Библиографический список
1. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тара-севич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. Москва, 1989.
2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Издание переаб. и дополн. Санкт-Петербург, 2014.
3. Макарова Н.С., Синицына Г.П. Роль педагогического университета в инновационном развитии системы образования в регионе. Интернет-конференция «Приоритетный национальный проект как фактор системных изменений в образовании. 2008: 56 - 59.
4. Макаренко А.С. О воспитании. Москва: Издательство политической литературы, 1990.
5. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н., Сорокопуд Ю.В. Структура и содержание кодекса профессиональной этики педагога в контексте практической реализации гуманистических идей в образовательной практике. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 159 - 160.
References
1. Osnovypedagogicheskogo masterstva: ucheb. posobie dlya ped. spec. vyssh. ucheb. zavedenij. I.A. Zyazyun, I.F. Krivonos, N.N. Tarasevich i dr.; Pod red. I.A. Zyazyuna. Moskva, 1989.
2. Kuz'mina N.V. Ocherkipsihologii truda uchitelya. Izdanie pereab. i dopoln. Sankt-Peterburg, 2014.
3. Makarova N.S., Sinicyna G.P. Rol' pedagogicheskogo universiteta v innovacionnom razvitii sistemy obrazovaniya v regione. Internet-konferenciya «Prioritetnyjnacional'nyjproekt kak faktor sistemnyh izmenenij v obrazovanii. 2008: 56 - 59.
4. Makarenko A.S. O vospitanii. Moskva: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1990.
5. Dubovickij I.N., Uvarova N.N., Sorokopud Yu.V. Struktura i soderzhanie kodeksa professional'noj 'etiki pedagoga v kontekste prakticheskoj realizacii gumanisticheskih idej v obrazovatel'noj praktike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 159 - 160.
Статья поступила в редакцию 27.02.18
УДК 785.1-053.2(=512.151)
Fomin V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
CHILDREN' SOUND INSTRUMENTS OF THE SOUTHERN ALTAI PEOPLE. The article continues a cycle of the author's publications dedicated to the scientific understanding the place of the simplest sounding instruments and musical instruments in the things system of children's musical folklore of the Southern Altai people. The phenomenon of the children's sound instruments is viewed from the standpoint of today's pedagogics, culturological sciences in a general context of the Altai people's traditional spiritual and material culture. The author briefly describes the ethnical and cultural significance and the functions of children's sound instruments. The author attempts to consolidate some disorganized scientific facts about the instrumental of the children's musical folklore. The author gives phonetically correct titles for a number of musical instruments (in accordance with the speech norms of the modern Altai language) for the first time, characterizes some phonic and structural (organophonic) features of the musical instruments, names the most popular materials used for their making, lists some methods of musical sound extracting. The materials of the article can be included into the educational and performing programs for the representatives of the Altai people, who are students of the Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia).
Key words: sound instruments, original (ethnical) names of instruments, phonic specifics of instruments, constructive specifics of instruments, methods of sound extraction, organophonic group.
В.П. Фомин, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
ДЕТСКИЕ ФОНОИНСТРУМЕНТЫ ЮЖНЫХ АЛТАЙЦЕВ
Статья продолжает цикл авторских публикаций, посвящённых научному осмыслению места простейших звуковых орудий и музыкальных инструментов в предметной системе детского музыкального фольклора южных алтайцев. Феномен детских фоноинструментов рассматривается с позиций современного педагогической науки, культурологического знания в общем контексте традиционной духовной и материальной культуры алтайского этноса. Автор обзорно характеризует этнокультурное значение и функциональную нагрузку детских фоноинструментов. Автором впервые предпринята попытка консолидации разрозненных научных фактов об инструментальной составляющей детского музыкального фольклора южных алтайцев, впервые формулируются фонетически корректные наименования ряда музыкальных предметов (в полном соответствии с речевыми нормами современного алтайского языка), охарактеризованы некоторые фонические и конструктивные (органо-фонические) особенности музыкальных предметов, указан состав основных материалов, применяемых для их изготовления, перечислены отдельные приёмы звукоизвлечения. Материалы статьи могут быть включены в программы учебной и концер-тно-исполнительской работы алтайцев, обучающихся в Алтайском государственном институте культуры (г. Барнаул, Россия).
