АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ДЕТЕРМИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
А.Л. Журавлёв, Т.В. Дробышева
Институт психологии Российская академия наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366
В статье анализируются результаты естественного формирующего социально-психологического эксперимента; динамика ценностных ориентаций личности младших школьников выявляется в условиях раннего экономического образования и рассматривается как психологический критерий экономической социализированности.
Ключевые слова: первичная экономическая социализация личности, общая и парциальная динамики ценностных ориентаций, психологический критерий экономической социализирован-ности формирующейся личности.
В опубликованных работах, посвященных исследованию системы детерминации экономической социализации детей и подростков, нами был сформулирован теоретический подход к изучению феноменов экономической социализации, среди которых особая роль отводилась ценностным ориентациям (ЦО). Предполагалось, что изменение некоторых ЦО в результате целенаправленного и контролируемого воздействия, осуществляемого в условиях экономического образования (в школе и семье), может рассматриваться в качестве показателя экономической социализированности формирующейся личности на этапе первичной социализации. Однако изучаемая динамика непосредственно связана с особенностями самих факторов экономической социализации, т.е. экономическим образованием в школе и семье. Термин «экономическое образование» в данной статье употребляется в широком значении: как процесс и результат соответствующего типа обучения и воспитания. С нашей точки зрения, описательный подход к исследованию данных факторов не позволяет раскрыть характер их взаимоотношений в процессе осуществляемого воздействия. Это обстоятельство и определило выбор метода исследования — естественного формирующего социально-психологического экс-
перимента, ориентированного на проверку многофакторной модели детерминации психологических свойств личности. Эксперимент включал «план Соломона» [3] для двух контрольных и двух экспериментальных групп.
Целью данной работы являлось изучение динамики ЦО личности младшего школьника под влиянием раннего экономического образования. В исследовании принимали участие младшие школьники, разделенные по категориям «обучавшиеся» и «не обучавшиеся», а также их родители. В качестве основных методик исследования применялись: методика попарного сравнения одиннадцати ЦО личности С.С. Бубновой [1], методика изучения ЦО Н.А. Волковой [2], включающая 64 ЦО восьми типов (в модификации Т.В. Дробышевой) и авторская анкета.
Основные направления анализа результатов эксперимента основывались на выявлении общей динамики ЦО личности младших школьников (независимо от наличия/отсутствия экономического образования); частной (парциальной) динамики ЦО, т.е. характерной для обучавшихся и не обучавшихся школьников; отсутствия динамики в группе устойчивых (по отношению к изучаемым факторам) ЦО; вклада независимой и дополнительных переменных в изучаемую динамику.
Общая и парциальная динамика ценностных ориентаций личности младших школьников. Установленная в процессе исследования динамика позволила охарактеризовать те изменения в структуре ЦО, которые произошли в группах «обучавшихся» (экспериментальные) и «не обучавшихся» (контрольные) школьников. С этой целью выявлялось наличие сдвига (по Т-Вилкоксону; р < 0,05) в иерархии ценностей через сравнение данных в двух группах (одна контрольная и одна экспериментальная), в которых проводилось тестирование до и после обучения по двум методикам изучения ЦО.
В ценностной структуре школьников до обучения наиболее значимыми являются интеллектуальные ЦО (1-й ранг), нравственные ЦО (2-й ранг) и волевые ЦО (3-й ранг) (по методике Н.А. Волковой). После обучения для «не обучавшихся» детей на первое место выдвигаются нравственные ЦО, затем — интеллектуальные ЦО и без изменения остаются волевые ЦО (они значимы, но не актуальны), а для «обучавшихся» школьников волевые ценности, наоборот, становятся самыми важными. Интересно, что для данной категории детей очень значимым является и то, чтобы быть красивым, физически развитым, сильным, выглядеть старше своих лет (т.е. тип соматических ЦО).
Наряду с различиями у «обучавшихся» и «не обучавшихся» школьников выделяется и общая тенденция, связанная с динамикой интеллектуальных и социальных (ориентации на других людей) ЦО, причем снижение значимости первых, с нашей точки зрения, связано с изменением деятельностной доминанты в переходный период от младшего школьного к подростковому возрасту.
