Десятая конференция министров ВТО (Найроби, Кения, 15-19 декабря 2015 года): пакет Найроби и вопросы будущей деятельности ВТО
И.И. Дюмулен,
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра международной торговли и внешней торговли РФ - профессор
Аннотация
В статье рассматриваются итоги десятой конференции министров стран-членов ВТО. Содержится подробный анализ Декларации министров, принятой в Найроби. Оценивается значение решений министров, входящих в Пакет Найроби. Особое внимание обращено на решение министров по вопросам сельского хозяйства (экспортная конкуренция) и по проблемам наименее развитых стран. Отдельно рассмотрено принятое Конференцией Соглашение по информационной технологии. Внимание обращено на причины и характер разногласий между развитыми и развивающимися государствами по тематике и организации многосторонних переговоров Доха-раунд. Завершается статья оценкой перспектив продолжения многосторонних переговоров в рамках ВТО.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, 20 лет ВТО, Десятая конференция ВТО, Декларация Найроби, Пакет Найроби, Программа развития Доха, Доха-раунд, экспортная конкуренция, экспортные субсидии, наименее развитые страны, Соглашение по информационным технологиям.
Tenth WTO Ministerial Conference (Nairobi, Kenya, 15-19 December 2015): Nairobi package and issues of future WTO activities
I.I. Dyumulen,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Science Worker of the Russian Federation, Russian Foreign Trade Academy, Department of foreign trade and international transactions - Professor
Abstract
In the article, the author considers the results of the Tenth WTO Ministerial Conference with the detailed analysis of the Nairobi Ministerial Declaration. The ministerial decisions contained in the Nairobi Package are evaluated. Special attention is paid to the ministerial decisions on agriculture (export competition) and problems of the least developed countries. Besides, the Information Technology Agreement adopted in Nairobi is examined. Particular emphasis is laid on the reasons and nature of disagreements between the developed and developing countries on the agenda and arrangement of the Doha round multilateral negotiations. In the final part of the article, the author assesses the prospects for resuming the WTO multilateral negotiations.
Keywords: World Trade Organization, 20 years of the WTO, the Tenth WTO conference, Nairobi Declaration, Nairobi Package, Doha Development Agenda, Doha round, export competition, export subsidies, least developed countries, Information Technology Agreement.
УДК 061.1ВТО ББК 65.428 Д-962
1 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
3 Q
В середине декабря 2015 года (15-19 декабря) в столице государства Кения Найроби прошла Десятая конференция министров (ВТО-10) стран-членов ВТО.
ВТО-10 продолжила переговоры по вопросам, обозначенным в Программе развития Доха, и завершилась принятием Декларации Найроби, вторая часть которой содержала документы, принятые консенсусом участниками конференции.
Завершая 19 декабря 2015 года ВТО-10, Генеральный директор ВТО Робер-то Азеведо следующим образом охарактеризовал ее значение: «два года тому назад, на Бали мы смогли получить важный положительный результат многосторонних переговоров. Для этого потребовалось 18 лет интенсивной работы, поиски компромиссов и политическая воля. В Найроби на этой неделе мы все это повторили. Решение, принятое по проблемам экспортной конкуренции имеет историческое значение. Это наиболее значимое достижение ВТО в области сельского хозяйства. ... Не менее важное значение имеет Пакет решений по наименее развитым странам. ... Наконец, большая группа стран-членов ВТО согласилась расширить Соглашение по информационным технологиям. Это первое значимое соглашение с 1996 года по сокращению таможенных тарифов. Принятое решение устранит таможенные тарифы на 10% мировой торговли. ... Успех был достигнут вопреки острым и фундаментальным разногласиям по программе переговоров. Однако разногласия не преодолены. Декларация Найроби фиксирует разные подходы и позиции и требует от нас найти пути продолжения переговоров в Женеве. Члены ВТО должны принять решение, по какому пути пойдет Организация. Бездействие - это также решение. Однако полагаю, что цена бездействия слишком высока».1
ВТ0-10 проходила в сложных международных, экономических и политических условиях. Вялое экономическое развитие привело к росту протекционистского давления в большинстве развитых и развивающихся государств. Только в период 2008 - 2015 (октябрь) годов Секретариат ВТО зарегистрировал 1441 новую ограничительную меру в торговле. Усилилась борьба развивающихся государств за улучшение торгово-политических условий своего участия в мировой торговле и, в частности, за реализацию уже принятых в этом направлении в рамках ВТО мер.
