Научная статья на тему 'Десятилетие работы НИИ информационных технологий социальной сферы в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех»: вопросы и ответы, события и люди, итоги и перспективы'

Десятилетие работы НИИ информационных технологий социальной сферы в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех»: вопросы и ответы, события и люди, итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" / информационная грамотность / Информационная культура личности / электронные информационные ресурсы / НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гендина Наталья Ивановна

Дается обзор результатов деятельности лабораторий формирования информационной культуры личности, создания электронных информационных ресурсов, а также службы международных коммуникаций НИИ ИТ СС КемГУКИ. Характеризуется вклад научного коллектива НИИ ИТ СС в продвижение идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десятилетие работы НИИ информационных технологий социальной сферы в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех»: вопросы и ответы, события и люди, итоги и перспективы»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА SCIENTIFIC LIFE OF THE UNIVERSITY

УДК 378

ББК 74.58

Н. И. Гендина

ДЕСЯТИЛЕТИЕ РАБОТЫ НИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОГРАММЕ ЮНЕСКО «ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ»: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, СОБЫТИЯ И ЛЮДИ, ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Дается обзор результатов деятельности лабораторий формирования информационной культуры личности, создания электронных информационных ресурсов, а также службы международных коммуникаций НИИ ИТ СС КемГУКИ. Характеризуется вклад научного коллектива НИИ ИТ СС в продвижение идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

Ключевые слова: Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», информационная грамотность, информационная культура личности, электронные информационные ресурсы, НИИ информационных технологий социальной сферы КемГУКИ

N. I. Gendina

DECADE OF THE INSTITUTE OF INFORMATION TECHNOLOGIES

IN SOCIAL SPHERE IN THE UNESCO INFORMATION FOR ALL PROGRAMME: QUESTIONS AND ANSWERS, EVENTS AND PEOPLE,

RESULTS AND PROSPECTS

A review of the performance of laboratories of personal information culture formation, creation of electronic information resources, and services of international communications of IITSS of KemUCA. The contribution of the scientific team of IITSS to promotion of the ideas of the UNESCO Information for All Programme in Russia is spoken about.

Keywords: UNESCO's Information for All Programme, information literacy, personal information culture, electronic information resources, Institute of Information Technologies in Social Sphere of KemUCA

Когда и почему мы начали работать в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех»? Активная работа с ЮНЕСКО началась с 2000 года, когда стартовала Программа «Информация для всех». Центром координации работ по реализации Программы в Российской Феде-

рации явился Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifapcom.ru). Именно Российский комитет привлек КемГУКИ к работе в Программе. В этой Программе КемГУКИ увидел большие возможности не только для себя, но и для того региона, в кото-

ром он находится. Как известно, Кузбасс -это регион, удаленный от образовательных, информационных и культурных центров национального и мирового уровня Значительными проблемами для Кузбасса являются разрыв между уровнем мощного экономико-промышленного потенциала (в области сосредоточено около 28 % основных фондов Западной Сибири) и состоянием кадрового обеспечения экономики: лишь 11 % населения области имеет высшее образование, 18 % - среднее профессиональное образование.

Устранение диспропорции в развитии промышленного и образовательного, культурного секторов инфраструктуры Кузбасса возможно за счет широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако практическая реализация этих новых возможностей требует особой, специальной информационной подготовки и обучения человека. Речь идет о готовности человека жить и работать в информационном обществе, когда предметом труда является информация. Научить людей от мала до велика правилам работы с информацией в высокоавтоматизированной среде - это самая глобальная и сложная задача в деле построения информационного общества. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» предоставляет широкие возможности для решения этой задачи.

Как мы понимаем смысл Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»? Само название Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» было осмыслено в КемГУКИ как биполярное, двухполюсное: «Информация для нас» и «Информация о нас». Девиз «Информация для нас» отражает возможность подготовки различных социальных групп населения (школьников, студентов, аспирантов, учителей, библиотекарей) в области поиска, анализа и ис-

пользования информации как важнейшего жизненного ресурса. Такая подготовка позволяет формировать особую грань культуры современного человека - информационную культуру. Человек, обладающий должным уровнем информационной культуры, может легко преодолеть виртуальное пространство и, независимо от того, где он живет - в столице или глухой таежной деревне, обратиться к сокровищам Эрмитажа и Лувра, получить необходимые сведения из Российской государственной библиотеки или Библиотеки Конгресса США. Только специальная подготовка, только информационное образование гарантируют человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, информационных центрах, архивах, музеях мира. При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи.

Девиз «Информация о нас» предполагает, что жители отдаленного региона, каким является Кузбасс, не только являются потребителями информации, но и ее творцами. В условиях глобализации проблема сохранения самобытности отдельных народов, регионов и их культур стала особенно актуальной. Кузбасс богат не только углем, его истинную ценность представляют, прежде всего, люди, как коренные народы (шорцы, телеуты), так и те русские люди, чьим трудом и талантом в суровых погодных условиях создана могучая индустриальная база, самобытная культура и искусство.

Какой механизм для реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» мы использовали? Для реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в октябре 2000 года

в КемГУКИ была создана специальная структура - Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС). Открытие НИИ ИТ СС - результат совместного решения Министерства культуры РФ, администрации Кемеровской области, Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и ректората Кемеровского государственного университета культуры и искусств. На НИИ возложена весьма важная и ответственная миссия -представлять Кузбасс в рамках международной Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

гиона, страны, мира на основе применения информационно-коммуникационных технологий и повышения уровня информационной грамотности и информационной культуры всех категорий населения, от школьников до пожилых людей, включая детей-сирот и лиц с ограничениями здоровья;

2) разработка электронных информационных ресурсов, позволяющих сделать региональную научную, образовательную и культурную информацию всеобщим достояниям в мировом информационном пространстве.

