Научная статья на тему 'Детские шалости советских подростков на городском транспорте'

Детские шалости советских подростков на городском транспорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СОВЕТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ / ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ НА ГОРОДСКОМ ТРАНСПОРТЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL RECONSTRUCTION OF EVERYDAY LIFE OF SOVIET SCHOOLCHILDREN / CHILDREN'S PRANKS ON PUBLIC TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшёв А. В.

В процессе социализации город предоставляет каждому человеку потенциально широкие возможности выбора. Но в зависимости от социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей человека существенно различается и то, как он использует эти предоставленные возможности. Эта активная, творческая позиция может проявляться и в неоднозначных поступках-шалостях, порицаемом взрослыми поведении. Цель статьи проанализировать исторические корни этого порицаемого поведения, реконструировать сами процессы, механизмы детских и подростковых шалостей. Материалы и методы: использовались системный, культурологический и историко-цивилизационный подходы; анализировались отечественные периодические издания 20-60 гг. ХХ в. (газеты «Пионерская правда», «Учительская газета», журналы «Вожатый»,«Новый Робинзон»).Результаты исследования. В статье представлены результаты социально-педагогической реконструкции детских шалостей советских подростков на городском транспорте. Также проанализирована систематическая работа разных властных и общественных инстанций по борьбе с детским травматизмом на улицах, которая велась на протяжении нескольких десятилетий.Обсуждение и заключение. Научная новизна и теоретическая значимость статьи заключаются в том, что на основе анализа отечественных периодических изданий 20-60 гг. ХХ в. реконструированы механизмы детских и подростковых шалостей, проанализирована работа разных инстанций по борьбе с детским травматизмом в 1920-1960-е гг. Практическая значимость статьи состоит в изучении неоднозначных поступков-шалостей, которые сохраняются в современной детской и подростковой субкультуре (например, так называемый «зацепинг»).Статья может быть полезна преподавателям высшей и средней школы, работающим над решением идентичных проблем, а также всем интересующимся историей отечественной повседневности ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childish Pranks of Soviet Teen-agers by Public Transport

The article presents the results of socio-pedagogical reconstruction of children’s pranks of Soviet teenagers on public transport. As a method of research, the analysis of domestic periodicals of 20-60 years of the twentieth century (Newspapers “Pionerskaya Pravda”, “Uchitelskaya gazeta”, magazines “Vogatyiy”, “New Robinson”).

Текст научной работы на тему «Детские шалости советских подростков на городском транспорте»

DOI: 10.15293/1813-4718.1805.04 УДК 614+316.7

Кудряшёв Алексей Валериевич

Кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0003-0338-2940, Москва

ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ СОВЕТСКИХ ПОДРОСТКОВ НА ГОРОДСКОМ ТРАНСПОРТЕ1

Аннотация. В процессе социализации город предоставляет каждому человеку потенциально широкие возможности выбора. Но в зависимости от социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей человека существенно различается и то, как он использует эти предоставленные возможности. Эта активная, творческая позиция может проявляться и в неоднозначных поступках-шалостях, порицаемом взрослыми поведении. Цель статьи - проанализировать исторические корни этого порицаемого поведения, реконструировать сами процессы, механизмы детских и подростковых шалостей.

Материалы и методы: использовались системный, культурологический и истори-ко-цивилизационный подходы; анализировались отечественные периодические издания 20-60 гг. ХХ в. (газеты «Пионерская правда», «Учительская газета», журналы «Вожатый», «Новый Робинзон»).

Результаты исследования. В статье представлены результаты социально-педагогической реконструкции детских шалостей советских подростков на городском транспорте. Также проанализирована систематическая работа разных властных и общественных инстанций по борьбе с детским травматизмом на улицах, которая велась на протяжении нескольких десятилетий.

Обсуждение и заключение. Научная новизна и теоретическая значимость статьи заключаются в том, что на основе анализа отечественных периодических изданий 20-60 гг. ХХ в. реконструированы механизмы детских и подростковых шалостей, проанализирована работа разных инстанций по борьбе с детским травматизмом в 1920-1960-е гг.