Ключевые слова: фоноинструменты, этническое название, фонические и конструктивные особенности, приемы звукоизвлечения, органофоническая группа.
Детские фоноинструменты - одна из наименее исследованных областей алтайского музыкального фольклора. В данной статье предпринята попытка рассмотреть их в русле традиционного бытования. Материалом послужил полевой материал, собранный автором в Кош-Агачском, Улаганском, Онгудайском районах, а также материалы, собранные фольклористами, лингвистами и музыковедами у алтайцев (алтай-кижи), так и алтайской этнической группы - теленгитов сохранивших почти все жанры алтайского фольклора. По сведениям, приводимыми Л.П. Потаповым, «теленгиты проживали по долинам рек Чуя и Аргута (Кош-Агачский район). В настоящее время теленгитами себя называют большинство жителей бассейнов рек Чулушма-на, Башкауса и Улагана (Улаганский район)» [1, с. 5]. Большое значение для анализа собранного материала имеют работы
A.В. Анохина, Л.П. Потапова, Ю.И. Шейкина, Б.М. Шульгина,
B.Ю. Сузукей, исследовавших интонационную культуру этносов
Сибири и Дальнего Востока, дающих представление о звуковой окраске, возникающей на основе сложившихся типов фонаций: вокальной, речевой, возгласной, звукоподражательной, инструментальной.
Традиционное воспитание детей южных алтайцев органически связано с образом жизни этноса, типом хозяйственной деятельности и социальными отношениями. Оно воспроизводит и повторяет ранее сложившиеся образы поведения, осуществляет диахронную передачу богатства национального фольклора от поколения к поколению.
Изучение детского фольклора - важнейший источник для понимания генезиса и закономерностей фольклора для решения теоретических проблем фольклористики, её преемственности, варьирования и переосмысления.
А.Н. Веселовский утверждал, что изучая истоки фольклорных явлений, следует обратиться, прежде всего, к тому, к чему
сам народ относится как к своему верованию, «к обряду, к обрядовой детской песне к заговору» [2, с. 97].
В связи с тем, что ведущим типом деятельности в детстве является игра, нам важно установление типа и характера игровых действий, тесно связанных с определенным звуковым сопровождением.
Фоноинструменты формируются из окружающего предметного мира человека в условиях традиционной хозяйственной деятельности - скотоводства, сбора трав, охоты, а также в традиционных обрядах, праздниках и играх. Ими могут быть хозяйственные и бытовые предметы, вовлеченные в сонорную практику этноса, они могут иметь традиционные названия и термины. Но иногда для их обозначения возникают специальные названия, указывающие на инструментальную цель фонации. Фоноинстру-ментом временно может стать, например, маска - (алт.'молот') -для сбивания кедровых шишек, тажур - (алт., теленг. 'кожаная фляга') - для жидкостей, ильбек - (алт., теленг. 'деревянный крюк') - для подвешивания колыбели, охотничьи манки, стебель травы, кости и копыта животных. Они нестандартны по размерам, не имеют определенной высоты. По фоническим свойствам эти инструменты не претендуют на чисто музыкальный эффект. Тем не менее, они формируют пространство интонационных возможностей в культуре этноса.
В большинстве случаев материалом для фоноинструментов могут служить различные породы деревьев: кедр, лиственница, береза (ствол и береста), таволожник, ива (тальник), черемуха; зонтичные растения - комыргай - (теленг., алт. трава пустотелая), зеленый лист; продукты животного происхождения - шкуры, кости, перья домашних и диких животных. Применение этих материалов связано как с их индивидуальными природными свойствами (гибкость, упругость, долговечность), так и с сакральными представлениями о них.
По степени сложности и трудоемкости, временными затратами в их изготовлении условно можно разделить на сложные и более простые. Сложные инструменты требовали участия специалистов-мастеров, более простые - сезонные инструменты, например, сезонные легки в изготовлении, не требуют особого мастерства, не занимают много времени и быстро приводятся в рабочее состояние. Отличительной чертой сезонных фоноин-струментов является их недолговечность, вплоть до разового использования.
