УДК 343.82 ББК 67.409
© 2016 г. Е. Н. Билоус,
заместитель начальника Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя по учебной и научной работе кандидат юридических наук, профессор. E-mail: nip1966@yandex.ru
С. А. Кутякин,
профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя кандидат юридических наук, доцент. E-mail: Kutiakin@yandex.ru
И. П. Напханенко,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел Краснодарского юридического университета МВД России кандидат юридических наук. E-mail: nip1966@yandex.ru
ДЕТЕРМИНАНТЫ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТА МЕЖДУ КРИМИНАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИЕЙ ТЮРЕМНЫХ АВТОРИТЕТОВ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В статье исследуются факторы, обусловливающие существование конфликтных отношений между администрацией мест лишения свободы и неформальной организацией криминальных лидеров и примыкающих к ним осужденных - «криминальной оппозицией». Рассматривается структура такого конфликта, его особенности и внутреннее содержание. Делается вывод о том, что неформальное по своей природе противодействие со стороны криминальной оппозиции сталкивается с формальным противодействием со стороны ФСИНРоссии и подчиненных ей органов и учреждений. Разрешить существующую дилемму, по мнению авторов, можно только при помощи трансформации формальных методов противодействия преступности в неформальные, воздействующие прежде всего на нравственную природу человека.
Ключевые слова: «воры в законе», исправительные учреждения, конфликт, криминальная оппозиция, оперативно-разыскная деятельность, осужденные, противодействие преступности, «смотрящие».
E. N. Bilous -Deputy Chief on Educational and Scientific work, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, PhD in Law, Professor.
S. A. Kutyakin - Professor, Department of Operational-Investigative Activity, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, PhD in Law, Associate Professor.
I. P. Napkhanenko - Associate Professor, Department of Operative-Investigative Activities in authorities of internal Affairs Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
DETERMINANTS, STRUCTURE AND CONTENT OFTHE CONFLICT BETWEEN CRIMINAL OPPOSITION OF THE PRISON AUTHORITIES AND THE ADMINISTRATION OF PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY
This article examines the factors contributing to the existence of conflicting relations between the administration of the prison and the informal organization of criminal leaders and the adjoining convicted criminal «opposition». Describes the structure of such a conflict, its characteristics and inner content. The conclusion is that the informal nature of the opposition from the criminal opposition is facing formal opposition from the Russian Federal Penitentiary Service and subordinate agencies and institutions. To resolve the existing dilemma, according to the authors, only by means of the transformation offormal methods offighting crime in the informal acting primarily on the moral nature of man.
Key words: «thieves in law», correctional institutions, conflict, criminal opposition, operatively-search activity convicts, combating crime, «looking».
Присущий местам лишения свободы антагонизм между осужденными и администрацией выступил основу формирования в этих условиях такого феномена, как «криминальная оппозиция» [5]. Она представляет собой
организованное в местах лишения свободы сообщество осужденных, во главе которого находятся профессиональные преступники, стоящие на высшей ступени криминальной иерархии. Криминальная оппозиция выдви-
гает свои требования и противодействует администрации от имени тюремного сообщества, маскируя свою преступную сущность под видом заботы об общем благе для всех осужденных. Проявляясь в виде криминальной оппозиции, противоречие, свойственное наказанию в виде лишения свободы, «материализуется», а конфликт, с помощью которого это противоречие разрешается, «персонифицируется».
Конфликт между криминальной оппозицией и администрацией исправительного учреждения представляет собой предельно обостренную форму социального противоречия, существующего в местах лишения свободы [1, с. 82-87]. Криминальная оппозиция, равно как и администрация исправительного учреждения, имеет определенные интересы, потребности и цели. Посягательство одной из сторон на какую-либо потребность другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, предшествующего конфликту, -конфликтная ситуация [7, с. 458-459]. Конфликтная ситуация между криминальной оппозицией и администрацией мест лишения свободы включает в свою структуру следующие элементы: стороны (участники) конфликта; социальная среда, в которой развивается конфликтная ситуация; субъективные качества участников конфликта; предмет конфликта (несовпадающие интересы, потребности и цели сторон) [4, с. 78-82].