Практическая значимость статьи состоит в изучении неоднозначных поступков-шалостей, которые сохраняются в современной детской и подростковой субкультуре (например, так называемый «зацепинг»).

Статья может быть полезна преподавателям высшей и средней школы, работающим над решением идентичных проблем, а также всем интересующимся историей отечественной повседневности ХХ в.

Ключевые слова: социально-педагогическая реконструкция повседневности советских школьников, детские шалости на городском транспорте.

С наступлением подросткового возраста в поведении ребенка появляются новые тенденции - начинается очередная фаза освоения улицы, города, общественного транспорта, которую М. В. Осорина называет экспериментально-творческой. На этой стадии явно заметно желание ребенка к экспериментированию. Ребенок уже достаточно приспособлен, чтобы больше не

приспосабливаться. Это новая ступень его взаимоотношений с миром, которая проявляется в разных форматах, но все они имеют в себе нечто общее - желание быть активной личностью, любознательной и самостоятельно распоряжающейся доступными ей средствами передвижения в своих целях. «Не куда меня повезут, а куда я поеду» [11, с. 195]. Эта активная

1 Исследование осуществляется при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а.

и творческая позиция может проявляться и в неоднозначных поступках-шалостях, порицаемом взрослыми поведении - нарушении правил уличного движения, «це-плянии» за транспортные средства (то, что сейчас в молодежном жаргоне называют «зацепинг»). Но корни этого порицаемого поведения берут начало в ХХ в. Мы поддерживаем предложенное Б. В. Куприяновым определение шалости как поступка, включающего нарушение установленных правил, комфорта других лиц, провокацию с целью испытать яркие эмоциональные переживания (позабавиться, посмеяться над другими) [7]. Детская шалость имеет много общего с розыгрышем-шуткой с целью одурачить кого-либо, поставить кого-либо в глупое, смешное положение. Необходимо согласиться и с мыслью Б. В. Куприянова о том, что сам уклад школьной жизни зачастую враждебен детским шалостям (особенно это было характерно для дореволюционной гимназии, советской школы конца 1940 - начала 1950-х гг.) [7]. Но в ином, менее регламентированном уличном пространстве социализации детей и подростков не все так очевидно. И именно о шалостях в этой среде встречаются регулярные упоминания на страницах детских газет и журналов, педагогической периодике.

Среди городской молодежи модно было заскакивать в трамвай на ходу. Трамвай был тихоходным транспортом, особенно на поворотах, и имел постоянно открытые двери, по бокам которых находились длинные деревянные ручки. Все это не могло не соблазнять детей. «Как было удобно сойти, когда захочется, а как приятно вскочить на ходу! Разбег, прыжок, вы вскочили одной ногой на ступеньку, схватились за ручку и летите, уносимые трамваем, а под ногами булыжник или асфальт сливаются в едином потоке» [1, с. 51].

В рассказе Е. Иванова, опубликованном в ленинградском детском журнале «Новый Робинзон», точно описываются детские

«набеги» на городской транспорт и мотивация такого поведения [4, с. 1]:

Как заноют в нос фабричные гудки; засуетится улица, заспешат с работ по домам, - тут-то, в суете, в сутолоке - и налетай! Едет ломовой - так на ломового.

- Легковой - так на легкового. А нет лучше, как на трамвай!

На легкового налет - что? - Плевое дело: скок на ось под кузов и поезжай буржуем на резинках; не достать туда с козел-то, не отхлест-нуться.

С ломовым - шутки плохи: сунься только -вожжей влепит без промаха...

Эх, любезное дело - трамвай!

Летит на мост, звонит, а ты сзади - раз! -и за колбасу... Ногами на буфер и влип в зад прицепки... И-и-их! как летит, хлещет под тобой мостовая!..

А кто-налетчики-то?

Да кто! - Всем двором, всем 44 номером...