Церемония открытия НИИ ИТ СС 10 октября 2000 г.: Е. И. Кузьмин, начальник отдела библиотек Министерства культуры РФ., Е. Л. Кудрина, ректор КемГУКИ, А. Г. Тулеев, губернатор Кемеровской области (слева направо)

Какие цели ставит НИИ ИТ СС? Какие разделы и приоритеты

К числу основных целей относятся: Программы ЮНЕСКО «Информа-

1) обеспечение доступа жителей ция для всех» являются ключевыми

Кузбасса к культурным ценностям ре- для НИИ ИТ СС?

Основные области, охватываемые Программой ЮНЕСКО «Информация для всех» Приоритеты Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Основные направления деятельности НИИ ИТ СС

1. Развитие людских ресурсов и укрепление потенциала в век информации Информационная грамотность - Разработка теоретической платформы формирования информационной грамотности и информационной культуры личности; - разработка практических руководств, инструкций, методических пособий по информационной грамотности и информационной культуре для тех, кто учит, и для тех, кто учится;

- проведение опытно-экспериментальной работы по формированию информационной грамотности и информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях; - проведение информационно-просветительской деятельности

2. Информационные технологии на службе образования, науки, культуры и коммуникаций Доступность информации - Разработка теоретической платформы создания электронных информационных ресурсов; - разработка практических руководств, инструкций, методических пособий по созданию электронных информационных ресурсов; - проведение опытно-экспериментальной работы по созданию электронных информационных ресурсов в учреждениях культуры и образования; - проведение информационно-просветительской деятельности.

Как устроен и чем конкретно занимается НИИ ИТ СС?

Заседание лаборатории формирования информационной культуры личности НИИ ИТ СС: Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко

В НИИ ИТ СС действуют лаборатория формирования информационной культуры

личности, лаборатория информационных ресурсов и технологий, служба международных коммуникаций. При каждом из этих подразделений работают студенты и аспиранты.

После завершения работы секции НИИ ИТ СС: Н. И. Колкова и Н. И. Гендина со студентами-участниками студенческой научной конференции (2005 г.)

Основными видами деятельности НИИ ИТ СС являются:

Научно-исследовательская деятельность. В НИИ реализуется два основных направления исследований: формирование информационной культуры личности и создание электронных информационных ресурсов.

Основными результатами исследований в области формирования информационной культуры личности являются:

- концепция формирования информационной культуры личности;

- комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11-х классов, учащихся педагогических колледжей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, учителей;

- средства диагностики уровня информационной культуры личности (тестовые задания, перечни знаний и умений);

- методика обучения библиотекарей и учителей как «тренеров» информационной грамотности и информационной культуры;

- модели подготовки кадров в сфере информационной культуры личности на базе высшего библиотечного образования и на базе среднего специального педагогического образования;

- учебно-методические пособия по формированию информационной культуры личности, изданные в Москве в 2002, 2003, 2006, 2008 годах.

Основными результатами исследований, посвященных созданию электронных информационных ресурсов, являются:

- концепция проектирования контента официальных сайтов на основе функционально-системного подхода;

- методика исследования сайтов;

- методика разработки информационного образа (типового, группового, единичного) объекта сайтостроения как средства моделирования контента сайтов;

- методика подготовки веб-текстов;

- официальные сайты, разработан-

ные сотрудниками НИИ ИТ СС: КемГУКИ (http://www.kemguki.ru), администрации Таштагольского района Кемеровской области (http://www.ako.ru/tashtagol), Кемеровской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих (http://www. kemosb.ru).

Церемония сдачи в эксплуатацию официального сайта КемГУКИ, разработанного сотрудниками

НИИ ИТ СС: М. В. Козлов, Н. И. Гендина, В. Д. Пономарев, Л. Н. Рябцева, О. И. Алдохина, Н. И. Колкова (слева направо) (2010 г.)

Дополнительным социальным эффектом деятельности НИИ ИТ СС в структуре университета можно считать внедрение в учебный процесс факультета информационных технологий результатов НИР, активное вовлечение студентов и аспирантов в исследования по профилю НИИ. Важнейшими достижениями в этом плане являются:

- разработка и внедрение новых спецкурсов, например, «Основы информационной культуры личности», «Технология создания сайтов», «Технология подготовки презентаций», «Технология создания web-текстов» и др.;

- разработка электронных учебных пособий;

- развитие курсового и дипломного проектирования по профилю деятельности НИИ ИТ СС;

- проведение студенческих научных конференций и семинаров по профилю деятельности НИИ ИТ СС;

- создание арт-проектов, продвигающих идеи Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» средствами искусства, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ежегодно сотрудники НИИ ИТ СС представляют результаты своей работы на крупнейших международных форумах, в их числе международные конференции: «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» (Судак, Автономная Республика Крым, Украина), «Технологии информационного общества и культура» («EVA Москва»), «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» («LIB-COM»), «Электронный век культуры».

В результате активной научно-исследовательской деятельности в НИИ ИТ СС сформировались многоуровневые партнерские связи с крупнейшими международными и отечественными организациями, учреждениями и профессиональными ассоциациями:

- международный уровень: ЮНЕСКО, ИФЛА;

- федеральный уровень: Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Институт проблем информатики РАН, ГПНТБ России, Российская библиотечная ассоциация, Русская школьная библиотечная ассоциация;

- региональный: ГПНТБ СО РАН, Некоммерческое библиотечное партнерство «Библиотеки Кузбасса», Кузбасский региональный институт повышения квалификации, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования;

- городской: Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова, Кемеровская областная библиотека для детей и юношества, Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, Центральная городская детская библиотека им. А. М. Береснева, Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж.

Результаты научных исследований отражаются в форме научных публикаций. Они представлены на сайте НИИ (http://nii.kemguki.ru).

Экспериментальная деятельность. Цель экспериментальной работы - продвижение в библиотеки и образовательные учреждения методов системной подготовки граждан к жизни в информационном обществе. Основными формами экспериментальной работы являются:

- внедрение курса «Основы информационной культуры личности» в образовательных учреждениях;

- организация «Школы информационной культуры» в библиотеках.

Базами экспериментальной работы выступают:

- школы (общеобразовательные, гимназии и лицеи);

- колледжи (педагогический, индустриально-педагогический);

- библиотеки (детские, школьные, публичные, для незрячих и слабовидящих).

