УДК 78.092:378.147
В. В. Касумова
Детские и юношеские музыкальные фестивали-конкурсы как форма образования
За последние годы в России заметно вырос интерес к конкурсам-фестивалям как со стороны участников, так и со стороны преподавателей. В этой статье рассматриваются этапы подготовки участников к конкурсным испытаниям и роль самостоятельной работы студентов на каждом из этапов.
Ключевые слова: конкурс-фестиваль, детско-юношеское творчество, эстрадный вокал, народный вокал, мотивирующий фактор, репертуар, стилистические особенности, технические особенности, международный конкурс
Victoria V. Kasumova
Children and youth musical festivals-competitions as a form of education
The interest in competitions-festivals in Russia has notably increased during the last few years and is nowadays demonstrated by both participants and their teachers. This article examines the stages of preparing for these festivals. The role of students' individual work at each of these stages is emphasized.
Keywords: competitions-festivals, children-youth creativity, pop vocal, folk singing, motivating factor, repertoire, stylistic peculiarities, international competition
В последние годы заметно вырос интерес к шоу-бизнесу, участию в телепроектах, эстраде, в частности заметно увеличилось количество коммерческих и благотворительных фондов, занимающихся организацией конкурсов-фестивалей, которые пытаются удовлетворить растущий спрос всех желающих. Это явление довольно объяснимо, потому что фестиваль-конкурс как форма обучения довольно эффективен. Участие в конкурсе-фестивале имеет огромное значение в самостоятельной работе студента. Одной из основных задач современного образования является формирование навыков самостоятельной работы студента, что является основополагающим фактором для саморазвивающейся творческой личности. Появляются и новые цели образовательного процесса - воспитание самостоятельной творческой единицы.
Участие в конкурсе исполнительского мастерства - это соревнование в профессионализме, в умении продемонстрировать свой особый музыкальный стиль, в искусстве обнаружить непривычное в традиционном. Естественно, непосредственное участие в конкурсе - порой итог многолетней совместной работы преподавателя и ученика. Подготовка к участию начинается с решения участвовать и определения мотивирующего фактора. Важными мотивирующими факторами являются возможность получить новый сценический опыт, объективную оценку членов
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2
99
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
жюри, рекомендации видных деятелей искусств. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха. В процессе участия в конкурсе можно испытывать одновременно как положительные, так и не очень приятные эмоции. При этом как одни, так и другие способствуют саморазвитию участника. С одной стороны, добиться успеха, став лучшим среди всех, с другой - добиться успеха, победив себя и свои собственные недостатки. Здесь важно помнить, что участие в конкурсе в любом случае принесет новый профессиональный опыт, что, собственно, и является основным его смыслом. А отношение к успеху - неуспеху это только особенности восприятия конкурсанта.
Выбор проекта, в котором студент готов принять участие очень важен. Основополагающими факторами здесь являются уровень профессиональной подготовки участника, степень его психологической готовности и особенности самого проекта. Исходя из этих факторов, можно выбирать масштаб и значимость конкурса-фестиваля.
Городской - форма плановых мероприятий, организованных, как правило, органами местного управления, отделом культуры города или области. Членами жюри таких конкурсов чаще всего являются местные деятели искусств.
Районный, областной - конкурс-фестиваль, в котором принимают участие жители той или иной области страны. Например, Областной конкурс-фестиваль «Краски Радуги», ежегодно проходящий в Оренбурге.
Региональный - форма конкурса-фестиваля, практически утраченная со времен распада Советского Союза, однако до сих пор встречающаяся на территории стран - бывших республик. Например, «Конкурс башкирской протяжной песни Озон Кой», «Региональный конкурс молодых исполнителей татарской песни Туган Тел». Такие конкурсы-фестивали пользуются спросом у народов малой популяции и направлены на сохранение национального достояния в области искусства.
Всероссийский - так же редко встречаемая форма, как и региональный конкурс-фестиваль. Большинство таких конкурсов преобразовались в национальные и международные.
Международный - наиболее распространенная форма конкурса-фестиваля. Считается престижным участие в конкурсе такой величины. Организаторам для получения статуса международного достаточно привлечь участников из других стран. Иногда привлекается и иностранное жюри.
