В противовес этому актуальное психоэмоциональное состояние курсантов без признаков депрессивного состояния включает в себя тенденцию своевременно реагировать на психотравми-рующие воздействия с помощью вербальной и физической агрессии - в пределах социально допустимых норм. Таких курсантов, по нашим данным, в исследованной выборке 85 %.
Рисунки курсантов позволили уточнить психотравмирующие компоненты. Анализ показал, что психотравмирующие ситуации находятся в поле общения: это недостаток конструктивного общения, недопонимание, неясные отношения, дефицит дружеского участия, любви и заботы, в ряде случаев - деструктивные отношения, вызывающие напряжение. Это ощущение безысходности, «нахождения в клетке», недостаток общения и поддержки извне. Депрессивный курсант склонен видеть в том, что происходит с ним, только неприятности и поражения, что характеризует одномерность его мышления, и склонен считать, что мир настроен к нему враждебно. Он относит себя к «неудачникам» (категоричное, оценочное суждение) и полагает, что выхода в данной ситуации нет. Депрессивный курсант убежден, что ему присущи психологические, нравственные или физические дефекты (обида, вина и аутоагрессия в структуре психологического состояния), которые делают его глубоко несчастным, никчемным, никому не нужным существом, испытывает по этому поводу вину и обиду вплоть до аутоагрессивных тенденций. Он считает себя несчастным человеком. Эти неправильные суждения укладываются в первый компонент когнитивной триады А.Бека [3].
Депрессивный курсант считает, что мир враждебен и предъявляет к нему непомерные требования (враждебность и негативизм в структуре эмоционального состояния), чинит ему непреодолимые препятствия - то есть имеет место негативная интерпретация своего текущего опыта. Это является вторым компонентом когнитивной триады А.Бека.
Третий компонент когнитивной триады связан с неконструктивным планированием своего будущего - это проявляется в аутоагрессивных тенденциях и выявлено в некоторых единичных случаях.
Таким образом, проявления депрессивности у курсантов в связи с агрессивным эмоциональным состоянием укладываются в когнитивную модель депрессии А.Бека. Логично предположить, что данные курсанты конституционально предрасположены к депрессии, которая до воинской службы была в скрытом, латентном состоянии, а трудности воинской службы, особые взаимоотношения, напряженный режим и ответственность активизируют скрытые представления (схемы, по А.Беку), которые проявляются депрессивным состоянием.
Депрессивные состояния у курсантов могут быть объяснены и с помощью теории А.Эллиса. Специфика воинской службы такова, что большинство поручений передаются в виде команд и приказов, что формирует определенное мышление: внутренний диалог тоже приобретает форму команд. Присутствие в личностном стиле самокоманд как способа контроля и регуляции исключает гибкое, приспосабливающееся реагирование на ситуацию и даже в обычных условиях бывает весьма тягостно, в критические же моменты или в напряженных условиях воинской службы это может формировать описанные чувства беспомощности, вины, ожидания наказания и ведет к депрессивным состояниям. Мышление функционирует по принципу «все или ничего», что может быть опасно в плане возникновения суицидальных тенденций.
Теория выученной беспомощности М.Селигмана также может быть приложима для объяснения депрессий у военнослужащих. Любому солдату внушается, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы изменить или предотвратить их. У солдат и у низшего командного звена формируется своеобразная «обученная беспомощность». Это состо-
Библиографический список
яние особенно тягостно переживается лицами, которые имеют внутренне-ориентированный локус контроля, которые привыкли чувствовать себя ответственными за происходящие события. У таких лиц может легко развиться депрессия с выраженным чувством вины, обиды, негативизма.
Коррекционное психологическое консультирование в этих случаях должно быть направлено на изменении ситуации, обучение в особых условиях, позволяющих путем позитивного подкрепления разрушить устойчивые стереотипы депрессивного стиля поведения, укрепляя поведенческую активность.