С 2007 года на основании решения коллегии департамента образования и науки Кемеровской области НИИ проводит широкомасштабный эксперимент в десяти школах Кузбасса, получивших статус «областная экспериментальная площадка». Задача эксперимента - повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса, включая учителей и учащихся. Наибольшую трудность при организации эксперимента составляло полное отсутствие учебных пособий и других дидактических средств, необходимых для обучения основам информационной культуры личности. Единая научная теория, объединяющая участников эксперимента, четкое планирование и объединение усилий учителей разных школ позволило решить эту проблему. К концу 2009/2010 учебного года участниками эксперимента был создан комплект «Рабочих тетрадей» для учащихся 1-11-х классов по курсу «Основы информационной культуры личности». В результате интеграции уси-

лий ученых НИИ и учителей разных школ туре личности с различными категориями

была решена та задача, которую ни одна граждан: детьми, подростками, молоде-

из школ в одиночку, самостоятельно ре- жью, взрослыми, включая людей с ограни-

шить не могла. чениями по зрению.

Н. И. Гендина (в центре) с учителями и учащимися школ-областных экспериментальных площадок Кузбасса в Малосалаирской средней школе (2009 г.)

Особое место в организации экспериментальной работы занимает тренинг тренеров. Эта форма была предложена ЮНЕСКО для подготовки тех специалистов, прежде всего, учителей и библиотекарей, которые в силу своих профессиональных обязанностей призваны повышать уровень информационной грамотности в обществе. Впервые в России сотрудники НИИ ИТ СС в 2009-2010 годах активно использовали тренинг тренеров для обучения тех, кто будет продвигать идеи информационной грамотности и информационной культуры среди различных категорий населения. Цель тренинга тренеров - обучить преподавателей и библиотекарей методикам проведения занятий по информационной грамотности и информационной куль-

На тренинге тренеров слушателям даются ответы на следующие вопросы: как приблизить содержание занятий к жизненно-важными задачам конкретной категории потребителей информации: ребенка, школьника, студента, человека с ограничениями по зрению? Как сделать такие занятия увлекательными? Как в ходе занятий показать неразрывную связь традиционной книжной, библиотечной культуры с информационно-коммуникационными технологиями? Как научить применять на практике полученные информационные знания и умения?

На базе НИИ ИТ СС в качестве тренеров информационной грамотности прошли обучение преподаватели КемГУКИ, Кемеровского государственного профес-

«Тренинг тренеров» для педагогов и библиотекарей г. Кемерово (2009 г.)

сионально-педагогического колледжа, библиотекари Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества, Центральной городской детской библиотеки им. А. М. Береснева (г. Кемерово), Кемеровской областной библиотеки для незрячих и слабовидящих, Кузбасского техникума архитектуры, геодезии и строительства.

Повышение квалификации работников учреждений образования и библиотек в сфере информационной грамотности и информационной культуры. НИИ ИТ СС имеет прочные долголетние контакты с двумя центрами повышения квалификации работников образования Кемеровской области. Это Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО), который работает с учителями и школьными библиотекарями, и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования (КРИРПО), который работает с преподавателями и библиотекарями образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Такие контакты позволили сотрудникам НИИ ИТ СС регулярно продвигать идеи информационной грамотности и информационной культуры среди следующих категорий работников библиотек и учреждений образования Кемеровской области: учителя, школьные библиотекари, пре-

подаватели учреждений начального профессионального обучения и среднего профессионального образования Кемеровской области, библиотекари начального профессионального обучения и среднего профессионального образования Кемеровской области, библиотекари детских библиотек, библиотекари публичных библиотек. В качестве основных форм проведения занятий при этом используются: стационарные, на базе КРИПКиПРО и КРИРПО (г. Кемерово) и выездные курсы повышения квалификации в отдельных районах Кемеровской области, а также обучающие семинары, лекции, мастер-классы, посвященные новым формам и методам информационной подготовки детей и молодежи.

Круглый стол по проблемам формирования информационной культуры школьников

в Центральной детской библиотеке им. А. М. Береснева, г. Кемерово (2006 г.)

Консультационно-методическая деятельность. Сотрудники НИИ ИТ СС помогают работникам библиотечных и образовательных учреждений правильно организовать работу по информационной подготовке граждан и созданию электронных информационных ресурсов. Для этого проводятся как обычные, так и дистанционные консультации с помощью рубрики сайта «Вопрос-ответ» (http://nii.kemguki.ru), ведется переписка по электронной почте, практикуется проведение видеоконференций.

Информационно-просветительская деятельность. Коллектив НИИ ИТ СС активно продвигает идеи Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», используя для этого различные формы и методы: выступления и публикации в СМИ, участие в региональных выставках и ярмарках, проведение информационно-просветительских акций.

С помощью кузбасского радио и телевидения, собственного сайта, областных (региональных) газет и журналов («Кузбасс», «Кузнецкий край», «Культура Кузбасса», «Деловой Кузбасс» и др.), а также всероссийских периодических изданий («Учительская газета», «Информационные ресурсы России») сотрудники НИИ ИТ СС стремятся живым и доступным языком рассказывать об идеях Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Особое место в информационно-просветительской деятельности НИИ ИТ СС занимает общероссийский журнал «Школьная библиотека», в котором сотрудники НИИ ведут постоянную рубрику «Информационная культура».

I___I

Н. И. Гендина на Кемеровском телевидении (2007 г.)

Традиционным стало участие НИИ ИТ СС в работе региональных выставок и ярмарок научно-технической продукции. За свою деятельность он награжден золотой медалью «ИНФОТЕЛЕКОМ -

ЭКСПО» (2008 год), дипломом I степени Международной выставки-ярмарки «ИНТЕРКОМ» (2009 год), золотой медалью V Сибирского библиотечного форума (2009 год).

Сотрудники НИИ ИТ СС Л. Н. Рябцева и Н. И. Колкова (слева направо) на Международной выставке-ярмарке ЭКСПО-Сибирь (2008 г.)

