№ 4 (67), 2017
и образование
8 5
тельных стандартов. Как и у любых других гуманитарных технологий, их прямое назначение состоит в создании условий для таких векторов и траекторий саморазвития обучающихся, которые оказываются имманентными самой личности.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д., 1999.
2. Куренкова Р.А. Феноменология образования: современный диалог философии и педагогики. URL: http: //www. congre ss2008.dialog21. ru/D oklady/11010. htm
3. Гуссерль Э. Феноменологическая психология. Амстердамские доклады. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000068.
References
1. Bondarevskaja E.V., Kul'nevich S.V Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija [Pedagogy: a person in humanistic theories and systems of upbringing]. Rostov-na-Donu, 1999.
2. Kurenkova R.A. Fenomenologija obrazovanija: sovremennyj dialog filosofii i pedagogiki [Phenomenology of education: modern dialogue of philosophy and pedagogy]. URL: http:// www. congress2008.dialog21. ru/D oklady/11010. htm
3. Gusserl' Je. Fenomenologicheskaja psihologija. Amsterdamskie doklady [Pheno-menological psychology. Amsterdam reports]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/ z0000068.
УДК 398.89
Е.А. КУРЯЧАЯ, С.В. АНИКИЕНКО
ДЕТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И НАРОДНЫЕ ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ФОЛЬКЛОРЕ: ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ
Курячая Елена Александровна, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аникиенко Сергей Викторович, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В последнее время в концертной и педагогической практике все чаще происходит смешение понятий детской народной песни и народной песни для детей. Близкие по типологии, в детском фольклоре они заметно различаются по художественно-творческим задачам. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы классификации детских народных песен и их эволюции. Делается вывод о необходимости включения детского фольклора в исследовательский процесс отечественного музыкознания.
Ключевые слова: детский фольклор, народная песня, концертный репертуар, детский фольклорный коллектив.
UDK 398.89
E.A. KURYACHAYA, S.V. ANIKIENKO
CHILDREN'S NATIONAL SONGS AND NATIONAL SONGS FOR CHILDREN IN FOLKLORE: THE GENERAL AND SPECIFIC
Kurjachaja Elena Aleksandrovna, master of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Anikienko Sergey Viktorovich, PhD (music art), lecturer of department of musicology, composition and technique of music education of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. Recently in concert and pedagogical even more often there is a mixture of concepts of a children's national song and national song for children. Relatives on typology, in children's folklore they differ among themselves on art and creative tasks. In this article some questions of classification of children's national songs and their evolution are considered. The conclusion about need of inclusion of children's folklore in research process of domestic musicology is drawn. Keywords, children's folklore, national song, concert repertoire, children's folklore collective.
В практической работе с детским фольклорным коллективом нам все чаще приходится сталкиваться с двумя, казалось бы, идентичными понятиями - детские народные песни и народные песни для детей. Они входят в детский фольклор, являющийся одним из направлений народной культуры. В основе обоих лежит вербальный текст и музыка. Но одно из них отражает процессы детского песнетворчества (создание произведения), а другое носит опосредованный характер (слушание и исполнение).
Сегодня часто не только на бытовом уровне, но и в фольклорных коллективах происходит смешивание этих двух понятий. Однако без учета их специфики невозможно осмысление функциональности и содержания детского фольклора, а также его художественной направленности. А это очень важно для руководителя детского фольклорного коллектива при формировании певческого репертуара.
Весь детский фольклор, вызванный к жизни, по меткому замечанию Г.С. Виноградова, «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» [2, с. 41], направлен на объединение мира детей и мира взрослых, передачу от поколения к поколению накопленных знаний, включен в педагогический процесс («народная педагогика»).
Под детским фольклором понимается устное художественное творчество детей: не только разнообразные песни, игры, рифмовки, считалки и другие произведения, созданные самими детьми и передаваемые ими из поколения в поколение, но и произведения, создаваемые взрослыми для детей1. Общим, родовым, признаком всех видов и жанров детского фольклора является единство художественного текста и игры, что также подтверждает синкретизм народного искусства.
Собирание и изучение детского фольклора ведется с XIX века. Однако серьезные научные исследования начались только в 1920-е годы (Чуковский К.И., Капица О.И., Виноградов Г.С.). Основные направления в изучении детского фольклора заложены в работе В.П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» [1] (1957). Обобщили накопленный материал М.Н. Мельников [4] (1987) и Ф.С. Капица и Т.М. Колядич [3] (2002). Названные исследователи проводят четкую грань между фольклором, предназначенным для слушания и исполнения детьми, и собственно детским творчеством. Однако все эти работы носят исключительно литературоведческий характер и практически не затрагивают вопросов музыкальной организации исследуемых произведений.
Для успешного формирования репертуара детского фольклорного коллектива, по нашему мнению, у его руководителя должно быть ясное понимание общности и различий этих двух понятий.
Детские народные песни (т.е. созданные самими детьми) чрезвычайно разнообразны не только по своему содержанию или композиции, но и по музыкальному строю и характеру исполнения. Они могут реализоваться сольным голосом или в хоре, звучать «просто так» и в припляс, рассказываться или читаться как стихи.
