К. И. Барбашина
Детский театральный коллектив как благоприятная среда для формирования социального опыта ребенка
В федеральном государственном образовательном стандарте социализация обучающихся и формирование универсальных учебных действий определены как задачи первостепенной важности. Под социализацией А.В. Мудрик понимает «процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют функционировать ребенку в качестве активного субъекта общественных отношений» [2, с. 21]. Источником социализации является социальный опыт -это опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на его понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям. Закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности...» [1].
В данной статье мы попробуем поразмышлять, какими возможностями для решения этих задач обладает театральный коллектив Дома детского творчества. На наш взгляд, в условиях дополнительного образования все дети могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать творческий потенциал, находить пути самовыражения и адаптации в современном обществе. Огромным потенциалом для решения задач социализации детей различных социальных групп обладает коллективная деятельность, поэтому путь решения этой проблемы лежит через работу по созданию и развитию детского коллектива. Я являюсь руководителем детского театрального коллектива «Диалог», который играет большую роль в активизации процесса социализации ребенка. Занимаясь в коллективе, ребёнок учится жить в социуме, учится взаимоотношениям с людьми. Театр - это школа общения. Театральная деятельность -коллективное творчество, так как каждая театральная постановка является результатом усилий всех членов коллектива. При подготовке спектакля дети могут играть различные социальные роли: актёр, декоратор, костюмер, звукорежиссер, художник по гриму и т. д. Процесс занятий в театральной студии также носит характер совместной деятельности, в процессе которой ребенок овладевает социальными навыками, необходимыми для жизни в коллективе и в
обществе посредством различных форм работы:
18
• общение: упражнения в парах и малых группах, где учащиеся должны вместе найти творческое решение, просмотр и обсуждение спектаклей, чаепития, дни именинника, новогодние посиделки, коллективные творческие дела, воспитательные мероприятия внутри групп и коллектива в целом, участие в концертах Дома творчества;
• взаимодействие со сверстниками: через игровую деятельность, парные и групповые этюды на бессловесное действие, этюды на взаимоотношение с партнером, этюды на проявление различного эмоционального состояния, постановку спектакля, репетиции зарисовок из творческих этюдов, парных и групповых тренингов на развитие внимания и воображения, участие в конкурсах Дома творчества;
• взаимодействие с учащимися различных возрастов: через традиции коллектива (посвящение в студийцы ребят первого года обучения, совместные праздники, походы в театры), совместное участие в познавательно-игровых программах, творческую деятельность.
Обучающиеся осваивают нормы поведения, необходимые члену общества посредством таких форм работы, как анализ сценарного материала; тематические этюды-импровизации на темы взаимопомощи, уважения к другим, любви к природе, патриотизма, выбора способа поведения; поручение ответственных заданий, которые требуют от ребенка или от группы в целом организованности и ответственности.
Театр - это особый мир, яркий, интересный. Каждая театральная постановка позволяет ребёнку прожить жизнь другого человека - исполняемого им героя - и, таким образом, получить социальный опыт, пропустив через себя судьбу другого человека. Театр - это возможность учиться на чужих ошибках. Участие в постановке требует от ученика осмысления донесения до зрителей идеи спектакля, смысловой нагрузки своего героя. Коллективная постановочная работа обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, способность оценивать поступки и действия, формирует зрительскую культуру. Таким образом, обучение в театральном коллективе обеспечивает формирование личностных универсальных умений школьника. В процессе работы над пьесой ребенок учиться понимать, принимать и ставить учебную задачу, планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой, осуществлять взаимный контроль, а также контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, что направлено на формирование регулятивных умений ученика. «Застольный» этап работы над пьесой,
просмотр и обсуждение спектаклей, как своих, так и спектаклей различных театров, оказывает огромное влияние на формирование у учащихся умения пользоваться приемами анализа при чтении драматургии и просмотре спектаклей. Ребенок учится проводить сравнение и анализ поведения героя, понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, чтении по ролям и инсценировке, что позволяет развивать познавательные универсальные действия.
Коммуникативные умения - одна из самых актуальных проблем у многих современных детей. Зачастую родители, приводя ребенка в театральный коллектив, не скрывают, что это их последняя надежда на то, что ребенок раскрепоститься, начнет больше общаться с окружающими людьми. Как показывает практика, занятия в театральном коллективе действительно положительно влияют на коммуникативные качества ребенка. Благодаря совместной театрализованной игровой деятельности даже самый зажатый и необщительный ребенок со временем легко включается в диалог со сверстниками, в групповую работу, учитывает мнения партнёров, слушает собеседника, договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности, учится формулировать собственное мнение и позицию, приходит к общему решению, адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.
Кроме вышеперечисленных умений, благодаря различным развивающим играм и тренингам обучающиеся научатся выразительному чтению, основам актерского мастерства, навыкам сценической речи, умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение), разовьют речевое дыхание и правильную артикуляцию. А самое главное - ребенок приобретет уверенность в себе и будет без боязни, с удовольствием выходить на публику. Все знания, умения и навыки, которые ребенок приобретает за время занятий в театральном коллективе, помогут ему социализироваться в обычной жизни и сделают ее более комфортной и наполненной в будущем.
Список литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3; П.2. Ст. 14 «Общие требования к содержанию образования».
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000.