Информационно-просветительская акция «Дни Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе» (2002, 2003, 2005, 2006, 2008, 2009 годы) включает широкий спектр различных мероприятий: научные конференции и семинары, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, презентацию практических разработок работ НИИ ИТ СС, а также арт-проекты (выставки плакатов, фотографий, шоу и т. п.). В акции принимают участие ведущие специалисты из России и стран СНГ, занимающиеся решением проблемы подготовки граждан к жизни в информационном обществе и обществе знаний, представляющие сферу культуры, науки, образования, институты гражданского общества, частное предпринимательство (малый и средний бизнес), а также журналисты, общественные деятели, официальные лица. Они обсуждают ключевые проблемы развития информационного общества и общества знаний, знакомятся с новыми теориями и технологиями формирования информаци-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

онной культуры личности, обмениваются опытом работы.

Особое место в продвижении идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» отводится творческой деятельности и арт-проекту «Идеи Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в зеркале искусств».

- получена финансовая поддержка от отечественных и зарубежных гран-тодателей в объеме: 1150127 рублей; 11500 долларов; 11320 евро;

- обеспечены трансляция результатов исследования «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» для самой массовой

Дни Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в Кузбассе-2005: Е. И. Кузьмин

и сотрудники НИИ ИТ СС.

Каковы основные результаты работы НИИ ИТ СС в цифрах и фактах?

За период с 2000 по 2010 год сотрудниками НИИ ИТ СС получены следующие результаты:

- опубликовано 350 научных публикаций по проблемам информационной культуры и создания электронных ресурсов;

- представлено 297 докладов на международных, всероссийских и региональных конференциях;

- организованы и проведены 53 научно-методических мероприятия (научно-практических и обучающих семинаров, мастер-классов и т. п.) в различных регионах России;

сети отечественных библиотек через взаимодействие с Русской школьной библиотечной ассоциацией и проведение мастер-классов на Съездах школьных библиотек России «Михайловское - 2007», «Михай-ловское - 2009», «Михайловское - 2010»;

- подготовлены и защищены на базе НИИ ИТ СС три кандидатские диссертации по проблемам повышения квалификации учителей и руководителей учреждений образования в сфере информационной культуры личности;

- установлены стабильные партнерские отношения с двумя авторитетными международными организациями: ЮНЕСКО и ИФЛА. Директор НИИ ИТ СС про-

Мастер-класс Н. И. Гендиной на Всероссийском Форуме школьных библиотекарей

«Михайловское-2010».

фессор Н. И. Гендина является членом Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», с 2007 года она представляет Россию в составе Постоянного комитета по информационной грамотности 1БЬЛ, с 2010 года входит в состав международной группы экспертов ЮНЕСКО по информационной и медиаграмот-ности и обучению в течение всей жизни;

Встреча с зарубежными коллегами на конференции ИФЛА в г. Осло (Норвегия, 2005 г).

- достигнуто регулярное позиционирование результатов научных исследований НИИ ИТ СС на международном уровне в форме докладов и презентаций, включенных в программу Всемирного информационного и библиотечного конгресса ИФЛА: г. Буэнос-Айрес (Аргентина, 2004 год), г. Берген, Осло (Норвегия, 2005 год), г. Сеул (Южная Корея, 2006 год), г. Квебек (Канада, 2008 год), г. Гетеборг (Швеция, 2010 год).

События и люди. Минувшее десятилетие вместило в себя становление и развитие НИИ, поиск собственных путей в организации и проведении научных исследований, обретение своего места в структуре университета, закрепление своих научных позиций на региональном, всероссийском и международном уровне. Но главным, конечно же, было формирование научного коллектива. К сотрудникам НИИ ИТ СС вполне применим один из замечательных лозунгов ЮНЕСКО, характе-

Доклад Н. И. Гендиной на Всемирном библиотечном и информационном конгрессе -76-й Генеральной конференции Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) в г. Гетеборге (Швеция, 2010 г.).

ризующих современную парадигму культуры в многополярном, мультикультурном мире: «Все разные, все уникальные».

В относительно небольшой, стабильный коллектив НИИ входят люди разных возрастов и разных профессий (преимущественно гуманитарии), которых объединяет увлеченность научно-исследовательской работой, преданность профессии педагога и исследователя, подлинная интеллигентность и человеческая порядочность.

Каждый из сотрудников достоин обстоятельной характеристики и развернутого рассказа. Однако законы жанра научной статьи диктуют использование метода координатного индексирования, то есть характеристику исключительно на уровне ключевых слов.

Основу коллектива составляют его «старейшины»: зав. лабораторией информационных ресурсов - канд. пед. наук, профессор Н. И. Колкова, зав. лабораторией формирования информационной культуры личности - канд. пед. наук, доцент Г. А. Стародубова, руководитель службы международных коммуникаций -канд. пед. наук, профессор С. В. Бонда-ренко.

Н. И. Колкова - оригинальный исследователь, способный распознать и творчески использовать идеи, обнаруженные в довольно удаленных от гуманитарного знания областях науки; человек высочайшей работоспособности, невероятного трудолюбия, не боящийся черновой исследовательской работы, отличающийся особой тщательностью в анализе и обработке исследовательских данных. Н. И. Колкова - автор более 180 научных публикаций. Она обладает уникальным даром меткой и емкой научной формулировки. По инициативе и под руководством Н. И. Колковой прошло множество научно-практических и обучающих семинаров по разработке и оценке качества электронных информационных ресурсов

Коллектив НИИ ИТ СС (октябрь 2010 г.)

для библиотечно-информационных и музейных специалистов региона. Она активный идеолог и участник всех крупномасштабных и наиболее значимых событий в жизни НИИ, включая, прежде всего, проведение информационно-просветительской акции «Дни Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе». Среди недавних событий в жизни НИИ, связанных с именем Н. И. Колковой, - ввод в действие разработанных под ее руководством официальных сайтов: сайта КемГУКИ и сайта Кемеровской областной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Информационно-просветительская акция для детей-сирот: Г. А. Стародубова и студенты КемГУКИ в

детском доме «Колосок» (2006 г.)

