И. Ф. Дементьева
ДЕТИ-СИРОТЫ: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ
1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема социальной адаптации детей-сирот является предметом исследовательского внимания автора на протяжении рядя лет. Первое представительное эмпирическое исследование было проведено в 1990—1991 гг. на бабе детских домов Москвы. В опроси принимали участие 120 их выпускников (половина годовою выпуска столицы) с трехлетним опытом самостоятельной жизни, В 1902 г, был осуществлен формализованный опрос 150 сирот в детских до-мох Приморского крал (половина от числа тех, кто находится там последний год). Автором разработаны методически* материалы по совершенствованию деятельности такого рода учреждений и организации альгернатиьных форм воспитания этих детей [2, с. 2], они используются па практике.
В последние годы в официальных документах чаще идет речь о «детях, находящихся в трудной жизненной ситуации», — дополнительно к понятию «социальное сиротство». Это дети-енроты и оставшиеся без попечения родителей; несовершеннолетние, живущие в неблагополучных семьях; подростки, отбывающие наказание в воспитательных колониях: дети, находящиеся в специальных учеб-но-воспитательных учреждениях. Как видно, новое определение отличается большей широтой охвата детских проблем и раллич-ных форм неблагополучия несовершеннолетних, что в сегодняшних российских условиях полнее отражает реальную ситуацию*
Следуетт однако, заметить, что в последнее время ситуация мало меняется в позитивную сторону. Напротив, есть свидетельства обратных тенденций (в чаетноети, это подтверждают приводимые пи же статистические показатели). Не утратили своей значимости и результаты наших эмпирических исследований.
2, ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
Основная работа но защите прав и интересов детей» находящихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время делегирована федеральной влаетьвд регионам. Это значит, что местным органам
предоставлено право самостоятельно формировать закол о дательную политику, направленную на улучшение положения детей, нуждающихся в помощи государства, К сожалению, на деле такая иа-моптоятельность региональной власти, определяющей дополнительные к федеральным меры социальной защиты детей, часто приводит к созданию неровны* условий по стране, Так, далеко не все субъекты Российской федерации приняли законы об обеспечении трудоустройства социально незащищенных несовершеннолетних; о соблюдении жилищных прав выпускников учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей; о приемной св-мье; об опеке и усыновлении; о комиссиях по делам несовершеннолетняя, отбывающих наказание в воспитательных колониях или вышедших ид них.
Недофинансирование региональны* программ защиты детства зачастую побуждает местные власти искусственно занижать количество дртей, нуждающихся в государственной помощи, Именно этим объясняется отмечаемая статистикой последних лет — и на первый взгляд позитивная — тенденция сокращения числа детей группы социального риска. Если до 1995 г, неуклонно возрастала численность тех, кто остался без попечения родителей (1991 г. — 59 154 человек, 1992 г. — 67 286, 1994 г, — 102 682, 1995 г. — 113 296), го с 1995 г, фиксируется ее снижение (1996 г. — 113 243. 1997 г, — 105 534) [4, с, 207]. С 1998 г. намети л си рост нылыля-емости таких детей, связанный с критическими замечаниями со стороны федеральной власти [7, с, 97],
В действительности, местные органы исходили и исходят из наличия мест в учреждениях защиты детства или из возможностей выплаты пособий на опекаемых детей, В результате отмечаются случаи длительного пребывания детей в семьях с недееспособными родителями или посторонними лицами, В 1997 г. в связи р. резким ухудшением финансирования сиротских учреждений возникли новые негативные явления: свыше 600 детей были возвращены из интерн ото в в семьи с крайне неблагоприятными социальными показателями [4, с. 42],
При этом практика показывает, что проживание несовершеннолетних с родителями» не выполняющими свои обязанности и асоциально ориентированными, приводит к искажениям в психофизическом и нравственном развитии детей. Насколько распростра-иенр такая практика, можно судить по следующей статистике: только в 1999 г, на учете в органах внутренних дел состояло 125 тыс. родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющих [7, с, 31]. В качестве примера прямого неготив-ного воздействия таких родителей на детей сошлемся на даппьтс
Комитета по делам женщин, семьи и молодежи' около 2 млн, детей ежегодно подвергаются жестокому избиению в семье? 50 тыс. детей в течение одного 1998 г. сами покинули родительский дом и предпочли жить на улице [7, с. 31].
Число подростков, доставленных в органы внутренних дел и нуждающихся в помощи со стороны государства (из-за опасности для их здоровья и жизни), в 1997 г. составляло 125 917, в 1998 г. — 318 514, в 1999 г. — 228 034 [5, с, 103]. Срок их пребывания там Значительно превышает оговоренные законом 30 дней, Немало случаев» когда дети, не совершавшие противоправных действий, ия-за отсутствия мест в детских домах содержатся в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, а значит» вступают а примой контакт с криминализированной средой и усваивают соответствующие образцы поведения.
