Научная статья на тему 'ДЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СРЕДУ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ РЕГЕНЕРАЦИИ'

ДЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СРЕДУ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ РЕГЕНЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / РЕГЕНЕРАЦИЯ / КОНТ ЕКСТУАЛИЗМ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / АДХОКРАТИЯ / ДЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПЛАНАРНОЕ ОСТЕКЛЕНИЕ / АРХИТИП

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кудряшов Н. Н.

В статье рассматриваются проектнометодические аспекты нейтрализации воздействия нового строительства на целостность исторической среды в условиях ее реконструкциирегенерации. На основе базисных принципов контекстуализма как позитивного творческого кредо в режиме признания доминирующей ценности исторической среды в целом анализируются творческие средства адхократического подхода в современной архитектурной практике. Приводится оригинальная классификация объектов нового строительства в жанре « adhoc», которые объединяет общий метод девизуализации. Метод девизуализации в техничес ком аспекте основан на применении современных высокотехнологичных строительных материалов - светопрозрачных и светоотражающих одновременно планарах, по физической структуре являющихся композитными материалами. Определяются проектно методические условия и ограничения в применении таких ограждающихфасадных материалов. В качестве основного вывода статьи утверждается, что развитие высоких технологий в современной архитектуре с применением «умных композитов» позволит эффективно реализовать метод девизуализации нового строительства в условиях регенерации исторической среды. Таким образом решается проблема единства «старого» и «нового» в практике градостроительства, в частности - практике реконструкции городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVISUALIZATION AS A METHOD OF NEUTRALIZING THE IMPACT OF NEW CONSTRUCTION ON THE HISTORICAL ENVIRONMENT DURING ITS REGENERATION

The paper deals with the design and methodology of neutralizing the impact of new con struction on the integrity of the historic environment under its reconstruction regeneration. Creative adhoc methods are analyzed in contemporary architectural practice by applying the basic principles of contextualism as a positive creative credo recognizing the dominant value of the historical environment. The paper provides an original classification of new construction objects in the " adhoc" genre. They come together by a common method of devisualization. Technically, this method is based on using modern hightech building materials - translucent and l ightreflective planars, which are composites by the physical structure. We define the design conditions and l imitations to using these façadeenveloping materials. In conclusion, it is argued that the development of high technology in modern architecture with the use of " smart composites" can pave a way to effectively implement the method of new construction withing the r egeneration of the historic environment. Thus, the problem of harmony of "old" and "new" in urban planning - the ur ban renewal specifically - is solved.

Текст научной работы на тему «ДЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СРЕДУ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ РЕГЕНЕРАЦИИ»

том 1, ВЫПУСК 1,2020 vol 1, issue 1 УМНЫЕ КОМПОЗИТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

УДК 05.23.21

ДЕВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК МЕТОД НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СРЕДУ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ РЕГЕНЕРАЦИИ

Н.Н. Кудряшов

_ Кафедра архитектуры, Ярославский государственный технический

Николай Николаевич Кудряшов -

университет, ул. Володарского, 103, Ярославль, Российская

E-mail: [email protected] Федерация, 150040

В статье рассматриваются проектно - методические аспекты нейтрализации воздействия нового строительства на целостность исторической среды в условиях ее реконструкции-регенерации. На основе базисных принципов контекстуализма как позитивного творческого кредо в режиме признания доминирующей ценности исторической среды в целом анализируются творческие средства адхократического подхода в современной архитектурной практике. Приводится оригинальная классификация объектов нового строительства в жанре «adhoc», которые объединяет общий метод девизуализации. Метод девизуализации в техническом аспекте основан на применении современных высокотехнологичных строительных материалов - све-топрозрачных и светоотражающих одновременно планарах, по физической структуре являющихся композитными материалами. Определяются проектно -методические условия и ограничения в применении таких ограждающих - фасадных материалов. В качестве основного вывода статьи утверждается, что развитие высоких технологий в современной архитектуре с применением «умных композитов» позволит эффективно реализовать метод девизуализации нового строительства в условиях регенерации исторической среды. Таким образом решается проблема единства «старого» и «нового» в практике градостроительства, в частности - практике реконструкции городов.