Г. А. Стародубова - общепризнанный авторитет в области подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров в сфере формирования информационной культуры личности. Ее усилиями и личным вкладом (бесчисленное количество командировок «по городам и весям» Сибири!) сформирована региональная система повышения квалификации библиотекарей Кузбасса в области информационной культуры личности, обеспечено систематическое проведение конкурсов профессионального мастерства библиотекарей по информационной подготовке детей и юношества. Особая заслуга Г. А. Стародубовой - как Гражданина, Педагога и Человека - проведение благотворительной информационно-просветительской акции «Через информацию - в будущее» для детей-сирот. Ежегодно, начиная с 2006 года, первого июня, в День защиты детей, под руководством Г. А. Стародубовой студенты КемГУКИ приезжают в детский

дом «Колосок» (с. Елыкаево, Кемеровский район). И каждый год Г. А. Стародубо-ва готовит вместе со своими питомцами новую насыщенную праздничную программу, включающую театрализованное представление, игры, викторины, конкурсы, поздравления и вручение подарков детям, воплощая на практике максиму -«Жизнь дана на добрые дела».

С. В. Бондаренко - блестящий знаток английского языка, великолепный стилист, разносторонний, широко эрудированный исследователь. Благодаря ее целеустремленности, оптимизму и вере в научный потенциал своих коллег, наш НИИ во многом обязан выходу на международную арену. С. В. Бондаренко способствовала преодолению не только языкового и терминологического, но и психологического барьера в связи с необходимостью подготовки докладов и выступлений на самых авторитетных и ответственнейших международных конгрессах, включая конгрессы ЮНЕСКО

и ИФЛА. Переводы самых первых докладов, отражающих деятельность НИИ ИТ СС, представленных на Всемирном информационном и библиотечном конгрессе ИФЛА, был выполнен С. В. Бондаренко:

- «Информационная грамотность для информационной культуры: разделение для единства. Результаты Российских исследований» - Буэнос-Айрес (Аргентина, 2004 год);

- «Взаимодействие вузов и профессиональной библиотечной ассоциации - ключ к повышению качества библиотекарей XXI века» - г. Берген (Норвегия, 2005 год).

По инициативе С. В. Бондаренко в НИИ была создана служба международных коммуникаций и привлечен к работе еще один замечательный специалист в области английского языка - А. А. Щербинин, председатель Кемеровского отделения Союза переводчиков России. Поэт и музыкант, обитатель Парнаса и Интернета в одном лице - А. А. Щербинин олицетворяет собой поистине «скорую гуманитарную помощь» в решении сложного круга проблем, связанных с расширением международной деятельности НИИ и необходимостью ведения обширной деловой электронной переписки на английском языке. Без его активного участия было бы невозможно проведение одного из интереснейших исследований НИИ ИТ СС - сопоставительного анализа русскоязычных и англоязычных сайтов библиотек, музеев и университетов (колледжей) культуры и искусств.

С переводческой деятельностью С. В. Бондаренко и А. А. Щербинина связаны такие важные события в жизни НИИ, как представление международной общественности на английском языке докладов и отчетов, отражающих результаты научных исследований НИИ ИТ СС:

- «Роль ИФЛА в продвижении профессиональных норм и стандартов в библиотеках: результаты реализации международного проекта в России» - Всемирный информационный и библиотечный конгресс ИФЛА, г. Сеул (Южная Корея, 2006 год);

- «Можно ли измерить информационную грамотность: плюсы и минусы тестирования» - Всемирный информационный и библиотечный конгресс ИФЛА, г. Квебек (Канада, 2008 год);

- «Информационная грамотность и информационная культура: позиция российских учителей и библиотекарей» -Всемирный информационный и библиотечный конгресс ИФЛА, г. Гетеборг (Швеция, 2010 год);

- «Информационная грамотность и информационная культура личности: взгляд из России» - Международная конференция по фундаментальным основам информатики, г. Пекин (Китай, 2010 год).

- подготовка и размещение в 2010 году на официальном сайте ИФЛА отчета о состоянии информационной грамотности в России (Information Literacy - State of the Art - Report Russia by Natalia Gendina. URL: http://www.ifla.org/en/publications/ information-literacy-state-of-the-art-report-russia);

Одной из последних крупных работ, выполненных С. В. Бондаренко и А. А. Щербининым, является перевод главы «Формирование информационной культуры детей и юношества в России» для публикации в издательстве Scarecrow Press, Inc. (США) в составе уникального издательского проекта трех стран - книги «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества в век информации: опыт Японии, России, США».

Кандидатов педагогических наук, доцентов О. И. Алдохину, Л. И. Лазареву, старшего преподавателя Ю. В. Уленко, старшего научного сотрудника Л. Н. Ряб-цеву, зав. сектором информационно-коммуникационных технологий М. В. Козлова можно условно отнести к «среднему поколению», несмотря на то, что большинство из них является «старожилами», поскольку работают в НИИ с момента его основания.

О. И. Алдохина - высококвалифицированный исследователь, искренне увлеченный НИР в области анализа и проектирования контента сайтов. Как и большинство

других сотрудников НИИ, успешно сочетает огромную административную, педагогическую и исследовательскую работу, сохраняя при этом превосходные личностные качества: корректность и неизменную доброжелательность. Знаток фактического состояния отечественных электронных ресурсов и, прежде всего, сайтов по культуре, искусству и образованию. Вызывает искреннее восхищение своей способностью за минимальный срок дать аналитические сведения о состоянии сайтостроения в той или иной предметной области. Вместе с Н. И. Колковой обеспечила заметное событие в жизни не только НИИ, но и всего университета - разработку и ввод в эксплуатацию модернизированной версии официального сайта КемГУКИ.