Характер парциальной (частной) динамики ЦО имеет как позитивную направленность, связанную с ростом значимости соматических, волевых, материальных (в группах «обучавшихся» школьников), а также нравственных и культурных ценностей (в группах «не обучавшихся» школьников), так и негативную направленность, определяемую через снижение значимости социальных, нравственных (группы «обучавшихся») и соматических (группы «не обучавшихся») ценностей.
Анализ структуры ЦО личности младших школьников (по методике С.С. Бубновой) позволил определить общую для всех детей тенденцию, связанную с наличием в ней инвариантных ценностей, значимость которых к концу года возрастает, но ранг при этом не изменяется. Это — «здоровье» (1-й ранг), «общение» (2-й ранг) и «любовь» (3-й ранг), которые определяют жизненный смысл (терминальные ЦО). Путем сравнения ценностных структур родителей и школьников были выявлены совпадения в иерархии данных ЦО как наиболее предпочитаемых и в ориентациях на «приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых» (11-й ранг) как наименее значимых. Эти ценности не связаны с независимой переменной — ранним экономическим образованием. Они формируются родителями и определяют самое важное в жизни младшего школьника (хорошее здоровье, любовь к родителям, близким, друзьям) и наименее важное (приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых). Общая для всех испытуемых тенденция к снижению ценностей приятного времяпрепровождения, удовольствий, отдыха связана, с нашей точки зрения, с тем, что в период радикальных и более умеренных изменений в обществе родители ориентированы на то, чтобы тратить заработанные деньги в первую очередь на поддержание здоровья, а также вкладывать их в образование (причем не только детей, но и собственное). Для них остаются значимыми ценности профессионального успеха и уважения со стороны других людей. Такая тенденция, обусловленная влиянием родителей, формируется и у детей младшего школьного возраста. Устойчивость ценности общения в структуре ЦО исследуемых школьников во многом определяется возрастом респондентов, которые к концу учебного года находятся на границе с подростковым. Данный вывод подтверждается и результатами регрессионного анализа.
Однако в сознании «обучавшихся» школьников выявлена также позитивная динамика ценности высокой социальной активности, наличие которой связывается с влиянием экономического образования как независимой переменной. Следует отметить, что в группах «не обучавшихся» подобного изменения не наблюдается.
Таким образом, анализ выявленных различий в динамике ЦО (по двум методикам) показал, что в структуре ЦО младших школьников существуют ценности, изменение которых не актуально для данного возраста. Это эмоциональные, волевые и материальные ЦО (методика Н.А. Волковой), а также ЦО высокой социальной активности (методика С.С. Бубновой). Данные ценности не изменили свой ранг в группе «не обучавшихся» детей, но проявили позитивную (волевые и материальные ЦО, значимость социальной активности) и негативную (эмоциональные ЦО) динамику в группе «обучавшихся».
Кроме внутригрупповой динамики, выявленной с помощью срезов до и после обучения, необходимо было определить наличие/отсутствие межгрупповых различий в структуре ЦО школьников (по Т-критерию). С этой целью сравнивались данные двух экспериментальных и двух контрольных групп (аналогичные экспериментальным), полученные в результате повторного тестирования детей в конце учебного года.
Полученные результаты во многом подтвердили ранее выявленные различия внутригрупповой динамики ЦО. Дети, прошедшие обучение, отличаются от «не обучавшихся» по эмоциональным, волевым, нравственным, интеллектуальным и материальным ЦО, а также по ценности высокой социальной активности. Иными словами, в группе «обучавшихся» наблюдается снижение значимости эмоциональных и нравственных ЦО и возрастание волевых и материальных ЦО и ценности высокой социальной активности.