Ключевые слова: историческая среда, регенерация, контекстуализм нового строительства, адхократия, девизуализация, планарное остекление, архитип

Для цитирования:

Кудряшов Н.Н. Девизуализация как метод нейтрализации воздействия нового строительства на историческую среду в процессе ее регенерации. Умные композиты в строительстве. 2020. Т. 1. Вып. 1. С. 81-88 URL: http://comincon.ru/index.php/tor/V1N1_2020

DOI: 10.52957/27821919_ 2020_1_81

UDC 05.23.21

DEVISUALIZATION AS A METHOD OF NEUTRALIZING THE IMPACT OF NEW CONSTRUCTION ON THE HISTORICAL ENVIRONMENT DURING ITS REGENERATION

N.N. Kudryashov

Nikolay Nikolaevich Kudryashov Department of Architecture, Yaroslavl State Technical University, 103,

E-mail: [email protected] Volodarsky st., Yaroslavl, Russia,, 150040

The paper deals with the design and methodology of neutralizing the impact of new construction on the integrity of the historic environment under its reconstruction - regeneration. Creative adhoc methods are analyzed in contemporary architectural practice by applying the basic prin-ciples of contextualism as a positive creative credo recognizing the dominant value of the historical environment. The paper provides an original classification of new construction objects in the "adhoc" genre. They come together by a common method of devisualization. Technically, this method is based on using modern high-tech building materials — translucent and light-reflective planars, which are composites by the physical structure. We define the design conditions and limitations to using these façade -enveloping materials. In conclusion, it is argued that the development of high technology in modern architecture with the use of "smart compo-sites" can pave a way to effectively implement the method of new construction withing the re-generation of the historic environment. Thus, the problem of harmony of "old" and "new" in urban planning — the urban renewal specifically — is solved.

Key words: historical environment, regeneration, contextualism in new construction, adhocracy, devisualization, planar glazing, architecture

For citation:

Kudryashov N.N. Devisualization as a method of neutralizing the impact of new construction on the historical environment during its regeneration. Smart Composite in Construction. 2020. V. 1. N1. Р. 81-88 URL: http://comincon.ru/index.php/torfV1N1_2020

DOI: 10.52957/27821919_ 2020_1_81

ВВЕДЕНИЕ

В работе предлагается несколько методических рекомендаций по нейтрализации воздействия нового строительства на объекты архитектурно-градостроительного наследия в исторической среде. Методические рекомендации объединены под термином «девизуализация», обозначающим метод реконструкции-регенерации исторической среды, выявленный как на основе методологических исследований, так и на основе архитектурно-строительной практики.

Процесс регенерации исторической среды объективно предполагает двуединство ее (исторической среды) сохранения и развития. Дуализм сохранения и развития или возрождения и развития утверждается практикой контек-стуализма на основе соединения принципов и методов ад-хократии и урбанизма. Биполярность процесса регенерации под девизом «сохраняя - развивать» или «развивая - сохранять» является концептуальной базой широко распространённой архитектурной практики, достойной внимательного изучения и глубокого методического анализа.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГЕНЕРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Регенерация исторической среды предполагает, в первую очередь, компенсационное строительство взамен утраченных элементов исторической градостроительной композиции в условиях признания доминирующей ценности исторической среды и в целом подчиняется правилу контексту-ализма: ad hoc + urbanism.

Адхократический подход к процессу регенерации исторической среды (adhocracy) реализуется в практике современной архитектуры средствами:

- неовернакуляра как формалистического воспроизведения композиционных свойств исторической застройки, часто в абстрактном, опосредованном виде;

- архитектурного палимпсеста - наслаивания старого и нового, как способа раскрыть, экспонировать историю места - «говорящая» архитектура со стремлением, выразить, сущность «genius loci» («духа места»);

- тематического единства градокомпозиции как средства выявления и усиления, нередко, возрождения «духа места», сохранения и возвращения исторической памяти места;

- художественного контраста старого и нового как дуализма детали и фона, конкретного и абстрактного, порядка и хаоса.