Л. И. Лазарева - вдумчивый, глубокий и разносторонний исследователь, чему в немалой степени способствует ее консерваторское образование, многолетний опыт педагогической и административной работы в общеобразовательной школе и защита кандидатской диссертации. С ее приходом в НИИ получило развитие новое, чрезвычайно актуальное направление в рамках деятельности лаборатории формирования информационной культуры личности -анализ когнитивной природы информационной компетентности, изучение «информационной составляющей» в структуре ФГОС ВПО третьего поколения.

Приход и работа в НИИ Л. Н. Ряб-цевой - великолепный пример того, как высококвалифицированный библиограф может обеспечить значительное повышение производительности труда научных сотрудников, включая директора НИИ. Кроме информационного обеспечения разрабатываемой в НИИ научной проблематики, ведет самостоятельное научное исследование, посвященное поиску механизмов адаптации учебной программы курса «Основы информационной культуры личности» применительно к различным типам профессиональных образовательных учреждений. В ходе работы в НИИ «раскрылась» как отличный организатор экспериментальной работы и талантливый педагог.

Благодаря совместной работе Л. И. Лазаревой и Л. Н. Рябцевой сформирована система трансляции идей формирования информационной культуры личности через систему среднего профессионального образования (СПО) Кемеровской области.

Так, на протяжении 2008-2010 годов они обеспечили проведение курсов повышения квалификации по основам информационной культуры личности для преподавателей и библиотекарей СПО Кузбасса на базе КРИРПО. В Кемеровском государственном профессионально-педагогическом колледже они обеспечивают проведение крупномасштабного, долгосрочного эксперимента, направленного на повышение уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса, включая педагогов и сотрудников, библиотекарей, студентов колледжа.

Ю. В. Уленко с момента основания НИИ работает в тесном взаимодействии с Г. А. Стародубовой, участвуя вместе с ней в проведении курсов повышения квалификации и обучающих семинаров по формированию информационной культуры личности для библиотекарей Кузбасса. Активно участвовала в работе «Школы информационной культуры личности» на базе Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества. Как истинный исследователь, все подвергает сомнению. Однако ни для кого в НИИ не подлежат сомнению такие качества Ю. В. Уленко, как тактичность, выдержка, готовность всегда прийти на помощь.

М. В. Козлов - уникальный специалист, замечательный человек. При своей исключительной скромности сумел, тем не менее, завоевать безоговорочный авторитет не только в НИИ, но и в университете в целом как знаток ИТ-технологий. Профессионал высокого класса, к которому за толковыми консультациями и действенной помощью обращаются самые различные люди, от студентов до членов ректората. Без М. В. Козлова нельзя представить ни одно значительное публичное мероприятие НИИ, будь то конференция, мастер-класс или семинар. Вместе

с С. В. Половниковым, долгие годы проработавшим в НИИ, он оформил практически все мультимедийные презентации, с которыми сотрудники НИИ «выходят в свет», создал своего рода «фирменный стиль» НИИ. Оформление презентаций, выполненное М. В. Козловым, неоднократно удостаивалось восхищенных возгласов «excellent!» на международных конференциях. Однако было бы несправедливо характеризовать М. В. Козлова только как отличного исполнителя. Он представляет собой специалиста нового типа - «человека компетентного», человека думающего. За 10 лет работы в НИИ М. В. Козлов доказал свою способность решать сложные, нестандартные задачи, возникающие в ходе исследований, используя для этого возможности ИТ-технологий, демонстрируя безупречное владение русским языком при работе с текстами, уверенное знание английского языка при работе с зарубежными информационными ресурсами, финансовую сметку при приобретении оборудования, способности менеджера при организации мероприятий.

Наряду со «старейшинами» и представителями «среднего поколения», в НИИ трудится молодежь. Это недавние выпускники КемГУКИ: программист Р. Е. Ворожко, младший научный сотрудник О. В. Самаковская (Захарова), младший научный сотрудник Е. В. Косолапова. Все они, как принято говорить, «со студенческой скамьи», не только проявили интерес и желание заниматься научными исследованиями, но и добились социально значимых результатов. Еще студентом факультета информационных технологий, Р. Е. Ворожко принимал активное участие в фестивале «STUDENT'S EVA 2008», проходившем в рамках XI ежегодной Международной конференции «EVA 2008 Москва» (г. Москва, 1-4 декабря 2008 года). За создание оригинального проекта «Электронный архив профессора С. А. Сбитнева» он был удостоен диплома Международной академии культуры и искусства. Особо следует отметить его вклад в создание модернизированной версии официального сайта КемГУКИ, над кото-

рой он работал вместе с Н. И. Колковой и О. И. Алдохиной.

О. В. Самаковская (Захарова), еще будучи студенткой 5-го курса факультета информационных технологий КемГУКИ, получила официальное признание как исследователь, одержав победу в конкурсе грантов губернатора Кемеровской области на поддержку социально значимых научных проектов. 23 июня 2007 года губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев вручил ей диплом и грант за проект «Создание web-сайта этнографического музея (на примере музея этнографии и природы Горной Шории)». В настоящее время она работает над кандидатской диссертацией, посвященной информатизации музеев и моделированию контента музейных сайтов.

Е. В. Косолапова в рамках своего дипломного проекта разработала для учащихся начальных классов мультимедийный гипертекстовый учебный словарь по курсу «Основы информационной культуры личности», была удостоена диплома I степени на Межрегиональной студенческой научно-практической конференции (Кемерово, 2010 год). Сейчас Е. В. Косола-пова, наряду с работой в НИИ, готовится к поступлению в аспирантуру.

В настоящее время все молодые исследователи очень органично вписались в научный коллектив НИИ, демонстрируя свою увлеченность исследовательской работой и стремление найти свой собственный путь в науке.

Рассматривая создание стабильно и плодотворно работающего научного коллектива как главный результат деятельности НИИ, нельзя ограничиться характеристикой только штатных сотрудников. Юбилей НИИ ИТ СС - это не просто повод для формального подведения итогов, это основание для раздумий о пройденном многотрудном пути и людях, влияние и помощь которых были очень ценны и значимы.