Сторонами (участниками) рассматриваемого нами конфликта выступают формальная организация уголовно-исполнительной системы и неформальная организация криминальной оппозиции. Представителями уголовно-исполнительной системы являются ее сотрудники, в первую очередь сотрудники администрации мест лишения свободы, вступающие в непосредственные отношения с осужденными и заключенными под стражу. К представителям криминальной оппозиции относятся осужденные, являющиеся участниками этой организации и выполняющие в ней определенные функции. В первую очередь, сюда следует отнести «воров», «положен-цев», «смотрящих» и действующих под их руководством «блатных» и других входящих в состав криминальной оппозиции осужденных. Необходимо отметить, что социальный конфликт обладает свойством структурирования вокруг себя более широкого социального
окружения, «втягивания» в конфликт новых участников. В связи с этим в конфликт между криминальной оппозицией и администрацией мест лишения свободы могут быть вовлечены родственники осужденных, входящих в криминальную оппозицию; другие осужденные и их родственники; организованные преступные сообщества и их лидеры («воры», «положенцы», «смотрящие»), находящиеся в других местах лишения свободы и на воле; должностные лица УФСИН - ГУФСИН и центрального аппарата ФСИН России, уполномоченные на решение конфликта; представители правозащитных организаций, иные социальные общности, для которых продолжительность, формы и методы разрешения конфликтной ситуации имеют чрезвычайно важное значение. В отдельных случаях конфликты между криминальной оппозицией и осужденными могут приводить к тяжким последствиям (убийствам, тяжким телесным повреждениям, поджогам, массовым беспорядкам, захватам заложников, групповым побегам, погромам и т. п.), что придает им широкий общественно-политический резонанс и негативно сказывается на имидже ФСИН России и ее сотрудников.
Социальная среда мест лишения свободы, в которой развивается конфликтная ситуация, характеризуется тем, что общение осужденных между собой и сотрудниками администрации происходит в условиях существующей в местах лишения свободы субкультуры. Основу субкультуры составляют социально-психологические явления: традиции, обычаи, групповые мнения и настроения, слухи, манипуляция и др. Несмотря на то, что не все социально-психологические явления осознаются осужденными и сотрудниками, их основная функция - управление поведением и отношениями. Негативные социально-психологические явления ведут к конфликту как среди осужденных, так и между осужденными и представителями администрации. Преступная субкультура не только не предполагает, но и категорически отрицает равенство людей по отношению друг к другу. Она антидемократична по своей сути. В связи с этим противоречия внутри сообщества осужденных и заключенных под стражу обусловлены различиями их неформального социального статуса в местах лишения свободы. Чем выше неформальный статус, тем больше неформальных прав и свобод предоставлено его об-
ладателю по отношению к другим членам тюремной общины. Осужденные и заключенные под стражу, входящие в криминальную оппозицию, и в особенности являющиеся ее лидерами, обладают наивысшим неформальным статусом в местах лишения свободы. По «тюремным законам» лидер вправе потребовать для себя лучшее спальное место в жилой секции (камере), лучшее место в столовой, право на помывку в бане до того, как туда войдут другие осужденные, выбрать лучшую «пайку» во время раздачи пищи и т. п. Таким образом, возникает противоречие между криминальной оппозицией и остальными осужденными и заключенными под стражу. Нередко это противоречие перерастает в конфликт, в результате которого страдают законные права и интересы осужденных и заключенных под стражу.
В то же время социальная среда мест лишения свободы предполагает взаимодействие двух различных социальных групп, включающих в себя преступников и подозреваемых в совершении преступления (осужденных и заключенных под стражу) и сотрудников администрации мест лишения свободы. Сотрудники администрации наделены законом правами, реализация которых позволяет в значительной степени ущемлять неформальные права и свободы осужденных и заключенных под стражу, в том числе лидеров и членов криминальной оппозиции. Это приводит к противоречию между криминальной оппозицией и администрацией мест лишения свободы.
