ярославля». Арх. Н.Н. Кудряшов, М.Н. Кудряшов.
2017.
Пример сочетания архитипов здание-«кулиса» и здание-
«хамелеон» по методу архитектурного палимпсеста Fig. 5. Fragment of the preliminary project of regeneration of the historical quarter N 2 in Yaroslavl. Territory of the World Heritage Site «Historical Center of Yaroslavl». Arkh. N.N. Kudryashov, M.N. Kudryashov. 2017. Example of a combination of architects building- «backstage» and building-«chameleon» according to the method of architectural palimpsest
Регенерация исторической среды основана на возрождении образа старинной усадьбы, утопающей в саду. Образ усадьбы в саду воссоздается на сочетании архитипов «кулисы» и «хамелеона». Двухслойные стеклянные планары новых построек имитируют образ старого сада-хамелеона, окружающего в качестве фона-кулисы отреставрированные усадебные фасады, создавая двуединство архитектурного палимпсеста.
ВЫВОДЫ
Выполнение принципов контекстуализма и метода деви-зуализации нового строительства в этом проекте позволяет изменить регламенты достопримечательного места на определенной территории:
Приложение к приказу Министерства культуры РФ от 11 января 2016 г. № 14: «... При осуществлении регенерации историко-градостроительной среды в целях сохранения или выявления ее основных градостроительных и композиционных характеристик, допускается фрагментарное применение современных материалов (планарное остекление) для нейтрализации негативного влияния новых объектов на зоны прямого визуального контакта с объектами культурного наследия»".
Развитие высоких технологий в современной архитектуре не в формально-стилистическом и поверхностно-декоративном смысле, а в их истинном значении с применением, в том числе «умных компонентов», дает возможность эффективно реализовать метод девизуализации
ТОМ 1, ВЫПУСК 1, 2020 | VOL. 1, ISSUE 1
нового строительства в условиях регенерации исторической среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО, 1972 г.). ООН; 2019. URL: www.un.org,www.unesco.org
2. World Heritage List. UNESCO; 2019. URL: ww.unesco.org
3. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991.
4. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. М.: Стройиздат. 1984. С. 244.
5. Шевченко Э.А. О проблемах сохранения исторических поселений и не только... СПб: ЗАО Издательство «Зодчий». 2018. С. 367.
6. Исторические центры городов России. Опыт российско-германского сотрудничества в решении задач реконструкции и развития исторических городов и районов. Министерство городского развития, культуры и спорта земли Северный Рейн-Вестфалия (МГРиТ), Министерство строительства российской Федерации (МИНСТРОЙ). Дортмунд: ISL. 1996. Вып. 110. С. 169. Historische Stadtkerne in Rußland. Erfahrungen der russisch -deutschen Zusammenarbeit bei der Lösung von Aufgaben im Bereich Rekonstruktion und Entwicklung von historischen Altstaden und Altstadtteilen. Ministerium für Stadtentwicklung, Kultur und Sport des Landes Nordhein-Westfalen (MSKS), Ministerium für Bauwesen der Russischen Föderation (MINSTROJ) - Dortmund: Institut für Landes - und Stadtentwicklungsforschung des Landes Nordrhein-Westfalen, ISL. 1996. V. 110. P. 169.
7. Schempp D., Krampen M. Glass Architects/Glasarchitekten. Concepts, Buildings, Perspectives. Konzepte, Bauten, Perspek-tion, Avedition. Verlagfür Architectur. 2000. C. 240.
8. Campagno A. Intelligent Glass Facades. Material, Practice, Design. Birkhaüser Verlag. 2002. P. 160.
9. Pottgiesser U. Fassad enschichtungen-Glas. Mehrschalige Glaskonstruktionen. Bauwerk Verlag, 2003. P. 208.
УМНЫЕ КОМПОЗИТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION
(MSKS), Ministerium für Bauwesen der Russischen Föderation (MINSTROJ) - Dortmund: Institut für Landes - und Stadtentwicklungsforschung des Landes Nordrhein-Westfalen, ISL. 1996. V. 110. P. 169.
Schempp D., Krampen M. Glass Architects/Glasarchitekten. Concepts, Buildings, Perspectives. Konzepte, Bauten, Perspek-tion, Avedition. Verlagfür Architectur. 2000. C. 240. Campagno A. Intelligent Glass Facades. Material, Practice, Design. Birkhaüser Verlag. 2002. P. 160. Pottgiesser U. Fassad enschichtungen-Glas. Mehrschalige Glaskonstruktionen. Bauwerk Verlag, 2003. P. 208.
A
Received 11.09.2020 Accepted 15.10.2020
Поступила в редакцию 11.09.2020 Принята к опубликованию 15.10.2020
REFERENCES
1. Convention on the protection of the world cultural and natural heritage (UNESCO, 1972). UN; 2019. URL: www.un.org, www.unesco.org (in Russian).
2. World Heritage List. UNESCO; 2019. URL: ww.unesco.org
3. Yargina Z.N. Aesthetics of the city. M.: Stroyizdat, 1991. (in Russian).
4. Yargina Z.N. Urban planning analysis. M.: Stroizdat. 1984. P. 244. (in Russian).
5. Shevchenko E.A. About problems of preserving historical settlements and not only... Saint Petersburg: ZAO publishing house «Zodchiy». 2018. P. 367. (in Russian).
6. Historische Stadtkerne in Rußland. Erfahrungen der russisch - deutschen Zusammenarbeit bei der Lösung von Aufgaben im Bereich Rekonstruktion und Entwicklung von historischen Altstaden und Altstadtteilen. Ministerium für Stadtentwicklung, Kultur und Sport des Landes Nordhein-Westfalen