ность продолжения подобных исследований. Поскольку ресурсный потенциал образовательного учреждения (образовательного процесса, реализуемого на территории муниципалитета) представляет собой многофакторную и многокритериальную систему с качественными и количественными характеристиками, иерархическим их представлением, решение подобных задач, на наш взгляд, возможно реализовать с использованием моделей, построенных на основе теории нечетких множеств. Один из таких подходов и был рассмотрен в статье.
Примечания
1 Ситуация определяется наличием отклонений негативного характера по одному или нескольким комплексным критериям, оценивающим конечные результаты: отсев учащихся, качество образовательных услуг, выпуск учащихся и др. Макроситуация определяется наличием негативных отклонений по одному или нескольким возмущающим факторам (ресурсным, технологическим, организационно-трудовым, производственно-бытовым и др.), характери-
зующимся групповыми критериями. Микроситуация представлена наличием негативных отклонений по одному или нескольким единичным критериям внутри каждой группы факторов.
2 Заде Л. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. М., 1974. С. 5-48.
3 Под таблицами принятия решений понимается средство компактного представления логических правил, используемых для выбора действий, которые следует выполнять в соответствии с условиями и порядком решения рассматриваемой ситуации. См.: Карповский Е.Я., Кулагина М.И. Принципы принятия многокритериальных управленческих решений в организации производства. М., 1985.
4 Факторы — любые возмущающие воздействия, приводящие к возникновению макро- и микроситуаций. Для оперативного выявления (распознавания) ситуации факторы-причины систематизируются в виде деревьев причин. Условия характеризуют ситуацию в разрезе и охватывают возможные сочетания факторов (причин макро- и микроситуаций). Действия — перечень того, что надо осуществить при каждом сочетании факторов (причин), чтобы выработать решающее правило для выдачи рекомендаций по устранению ситуации, включая алгоритмы расчетов для обоснования выбора решения по управлению производственным процессом.
УДК 373.1(571.53) В.Л. СМИРНОВ
ББК 74 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ШКОЛЬНОМ ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА*
С помощью социологических методов исследования проведено изучение проблем выбора стратегии профессионального образования выпускниками средних школ Иркутска. Установлены мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, выявлена зависимость принимаемых решений от материального уровня жизни семьи, от гендерных различий.
Ключевые слова: стратегии профессионального образования, проф-ориентационная работа, школьники старших классов, Иркутск.
Обучение в школе является одним из важнейших этапов формирования человеческого капитала любого гражданина любой страны. А период завершения учебы становится определяющим как в отношении итоговой оценки полученных знаний, так и в
отношении выбора стратегии последующего профессионального образования.
Весной 2008 г. было проведено изучение проблемы выбора профессий выпускниками средних общеобразовательных учебных заведений Иркутска. Задачи работы заключались
* Автор выражает искреннюю благодарность доктору экономических наук, заслуженному профессору БГУЭП Н.М. Токарской за научно-методическую помощь в подготовке статьи.
в анализе профессиональных предпочтений выпускников, мотивов и факторов, влияющих на формирование таких предпочтений, в выявлении зависимости выбора стратегии от материального уровня жизни семьи, в определении гендерной составляющей процесса.
Генеральной совокупностью социологического опроса явилось суммарное количество учащихся одиннадцатых классов средних общеобразовательных учреждений города. По данным городского департамента образования, в 2008 г. их численность равнялась 4 360 чел. Окончательную выборочную совокупность опроса составили 439 школьников, т.е. их число превысило 10% генеральной совокупности. Выборка была квотной, двухступенчатой, репрезентативной. Опрос проводился методом группового анкетирования выпускников по специально разработанной анкете в присутствии интервьюера.
Подавляющее большинство выпускников иркутских школ, лицеев, гимназий твердо осознают необходимость дальнейшего образования: о намерении после окончания школы продолжить обучение заявили 98,7% респондентов. Только по 0,5% числа опрошенных собираются «не учиться и не работать» или «отслужить в армии, а потом определиться».