Мырчак - (тел. 'горох'), карана - (тел. 'акация') - пищалка (свободный аэрофон) из зеленого стручка (плода) кустарника желтой акации. Используется в играх у детей. Длина стручка 50 -55 мм, диаметр 5-7 мм. Технология изготовления пищалки проста: от основания плода удаляют 10-12 мм, раскрывают створки стручка, удаляют перегородки с семенами. С помощью пищалки спонтанно можно воспроизводить как одиночные резкие отрывистые звуки с характерным дребезжаще-гнусавым тембром, так и звукоподражания плачу грудного ребёнка, писку маленьких котят и др. Звукоизвлечения добиваются следующим образом: пищалка фиксируется губами. В образовавшееся канальное отверстие исполнитель направляет воздушный поток, произвольно воспроизводя звуки различной высоты, ритма, напряженности и протяжности. Иногда ребёнок изготавливает две, три пищалки различных по высоте и тембру и может одновременно извлекать интервалы и даже аккордовые сочетания.
В числе детских фоноинструментов, имеются разные виды жужжалок и пищалок.
Кырлюш- (теленг. 'жужжалка', 'гуделка') - детская звуковая игрушка, свободно вращающийся аэрофон, по форме похожий на пропеллер. Изготавливается из прямоугольной деревянной пластины. Длина 280-300 мм. Иногда для изготовления кырлюш используют кору лиственницы или пуговицу большого размера. При раскручивании, натягивании и ослаблении продернутой веревочки, пуговица долго вращается то в одну, то в другую сторону, рассекая воздух, издает гудение, жужжание, завывание, напоминающее полет жука. Высота звука зависит от величины и формы крутящегося тела.
Детская звуковая игрушка-пищалка, изготовленная из катушечки от ниток с прикрепленной с одной стороны кусочком резины от воздушного шарика. Звукоизвлечение добивается следующим образом: пищалка прикладывается к губам, ребёнок направляет воздушный поток в канальное отверстие и произвольно воспроизводит звуки различной высоты, ритма, напряженности и протяжности.
Одним из почти ныне забытых фоноинструментов является тарах-чобро - (теленг. 'костяной гребёнь') - представляет со-
бой очень тонкий слой целлофановой пленки (раньше использовали тонкий слой бересты), плотно прижимаемый к зубьям костяного гребешка. Для извлечения звука исполнитель прикладывает гребешок к полуоткрытым губам и напевает, пленка при этом вибрирует, придавая своеобразную окраску звучанию голоса.
Тал чыбык- (теленг. 'длинный прут') - из молодого тальника, или березы. Свободный аэрофон с перемещением струи воздуха. При быстром махании издает свист. Используется в играх у детей, а также подпасками для подгона стада.
Самым древним звуковым элементом в традиции охотничьей, пастушеской и скотоводческой культурно-хозяйственной деятельности алтайцев является свист. Свист выполняет функцию сигнального инструмента чабана или табунщика для управления животными. Имеется большое разнообразие исполнительских приемов свиста. Мальчики и подростки извлекают разнообразные свисты при разном положении языка: сквозь губы и зубы, а также при помощи одного, двух, трех, четырех пальцев. Ладони рук, сложенные в форме лодочки также могут служить для подражаний чисто развлекательного характера голосам птиц и животных (кукушки, совы, филина, ястреба, собаки, волка). Эти звукоподражания широко распространены среди детей, как детские игры.
Вместе с тем наиболее универсальным средством для воспроизведения шумов и звуков окружающей жизни является человеческий голос и корпус, т. е. «артикуляционных, мануальных, стопных и других средств звукоизвлечения» [3, с. 46] обладающая большим арсеналом фонем и интонем, присущих звуковой культуре этноса.
Одним из интересных явлений в практике корпоромузици-рования южных алтайцев является подражание музыкальным инструментам шоору - ('травяная флейта') и комусу - ('дуговой варган') - посредством приставления пальцев ко рту. При подражании шоору, исполнитель приставляет большой палец левой руки к передним резцам зубов и направляет струю воздуха сквозь зубы. Струя воздуха, проходя сквозь зубы, рассекается ногтевой пластиной, попадает в приоткрытую ладонь. Усиливая или ослабляя выдох, добавляя различную артикуляцию, изменяя объем нёба и гортани, а также работу языка и пальца, позволяет исполнителю организовать обертоны в нужную мелодию, имитируя тембр шоора. Это подражание продемонстрировал нам участник фольклорного ансамбля «Кумуш» Атсыр.
