Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ВРЕМЕННОЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ «ВОСЬМЕРКИ» МЯЧОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ВРЕМЕННОЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ «ВОСЬМЕРКИ» МЯЧОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / ритм / темп / двигательная выразительность / биомеханические показатели / модельные характеристики / rhythmic gymnastics / rhythm / tempo / motor expressiveness / biomechanical indicators / model characteristics

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Супрун Александра Александровна, Медведева Елена Николаевна, Кивихарью Инна Владимировна, Власова Наталья Юрьевна

Выявлены требования, предъявляемые к критериям двигательной выразительности посредством предмета современных соревновательных композиций в художественной гимнастике. Определены детерминанты, определяющие точность воспроизведения темпо-ритмического рисунка музыки посредством «восьмерки» мячом в художественной гимнастике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Супрун Александра Александровна, Медведева Елена Николаевна, Кивихарью Инна Владимировна, Власова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF THE TEMPORARY-RHYTHMIC STRUCTURE OF EIGHT WITH A BALL IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The requirements imposed on the criteria of motor expressiveness by means of the subject of modern competitive compositions in rhythmic gymnastics are revealed. The determinants determining the accuracy of reproduction of the tempo-rhythmic pattern of music by means of the "eight" with a ball in rhythmic gymnastics are defined.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ВРЕМЕННОЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ «ВОСЬМЕРКИ» МЯЧОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.41 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-12-128-135

ДЕТЕРМИНАНТЫ ВРЕМЕННОЙ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ «ВОСЬМЕРКИ» МЯЧОМ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ГИМНАСТИКЕ

А.А. Супрун, Е.Н. Медведева, И.В. Кивихарью, Н.Ю. Власова

Выявлены требования, предъявляемые к критериям двигательной выразительности посредством предмета современных соревновательных композиций в художественной гимнастике. Определены детерминанты, определяющие точность воспроизведения темпо-ритмического рисунка музыки посредством «восьмерки» мячом в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, ритм, темп, двигательная выразительность, биомеханические показатели, модельные характеристики.

DETERMINANTS OF THE TEMPORARY-RHYTHMIC STRUCTURE OF EIGHT WITH A BALL IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Suprun A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Medvedeva E.N., doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg,

Kiviharju I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg,

Vlasova N.Y., graduate student, [email protected], Russia, St. Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

The requirements imposed on the criteria of motor expressiveness by means of the subject of modern competitive compositions in rhythmic gymnastics are revealed. The determinants determining the accuracy of reproduction of the tempo-rhythmic pattern of music by means of the "eight" with a ball in rhythmic gymnastics are defined.

Key words: rhythmic gymnastics, rhythm, tempo, motor expressiveness, biomechanical indicators, model characteristics.

Супрун Александра Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург,

Медведева Елена Николаевна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Кивихарью Инна Владимировна, канд. пед. наук, доц., kivinna@,mail.т. Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Власова Наталья Юрьевна, аспирант, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

В каждом технико-эстетическом виде спорта все выразительные движения должны выполняться в соответствии с музыкой, ее характером, стилем. Музыкальность - это важный компонент исполнительского мастерства соревновательной программы в художественной гимнастике, который определяет успешность выполнения всех артистических критериев [1, 2]. Музыкальное сопровождение является главной составляющей в создании образа. При подборе музыкаль-

ного сопровождения важную роль играют фактура и характер гимнастки, уровень профессионального мастерства, эмоциональные и артистические навыки. Характер музыки должен не только дополнять гимнастку, но и раскрывать ее технические и артистические данные с лучших сторон. Ф. Дельсарт говорил: «Ритм - форма движения. Мелодия - то, что отличает. Гармония - то, что сочетает. Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан» [3].

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики -роль композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию функциональных и технических возможностей спортсменок, которые претендуют в соревнованиях высокого ранга на завоевание призовых мест, значительно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться новизной композиций произвольных программ, оригинальностью. Сразу целиком упражнение нельзя создать, поэтому его собирают из маленьких выразительных кусочков исходя либо из музыки, либо из характера спортсменки, либо от предмета, с которым будет программа.