Рисуночный тест показал, что депрессия приводит к искажению восприятия военнослужащим действительности. Военнослужащий в таком случае начинает воспринимать свое состояние и свои взаимоотношения как потерю или неудачу. Военнослужащий может почувствовать неспособность исполнять свою роль или недовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить личностные проблемы и привести к появлению у военнослужащего постоянного чувства безнадежности, к неспособности приспособиться к воинской деятельности или найти способ изменить ее так, чтобы она лучше соответствовала потребностям военнослужащего. В результате депрессия влияет на понижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешно справляться с воинскими обязанностями. Таким образом, личностные проблемы, вскрытые армейской службой, в ситуации напряжения приводят к депрессии.
Выявленные нами корреляционные взаимосвязи депрессии с агрессией подтверждают теорию У. Штернберга о том, что депрессия - это в ряде случаев подавленная агрессивность. Корни этого процесса лежат в раннем детстве, когда любое агрессивное проявление подавлялось и осуждалось - отсюда чувство вины, обиды и негативизма. В коррекционном плане необходимо добиваться у пациента осознания его агрессивных чувств и анализа их происхождения, что предотвратит обращение агрессии на себя и на окружающих. Депрессия и агрессия, как адаптивные психологические феномены, существуют бок о бок, и нуждаются в одновременной коррекции.
В связи полученными результатами можно заключить, что наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме депрессивных состояний у военнослужащих. Это не только предупреждение конфликтных и психотравми-рующих ситуаций, но и анализ личности военнослужащего, в которой могут скрываться предрасположенность к депрессивным реакциям и подавленная агрессивность. Комплексный подход - это применение всех методов изучения депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая психология). Полученные результаты могут быть использованы в военных организациях для разработки методических рекомендаций по профилактике и своевременной коррекции депрессивных состояний у военнослужащих.
Выводы
1. При обследовании 200 курсантов не выявлено ни одного истинно депрессивного состояния. Легкое депрессивное состояние выявлено в 15 % случаев.
2. Выявлены статистически достоверные взаимосвязи депрессии и некоторых проявлений агрессивности, а именно: обиды, вины, аутоагрессии, негативизма, враждебности.
3. Проективный рисуночный тест показал наличие в структуре личности депрессивных курсантов личностных проблем и неправильных, дисфункциональных установок, обусловливающих нарушение психической адаптации и приводящих к депрессии.
4. Наиболее оптимальная трактовка депрессивных состояний военнослужащих может быть осуществлена с помощью ког-нитивно-бихевиоральной теории депрессии. Анализ личностных причин депрессии может помочь в выборе адекватного психокор-рекционного вмешательства.
1. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара, 2006.
2. Копытин, А.И. Тест «Нарисуй историю». - М., 2003.
3. Бек, А.В. Когнитивная терапия депрессии. - СПб., 2003.
Bibliography
1. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testih: uchebnoe posobie. - Samara, 2006.
2. Kopihtin, A.I. Test «Narisuyj istoriyu». - M., 2003.
3. Bek, A.V. Kognitivnaya terapiya depressii. - SPb., 2003.
Статья поступила в редакцию 16.11.11
УДК 159.923
Chukhrova M.G., Chukhrov A.S., Pivovarov A.V., Safin D.I., Orlova T.G.. DEVIANT BEHAVIOR IN SOME YOUTH SUBCULTURES. A pilot study shows the prevalence of various forms of deviant behavior in youth subcultures hippies, punks, goths, rastamans, compared with adolescents who do not consider themselves to be subcultures. Keywords: deviant behavior, youth subcultures.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ; А.С. Чухров, канд. тех. наук, доц. СибГУТИ, А.В.Пивоваров, соискатель НГПУ; Д.И. Сафин, канд. филос. наук, доц. СНИ; Т.Г. Орлова, ст. преп. НГПУ, г. Новосибирск, [email protected]
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В НЕКОТОРЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ
В пилотном исследовании показана распространенность различных форм девиантного поведения в молодежных субкультурах хиппи, панков, готов, растаманов, в сравнении с подростками, не причислящими себя к субкультурам. Ключевые слова: девиантное поведение, молодежные субкультуры.
