УДК 332.012
Р.А. Логуа, И.А. Хасаншин*
ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМНЫМИ СИТУАЦИЯМИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье рассматривается процесс принятия решений по управлению проблемными ситуациями. Обосновывается необходимость создания соответствующего инструментария, поскольку в одной и той же ситуации чаще всего присутствует множество проблем, требующих решения, и если проблема рассматривается изолированно, как «вырванная» из ситуации, весьма вероятны управленческие просчеты.
Ключевые слова: процесс принятия решений, управление проблемной ситуацией, этапы принятия решений, реестр проблемных ситуаций, региональное электронное правительство.
Процесс принятия решений (далее — ППР) по управлению проблемными ситуациями на региональном уровне состоит из этапов, которые образуют жизненный цикл процесса принятия решений. Он включает в себя анализ входящей информации о возникшей ситуации, выявление проблемы, анализ вариантов ее решения, принятие и
выполнение решения, а также мониторинг и оценку результативности принятого решения (рис. 1). Руководители и сотрудники органов исполнительной власти (далее — ОИВ), а также аналитики и эксперты при принятии решения руководствуются должностными инструкциями, нормами и законами РФ [1].
Рис. 1. Декомпозиция процесса принятия решений по управлению проблемным ситуациям
в региональном электронном правительстве
* © Логуа P.A., Хасаншин И.А., 2012
Логуа Рамаз Акакиевич ([email protected]), кафедра экономической теории Самарской областной академии Наяновой, Российская Федерация, 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.
Хасаншин Ильдар Анварович ([email protected]), кафедра электронной коммерции Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, Российская Федерация, 443010, г. Самара, ул. Л. Толстого, 23.
Жизненный цикл процесса принятия решения начинается с анализа входящей информации о ситуации из внутренней отчетности ОИВ, СМИ, интернет-ресурсов руководителями и сотрудниками ОИВ, а также аналитиками и экспертами. Прежде чем принять решение о путях разрешения проблемной ситуации, ответственные лица должны понять степень ее актуальности в процессе коллективного всестороннего анализа проблемы, что осуществляется на этапе выявления проблемной ситуации.
На данном этапе руководители и сотрудники ОИВ, обладая данными о возникшей ситуации, готовят первичное описание ее области. После чего ответственные лица должны организовать всесторонний ее анализ с привлечением экспертов и принять решение, заслуживает ли возникшая проблема разрешения или нет. Для этого создается экспертная группа, оценивающая актуальность проблемной ситуации, которая проводит ее экспертизу с целью максимально наглядно описать
возникшую проблему в терминах предметной области. Руководители и сотрудники ОИВ на основе экспертного заключения могут также отклонить предложение по разрешению проблемной ситуации, если она признана экспертами несущественной или недостаточно актуальной. Детализация процесса выявления проблемной ситуации представлена на рис. 2.
На этапе анализа вариантов решения проблемной ситуации осуществляется выбор наиболее приемлемого из них (любая проблемная ситуация предполагает несколько возможных путей выхода, среди которых бывает сложно выбрать наиболее эффективный).
На этапе принятия решения подготавливается правовой акт, разрешающий проблемную ситуацию, который рассматривается на заседании коллегиального органа принятия решения или губернатором. После утверждения правового акта руководители и сотрудники ОИВ осуществляют контроль его выполнения.
Рис. 2. Детализация процесса выявления проблемной ситуации в региональном электронном правительстве
На ключевом этапе процесса принятия решения осуществляется мониторинг и оценка результативности исполнения принятого решения ОИВ, результатом которого является экспертное заключение с оценкой результативности принятого решения.
Итак, процесс принятия управленческих решений по проблемным ситуациям занимает очень много времени. Экспертам и руководителям ОИВ, анализирующим проблемную ситуацию, необходимо детально рассмотреть каждый этап процесса принятия решения и разработать правильное ре-
шение проблемы. Реализация изложенного подхода к принятию межотраслевых коллегиальных решений практически невозможна без использования специальных программных средств. Поэтому в целях сокращения времени принятия решения по проблемным ситуациям была разработана информационная система поддержки принятия управленческих решений «Реестр проблемных ситуаций».
Функционирование реестра проблемных ситуаций позволяет:
— получать актуальную информацию по решению существующих проблем;
— правильно определять приоритеты использования имеющихся ресурсов для решения выбранной проблемы;
— оперативно получать информацию о возникающих проблемах;
— получать сводную информацию по решаемым проблемам, закрепленным за выбранным органом власти или выбранной территорией.