Малы шей, лишенных попечения родителей (таких, как «отказные»)* из-за переполненности домов ребенка помещают на длительное время в лечебные учреждения, что приводит к необратимым задержкам их умственного развития.
В целом по Российской Федерации все меньше детей передается под опеку и попечительство (1995 г. — 77 304, 1996 г, — 78 566, 1997 г+ — 73 026, 1996 г+ — 6S 009, 1999 г- — 67 645) [5, с, 97]. Эта тенденция объясняется финансовыми проблемами местного бюджета: выплаты ежемесячного пособия на содержание подопечных детей задерживаются в ряде регионов до полутора-двух дет. При атом размер пособия варьируется местной администрацией в зависимости от ее возможностей и часто не соответствует федеральным нормам. Опекуны в итоге отказываются от принятых на себя обязательств, что, в свою очередь, обусловливает увеличение числа детей, нуждающихся в сиротских учреждениях. Как следствие, повсеместно происходит переуплотнение детских домов и интернатов, которые к тому же в большинстве своем не соответствуют санитарным нормам, а свыше 40% требуют капитального ремонта [4, с, 43], Новые же учреждения защиты детства открываются, как правило, в помещениях, не имеющих условий для постоянного проживания.
Можно констатировать, что повсеместно происходит нарушение прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» по их социальной защите. Этот вывод в наибольшей степени касается детей-сирот и оставшихся без попечения родителей как наименее защищенных групп несовершеннолетних граждан страны.
При всем том нельзя сказать, что федеральное законодательство игнорирует их интересы. За один только 1999 г, принято 22 нормативных документа федерального уровня, связанных с этой
проблематикой [5, с. 76]. С 1994 г- федеральная программа *Дети России» получила статус президентской, с момента утверждения оно включает отдельную программу — «Дети-с и роты», а с 1997 г. в ней присутствуют программы «Профилактика безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних», « Развитие социального обслуживания семьи и детей*.
Однако эта весьма обширная правовая база далеко не всегда подкрепляется устойчивыми статьями бюджетного финансирования. Целевые программы но поддержке детства, входящие в пакет приоритетных направлений государственной политики с защищенными статьями бюджетного финансирования, на деле обеспечиваются денежными средствами по остаточному принципу. Несоблюдение декларированных на федеральном уровне норм обусловило деформацию используемых на практике мер по защите детства, что не замедлит сказаться в ближайшем будущем на качестве российского населения.
3. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ
ПОД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ
Интерес общества к проблеме социальной адаптации детей-сирот связаЕ! прежде всего с необходимостью защиты наиболее уязвимых, нуждающихся в помощи групп населения. Причем не столько силами благотворительных организаций, сколько на государственном уровне,
Содержательную основу концепции социальной защиты мы определяем следующим образом: социальная защита — ото регулятивная система стабилизации общества, направленная на устранение или еведепис до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения- Ее функция — поддержка государством наиболее уязвимых своих граждан (групп) в условиях резкого изменен им экономической ситуации» Ее цель — создание в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для поддержки упомянутых групп.
Результатом успешной социальной защиты становится угасание противоречий, восстановление относительного равновесии в правовом статусе всех групп общества. Неуспешная — может привести к дальнейшему распространению социальной напряженности с негативными последствиями, сила которых прямо пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию.
Воспитанник сиротского учреждения
I
Как объект воздействия Как субъект воздействия
1 1
рОДКТРДЬЛКЯЛ СеРкТНЛ как оррдя ВОСПИТАНИЯ воспитатели детского дома как субъекты воспитания педагоги как субъекты воспитания сверстники по детдому кдк грвдэ воздействия товарищи вве детдома как среда воздействия систем* ценностей профессиональная ориентация ирявКтицил на Врак культура досуга образцы поведения отношение к родителям уровень правопослушпостн навыки, умения
Рис. Сирота как лнчяоеть я системе общественных отвошенни
Известно, что в социальной защите нуждаются прежде всего инвалиды, пенсионеры* хронически больные. Дети-сироты стоят в этой классификации особняком, поскольку статус социально незащищенных предоставляется им временно, до момента взросления. Дети-сироты получают социальную помощь от государства как бы авансом, с последующим возвратом после совершеннолетия. Задача общества в этой ситуации — вырастить их здоровыми, дать профессиональные и иные жизненные навыки, которые обеспечат их социальную адаптацию.
Под социальной адаптацией сирот мы понимаем успешное усвоение ими своих социальных ролей в системе социальных отношений. В атом процессе ребенок выступает одновременно как объект и субъект этих отношений. В качестве объекта он является пассивной стороной, на которую направлено воздействие социальных институтов, социальных групп» формирующих его как личность, В качестве субъекта он, напротив, должен быть активным участником общественных отношений, выступать как сам сюр га н изо ванная личность. Действуя самостоятельно и избирательно, дети должны развивать навыки и умения, позволяющие им приспособиться к своим жизненным ролям (см, рис.)-
Органичное сочетание качеств субъекта и объекта при воспитательном воздействии создает условия для эффективной социальной адаптации детей-си рот.
