Научная статья на тему 'Детерминизм поведения экономических интересов в транзитарном хозяйстве современной России'

Детерминизм поведения экономических интересов в транзитарном хозяйстве современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович

The author analyses the mechanism of interest-combination control and proposes an algorithm that, in his opinion, is applicable to working out a plan for the coordination and harmonization of economic interests of any standard and form.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINISM OF ECONOMIC INTERESTS CONDUCT IN THE TRANSITION ECONOMY OF MODERN RUSSIA

The author analyses the mechanism of interest-combination control and proposes an algorithm that, in his opinion, is applicable to working out a plan for the coordination and harmonization of economic interests of any standard and form.

Текст научной работы на тему «Детерминизм поведения экономических интересов в транзитарном хозяйстве современной России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕРМИНИЗМ ПОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ТРАНЗИТАРНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В.М. Юрьев

Yuriev V.M. The Determinism Of Economic Interests Conduct In The Transition Economy Of Modem Russia. The author analyses the mechanism of interest-combination control and proposes an algorithm that, in his opinion, is applicable to working out a plan for the coordination and harmonisation of economic interests of any standard ;.nd form.

В первой половине 90-х годов XX века Россия пережила еще один качественный поворот в своем социально-экономическом развитии. Ее экономика не только оказалась в полосе глубокого кризиса, но и в самой экономической системе страны произошли глобальные изменения. Эти изменения затронули всю парадигму экономических отношений общества, и, в первую очередь, отношения собственности. Экономика страны стремительно переходит к рынку, как форме своей жизнедеятельности. Приватизация и разгосударствление не только сформировали многоукпадность хозяйствующей структуры, но и дифференцировали общество на реальных владельцев материальных и информационных объектов отношений собственности и наемных рабочих. Фактически общество разделилось на богатых, то есть владельцев, хозяев богатства, и бедных, имеющих в общественном богатстве страны крайне малый удельный вес собственного владения.

Категория "богатство" не является чисто экономическим понятием. Богатство значительно шире и объемнее материальных благ или услуг. В его космос входит все многообразие материального и нематериального потенциала человеческого бытия.

Независимо от типа государственного устройства, его тоталитарного или демократического характера, власть находится в руках богатых только тогда, когда это позволяют бедные, а бедные позволяют это

только тогда, когда удовлетворение их первичных интересов не опускается ниже порога ; зического существования. Точных рамок или формул, по которым это можно исчислить, общество не знает. Но необходимость поиска равновесия в реализации интересов богатых и бедных, социальных субъектов и общества в целом является непреложной основой существования экономической системы. В основе этого равновесия лежит распределение богатства сжду всеми структурными субъектами экономических отношений общества. Но процесс этот крайне противоречив и многогранен. Само же это противоречие несет в своей сущности глубинную основу двух подходов к экономическому развитию земной цивилизации. Один их них строится на дифференцируемом, то есть неравном потреблении. Другой основан на уравнительном, то есть равном потреблении материальных и нематериальных благ и услуг в обществе. Но распределительная функция общества не может существовать без целенаправленной производительной функции системы.

Главными экономическими целями общества являются: экономический рост, повышение эффективности производства, социально-экономическая стабильность, связанная с оптимальной реализацией интересов всех структурных элементов и составляющих системы.

Обычно под системой понимается определенным образом упорядоченное

множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Одна из специфических и важнейших задач системного исследования состоит в объединении различных знаний по поводу объекта в целостную систему, которая была бы единой теорией объекта. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе, воспроизводстве и так далее. Подобные объекты могут быть исследованы средствами системного анализа.

Общество как естественно-историческая целостная система представляет собой органическое единство производительных сил и экономических отношений, социальной, идеологической и политических структур. В то же время, общество - лишь одно из слагаемых социальной системы, которая, в свою очередь, является подсистемой системы человеческого бытия.

Взаимодействие различных социальных групп людей или их деятельность в различных сферах общественной жизни -экономической, социальной, политической и идеологической - придает развитию данной общественной системы (общественной формации) характер естественно-исторического процесса. Каждая из этих сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая - функцию материального бытия, социальная -социализации, политическая - социального управления, идеологическая - духовного бытия, являясь конкретной формой социе-тальной подсистемы общества, то есть обладает своей определенной структурой, цельной совокупностью особым образом связанных элементов.

В то же время каждая из этих подсистем как "...любая система действия" анализируется "в терминах следующих четырех функциональных категорий, обеспечивающих: 1) формирование главных,

«руководящих» или контролирующих образцов системы; 2) внутреннюю интегрированность системы; 3) ее ориентацию на достижение целей по отношению к окружающей среде; 4) ее адаптацию к влиянию окружающей среды..." [1].

Экономическая система как одна из основополагающих подсистем общества и как социетальная система имеет свою особую сущность и структуру. Следует также заметить, что она, как и другие системы, имеет диалектический характер.

Экономическая система представляет собой сложный общественный организм взаимодействующих подсистем, находя-

щихся в различной степени сопсдчн ности друг с другом, на основе формы содержания, общего, особенного и с ничного, явления и сущности, количес и качества, организм, раскрывающий вое-хождение от способа производства к отдельным явлениям и процессам и. наоборот, от отдельных экономических я&леннЙ и процессов - к способу производства, те есть от абстрактного к конкретному и обратно. Этот общественный организм формируется и видоизменяется на протяжении всего периода существования способа производства, выражает взаимодействие логического и исторического в развитии обше-ственно-экономической формации.

Исходя из вышесказанного, под экономической системой мы понимаем сложною систему взаимодействующих элементов: экономических явлений и процессов, экономических категорий и законов, экономических отношений и экономических интересов, форм общественной комбинации производства. Ее конструкция напоминает пирамиду, в основании которой лежит огромное множество экономических явлений и процессов, а вершина ее конституирует определенную общественную форму способа производства.

Экономические явления и процессы -это простейшие экономические формы, представляющие реальную действительность во всем ее многообразии. С позиции категориального аппарата диалектического метода - это конкретное, единичное, случайное. Оно развивается во взаимодействии с элементами, находящимися в сфере других систем. По вертикали они взаимодействуют с системой более высокого порядка - с экономическими категориями.

Понятием более высокого порядка по отношению к экономическим категориям являются экономические законы. Экономические законы реализуются всегда через деятельность людей, движущим стимулом которой являются их экономические интересы. Природа экономических интересов, равно как и их формы и характер взаимодействия, определяется экономическими отношениями и прежде всего отношениями собственности.

Взаимодействие экономических законов и экономических интересов определяет формы социальной деятельности людей. В результате социальной деятельности масс изменяются экономические условия (и социальные) общества, что находит свое отражение в характере действия экономи-

ческих законов, в их требованиях, в экономических интересах и так далее.

Следовательно, экономическая система -это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, являющуюся единством экономических отношений, складывающихся по поводу владения, использования, распоряжения, производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Используя, как установленное западными учеными-экономистами деление экономических систем на доиндустриаль-ные, индустриальные и постиндустриальные, так и сложившуюся в советской науке типологию общественно-экономических формаций, попробуем представить историческое развитие и современное состояние экономических систем приводимой схемой 1. При этом следует также помнить, что в экономической истории мы имеем дело лишь с двумя частными формами организации экономических систем: меновой и неменовой. Одновременно необходимо учитывать, что в чистом (идеальном) виде эти формы встречаются исключительно редко и крайне непродолжительно существуют в истории человеческой цивилизации.

Как видно из схемы 1, экономическая система существует как целостное единство взаимодополняющих и взаимосвязанных элементов. Различные типы общественного устройства, формы государственного регулирования и механизмы координации отражают диалектику развития системы. В свою очередь, они являются комбинационным моментом взаимодействия общих составных элементов экономической системы.

Но нормально развивающаяся система не статична, а динамична, всегда находится в движении и развитии. Для развивающихся систем характерны, с одной стороны, устойчивость структуры, с другой -потеря устойчивости, разрушение одной структуры и создание другой устойчивой структуры. Налицо проявление закона перехода количественных изменений в качественные.

Время пребывания развивающихся систем различной природы в устойчивых состояниях (соответствующих устойчивой структуре), естественно, различно, но независимо от их природы. Таким образом, процесс развития можно представить как последовательность циклов эволюционного изменения состояний внутри цикла, со

скачкообразным переходом состояния в конце цикла на новый качественный уровень, означающий начало нового цикла развития.

Следствие циклического развития (с перескоком в конце цикла на качественно новый уровень) - необратимость, то есть невозможность перехода от новообразованной структуры к старой, разрушенной структуре. Необратимость, так же как "устойчивость" и "потеря устойчивости", -атрибут развивающейся системы или отображающей ее математической модели. При этом свойство необрат’ ости развития, в свою очередь, накладывает определенные требования на устойчивость систем.

Ясно, что устойчивая система (гипер-устойчивая) к развит ' неспособна, так как она подавляет любые отклонения от своего гиперустойчивого состояния. Для перехода в качественно новое состояние система обязательно должна в какой-то момент оказаться неустойчивой. Однако перманентная неустойчивость - это другая крайность, так же вредная для развивающейся системы, как и гиперустойчивость, ибо она исключает запоминание, закрепление в системе характепистик, полезных для взаимодействия с внешней средой, то есть того, что определяет устойчивую структуру системы. Вышесказанное крайне характерно для развития экономической системы России за последние 80 лет. Ее сегодняшнее состояние отличается тем, что одновременно существуют и взаимодействуют три разнородных подсистемы, базирующиеся на несхожих формах собственности. Первая - это социалистическая система хозяйствования, в основе которой лежит господство общенародной собственности и вытекает отсюда социально-деформированное уравнительное распределение материальных и нематериальных благ и услуг. Вторая - это переходная модель ЭКОНОМИЮ!, в основе которой лежит многоукладность форм хозяйствования и отношений собственности. Данная модель вобрала в себя как прошлую, но разрушающуюся социалистическую общественно-экономическую формацию, так и формирующуюся систему совершенной конкуренции и свободного рынка. Распределительные отношения в этой модели многообразны, туманны и противоречивы. Само же общество стремительно дифференцируется на реальных владельцев объектов собственности и наемных работников. Третья - это модель постиндустриального общества с социально-ориентированной рыночной экономикой, предпола-

Экономическая

система

экономические

отношения

Социально-

экономическая

среда

экономические

законы

1

экономические

интересы

М

о

т

и

в

ы

конкретные

хозяйственные

связи

экономические явления и тенденции

ооществеиные действия людей

Социально-

экономическая

среда

первобытно-общинный капиталистический

рабовладельческий социалистический

феодальный ... (коммунистический)

доиндустриальная - ± і индустриальная 1 1 і постиндустриальная

главная сфера экономики

сельское хозяйство промышленность сфера услуг

лимитирующий фактор

земля капитал информация

господствующая социальная группа

землевладельцы собственники капитала собственники информации

рыночная

м еха низ м к о ор дин а ции форма

командно-административная

меновая

механизм ры-

регулиро- ноч-

вания ■*ный

сооственность

частная

чистый

капита-

лизм

существенная

капиталистическая плановая экономика

социалистическая рыночная экономика

социали-

стическая

плановая

экономика

неменовая

плано- механизм

вый •*- •“регулиро-

вания

Схема 1. Историческое развитие и типология экономических систем

гающей одновекторностъ реализации экономических, социальных и политических интересов различных слоев и социальных субъектов общественных отношений. Все вместе эти три модели и формируют систему экономики современной России, которую для ясности и подчеркивав, ее специфичности можно назвать ТРАНЗИТАР-НОЙ (от лат. ТгапгШз, переход, прохождение через промежуточные пункты), то есть переходящего из социалистической формации в постиндустриальное, социальноориентированное общество.

Вместе с тем, транзитарная экономика -это лишь стадия в развитии •- зяйства страны. Для стабилизации се системы требуется более детальное изучение важнейших элементов структуры и, прежде всего, экономических интересов. ^

Экономические интересы - это объективные побудительные мотивы деятельности людей, выражающие связь между положением работников в системе общественного производства и их потребностями. Потребность в самой общей форме представляется как необходимость воспроизводства человека, а также тех материальных и духовных благ, которые служат основой этого воспроизводства. !'■ свою очередь, сами материальные и духовные блага, служащие основой воспроизводства человека, меняются в зависимости от уровня развития и состояния производственного базиса системы, уровень развития и состояния которого отражаются в определенном методе, способе производства, в его технологии, структуре, эффективности и так далее.

Потребность в системе производства, в экономических отношениях занимает двойственное положение. С одной стороны, потребность есть продукт развития производства, его результат. С другой стороны, она есть цель производства, источник развития производства и производительных сил, их движущий мотив.

Потребность и экономический интерес имеют много общего, иногда кажутся почти тождественными. Различия между потребностью и интересом состоят прежде всего в характере связи между обществом и условиями его материальной жизни. Потребность выражает эту связь 'нусторонне. Она есть продукт производства и одновременно его стимул, двигатель развития производства. Интерес же выражает эту связь обществом условиями его существования лишь односторонне. Он является движущим мотивом развития. Что же касается происхождения этого движения, его цели, то она не обнаруживается на

поверхности явления, она скрыта и содер жится в потребности. Различия содержания и функций потребности и экономического интереса четко сформулировал

В.В. Радаев: "...Интерес... выражает именно направление движения, то есть характеризует как бы лишь целевую функцию потребности" [2].

Методологически важным моментом в понимании "интересов" принято считать определение их природы, которое всегда конкретизируется с помощью категорий "объективное" и "субъективное". Объективное значит независимое от субъекта, а субъективное - зависимое от субъекта, имеющее основание в нем самом. Исходя из этого, объективность интереса означает фиксацию в нем существенно общего, независимого от произвола индивидов содержания их познания в определенной направленности. Интересы однозначно объективны. Для того же, чтобы различать интересы разного уровня, целесообразно использовать понятия абстрактного и конкретного интереса.

Однако материальные и экономические интересы качественно различны. Это вид-■ о уже из того, что выделение их осуществляется при помощи разных критериев. Материальные интересы выделяются в аспекте основного вопроса философии. Они являются определяющими по сравнению с противостоящими им духовными интересами. Экономические интересы выделяются по более конкретному критерию: выделение их имеет в своей основе выделение решающей области человеческой деятельности - производственной. Отсюда их определяющая роль по отношению к интересам политическим, религиозным и так далее.

Своеобразным связующим звеном между потребностью и интересом является социальная необходимость. Конечно, и интерес, и потребность могут принимать общественный, социальный характер. Это одна из их форм. Однако в своем взаимодействии друг с другом они нуждаются в социальной необходимости. В любом современном обществе, будь то капиталистическое или социалистическое, кооперативное, рыночная экономика или командная, необходимы армия, полиция, чиновники. Эта необходимость навязывается как бы извне, она есть социальная необходимость. Конечно, каждый хозяйствующий субъект, каждый гражданин общества нуж дается в защите от воров, рэкетиров, заинтересован в хорошо налаженной охранной службе. Это, можно сказать, его внутрен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

няя потребность, необходимость. Вместе с тем ее следует рассматривать как социальную необходимость, порождаемую самим фактором существования общества общественным бытием. Если категории потребность' и "экономический интерес" рассматривать абстрактно, в свете, так сказать, Робинзонад, а это время давно прошло и каждый исследователь понимает бесплодность такого подхода, то категория социальная необходимость" не требуется Но мы исходим из того, что исследуется нормальное современное общество его экономические явления и процессы.’ И в этой связи нам хотелось бы обратить внимание еще на^ одну особенность исследуемых категорий "экономический интерес" и потребность". Не при их исследовании, а В реальной действительности экономический интерес и потребность всегда конкретны применительно К данному субъекту, к данным условиям (экономическим и историческим). Категория "социальная необходимость" как бы поднимает до уровня всего общества потребность и интерес. Между тем потребность и интерес как уже говорилось, всегда конкретны’ они присущи определенному субъекту: отдельному индивиду, группе лиц, классу всему обществу. Интересы на этих трех уровнях могут совпадать, а потребности могут быть одинаковыми. Однако чаще всего они не совпадают'или совпадают не во всем, а потребности бывают неодинаковыми. Так же как потребности и экономические интересы социальная необходимость исторична.

Социальная необходимость является одним из компонентов парной категории, te другим компонентом является стимул.

О в свое время пытались отнести к объекту, оставить на стороне общества, то есть сделать его внешним по отношению к субъекту экономических отношений и тем самым убедить в его объективности Однако его настоящее место в системе парной категории стимул - социальная необходимость .

Таким образом, экономический интерес и потребность являются одним из элементов системы парных категорий. Другим элементом системы парных категорий из этой сферы является "социальная необходимость - стимул". Социальная необходимость, как уже говорилось, представляется как навязываемая извне категория. Что же касается стимула, то он в значительной мере тяготеет к потребности и к интересу Резюмируя сказанное, можно отметить' что экономический интерес, потребность,’

стимул исходят от субъекта, а соц» необходимость возникает извне.

Общим исходным моментом для за места экономических интересов в стеме экономических отношений яа: признание связи экономических инте С коренной чертой данного общества, речь в данном случае вдет не только о -или ином способе производства, но даже каком-нибудь одном или нескольких пах его развития, об определенном экономики. Рыночная экономика мо быть представлена мелким товарным хозяйством, капиталистическим товарным производством, экономикой с преобладанием государственной, общественной собственности. В свою очередь каждый кэ названных типов экономики характеризуется преобладанием определенной формы собственности и, следовательно, свосй коренной чертой, которая определяет содержание и функциональную роль экономических интересов как движущего фактора развития общества в данных конкретных условиях. Иными словами, экономическая категория "интересы" раскрывает сущность экономических отношений в определенном, точнее, функциональном отношении. Отсюда следует, что соотношение экономических отношений и экономических интересов не тождественно отношению явления с сущностью.

Как уже говорилось, экономический интерес всегда связан с определенными историческими и экономическими условиями, его реализация всегда конкретна.

в условиях рыночной системы рочь экономических интересов в жизнедеятельности людей заметно выросла. Этому способствовало создание собственников-про-изводителей, владеющих средствами производства и произведенными с их помощью продуктами. С переходом России в постсоциалистическое общество роль экономических интересов в ее жизни стата еще более значимой, так как национальные, классовые интересы все более и более усиливают свое влияние на общественные действия людей. На первый план выступают личные экономические интересы. Они являются "движущими мотивами" жизнедеятельности членов общества.

Но как уже отмечалось выше, экономические интересы существуют не сами по себе, а выступают в качестве опосредствующего звена между общественными действиями людей и экономическими законами.

Следовательно, экономические интересы выступают в качестве составного звена

механизма проявления того сущностного отношения, которое выражается экономическим законом. Если последовательно выгнить основные звенья механизма действия экономических законов, то они оу--ГТ выглядеть следующим образом: экономические отношения -> экономические законы -> экономические интересы -» мотивы и цели общественные действия людей -> экономические явления и конкретные хозяйственные связи.

Как видно из этой схемы, экономические интересы выступают ключевым звеном в процессе проявления выражаемой экономическими законами сущностной связи и, одновременно, в процессе развер-

, „М.ГГА'-^МОЙ ими объективной тывания выражаемой *. ^

необходимости как побудительной общественной силы. Это означает, что по отношению к механизму действия экономических законов экономические интересы выступают не в качестве внешнего дополнения, а являются его непременным эле-

Ме1Вместе с тем, именно ориентация экономики на конечные народнохозяйственные результаты является в целом главны л условием наиболее полного разрешения на практике требования реализации всей совокупности экономических интересов 00 щГва. Единство цели д.™ всех элементов И членов общества предопределяет формирование производителей, объединеннь. общностью интересов и единством д ствия А это достигается, прежде всего, в рамках предприятия через разрешение его экономических интересов, ЯВЛЯЮЩИХСЯ

основным звеном связи ™теРес°Е ности и общества и ориентированных в своей основе на конечные народнохозяйственные результаты. Но если эта ор тация четко просматривается на уровн интереса реальных собственников, то на др^х стынях она постепенно исчезает. Что же касается г педприятия, то оно, яв ЛЯЯСЬ не только основным звеном интегрированного интереса общества, но выступая как интегрированный интере Гостей, упорно хранит ориентацию своего интереса на конечные РезУ*ь™* „

Из вышеизложенного следует вывод, что в реформируемой экономике России может действовать в качестве осноюого экономического закона лишь закон пос янного возрастания конечных народн хозяйственных результатов. Коротко ег Сно сформулировать так. Главной целью развития экономики является постоянный рост объемов и качества общественного богатства (понимая под общественным всю

совокупность слагаемых богатства во всех сферах народного хозяйства страны, как в материализованной форме, так и в ф р экономических и неэкономических услуг) для обеспечения реализации общего блаГа Переход к рыночной экономике связан С коренной перестройкой экономики: меняются формы собственности, методы управления экономикой, условия и формы реализации экономических интересов. В этих условиях необходимо проанализировать экономическую систему и систему категорий трудовых отношении.

О значении категорий трудовых отношений хорошо известно, что труд составляет главное содержание экономической жизни Общества. По этой причине все экономические категории, которыми опе пирует политэкономия, представляют собой лишь различные обозначения процесса труда, его следствий и результатов, его вещественного содержания и социальноэкономической формы.

В каждом из процессов труда, равно как и между различными процессами труда, возш1кают экономические отношения которые можно рассматривать в качестве системы трудовых отношении. На самой высокой ступени абстракции можно выделить два исходных ряда отношении - это, во-первых, человек - природа и, во-вторых человек - человек. Если эти ряды отношений рассматривать с позиции частной классификации, то они представляют собкГ а) отношения по поводу условии (предпосылок) труда; б) отношении в про цессе труда; в) отношении по поводу ре-

3>ЛЙдааяТРиз сфер трудовых °™оше”™’ определенных частной классификацию , является Сферой реализации экономических интересов субъектов экономических

0Т ТРТ-к процесс, ТРУД как результат

нуждается в измерении. С анализ меры, мерных отношении необходим как для измерения материальной основы реализации экономических интересов так и степени их реализации.

Мерные отношения или отношения меры представляющие взаимодеиствие количества и качества применительно к анализируемой проблеме, должны рассматриваться с учетом как минимум двух даже трех основополагающих моментов. Во-первых, взаимодействие количествен-®ь,х накоплений и качественных изменений в развитии общество может быть по-™о л,',шь через призму субординирован-

9

ности, взаимодействия всех факторов социально-экономического развития данного, конкретного общества, конкретно исторически. Во-вторых, мерные категории и мерные отношения через взаимодействие количественных накоплении и качественных изменений в их конкретно-историческом преломлении следует анализировать комплексно, то есть применительно ко всем сферам экономической действительности, экономических отношений. Это означает, что предметом исследования должны стать количественные накопления и качественные изменения во всех четырех моментах общественного производства: в собственно производстве, распределении, обмене и потреблении. И, наконец, в-третьих, рассмотрение указанных проблем не может ограничиваться только сферой экономических отношений людей. Оно должно охватить всю совокупность общественных отношений. Без анализа демократизации и гласности невозможно раскрыть факторы, тормозящие переход к рыночной экономике, поступательное движение страны.

Мерные отношения выражают реальные экономические процессы и явления реальные, объективно складывающиеся отношения людей. А потому инструменты их измерения должны быть объективно данными.

Общественная собственность, которая была преобладающей в условиях командной экономики, имеет богатое содержание, включает в себя многогранную систему отношений между людьми, коллективами, отраслями, регионами страны по использованию средств и результатов производства, целую гамму экономических интересов. Этот сложный комплекс отношении требует определенного сочетания и постоянного регулирования, тем более, что он находится в движении. С переходом к рыночной экономике преобладающими формами собственности стали частная и так называемая коллективно-частная формы собственности, организационно-хозяйственными формами которых стали концерны, различные товарищества и акционерные объединения. Эти две формы собственности также имеют богатое содержание и их новизна требует тщательного исследования. Не менее интересна в этом отношении и так называемая муниципальная собственность. Глубоко не осмыслив эти изменения в теоретическом плане, мы не сможем находить и верные практические решения, а следовательно, и своевременно вырабатывать меры для формирова-

ния подлинно хозяйственного отно к собственности.

В этих условиях особо актуаль становятся такие проблемы как место ственности в системе общественного изводства, ее взаимодействие с дрч элементами экономических отношений экономической системой в целом, производительных сил и научно-те\ш кого прогресса в ускорении социа'ь экономического развития страны.

Ведь, если рассматривать собствеш-ность, как сложный, многогранный ■ многофункциональный механизм отношений владения, распоряжения, использов»-ния и присвоения, то следует признать* что это саморазвиваюшаяся и динамична* система. В основе ее развития лежат глубочайшие противоречия как между каждым ее элементом в отдельности, так и определяющие противоречия между отношениями владения и присвоения собственности. То, что в условиях частной формы как владение, так и присвоение отношений собственности взаимообусловлены, вовсе не означает их единокровной целостности. Стремясь наиболее полно реализовать себя в присвоении, владение упрощает до линейности отношения распоряжения и использования. Но сведение всей мно1 офакторности процесса согласования до единой точки существованп:! вызывает нарастание внутреннего напряжения в отношении собственности ка>: таковой.

То есть если одно физическое или юридическое лицо, выступая одновременно в роли владельца, использователя и распорядителя отношений собственности, пытается на этой базе максимизировать присвоение, его объем и качество, оно вступает из-за этого в антагонистическое противоречие со всеми другими субъектами общественного бытия. Но, являясь лишь одним из этих же субъектов, такой интегрированный собственник просто растворяется в ткани общественных отношений. Подобными примерами изобилует практика хозяйственной жизни как отдельных капиталистических стран, так и всего западного сообщества в целом.

Как правило, даже незначительное расширение производства за пределы одного среднего предприятия вызывает необходимость консолидации финансовых и материальных ресурсов нескольких или даже множества владельцев. В этом первопричина создания акционерных обществ. При этом следует отметить, что монополия и единовладение - совершенно противопо-

ложные экономические явления. Фактически, на протяжении всей истории развития монополистического капитала он имел акционерную форму.

По мере роста производственного потенциала, если он не играет в своей форме инфраструктурообразующую роль (например, производство электроэнергии, дорожная сеть и тому подобное), его базовая собстьенность социализируется. И на ее основе, путем национализации или иным образом, формируется госсобственность. Именно госсобственность наиболее многовладетельна и, одновременно, наиболее социальна в плане присвоения. За ее счет содержатся институты, реализующие в условиях современного западного государства интересы только отдельных

граждан, но и всего общества в целом. Это касается таких государственных интересов, как оборона, национальный потенциал, социальная сфера и так алее.

Но и в госсобственности противоречие между владением и присвоением не только не разрешается, но и, напротив, многократно возрастает из-за своей многоуровневой сложности взаимосвязи. Ведь являясь как бы непосредственным владельцем госсобственности, каждый из сограждан государства с рыночной экономикой является и индивидуальным собственником. С^сдолато^ьно, в единонаправленном пространстве экономического развития каждый из субъектов отношений совершает разный по объему и качеству взнос в оо-щественное производство. Причем, При более пристальном рассмотрении этого вопроса, становится ясным, что обладающий большей индивидуальной собственностью косвенно, как бы многократно увеличивает и свою долю госсобствен-нос'1 л. Но тогда присвоение на базе госсобственности равными долями и пропорциями каждым из совладельцев превращается в "экономическую утопию . И постулат марксистов о роли государства как дубины в руках правящего класса становится неоспоримым.

Но именно здесь начинается глубинное противоречие как экономического, так и социально-политического характера. Неравное присвоение вызывает деформированное отражение поведения совладельца госсобственности и в трудовом процессе, и в общественном бытии. Если же в таком же ракурсе рассмотреть противоречивы!! характер отношений распоряжения и использования госсобственности, то, безусловно, степень деформированного отраже-

ния в жизнедеятельности государства многократно возрастает.

Социализация порождает индивидуализацию, а индивидуализация порождает обобществление собственности. Это перманентный процесс.

Однако при социалистической революции он значительно мутирует. Ведь революционный характер изменения частной собственность и ее перепрофилирование в общенародную вызывает несколько иной Процесс взаимоотношений ее субъектов. Из экономического пространства убирается элемент индивидуализированной собственности. Социализация приобретает общегосударственный характер.

Всего несколько лет назад, и даже еще сегодня, залпы огня из всех видов идеологического оружия обрушивались и обрушиваются на привилегии. Но пр; словутые привилегии - лишь форма присвоения в условиях социалистической госсобствен-ности. Не имея возможности экономически простимулировать разновеликость и разнозначность трудовых вкладов равноправных совладельцев общенародной собственности, государство вынуждено было, да и еще продолжает, дифференцировать объемы и качество распределяемых благ.

Однако такой характер корректировки отношения присвоения собственности является тупиковым. По мере разветвления и возрастания неэкономических привилегий стираются стимулы к труду, обесцениваются качество и количество труда, вложенного в общественное производство. Особенно чревато это негативными последствиями в условиях динамично развивающейся НТР. В ее ходе труд работника количественно просто не оценим, а следовательно, теряется прямой контроль за его трудовым процессом. Возникает необходимость оценю! трудового вклада работника по относительному конечному результату. Следовательно, возникает острая необходимость индивидуализации отношений распоряжения и использования собственности. Но без индивидуализации владения и присвоения это осуществить просто невозможно.

Вывод один. Социалистическая госсобственность, по мере развития производственного потенциала страны, требует своей индивидуализации. В этом ее перспектива, тенденция и возможность дальнейшего существования. „

Если обратиться к экономической системе сегодняшней России, индивидуализация государственной социалистической собственности дала массу вариантов разви-

тия и интеграции. Условно их можно объединить в несколько основных групп.

Во-первых, это выделение частной собственности в ее чистом вше, то есть формирование частно-индивидуального владения материальными благами и чисто индивидуальной формы присвоения результатов их использования. Достаточно точных статистических данных по этой группе собственников нет. Ведь многие из реальных владельцев-индивидуалов скрывают как размеры своего капитала, так и саму принадлежность к данной группе. Косвенным показателем роста частноиндивидуальных владельцев собственности могут служить изменения в структуре источников доходов населения. В 1994 году доля заработной платы в общем объеме доходов равнялась 47 процентов, против 61 процента - в 1993 году. Напротив, доля доходов от предпринимательской деятельности и инвестиций выросла с 24 процентов в 1993 году до 38 процентов в 1994 году [3]. В 1995 году эта тенденция еще более усилилась, роль зарплаты в семейном бюджете россиян сократилась еще почти на 15 процентов и составляет на сегодня лишь 30 процентов в структуре денежных доходов семьи [4].

Во-вторых, индивидуализация владения собственностью без разрушения сложившихся хозяйствующих структур шла за счет образования новых экономических субъектов. Условно эту группу можно назвать паевым (групповым) владением собственностью. При таком характере индивидуализации владение приобретает персонифицированного хозяина, однако проявление ее как отношений распоряжения, использования, да и присвоения носит коллективную форму. (Например, реорганизация предприятий в акционерные общества, и прежде всего, закрытого типа.) Но не только эта форма является отражением паевой индивидуализации отношения владения. Свое проявление это находит также в образовании собственности общественных и некоммерческих организаций, в формировании первичного капитала ваучерных фондов и тому подобное. Следует отметить, что индивидуализация отношений владения в форме паевой собственности вовсе не означает передачу последней физическому лицу. Свое новое качество она может выполнять и в мундире госсобственности, но переданной, например, в уставной фонд совместного предприятия, где больший удельный вес занимает собственность западного партнера.

В-третьих, нельзя сбросить со счето» сохраняющуюся государственную собственность. Ее доля в сфере материального богатства страны велика. Государство через Государственный комитет Российской Федерации по управлению имуществом сохраняет за собой контроль, с учетом доли в акционерном капитале в смешанных предприятиях, не менее, чем над 90 процентами суммарных материальных активов.

В-четвертых, это и увеличивающаяся в объеме, и изменяющаяся по качеству индивидуально-потребительская собствен-

ность. Долгое время в экономической литературе она именовалась личной. Думается, что это название не совсем полно отражает истинный характер отношения владения физическими лицами материальными объектами, служащими удовлетворению их прямых потребностей и реализации их прямых личных интересов. Ведь практически невозможно определить степень владения квартирой каждого из членов семьи То есть можно определить юридически, НС экономически этот вопрос неразрешим. А в отношении более сложных объектов собственности установить пропорции и взаимосвязи каждого из субъектов отношения владения индивидуально-потребительскои собственностью фактически нельзя. Следует отметить, что границы между индивидуально-потребительской и частно-индивидуальной формой отношения владения собственностью очень условны. Если первая - это как бы начальная клеточка объемного владения, то вторая - это уже выросший из этой клеточки объемный организм.

Процесс индивидуализации государственной собственности в России идет невидимыми доселе шагами. И все четыре группы форм отношения владения собственностью, приведенные выше, в той или иной мере принимают в нем участие. Свидетельством этого является структура валового внутреннего продукта (ВВП) России. По данным Госкомстата Российской Федерации преобладающая часть ВВП была произведена в 1995 году в негосударственном секторе экономики - 70 процентов. В 1994 году доля негосударственного сектора в ВВП России составляла лишь 62 процента. Увеличение заметное. А если сравнить с 1991 годом, то доля негосударственного сектора в ВВП выросла более, чем в 5 раз [5].

Картина, на первый взгляд, ясна. В стране вдет переходный период от социалистического экономического строя к ка-

питалистическому, то есть идет капитализация экономики.

Однако в рамках нашего исследования наибольший интерес представляет процесс обобществления, связанный, с одной стороны, с развитием современных форм комбинации производственного процесса, модификацией форм экономических связей производителей, а с другой - с развитием и модификацией форм присвоения.

В нашем случае, то есть в той системе, где помещаются потребность и экономический интерес, социальная необходимость и стимул, представлены самые различные субъекты отношений: отдельные индивиды, коллективы или группы производителей и потребителей, целые общества. Что же касается самих экономических интересов, то они, как составляющая экономической системы, находятся с ней в теснейшей взаимообусловленной связи и являются наиболее активным элементом, обеспечивающим ее стабильность, то есть достижение равновесия в реализации собственных интересов каждым социальным субъектом, группой, слоем, индивидуумом, при сохранении одновекторности этой реализации в рамках наиболее полного проявления национально-общественного интереса страны в целом.

Определение стабильности все еще не имеет однозначного понимания в нашем обществе ни по сути, ни по форме. Однако существование любой системы предполагает минимально необходимую степень стабильности. Попробуем пояснить наше видение сущности стабильности. Абсолютная стабильность системы представляет собой чистую абстракцию. Она предполагает не только полную неподвижность самой системы и составляющих ее элементов, но и изоляцию от любых воздействий извне. Такой стабильностью не обладают даже мертвые системы, лишенные внутренней динамики: их дестабилизация под влиянием внешних сил является лишь делом времени.

Поэтому, обращаясь к реальным ситуациям, можно говорить лишь о системах с высокой степенью стабильности. Они действительно существуют. Однако, вопреки распространенному мнению, их жизнеспособность крайне ограничена. Высокая степень стабильности предполагает жесткую сопротивляемость изменениям - как вне, так и внутри системы. Оборотная сторона сопротивляемости - неспособность адаптироваться к меняющимся условиям, что ведет в конечном итоге к гибели.

Наибольшее распространение в этих условиях находят динамические системы, в которых степень стабильности, обеспечения самосохранения не является непреодолимым препятствием для изменений. Стабильность в динамических системах покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами.

Общие закономерности, отмеченные выше, действуют и в обще •' ых системах. Их элементы - это социальные группы, объединяющие индивидов по одному или нескольким существенным признакам (социальным, экономическим, национальным, религиозным, культурным). Группы аккумулируются и отстаивают интересы своих членов. Как по степени влияния на систему В целом, так И ПО роли в НСЙ они также различны.

Отношения между группами определяются либо совпадением (параллельностью), либо противостоянием интересов. При балансе интересов в пользу их совпадения отношения между социальными группами образуют равновесие, обеспечивающее стабильность, необходимую для сохранения системы. При перевесе противостояния интересов равновесие нарушается. Соответственно, под угрозой оказывается стабильность. Достигнуть равновесия между стабилизирующими и дестабилизирующими группами интересов фактически невозможно. Общественная практика свидетельствует, что формой такого равновесия может быть лишь перманентный процесс диалектического поддержания условной гармонии реализации интересов различных уровней и социальных групп. То есть общество сознательно, через государство, формирует определенный механизм, обеспечивающий одновскторность реализации интересов в границах определенной структурной формы единой парадигмы интересов.

Но формирование такой структуры невозможно без определения ее границ, то есть пределов реализации интересов различного уровня без нарушения общего равновесия в удовлетворении потребностей различных социальных групп, составляющих данное общество. Достигнуть же этого можно лишь при проведении политики, направленной на поддержание приоритета национально-общественных интересов данного государственного формирования.

Стабильность общественной системы не может быть сведена к арифметическому набору средних констант равновесия в

реализации интересов социальных субъектов общества. Это равновесие относительно, и его показатели затрагивают как экономическую сферу жизни общества, так и его социальную, духовную, этическую и нравственную природу. Степень неустойчивости равновесия (в том, что касается внутреннего развития) определяется, как и в иных системах, темпами и направленностью перемен. При невысоких темпах и синхронности изменений равновесие внутри системы в состоянии оставаться прочным достаточно долго. И напротив, быстрая модернизация элементов при разнонаправленное™ происходящих в них процессов может сделать нестабильность системы перманентным состоянием.

Особо это касается экономической системы общества. В работе "Экономическая теория как универсальная наука" Роберт Хайлбронер писал: "Чтобы возникла система, необходимо, чтобы ее элементы связались в единое целое. Чтобы возникла экономическая система, необходимо, чтобы взаимодействия между людьми - ее элементами - сложились в связанные социальные структуры - главным образом, речь идет здесь о взаимодействии людей в тех областях деятельности, которые МЫ ОТНОС ИХ! к производству и распределению" [6].

Последнее имеет существенное значение для поддержания стабильности в общественной системе. Наиболее простым и доступным для массового сознания является формирование некоего равновесия в доходах (потреблении). Однако понятно, что каждый человек или социальный субъект в ооществе неидентичен некой средней константе. Следовательно, удовлетворить их потребности при некой константе общего равновесия на материальном, да и духовном уровне просто невозможно. Сформировать механизм такого равновесия возможно лишь на уровне национальных интересов, то есть на обобщающем этаже парадигмы интересов общества. Суть такого обобщающего национального интереса достаточно многогранна и сложна по своему содержанию. Ее нельзя выразить одним определением без достаточной расшифровки и объяснения главных компонентов. Но именно национальный интерес наиболее полно выявляет не только материальные задачи общества, но и его идеологию. Л.И. Абалкин в данной связи пишет: "Стремление к обеспечению нормальных условий юс производства, а затем - к укреплению экономического могущества и процветания было пусть и интуитивно понятой, но главной пружиной и во внутрен-

ней и во внешней политике государств момента его образования. Поддержав защита отечественного предпринимать ства, земледелия, промышленности торговли независимо от форм и типов зяйствования, а также от сословных, ц-вых и иных групповых интересов б главной составляющей национал государственных интересов < ... >. К кретная направленность национал государственных интересов, равно как механизм их реализации не могут не меняться. Устойчива лишь их связь с поддержкой и защитой отечественного предпринимательства, производства и обмен*, а также науки и образования" [7].

Сегодня Россия, пройдя через шесть лет активных реформ во всех сферах своей жизнедеятельности, вновь стоит на пороге их нового этапа, но этапа уже качественно отличного от прошлых лет. В ходе предыдущего этапа реформ были реализованы крупномасштабные цели обновления российского общества.

Во-первых, была путем приватизации и разгосударствления уничтожена монополия государственной (общественной) собственности. Сегодня на долю негосударственных форм собственности приходится (конец 1996 года) более 2/3 промышленнопроизводственного потенциала России [8! Во-вторых, пусть относительно деформировано в стране сложился многослойный рынок, включающий в себя не только чистое производство, но и финансы, трудовые ресурсы, нематериальные услуги и так далее. В-третьих, в идеологии был разрушен кумир коммунистического мировоззрения, и в обществе возникла демократическая, многопартийная и в целом хаотичная структура нравственных ценностей и стимулов. В-четвертых, несмотря на целый ряд крупных ошибок, в мировоззрение российских граждан был привит и укоренился принцип зараоатывания" своих доходов. Была снята зашоренность среднего потребления, а само общество резко дифференцировалось по уровню потребления материальных благ и услуг. Произошли и некоторые другие существенные изменения в различных сферах жизнедеятельности как отдельных российских граждан, так и общества в целом.

Вместе с тем, что в целом является отражением объективно складывающихся тенденций, в социально-экономическом бытии России усилились кризисные явления, а в отдельных отраслях возникла тенденция технологического распада сложившихся структур. Это, в первую очередь,

Таблица 1.

Темпы прироста ВВП на душу населения (в ценах 1993 года в % к предыдущему году) [9]

касается российской промышленности и сельского хозяйства. Темпы падения производства, регресс прироста национального дохода и валового продукта, хроническая неплатежеспособность и тому подобное вызывают оправданное непонимание и протест большей части российского населения (таблица 1).

Одновременно экономика страны все более и более попадает под хозяйственный гнет Запада, становясь сырьевым придатком индустриально развитых стран мира. Ущемление российских интересов активно проявляется и в торговле, и в финансовобанковской сфере, и во внешней экономической деятельности. „

Преодоление негативных тенденции в экономике современной России св^ано не с отступлением и возвратом в р "развитого социализма", как это часто представляется на страницах оппозиционных изданий, а путем ускорения и углубления реформ. Но ход этих реформ должен быть скорректирован и четко направлен на реализацию во всех слоях и на всех этапах экономической системы страны ее национально-общественных интересов.

Важнейшей из реформ, связанных с переходом к рыночной экономике, является разгосударствление и приватизация со сменности. Как показывает опыт многих развитых стран (Англии, Франции, Италии, Японии и других), переход к рыночной экономике предполагает осуществление целого ряда мероприятии и довольно длительные сроки. Каждая страна, конечно имеет свои специфические черты и особенности осуществляемых мероприятии по изменению собственности и вообще по осуществлению реформ при переходе к рыночной экономике. К сожалению, этот, можно сказать, многовековый опыт развитых стран не учитывался в нашей стране. Особенно это касалось мероприятии осуществлению приватизации. По свид -

тельству А.Б. Чубайса, процесс приватизации у нас начался стихийно, но не регламентировался никакими документами (до Указа Президента только в июле 1994 года, когда было приватизировано большинство предприятий промышленности, на которых было занято более 80 процентов всего

промышленно-производственного персонала) По своему характеру, как выразился Чубайс, приватизация попросту представляла собой разворовывание государственной собственности [10]. В то же время в своем интервью журналу Эксперт в авіу сте 1997 года Чубайс сказал: Но я хочу, не защищаясь, призвать вас понять, что рос сийская приватизация осуществляется не в безвоздушном пространстве, она - плоть от плоти всех наших достоинств, проблем, изъянов, успехов и провалов [111-

Результаты приватизации оказались, главным образом, отрицательные. Об этом свидетельствуют такие данные. Конкретные организационные мероприятия на приватизированных в 1992 - 19931 год « предприятиях проводятся лишь на 34 процентах из них. Что же касается остальных 66 процентов приватизированных предприятий, то, по словам авторов, либо эти предприятия не нуждаются в изменениях организации производства и управления (13 процентов), либо там дело ограничивается разговорами или находится на самом начальном этапе [12].

Об этом же говорит и приводимая таблица 2 об использовании производственных площадей на приватизированных

ПРНоРИн™иная с 1997 года, результаты приватазации изменили свою негативную тенденцию. Этот процесс А.Б. Чубайс охарактеризовал' следующим образом. В д вяносто втором году говорили, что приватизация невозможна вообще, а в девяносто четвертом - ЧТО если она и возможна, то за деньги все равно продавать нельзя и бюд-

на приватшїрошннш^ мощностей

предприятиях в 3-см квартале 1994 гола [1.

Та 5л»

Отрасль

Цветная металлургия ’ ' '—'—

Полиграфия _.

Черная металлургия

Использование произьо-с мощностей (в %) “

66

жет никогда от нее ничего „с получит я девяносто пятом мы яокшл .ТОЦЖ®

может получить от приватизации сотни мт

В «мносто седьмом “то

л™"„Т?д„ПоГ>'ШТ'' -

Реализация эконом ичєстсиу Тіитл предполагает материальное и финансовое

обеспечением пмагаето, нмичГгоотвст ‘ иён“вю япрошлого гола2б™р0-

про;:ГвпзуГп„ю 1991 гояа - п°'1т"50

і ‘„, > - < П° Расчетам специалистов

Центра макроэкономической стратеги

РенннТ^ ЭКОН“'"и' РАН, валовый внутренний продукт составил всего ЛИ „„ «ентов докризисного уровня ТмТ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ИЯ Т° ЖС Касается финансового обеслсчс

Н х’уїе'сп? ДеЛО °бСТОЯЛО не если

ла с^97 ЯЯ За^аб™я плата вырос-

21858? •ЛЄИ В Месяц в 1990 году до

^го82 рублей в 1994 гп™

зарплата соответственно с 70 до 18540^6*

леи. Минимальная пенсия - с 70 до 3777л рублей Спелисто т. ДО -^774

>™ич„ласГео 102 Доа7б4?ТТТ™ОННО

г 791 Р с- /6420 рублей Г19

РОСЛИ цеТы „°а^ ОПерсжаюш»»«> готам,;

г,' ЦЄНЬІ на товары и плата за услуги

№4 голі" 33 100 ПРИНЯТЬ 1990 ГОЛ “о в

94 ГОДУ срсдшм реальная зарплата соста

“неш^о в^м^“ СРиНе"

, ю в им году она составила 5Ь ^

в правительственном Вестнике пт^ Щсна весьма интересная таблица пок-тт^ леи уровня бедности в России в 199-> 1)94 годах (таолина 3). “

Наряду с падением жизнс-нипт .

-ГГ”

вд 60100 Г.° Ромо' Л1“' П0Л>'Ч™Щ"»- ло-процеитов населен^чя,Удоля “ГГ™ ^ ших 120100 - 180000 рублей в мкяц20*6 процента, кумулятивно то естГ ' '

получавших менее 120100 18000Л ,-ЛШД’

составляла 50 8 п 180000 рублей,

нашей “раны' "РСЩСНТа ВС1!ГО "°«™ния

~==НЕ=£-::

тельстве^ГсеСльскоГх1Ь1ШЛСННОСТИ’ СТрОИ‘

3,Ь раза. Более 45 процент« ^ -

приходится на госХ™? ЩСИ суммы тпя т* ч; ударственные предпоия-

тия и учреждения [12 С 761 ^ „

1995 - 1907 *■ период

«е осла” , Т ЭТ" "Р“5-™ «е только хронический хара^р^ЕСес"™?“"

Таблица 3.

Показатели бедности в России (1992 - 1994 годы) [12, с. 79, 80]

Период Уровень бедности (рублей в месяц) Средний доход на душу населения (рублей в месяц) Отношение 3 к 2 Доля населения, живущего ниже уровня бедности, %

1 2 3 4 5

1992 1900 3390 2,10 33

1993

I квартал 6790 13433 1,98 33

II квартал 13100 25800 1,97 33

III квартал 24700 48500 1,96 34

IV квартал 37700 86200 2,28 28

1994

январь 47200 96870 2,01 _

июль 91800 201040 2,19 _

декабрь 145400 3784... 2,60 -

положение с выплатой заработной платы на сегодня сложилось в АПК России. Так, в отдельных хозяйствах Тамбовской области заработная плата выплачена лишь за февраль 1996 года.

Экономическая реализация интересов происходит во всех четырех моментах общественного производства. Однако конечная реализация имеет место либо в собственно производстве, либо в потреблении, хотя, конечно, эта реализация происходит и в распределении, и в обмене. Так, по данным Тамбовского Госстата, на предприятиях области 10 процентов работников заняты во вредных условиях производства. Между тем различными льготами (дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день, бесплатное лечебно-профилактическое питание, бесплатное молоко или другие равноценные пищевые продукты, бесплатное обеспечение спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, повышенные тарифные ставки (оклады, доплаты) пользуются 47175 человек, или более 21 процента занятых в этих отраслях.

Об ухудшении условий реализации экономических интересов говорят и факты значительного сокращения потребления населением России наиболее ценных продуктов питания и росте потребления наименее ценных продуктов. Так, за период с 1991 до 1994 года потребление рыбы и рыбопродуктов сократилось с 14,1 килограмма в год (на душу населения) до 9,8 килограмма, мяса и мясопродуктов - с 65,3 до 59,0, молока и молочных продуктов - с

348,5 до 294,0, овощей - с 86,4 до 65, фруктов - с 34,5 до 32,1 килограмма, яиц -

с 229 до 215 штук. Потребление хлебопродуктов и картофеля возросло, соответственно, с 100,6 килограмма до 110,4 килограмма и 98,1 килограмма до 123,6 килограмма [12, с. 128].

Огромным бедствием для страны стала безработица, которой наш народ не знал с конца 20-х годов. В конце 1993 года количество безработных в России составляло

5,5 процента всего трудоспособного населения. В конце 1996 года безработица составила в Российской Федерации 10,3 миллиона человек или 12,8 процента рабочей силы.

Широкое распространение получила в России скрытая форма безработицы. В категорию "скрытых безработных" попадают работники, которые находятся в административных отпусках или вынуждены перейти на сокращенную рабочую неделю или неполный рабочий день. В середине 1994 года уровень скрытой безработицы несколько стабилизировался, но в IV квартале вновь стал расти. К концу декабря скрытая безработица затронула 4,8 миллиона человек, а это 6,4 процента рабочей силы России. В течение года 8,5 миллиона человек, занятых в промышленности, строительстве и на транспорте, побывали в административных отпусках, а 5,7 миллиона человек были временно переведены на сокращенную рабочую неделю или неполный рабочий день. Ясно, что реализация экономических интересов субъектов скрытой безработицы существенно отличается от занятых субъектов производственных отношений: она ниже по уровню, хуже по качеству.

Тересы ино’п^сГбм™,П„Т,иетаЮТСЯ о™™.„ий, являете» „редлр^Г"“""^

резко изменил кап™», . " 996 годов’

На конец 1994 гояГп/ ЭКОНОМИКИ России, более 70 пр„це„?^УГхВТсРОВаНО

предприятий промышленное™ п РеДНИХ такое же количество «. Примерно

было охвачен" М6ЛКИХ предприятий

приватизированньсГ ^оля

вле, Общественном питании ^ I РГ°~ обслуживании составила 71? п быТОВОМ результате него г™, ’2 пРоцснта. В

нимал 85 процентовРвТВбННЬШ °еКðРЗа'

™ЧН0Й торша“ ЧТО быГ 0б1еМС РОЗ‘

выше показателя 1993 гола! 77 1:’п'ЛГГСЛЬ1го

Столь существен«ч« Процентов),

ниях собТтГе“ ШМенения в отноше-ственных изменений'иТ ПРИЧИНОЙ суще-страны Они нр л ° всеи экономике

ВИЙ, форм и сфеп°пеяИ/е 3аТР0НуТЬ носких интересов и Изации экономиче-экономических интересов™^ Струетура -ение, И еуборд„„Рро2щ“еТЬ ‘ ЗМ'

;™“рес?Г™’носите™ ной собственности ;:;С,ГЛСТВа 0бШССТ,1СН-

следно Они няттп ЮГЛИ пройти бес-

пенхоло ~ГтнГнГГоГ “ систему менеджмента ВУК "этому4 На ВСЮ Р^Гв’н™- Г™™

КОМ небольшой опьГ сГ0ПЛСН СЛИШ' деятельности без горл/гг М°СТОЯТеЛЬНОЙ И без понуканий со сторон™™^ ПЛаНа чиновников. Ученые ВЬ1Шестоящих софы, психологи не смотли°МИСТЬ1’ фил°' положительные И ^ еще 0бобЩИТЬ работы предприятий иР^аТеЛЬНЫе ИТОГИ вых условие По™ бъеДИНСНИЙ В но-

проблемы экономичеадГРинтИССЛеДОВаНИИ Приятия В новых условиях мы ГС0В Пред' пользовать мрт™ мы Решили ис-

имея В ввду лГВНИТеЛЬН0ГО аН™». (объединения) пне™™™ прслпР"-тти;: господства общественной^ " условиях предприятия частного " С°бСТВеННОСТИ и Можноеть само1ГРеш’"Т,ИВШеГО в°3’

<® подсказок емри сГ™ "Р°бЛе'мы' ственных органов стоРоны государ-

фер^^ГнГиТуслошя -

сов субъектов экономике™™ ИНТер'-на прадприяпги, „ам х^ношений важном методолотческом положении0

которое не следует забывать при ант

г с --

н:ГюФГпервГТаН™ со св°ею °>

комических отнГенгГХГ* Ш,Ю Г ™ти"воТ 0ТЛИЧаСТ'М ОТ “°"йа "у

иррационадьТныГфо^ИЧко^дГфРаЩеНН^

фетишизацию экономически'

ИХ овеществление когл-1 ^ ОТНОШСНКЙ, ния не только не Форма проявле-

ностьтп т тт впадает со своей сущ-

ностью, а прямо противоположна ей Система экономическиу uu-r экономических отношений С-0В’ Как ■

""" к0т°рых 0„а являете»,’сложна0»Г”“'

честве опосредующего звена меж™ ^ главными лейгтвм," между этими

социальныГс2еГ^0ИгтЛИЦаМИ ВЫС^

тия или обьед^еш^П6™ ПРеДПрИЯ-этим в субъектной Z соответствии С ских интересов навными<Т^Ре ЭКОНомиче-личный и общественный ГоаМИ являются звеном в их взаимосвязи °™Средующ11'< экономический интерес. оллективныи

ладаш,Гобш"ствммй " fОВИЯХ "Ре°6-

?еГ СГсГДРГ ж—и°™

дТГМеЭко„ом,™скихЬ отГ«“

Считп,о"'ДИНУЮ Р^вленность.

