Научная статья на тему 'Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования'

Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13762
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптированная образовательная программа / дети с тяжелыми нарушениями речи / дизартрия / алалия / афазия / общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни развития) / ринолалия / adapted educational program / children with severe speech disorders / dysarthria / alalia / aphasia / general speech underdevelopment (1st and 2nd levels of development) / rhinolalia

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна

В статье приводится четкое определение категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, дается краткая характеристика тяжелых нарушений речи и особенностей развития таких детей. Автор постарался показать педагогам ДОО особенности разных видов тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста. Приводятся определения и характеристика таких дефектов речи как дизартрия, сенсорная и моторная алалия, детская афазия, заикание, общее недоразвитие речи и ринолалия. В статье предлагаются программы для коррекции разных нарушений речи, авторские методики и рекомендации по содержанию адаптированных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи. В конце статьи мы приводим большой список литературных источников, а также важных интернет-ресурсов для родителей, имеющих детей с проблемами развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children with Severe Speech Disorders in Preschool Centers. Recommendations for the Content of Preschool Educational Programs

The article provides a clearcut definition of the categories of children with disabilities, a brief description of severe speech disorders and the specifics of the development of such children. The author tried to show preschool educators the specificity of different types of severe speech disorders in preschool children. The article gives the definition and description of such speech defects as dysarthria, sensory and motor alalia, children’s aphasia, stuttering, and general underdevelopment of speech and rhinolalia. The article offers a program for correcting various speech disorders, the author’s own methods and recommendations for the content of educational programs adapted for children with severe speech disorders. At the end of the article we provide a long list of references and important online resource for parents who have children with developmental problems.

Текст научной работы на тему «Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования»

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

Шм_

Е. Ф. Архипова

Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО

Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования

jdfct Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор

кафедры логопедии дефектологического факультета ^к^^ МГГУ им. М.А. Шолохова (Москва, Россия)

В статье приводится четкое определение категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, дается краткая характеристика тяжелых нарушений речи и особенностей развития таких детей. Автор постарался показать педагогам ДОО особенности разных видов тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста. Приводятся определения и характеристика таких дефектов речи как дизартрия, сенсорная и моторная алалия, детская афазия, заикание, общее недоразвитие речи и ринолалия. В статье предлагаются программы для коррекции разных нарушений речи, авторские методики и рекомендации по содержанию адаптированных образовательных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи. В конце статьи мы приводим большой список литературных источников, а также важных интернет-ресурсов для родителей, имеющих детей с проблемами развития.

Ключевые слова: адаптированная образовательная программа, дети с тяжелыми нарушениями речи, дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни развития), ринолалия.

Children with Severe Speech Disorders in Preschool Centers. Recommendations for the Content of Preschool Educational Programs

Elena F. Arkhipova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Speech Therapy Department, Faculty of Defectology, Sholokhov Moscow State University for the Humanities (Moscow, Russia)

The article provides a clear-cut definition of the categories of children with disabilities, a brief description of severe speech disorders and the specifics of the development of such children. The author tried to show preschool educators the specificity of different types of severe speech disorders in preschool children. The article gives the definition and description of such speech defects as dysarthria, sensory and motor alalia, children's aphasia, stuttering, and general underdevelopment of speech and rhinolalia. The article offers a program for correcting various speech disorders, the author's own methods and recommendations for the content of educational programs adapted for children with severe speech disorders. At the end of the article we provide a long list of references and important online resource for parents who have children with developmental problems.

Keywords: adapted educational program, children with severe speech disorders, dysarthria, alalia, aphasia, general speech underdevelopment (1st and 2nd levels of development), rhinolalia.

Реформирование российского дошкольного образования предусматривает инклюзивное образование. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольной образовательной организации (ДОО) на условиях инклюзивного образования требует от педагогов повышения профессионального уровня. В первую очередь надо познакомиться с разными категориями детей с ОВЗ, узнать, в чем заключается структура дефекта разных видов проявлений ОВЗ.

В программе «От рождения до школы» представлен раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика», который регламентирует работу с детьми с ОВЗ. В категорию детей с ОВЗ входят различные отклонения в развитии, в числе которых и дети с тяжелыми нарушениями речи.

В законе «Об образовании в РФ» четко обозначено кто же относится к категории лиц с ОВЗ. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. К группе детей с ОВЗ относятся дети: с нарушениями слуха (неслыша-щие и слабослышащие), с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР); с нарушениями интеллектуального развития, вследствие органического поражения мозга; с нарушениями эмоционально-волевой сферы, расстройствами акустического спектра (РДА) ; с комплексными (сложными) нарушениями развития.

Ребенок, которому ПМПК в своем заключении после обследования рекомендует создание специальных образовательных условий, должен в ДОО обучаться по адаптированной образовательной программе (АОП). Такого ребенка ПМПК направит в комбинированную, инклюзивную группу в ДОО.

Может быть, что ПМПК порекомендует ребенку с ОВЗ другой образовательный маршрут. Такого ребенка ПМПК направит в компенсирующую группу в ДОО.