В упражнении с мячом композиционную и артистическую составляющую обеспечивают движения телом и виртуозная работа с предметом. Эти движения составляют группу средств двигательной выразительности гимнасток в соревновательных программах. Так, в упражнении с мячом в медленной композиции наиболее зрелищными являются перекат мяча, волны телом и руками. В быстрой композиции - это отбивы и захваты мяча, движения кистью, акцентные точки руками и ногами [4].

Многие исследователи, изучающие проблемы предметной подготовки, указывали, что бросковые действия являются одними из самых сложных, так как являются наименее надежными в выполнении из большого разнообразия технических элементов с предметами [5-8]. Соответственно, темпо-ритмическая структура данного вида работы предметом, посредством которой создается образ, будет одной из самых сложных.

Однако в аспекте интеграции движений предметом с музыкой одним из сложных для точного воспроизведения темпо-ритмической структуры музыки и достижения выразительности является выполнение «восьмерки» предметом, в частности, мячом.

Целью исследования является научное обоснование детерминант, определяющих точность воспроизведения ритмического рисунка музыки при выполнении «восьмерки» мячом в художественной гимнастике.

Задачи исследования:

1) выявить требования, предъявляемые к критериям двигательной выразительности посредством предмета современных соревновательных композиций в художественной гимнастике;

2) определить детерминанты, определяющие точность воспроизведения темпо-ритмического рисунка музыки посредством «восьмерки» мячом в художественной гимнастике.

Методика и организация исследования. Методы исследования: анализ научной литературы и программных документов, опрос специалистов в виде анкетирования, педагогическое наблюдение на основе использования видеоматериалов, педагогическое тестирование, бесконтактный анализ видеоряда движений, электромиография, метод экспертной оценки, методы математической статистики.

Исследование проведено на базе Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург.

Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа специальной литературы установлено, что на современном этапе развития художественной гимнастики уделяется недостаточно внимания разработке научно-обоснованных методик совершенствования техники движений предметами и, в частности, «восьмерки» мячом, во взаимосвязи с темпо-ритмической структурой музыкального сопровождения. При этом соревновательная практика свидетельствует о наличии у юных спортсменок в 78 % случаев ошибок именно в данном техническом действии.

В процессе исследования установлено, что степень влияния электрической активности основных групп мышц, кинематических параметров движений на точность воспроизведения ритмического рисунка при выполнении технических действий мячом под музыку равна 33,73 % (из 75 рассматриваемых детерминант). Причем во всех его фазах и особенно в фазе «выкрута» мяча горизонтально наружу в сторону.

На основе результатов корреляционного анализа и исключения взаимовлияющих факторов были рассмотрены матрицы детерминант, обусловливающих точность воспроизведения темпо-ритмического рисунка музыки. Установлено, что точность воспроизведения ритмического рисунка, в первую очередь, связана с работой правой трехглавой мышцы плеча (г=-0,61; р<0,05) и передним пучком дельтовидной левой мышцы (г=-0,48; р<0,05). Причем, активность трехглавой мышцы относительно антагониста (дельтовидной мышцы) должна быть оптимально выраженной, чтобы обеспечивать равномерность и непрерывность движения. Это подтверждает зафиксированная реципрокность мышц плеча - 46 % (табл. 1).

В первой фазе «восьмерки» мячом рука выпрямлена, а ноги полусогнуты, так как целостное движение предметом сопряжено с пружинным движением ногами. То есть воспроизведение музыкального ритма мячом требует согласования с двигательным ритмом работы ног, а его качество связано с межзвенными углами в правом и левом голеностопных суставах (г=0,65 и г=0,55 соответственно, при р<0,05). Объясняется это еще и тем, что необходимо сохранять равновесие и не смещаться в сторону движения мяча.