Все рассмотренные средства или методические принципы формирования новой застройки в существующем градостроительном контексте регенерации (возрождения и развития) исторической среды утверждают приоритет локального над «беспочвенным», значимость коренной, концептуальной связи современной архитектуры с местом ее создания, со сложившейся (илиутраченной) драматургией пространства.

Данные методические принципы и средства отрицают формально поверхностный постмодернистский историзм

с его стилизацией, цитированием и фальсификацией истории. Старое должно оставаться старым, а новое - быть новым, чтобы не фальсифицировать историю.

При этом в процессе регенерации любая новая постройка трансформирует место и среду в целом. Эта трансформация зачастую может обезличить историческую среду, подчинить старое новому, уничтожить дух места, создав диссонанс, разорвать контекст как ткань исторической градостроительной композиции. Существование устойчивого мнения, а по сути, мифа о несовместимости двух основ регенерации исторической среды - старого и нового -поддерживается негативным опытом появления локальных диссонансов, сознательно создаваемых архитекторами - противниками адхократии (adhocracy). Запрет на применение современных - новых архитектурных средств, в том числе современных строительных материалов, включая «умные» композиты, зафиксирован во множестве регламентов проектов зон охраны историко-культурного наследия и достопримечательных мест. Этот запрет является реакцией на столь же многочисленные нарушения, чаще - игнорирование методических основ, принципов и правил регенерации исторической среды. В то же время богатый и успешный практический опыт реконструкции исторической среды старых европейских городов свидетельствует о том, что современные ограждающие строительные материалы и конструкции, в частности, композиты, обладающие, в силу своей энтропической природы, уникальной пластичностью и нейтральной безликой фактурой, являются универсальным материалом для решения задачи девизуализации и дематериализации нового строительства в исторической среде.

АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКИ РЕГЕНЕРАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

По результатам анализа архитектурной практики в исторической среде можно выделить четыре основных адхократических архитипа нового строительства: здание-«кулиса», здание-«хамелеон», здание-«призрак» и здание-«зеркало».

Здание-«кулиса» чаще всего воплощает адхократический метод архитектурного палимпсеста. Кулиса рассматривается как удачное решение проблемы детали и фона, формируя контраст без конфликта старого и нового. Кулиса создаёт нейтральный фон - фоновую ткань, на которую «нашиваются» драгоценные фрагменты былого, несущие ауру места, дух места (genius loci). Единство детали (старого) и фона (нового) самым ярким образом воплощено в музее Кельнского диоцеза «Колумба» ("Kolumba" Diocesan Museum, arch. Peter Zumtor, 2007). Архитектурный объект трактуется как бриколлаж пластов, сплав следов, фрагментов и элементов исторической среды.

Здания-«хамелеоны» в буквальном смысле растворяются в окружающей среде, сливаясь с контекстом, имитируют фрагменты природных или градостроительных ландшафтов, то самое место - ad hoc, используя средства архитектурного камуфляжа или мимикрии и театрально-сценические приемы декорирования, известные со времён эпохи рококо, а в наши дни - суперграфические принты, слайд-фасады, скрываясь за data-планарами.