В законе «Об образовании в РФ» и в ФГОСДО приводится формулировка адаптированной образовательной программы: адаптированная образовательная програм-

ма - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. В адаптированной образовательной программе учитываются особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности и при необходимости обеспечивается коррекция нарушений развития и социальная адаптация указанных лиц.

Дети с тяжелыми нарушениями речи -

это одна из самых распространенных категорий детей, посещающих ДОО. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин, их вызывающих. Самые тяжелые нарушения речи связаны с поломкой анато-мо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речевого акта. К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

Дизартрия - это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. При дизартрии нарушается произносительная сторона речи, звукопроизношение и просодия. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия характеризуется поздним развитием речи. В дальнейшем речь плохо понятна для окружающих. Самая тяжелая дизартрия бывает у детей с детским церебральным параличом. При дизартрии нарушается и звукопроизношение, и интонационно-выразительная сторона речи. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространенной в настоящее время является «стертая степень» дизартрии. Ребенок со стертой дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно-выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Речь часто ускорена, а голос тихий. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребенок затрудняется в произнесении слов усложненной слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объема речевого материала. Поэтому дети не могут выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным

дефектом является нарушенное звукопроиз-ношение. У ребенка могут быть изолированно поставлены все звуки, но в речи ребенок по-прежнему их искажает. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации.

Алалия моторная - это полное отсутствие собственной речи или ее системное недоразвитие. У ребенка отсутствуют языковые средства общения с окружающими. Ребенок использует при общении мимику, выразительные жесты и крик. Это тяжелое речевое недоразвитие связано с поражением корковых моторных отделов мозга. При отсутствии собственной речи ребенок понимает обращенную речь, выполняет инструкции, владеет предметной и игровой деятельностью. С возрастом в 3-5 лет появляется у «безречевого» ребенка речевой негативизм. Такой ребенок осознает свою речевую несостоятельность и уходит от общения, замыкается.

Алалия сенсорная - это полное отсутствие понимания обращенной окружающей речи или грубое ее нарушение. Возникает это тяжелое речевое недоразвитие вследствие поражения сенсорных зон коры мозга. Такой ребенок похож на глухого или умственно отсталого ребенка. Не понимая обращенную речь и не обращая внимания на речь, ребенок может много говорить, но речь его состоит из бессмысленных звукосочетаний и даже словосочетаний. Ребенок с сенсорной алалией не реагирует на громкие звуки и громкую речь, но на тихие звуки и тихую речь может обращать внимание и прислушиваться.

Афазия детская - это распад имевшейся ранее у ребенка речи. Чаще всего это связано с органическим поражением коры мозга в период после формирования речи. Афазия проявляется разными формами в зависимости от места локализации поражения в коре мозга. В одних случаях полностью пропадает собственная речь, а понимание ее сохраняется. В других случаях полностью пропадает понимание речи, а появляется бессвязная речевая активность, которая не может служить средством общения. Бывают варианты, при которых нарушается речевая память, и ребенок забывает слова, необходимые для выражения своей мысли.

Заикание. При заикании нарушается тем-по-ритмическая организация речи вследствие судорог в мышцах речевого аппарата. Судороги могут охватывать дыхательные мышцы, и тогда выраженные сбои дыхания

дают тяжелые запинки в речи. Судороги могут возникать в голосовом отделе, и тогда голосовые складки не могут правильно работать. Если же судороги локализуются в ротовой полости, то страдает артикуляция звуков. В тяжелых случаях речь отсутствует из-за постоянных судорог. Заикание сопровождается нарушением эмоциональной сферы, некоторыми двигательными особенностями (сопутствующие движения), рядом психологических особенностей. Заикание рассматривается как прогрессирующее нарушение речи. Начинается заикание с повторов звуков или слогов, а потом постепенно перерастает в более тяжелое заикание. Более тяжелое заикание возникает, когда появляются судороги тонического характера. Тогда в словах появляются непроизвольные паузы, остановки, сопровождающиеся и остановками в дыхании.

Общее недоразвитие речи. К общему недоразвитию речи относятся сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Самыми тяжелыми являются первый и второй уровни речевого развития.

При первом уровне речевого развития (ОНР) отсутствует общеупотребительная речь, когда у других сверстников в этом возрасте речь уже является полноценным средством общения. Такие дети характеризуются полным или почти полным неумением пользоваться обычными речевыми средствами общения. Дети этого уровня общаются при помощи «лепетных» звуков и жестов. Для детей этого уровня характерно стойкое и длительное отсутствие речевого подражания, трудность в овладении новыми словами. У детей развитие понимания речи отстает от возрастной нормы. Почти полностью отсутствует понимание значений грамматических изменений слова.

При втором уровне речевого развития общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой начальные этапы развития общеупотребительной речи. При этом грубо нарушено формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики и слоговой структуры слов. Дети используют в общении простые или искаженные фразы. Словарный запас обиходных слов крайне бедный. В речи прак-

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК

тически отсутствуют предлоги и отмечаются грубые ошибки в грамматическом строе при построении предложения. Речь таких детей плохо понятна и несовершенна относительно возраста детей. Функция общения крайне затруднена.