Сегодня приходится констатировать, что выпускники сиротских учреждений демонстрируют крайне низкое адаптивное поведение. Поэтому со всей очевидностью можно предположить, что при формировании личности этих подростков был нарушен принцип равноденствия субъектных и объектных компонентов. Отдельные причины нарушения такого равноденствии поддаются фиксации уже на визуальном уровне, однако весь комплекс проблем, а также распределение их по значимости требуют анализе и осмысления.
4. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВНЕУСЛОВИЙ СЕМЬИ
Обратимся к приведенной на рис. схеме и попробуем рассмотреть, насколько эффективно выполняют свои функции по отношению к сироте социальные институты, для которых ребенок является объектом воздействия (см. колонку слева).
Наиболее значимые адаптивные механизмы ребенка формируются в семейной обстановке. Специалисты утверждают, что роль родителей в психофизическом раивич'ии дошколыжко столь велика, что не может быть компенсирована даже самыми благоприятными условиями не последующих возрастных этапах. Родительская семья — это среда первичной социализации личности, где складьзвается первый опыт общения, формируются и закрепляются ролевые установки и отношения, Именно в семье ребенок усиливает и первые уроки нравственности, навыки повседневного поведения, Наблюдая супружеское общение своих родителей, он формирует первоначальный образ будущей собственной семьи.
11рименительно к воспитаннику детского дома семья как образец либо отсутствует вообще (сирота), либо Является недееспособной (социальное сиротство), Воспитатели детского дома (интерната) даже при бпдьпюм желании не способны равноценно заменить семью, прежде всего в силу определенных экономических трудностей — на одного воспитателя в сиротском учреждении приходится около двадцати ребят. Доля внимания» уделяемого каждому, естественно, не может превысить одной двадцатой. В полноценной семье возможности общения родителей с детьми пропорционально возрастают.
Существенно отличается и мотивация воздействия на ребенка. Родители руководствуются целой гаммой чувств: смой ребенок не хуже других*>, «мой наследник*. «моя кровле, *моя главная жия-кенная ценность» и т. с с. Ребенок — объект постоянной опеки И заботы, физического и интеллектуального совершенствования. Лишенный такой глубинной мотивации воспитатель детского дома
рассматривает свое участие в жизни ребенка-сироты преимущественно как выполнение служебных обязанностей. В идеале им должен быть человек, имеющий природный дар общения с детьми. На деле же доля таких воспитателей невелика (существуют статистически значимые подтверждения того, что есть и явно непригодные дли такой работы),
Вступление детей-сирот в школьный возраст сопровождается появлением в их жизни новых субъектов воспитания — педагогов, Существевно отличается роль учители в формировании личности «домашнего» ребенка и сироты. Для первого школа достаточно успешно выполняет функцию передачи знаний, органично дополняя бытовую и общую социальную информацию, приобретенную дома и вне его, Сироте, живущему в замкнутых условиях детского дома или интерката (последнее более ущербно), одних только знаний учебных предметов недостаточно для социализации. Вместе с тем у нас практически нет методик подготовки педагогов для работы именно с таким контингентом, как не существует и учебных программ, ориентированных на специальные формы обучения. Самым прогрессивным шагом на сегодняшний день стал переход от социально однородного обучения в школах-интернатах к смешан-ному пребыванию •детдомовских» и «домашних» детей в общеобразовательных школах. Предполагается, что такая форма их взаимодействия способствует более успешной адаптации сирот и расширяет их социальные контакты с внешним миром. Однако и эта воспитательная акция (наряду с ее явными преимуществами) не обеспечивает необходимых условий дли успешной адаптации детей, лишенных родительского внимания. Наблюдения показывают, что, как правило, происходит расслоение коллектива класса, основанное на высокомерии и пренебрежении со стороны «домашних» и ответной враждебности со стороны «детдомовских». Социальная адаптация сирот осуществляется здесь в искаженном виде: как защитная агрессия, которая может в соответствующих условиях перерасти в противоправное поведение. Участие педагога в регулировании отношений, как правило, пассивно и активизируется лишь в ситуации чрезвычайных происшествий.