ТОМ 1, ВЫПУСК 1, 2020 | VOL. 1, ISSUE 1

Наибольшее, даже массовое, распространение в современной архитектурной практике получили два архитипа: здание-«призрак» и здание-«зеркало». Оба архитипа используют в качестве ограждающего фасадного материала стекло как собирательный обобщающий термин, а по своей сути - сложный, «умный» - высокотехнологичный композитный материал с полярными, диаметрально противоположными свойствами, а именно: полным светоотраже-нием зеркальных поверхностей фасадов (здание-«зеркало») или максимальным светопропусканием с эффектом прозрачности (здание-«призрак») (рис. 1). Оба архитипа воплощают один из принципов психологии восприятия на основе GESTALT-философии: «отсутствие присутствия» или «присутствие отсутствия». Здание-«призрак» создает эффект растворения в пространстве контекста и служит в качестве заполнения паузы в тексте градостроительной ткани. Этот архитип чаще возникает в условиях разреженной, с лакунами, застройки и низкой плотности историко-культурной среды с относительно малой эстетической массой, которая определяется по формуле М = О/С. Здесь М - эстетическая масса, О - фактор порядка, С -фактор сложности (З.Н. Яргина, Эстетика города).

УМНЫЕ КОМПОЗИТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Рис. 1. LVR - Landes Museum Bonn. Architektur gruppe Stuttgart. 2003.

Фото: Jorgens.mi. Пример архитипа здание-«призрак» с двухслойным фасадом - планарным футляром Fig. 1. LVR - Landes Museum Bonn. Architektur gruppe Stuttgart. 2003.

Photo: Jorgens.mi. An example of a building-ghost architecture with a two-layer facade - a planar case

Реконструкция-расширение земельного исторического музея в Бонне, Германия. Неоконструктивистское здание в «фирменной» эстетике строго пуризма в своей простоте и супрематичности «вне места и вне времени» должно было нести идею антиисторичности и универсальности. Денди-пуризм здания музея является нейтральным фоном, безликим футляром для хранения и экспозиции древнего сокровища во внутреннем пространстве и столь же безобразным, «тающим» в городской среде пространства внешнего. Игнорируя само понятие «места» и, тем более, «духа места», это здание «молчит», не мешая монологу исторической среды.

Архитектурная практика «призраков» опирается на опыт денди-пуризма Миса Ван Дер Роэ и ярко проявилась в неомодернистском творчестве Жана Нувеля и Одиль Декк

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

(рис. 2). В числе композиционных приемов современных мастеров этого жанра можно определить:

- слоистость светопрозрачных фасадов, состоящих из двух-трёх кулис по типу многочисленной драпировки;

- нечеткий - размытый - рваный контур, открытый на контекст;

- плоскостные и гладкие фасады с минимальным количеством граней;

- минималистичность (простота и лапидарность) формы «аквариума».

А

Рис. 2. MACRO - Музей современного искусства в Риме. Арх.

Одиль Декк (Odile Decq). 2002.

Фото: Massimiliano Tonelli. Пример сочетания двух архитипов: здание-«кулиса» и здание-« призрак» в двуединстве

со старыми стенами архитектурного палимпсеста Fig. 2. MACRO - Museum of Contemporary Art in Rome. Arkh.

Odile Decq. 2002.

Photo: Massimiliano Tonelli. An example of a combination of two architects: «building - backstage» and

«building - ghost» in double unity with the old walls of the architectural palimpsest

MACRO Римский музей современного искусства, арх. Odile Decq (Одиль Декк), (объект № 91, 1990 г.) в стенах Урбана VII у Ворот Пия (Porta Pia). Музей MACRO занимает значительную часть исторического квартала после его реконструкции - санации лакуны, возникшей на месте старой пивоварни «Перони». Конверсионный процесс реконструкции - регенерации исторической среды по проекту арх. Одиль Декк, после структурной реорганизации квартала позволил создать культурный центр мирового уровня общей площадью более 12000 и'.

MACRO соединяет в своей композиции два архитипа: здание-«кулиса» и здание- «призрак», в полной мере воплощая метод девизуализации нового как безликого (невидимка-призрак) фона в двуединстве архитектурного палимпсеста со старыми стенами.

Здание-«зеркало» максимально корректно отвечает принципам регенерации в условиях плотной и сверхплотной - стесненной застройки, с плотной историко-культурной средой, обладающей большой эстетической массой, которая определяется по формуле М = С: О. Здесь М - эстетическая масса, С - фактор сложности, О - фактор порядка (З.Н. Яргина. Эстетика города).