Важное значение для возникновения конфликтной ситуации имеют субъективные качества участников конфликта. Изучение этих качеств предполагает раскрытие типологических психических особенностей поведения личностей и групп осужденных, входящих в криминальную оппозицию, которые вызывают повышенную конфликтогенность. «Среди такого рода особенностей следует, прежде всего, назвать завышенный уровень притязаний, самооценки, недисциплинированность, высокую доминантность, сверхвысокую чувствительность к замечаниям в свой адрес, потребность в почтении и восхищении со стороны окружающих, обидчивость и т. д.» [3, с. 113]. Аналогичным образом влияют на создание конфликтной ситуации субъективные качества сотрудников администрации мест лишения свободы. Осужденные легче
идут на контакт, уважают и ценят тех сотрудников, которые обладают профессиональной компетентностью, отличаются последовательностью и справедливостью в своих оценках. Они быстрее устанавливают доверительные отношения с теми, кто понимает их проблемы, кому присущи чуткость и педагогический такт. Лидеры и члены криминальной оппозиции в большей степени, чем другие осужденные, чувствительны к содержанию и стилю отношений к ним со стороны администрации, постоянно ожидая от сотрудников предъявления повышенной требовательности, даже предвзятости. Это нередко ведет к совершению ими поступков, сопряженных с нарушением норм взаимоотношений. Другими словами, они провоцируют ошибки, сбои в деятельности администрации, чтобы использовать данные обстоятельства для достижения своих интересов [6, с. 37-38].
Особенности предмета конфликта между криминальной оппозицией и администрацией мест лишения свободы: заключаются в следующем. В местах лишения свободы конфликтная ситуация между криминальной оппозицией и администрацией складывается объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон. Это обусловлено тем, что интересы, потребности и цели указанных субъектов не только диаметрально противоположны, но и взаимно исключают друг друга. Потребности криминальной оппозиции детерминированы противоправной и преступной сущностью этой неформальной организации. Как известно, сущность проявляется в цели. Целями деятельности криминальной оппозиции являются: установление власти над тюремной общиной (подчинение себе других осужденных и заключенных под стражу); ослабление или нейтрализация уголовно-исполнительного воздействия на членов криминальной оппозиции; получение доходов от организации криминального бизнеса в исправительном учреждении. Они определены нормами неформального права и закреплены в «воровских» и тюремных «законах». В писаном виде такие «законы» излагаются в «воровских прогонах», постановочных письмах, «ксивах», «малявах» и других неформальных инструктивных документах, составленных от имени ее лидеров. В этих документах за внешней и зачастую декларативной заботой об общем благе для всей тюремной общины скрывается главная цель
деятельности данной преступной организации. Она заключается в обеспечении собственного паразитического существования как за счет ресурсов содержащихся в местах лишения свободы лиц, так и за счет ресурсов исправительных учреждений и следственных изоляторов. Так, например, в одном из «воровских прогонов» говорится о том, что в настоящее время в местах лишения свободы находится большое количество коммерсантов и предпринимателей, которых многие «горе-знатоки» арестантских законов пытаются унизить, приравняв их к неформальной категории «барыг». «Воры» указывают на недопустимость такого обращения с ними. В действительности криминальная оппозиция опекает эту категорию осужденных, преследуя исключительно собственные корыстные интересы, и рассматривает их в качестве источника финансового и материального обеспечения деятельности данной организации.
т» и _ и
В отличие от целей криминальной оппозиции, цели администрации мест лишения свободы формализованы и детерминированы положениями действующего уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с этим администрация мест лишения свободы обязана осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Деятельность каждого сотрудника должна быть направлена на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами [2].