Школьники из группы «не обучавшихся», наоборот, демонстрируют снижение волевых и материальных ЦО и возрастание ценности «помощь и милосердие к другим», которая положительно коррелирует с нравственными ЦО (последние не показали в течение года значимых изменений). При этом группа нравственных ценностей, т.е. чуткость, справедливость, ответственность, самокритичность и т.д. (по методике Н.А. Волковой), с одной стороны, не включает гуманистические ценности, связанные с альтруистическим поведением личности, с другой — является необходимым условием для проявления милосердия и оказания помощи другим людям.
Для проверки гипотезы о связи изменений в структуре ЦО (зависимая переменная) и школьного экономического образования (независимая переменная) использовался дискриминантный анализ, с помощью которого было выявлено, что экспериментальную и контрольную группы позволяет различать учет следующих переменных: эмоциональных, волевых, культурных, интеллектуальных, материальных ЦО, а также ценности высокой социальной активности (82,5% правильно классифицированных случаев в экспериментальной группе и 77,5% — в контрольной). В результате было установлено, что вклад интеллектуальных и культурных ЦО в эти изменения невысокий, поэтому в дальнейшем анализе их можно не учитывать.
Таким образом, подтвердилось предположение о том, что снижение значимости интеллектуальных ценностей не связано с экономическим образованием как независимой переменной. К концу младшего школьного возраста интерес к учебной деятельности снижается в связи с изменением ведущей деятельности, что согласуется с данными многих авторов [2].
Следует отметить, что нравственные ЦО и ценность высокого социального статуса, изменение которых предположительно связывалось с ранним экономическим обучением, не вошли в дискриминантную модель. Следовательно, возрастание волевых, материальных ЦО и ценности высокой социальной активности, а также снижение значимости эмоциональных ценностей можно рассматривать как результат влияния независимой переменной «школьное экономическое образование». Однако изменение структуры ЦО личности младших школьников может быть связано и с другими переменными. Поэтому необходимо более точно определить, динамика каких ЦО обусловлена влиянием экономического образования, а каких — воздействием других факторов.
Многофакторная модель детерминации изменений в структуре ценностных ориентаций личности младших школьников. Наряду с экономическим образованием в школе и семье существуют и другие пути получения определен-
ных знаний о различных экономических явлениях и событиях. В связи с этим в нашей работе в качестве дополнительных переменных, обусловливающих динамику ЦО личности (эффект влияния основной «причины»), помимо школьного экономического образования (основная «причина»), выступили объективные и субъективные характеристики родителей и семьи в целом (дополнительная «причина»), а также самих детей («внутренние детерминанты»). Изучалось влияние структуры семьи (ее состава и размера); экономического статуса семьи; социально-демографических характеристик родителей (возраст, образование и др.); социально-психологических характеристик личности одного из родителей, участвовавшего в исследовании: ценностных ориентаций, представлений и установок на экономическое воспитание детей; показателей экономического статуса ребенка (наличие/отсутствие карманных денег; опыт обращения с деньгами и т.п.); степени удовлетворенности материальным доходом семьи; индивидуальных характеристик ребенка (пол, показатели успешности в учебе как косвенные оценки уровня умственного развития); показателей социальной активности школьника.
Итак, вклад названных детерминант в динамику ЦО личности младших школьников определялся с помощью множественного регрессионного анализа волевых, материальных, эмоциональных ЦО и ценности высокой социальной активности. Результаты показали, что на значимость волевых ЦО наряду с основной детерминантой — «причиной» (школьным экономическим образованием) влияет и экономико-психологический статус родителей и их установки на раннюю трудовую занятость детей («внутренние детерминанты»). Большинство родителей, чьи дети обучались основам экономических знаний в школе, считают, что дети могут с 14 лет зарабатывать и это способствует формированию у них личностных качеств, необходимых для жизни. Поскольку изменения в сознании детей нередко возникают тогда, когда происходит накопление информации, достигающее некоторого критического объема [4], можно предположить, что данная родительская установка была усвоена детьми. Высоко оцениваемый экономико-психологический статус (субъективные оценки своего материального благосостояния) придает уверенность человеку в завтрашнем дне, благоприятно сказывается на его активности, связанной со значимостью таких волевых качеств как решительность, самостоятельность, настойчивость и т.д., и это также было принято детьми.