Данное понятие - девиантное, или отклоняющееся от нормы поведение, - как феномен существует, вероятно, с момента появления общества, и масштабы его могут колебаться как от единичных, так и до массовых проявлений.
Наибольшая склонность к девиантному поведению проявляется в подростковом возрасте, поскольку данный возраст характеризуется не только биологическим переходом от детства к зрелости, но и социальным самоопределением, и психологическим самоосознаванием. Подростки являются самым активным психологическим субъектом, их мировоззрение еще не сформировано, легко поддается внешнему влиянию и поэтому социально неприемлемое поведение самым выразительным образом проявляется именно в них. Подростки легко впитывают в себя правила поведения значимой для них группы и руководствуются ими. В так называемого «трудном возрасте» наиболее сложно контролировать зачатки девиантного поведения и проводить его профилактику, поскольку подростки гораздо легче и лучше идентифицируют себя со сверстниками, чем со взрослыми. Это связано с психологической потребностью подростка, с одной стороны, «отделиться» от контроля старших, с другой, принадлежать какой-либо группе или общности. Зачастую, такой общностью может оказаться та или иная субкультура [1, 2].
Молодежная культура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Молодеж-
ная субкультура обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей [1].
Субкультуры в России - явление, заимствованное с Запада во второй половине прошлого века и до конца не изученное. Молодежные субкультуры в России имеют определенные идеологические, внешние и поведенческие черты, отличные от общепринятой нормы. Зачастую эти нормы находятся на грани дозволенного или переходят эту грань. Различные проявления девиантного поведения в определенных субкультурах возведены в норму, и эта проблема нуждается в специальном изучении.
Цель пилотного исследования - изучение распространенности различных форм девиантного поведения в молодежных субкультурах.
Объект и методы исследования. В нашем исследовании принимали участие представители таких субкультур как хиппи (30 человек), панки (28 человек), готы (32 человека), растаманы (28 человек), всего 118 представителей субкультур в возрасте 16-19 лет. В качестве контрольной группы были обследованы подростки, юноши и девушки, которые не причисляли себя ни к одной из субкультур, учащиеся старших классов общеобразовательной школы, в возрасте 16-18 лет, всего 40 человек. Всего опрошены 158 человек, из них 83 - мужского пола и 75 - женского. Основным методом исследования был метод нестандартизированных (свободных) психологических интервью. В интервью обязательно входили вопросы, касающиеся отношения испытуемого к молодежным субкультурам и их определяющих признаках: истории,
Основные компоненты субкультур по мнению современных подростков
54%
87°,
38°,
17°
43%
66%
История
Музыка
Идеология
Слэнг
Манеры
Имидж
0%
Рис.
1
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Основные компоненты субкультур, по мнению современных подростков и молодых людей (в %)
музыке, слэнгу, идеологии, имиджу. Подробно расспрашивались респонденты об их отношении к алкоголю и наркотикам, частоте и мотивации потребления, чувствам, которые вызывают у них психотропные препараты и люди, которые их употребляют. Подробно расспрашивались респонденты об их отношении к другим видам девиантного поведения - преступности, суицидальному поведению. Все опросы производились анонимно.
Результаты. Субкультуры претерпели существенные изменения за историю своего существования, при этом при переходе из одной страны в другую они также видоизменялись. Ни одна из изученных нами молодежных субкультур не зародилась в России, поэтому необходимо было выяснить, что определяет субкультуру, по мнению современного российского подростка. Опрошены респонденты из всей выборки 158 человек. Данные в %-выражении приведены на рис. 1. Из полученных данных следует, что идеология субкультуры стоит далеко не на первом месте, а занимает только пятую позицию из шести возможных. Основными признаками, определяющими принадлежность к той или иной
субкультуре, подростки считают музыку, внешний вид (имидж), знание истории самой субкультуры.
Специфические составляющие, такие, как идеология, сленг, манеры отходят на второй план и важны менее, чем для половины реципиентов, но не исключены полностью. Из этого можно сделать вывод, что для современных подростков субкультура выражается преимущественно во внешних формах, а не во внутреннем содержании.
Представители субкультур - хиппи, панки, растаманы, готы, а также подростки, не относящихся ни к одной субкультуре, были опрошены с целью выявления их отношение к четырем видам девиантного поведения - алкоголизму, наркомании, преступности, суицидальному поведению. Результаты опроса были сопоставлены между собой. Выявлена наибольшая склонность к такому виду, девиантного поведения, как потребление алкоголя, причем наибольшая она в субкультуре панков (97% регулярно принимают алкоголь), а наименьшая в субкультуре хиппи (14%), данные по субкультурам готов (48%), растаманов (52%) и среднестатистическим подросткам (52%) практически совпадают (рис. 2).
Регулярно принимают алкоголь
Среднестатистические подростки
Готы
Растаманы
Панки
Хиппи
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%
Рис. 2. Склонность к потреблению алкоголя в молодежных субкультурах
52%
48%
52%
97%
14%
Причины допустимости потребления алкоголя практически совпадали у всех опрошенных подростков: традиция определенных компаний, приподнятое настроение после употребления алкоголя, возможность казаться взрослыми и независимыми, иллюзия, что алкоголь не вызывает острого привыкания и его употребление можно «легко» бросить. Представители субкультуры готов отметили как основную причину «эстетику» алкоголя, псевдокультурную мотивацию выпивок, а среднестатистические подростки - желание с помощью алкоголя влиться в определенную компанию или среду, т.е. коммуникативные его свойства. Традиционное потребление алкоголя сильнее всего выражено у панков, у остальных же субкультур, вероятно, принадлежность к субкультуре не влияет на склонность к такому виду девиантного поведения, как алкоголизм, поскольку не было выявлено ни одной причины приема алкоголя, зависящей от специфики самой субкультуры.
Наркоманию считают допустимой представители субкультур готов (42%) и растаманов (78%), соответственно, очевидно, это связано со спецификой данных субкультур. Представители других субкультур и обычные подростки в большинстве своем декларировали недопустимость потребления наркотиков и наркомании. Среди растаманов потребление, например, марихуаны, не только допустимо, но и необходимо: марихуана и связанные с ней измененные состояния сознания являются неким путем для саморазвития и достижения Бога и просветления. Для представи-
телей субкультуры готов измененное состояние сознания имеет мистический ореол, это заложено в самой субкультуре. А также готы отмечают особую «эстетику» наркотиков.
Делинквентность и склонность к правонарушениям у подростков правильнее было бы объяснять ситуационными и личностными мотивами, а не принадлежностью к субкультуре, поэтому, вероятно, в обследованной нами выборке выявлено небольшое количество совершенных правонарушений, причем основная доля принадлежала панкам, которые, как известно, алкогольное опьянение считают частью своего имиджа. Преступления, совершенные панками (19%), квалифицируются, как мелкое хулиганство, ситуационные конфликты, нарушения общественного порядка, и не зависят от идеологии самой субкультуры. Подростки, не относящиеся к субкультурам, на втором месте по конфликтам с законом (14%). В качестве причин совершения правонарушений (мелкое хулиганство, воровство, грабеж, разбой) подростки указывают тяжелое материальное положение, поиск острых ощущений и совершение преступления «за компанию». Таким образом, принадлежность к субкультуре не влияет на склонность к такому виду девиантного поведения, как преступность, поскольку не было выявлено причин, зависящих от специфики самой субкультуры (рис. 4).
Пропаганду суицидального поведения как высшего проявления свободы и свободы выбора приписывают готам, поскольку это соотносится со спецификой самой субкультуры - мрачный
Регулярно принимают наркотики
Среднестатистические подростки
Готы
Растаманы
Панки
Хиппи
6%
42%
1%
0%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% Рис. 3. Склонность к потреблению наркотиков в молодежных субкультурах
Совершали преступления
Среднестатистические подростки
Готы
Растаманы
Панки
Хиппи
0%
5%
14%
0%
19%
0%
2%
4%
6%
10%
12%
14%
16%
18%
20%
Рис. 4. Склонность к правонарушениям в молодежных субкультурах
имидж, мистицизм. В текстах некоторых готик-групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готике) тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно трактовать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Среди опрошенных готов 14% имели суицидальные мысли, намерения или пытались совершить суицид в прошлом. Среди контрольной группы подростков таких было всего 1% (рис. 5). Представители остальных субкультур отрицательно относятся к суициду и никогда не пытались его совершить.
Таким образом, следует признать, что для подростка принадлежность к определенной субкультуре не определяет его де-виантность. Скорее, субкультура выбирается по внутренней склонности к той или иной девиации, например, к потреблению алкоголя для панков или депрессивному настроению у готов. Склонность к девиантному поведению не заложена в субкультуре как таковой. Она зависит скорее от способности подростка адекватно оценивать поступающую ему информацию, осознавать выбор своих действий и нести ответственность за свои поступки.
7
Пытались совершить суицид
Среднестатистические подростки
Готы
1% 14%
0% 2% 4% 6% 8% 10% 12% 14% 16%
Рис. 5. Склонность к суициду среди представителей субкультур
Библиографический список
1. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. - 1998. - № 9.
2. Косарецкий, С.Г. Современные молодежные субкультуры (молодежные субкультуры как фактор наркотизации) / С.Г. Косарецкий, С.В. Егорышева // Информационно-методические материалы для специалистов по профилактике ПАВ. - М., 2002.
Bibliography
1. Osipova, O.S. Deviantnoe povedenie: blago ili zlo? // Socis. - 1998. - № 9.
2. Kosareckiyj, S.G. Sovremennihe molodezhnihe subkuljturih (molodezhnihe subkuljturih kak faktor narkotizacii) / S.G. Kosareckiyj, S.V. Egorihsheva // Informacionno-metodicheskie materialih dlya specialistov po profilaktike PAV. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 16.11.11
УДК 159.923
Chukhrova M.G., Sivolapov A.F., Safin D.I. AGGRESSIVE AND HOSTILE AS A MANIFESTATION OF PROTECTIVE
GEAR PSYCHE. In a pilot study shows the relationship between psychological defense mechanisms of the individual and aggressiveness on the example of military cadets.
Key words: aggression, psychological defense mechanisms.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. НГПУ; А.Ф Сиволапов, доц. НФА сухопутных войск; Д.И. Сафин, канд. филос. наук, доц. СНИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
АГРЕССИВНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИКИ
В экспериментальном исследовании показана взаимосвязь между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью на примере военных курсантов.
Ключевые слова: агрессивность, психологические защитные механизмы.
Нормальный уровень агрессивности, под которым понимается не делинквентность с причинением реального вреда окружающим, а стремление к независимости, энергичное отстаивание своего мнения, активное и решительное поведение, является необходимым проявлением индивидуальности и способствует адаптации в обществе [1]. Агрессивность является нормальным проявлением личности, направленным на выживание. Однако в ряде случаев агрессивное поведение, которое вначале несет адаптивную функцию, становится личностным отклонением и приводит к нарушению социальной адаптации. Психологические защитные механизмы, как и агрессивность, носят адаптивную функцию, и их избыточное проявление может также свидетельствовать о дезадаптации личности. В военной среде проблема агрессивности имеет особенно важное значение в связи со
спецификой воинской службы и привлекает внимание исследователей [2, 3]. С одной стороны, воинская служба предполагает определенный уровень общей агрессивности, однако в мирное время желательно снизить ее проявления. Знание того, какие именно структурные компоненты личности коррелируют с агрессивностью, может помочь пониманию агрессивного поведения в целом и иметь большое практическое значение для выработки конструктивных мер с целью предотвращения или контроля агрессии в воинской среде.
Основной целью экспериментального исследования являлось изучение взаимосвязи между психологическими защитными механизмами личности и агрессивностью на примере военных курсантов.