Кынгырууш или кыркыруш тайак - (теленг., алт. 'погремушка-посох'). Встряхиваемый идиофон. Применяется для сгона овец или коз в гурт. Представляет собой деревянную палку с металлическим кольцом, на кольцо вперемешку нанизано несколько металлических пластин. Подпасок бросает посох в сторону отстающих от стада животных, в полете издает лязгающий шум и пугает животных, заставляя их примыкать к стаду.
Камчы - (алт., теленг. 'бич', 'плеть') - звуковое орудие скотоводов. Относится к свободным аэрофонам с отклонением струи воздуха. Состоит из плетеного кнутовища, рукоятки и петли на конце рукоятки для фиксации камчы на запястье кисти. Камчы бывает разных видов и размеров. У отдельных экземпляров длина достигает 3,5 метров (включая длину деревянной рукоятки). У опытного и умелого владельца щелканье камчы звучит хлестко и создает эффект ружейного выстрела. Производимое чабаном определенное количество щелканий служит сигналом для животных и помогает управлять большим табуном или стадом. Камчы приписывают охранные свойства потому, что его рукоятка сделана из таволожника. В верованиях алтайцев таволожник используют для изготовления колотушки, своеобразной плети для бубна в путешествиях шамана. Камчы вешают у кровати детей и взрослых в аиле «злые духи мешают спать до тех пор, пока их не прогонишь плеткой» [4, с. 100].
В настоящее время во время празднования «Эл-Ойын» проводятся соревнования на точность выбывания мишеней ударом камчи.
Кости и копыта диких и домашних животных, а также хищных птиц, используют для изготовления подвесок-погремушек для колыбели. Они выполняют функцию оберега, представляют образцы встряхиваемых идиофонов.
Ильбек - (алт. 'погремушка') - многоярусная подвеска-погремушка на шнуре с крюкомна которую подвешивается колыбель. Встряхиваемый идиофон. При качании колыбели звучание ильбека сопровождает колыбельное пение. «Тихий колыбельный шорох имеет архаическую функцию, которое перерастает в традиционное представление о судьбе ребёнка, выросшего под звуки этого шороха» [1, с. 55].
Встречаются подвески-погремушки изготовленные из косточек и маленьких копытцев горного козла, когтей (оберегов) хищных птиц. Каждое копытце и коготь закреплены на отдельном кожаном ремешке и представляют собой яруса. В некоторых экземплярах на одном ярусе их насчитывается от 19 до 35 штук. К подвеске-погремушке прикрепляют кожаные мешочки украшенные бисером, раковинами каури, в которых зашиты высушенные пуповины детей. Мешочки с пуповинами имели магическую цель - охраны здоровья и жизни детей. Эти подвески важны как память о детях, сус - (алт. 'душа') которых запечатлена на косточках-подвесках. Они отражали представление о жизненной силе и материальном счастье, к которому стремилась каждая семья. «Если (дашь) кут на колыбель, (то будем) держать, обнявши локтями. Если сус на шалтрак, чтобы, бряцая, качать» [5, с. 76].
Шалтрак - (теленг. 'стук', 'бряцание' - подвешиваемая к колыбели погремушка в виде связки бараньих лодыжек. «При качании колыбели шалтрак бряцает» [1, с. 111]. Колыбель для ребёнка делали бабушка и дедушка новорожденного по материнской линии. «Передавая ее родителям, они говорили принесли нашему внучку зыбку, а вместе с ней счастье и благополучие» [6, с. 37].
Туйгак - (алт., теленг. 'копыто') - пустотелые копыта лошади (ударяемые идиофоны). До начала ХХ в. спаренные копыта применялись охотниками и чабанами с целью преодоления крутых каменистых подъемов и спусков. Крепились кожаными ремешками к обуви. В настоящее время применяются в играх детей на стоянках в период летнего отгонного выпаса при имитации бега лошади. В современной исполнительской практике копыта, как
Библиографический список
ударяемые идиофоны, применяются в национальных ансамблях. Одновременное использование в музыкальных композициях копыт в сочетании с инструментальными, песенными и речевыми возгласами, позволяют исполнителям создать сонорный образ родной природы и чабанского быта алтайцев.