Перспективу дальнейшего образования связывают с родным городом 90,9% выпускников. Намерение получить профессиональное образование в Москве выразили 2,3%, в Санкт-Петербурге — 0,3%, за рубежом — 0,8% респондентов. Не определились с выбором 4,3%.
Из тех, кто намерен продолжить образование, обучаться в средних специальных учебных заведениях пожелали только 1,3% одиннадцатиклассников, 98,5% заявили о намерении поступать в вузы. Но вот парадокс: отношение к высшему образованию как к одной из важных жизненных ценностей среди них далеко не однозначно. Только 58,0% опрошенных назвали наличие высшего образования непременным условием достижения успеха в жизни, 35,9% считают, что это лишь желательное условие, а свыше 6% респондентов утверждают, что для успеха в жизни высшее образование не обязательно.
Среди тех, кто видит поступление в вуз своей ближайшей перспективой, изучалась
степень определенности выбора учебного заведения и профессии. Обучаться обязательно по выбранной профессии в выбранном вузе намерены 74,5% респондентов, обязательно по выбранной профессии, но неважно, в каком из вузов, — 18,3%, и для 7,2% опрошенных не является принципиальным выбор ни вуза, ни будущей профессии. Это значит, что у последней категории учащихся еще до начала получения высшего образования имеется четкая установка: важны лишь так называемые корочки, т.е. диплом. Вряд ли можно предположить, что при подобном настрое любой вуз, даже самый сильный, сможет подготовить из таких студентов настоящих профессионалов. Безусловно, такая потребительская жизненная позиция молодежи не содержит высокой и серьезной мотивации формирования качественного человеческого капитала.
Изучались и гендерные различия в степени определенности выбора. В группе тех, кто высказал намерение получить образование в определенном вузе по определенной профессии, юношей больше (77,5%), чем девушек (72,1%). Второй вариант ответа («обязательно по выбранной профессии, а в каком вузе — не принципиально») выбрали 16,5% выпускников и 19,8% выпускниц. А среди тех, для кого ни выбор вуза, ни выбор профессии не важны, снова преобладают девушки — 8,1% против 6,0% юношей.
Респондентам предлагалось дать оценку материального положения своей семьи, используя шесть вариантов ответов. Вариант «денег вполне достаточно, чтобы покупать дорогие вещи и вообще ни в чем себе не отказывать» отметили 15,1% выпускников (группа 01). Вариант «денег достаточно, чтобы часто приобретать нужные товары длительного пользования и высококачественные продукты питания» оказался самым распространенным — так ответили 47,2% школьников (группа 02). Каждый третий — 31,1% — указал, что в семье «денег достаточно для приобретения необходимых продуктов питания и одежды, но более крупные покупки приходится откладывать на потом» (группа 03). Только 2% респондентов считают, что «денег хватает лишь на покупку продуктов питания» (группа 04). Ни один из выпускников не отметил вариант «денег не хватает даже
на приобретение продуктов питания, постоянно приходится брать в долг» (группа 05). И затруднились оценить материальное положение семьи 4,6% респондентов (группа 06).
В ходе исследования была выяснена связь между материальным положением семьи выпускника и оценкой им степени необходимости получения высшего образования в качестве непременного или желательного условия достижения успеха в жизни (табл. 1).
Таблица 1 Зависимость оценки значимости высшего образования для достижения успеха в жизни от материального
положения семьи выпускника, %
Оценка значимости Груп- Груп- Груп- Груп-
высшего образования па 01 па 02 па 03 па 04
для достижения успеха
Непременное условие 67,2 59,1 53,1 85,7
Желательное условие 22,9 36,3 41,4 14,3
Необязательное условие 9,8 4,7 5,5 -
При обработке результатов анкетирования была изучена связь между определенностью выбора профессии и вуза с материальным достатком семьи школьника (табл. 2).