Таблица 1

Детерминанты, обусловливающие точность воспроизведения ритмического рисунка при выполнении 1-й фазы «восьмерки» мячом под музыку с простым ритмом трехдольного размера

Хар-ка Биомеханические и электромиографические характеристики

ЭАМ, мкВ Угол в суставе, ° СП, мм/с ДП, мм УС, мм/схс

трехглавая плеча пр. перед. пучок дельтовидной лев. голеностопный плечевая пр. вертельная лев. вертельная лев. шиловидная лев.

лев. пр.

ТВРР -0,610 -0,484 0,550 0,653 -0,550 0,487 0,510 0,556

Примечание: ТВРР - точность воспроизведения ритмического рисунка, ЭАМ - электрическая активность мышц, СП - скорость перемещения, ДП - дистанция перемещения, УС - ускорение.

«Выкрут» мяча в сторону сопровождается смещением вертельной левой анатомической точки (г=-0,51; р<0,05) и повышением скорости ее перемещения (г=0,49; р<0,05), что обусловливает требование к минимальному отклонению тела от вертикали при выполнении «выкрута» мяча, так как при отсутствии стабилизации положения туловища в сочетании с движениями свободными звеньями (руками) возможна потеря равновесия и «схождение» с оси (например, при выполнении поворота). Такие критерии оценки качества относятся к динамике пояса верхних конечностей.

Подтверждено, что в композиции свободная от предмета рука часто выполняет иную по смысловой нагрузке двигательную задачу (удержание ноги, опора, баланс и т. д.). Поэтому одной из задач тренера является подбор средств формирования двигательной выразительности посредством предмета, а также умения согласовывать несимметричную и независимую друг от друга работу частями тела.

Таким образом, установлено, что точность воспроизведения ритма в первой фазе выполнения «восьмерки» мяча детерминируют восемь биомеханических и электромиографических характеристик.

Во второй фазе «восьмерки» мячом при его «выкруте» из горизонтального положения в вертикальное наиболее значимым можно считать контроль положения мяча с целью достижения минимальной дистанции перемещения шиловидной анатомической точки вверх, так как недоведение кисти до положения «ладонь кверху» может привести к потере предмета. При этом установлено, что контроль чаще снижался при желании попасть в музыкальный ритм (табл. 2).

Рука, не участвующая в «выкруте» мяча, могла совершать такие же действия или напрягаться в результате полного контроля мяча непроизвольным напряжением всего тела.

Таблица 2

Детерминанты, обусловливающие точность воспроизведения ритмического рисунка при выполнении 2-й фазы «восьмерки» мячом под музыку с простым ритмом трехдольного размера

Хар-ка Биомеханические и электромиографические характеристики

ЭАМ, мкВ Угол в суставе, ° СП, мм/с ДП, мм УС, мм/схс

лучевая пр. НБ лев. локтевой лв. шиловидная пр. Н БТ конечная лев. НБ пр. Н БТ

пр. лев. пр. лев.

ТВРР -0,84 -0,61 -0,53 -0,52 0,70 0,48 0,52 0,62 0,53 0,49

Примечание: ТВРР - точность воспроизведения ритмического рисунка, ЭАМ - электрическая активность мышц, СП - скорость перемещения, ДП - дистанция перемещения, УС - ускорение, НБ - нижнеберцовая.

Исходя из установленных взаимосвязей, выяснено: чем меньше была максимальная амплитуда турнов электрической активности лучевого разгибателя запястья левой руки (г=-0,84; р<0,05) и лучевого сгибателя запястья левой руки (г=-0,61; р<0,05), тем выше была точность воспроизведения ритмического рисунка.

Рассматривая кинематические характеристики техники движения мячом в данной фазе, важно отметить, что их показатели были относительно невелики и стабильны. Это было необходимо, прежде всего, для фиксации тела в пространстве, сохранения вертикальной позы, возможности переключения внимания исключительно на работу руки, выполняющей «выкрут» мяча (скорость перемещения шиловидной анатомической точки (г=-0,52; р<0,05).

Это было подтверждено результатами корреляционного анализа кинематических детерминантов и точности воспроизведения музыкального ритма. Точность воспроизведения зависела от межзвенного угла в левом локтевом суставе (г=-0,53; р<0,05), дистанции перемещения правой нижнеберцовой анатомической точки (г=0,62, р<0,05), скорости перемещения нижнеберцовой правой (г=0,70; р<0,05) и левой (г=0,48; р<0,05) анатомических точек, левой конечной анатомической точки (г=0,52; р<0,05), ускорения нижнеберцовой правой (г=0,53; р<0,05) и левой (г=0,49; р<0,05) анатомических точек.

Исходя из вышесказанного, было установлено десять детерминант точного воспроизведения музыкального ритма во второй фазе выполнения «восьмерки» мячом.

В третьей фазе, исходя из результатов корреляционного анализа, как и в предыдущей фазе рука, свободная от предмета, с одной стороны, не должна быть напряженной, а с другой, должна быть готовой выполнять самостоятельную функцию, например обеспечивать стабилизацию сохранения равновесия тела (табл. 3).

Таблица 3

Детерминанты, обусловливающие точность воспроизведения ритмического рисунка при выполнении 3-й фазы «восьмерки» мячом под музыку с простым ритмом трехдольного размера

Хар-ка Биомеханические и электромиографические характеристики

дистанция перемещения точки, мм скорость перемещения точки, мм/с ускорение перемещения точки, мм/с х с

НБ пр. НБ пр. вертельной лев. НБ пр. НБ пр.

ТВРР 0,50 0,50 -0,61 0,54 0,66

Примечание: ТВРР - точность воспроизведения ритмического рисунка, НБ - нижне-

берцовая.

Установлено: чем больше была максимальная амплитуда турнов электрической активности левой двуглавой мышцы плеча (г=0,49; р<0,05), тем лучше спортсменка сохраняла вертикальное положение и могла плавно переходить к другой работе предметом, не нарушая при этом темпо-ритмического рисунка

При перемещении руки из вертикального положения в сторону основной двигательной задачей оставалось сохранение равновесия. Поэтому только соблюдение кинематических характеристик модели равновесия при воспроизведении ритмического рисунка предметом обеспечивает условия для работы предметом в такт музыки. Это подтвердила установленная зависимость точности воспроизведения музыкального рисунка от дистанции перемещения правой нижнеберцовой анатомической точки (г=0,50 р<0,05), что связано с отведением мяча в сторону, скорости перемещения вертельной правой анатомической точки (г=-0,61; р<0,05), нижнеберцовой правой анатомической точки (г=0,54; р<0,05), ускорения нижнеберцовой правой анатомической точки (г=0,66; р<0,05).

«Выкрут» мяча в сторону-книзу сопровождается смещением вертельной левой анатомической точки (г=-0,51; р<0,05) и скоростью ее (г=0,49; р<0,05) перемещения. При выполнении «выкрута» мяча необходимо с минимальным отклонением от вертикали выполнять техническое действие, так как при исполнении его не изолированно, а в сочетании с элементами тела, возможно схождение с оси, например, при выполнении поворота.

То есть в третьей завершающей фазе «восьмерки» мячом точность воспроизведения музыкального ритма определяли пять детерминант, которые относились к поясу нижних конечностей, обеспечивающих сохранение равновесия.

Обобщив полученные данные, определили, что временная темпо-ритмическая структура «восьмерки» мячом под музыку наиболее детерминирована биомеханическими и электромиографическими характеристи-

ками во второй фазе, а менее всего - в третьей завершающей фазе целостного движения.

Выводы. Детерминантами, обусловливающими темпо-ритмиче-скую структуру выполнения «восьмерки» мячом под музыку, являются пространственная точность и асимметричность движений, интегрированная активность мышц, показатели суставных углов, дистанция, скорость и ускорение звеньев тела.

В основе проектирования содержания процесса освоения техники движений предметом, лежит учет конкретных детерминант темпо-ритми-ческой структуры двигательных действий, выполняемых под музыку.

Список литературы

1. Основы музыкально-ритмического воспитания в гимнастике: учеб. пособие / И.П. Панова [и др.]. Липецк: Изд-во ЛГПУ им. П.П. Семе-нова-Тян-Шанского, 2021. 81 с.

2. Милосердова Е.Н. Мелодия как средство музыкальной выразительности, ее строение и эволюция в процессе исторического развития музыкального искусства // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. 2013. № 9(125). С. 257-265.

3. Иноземцева Е.С., Беженцева Л.М. Музыкально-ритмическое воспитание: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГУ, 2011. 48 с.

4. Поздеева Е.А., Бернатавичюте А.Д. Средства двигательной выразительности гимнасток высокой квалификации в упражнении с мячом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1(191). С. 293-299.

5. Байер В.В., Муллагильдина А.Я. Составления тренировочных комбинаций на различные виды координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике (на примере упражнений с булавами) // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2004. № 2. С. 31-36.

6. Коновалова Л.А., Поканинов В.Б. Современные требования к параметрам вылета предмета в бросковых действиях художественной гимнастики // Современные условия взаимодействия науки и техники: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 107109.

7. Сохранение вертикальной позы при выполнении элементов с предметами у гимнасток-художниц / М.О. Мисникова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 7. С. 61-67.

8. Факторы сложности сохранения равновесия с броском предмета в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева [и др.] // Вестник спортивной науки. 2019. № 5. С. 16-20.

References

1. Osnovy muzykal'no-ritmicheskogo vospitaniya v gimnastike [Fundamentals of musical and rhythmic education in gymnastics]: a textbook / I.P. Panova [et al.]. Lipetsk: Publishing house of Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, 2021. 81 p.

2. Miloserdova E.N. Melodiya kak sredstvo muzykal'noj vyrazitel'nosti, ee stroenie i evolyuciya v processe istoricheskogo razvitiya muzykal'nogo iskusstva [Melody as a means of musical expression, its structure and evolution in the process of historical development of musical art] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Humanities]. 2013. No. 9(125). P. 257-265.

3. Inozemceva E.S., Bezhenceva L.M. Muzykal'no-ritmicheskoe vospitanie [Musical and rhythmic education]: a teaching aid. Tomsk: Publishing house of TSU, 2011. 48 p.

4. Pozdeeva E.A., Bernatavichyute A.D. Sredstva dvigatel'noj vyrazitel'nosti gim-nastok vysokoj kvalifikacii v uprazhnenii s myachom [Means of motor expressiveness of highly qualified gymnasts in the exercise with a ball] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2021. No. 1(191). P. 293-299.

5. Bajer V.V., Mullagil'dina A.Ya. Sostavleniya trenirovochnyh kombinacij na raz-lichnye vidy koordinacionnyh sposobnostej na etape predvaritel'noj bazovoj podgotovki v hu-dozhestvennoj gimnastike (na primere uprazhnenij s bulavami) [Drawing up training combinations for various types of coordination abilities at the stage of preliminary basic training in rhythmic gymnastics (using exercises with clubs as an example)] // Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih special'nostej [Physical education of students of creative specialties]. 2004. No. 2. P. 31-36.

6. Konovalova L.A., Pokaninov V.B. Sovremennye trebovaniya k parametram vyleta predmeta v broskovyh dejstviyah hudozhestvennoj gimnastiki [Modern requirements for the parameters of the object's flight in throwing actions in rhythmic gymnastics] // Modern conditions of interaction of science and technology: collection of articles of the Int. scientific and practical. conf. Part 2. Ufa: OMEGA SCIENCES, 2017. P. 107-109.

7. Sohranenie vertikal'noj pozy pri vypolnenii elementov s predmetami u gimnastok-hudozhnic [Maintaining a vertical posture when performing elements with apparatus in rhythmic gymnasts] / M.O. Misnikova [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2023. Issue 7. P. 61-67.

8. Faktory slozhnosti sohraneniya ravnovesiya s broskom predmeta v hudozhestvennoj gimnastike [Factors of difficulty in maintaining balance while throwing an apparatus in rhythmic gymnastics] / E.N. Medvedeva [et al.] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2019. No. 5. P. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.