Неформальные цели деятельности криминальной оппозиции обусловливают и неформальные способы их достижения. Формальная по своей природе уголовно-исполнительная система, напротив, преимущественно использует формальные способы решения поставленных перед ней задач. Это приводит к тому, что неформальное по своей природе противодействие со стороны криминальной оппозиции сталкивается с формальным противодействием со стороны ФСИН России и подчиненных ей органов и учреждений. Разрешить существующую дилемму сотрудники ФСИН России могут только при помощи трансформации формального в неформальное. Механизмы этой трансформации существуют в практике привлечения для воспитательной
работы с осужденными родственников, представителей религиозных и других общественных организаций. При этом необходимо отметить, что методы противодействия, применяемые администрацией, могут носить скрытый, конспиративный характер и выражаться в форме оперативно-разыскных мероприятий. Оперативно-разыскная деятельность также позволяет оперативным работникам ФСИН России реализовывать на практике механизмы трансформации формального в неформальное. В основном это достигается путем привлечения к негласному сотрудничеству осужденных, входящих в криминальную оппозицию. Причем чем выше неформальный статус данных лиц среди осужденных, тем легче и быстрее они достигают решения поставленных перед ними оперативными работниками формальных задач противодействия преступности. Следует отметить, что вышеуказанные неформальные методы противодействия криминальной оппозиции со стороны сотрудников ФСИН России не только не противоречат закону, но и являются следствием его предписаний. Вместе с тем противодействие криминальной оппозиции и входящим в ее состав осужденным со стороны отдельных сотрудников администрации может находиться за пределами официальных требований закона и принимать характер субъективного конфликта. Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют о том, что в основе таких конфликтов лежит неподчинение законным требования администрации (91,28 %) и личная неприязнь (8,72 %) опрошенных сотрудников ФСИН России. В этом случае сотрудники мест лишения свободы применяют неформальные противозаконные методы противодействия. При этом свои противоправные действия сотрудники осуществляют под видом исполнения требований действующего законодательства, правил внутреннего распорядка и т. д.
Формально сотрудники управляют осужденными, основываясь на предписаниях норм позитивного права. Выполнение данных предписаний противоречит неформальным нормам бытия осужденных. Это приводит к тому, что формальный конфликт между сотрудниками и осужденными усугубляется отношениями неформального противодействия. Таким образом, неформальное противодействие берет свое начало в формальном конфлик-
те. Впоследствии оно выходит за рамки формального конфликта и начинает жить самостоятельной жизнью. Как правило, это касается лидеров и активных членов криминальной оппозиции, у которых даже после завершения формального конфликта и освобождения из мест лишения свободы продолжают существовать отношения противодействия к сотрудникам уголовно-исполнительной системы. В свою очередь, сотрудники относятся с недоверием и настороженностью к бывшим осужденным, особенно если они принадлежат к числу «блатных». По всей видимости, в данном случае мы имеем дело с конфликтом, возникающим при соприкосновении двух различных субкультур - преступников и сотрудников исправительных учреждений. Несмотря на неформальный характер противодействия, оно по силе воздействия на общественные отношения и уровню требований не только не уступает, но и превосходит уровень требований норм позитивного права. Это объясняется тем, что уровень требований морали превосходит уровень требований позитивного права. Мораль в большей степени обеспечивается силой внутреннего убеждения, а позитивное право силой государственного принуждения. Подтверждение этому мы находим в структуре самого правосознания, где немаловажную роль играют мотивацион-ные и установочные компоненты, ориентирующие личность на определенный стиль социального поведения.