Нельзя не видеть продолжающееся изменение расстановки сил в мировой торговле в пользу развивающихся государств. Вот цифры, которые говорят об этом. В 2000 году доля развивающихся стран и стран с переходной экономикой составляла 34% в мировом экспорте и 30% - в мировом импорте. В начале 2014 года эта доля составила 49% и 46% соответственно. Существенно изменилась и расстановка сил в ВТО.
1 "WTO News, 25.12.2015". Address R. Azevedo to MS-10. 1912.2015
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2016
В этом плане ВТО-10 продолжила линию, отчетливо проявившуюся в ходе предшествующей конференции министров стран-членов ВТО. Опираясь на свои экономические позиции, развивающиеся страны развернули и продолжили жесткую и во многом бескомпромиссную борьбу за улучшение своих правовых позиций в рамках ВТО. Одно из требований развивающихся стран было направлено на то, чтобы переговоры в рамках ВТО продолжались на основе Программы развития Доха, открывшей в 2001 году многосторонние торговые переговоры ВТО.
По вопросу продолжения Доха-раунда в дискуссии рамках ВТО-10 были высказаны прямо противоположные точки зрения представителями как развитых, так и развивающихся государств. Наиболее четко об этом сказали в ходе ВТО-10 представители Индии и Австралии.
Министр торговли и промышленности Индии заявила: «Индия придерживается твердой позиции. Мы должны подтвердить Программу развития Доха, а также все декларации и решения министров, принятые с момента открытия Доха-раунда (2001 год). Все они важны. Поэтому не будем тратить время на переговоры, чтобы решить, какие из них заслуживают поддержки и подтверждения».2
Представитель Австралии высказал прямо противоположную точку зрения: «Переговоры Доха-раунд продолжаются почти 14 лет ... Сейчас ясно, что перспектива всеобъемлющего завершения раунда отсутствует. Однако проблема не в том, чтобы решить, жив раунд или нет. Основной вопрос, каким образом коллективными усилиями добиться того, чтобы переговорная функция ВТО стала более эффективной».3
Позицию России изложил министр экономического развития А. Улюкаев. «Некоторые страны считают, что мы должны признать, что Доха-раунд исчерпал себя и дать начало новому процессу. Другие призывают к исполнению в полном объеме Дохийского мандата. Позиции не только сильно расходятся, но и часто полностью противоположны. Нам также сложно понять логику некоторых членов ВТО, которые не хотят присоединиться к консенсусу по насущным вопросам, не вызывающим у них возражения по существу. Единственная причина этого нежелания
- увязки со смежными вопросами. Россия не хочет быть судьей этого процесса (или Доха-раунда). Эти процессы начались и остановились задолго до нашего присоединения к ВТО. Мы призываем членов ВТО проявить мудрость и благоразумие
- и тех, кто ничего не хочет, и тех, кто полностью выступает за Доха-раунд».4
2 Выступление министра и промышленности Индии на пленарной сессии ВТО-10. WT/ MIN (15)16.12.2015 Nairobi
3 Выступление представителя Австралии на пленарной сессии ВТО-10. WT/MIN (15).16.12.2015. Nairobi
4 Выступление министра экономического развития России на пленарной сессии ВТО-10. Официальный сайт Минэкономразвития России
1 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
5 Q
Участники ВТО-10 приняли консенсусом пакет документов, получивший название Пакет Найроби. Пакет Найроби охватывает отдельные вопросы, взятые из Программы развития Доха. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет именно об отдельных, хотя и очень важных вопросах, а не о Программе развития Доха в целом. Это решения министров, касающиеся сельского хозяйства, хлопка и проблем наименее развитых стран. К этому надо добавить три министерских решения, относящихся к работе в рамках Генерального совета ВТО. Некоторые из этих вопросов - часть более сложных проблем. Другие - касаются менее важных и более простых вопросов.