Прежде всего, благодарная память обращает меня к Учителю - профессору С. А. Сбитневу, стоявшему у истоков нашего университета и нашего факультета,

давшему, как принято говорить, «путевку в жизнь» многим ведущим ученым и специалистам нашего вуза. С. А. Сбитнев не только сформулировал продуктивные научные идеи, получившие отражение и развитие в исследованиях НИИ, но, что самое главное, воспитал в своих учениках особое отношение к научно-исследовательской работе: отвращение к схоластике и пустопорожней наукообразной риторике, стремление к получению собственных, а не механически заимствованных из чужих публикаций данных, интерес к экспериментальной работе, неразрывно связанной с самыми насущными проблемами живой, реальной жизни.

Мои слова благодарности обращены также к тому человеку, который высказал саму идею создания НИИ в вузе культуры. Идею, казавшуюся в 2000 году достаточно «безумной» и несбыточной. Эта идея принадлежит Е. И. Кузьмину, возглавлявшему в тот период отдел библиотек Министерства культуры РФ. Именно Е. И. Кузьмин выделил нас среди других научных коллективов вузов культуры, сумел разглядеть и оценить перспективность проводимых в КемГУКИ исследований в области инфор-

мационной культуры личности. Именно Е. И. Кузьмин, будучи председателем Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», а затем и возглавляя Межправительственный совет этой Программы, поверил в то, что наш коллектив способен достойно представлять позиции отечественной информационной науки на международном уровне. Все эти годы он оказывал самую действенную помощь, без которой практически было бы невозможно выстроить и реализовать эффективную стратегию развития НИИ ИТ СС.

Своими успехами НИИ во многом обязан многолетней поддержке со стороны ректората - ректора доктора пед. наук, профессора Е. Л. Кудриной; проректора по творческой и международной деятельности доктора пед. наук, профессора В. Д. Пономарева; творческому сотрудничеству с зав. кафедрой дизайна, доцентом Г. С. Елисеенковым; старшим преподавателем кафедры дизайна А. В. Сергеевым.

Благодаря инициативе, предприимчивости, менеджерскому таланту ректора Е. Л. Кудриной НИИ имеет возможность активно позиционировать свои научные результаты на региональном, федеральном

Внутривузовское партнерство: сотрудники НИИ ИТ СС с коллегами.

и международном уровнях. Особо следует отметить малоизвестный широкой публике факт: исследователь Е. Л. Кудрина прекрасно владеет современными информационно-коммуникационными технологиями и как сотрудник нашего НИИ (на условиях 0,25 ставки!) не формально числится, а активно участвует в исследованиях НИИ, связанных с анализом электронных ресурсов в сфере культуры и образования.

Проректору по творческой и международной деятельности В. Д. Пономареву не только наш НИИ, но и университет в целом обязан появлением нового жанра - арт-проекта «Идеи Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в зеркале искусств», который стал неотъемлемой частью информационно-просветительской акции «Дни Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе». Он явился художественным руководителем и режиссером серии таких арт-проектов, как «Мы увидим весь мир!», «Интернет: не заблудись!», «Все - разные, все - уникальные!», «"Информация для всех" в зеркале искусств: строить миры и стирать границы».

Фрагмент арт-проекта «Мы увидим весь мир!»

Высочайший профессионализм, неизменная доброжелательность, способность дать добрый совет и готовность помочь реальным делом зав. кафедрой дизайна доцента Г. С. Елисеенкова лежат в основе прочных творческих контактов этой кафедры и НИИ. Благодаря организационной поддержке со стороны Г. С. Елисеенкова студенты и преподаватели кафедры дизайна в немалой степени способствовали

визуализации идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» через подготовку буклетов, плакатов, книжных закладок, логотипов информационной грамотности.

Особо следует сказать о вкладе в формирование положительного визуального имиджа НИИ старшего преподавателя кафедры дизайна А. В. Сергеева. Именно он является создателем дизайна обложек трех книг сотрудников НИИ, изданных в Москве:

- Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях (2002 год);

- Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины (2006 год);

- Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2008 год).

Обложки книг сотрудников НИИ ИТ СС. Дизайн А. В. Сергеева.

Как видно из этой очень краткой и далеко не полной характеристики штатных сотрудников НИИ и людей, активно сотрудничающих с НИИ, практически каждый из них имеет свое самостоятельное научное направление, свои научные интересы. Однако все вместе мы - научный коллектив, и только всем вместе нам удалось за минувшие 10 лет достичь весьма важных научных результатов, получить общественное признание на международном, федеральном и региональном уровнях. Лучшим свидетельством того, что эти слова не просто дань традиции и формальной вежливости, является обращение к важнейшим событиям в жизни НИИ, в которых все сотруд-

ники НИИ и наши партнеры принимали самое активное и деятельное участие.

К таким актам общественного признания социальной значимости проводимых в НИИ исследований, безусловно, относятся проведение научной конференции в Москве и получение гранта Президента РФ.

Так, 2-3 ноября 2006 года в Москве состоялась Международная научно-практическая конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества». Организаторами конференции являлись Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Центр по проблемам информатизации сферы куль туры, Межрегиональный Центр библиотечного сотрудничества, Государственный центр современного искусства, Фонд развития информационного общества, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, НИИ информационных технологий социальной сферы.

В памяти сотрудников НИИ эта кон -ференция навсегда останется как своего рода всероссийский публичный экзамен, испытание на профессиональную зрелость в сфере исследований и разработок по информационной культуре личности. Несмотря на то что конференция проходила в Москве, ее содержательное наполнение во многом определялось результатами исследований НИИ. Вполне понятно наше волнение, ведь на суд весьма взыскательной аудитории предстояло вынести результаты наших многолетних исследований. Не следует забывать, что статус конференции - международная, что она проходила под эгидой ЮНЕСКО, и на приеме по случаю открытия конференции участников приветствовал заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации г-н А.-В. Хан. Наше волнение было велико еще и потому, что среди участников конференции были такие выдающиеся ученые, классики отечественной информатики, как Р. С. Гиляревский и К. К. Колин, по учебникам и монографиям которых училось и учится не одно поколение российских информационно-библиотечных специалистов! 168

Конференция проходила в Государственном центре современного искусства, собравшаяся там аудитория отличалась исключительно высоким уровнем компетентности. В зале не было случайных людей, там находились исключительно заинтересованные, реально работающие в данной сфере высококвалифицированные специалисты: теоретики и практики, представители министерств и федеральных агентств, руководители учреждений культуры и образования, вузовские преподаватели и библиотекари из 23 городов России, Азербайджана, Украины, Белоруссии, представители профессиональной прессы.