Что касается потребностей криминальной оппозиции как организации, то они носят внешний и внутренний характер. Внешние потребности криминальной оппозиции обусловлены противоправными целями ее деятельности. Они реализуются путем взаимодействия с администрацией, тюремной общиной и другими преступными организациями как в местах лишения свободы, так и за их пределами. В некоторых случаях результатом такого взаимодействия является совершение преступлений и нарушение режима отбывания наказания и содержания под стражей. Внутренние потребности организации криминальной оппозиции продиктованы необходимостью ее самосохранения и развития. Они удовлетворяются путем сбора «общака», вовлечения в организацию новых членов, выявления, нейтрализации или перевербовки внедренных в организацию конфиденциальных сотрудников оперативных аппаратов,
подчинения своей воле других, не входящих в состав криминальной оппозиции осужденных и заключенных под стражу, устранения или нейтрализации противоречий внутри самой организации и т. п. Реализуя свои внутренние потребности, организация криминальной оппозиции также вступает в конфликт с законом, администрацией мест лишения свободы и сотрудничающими с ней осужденными и заключенными под стражу. Это позволяет сделать вывод о том, что предметом конфликта между криминальной оппозицией и администрацией мест лишения свободы выступают обусловленные нормами неформального права и вступающие в противоречие с действующим законодательством внутренние и внешние потребности данной организации.
В конфликте между администрацией и криминальной оппозицией можно выделить следующие ключевые моменты:
- предельное обострение социальных противоречий между администрацией и осужденными, входящими в криминальную оппозицию;
- открытое или тайное противодействие администрации со стороны криминальной оппозиции;
- различный социальный и правовой статус противодействующих сторон;
- противоречащие или взаимоисключающие цели, интересы и потребности конфликтующих сторон.
Вышеизложенное позволяет нам сформулировать следующее определение конфликта между криминальной оппозицией и администрацией мест лишения свободы: конфликт между криминальной оппозицией и администрацией мест лишения свободы представляет собой предельное обострение социальных противоречий, возникающих в связи с реализацией потребностей этой организации, и проявляется в открытом или тайном противодействии указанных субъектов по отношению друг к другу.
При этом под противодействием криминальной оппозиции осужденных со стороны уголовно-исполнительной системы России, на наш взгляд, следует понимать деятельность структурных подразделений ФСИН России по предупреждению создания в местах лишения свободы криминальной оппозиции осужденных, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и усло-
вий, способствующих возникновению данной организации; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и оказанию содействия в расследовании ее противоправной
Литература
1. Билоус Е. Н., Кутякин С. А., Напханен-ко И. П. Антагонистический характер факторов, обусловливающих возникновение неформальных тюремных норм («понятий») в среде осужденных к лишению свободы // Философия права. 2016. № 1 (74).
2. Гришин Д. А., Кутякин С. А. Государственное регулирование противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе России: моногр. Рязань, 2013.
3. Дмитриев А. В. Конфликтология: учеб. пособие. М., 2000.
4. Кутякин С. А., Гришин Д. А. Структура, содержание и особенности конфликта между криминальной организацией осужденных к лишению свободы и администрацией исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы России // Вестн. Рос. нов. ун-та. 2015. № 7.
5. Кутякин С. А. Организация противодействия криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе России: моногр. Рязань, 2012.
6. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них / под общ. ред. Ю. М. Антоняна. М., 1989.
7. Столяренко Л. Д. Психология управления: учеб. пособие. 3-е изд. Ростов н/Д, 2006.
деятельности; восстановлению нарушенных прав лиц, пострадавших от деятельности такой организации.
Bibliography
1. Bilous E. N., Kutyakin S. A., Naphanenko I. P. The antagonistic nature of the factors contributing to the emergence of informal prison norms («concepts») among the convicts // Philosophy of Law. 2016. № 74.
2. Grishin D. A., Kutyakin S. A. State regulation of countering manifestations of organized crime in the penal system of Russia: monograph. Ryazan, 2013.
3. Dmitriev A. V. Conflictology: textbook. Moscow, 2000.
4. Kutyakin S. A., Grishin D. A. Struktura content and features of the conflict between the criminal organization of convicts and the prison administration penal system of Russia // Bulletin of the Russian New University. 2015. № 7.
5. Kutyakin S. A. Organizing Opposition countering criminal in the penal system of Russia: monograph. Ryazan, 2012.
6. Particularly dangerous leaders in the IUT and educational influence on them / ed. by Yu. M. Ant-onyan. Moscow, 1989.
7. Stolyarenko L. D. Psychology of Management: textbook. 3-e ed. Rostov-on-Don, 2006.