Подробный анализ этих решений министров будет проведен ниже. Однако перед тем, как перейти к этому, хотелось бы дать представление о структуре и своеобразной «архитектуре» того, что получило название Пакет Найроби. Это позволит читателю увидеть как достижения ВТО-10, так и сложные многогранные проблемы, от которых будут во многом зависеть перспективы продолжения переговорного процесса в рамках ВТО и тематика самих переговоров.
Декларация министров Найроби. 19 декабря 2015 года.5
Декларация министров состоит из трех частей.
Первая часть
Она содержит преамбулу и краткую историю деятельности ВТО за 20 лет. Дело в том, что Десятая сессия ВТО отметила 20-летний юбилей существования этой организации (1995 - 2015 гг.). В преамбуле подчеркивается, что Всемирная торговая организация за 20 лет своего существования способствовала становлению и развитию многосторонней торговой системы, содействовала укреплению международно-правовых принципов, на которых эта система построена. За это время к ВТО присоединилось 34 государства и в настоящее время число членов ВТО достигло 164 государств.6
Страны-члены ВТО подтвердили функции ВТО, перечисленные в Соглашении об учреждении ВТО,7 и отметили, что Всемирная торговая организация заняла свое место среди других учреждений, лежащих в основе глобальной экономической системы. В преамбуле отмечено, что в рамках ВТО проблема развития нашла свое место. Деятельность ВТО в целом направлена на защиту интересов развивающихся и наименее развитых стран.
В Декларации отмечено, что большинство членов ВТО - это развивающиеся государства. Поэтому их интересы и нужды должны находиться в центре работы ВТО и страны-члены ВТО будут к этому стремиться.
5 Nairobi Ministerial Declaration: WT/MIN(15) DEC. 19 december.2015
6 ВТО-10 предложила присоединиться к ВТО Афганистану и Либерии
7 Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization, Article IV. The Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negations, Geneva, 1995
^ 6
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2016
В преамбуле также отмечено, что члены ВТО подтверждают роль Организации в качестве глобального органа по созданию и применению правил международной торговли, принимающего решения путем консенсуса.
Декларация высоко оценивает роль и эффективность системы разрешения споров и конфликтов в рамках ВТО. Растущее число торговых споров и разногласий эффективно разрешается, используя Орган по разрешению споров ВТО.
В последние годы переговорные функции ВТО получили свое развитие и позволили в рамках ВТО-9 и в рамках ВТО-10 достигнуть значимых результатов.
Вторая часть
Вторая часть Декларации министров содержит решения министров, принятые консенсусом.
Программа развития Доха (ПРД)
□ Мы приветствуем прогресс в реализации ПРД, который воплощен в следующих решениях и заявлениях, принятых ВТО-10.
сельское хозяйство
□ Специальный защитный механизм для развивающихся стран. Решение министров от19 декабря 2015 года. (ШУМЩ15)/43 - WT/L/978);
□ Общественные запасы для целей продовольственной безопасности. Решение министров от 19 декабря 2015 года. (№Г/МШ(15)/44 - WT/L/979);
□ Экспортная конкуренция. Решение министров от 19 декабря 2015 года. (WT/ МШ(15)/45 - WT/L/980).
Хлопок
□ Хлопок. Решение министров от 19 декабря 2015 года. ^Т/МШ/(15)/46 -ШУи981/)
Вопросы наименее развитых стран
□ Преференциальные правила происхождения для наименее развитых стран. Решение министров от 19 декабря 2015 года. (ШУМ1Щ15)47 - WT/L/917/Add.1);
□ Использование преференциального режима в сфере услуг и поставщиков услуг из наименее развитых стран и их растущее участие в торговле услугами. Решение министров от 19 декабря 2015 года. (ШУМШ(15)48 - WT/L/982).
Регулярная работа в рамках Генерального совета
Мы приветствуем следующие решения, принятые на ВТО-10;
□ Программа работы по малым экономикам - решение министров (WT/ МШ(15)40 - WT/L/975);
□ Отсутствие нарушений по ТРИПС и возникающие системные жалобы - решение министров (№Г/МШ(15)41 - WT/L/976);
□ Программа работы по электронной коммерции - решение министров (WT/ МШ(15)42 - WT/L/977).
□ Мы также приветствуем принятие Советом по ТРИПС решения о продлении переходного периода статьи 66.1 для наименее развитых стран, в отношении
1 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
7
некоторых фармацевтических продуктов, а также решение Генерального совета о вейвере в отношении обязательств НРС по статьям 70.8 и 70.9 Соглашения по ТРИПС.
Третья часть
Последняя часть Декларации Найроби носит наиболее сложный и противоречивый характер. Она обращена к будущей работе ВТО по проблемам многосторонних переговоров. Вопросы, рассмотренные в этой части Декларации, потребуют их дальнейшего уточнения и развития в ходе дальнейшей работы регулярных органов ВТО.
Прежде всего, обращает на себя внимание вопрос о перспективе тематики и организации продолжения переговоров Доха-раунд.
Дело в том, что, начиная с конференции в Дохе, открывшей этот раунд (2001 год), все последующие конференции министров фиксировали обязательство стран-членов ВТО продолжать переговоры в рамках Программы развития Доха.
Министерская декларация Бали (Девятая конференция министров, (11.12.2013), например, содержала следующую формулировку намерения стран-членов ВТО о продолжении переговоров: «Мы подтверждаем наши обязательства, содержащиеся в Программе развития Доха ... а также наши последующие решения и декларации в этой области».
Однако надо сказать, что еще в ходе восьмой конференции министров ВТО (декабрь, 2011 года) участники переговоров отошли от ранее провозглашенного принципа завершения многосторонних торговых переговоров одновременно по всем вопросам в виде единого пакета соглашений (single Undertaking). Предложено было сосредоточить внимание и достигнуть позитивных результатов, прежде всего по вопросам, по которым вырисовывалась возможность достигнуть консенсуса.
Пакет Бали и был построен по этому принципу. Он включал важные, но все же, отдельные решения, достигнутые в ходе многосторонних переговоров.8
Заслуживает внимания и еще один вопрос. В Декларации министров Найроби впервые говорится о том, что члены ВТО подтверждают свое обязательство продолжить переговоры по вопросам, обозначенным в документах Доха (Doha Issues). Параграф 31 Декларации Найроби называет эти вопросы: три важнейших проблемы сельского хозяйства (внутренняя поддержка, доступ на рынок, экспортная конкуренция), доступ на рынки несельскохозяйственных товаров, а также услуги, развитие, ТРИПС и правила.9
Хотелось бы обратить внимание на то, что предмет переговоров обозначен как «вопросы Доха», а не как «Программа развития Доха». За этим стоят
8 Дюмулен И.И. Декларация Бали. Итоги Девятой конференции ВТО, Бали (3-7 декабря 2013 года). Российский внешнеэкономический вестник , № 2. 2014, сс. 3-25
9 The Nairobi Ministerial Declaration: WT/MIN(15)/DEC. Пункт 31
^ 8
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2016
разногласия участников конференции министров, которые преодолеть не удалось. Остановимся на этом подробнее.
В Декларации Найроби отчетливо говорится, что многие члены ВТО подтверждают свою приверженность Программе развития Доха и другим документам и решениям, принятым в последующее время и заявляют о своей твердой решимости завершить переговоры на этой основе. Одновременно в Декларации Найроби заявлено: «что другие члены ВТО не подтверждают мандата Доха и полагают, что нужны новые подходы, для того чтобы достигнуть значимых результатов многосторонних переговоров. Члены ВТО имеют различные взгляды о том, как должны быть организованы такие переговоры»}0
Другими словами впервые официальный документ конференции министров зафиксировал противостояние развитых и развивающихся государств участников ВТО-10 по всему комплексу переговоров.
Участники переговоров достигли соглашения о том, что в 2016 году в Женеве под руководством Генерального директора ВТО будут предприняты попытки найти выход из сложившегося положения.
Последний пункт Декларации Найроби, касающийся переговоров, говорит о том, что приоритет должны получить переговоры по тем направлениям, где результаты возможны, но еще не достигнуты. Одновременно отмечается, что ряд членов ВТО хотел бы сделать предметом переговоров и другие (новые) вопросы. Однако Декларация Найроби жестко отмечает, что многосторонние переговоры по таким вопросам могут быть открыты только по согласию всех членов ВТО.
Теперь кратко об основных решениях министров, принятых на ВТО-10 и входящих в Пакет Найроби.
Как отметил Генеральный директор ВТО, завершая Десятую конференцию министров: «решения, принятые в области сельского хозяйства и, в частности, в области экспортной конкуренции имеют историческое значение ... развивающиеся страны настойчиво требовали принятия решений в области сельского хозяйства, ограничивающих и устраняющих экспортные субсидии в производстве и торговли. Наконец, это решение принято».11
Сельское хозяйство принадлежит к числу одной из наиболее важных и политически чувствительных проблем переговоров в рамках ВТО. В число этих проблем входят устранение экспортных субсидий, новые правила в отношении использования экспортных кредитов и международной продовольственной полмощи. Вся эта группа в программе переговоров получила общее название «экспортная конкуренция».
10 The Nairobi Ministerial Declaration: WT/MIN(15)/DEC. Пункт 30
11 D.G. Azevedo Address to the MC10 closing ceremony, WTO News 25.12.2015
1 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
9 Q
Согласно действующим правилам ВТО ряд членов ВТО имели право субсидировать экспорт отдельных сельскохозяйственных товаров. Кроме того, развивающиеся страны имели возможность субсидировать экспорт, для того чтобы сократить транспортные издержки и издержки по сбыту сельскохозяйственных товаров. Этот вопрос обсуждался на Девятой конференции министров стран-членов ВТО, которая рекомендовала членам ВТО проявлять сдержанность в применении любых форм экспортных кредитов и эквивалентных мер.
Решение, принятое 19 декабря 2015 года на ВТО-1012, содержит обязательство развитых стран отменить остающиеся экспортные субсидии с 19 декабря 2015 года. Развивающиеся страны должны отменить экспортные субсидии к концу 2018 года. Наименее развитые страны и страны чистые импортеры продовольствия могут продолжать пользоваться существующими условиями в отношении экспортных субсидий до конца 2030 года.
В отношении хлопка правила, касающиеся экспортных субсидий, содержащихся в настоящем решении, должны быть реализованы развитыми странами с 19 декабря 2015 года, а развивающимися государствами - не позднее 1 января 2017 года.
Решения министров в этой области содержат подробные положения, определяющие методы его реализации, включают контрольные функции.
Решения министров в разделе «экспортная конкуренция» содержат также положения, цель которых - обеспечить, чтобы другие направления экспортной политики не могли быть использованы как скрытые формы субсидий. В частности, это касается условий участия государственных предприятий в торговле сельскохозяйственными продуктами, ограничения финансовой поддержки экспортерам сельскохозяйственной продукции. Кроме того, решение министров запрещает использовать продовольственную помощь таким путем, чтобы она воздействовала на внутреннее производство.
Решение министров под названием Создание общественных запасов продовольствия для целей продовольственной безопасности13 обязывает членов ВТО конструктивно сотрудничать в поисках окончательного решения этой проблемы. Генеральному совету ВТО поручается наблюдать за этой проблемой. Здесь нужно пояснить, что в 2013 году на конференции министров ВТО было принято решение под таким же названием. Оно содержало согласие создать временный механизм по созданию таких запасов и вступить в переговоры для подготовки окончательного решения этой проблемы. Окончательное решение было отнесено на 11 конференцию министров ВТО. В переходный период решение министров обязывало членов ВТО воздерживаться от жалоб на развивающиеся страны по поводу создания ими запасов основных зерновых культур для целей продовольственной безопасности, используя особые цены для закупок продовольствия с этой целью. Решение, принятое на ВТО-10, это положение сохранило. Таким образом, оконча-
12 Ministerial Decision of 19 December 2015: WT/MIN(15)/45 - WT/L/980
13 Public stockholding for food security purposes Ministerial Decision. WT/MIN(15)/W46
^ 10
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2016
тельное решение этой сложной проблемы снова перенесено на будущую конференцию министров.
Решение министров о специальном защитном механизме для развивающихся стран14 разрешает развивающимся государствам прибегать к использованию такого механизма, как это предусмотрено в Гонконгской декларации министров (пар. 7). Одновременно решено продолжить переговоры по специальному механизму для развивающихся стран, в рамках специальной сессии Комитета по сельскому хозяйству ВТО. Это решение также требует определенного пояснения. Гонконгская декларация разрешила развивающимся странам использовать защитный механизм в отношении так называемых чувствительных товаров, используя в качестве индикаторов для применения защитных мер цены и объем импорта таких товаров. Это положение выросло из предложений, поступивших от Группы 33 (это группа развивающихся стран). Однако это предложение встретило противоречивое отношение со стороны многих развитых и части развивающихся государств. Переговоры по этому вопросу, очевидно, будут продолжены. О чем, собственно, и говорит принятое на ВТО-10 решение.