Телевизионный - сейчас наиболее актуальная форма. В данный момент стартовал крупнейший детский проект «Голос. Дети», прошло два аналогичных проекта для взрослых. Истории известны такие конкурсы, как «Веселые нотки», «Утренняя Звезда», «Ступень к Парнасу», «Юрмала», «Фактор-А», «Новая Волна», «Евровидение».
Всемирный - фестивали такой формы редко бывают музыкальными. Чаще всего это фестивали, направленные на объединение. Например, в 1957 г. в Москве под
100
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
лозунгом «За Мир и Дружбу» прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В наше время чаще всего всемирными бывают кинофестивали, фестивали поэзии, конкурсы красоты.
Существуют тематические конкурсы-фестивали, посвященные определенному жанру или стилю музыки: рок-фестивали, конкурсы этнической музыки, джазовые конкурсы, конкурсы исполнителей романса (например «Весна Романса»).
Также можно выделить монографические конкурсы, посвященные творчеству отдельного исполнителя или композитора, где обязательным условием является исполнение произведений из репертуара этого исполнителя или автора. Отдельное место занимают конкурсы и фестивали, синтезирующие различные виды искусств, например, «Конкурс песни и пляски» и т. д.
Наряду с масштабом и видом конкурса, немаловажное значение имеет состав жюри, работающего на нем. Это важно (как для конкурсанта, так и для педагога) поскольку позволяет для получить адекватную критическую оценку и рекомендации, которые впоследствии могут служить основой для дальнейшего профессионального роста. Как правило, после конкурсных прослушиваний, проводятся мастерклассы и круглые столы, на которых принято обсуждать полученные результаты. Замечания, пожелания от членов жюри могут направить действия преподавателя в нужное русло; полученные советы могут помочь добиться большего успеха.
Как было сказано ранее, выбор конкурса, в котором предстоит принимать участие, обусловлен уровнем профессиональной и психологической готовности участника. Не стоит пренебрегать конкурсами городского и районного значения в стремлении покорить престижные национальные конкурсы. Участие в проектах различной величины и значимости дает возможность ощутить «поэтапность» собственного профессионального развития, понять разницу требований, предъявляемых на разных конкурсах и фестивалях.
После выявления цели, определения мотивации и выбора мероприятия, в котором хочется принимать участие, встает вопрос подбора конкурсного репертуара. Пожалуй, это самая важная часть подготовки к участию в конкурсе. От правильности выбора репертуара зависит то впечатление, которое конкурсант произведет на членов жюри, запомнится ли он. Здесь важен художественный вкус самого конкурсанта, понимание требований, которые предъявляет организация, проводящая конкурсные состязания и осознание собственных индивидуальных особенностей, которые хочется подчеркнуть. Требования к исполняемому репертуару, как правило, описаны в положении о конкурсе. Здесь может быть прописан и характер исполняемых произведений, и музыкальный стиль, в котором они должны быть исполнены, и хронометраж и, наконец, количество исполняемых произведений. Чем четче прописаны требования, тем проще формировать репертуар исполнителя. Основополагающим фактором в подборе конкурсного или фестивального репертуара, пожалуй, является его оригинальность, сложность, разнообразие и особен-
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2 101
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
ности, которые помогут продемонстрировать технические возможности и подчеркнуть индивидуальность исполнителя. Здесь огромную роль имеет самостоятельная работа студента по накоплению музыкального багажа, знание разнообразных музыкальных стилей и их исполнительских особенностей. Все это способствует вырабатыванию правильного художественного вкуса, музыкальной эрудиции, которая поможет в определении удачного репертуара.
Немаловажно понимать особенности самого конкурса, в котором решено участвовать. Это может являться основополагающим фактором в выборе песен. Есть музыкальные фестивали и конкурсы, обладающие особенным музыкальным стилем, и, соответственно, для удачного выступления нужно выбирать репертуар, исходя из этих особенностей. Если нет жестких требований к исполняемым произведениям, необходимо соблюдать общепринятые нормы, которые применяются при выборе конкурсного репертуара.
Если испытания проходят в два тура, то исполняемые произведения должны быть разноплановыми, запоминающимися, что позволит выявить как можно больше профессиональных качеств. Общепринятый хронометраж песни по европейским нормам - три, три с половиной минуты. Такая длина позволяет раскрыть и художественный смысл произведения, и не потерять энергетический уровень из-за психологической усталости. Как правило, существует ряд требований, которые предъявляются непосредственно к аранжировке и качеству аккомпанемента, так называемый технический райдер. В этом пункте положения о конкурсе уточняется возможность наличия бэк-вокала или оркестрового сопровождения, формат записи фонограммы и прочие пункты. Таким образом, аранжировка выбранного произведения будет складываться из требований, предъявляемых оргкомитетом конкурса или фестиваля.