Зеркальные фасады, обращённые на кульминационные фрагменты исторической среды, в отражениях раскрывая и умножая их эстетическую ценность, усиливая их домини-

рующее значение, и формируют образы исторической среды чательного места «Исторический центр города Ярослав-в новых ракурсах (рис. 3). ля».

Рис. 3. Расширение исторического музея. Берн, Швейцария. Арх. «:mlzd».ch (mit Liebezum Detail). 2009. WillYs Fotowerkstatt. Пример архитипа здание-«зеркало» Fig. 3. Expansion of the historical museum. Bern, Switzerland.

Arkh. «:mlzd».ch (mit Liebezum Detail). 2009. WillYs Fotowerkstatt. Example of a building-mirror architecture

Как и здания-«призраки», «зеркала» являются развитием денди-пуристской традиции и обычно воспринимаются в качестве арт-объектов, порталов, открывающих путь в прошлое (рис. 4).

Рис. 4. Glascubus («Стеклянный куб»). Aachen. Арх. Marcus Vonhoegen. 1998.

Фото: Thomas Robbin. Пример архитипа здание-«зеркало» Fig. 4. Glascubus ("Glass Cube"). Aachen. Arkh. Marcus Vonhoegen. 1998.

Photo: Thomas Robbin. Example of a building-mirror architecture

Однако никакой материал не решает проблему совместимости старого и нового автоматически. Успешное решение адхократического подхода в процессе регенерации исторической среды возможно при выполнении универсального принципа: соблюдения трёх основных параметров исторической среды: масштаба (MS), модуля (MD), и ритма (R) застройки по формуле "минимаксов" - строгих неравенств: не больше большего и не меньше меньшего из соответствующих параметров исторической среды (MS , MD, R). В качестве примера из авторской практики применения современных высокотехнологичных строительных материалов можно привести проект регенерации исторического квартала № 2 (рис. 5), расположенного на территории объекта Всемирного наследия - достоприме-

Рис. 5. Фрагмент эскизного проекта регенерации исторического квартала № 2 в Ярославле. Территория объекта Всемирного наследия

«Исторический центр города Ярославля». Арх. Н.Н. Кудряшов, М.Н. Кудряшов.

2017.

Пример сочетания архитипов здание-«кулиса» и здание-

«хамелеон» по методу архитектурного палимпсеста Fig. 5. Fragment of the preliminary project of regeneration of the historical quarter N 2 in Yaroslavl. Territory of the World Heritage Site «Historical Center of Yaroslavl». Arkh. N.N. Kudryashov, M.N. Kudryashov. 2017. Example of a combination of architects building- «backstage» and building-«chameleon» according to the method of architectural palimpsest

Регенерация исторической среды основана на возрождении образа старинной усадьбы, утопающей в саду. Образ усадьбы в саду воссоздается на сочетании архитипов «кулисы» и «хамелеона». Двухслойные стеклянные планары новых построек имитируют образ старого сада-хамелеона, окружающего в качестве фона-кулисы отреставрированные усадебные фасады, создавая двуединство архитектурного палимпсеста.

ВЫВОДЫ

Выполнение принципов контекстуализма и метода деви-зуализации нового строительства в этом проекте позволяет изменить регламенты достопримечательного места на определенной территории:

Приложение к приказу Министерства культуры РФ от 11 января 2016 г. № 14: «... При осуществлении регенерации историко-градостроительной среды в целях сохранения или выявления ее основных градостроительных и композиционных характеристик, допускается фрагментарное применение современных материалов (планарное остекление) для нейтрализации негативного влияния новых объектов на зоны прямого визуального контакта с объектами культурного наследия»".