Таблица 2
Связь между определенностью выбора профессии и вуза с материальным достатком семьи выпускника, %
Определенность выбора профессии и вуза Группа 01 Группа 02 Группа 03 Группа 04
Выбраны профессия 86,9 75,9 69,0 25,0
и вуз
Выбрана профессия, вуз — любой 11,5 16,2 20,6 62,5
Выбор вуза и профес- 1,6 7,8 10,3 12,5
сии не принципиален
В ходе работы исследовалось, какие иркутские вузы привлекают внимание выпускников школ. На момент проведения опроса — апрель 2008 г. — большинство одиннадцатиклассников не приняли окончательного решения о выборе конкретного вуза. Отвечая на вопрос, какому вузу респондент отдает предпочтение, каждый второй указал как минимум два варианта. Более того, в анкетах встречались комбинации, свидетельствующие о полном отсутствии какой-либо определенности. Например, девушка, однозначно отмечая, что намерена получить высшее образование, при ответе на вопрос о выборе вуза указала три высших учебных заведения Иркутска, техни-
кум и профессиональный лицей. Напрашивался вывод о большой степени неопределенности в выборе стратегии образования накануне выпускных экзаменов. Видимо, внимание выпускников было полностью сосредоточено на успешном завершении образовательного процесса в средней школе.
Позднее стало ясно, что намерения выпускников, выявленные в апреле, сильно отличаются от их действий при подаче документов в вузы. Анализируя итоги приема абитуриентов в 2008 г. на дневную форму обучения, выстраивая список вузов по конкурсу после сдачи экзаменов, мы составили их рейтинг (табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг вузов Иркутска в 2008 г.
Вуз Конкурс, чел. на место
Байкальский государственный университет экономики и права 7,10
Иркутский государственный университет путей сообщения 5,70
Иркутский государственный лингвистический университет 4,60
Иркутский государственный университет 3,95
Иркутский государственный технический университет 3,73
Подтверждается вывод о том, что при ответах на вопросы анкеты в апреле у старшеклассников при выборе вуза была довольно высока степень неопределенности.
Что же еще повлияло на выбор того или иного учебного заведения? Из предложенных в анкете шести вариантов ответов на этот вопрос самым популярным оказался ответ «личное мнение». Так ответили 60,8% респондентов. Совпадение личного мнения с мнением родителей отметили 40,4% опрошенных. Советы друзей и знакомых оказались значимыми для каждого пятого выпускника (19,8%), расхождение мнений родителей и школьников наблюдалось в 14,3% случаев. А вот влияние профориентационной работы в школе выражено крайне слабо: этот фактор отметили всего 2,2% учащихся.
Тендерные различия наиболее отчетливо проявились в первых двух вариантах ответов. Фактор доминирования личного мнения отметили 65,6% выпускников и 57,0% выпускниц. На совпадение мнений личного и родительского указали 37,2 и 43,0% соответственно.
Один из вопросов анкеты был сформулирован так: «Если Вы решили получить высшее образование, то что Вас привлекает в этом выборе?» Из предложенных вариантов ответов самыми популярными — так ответили свыше половины респондентов — оказались: «возможность сделать карьеру», «интерес к выбранной профессии», «престижность высшего образования», «хороший заработок» (табл. 4). Таким образом, из возможных мотивов ориентации на высшее образование наиболее значимыми для всех выпускников являются перечисленные четыре варианта. Как мы видим, преобладает взгляд на образование как на инструментальную ценность. В качестве терминальной ценности (возможности получить новые знания) высшее профессиональное образование видит менее чем каждый третий выпускник школы. Необходимо подчеркнуть, что декларации, никак не связанные с накоплением человеческого капитала (возможность избежать службы в армии или прожить пять лет без забот, легкость труда), занимают арьергардные позиции. Таким образом, мотивированность к получению высшего образования указывает на явную серьезность выбора старшеклассниками уровня профессиональной подготовки с прицелом на осуществление долгосрочных жизненных стратегий.