После определения репертуара, наступает самая длительная и кропотливая стадия подготовки - практическая работа над конкурсной программой. Она начинается с выявления технических особенностей, определения фронта работ. Здесь может помочь преподаватель. Определив цели и задачи, приступают к практической работе. Здесь имеют место и стилистические особенности исполняемого произведения (характер, фразировка, нюансировка), и технические (подбор тональности, диапазонные трудности, работа над текстом, интонацией)
В этой части подготовки конкурса успех зависит как от преподавателя, так и от самостоятельной работы студента, где преподаватель задает вектор, ставит задачи, а студент самостоятельно отрабатывает практические навыки, доводя произведение до концертного исполнения. Так как выступление на публике, а особенно в конкурсном испытании, часто сопровождается переживаниями, волнением и стрессом, изучаемый материал рекомендуется доводить до автоматизма, что может потребовать достаточно много времени. Для преодоления волнения при вы-
102
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
ступлении можно пробовать петь на публике в классе. Это поможет сохранять контроль в процессе пения на зрителя.
После продолжительной работы над певческой техникой, решения исполнительских задач, наступает фаза создания художественного образа произведения. Именно в этой части подготовительной работы над репертуаром наступает фаза настоящего творчества, проявления собственной художественной точки зрения, которая придаст индивидуальность звучания, особый музыкальный стиль, поможет выразить творческий замысел. В этой части работы доминирующую роль играет творческая идея конкурсанта, его харизма, способность ярко и эмоционально донести родившийся художественный образ до слушателя. На этом этапе преподаватель с позиции профессионального и жизненного опыта может способствовать пониманию смысла, заложенного в произведение автором, помочь определиться со средствами художественной выразительности. Но в целом задача педагога -разбудить творческую фантазию у студента, интерес к конкретным деталям, сформировать способность выражать собственные мысли и эмоции. Нужно заметить, что формировать все эти творческие навыки у студентов нужно начинать как можно раньше. Ведь способность индивидуально выразить свою творческую мысль и осознание ответственности за исполняемое произведение должно стать результатом многолетнего сотрудничества педагога и ученика. Развитие самостоятельной творческой единицы, художественно-образного мышления, а не механическое заучивание нот и текста, приводящее к неосознанному воспроизведению музыки, должно стать основной задачей для педагога.
Помимо художественных выразительных средств в наше время большое внимание уделяется действу, которое происходит на сцене во время исполнения песни. В зависимости от масштабов конкурса на создание номера конкурсанта может работать целая команда, в состав которой входит режиссер-постановщик, хореограф, имиджмейкер, стилист, гримеры, бэк-вокал, балет. Такая команда работает над созданием номеров для таких крупных проектов, как «Новая Волна» или «Евровидение», что требует больших финансовых инвестиций. В других случаях для участия в конкурсе довольно наличия фонограммы, концертного костюма и непосредственно голоса.
Заявка на участие в конкурсе-фестивале может стать своеобразным подведением итогов проделанной работы педагога и ученика. Выступление в стрессовой ситуации, оценивание других конкурсантов, борьба за победу - все это способствует вырабатыванию качеств лидера, которые так необходимы успешному артисту сегодня. На начальном этапе обучения участие в конкурсных отборах может стать мощным стимулом для профессионального роста, а также полем для получения сценического опыта, который так пригодится в дальнейшей профессиональной деятельности. Систематическое участие в конкурсных испытаниях способствует развитию самостоятельности исполнителей, закреплению навыков, полученных в про-
• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2 103
Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе
цессе обучения, ориентированию в нетрадиционных ситуациях и, как следствие, вырабатыванию собственного творческого «я». В дальнейшем участие в значимых проектах может послужить своеобразной путевкой в профессиональную жизнь. Не секрет, что участие в любом проекте, будь то спектакль, мюзикл или шоу-программа, начинается с кастинга, что, по сути, является конкурсом. Таким образом, навыки и опыт, полученные во время участия в конкурсах-фестивалях, являются своего рода репетицией взрослой профессиональной жизни.
104
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •