УДК: 796.015.1
Роскоков Д.С.
студент, КГУФКСТ, г. Краснодар, Россия Научный руководитель: Шестаков М.М.
доктор педагогических наук, профессор, КГУФКСТ,
г. Краснодар, Россия
ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация
Эффективность игры футбольной команды в условиях соревновательной деятельности обусловлена целым рядом факторов, одним из которых является уровень технико-тактического мастерства игроков. В результате исследования установлены показатели зависимости результативности игры команды от коллективных и индивидуальных технико-тактических действий у футболистов этапа совершенствования спортивного мастерства.
Ключевые слова:
футболисты, 13-15 лет, команда, соревновательная деятельность, эффективность, детерминированность
Индивидуальное мастерство игрока складывается из различных компонентов подготовленности. Основой спортивного мастерства футболистов по праву является технико-тактическая подготовленность, демонстрируемая в условиях коллективной соревновательной деятельности и существенно влияющая на ее результативность [2].
Вместе с тем результаты ранее проведенных исследований показывают не только на объективное существование определенной специфики соревновательной деятельности, характерной для юных футболистов конкретной возрастной группы, но и на отсутствие достаточно полной информации о характере влияния индивидуальной технико-тактической деятельности юных футболистов разных игровых амплуа на результативность коллективной игры [1, 3].
Данное научное противоречие обусловило необходимость проведения специального исследования с целью выявления особенностей влияния количественно-качественных показателей индивидуальных технико-тактических действий на командные показатели результативности соревновательной деятельности юных футболистов разных возрастов.
Исследования, проведенные в возрастной группе 14-15 лет, позволили на основе корреляционных взаимосвязей определить особенности обусловленности результативности командной соревновательной деятельности количественно-качественными показателями коллективных и индивидуальных технико-тактических действий. В частности на этапе совершенствования спортивного мастерства успешность игры футбольной команды в условиях соревновательной деятельности определяется показателем эффективности выполнения: коротких передач мяча поперек поля и назад (г=0,94); коротких передач мяча вперед (г=0,60); средних передач мяча поперек поля и назад (г=0,70); средних передач мяча вперед (г=0,30); длинных передач мяча (г=-0,42); перехватов мяча (г=-0,20); ведения мяча (г=0,91); обводки соперника (г=-0,84); прострелов мяча (г=-0,68); отборов мяча г= (-0,05); единоборств за мяч внизу (г=-0,36); единоборств за мяч вверху (г=-0,38); игры головой (г=-0,05); ударов мяча в ворота ногой (г=0,77); ударов мяча в ворота головой (г=0,57); сейвов (г=0,07); блокировки удары (г=0,40); выносов (г=-0,81).
Таким образом, можно говорить о том, что для футболистов этапа совершенствования спортивного
мастерства самыми значимыми общекомандными технико-тактическими действиями, определяющими результативность коллективной соревновательной деятельности, являются удары мяча в ворота ногой, ведение мяча и короткие передачи мяча поперек поля и назад.
Относительно индивидуальных технико-тактических действий, влияющих положительно на результативность игры команды, установлено, что у футболистов этапа совершенствования спортивного мастерства самыми значимыми в рассматриваемом аспекте действиями являются: для защитников - игра головой (г=0,99), для полузащитников - единоборства за мяч внизу (г=0,96), а для нападающих -прострельные передачи мяча (г=0, 85) и его перехваты (г=0,83).
Таким образом, в результате исследования выявлены особенности зависимостей результативности соревновательной деятельности команды от количественно-качественных показателей коллективных и индивидуальных технико-тактических действий игроков отдельных линий.
Список использованной литературы:
1. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов / А.П. Герасименко. - Волгоград, ВГАФК, 2002.- 50 с.
2. Макаров, Д.С. Тенденции развития современного футбола в России / Д.С. Макаров // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 531-535.
3. Шестаков М.М. Разносторонность действий юных футболистов разных этапов многолетней подготовки в условиях тренировки // Теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, НОУ ДПО «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 135-140.
© Роскоков Д.С., 2021
УДК 373.24
Соболева Т.Б.
заведующий МАДОУ «Детский сад № 98» г. Златоуст, РФ
МОДЕЛЬ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА УРОВНЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЗЛАТОУСТ МНОГОЛИКИЙ»
Аннотация
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа. Модель воспитывающей культурной среды в детском саду предполагает обновление содержания воспитания, определяет наиболее оптимальные и эффективные для детей дошкольного возраста содержание, формы, методы и приемы воспитания, позволяет актуализировать лучший педагогический опыт в сфере воспитания в дошкольных учреждениях.
Ключевые слова:
Культурно-воспитательная среда, патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, традиции.