Библиографический список
1. Мишанкина Н.А. Феномен звучания в интерпретации русской языковой метафоры. Диссертация ... кандидата филологических наук. Томск, 2002.
2. Шолохов М.А. Собрание сочинений: в 9 т. Москва, 1965; Т. 2.
3. Косинова Н.В. Природные образы в романе «Тихий Дон» М.А. Шолоховские чтения. Под редакцией Ю.Г. Круглова. Москва, 2007: 49 - 55.
4. Шолохов М.А. Собрание сочинений: в 9 т. Москва, 1966; Т. 4.
References
1. Mishankina N.A. Fenomen zvuchaniya vinterpretaciirusskojyazykovojmetafory. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Tomsk, 2002.
2. Sholohov M.A. Sobranie sochinenij: v 9 t. Moskva, 1965; T. 2.
3. Kosinova N.V. Prirodnye obrazy v romane «Tihij Don» M.A. Sholohovskie chteniya. Pod redakciej Yu.G. Kruglova. Moskva, 2007: 49 - 55.
4. Sholohov M.A. Sobranie sochinenij: v 9 t. Moskva, 1966; T. 4.
Статья поступила в редакцию 29.04.19
УДК 821.161.1
Kuksa P.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign and Russian Languages, Ryazan Guards Higher Airborne Command School
(Ryazan, Russia), E-mail: polina-t@inbox.ru
DETAILS OF SUBJECT-SENSOR IMAGE SPHERE IN THE NOVEL "THE QUIET DON" BY M.A. SHOLOKHOV. The article addresses the issue of the phenomenon of artistic detail, the uniqueness of artistic detail in the structure of the novel by Sholokhov. The idea of the multidimensionality of recreating the emotional and sensual wealth of the world and man in the work is substantiated. The sphere of artistic detail, ideological and aesthetic functions of the microimage in the structure of the novel are analyzed. Examples of Sholokhov's methods of transmitting the inner world of their characters through the prism of the objective world and the field of artistic detail of sensations are given. The theme of the dominance of the components of the subject-sensual world of the novel is touched upon. Special attention is paid to a concept of synesthetism and its place in the poetics of M.A. Sholokhov. The work has an interdisciplinary character, written at the junction of two sciences: literature and psychology. First of all, the article will be of interest to experts in the field of Sholokhov Studies.
Key words: artistic detail, micro image, synestheticism, syncretism, intersensory association, sensation, perception.
П.В. Кукса, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных и русского языков, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище,
г. Рязань, Е-mail: polina-t@inbox.ru
ДЕТАЛИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-СЕНСОРНОЙ ОБРАЗНОСТИ В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
В данной статье затрагивается вопрос о феномене художественной детали, о своеобразии художественной детали в структуре повествования романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Обосновывается идея о многоаспектности воссоздания эмоционально-чувственного богатства мира и человека в произведении. Анализируется сфера художественной детали, идейно-эстетические функции микрообраза в структуре романа. Приводятся примеры шолоховских приёмов передачи внутреннего мира своих персонажей сквозь призму предметного мира и область художественной детализации ощущений. Затрагивается тема доминирования компонентов предметно-чувственного мира романа. Особое внимание уделено понятию синэстетизма и его месту в поэтике М.А. Шолохова. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке двух наук: литературоведения и психологии. В первую очередь, статья будет интересна специалистам в области шолоховедения.
Ключевые слова: художественная деталь, микрообраз, синэстетизм, синкретизм, межчувственная ассоциация, ощущение, восприятие.
В современном литературоведении существует мнение, что не может быть однозначного понимания произведения художественной литературы, поскольку возможны многообразные интерпретации, что каждая эпоха и даже каждый отдельный читатель может трактовать одно и то же художественное произведение по-своему.
Пристальное внимание к деталям и подробностям непременное условие глубокого осмысления идейного замысла мастера художественного слова, постижения его мыслей, чувств, переживаний и настроений. В подлинном произведении не может быть абсолютно случайных, ничего не означающих мелочей. Каждая деталь писателем продумана, определена на свое место, имеет смысл и ценность.
Деталь как изобразительное средство и значимая составляющая творчества играет громадную роль в формировании художественного произведения, русской литературы ХХ века в том числе. Ввиду вышесказанного становится очевидной актуальность осмысления феномена «художественная деталь» в литературоведческих исследованиях и необходимость дальнейшей разработки настоящей проблемы.