Реестр проблемных ситуаций представляет собой перечень актуальных проблем муниципальных районов Самарской области и является необходимым элементом для создания системы поддержки принятия управленческих решений органов власти и местного самоуправления региона. Система аккумулирует сведения о рассматриваемых ОИВ и местного самоуправления Самарской области проблемах с целью их оперативного решения и постоянного контроля [2].
Реестр проблемных ситуаций представляет собой информационную систему, позволяющую представителям ОИВ, ответственным за принятие решений, вносить данные о проблемах, получать информацию по проблемным ситуациям из конструктора онтологий и отслеживать всю цепочку принятия управленческого решения с момента возникновения проблемной ситуации.
Система обеспечивает пользователей возможностью сбора информации, построения модели постановки проблемной ситуации и вынесения решения об актуальности проблемы на основании
всех подготовленных материалов о ситуации. В случае, когда устанавливается, что ситуация требует рассмотрения, знания о ней заносятся в специальную электронную форму для последующей обработки и использования.
Система обеспечивает поддержку следующих типов пользователей:
— администратора системы;
— инициатора процесса принятия решения;
— сотрудника ОИВ, уполномоченного за организацию процесса принятия решения;
— сотрудника ОИВ, подготавливающего правовой акт;
— сотрудника ОИВ, согласовывающего правовой акт;
— сотрудника аппарата правительства Самарской области;
— губернатора Самарской области;
— сотрудника ОИВ исполнителя решения;
— внешнего авторизованного пользователя (эксперта, аналитика) [2].
Доступ различных пользователей к ресурсам системы обеспечивается при помощи защищенного подключения через сеть Интернет.
В системе существует возможность создания классификаторов по проблемам, проектам, субъектам, обсуждениям. Классификатор призван структурировать деятельность муниципальных образований таким образом, чтобы облегчить работу как при отнесении проблемы к позиции классификатора, так и при решении задач мониторинга проблемных ситуаций (рис. 3).
СИНИЦЫН
Денис
Панель управления Реесгр проблемных ситуаций Поиск: по реесгру Классификатор проблем Классификатор проектов Классификатор субь&іаов Классификатор мест обсуждений
Добавить новую дались
Реестр проблемных ситуаций
3
Классификатор проблемных направлений
Проблемы а области культуры и охраны исторического наспедня Удалить Рапаетиповать
Проблемы демографического развития области Уеддшк еыонтияомтр
Проблемы жилищного строительства, функционировать системы ЖКХ /дапигь Редзктисо&атъ Проблемы занятости населения н безработицы Удаплть Редактировать Про&лймы ннфраструктурною развития регмднл УддгмтпРедашгцюаать Проблемы молодежи Удапигь
Проблемы общественной безопасности УдатмтъРедвкттеовать
Проблемы организации социальной помощи населению Удапигь Редаюимвать
Проблемы развития гражданского общества Удалить Редактировать
Продлены развития крупнейших промышленных предприятий региона удалить- Еештивмать Проблемы развития массовой физкультуры и спорта удалить Редактиоо&ать Проблемы развития предпринимательства! Удалить Редактировать Проблемы управления Удалить Редагтирозатг.
Проблемы функционирования агропромышленного комплекса, развития села /дшиь редакгиоовагь
Продлены функционирования н развития системы иравоохранення. обеспечения здоровья населения Уаагмтв
Рвммиювать
Проблемы функционирования н развития системы образования Удалить Редаитивоаать Проблемы функционирования системы местного самоуправления Удалить Редактировать Проблемы >ии|1»ип1 УладитьРепа<тиро8ать
)iiiiL!)LHibJEiджышшлдъ Удапигь
Добавить новое проблемное направление
Наименование:
L
Рис. 3. Окно «Классификатор проблемных направлений»
Реестр проблемных ситуаций составляют следующие подсистемы:
— подсистема формирования специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ);
— конструктор онтологий проблемных ситуаций;
— подсистема оценки проблемной ситуации;
— подсистема постановки задачи;
— подсистема принятия решений;
— подсистема обеспечения информационной безопасности [2].
Подсистема формирования специализированных АРМ предназначена для автоматизации формирования, хранения, просмотра и актуализации данных, обеспечения доступа к внутренним информационным ресурсам системы посредством »еЬ-интерфейсов. При этом предусмотрено управление »еЬ-интерфейсами информационно-справочного обслуживания, включая управление регистрацией пользователей и оперативного информирования зарегистрированных пользователей, обеспечение доступа к информационно-справочным ресурсам системы через систему »еЬ-интерфей-сов, включая доступ к базам данных и базам знаний (доступ к электронному архиву данных и базе знаний).