К сожалению, такие смелые поступки нередко стоили шалунам ног. В конце 1920-х гг. ежемесячно в хирургические отделения больниц Москвы из-за шалостей на транспорте попадали дети. В первом номере «Пионерской правды» за 1928 г. Управление Московских железных дорог обратилось к подросткам города: «Ребята, держась за "кишку" трамвая, начинают выделывать всякие фокусы, это увеличивает опасность. Веселое путешествие на трамвайной кишке чревато последствиями!»

Что означает трамвайная «кишка» или «колбаса» (это понятие часто встречалось в городском жаргоне Петрограда-Ленинграда)? «В трамваях старой конструкции сзади был небольшой шланг, в котором монтировалась электрическая и пневматическая проводка на случай подсоединения к следующему вагону; когда вагон шёл последним, шланг закреплялся в загнутом виде» [2, с. 7]. Вот на этой-то «колбасе» (вернее, не на ней, а держась за неё) катались недисциплинированные городские

40

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2018

шалуны в первой половине ХХ в.

Транспортные службы Москвы, других больших городов в 1920-е гг. были озабочены и другими, более серьезными проступками подростков. Во-первых, часто встречалось «срезание кишки и похищение медных частей, находящихся под ней». Медь перепродавалась. Такой путь легкой наживы соблазнял подростков из неблагополучных семей. Во-вторых, были частые случаи вандализма: «Сидеть на кишке, бездельничая, молодым и жизнерадостным "путешественникам" скучно. Нож, гвоздь или кусок острой жести - и все готово». Каждую ночь, как отмечается в том же обращении 1928 г., рабочие трамвайного депо регулярно ликвидировали последствия таких «катаний» [12, с. 4].

Распространенным видом уличной шалости было цепляние и за автомобили. В «Пионерской правде» 1930-1940-х гг. печатались очерки и заметки, предупреждавшие об опасностях шалостей на городском транспорте. Московские врачи-хирурги писали о случае, когда мальчик, цепляясь за машины, остался без ноги: «Такие случаи в Москве бывают очень часто. Подумайте, ребята, у вас есть самое дорогое для человека - жизнь. Как много прекрасных подвигов вы можете совершить, какие прекрасные профессии ожидают вас впереди! Всего этого вы лишаетесь из-за сомнительного удовольствия повисеть за автомашиной и прокатиться на трамвайном буфере [3, с. 4]. В большом очерке «Вызов № 17-80. Из записной книжки врача», подписанном «доктор Червонский», также рассказывается об «ухарстве» шаловливого мальчика, который стал инвалидом: желая покрасоваться перед товарищем, подросток решил соскочить на ходу с трамвая, но зацепился ногой за подножку [15, с. 4]. Кстати, в 1930 - начале 1950-х гг. слова «ухарь», «ухарство» довольно часто употреблялось как синоним понятиям «шалун», «шалость» и имели ярко выраженный неодобрительный оттенок.

Своеобразной зимней «разновидностью» цепляния за транспортное средство было использование коньков. В письме водителя П. А. Костомарова описывается технология подобной шалости: «Надев коньки, вооружившись длинными железными крючками, мальчики набрасываются на проходящие машины». Шофер приводит трагический пример: его знакомый подросток с группой ровесников прицепился за грузовик. Машина была нагружена дубовыми досками, одна из которых, соскользнув на повороте, ударила мальчика по голове. В письме предлагается «вести самую решительную борьбу с хулиганством на улицах, мешающим уличному движению». Советовалось задерживать таких подростков, отправлять в милицию, отбирать коньки, сообщать в школу, в пионерскую организацию [6, с. 1]. Но горькие приме -ры, угрозы серьезных взысканий не могли отвадить городскую детвору и молодежь от того, что вошло в привычку.