1 В последнее время сюда же входят и произведения детских писателей, получившие широкую популярность среди родителей и педагогов и широко используемые в процессе воспитания ребенка.
№ 4 (67), 2017
"Культура и образование"
М.Н. Мельников выделяет в них четыре основные группы:
1) песни, заимствованные у взрослых и переработанные детьми в соответствии со своими вкусами и интересами;
2) песни-осколки, обрывки песен взрослых;
3) песни, пришедшие без изменения от взрослых к детям;
4) песни, созданные самими детьми или заимствованные ими из художественной литературы [4, с. 54-55].
По композиционному принципу исследователь разделяет их на песни диалогические, песни кумулятивные, песни с припевом и песни-перегудки. И для каждой группы им обнаруживается общность музыкального строя и содержания.
Для диалогических песен характерно построение литературной и музыкальной фразы в форме вопросов и ответов или взаимной переклички исполнителей. Такие произведения пользовались большой популярностью среди детей XIX - начала XX века. Они неоднократно печатались в лубочных изданиях того времени и до сих пор отдельные образцы встречаются в современных детских изданиях. Многие из них в виде отдельных фрагментов вошли в другие жанры детской поэзии.
Если такие песни не были сложены специально для детей, то истоки большинства их чаще всего лежат в русских игровых песнях. Мельников [4, с. 56] приводит пример такой трансформации: прибаутка «Коза» в первой половине XIX века была игрой девушек, затем превратилась в самостоятельную словесную игру и к середине XIX века прочно вошла в детский песенный репертуар.
Кумулятивные песни уже в названии отражают отличительный признак этих незамысловатых сказок в стихах: постоянное накопление новых образов и их многократное повторение. При этом сюжет развивается довольно медленно. В XIX веке они составляли самую распространенную группу и, как правило, заимствованы из материнских прибауток или скомороший. Отличительной чертой таких песен является звукоподражание крику птиц, животных или звучанию различных музыкальных инструментов, выражающееся в многократных повторах различных акустических сочетаний, например, «ай-дуду-дуду-дуду» или «туру-туру».
В песнях с припевом припев становится своеобразным лейтмотивом всей песни. Для них характерны припевы со звучной музыкально-словесной орнаментовкой повторения последнего слова строфы целиком и частями, например: «...Рубить, казнить комара, / Комара, мара, мара. / Рубить, казнить комара, / Комара, / Комара».
Окружающая детей жизнь нашла наиболее полное отражение в песенках-перегудках. Они, как правило, имеют стройный сюжет или дают образные, картинные описания. Отличительной чертой таких песен является их сатирическая и юмористическая направленность, обилие комических ситуаций. Большинство перегудок заимствовано из фольклора взрослых.
Большая часть детских песен была записана П.А. Бессоновым, П.В. Шейном, А. Можаровским, X. Лопоревым, А. Марковым, И. Нечаевым и другими собирателями до революции 1917 года. В советское время они редко привлекали внимание фольклористов, не было значительных публикаций. До настоящего момента они не являются предметом специального исследования.
Детские народные песни не только не находят своего отражения в концертном репертуаре большинства фольклорных коллективов, но и очень редко поются в народной среде. Как отмечал Мельников, «...длинные кумулятивные песни и песни с припевами почти полностью исчезли. Дети исполняют их редко и только в отдаленных от культурных центров населенных пунктах с устойчивой песенной традицией. Сравнительно редко встречаются диалогические песни, большинство их также исчезло» [4, с. 59].
Репертуар детских песен за последние сто лет претерпел значительные изменения. Почти все, что отражало старый крестьянский быт, выпало из обращения. Большое распространение сегодня получили песенки, созданные под воздействием литера-
турных сказок. На детский песенный репертуар все большее влияние оказывают произведения художественной литературы («Девчонка везла на возу козленка, козла и козу», «Пять ребят живут в избушке», «Сделай заиньке компресс», «Плачет киска в коридоре», «Вышли мышки как-то раз» и др.).
Таким образом, народные песни для детей создавались взрослыми в воспитательных или педагогических целях. Они предназначались не только для исполнения детьми, но и пелись, например, матерями малышам. Детские народные песни представляют собой образцы собственно детского творчества, они создавались самими детьми и передавались из поколения в поколение.
Дальнейшее изучение детских народных песен и народных песен для детей в отечественном музыкознании позволит расширить представления о структуре и жанровых особенностях детского фольклора.
Литература
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957.
2. Виноградов Г.С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. Л.,
1978.
3. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2017.
4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
References
1. Anikin VP. Russkie narodnye poslovitsy, pogovorki, zagadki i detskij fol'klor [Russian national proverbs, sayings, riddles and children's folklore]. Moscow, 1957.
2. Vinogradov G.S. Children's folklore // From history of the Russian folklore studies. Leningrad, 1978.
3. Kapitsa F.S., Koljadich T.M. Russkij detskij fol'klor [Russian children's folklore]. Moscow, 2017.
4. Melnikov M.N. Russkij detskij folklor [Russian children's folklore]. Moscow, 1987.