Подсистема оценки проблемных ситуаций обеспечивает описание возникшей проблемы в терминах предметной области для последующей обработки. При оценке проблемы происходит описание атрибутов, таких как дата возникновения, наименование субъекта, инициирующего проблему, возможная причина возникновения и другое. Таким образом, для выработки вариантов решений проблемы осуществляется доступ к онтологии. Описание онтологии при этом представляет собой семантическую сеть понятий и отношений. Через семантическую сеть экземпляров этих понятий и отношений представляются конкретные ситуации, к которым применяются хранящиеся в онтологии правила рассуждений и принятия решений. На основании понятий и правил, лежащих в онтологии, а также на основании информации, вносимой пользователями, система сможет идентифицировать проблемные ситуации и предлагать варианты их решения.
Конструктор онтологий проблемных ситуаций обеспечивает описание различных типов ситуаций. Программные средства данной подсистемы предназначены для формирования, пополнения и поддержания в актуализированном состоянии онтологии проблемных ситуаций, которая служит для накопления и интеграции знаний о способах разрешения проблем (СУБД Огас1е) [3]. В подсистеме обеспечивается возможность описания предметной области, которая включает в себя информацию о проблемных ситуациях: тип проблемы и предпосылки, приведшие к ее возникновению,
инициаторы процесса принятия решений, возможные пути ее решения, субъекты, участвующие в решении, результат решения [2].
Подсистема постановки задачи обеспечивает запуск этапа постановки задачи жизненного цикла процесса принятия решения. Любая проблемная ситуация предполагает несколько возможных путей выхода. Выбор оптимального решения задачи, подготовка и согласование правового акта, разрешающего проблемную ситуацию, являются основной целью этапа постановки задачи. Входной информацией для данной подсистемы выступает описание проблемной ситуации, подготовленное на этапе оценки проблемы. При этом подсистема также ведет учет действий экспертов, использующих систему и формирующих пути решения проблемы. Результатом работы является проект правового акта, разрешающего проблемную ситуацию.
Подсистема принятия решений обеспечивает поддержку принятого решения во время рассмотрения правового акта. После утверждения подсистема включает его в реестр правовых актов электронной библиотеки Правительства Самарской области, после чего отслеживается его исполнение.
Подсистема информационной безопасности обеспечивает защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам системы, разграничение полномочий и контроль доступа к компонентам системы, идентификацию, аутентификацию и управление полномочиями пользователей, защиту удаленного доступа, регистрацию событий, действий пользователей системы, криптографическую и антивирусную защиту информации.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что достоинствами данной системы поддержки принятия решений являются структурированность и легкость в использовании. Она помогает сократить время рассмотрения проблемной ситуации, формирует полную историю ее разрешения от возникновения и оценки до выбора варианта решения.
К недостаткам можно отнести то, что в системе отсутствует единая картина для выбора обоснованных управленческих решений по проблемным ситуациям, отсутствуют средства для качественного (интеллектуального) анализа данных.
Библиографический список
1. О Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года: постановление Правительства Самарской области от 05.09.2007 г. № 159. иЯЬ: http://www.minstroy.samregion.ru/ gosuslugi/ 2акоп/ so_zakon/32889.
2. Техническое задание на создание компьютерной информационной системы поддержки принятия управленческих решений в правительстве Самарской области на основе формализованной модели.
3. Мультиагентный интернет-портал для интеграции ресурсов департаментов социального блока Самарской области / В.А. Виттих [и др.]. URL: http:// www .kg.ru/support/library/portal.
R.A. Logua, I.A. Hasanshin* DETALIZATION OF THE PROCESS OF DECISION MAKING IN MANAGEMENT BY PROBLEM SITUATIONS AT THE REGIONAL LEVEL
Decision making at the regional level is always in such a situation which is a combination of conditions and circumstances that create a certain atmosphere. In the same situation there are often a lot of problems to be solved, and if the problem is considered in isolation, as if «torn» from the situation, it is likely to be managerial blunders. Therefore one must have the tools to manage the problem situations.
Key words: process of decision making, management of problem situations, stages of decision making, register of problem situations, regional electronic government.
* Logua Ramaz Akakievich ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State Nayanova Academy, Samara, 443001, Russian Federation.
Hasanshin Ildar Anvarovich ([email protected]), the Dept. of Electronic Commerce, Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Samara, 443010, Russian Federation.