На повышение значимости в сознании школьников материальных ценностей (возможность много зарабатывать и тратить деньги, заниматься коллекционированием, хорошо одеваться, следовать моде и т.п.) наряду с независимой переменной оказывают влияние образовательный статус родителей (дополнительная «причина») и личный опыт обращения детей с деньгами (внутренняя детерминанта каузальной связи «экономическое образование — динамика ЦО»). Эти характеристики не только определяют личностные качества школьников (бережливость, экономность и т.п.), но и формируют у них социальные представления о значимости материальных благ как результата труда других людей.
Повышение значимости такой ценности, как высокая социальная активность, также связано с личным опытом обращения детей с деньгами. Действительно, умение распоряжаться карманными деньгами — планировать их расход, эконо-
мить, тратить и т.п. — предполагает наличие у ребенка определенной активной позиции во взаимоотношениях с окружающим социальным миром. Однако проведенный позднее анализ связей между ЦО школьников, участвовавших в исследовании, и уровнем их социальной активности как реальной поведенческой характеристикой не выявил различий между группами «обучавшихся» и «не обучавшихся» детей.
Итак, выявленные характеристики (значимость и др.) дополнительной детерминанты — «причины» (экономического воспитания в семье) должны рассматриваться наравне с экономическим образованием в школе. Несмотря на то, что их вклад в изучаемые изменения ценностной структуры сознания школьников в процентном отношении ниже (по данным регрессионного анализа), именно они создают те предпосылки к изменениям, которые в дальнейшем происходят в результате обучения.
Результаты регрессионного анализа также показали, что на снижение значимости эмоциональных ценностей оказывает влияние такая «внутренняя детерминанта», как пол детей. Девочки в целом выше оценивают ценность эмоционального контроля за своим поведением, однако после обучения их оценка проявлений импульсивности, эмоциональности, впечатлительности и т.п. снизилась. Возможно, в младшем школьном возрасте девочки больше, чем мальчики, подвержены воздействию раннего экономического образования.
Другие заявленные характеристики не имели столь значимого влияния на изучаемую каузальную связь «экономическое образование — динамика ЦО», поэтому существенно не изменяли направление воздействия основной и дополнительной причин, т.е. экономического воспитания в семье и экономического образования в школе.
Заключение. Кроме общей динамики ЦО, характеризуемой снижением значимости интеллектуальных ценностей и обусловленной возрастным периодом развития, особый интерес представляет частная их динамика, связанная с наличием/ отсутствием раннего экономического образования. Естественное развитие личности в младшем школьном возрасте, определяемое через возрастание значимости нравственных или культурных ценностей, может быть изменено под воздействием других факторов. В данном исследовании одним из таких факторов является экономическое образование, включающее и школьное обучение, и семейное воспитание. Динамика ориентаций на волевые и социальные ценности в условиях экономического образования и воспитания в школе и семье отражает результат воздействия этих факторов, связанных между собой отношениями взаимодополнения. При этом индивидуально-психологические и социально-психологические характеристики самой личности нивелируют, усиливают или ослабляют влияние социальной среды.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998.
[2] Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: Дисс. ... канд. психол. наук. — Л., 1983.
[3] Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
[4] Ломов Б.Ф. Системность в психологии: Избранные психологические труды. — М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
DETERMINATION OF CHILDREN AND TEENAGERS ECONOMICAL SOCIALIZATION: EXPERIMENTAL RESEARCH
A.L. Zhuravlev, T.V. Drobysheva
Institute of Psychology Russian Academy of Sciences Yaroslavskaya str., 13, Moscow, Russia
In the article results of natural forming social-psychological experiment are analyzed; dynamics of valuable orientations of the person of younger schoolboys reveal in conditions of early economic education and as psychological criterion of economic socialization.
Key words: primary economic socialization of personality, general and individual dynamics of values orientations, psychological criterion of economic socialization of forming personality.