Большого внимания, по нашему мнению, в данном аспекте заслуживает область художественной детализации в романе-эпопее Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».
В последнее время значительно повысился интерес, как литературоведов, так и обычных читателей к фигуре и творчеству М.А. Шолохова. Жизненный путь и творчество писателя активно изучаются современной филологической наукой.
Научная база шолоховедения заложена еще в исследованиях второй половины ХХ века, принадлежащих таким видным литературоведам, как Ф.П Бирюков, А.Ф. Бритиков, В.В. Гура, К.И. Прийма, Л.П Якименко. Современный пласт исследований в области творчества М.А. Шолохова представлена трудами
B.О. Осипова, В.В. Петелина, Н.Д. Котовчихиной, Ю.Г Круглова, Г. С. Ермолаева,
C.Н. Семанова, С.Г Семеновой, В.А. Чалмаева и других исследователей литературы. В то же время, по абсолютно справедливому утверждению В.В. Гуры, «Тихий Дон» Шолохова - произведение емкое, многозначное. Роман Шолохова даёт его толкователям большой простор» [1, с. 3].
Шолоховедами основательно изучены и проанализированы вопросы развития творческого наследия писателя, идейно-художественное своеобразие его творчества.
Основательно исследованы основные темы, идеи и образы произведений М.А. Шолохова. Детально проанализировано творчество писателя с точки зрения литературных влияний и преемственности.
Всё вышесказанное в очередной раз доказывает глубокую заинтересованность исследователей литературы к личности и творчеству М.А. Шолохова.
Многогранность романа «Тихий Дон» подталкивает к обнаружению новейших научных изысканий основ уникального мастерства непревзойденного художника слова.
Вместе с тем в творческом наследии М.А. Шолохова, безусловно, имеются грани, не в полной мере освоенные литературоведами. К числу таких аспектов относится сфера художественной детали, идейно-эстетические функции микрообраза в структуре романа.
Своеобразие художественной детали на страницах романа «Тихий Дон» восхищает читателей на протяжении всей истории существования произведения.
Писатель был убеждён, что важная задача его в процессе работы над этим произведением состояла в том, чтобы «суметь обобщить и переработать, отобрать наиболее значительное» в жизненном материале так, «чтобы каждый эпизод и каждая деталь несли свою нагрузку» [2, с. 3].
Образно и красочно о неповторимом искусстве детализации образа Шолоховым высказывается С.Г Семенова: «Писателю присуще особое микрозрение виртуозная фиксация таких мельчайших внешних черт и деталей, какая возможна только для долгого, прилежного, гениально-зоркого наблюдателя» [3, с. 94].
М.А. Шолохов использует огромное количество точных деталей психологической, речевой, портретной характеристики персонажей, деталей пейзажа.
Приёмы передачи автором читателю внутреннего мира своих персонажей проявляются сквозь призму предметного мира и область художественной детализации.
Область художественной детализации в «Тихом Доне» многогранна и не изучена в полной мере. В каждом эпизоде произведения можно наблюдать не-
повторимое сочетание деталей, эффект художественной стереоскопии - один из важнейших стилеобразующих моментов творчества писателя. В связи с вышесказанным заметим, что синэстетизм поэтики Шолохова взаимосвязан со своеобразием его картины мира, её эмоционально-предметной реализацией во всем многообразии деталей-символов.
Шолоховские персонажи воспринимают окружающее всеми органами чувств, что и способствует созданию эффекта художественной стереоскопии и синэстезии в «Тихом Доне». В результате анализа психологизированных эпизодов произведения можно прийти к выводу об уникальной шолоховской градации ощущений в эмоционально-ценностной структуре романа.
Вопрос о том, какое свойство предмета наиболее значимо для его оценки остается спорным в современной науке. Значение отдельных видов ощущений во внутренней жизни неодинаково. Ощущения представляют собой своего рода базу для формирования образов, представлений, эмоций. В то же время в различных ситуациях сходные или одинаковые обонятельные, вкусовые, тактильные и визуальные ощущения воспринимаются по-разному.
Благодаря органам чувств человек способен воспринимать окружающий мир во всем многообразии его звуков, красок, запахов. Ощущение и восприятие - эти две категории являются чувственным отображением окружающего мира, независимо от субъективного представления о нем, путём воздействия объективной реальности на органы чувств.