экономи,ес™Т™тер“сом°6тебаРОДНЬ,М

принадлежит личному ^ ая Р°ль интересу. Объективной основой"!™^ экономического интереса ЯРП НОГО требности работника и еТТ™ П°‘

н"мыхТлГоГНИЯ’ общественно

силы И свободной РОИЗВОДСТВа Раб°чей Реализация личного развития личности.

peca рассматривалась кГГоднГи? ^ ральных звенкрп из Иент-

Щества. Считалось об'

ного интереса r ,,,лл ’ сФеРа лич-

ственной собственное^ ГОСПОДСТВа обще-включаетвеебянето РаСШИРЯСТСЯ и И Потребности тргженика ™Требле№- Но в пропессе ПРР~ яВ S

стей, их развития и приумножения. На самом же деле преобладал так называемый общенародный интерес, точнее государственный интерес, а еще точнее интерес чиновничьего, государственно-бюрократического аппарата. В условиях же преобладания частной собственности личный экономический интерес, интерес частного собственника выходит на первый план, а так называемый общенародный интерес исчезает почти вообще.

Предприятие выступает как элемент народнохозяйственного комплекса, где протекает трудовая деятельность членов' общества, направленная на выпуск товаров^ конкретных потребительных стоимостей. Предприятие - это форма функционирования производительных сил, форма относительного, функционального обособления средств производства. Трудовой коллектив предприятия является субъектом экономических отношений со всеми другими субъектами общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производственный коллектив является первичной социально-экономической ячейкой и исходной клеточкой производственной организации членов общества, в которой воплощены и функционируют экономические отношения в их специфике проявления на данном уровне народнохозяйственного комплекса страны, определяющих место и роль в экономике государства, то есть в хозяйственном механизме, управлении, организации, взаимодействии с другими социальными субъектами и так далее. Производственный коллектив сцепляет в единый активно дей-

ствующий хозяйственный организм индивидуальных тружеников общества.

Экономические интересы производственного коллектива как особой ячейки общества, занимающей определенное место и играющей особую роль в народно хозяйственной системе производст; а, затрагивают как производственную, так и непроизводственную сферы жизни коллектива. Ведь экономические интересы коллектива представляют собой объективное проявление общественных взаимосвя? и взаимозависимостей между коллективом и обществом, коллективом и его работниками по поводу обеспечения условий существования коллектива в качестве субъекта хозяйствования. А следовательно, производственный коллектив имеет экож миче-ские интересы как в сфере производственной деятельности, например, направленные на получение от общества определенного максимума ресурсов высокого качества, так и направленные на удовлетворение личных потребностей своих членов и членов их семей. Поэтому мы согласны с теми из авторов, которые подразделяют экономические интересы производственного коллектива на прямо производственные и косвенно производственные. Деление экономических интересов коллектива на прямо производственные и косвенно производственные не является законченным процессом. И прямо производственные, и косвенно производственные экономические интересы коллектива тоже имеют свою многоступенчатую структуру. Это можно изобразить в форме схемы 2.

Схема 2. Структура экономических интересов производственного коллектива

обществу, и в том числе об-с преобладанием общественной собственности, присуши противоречия. Эти противоречия касаются и экономических интересов. Но характер противоречий. формы их разрешения неодинаковы, а иногда и прямо противоположны. В условиях социализма, так же как и при капитализме, присутствуют антагонистические противоречия, хотя достаточно активно действуют и неантагонистические противоречия. В условиях рыночной экономики ведущим и определяющим характер этих противоречий становится личный, частный интерес. Это правильно и в отношении собственника предприятия (объединения) и в отношении непосредственных производителей. Что же касается коллективного интереса, то он существует и реализуется лишь постольку, поскольку он есть средство реализации частного и личного интереса. И руководство, и служащие, и рабочие заинтересованы в хорошей работе предприятия (объединения) в той мере, в какой их доходы зависят от результатов деятельности предприятия (объединения). Что же касается общественного интереса, то в обычных нормальных условиях он воспринимается как нечто отда-

ленное, не имеющее прямого отно ни к интересам производственного лекгива, ни к интересам отдельного ника. Однако это впечатление повер: ное, видимое, и оно опровергается в тремальных условиях. Скажем, в уело экономического бума в стране го~ полнее реализуются коллективные ин сы предприятия и личные частные ИНТ сы каждого работника. В условиях глу кого экономического кризиса, пере:-ваемого нашей страной, общественн* интерес приобретает большую значимость. Преодоление экономического кризиса может стать средством реализации как коллективных интересов работников предприятий и объединений, так и частных, личных интересов членов производственного коллектива.

На основе изложенных выше представлений можно рассмотреть экономический интерес как развивающуюся совокупность свойств социального субъекта (коллектива, группы) или индивида, каждое из которых в разной степени проявляется на различных фазах существования субъекта (таблица 4). Можно выделить пять этапов развития экономического интереса социального субъекта (коллектива, группы).

Диалектика развития экономического интереса социального субъекта [15]

Таблица 4.

Фаза развития экономического интереса Характеристика содержания фазы Выявляемая сторона интереса

1. Зарождение Осознание имеющихся потребностей, системы предпочтений в рамках общей системы потребностей Субъективная - осознание потребностей

2. Становление Оценка всего круга способов получения благ, статусов, осознание и отбор наиболее выгодных из них Субъективная - оценка выгодности способов; объективная - набор самих способов

3. Проявление Выбор наилучшего способа получения благ, принятие решения о его использовании Субъективная - оценка и выбор субъектом наилучшего способа получения блага

4. Реализация Реальное поведение, направленное на получение благ, статусов Объективная - как реализованный способ, его свойства, характеристики; субъективная - как поведение субъекта

5.Институционализация Узаконение некоторых способов распределения благ, статусов Объективная - реальная структура социальных институтов и декларируемых интересов

В основу данной таблицы положены предложения А.Н.Шапошникова по операциона-лизации понятия "интереса".

На основе предложенной трактовки этапов проявления интереса можно выработать принципы его опсрационализации. Для того чтобы пояснить суть предлагаемой операционализации, мы приводим схему 3, где указаны характеристики, которые могут стать основой измерения интересов. Понятно, что в каждом конкре: ном случае этапы развития интереса могут корректироваться, а содержательные трактовки - уточняться. Например, этапы становления и проявления инте^ сов . сливаться; этап институционализации, наоборот, может расчленяться на ряд самостоятельных ступеней и тому подобное. Но для изучения интересов пред,: женная схема их развития, по-видимому, может применяться достаточно широко.

Однако наличие такой объективно обусловленной взаимообратной связи экономических интересов не уравнивает их, не делает их лишь определенными по "высоте" этажами общего здания. Общественный коллективный и личный интересы соотносятся как общее, особенное и единичное. Причем национально-общественный интерес, выступая ведущим в системе экономических интересов общества, как уже говорилось, не равняется сумме коллективных и личных интересов. Напротив, единичное и особенное существуют лишь благодаря общему, но не совпадают с ним, не составляют его отдельной структурной части.

Все вышесказанное позволяет точнее определить границы противоречий экономических интересов общества периода транзитарной экономики. По нашему мнению, звенья этих противоречий должны рассматриваться как по линии социального субъекта, то есть противоречия между выразителями специфических экономических интересов: личности, коллектива, общества, так и внутри самого социального субъекта между всеми экономическими интересами, носителем которых он является. Лишь при едином рассмотрении всей системы противоречий любого социального субъекта становится возможным вычленение важнейших связей экономических интересов и направлений их согласования.

В рамках производственного коллектива, внутри его специфического экономического интереса - экономических интересов коллектива, основными структурными звеньями противоречий, на наш взгляд, являются: противоречия между коллективными и общественными интересами производственного коллектива; противоречия между коллективными и личными ин-

тересами производственного коллектива; противоречия между общественными и личными интересами производственного коллектива.

По линии социального субъекта противоречия, которые несут экономические интересы коллектива, включают в себя: противоречия между производственным коллективом и обществом; противоречия между коллективом и отдельными его членами; противоречие между данным коллективом и другими производственными коллективами или его структурными звеньями; противоречие между данным хтлективом и членами общества, не входящими в него; противоречия между членами коллектива, не являющимися собственниками предприятия, и его владельцами.