Практически все годы советской власти продолжалась систематическая работа разных инстанций по борьбе с детским травматизмом на улицах. В годы Великой Отечественной войны органы милиции, в частности отдел регулирования уличного движения (ОРУД), продолжали проводить профилактическую работу среди подростков. Были выпущены граммофонные пластинки для прослушивания во время классных часов. На трех выпусках пластинок были записаны тексты в исполнении диктора Всесоюзного радиокомитета Ю. Левитана «Мнимые герои», «Жертвы собственной неосторожности» и фельетон главного редактора журнала «Крокодил» Г. Рыклина «Молодец-удалец».

Кроме того, как сообщалось в «Учительской газете», было отпечатано полмиллиона различных «иллюстрированных листовок» для детей [8, с. 4].

В конце 1950-х - 1960-е гг. официальные инстанции постепенно начали отходить от жестких ограничительных мер и прямо-

го устрашения в пропаганде соблюдения правил дорожного движения. Конечно, в репортажах, обращениях должностных лиц по-прежнему упоминаются трагические случаи, регулярно происходящие на городских улицах всего СССР. Но теперь ставилась задача не просто бороться с шалостями, а направить энергию подрастающего поколения в рамки официальных игровых мероприятий, общественно-полезной деятельности. Во дворе школы № 151 Ленинградского района Москвы была специально оборудована «Площадка безопасности движения». Там ребята играли. Они поочередно бывали «регулировщиками», «пешеходами», «водителями». «Регулировщики» переключали «светофоры», «пешеходы» переходили «улицу» по специальным дорожкам.С тех, кто нарушил правила, взимался «штраф». На занятиях нередко присутствовали сотрудники ОРУДа.

В Москве на Новопесчаной улице работала Первая детская автомобильная трасса - прообраз позднейших картодромов, организованная ребятами под руководством писателя Л. В. Бермана. Это была автомобильная линия, которую полностью обслуживали ребята 11-15 лет. Под руководством квалицированных взрослых специалистов они учились водить машины

и регулировали движение на маршруте. Школьники несли патрульную службу на своей трассе, следя за тем, чтобы не было игр на мостовой. Подобный маршрут был создан также в Казани [13, с. 46].

С 1967 г. при активной поддержке Госавтоинспекции началась игра-викторина «Светофор». Газета «Пионерская правда» регулярно публиковала вопросы и задания к каждому туру игры, информируя о победителях [10, с. 1]. «Светофор» стал основой для массового движения юных инспекторов движения (ЮИД), развернувшегося в СССР в 1970-е гг.

Таким образом, можно согласиться с А. В. Мудриком, что в процессе социализации детей, подростков, юношей город предоставляет каждому потенциально широкие возможности выбора кругов общения, системы ценностей, стиля жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения [9]. Другое дело, что в зависимости от типа города, его специфических особенностей, того района, в котором живет человек, эти возможности существенно различаются. В зависимости от социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей человека существенно различается и то, как он использует предоставленные городом возможности.

Библиографический список

1. Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1920-1930-е гг. -М.: Молодая гвардия, 2008. - 557 с.

2. ГерманЮ. П. Вот как это было. - М.: Детская литература, 1978. - 80 с.

3. Гефт С. М, Соколов И. К., Лебедева Т. С. Письмо врачей // Пионерская правда. - 1940. -№ 29, 28 февраля. - С. 4.

4. Иванов Е. Митька Четыркин // Новый Робинзон. - 1925. - № 11. - С. 1-12.

5. Козлов В. А., Семенова Е. А. Социология детства (Обзор социолого-педагогиче-ских обследований 20-х годов) // Школа и мир культуры этносов: Ученые записки института

национальных проблем образования. Вып. 1. -М., 1993. - С. 42-79.

6. Костомаров П. А. У таких ребят отнимать коньки // Пионерская правда. - 1940. - № 22, 14 февраля. - С. 1.

7. Куприянов Б. В. Адреналин детской шалости // Непрерывное образование: XXI век. -2017. - Выпуск 4 (20). - С. 2-14.

8. Московский ОРУД - школьникам // Учительская газета. - 1943. - № 42, 13 октября. - С. 4.

9. Мудрик А. В. Город как фактор социализации подрастающих поколений // Известия РАО. - 2001. - № 1. - С. 54-58.