Таблица 4
Гендерные особенности оценки выпускниками привлекательности высшего образования, %
Мотив привлекательности высшего образования Все выпускники Юноши Де- вуш-ки
Возможность сделать карьеру 58,0 49,2 67,7
Интерес к выбранной профессии 57,4 56,8 56,3
Престижность высшего образования 55,4 54,6 56,3
Хороший заработок 53,5 49,2 56,3
Ценность специалистов с высшим образованием для общества 44,4 43,7 45,0
Возможность получить новые знания 30,8 31,7 29,7
Возможность открыть собственный бизнес 29,0 22,4 33,2
Возможность избежать службы в армии 8,6 20,2 —
Возможность прожить пять лет без забот 4,7 7,6 2,2
Легкость труда 1,6 2,2 0,9
Также нами проанализирована зависимость стремления к получению высшего образования от материального положения семей одиннадцатиклассников (табл. 5).
Таблица 5 Зависимость стремления выпускника к получению высшего образования
от материального положения его семьи, %
Мотив получения высшего образования Группа 01 Группа 02 Группа 03 Группа 04
Возможность сделать 71,2 66,5 65,5 40,0
карьеру
Интерес к выбранной 75,0 65,9 57,8 60,0
профессии
Престижность высшего образования 73,1 64,2 57,8 80,0
Хороший заработок 61,5 61,3 58,6 80,0
Ценность специалистов 48,1 49,7 57,8 -
с высшим образовани-
ем для общества
Возможность получить 44,2 27,2 41,4 20,0
новые знания
Возможность открыть собственный бизнес 42,3 35,3 24,1 —
Возможность избежать 9,6 9,2 12,9 20,0
службы в армии
Возможность прожить пять лет без забот 13,5 5,8 1,7 —
Легкость труда 3,8 1,7 0,9 —
Явное большинство одиннадцатиклассников выразили намерение совмещать учебу в вузе с работой. Твердо указали на это 25,4% респондентов (гендерных отличий практически нет). Скорее всего будут совмещать учебу с работой 49,3% (48,9% юношей и 49,6% девушек). Не определились 9,2% выпускников (8,0% юношей и 10,2% девушек). Скорее всего не будут учиться и одновременно работать 11,6% будущих студентов (13,8% юношей и 9,8% девушек). Однозначно отрицательный ответ дали 4,5% респондентов (4,2% юношей и 4,7% девушек).
Определенный интерес представляла степень осведомленности выпускников школ о наличии вакансий на иркутском рынке труда. Респондентам было предложено выбрать из четырех вариантов ответ, более других соответствующий действительности. Свыше половины одиннадцатиклассников признали свою неосведомленность в этом важном аспекте экономически значимой информации. А правильный ответ (большинство имеющихся вакансий — по рабочим специальностям) дали менее 19% старшек-
лассников. Таким образом, выпускники не только не учитывают реальные требования рынка труда, они даже не знают об этих требованиях (табл. 6).
Таблица 6
Степень осведомленности выпускников о наличии вакансий на рынке труда Иркутска, %
Основываясь на результатах социологического опроса, можно сделать следу-
ющие выводы: практически все выпускники средних школ Иркутска ориентируются на получение высшего профессионального образования. При этом преобладает взгляд на него как на инструментальную ценность. Материальный достаток семей будущих студентов — средний и выше среднего. Выявлена зависимость между материальным достатком и стратегическим выбором траектории профессионального образования. Накануне выпускных экзаменов у школьников очень велика степень неопределенности в обдумывании стратегии дальнейшего образования. В подавляющем большинстве они слабо владеют экономически значимой информацией о состоянии рынка труда, что является серьезной помехой для процесса качественного формирования человеческого капитала.
Вариант ответа Все вы- Юно- Де-
пускники ши вушки
Большинство рабочих мест 18,8 18,0 19,4
Большинство мест ИТР, 17,1 21,2 13,9
служащих
Вакансий примерно 13,8 11,1 16,0
поровну
Не знаю, затрудняюсь 50,2 49,7 50,6
с ответом