Поэтике автора «Тихого Дона» присущи феномены восприятия и ощущения в равной степени. Персонажи Шолохова удивительно восприимчивы ко всякого рода чувственным сигналам извне. По этой причине образная картина мира в романе М.А. Шолохова значительно расширяется: «шолоховский мир и многоцветен, и многозвучен, и предельно полон сложных психологических движений» [4, с. 79].
Ощущения персонажей «Тихого Дона» в течение романного действия претерпевают разного рода изменения: они трансформируются, качественно преображаются, интенсивность их проявления непостоянна. В процессе нашей работы над произведением М.А. Шолохова выяснилось, что восприятие персонажами окружающего мира в различные моменты романного действия в значительной степени зависит от характера и сиюминутного душевного состояния конкретного персонажа.
Шолоховский человек часто воспринимает реальность сквозь призму своих желаний, минуя объективное. Герои «Тихого Дона» во время сражений в землянках внезапно, остро и явственно ощущают запахи хлебов, куреней, скотиньего база.
В попытке обнаружить превалирующий сегмент предметно-чувственной сферы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» мы не достигли положительного результата. Нам не удалось выявить однозначно доминирующий компонент предметно-сенсорной образности произведения. Как уже отмечалось выше, большинство образов в «Тихом Доне» даны писателем через объемное восприятие. Визуальный, одоративный, вкусовой, осязательный и слуховой виды ощущений переплетаются Шолоховым в единое целое - единый художественный образ, который мы вслед за современными исследователями в области шолоховеде-ния называем синэстетическим. «для Шолохова характерна синэстезия - замена ощущений одного органа чувств другим», справедливо отмечает Н.Д. Котовчихи-на [5, с. 271]. В процессе синэстезии в романе Шолохова происходит взаимопроникновение свойств компонентов чувственного восприятия, в результате которого качества видов ощущений взаимопереносятся (яркие звуки, тяжелые звуки, вкусный запах, горький запах, сладко-тяжелый запах, давящая тишина и так далее).
В «Тихом Доне» межчувственные ассоциации представлены в основном запахо-вкусовыми проявлениями. «От слежавшихся в сундуках юбок, сюртуков и шалек пахло нафталином и еще чем-то сладко-тяжелым, - так пахнут старушечьи затасканные канунницы» [кн. 1, ч. 1, гл. 21, с. 101].
В романе пахнет и «перекисшими хмелинами и пряной сухменью богороди-цыной травки» [6, с. 22]; и «прелью... пресной» [6, с. 24]; и «полынной дорожной горечью» [6, с. 67]; и «кислиной овечьей шерстью» [6, с. 52]; и «кислым застоявшимся, паутинным запахом нежилого помещения» [6, с. 122]; и «горьковатым плесневым душком нежили» [8, с. 47] и «сладковатым бабьим потом» [6, с. 59] и пр.
Однако встречаются и другие виды межчувственного взаимодействия. Персонажи «Тихого Дона» испытывают осязательно-запаховые ассоциации. На страницах романа пахнет «прелью сырой» [6, с. 24], «мокрыми от росы лопухами, влажной землей» [8, с. 35].
Особое внимание обратим на следующее описание. «Вода, растекаясь по зелено-замшелому, заплесневелому днищу корыта, устремилась в накаленный солнцем, пахнущий сырой древесиной угол» [7, с. 350]. В приведенном выше эпизоде наблюдается межчувственная ассоциация с использованием температурного («накаленного»), запахового («пахнущего») и тактильного («сырого») образов.
Библиографический список
Отдельно встречаются примеры температурно-запаховых межсенсорных взаимодействий. «Пахнуло полынным теплым ветерком с юга» [6, с. 103]. И еще: «Григорий свернул набок шапку копны, вырыл яму. Слежалое сено ударило горячим запахом прели» [6, с. 34]. «Нежнейший, розовый по краям раструб крохотного цветочка. источал тяжелый плотский запах нагретой солнцем земли» [8, с. 127].
Синкретичность чувственных образов в «Тихом Доне» проявляется в том, что зрительные образы сопровождаются дополнительными ощущениями (например, тепла-холода). «Где-то под курчавым табуном белых облачков сияла глубокая прохладная пастбищная синь, а над хутором над раскаленными железными крышами, над безлюдием пыльных улиц, над дворами с желтым выжженным сух-менем травы висел мертвый зной» [6, с. 77].