Безусловно, сама природа каждой экономической системы служит основой общности интересов однопорядковых носителей: индивидов или коллективов. Но это раьснство не полное, а относительное, это равенство есть одновременно и неравенство. Ведь еще основоположники марксизма признавали это. Они писали: ...один рабочий женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и так далее. При равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и тому подобное" [16].

Однако глубинной основой наличия противоречий между всеми видами экономических интересов являются экономические отношения, их характер, степень зрелости и развития, формы проявления и реализации. При этом следует заметить, что противоречия между экономическими интересами играют по отношению к экономическим отношениям активную роль. Их разрешение служит импульсом в развитии отношений, которое, в свою очередь, ведет к возникновению новых противоречий. -И так бесконечно и непрерывно. В данной взаимосвязи скрыт один из источников постоянного совершенствования экономических отношений. Через этот же источник осуществляется действенная связь экономических отношений и практической хозяйственно-экономической деятельности людей. Однако важнейшей социально-экономической задачей общества является не установление данных противоречий между экономическими интересами, а их разрешение. Проблема сочетания экономических интересов разных уровней и видов приобретает в наших условиях

транзитарнои экономической системы особо важное значение.

На основе вышепроведенного исследования мы разработали систему принципов управления сочетанием экономических интересов субъектов на базе объективно сложившихся в нашем обществе экономических отношений и алгоритм процесса управления сочетанием экономических интересов социальных субъектов.

Мы считаем, что алгоритм процесса управления сочетанием интересов можно представить в виде трех взаимосвязанных подсистем (фаз):

- анализа уровня согласованности и единонаправленности гармонизации экономических интересов как одного уровня или вида, так и разных уровней и видов;

- определение границ согласованности и формирования единых направлений сочетания интересов социальных субъектов;

- оптимального удовлетворения интересов разных видов и уровней.

Подсистема определения уровня согласованности и единонаправленности экономических интересов должна, по нашему мнению, быть направлена на общую оценку гармонизации интересов самого субъекта, их согласованность с интересами контрагентов и с интересами выше- и нижестоящих субъектов. Помимо общей оценки согласованности интересов на этом этапе должна определяться характеристика сочетания интересов субъектов по отдельным направлениям. Например, уровень согласованности интересов коллектива бригады и производственного коллектива предприятия в целом. Важнейшими инструментами такого анализа, как нам представляется, могут служить конкретные социологические, экономические анализы работы предприятия, составление демографического и социального портретов коллектива или его структурных звеньев и тому подобное.

Вторая подсистема алгоритма управления сочетанием экономических интересов, на наш взгляд, должна определить границы и условия сочетания интересов субъектов. На этой стадии особое внимание должно быть уделено разработке планируемого уровня согласования и учета интересов. Здесь нужна кропотливая и очень аккуратная работа. Огромная роль в ней принадлежит администрации. Ведь от достоверности контрольных границ согласованности интересов будет во многом зависеть их практическая гармонизация. При прогнозировании верхнего и нижнего пределов границ согласованности интересов 22

необходимо как можно полнее и гл> учитывать конкретные условия жизнел тельности субъекта.

К третьей подсистеме алгоритма процесса управления сочетанием интереса* мы относим мероприятия, связанные С выбором методов согласования интересов и разработкой конкретных форм их осуществления на практике. Здесь, по нашему мнению, главное внимание должно быть уделено системности. Необходим не просто выбор формы управления сочетанием интересов, а подбор кассеты таких форм, которые наилучшим образом могли бы обеспечить эффективный процесс согласования и единонаправленного разрешения интересов разного уровня и вида. Для этого кассета форм управления сочетанием интересов должна включать в свой состав мероприятия, доминирующей основой которых является не только экономическое воздействие, но и организационное, социальное или административное. В качестве одного из слагаемых успеха работы третьей подсистемы является контроль за точностью исполнения выработанных мероприятий и рекомендаций.

Важнейшим условием нормального протекания процесса управления сочетанием интересов, по нашему мнению, должны являться неразрывность и непрерывность функционирования всех трех подсистем. При этом окончание одного из циклов алгоритма, то есть мероприятий в рамках одной из подсистем, порождает моментальное начало работы другого цикла. Так. достижение гармонии интересов не означает окончание процесса управления их сочетанием, а напротив, означает начало нового этапа анализа согласованности интересов, возникшего в результате этой меры. Причем для возвышения степени реализации интересов необходимо, как мы считаем, чтобы каждый новый однопорядковый цикл алгоритма включал в себя опыт и практику прошедших. Например, каждая новая кассета форм управления сочетанием интересов должна быть более оптимальной и действенной по сравнению С уже имевшими место при согласовании интересов данного уровня и вида.

Мы также считаем, что воздействие на процесс согласования и учета интересов должно осуществляться непрерывно и динамично. А если говорить о конкретном социальном субъекте, например, о производственном коллективе или об индивиде, то по отношению к их интересам, связям этих интересов с интересами других уровней и видов, в каждый момент времени

все циклы (подсистемы) алгоритма присутствуют одновременно. Ведь одни интересы субъекта находятся в фазе согласования, другие - в фазе определения уровня и оптимума их разрешения, для третьих подбирается кассета форм их гармонизации. И так непрерывно и постоянно.

Для наглядности вышеизложенного алгоритмы процесса управления сочетанием интересов социальных субъектов можно изобразить в виде примерной спиралевидной схемы с выделением линейных (раскрывающих последовательность протекания фаз алгоритма) и функциональных (указывающих на протекание однопорядковых фаз алгоритма) связей (схема 3).

Однако практическое использование этих моделей согласования интересов протекает крайне медленно. А потребность в ускорении этого процесса налицо.

Предложенный нами алгоритм управления сочетанием интересов, вытекающий из

анализа механизма этого управления, определяет процесс преобразования исходных данных в искомые данные и применим для разработки схемы согласования и гармонизации интересов любого уровня и любого вида. В частности, он может быть использован не только для процессов гармонизации интересов производственного коллектива как основы повышения его стабильности, но и для стабилизации экономической системы в целом.

В условиях транзитарного хозяйства современной России это имеет принципиальное значение. Детерминизм поведения в ней экономических интересов, являющихся побудительными силами развития системы, объективен. Однако, как и всякий другой объективный процесс общественного бытия, он зависит от массы субъективных факторов и явлений. Следовательно, его поведение и его протекание контролируемо. Сделать это необходимо. Иначе воздействие

Схема 3. Алгоритм процесса управления сочетанием экономических интересов соии-ального субъекта

с^Сипшых элементов приобретет анархичный характер, что вызовет непредсказуемость результатов.

Однако люди часто сердятся на тех, кто предостерегает о нежелательности тех или иных мер, но ничего не предлагает взамен, -писал П. Хейн, профессор Сиэтлского университета (США) в своей книге "Экономический образ мышления", являющейся экономическим бестселлером, выдержавшей уже пять переизданий на родине. - В нашем обществе, привыкшем к чудесам науки и техники, число требовании что-то сделать" значительно превосходит количество серьезных предложений по решению общественных проблем. Наверное, мы ошибаемся, полагая, что общественные проблемы можно решить так же как технические. Мы признаем, что противоречивые интересы разных слоев общества создают для политиков большие трудности. Но мы все еще недооцениваем сложности целенаправленного переустройства общества. Во многом потому, что недооцениваем сложность социальных систем, в которых развитая сеть взаимодействия координирует поведение людей и побуждаем их сотрудничать друг с другом в достижении своих целей" [17].

1. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Альманах THESIS: Теория и история экономических институтов и систем. Весна 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 98-99.

2. Радаев В.В. Экономические интересы при социализме. М., 1971. С. 80.

3. Национальная доктрина России (п и приоритеты) / Обозреватель. 1994. .4 (специальный выпуск). С. 156-173: Э мические новости России и стран со жества. 1995. Июль. № 14. С. 2.

4. Экономические новости России и _ содружества. 1996. Май. № 9. С. 2.

5. Морозов В. Отчет для граждан России. Hi_____

положение экономическое, социальное щ международное. М., 1995. С. 24-27.

6. Хайлбронер Р.Л. Экономическая теория кас универсальная наука // Альманах THESIS: Теория и история экономических институтов и систем. Зима 1993. Т. 8. Вып. 1. С. 48*

7. Абалкин JI.II. О национально-государственных интересах России (внутренний и международный аспекты) // Науч. тр. межзуна-родного союза экономистов и Вольного экономического общества России. 1994 Т 1

С. 44-45.

8. Экономические новости России и стран содружества. 1997. Январь. № 1. С. 2.

9. Россия в меняющемся мире- 1997 М 199"

С. 229-232. ' "

10. Программа приватизации. Информ. справочное изд. № 22 (49). Ноябрь 1994. С. 56.

11. Промышленная политика пока России не по карману. Интервью Первого заместителя председателя Правительства России / Эксперт. 1997. № 100. С, 17.

12. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 1994. IV. М, 1995. с. 153, 154.

13. Вопросы экономики. 1994. № 7. С. 75.

14. Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 9

15. Экономическая социология и перестройка

М., 1989. С. 151-153. '

16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19.

П. Хейн 77. Экономический образ мышления

М., 1991. С. 700-701. ’

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.