Ринолалия. Характеризуется нарушением тембра голоса и звукопроизношения, обусловленным анатомо-физиологическим дефектом речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от других нарушений речи наличием измененного назализованного (носового) тембра голоса. Артикуляция звуков и голос существенно отличаются от нормы.

Самой сложной и тяжелой формой является «открытая» ринолалия, возникающая вследствие врожденного расщепления мягкого или твердого неба. При этом дефекте отмечается позднее появление речи. Речь ребенка с ри-нолалией в целом мало разборчива из-за носового оттенка. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Все это затрудняет развитие социализации и коммуникативных функций у ребенка с ринолалией.

При разработке адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо ориентироваться на коррекционные программы, утвержденные, апробированные и рекомендованные к использованию, на авторские методики и инновационные технологии.

Программы по коррекции тяжелых нарушений речи

1. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Проект примерной парциальной образовательной программы для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги».

2. Лопатина Л.В. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

3. Нищева Н.В. Проект примерной адаптированной программы коррекционно-развиваю-щей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения до-

школьников с интеллектуальной недостаточностью.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

6. Миронова СА. Программа логопедической работы с заикающимися детьми.

7. Екжанова ЕА, Стребелева ЕА. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-разви-вающее обучение и воспитание.

Дополнительная литература

1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. АрхиповаЕ.Ф.Логопедическаяпомощь детям раннего возраста. Библиотека программы от рождения до школы. Коррекционная работа в ДОУ. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

3. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок плохо говорит. - М.: АСТ, 2007.

4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2005.

5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2005.

6. Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. -М.: Сфера, 2008.

7. Григоренко Н.Ю., Цыбульский СА. Диагностика и коррекция звукопроизноситель-ных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. - М.: Книголюб, 2005.

8. Дмитриева Н.И., Маркелова Н.В. Планирование логопедической работы с детьми, страдающими ринолалией открытой. -Владимир, 2013.

9. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.

10. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией). - М.: Классикс стиль, 2003.

11. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Пресса, 2003.

Библиотека для семьи ребенка с ОВЗ

1. Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы право-вой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.

2. Баенская Е.Р., Громова О.Е., Коваленко Ю.Ю., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? - М.: Просвещение, 2008.

3. Разенкова ЮА. Мама+Папа = Я. Ребенок от рождения до года. -М.: Школьная пресса, 2007.

4. Разенкова ЮА., Андросова М.Н., Груничева С.И. Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками. Пособие для родителей. - М.: Карапуз, 2012.

5. Разенкова ЮА, Груничева С.И. Я играю в куклы. Пособие для родителей. - М.: Карапуз, 2012.

6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. - М.: Академия, 2014.

7. http://www.m-w-m.ru/ Железнов С., Железнова Е.С. Методика «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка.

8. Худенко ЕД, Дедюхина Г.В., Пота-шова И.И., Шоркина Т.Д., Барышникова Д.И. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.

9. Хазиева Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя. - СПб.: Литера, 2011.

10. ХамлихУ.,ХельтерсхинкенД. Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду. - М.: Теревинф, 2008 (РБОО Центр лечебной педагогики).

11. СелигманМ,ДарлингМ. Обычные семьи, особые дети. - М.: Теревинф, 2009.

12. Романушко М, Кротов В. Как быть вместе. Пути и принципы общения родителей с детьми. - М.: Гео, 2011.

13. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2008.

14. Зиннхуден Х. Как развивается ваш ребенок? - М.: Теревинф, 2009.

15. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: Изд-во Сфера, 2005.

16. Эрнст Й. Кипхард. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от 0 до 4 лет. - М.: Теревинф, 2012.

17. БаряеваЛ.Б.,ЛогиноваЕ.Т.,Лопатина Л.В. Я - говорю! Ребенок и мир растений. - М.: Дрофа, 2008.

18. Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.-М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. Общ. ред. Кучкарова P.P., 2007.

19. http://www.rgbs.ru/ Российская государственная библиотека для слепых

20. http://www.gaidarovka.ru/index. php?option=com_content&task = view&id = 25 3&Itemid = 284 Книги, помогающие жить. Для читателей всех возрастов.

21. http://www.razvitkor.ru Аналитический научно-методический центр. Обучение родителей, воспитывающих особого ребенка.

22. http://dcp-krug.ru/ ДЦП Круг. Клуб родителей особых детей.

23. http://invasait.ru/ Портал для людей с ОВЗ.

24. http://www.ccp.org.ru/ Центр лечебной педагогики.

25. http://www.sodejstvie.ru Содействие. Центр помощи семьям детей с ОВЗ.

26. http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/ Дверь в мир. Сайт для людей с ОВЗ. Льготы и права детей инвалидов.

27. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своих детей.

28. http://therapynemo.com/ Дельфиноте-рапия.

29. http://invamama.ru/ Форум ребенок-инвалид. Общение мам особых детей.

30. http://www.gold-child.ru Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «Вита».

31. http://otsyideti.org.ru/ Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети».

32. http://deti-kak-deti.org/books.html#z3 Книги об особых детях. ■

Статья поступила в редакцию 14.02.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.