10. Начинаем игру-викторину «Светофор» //

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2018

42

Пионерская правда. - 1967. - № 101, 19 декабря. - С. 1.

11. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - 4-е изд. -СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

12. Путешествие на «кишке». Из постановления Упр. Моск. гор. жел. дорог // Пионерская правда. - 1928. - № 1, 4 января. - С. 4.

13. Столяров Ю., Анисимов А., Берман Л.

Внимание... На мостовой дети // Вожатый. -1960. - № 6. - С. 46-47.

14. Толстых Н. Н., Прихожан А. М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 406 с.

15. Червонский, доктор. Вызов № 17-80 // Пионерская правда. - 1940. - № 89, 4 июля. -С. 4.

Поступила в редакцию 29.08.2018

Kudryashev Aleksey Valerievich

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-00030338-2940, Moscow

CHILDISH PRANKS OF SOVIET TEENAGERS BY PUBLIC TRANSPORT1

Abstract. The article presents the results of socio-pedagogical reconstruction of children's pranks of Soviet teenagers on public transport. As a method of research, the analysis of domestic periodicals of 20-60 years of the twentieth century (Newspapers "Pionerskaya Pravda", "Uchitel-skaya gazeta", magazines "Vogatyiy", "New Robinson").

Keywords: social and pedagogical reconstruction of everyday life of Soviet schoolchildren, children's pranks on public transport.

References

1. Andreevsky, G. V., 2008. Everyday life of Moscow in the Stalin era. The 1920s-1930s. Moscow: Molodaya Gvardiya Publ., 557 p. (In Russ).

2. Herman, Yu. P., 1978. That's how it was. Moscow: Children's literature Publ., 80 p. (In Russ).

3. Get, S. M., Sokolov, I. K., Lebedeva, T. S. 1940. Letter to physicians. Pioneer truth, 29, February 28th, p. 4. (In Russ).

4. Ivanov, E., 1925. Mitka Chetyrkin. New Robinson, 11, pp. 1-12. (In Russ).

5. Kozlov, V. A., Semenova, E. A., 1993. Sociology of childhood (Review of sociological and pedagogical surveys of the 20s). School and the world of culture of ethnic groups. Scientific notes of the Institute of national problems of education, 1. Moscow, pp. 42-79. (In Russ).

6. Kostomarov, P. A., 1940. Take away skates

from such guys. Pioneer truth, 22, February 14th, p. 1. (In Russ).

7. Kupriyanov, B. V., 2017. Adrenaline of children's prank. Continuous education: XXI century, 4 (20), pp. 2-14. (In Russ).

8. Moscow HORDE-students. Teacher's newspaper, 1943, 42, October 13th, p. 4. (In Russ).

9. Mudrik, A. V., 2001. Of the City as a factor of socialization of the rising generation. News RAE, 1, pp. 54-58. (In Russ).

10. We begin the game-quiz "traffic Light". Pioneer truth, 1967, 101, December 19th, p. 1 (In Russ).

11. Osorina, M. V., 2009. The Secret world of children in the space of the world of adults, 4th ed. St. Petersburg: Peter Publ., 304 p. (In Russ).

12. A trip to "the gut". Pioneer truth, 1928, 1, January 4th, p. 4. (In Russ).

1 The study was undertaken with the financial support of RFFI, project № 18-013-00890a.

13. Stolyarov, Yu., Anisimov, A., Berman, L., 1960. Attention... On the pavement children. Counselor, 6, pp. 46-47. (In Russ).

14. Tolstykh, N. N., Parishioners, A. M., 2016. Psychology of adolescence: tutorial and workshop

for undergraduate academic. Moscow: Yurayt Publ., 406 p. (In Russ).

15. Chervonsky, doctor, 1940. Challenge no. 17-80. Pioneer truth, 89, The 4th of July, p. 4. (In Russ).

Submitted 29.08.2018

44

Сибирский педагогический журнал ♦ № 5 / 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.