Территориальная обособленность жиаыи в детском доме актуализирует фактор взаимоотношений детей-сирот между собой. Принято считать, что общество сверстников способствует развитию коммуникативных способностей и самосознания личности ребенка, По определению И. С. Кона, общение со сверстниками в подростковом возрасте выполняет три основные функции:
— канал обмена информацией;
— специфический вид деятельности и межличностных отношений, в процессе которого вырабатываются коммуникативные
качества, необходимые взрослому < в том числе соревновательность, умение сиотносить личные интересы с общественными и т. п-);
вид эмоционального контакта, в процессе которого формируется чувство групповой юношеской солидарности в противовес обществу взрослых. Jмoциoнaльнь[й контакт со сверстниками формирует у подростка солимше своего психологического благополучия, устойчивости среди себе равных [Л, с, 941.
Попробуем проследить» как реализуются нти цели в коллективе детского дома, «Домашние» дети, собираясь в компанию сверстников, обмениваются информацией, полученной л собственной семье или путем общения с другими сверстниками вне семьи. Сироты лишены таких источников и в этом плане представляют гомогенную, обедненную социальным знанием среду. Об I цен к № их между собой в рамках детского дома (интерната), по существу, не выполняет указанной функции.
Круг внесеменных контактов «.доманпшх* детей складывается по принципу относительной свободы выбора, в зависимости от психологических, социальных и прочих предпочтений. Соответственно именно а этой среде сверстников с ее слабой регламептл-цией и низким социальным контролем со стороны взрослых формируются навыки коммуникативного нзапмодействия подростка, его способность подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свою позицпго,. Обстановка сиротского учреждения исключает свободу выбора ребенком референтной группы, а жесткая заданпость социальных нормативов возводит коллективную дисциплину в своего рода абсолют, исключающий развитие у детей соревновательной мотивации. Отсюда следует, что среда сверстников в детском доме (интернате) не способствует развитию в детях реальных коммуникативных навыков, не формирует стремления к достижению цели (задачи), что столь важно для полноценного самовосприятия взрослого человека.
Наконец, общение со сверстниками создает для детей, живущих в семье, эмоциональный фон товарищеского единства, Сопричастности, психологической комфортности, Такая а моциона льна я мотивация зарождается в подростковом вазраоте как бы в противовес родителъсЕ^н опеке и свидетельствует о взрослении ребен ка, его попытках обрести собственную среду общения вне дома, его стремлении к независимости, самостоятельности. Он уходит в среду равных себе» где самоутверждается и обретает социальный статус, Подростки-си роты не ощущают избытка родительского внимания и опеки, порождающих механизм такой психологической автономизации. Соответственно и ¡эта функция общения в среде детеи-сирог деформируется и утрачивается.
В искаженном виде взаимодействуют воспитанники сиротских учреждений с товарищеским окружением вне детского дома. Важно отметить, что такая сфера общения существует лишь у части Детей, имеющих родственников или родителей и поддерживающих с ними непосредственные контакты, И в атом случае речь идет не столько о сверстниках, сколько о референтной группе разновозрастного состава. Степень риска от такого общения для ребенка, лишенного социального контроля со стороны взрослых и не искушенного в ситуациях принятия решений, лначнтольпо возрастает. Здесь следует упомянуть, что воспитанники детского дома в общей массе не умеют критически осмыслить жизненные коллизии и действовать самостоятельно: сирота чаще ведомый, чем ведущий. Таким образом, под влиянием компании друзей, представляющих среду общения подростка ьне стен детского дома» он легко может стать участником и жертвой противоправных действий. С другой стороны, именно эта часть детей выполняет роль транслятора, черея которого в замкнутую среду сиротских учреждений поступает новая социальная информация извне, и чаще всего негативного характера. * + *
В итоге можно с полным основанием сказать о низкой эффективности социальных институтов, ответственных За воспитание детей в сиротских учреждениях. Обделенные родительской заботой, они и от общества получают значительно меньше заинтересованного внимания. Жизненные условия ребенка из средней семьи неадекватны жизненным условиям ребенка па сиротского учреждения. Здесь вступает в действие закон дивергенции среды, который в значительной мере сокращает шансы детей-си-рот достигнуть социальной адаптации, сравнимой с адаптацией «домашних* детей.
ЛИТЕРАТУРА
1 Лг.1г ешпщаИ Ф Социальное сиротство: ген мне 11 профилактика. М-; Гос. НИИ семьи Ii воспитания. 20i)0.
2 JlfMCHinhfHfi I! Ф , Отфергнии Л Я Пр"смндч семья институт зашиты лстства. М.. Гос. НИИ семьи и воспитания. 2(100.
}. Кип И С" Психология юношеского возраста, М,; Просвсшснис. 1^79.
4. О положении деигй а Российской Федерации: Гос. доклад. М,; Синергии 1947
5. О гт. ш жен ни легги в Российской ^тлераини; Гос, доклад. М., 2UU0.
6. Российский статистический ea;ei одяик. С m ей. М.: Гискочст. 1998
7. Семья, üciii; факты и проблемы //Аналшлчсскнн всстних Совета Фелера-и ни РФ 1994 ./fe ]|