В с. Улаган нами зафиксирован скребковый идиофон. Представляет собой связку из восьми бараньих суставов нанизанных на капроновую нить. Этнического названия не имеет. Для извлечения звука исполнитель держит связку вертикально в левой руке, а правой - проводит по ней полой трубчатой косточкой. В результате чего получается звук, напоминающий треск. Фантазия и вкус исполнителя подсказывает ему, как воспользоваться выразительными возможностями инструмента.
Таким образом, при помощи словесного описания, предпринята попытка объединить известные на сегодня факты о фоно-инструментах, углубить и расширить сведения о них, уточнить этническое название. Дана характеристика фоноинструментам в разных ракурсах: как явление материальной культуры, как определенные этнические атрибуции, а также их конструктивных (ор-ганофонических) особенностей, акустических свойствах, материалов для их изготовления, приемов звукоизвлечения, приведены примеры о сакральном представлении о них, а также примеры, подтверждающие их почитание и особое отношение к ним.
Собранный материал уже сегодня используются в учебном процессе студентами-алтайцами на кафедре народного хорового пения института по дисциплине «Музыкальные инструменты южных алтайцев», в ансамблях алтайской народной музыки «Шанкы» и «Чолмон».
1. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1953.
2. Веселовский А.В. Сравнительная мифология и её метод (1873). Собрание сочинений. Москва, 1938; Т. 16.
3. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование. Под общей редакцией Е.С. Новик. Москва: Восточная литература, 2002.
4. Чинчибаева Л. О современных религиозных пережитках у алтайцев. Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978.
5. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.
6. Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребёнком. Сборник Музея антропологии и этнографии: научные статьи. Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1927; Т. 11.
References
1. Potapov L.P. Ocherkipo istorii altajcev. Moskva - Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1953.
2. Veselovskij A.V. Sravnitel'naya mifologiya i ee metod (1873). Sobranie sochinenij. Moskva, 1938; T. 16.
3. Shejkin Yu.I. Istoriya muzykal'nojkul'tury narodov Sibiri: Sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie. Pod obschej redakciej E.S. Novik. Moskva: Vostochnaya literatura, 2002.
4. Chinchibaeva L. O sovremennyh religioznyh perezhitkah u altajcev. 'Etnografiya narodovAltaya iZapadnoj Sibiri. Novosibirsk: Nauka, 1978.
5. Anohin A.V. Materialy po shamanstvu u altajcev. Gorno-Altajsk: Ak Chechek, 1994.
6. Karunovskaya L.'E. Iz altajskih verovanij i obryadov, svyazannyh s rebenkom. Sbornik Muzeya antropologii i 'etnografii: nauchnye stati. Leningrad: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1927; T. 11.
Статья поступила в редакцию 13.02.18
УДК 316.473.43:378-057.875(571.150)
Shakhovalov N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Grinevich L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Shakhovalova E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Research Work Organization, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSTICS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE STUDENTS' RREPAREDNESS TO USAGE THE SOCIAL NETWORKS FOR EDUCATION. The article considers some key aspects of usage the social networks in educational process that is conducted by an organization of higher education in today's context of informatization of the society and education. The authors study a question of involving today's social networks into the pedagogical process by a participants of educational communication themselves. The authors analyze the basics of a notion "social network services", outline its specifics. Special attention is paid to diagnosis of modern students' preparedness for the usage the social network services in the educational process proceeded in a higher education organization, as well as to estimation of its quality level. The article presents some results of a diagnostic test passed by students of a higher education institute, gives its analysis and conclusions.
Key word: web 2.0 technologies, social networking services, educational process, student, diagnostics, web technologies, social networks, blogs, "Wiki".
Н.Н. Шаховалов, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, E-mail: [email protected]
Л.А. Гриневич, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, E-mail: [email protected] Е.Г. Шаховалова, канд. пед. наук, зав. отделом организации научно исследовательской работы, Алтайский государственный институт культуры, E-mail: [email protected]