Научная статья на тему 'Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка'

Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1139
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барбашина К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка»

К. И. Барбашина

Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка

В федеральном государственном образовательном стандарте социализация обучающихся и формирование универсальных учебных действий определены как задачи первостепенной важности. Под социализацией А.В. Мудрик понимает «процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать ребенку в качестве активного субъекта общественных отношений» [2, с. 21]. Источником социализации является социальный опыт -это опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на его понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности...» [1].

В данной статье мы попробуем поразмышлять, какими возможностями для решения этих задач обладает театральный коллектив Дома детского творчества. На наш взгляд, в условиях дополнительного образования все дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, находить пути самовыражения и адаптации в современном обществе. Огромным потенциалом для решения задач социализации детей различных социальных групп обладает коллективная деятельность, поэтому путь решения этой проблемы лежит через работу по созданию и развитию детского коллектива. Я являюсь руководителем детского театрального коллектива «Диалог», который играет большую роль в активизации процесса социализации ребенка. Занимаясь в коллективе, ребёнок учится жить в социуме, учится взаимоотношениям с людьми. Театр - это школа общения. Театральная деятельность -коллективное творчество, так как каждая театральная постановка является результатом усилий всех членов коллектива. При подготовке спектакля дети могут играть различные социальные роли: актёр, декоратор, костюмер, звукорежиссер, художник по гриму и т. д. Процесс занятий в театральной студии также носит характер совместной деятельности, в процессе которой ребенок овладевает социальными навыками, необходимыми для жизни в коллективе и в

обществе посредством различных форм работы:

18

• общение: упражнения в парах и малых группах, где учащиеся должны вместе найти творческое решение, просмотр и обсуждение спектаклей, чаепития, дни именинника, новогодние посиделки, коллективные творческие дела, воспитательные мероприятия внутри групп и коллектива в целом, участие в концертах Дома творчества;

• взаимодействие со сверстниками: через игровую деятельность, парные и групповые этюды на бессловесное действие, этюды на взаимоотношение с партнером, этюды на проявление различного эмоционального состояния, постановку спектакля, репетиции зарисовок из творческих этюдов, парных и групповых тренингов на развитие внимания и воображения, участие в конкурсах Дома творчества;

• взаимодействие с учащимися различных возрастов: через традиции коллектива (посвящение в студийцы ребят первого года обучения, совместные праздники, походы в театры), совместное участие в познавательно-игровых программах, творческую деятельность.

Обучающиеся осваивают нормы поведения, необходимые члену общества посредством таких форм работы, как анализ сценарного материала; тематические этюды-импровизации на темы взаимопомощи, уважения к другим, любви к природе, патриотизма, выбора способа поведения; поручение ответственных заданий, которые требуют от ребенка или от группы в целом организованности и ответственности.

Театр - это особый мир, яркий, интересный. Каждая театральная постановка позволяет ребёнку прожить жизнь другого человека - исполняемого им героя - и, таким образом, получить социальный опыт, пропустив через себя судьбу другого человека. Театр - это возможность учиться на чужих ошибках. Участие в постановке требует от ученика осмысления донесения до зрителей идеи спектакля, смысловой нагрузки своего героя. Коллективная постановочная работа обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, способность оценивать поступки и действия, формирует зрительскую культуру. Таким образом, обучение в театральном коллективе обеспечивает формирование личностных универсальных умений школьника. В процессе работы над пьесой ребенок учиться понимать, принимать и ставить учебную задачу, планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой, осуществлять взаимный контроль, а также контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, что направлено на формирование регулятивных умений ученика. «Застольный» этап работы над пьесой,

просмотр и обсуждение спектаклей, как своих, так и спектаклей различных театров, оказывает огромное влияние на формирование у учащихся умения пользоваться приемами анализа при чтении драматургии и просмотре спектаклей. Ребенок учится проводить сравнение и анализ поведения героя, понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценировке, что позволяет развивать познавательные универсальные действия.

Коммуникативные умения - одна из самых актуальных проблем у многих современных детей. Зачастую родители, приводя ребенка в театральный коллектив, не скрывают, что это их последняя надежда на то, что ребенок раскрепоститься, начнет больше общаться с окружающими людьми. Как показывает практика, занятия в театральном коллективе действительно положительно влияют на коммуникативные качества ребенка. Благодаря совместной театрализованной игровой деятельности даже самый зажатый и необщительный ребенок со временем легко включается в диалог со сверстниками, в групповую работу, учитывает мнения партнёров, слушает собеседника, договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности, учится формулировать собственное мнение и позицию, приходит к общему решению, адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.

Кроме вышеперечисленных умений, благодаря различным развивающим играм и тренингам обучающиеся научатся выразительному чтению, основам актерского мастерства, навыкам сценической речи, умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение), разовьют речевое дыхание и правильную артикуляцию. А самое главное - ребенок приобретет уверенность в себе и будет без боязни, с удовольствием выходить на публику. Все знания, умения и навыки, которые ребенок приобретает за время занятий в театральном коллективе, помогут ему социализироваться в обычной жизни и сделают ее более комфортной и наполненной в будущем.

Список литературы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3; П.2. Ст. 14 «Общие требования к содержанию образования».

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.