Это налагало на нас особую ответственность, как и тот факт, что выезд в Москву для участия в конференции практически полного состава в тот период сотрудников нашего НИИ (шесть человек!) состоялся благодаря полученному в 2006 году гранту Президента Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» от 29 мая 2006 года № 243-рп наш проект «Формирование информационной культуры учащейся молодежи на базе общедоступных библиотек» получил весомую финансовую поддержку.

В ходе конференции сотрудники НИИ изложили участникам конференции собственную концепцию формирования информационной культуры личности и представили разработанный на ее основе комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности». В этом и заключалась одна из особенностей конференции - не просто обмен мнениями по одной из актуальных проблем вхождения в информационное общество, а представление для обсуждения, анализа и оценки вполне конкретного инструмента формирования информационной культуры - учебных программ, рассчитанных на различные категории: школьников, студентов и аспирантов, учителей.

Участники Международной научно-практической конференции «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» с г-ном А. В. Ханом, заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации (Москва, 2006 г.).

Участники конференции были приятно изумлены и представленной выставкой плакатов «Мир информации глазами дизайнера» (авторами этих плакатов явились студенты-дизайнеры), и красочным, динамичным зрелищем, в котором студенты творческих специальностей нашего университета средствами пластики, вокала, инструментальной музыки показали свое видение современного мира информации, проблем, порожденных вхождением человечества в информационное общество. Они художественными средствами, образно показали опасность технократического подхода и дегуманизации личности в информационном обществе. Использование в арт-проекте современных информационно-коммуникационных технологий создавало у сидящих в зале полное ощущение того, что с экранов мониторов, со страниц веб-

сайтов, отражающих многоцветье культуры народов мира, в зал входит живое, подлинное, вечное искусство, дающее человеку силы жить в динамичном, беспрерывно меняющемся, полном опасностей мире.

Фрагмент арт-проекта «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в зеркале искусств» (Москва, 2006 г.).

Арт-проект явился органичной частью представления результатов исследований нашего НИИ в Москве, ведь в отличие от своих зарубежных коллег, исповедующих идеи информационной (преимущественно компьютерной!) грамотности, как средства подготовки человека к жизни в информационном обществе, мы выдвинули и отстаиваем концепцию информационной культуры личности.

Иордании, Китая, Кот-д'Ивуара, Кубы, Литвы, Молдавии, Нигерии, Польши, Российской Федерации, Словакии, Таиланда, Филиппин, Франции, Чили.

Выступления представителей Кем-ГУКИ, отражающие деятельность НИИ, являлись составной частью презентации Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Общее название представленной ими на англий-

Еще одним важным событием в жизни научного коллектива НИИ было представление результатов своих исследований в ходе Первого совещания национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», которое состоялось 7-8 декабря 2009 года в Атлас Парк-отеле (Московская область). Совещание проводилось Секретариатом ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и Министерства культуры РФ. В нем участвовали представители 17 стран: Австрии, Германии, Израиля,

ском языке презентации - «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в Сибири». В ходе этой презентации выступили:

- Е. Л. Кудрина, ректор Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор, член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Тема выступления - «Кемеровский государственный университет культуры и искусств - база реализации Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе»;

- Н. И. Гендина, директор НИИ ИТ СС КемГУКИ, доктор педагогических наук, профессор, член Российского комитета

Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». В ее сообщении была дана характеристика особенностей работы, направлений и результатов деятельности НИИ как транслятора идей Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;

- В. Д. Пономарев, проректор по творческой и международной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор. Тема выступления - «Идеи Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в зеркале искусств».

В. Д. Пономарев, Е. Л. Кудрина и Н. И. Гендина на Первом совещании национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (2009 г.)

Кроме презентации делегация Кем-ГУКИ подготовила для участников совещания буклет «Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" в Сибири», изданный в двух вариантах: на английском и русском языках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленные материалы получили одобрение и положительную оценку участников Первого Международного совещания национальных комитетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Участие научного коллектива НИИ в международных конференциях и совещаниях дает важный импульс дальнейшему развертыванию теоретических исследований и экспериментальной работы, расширяет круг единомышленников, открывает новые горизонты взаимодействия.

Идеи и перспективы научных исследований и разработок НИИ ИТ СС.

Важнейшими стратегическими направлениями деятельности НИИ ИТ СС в рамках Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» продолжают оставаться:

- теория и практика формирования информационной грамотности и информационной культуры личности;

- разработка семантических проблем (контента) создания электронных информационных ресурсов.

Очередными задачами, требующими своего решения, должны стать:

1. Создание методик и практических руководств для обучения информационной грамотности и основам информационной культуры различных категорий граждан.

2. Подготовка и повышение квалификации кадров образовательных и библиотечных учреждений в сфере формирования информационной грамотности и информационной культуры личности.

3. Разработка технологии и типовых моделей контента официальных сайтов учреждений культуры и образования.

4. Создание системы оценки качества электронных ресурсов.

5. Расширение круга социальных партнеров по реализации Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Завершить свою статью о десятилетии напряженного труда коллектива НИИ мне хотелось бы словами надежды и веры. Надежды на новые горизонты научных исследований и научного сотрудничества. Веры в то, что наш коллектив способен решать новые сложные задачи, и что сам этот процесс неизменно будет проходить в той атмосфере, которую мы создали и которой очень дорожим, - атмосфере увлеченности научным исследованием, научной взыскательности и принципиальности, научной и человеческой порядочности. Я не сомневаюсь, что еще долгие годы наша любимая работа и наше общение будут приносить нам радость и удовлетворение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.