«Тепло и приятно ей было, когда черные Гришкины глаза ласкали её тяжело и исступленно» [6, с. 43].
В романе взаимодействуют также ощущения вкусовые, осязательные, запаховые и слуховые одновременно: «Потом Григорий три раза поцеловал влажные, безвкусные губы жены, в церкви угарно завоняло чадо с потушенных свечей, к выходу загоцали выпиравшие в притвор люди» [6, с. 103]. И еще: «Из черной скважины сладко пахнет девичьем, теплым во сне телом и неведомым сладким запахом духов» [6, с. 122].
Встречаются в «Тихом Доне» и более двух взаимодействующих одновременно характеристик ощущений: осязательной, одоративной и вкусовой («мокрое тело, остро пахнущее горьким потом и солонцеватым запахом крови» [7, с. 347]; «... в займище пресно пахнет влажной травой, илом, сыростью» [8, с. 60]; «пресное дыхание согретого солнцем чернозема.» [8, с. 451].
Психологическая подробность в поэтике романного действия представляет собой концептуально важный микрообраз, заключающий в себе полифонию идейно-художественных значений и ценностей «Тихого Дона».
Художественная деталь у М.А. Шолохова является также способом авторской оценки сюжетного движения и полноправным структурной составляющей эстетического целого. Автор, не выражая прямо свое мнение относительно конкретного персонаже или события, опосредованно, включая в эпизод емкие и точные детали и подробности, сообщает читателю свои ощущения от происходящего на страницах произведения.
Новация писателя заключается в способах включения микрообразов в поэтическую ткань произведения. Шолохов использует детали как предзнаменование, повтор, антитезы, лейтмотивы, параллелизацию, градацию.
Области символической детализации обусловлена менталитетом каза-ческого сословия, натурой казака как воина и хлебопашца, его тесной, неразрывной связью с природой. В связи с этим становится абсолютно объяснимым оригинальное звучание со страниц романа уникальных по своей эстетической и психологической мощности зооморфных и фитоморфных деталей-характеристик в образах персонажей «Тихого Дона».
Важнейшее значение в поэтике романного психологизма имеет область подсознательного. Причины поступков героев Шолохова обычно носят импульсивно-инстинктивный характер. При этом громадное значение приобретают невербальные - мимико-жестовые и подтекстовые детали и подробности.
Синэстетизм художественной ткани «Тихого Дона» тесным образом связан с особенностями картины мира автора произведения, её эмоционально-предметным складом, реализуемым в изобилии ярчайших деталей-образов. Во многих сценах произведения создается поразительный «ансамбль деталей».
Градация ощущений, создаваемая с помощью деталей, составляет значимый сегмент чувственно-ценностной системы «Тихого Дона». Типы ощущений в картине мира писателя несут в разных эпизодах не только образную, но и психологическую нагрузку с элементами подтекста.
Самый объёмный - одоративный - компонент предметно-чувственного мира романа включает «запаховые» детали в качестве символов войны и мирного казачьего уклада, «персонажной зоны», их интимных взаимоотношений.
Вкусовой сегмент зачастую сообщает нам о внутренних переживаниях персонажа, им самим не осознаваемых до конца. В связи с вышесказанным отметим главную функцию детали в романе М.А. Шолохова - знаково-символическую.
Мир романа «Тихий Дон» богат на эмоционально-чувственные проявления, которые зачастую переплетаются в причудливые межчувственные ассоциации. Изучение области функционирования художественной детали в произведении М.А. Шолохова не представляется возможным без пристального внимания к отдельным компонентам его поэтики в структуре полиаспектного сенсорного восприятия мира персонажами романа и писателем.
Область функционирования художественной детали в произведении М.А. Шолохова являет собой удивительный эстетический феномен, ярко демонстрирующий уникальность своеобразного авторского стиля и картины мира писателя.
1. Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон». Москва, 1989.
2. Кетлинская В. Михаил Шолохов. Комсомольская правда. 1934; 17 августа; № 191: 3.
3. Семенова С.Г Мир прозы Михаила Шолохова: От поэтики к миропониманию. Москва, 2005.
4. Чалмаев В.А. Шолохов в жизни и творчестве. Москва, 2004.
5. Котовчихина Н.Д. Слово гения - язык народа. Наш современник . 2005; 12: 269 - 272.