Развитие высоких технологий в современной архитектуре не в формально-стилистическом и поверхностно-декоративном смысле, а в их истинном значении с применением, в том числе «умных компонентов», дает возможность эффективно реализовать метод девизуализации

ТОМ 1, ВЫПУСК 1, 2020 | VOL. 1, ISSUE 1

нового строительства в условиях регенерации исторической среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО, 1972 г.). ООН; 2019. URL: www.un.org,www.unesco.org

2. World Heritage List. UNESCO; 2019. URL: ww.unesco.org

3. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991.

4. Яргина З.Н. Градостроительный анализ. М.: Стройиздат. 1984. С. 244.

5. Шевченко Э.А. О проблемах сохранения исторических поселений и не только... СПб: ЗАО Издательство «Зодчий». 2018. С. 367.

6. Исторические центры городов России. Опыт российско-германского сотрудничества в решении задач реконструкции и развития исторических городов и районов. Министерство городского развития, культуры и спорта земли Северный Рейн-Вестфалия (МГРиТ), Министерство строительства российской Федерации (МИНСТРОЙ). Дортмунд: ISL. 1996. Вып. 110. С. 169. Historische Stadtkerne in Rußland. Erfahrungen der russisch -deutschen Zusammenarbeit bei der Lösung von Aufgaben im Bereich Rekonstruktion und Entwicklung von historischen Altstaden und Altstadtteilen. Ministerium für Stadtentwicklung, Kultur und Sport des Landes Nordhein-Westfalen (MSKS), Ministerium für Bauwesen der Russischen Föderation (MINSTROJ) - Dortmund: Institut für Landes - und Stadtentwicklungsforschung des Landes Nordrhein-Westfalen, ISL. 1996. V. 110. P. 169.

7. Schempp D., Krampen M. Glass Architects/Glasarchitekten. Concepts, Buildings, Perspectives. Konzepte, Bauten, Perspek-tion, Avedition. Verlagfür Architectur. 2000. C. 240.

8. Campagno A. Intelligent Glass Facades. Material, Practice, Design. Birkhaüser Verlag. 2002. P. 160.

9. Pottgiesser U. Fassad enschichtungen-Glas. Mehrschalige Glaskonstruktionen. Bauwerk Verlag, 2003. P. 208.

УМНЫЕ КОМПОЗИТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

(MSKS), Ministerium für Bauwesen der Russischen Föderation (MINSTROJ) - Dortmund: Institut für Landes - und Stadtentwicklungsforschung des Landes Nordrhein-Westfalen, ISL. 1996. V. 110. P. 169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Schempp D., Krampen M. Glass Architects/Glasarchitekten. Concepts, Buildings, Perspectives. Konzepte, Bauten, Perspek-tion, Avedition. Verlagfür Architectur. 2000. C. 240. Campagno A. Intelligent Glass Facades. Material, Practice, Design. Birkhaüser Verlag. 2002. P. 160. Pottgiesser U. Fassad enschichtungen-Glas. Mehrschalige Glaskonstruktionen. Bauwerk Verlag, 2003. P. 208.

A

Received 11.09.2020 Accepted 15.10.2020

Поступила в редакцию 11.09.2020 Принята к опубликованию 15.10.2020

REFERENCES

1. Convention on the protection of the world cultural and natural heritage (UNESCO, 1972). UN; 2019. URL: www.un.org, www.unesco.org (in Russian).

2. World Heritage List. UNESCO; 2019. URL: ww.unesco.org

3. Yargina Z.N. Aesthetics of the city. M.: Stroyizdat, 1991. (in Russian).

4. Yargina Z.N. Urban planning analysis. M.: Stroizdat. 1984. P. 244. (in Russian).

5. Shevchenko E.A. About problems of preserving historical settlements and not only... Saint Petersburg: ZAO publishing house «Zodchiy». 2018. P. 367. (in Russian).

6. Historische Stadtkerne in Rußland. Erfahrungen der russisch - deutschen Zusammenarbeit bei der Lösung von Aufgaben im Bereich Rekonstruktion und Entwicklung von historischen Altstaden und Altstadtteilen. Ministerium für Stadtentwicklung, Kultur und Sport des Landes Nordhein-Westfalen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.