Хлопок. Решение министров15 Вопрос торговли хлопком рассматривается в ВТО с 2004 года по инициативе четырех африканских стран (Бенин, Буркина Фасо, Мали и Чад), экономика которых полностью зависит от экспорта хлопка. Эта проблема обсуждалась на Девятой конференции министров, однако решения найдено не было.
Решение ВТО-10 рассматривает проблему торговли хлопком по трем направлениям: доступ на рынок, внутренняя поддержка и экспортная конкуренция. В отношении доступа на рынок наименее развитые страны-экспортеры хлопка добились того, что их вывоз хлопка будет освобожден от импортных пошлин и количественных ограничений развитыми государствами, а также теми развивающимися государствами, которые объявят, что они могут это сделать. Решение вступает в силу с 1 января 2016 года.
В отношении внутренней поддержки Решение признает усилия ряда стран реформировать внутреннюю политику в отношении производства хлопка таким образом, чтобы она не оказывала искажающее воздействие на производство хлопка в других странах. Решение призывает к дальнейшим усилиям в этом направлении и призывает регулярно извещать об этом Комитет по сельскому хозяйству ВТО.
Что же касается экспортной конкуренции, то все развитые страны призываются немедленно реализовать Решение по экспортной конкуренции в той степени, в которой оно касается хлопка. Развивающиеся страны должны это сделать не позднее 1 января 2017 года. Состояние международной торговли хлопком и экономика производства хлопка должны быть рассмотрены на 11 конференции министров ВТО.
14 Special safeguard mechanism for developing country Ministerial Decision of 19 December 2015.WT/MIN(15)/43 - WT/L/978
15 Ministerial Decision of 19 December / WT/MIN(15)/46 - WT/L/981
1 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
ii Q
Продолжая линию предыдущей конференции министров, ВТО-10 приняла два решения министров, касающиеся проблем, с которыми сталкиваются наименее развитые страны (НРС).
Декларация Найроби содержит своеобразный мини-пакет решений по НРС. В эту группу входят 48 государств, из которых 36 - члены ВТО, большинство из них - страны Африки.
Соглашения ВТО признают особые проблемы этой группы государств. В рамках ВТО НРС часто выступают совместно. В ноябре 2015 года группа НРС распространила документ, содержащий предложения НРС, обращенные к участникам ВТО-10. Конференция в Найроби приняла решение министров относительно преференциальных правил происхождения для товаров, экспортируемых НРС, и решение об использовании преференциального режима для НРС в сфере услуг.
Решение министров о преференциальных правилах происхождения16 для НРС позволяет этим государствам значительно более свободно пользоваться льготными условиями экспорта своих товаров в развитые и развивающиеся государства.
Решение, принятое в Найроби, продолжает принятое в 2013 году на Бали решение, создавшее впервые согласованные на многосторонней основе правила происхождения товаров, экспортируемых НРС. Решение Найроби четко определяет критерии, чтобы товары, произведенные в НРС, могли пользоваться льготным преференциальным режимом. В частности, товары, произведенные в НРС, будут считаться происходящими из этих стран, если только 25% стоимости этих товаров будет произведено в наименее развитой стране (75% стоимости таких товаров может быть иностранного происхождения). Предусматривается возможность суммировать в стоимости экспортного товара, происходящего из НРС, с тем, чтобы его общая стоимость рассматривалась при определении критерия достаточной трансформации.
Решение Найроби также предусматривает существенное облегчение требований к документам и к таможенным формальностям, для того чтобы товары, происходящие из НРС, пользовались облегченным преференциальным режимом. Страны, применяющие облегченный преференциальный режим для НРС, должны поставить об этом в известность соответствующие органы ВТО.
Решение министров об использовании преференциального режима в сфере услуг и поставщиков услуг из НРС значительно облегчает возможности НРС в сфере торговли услугами.17
16 Preferential Rules of Origin for Least Developed Countries, Ministerial Décision of 19 December 2015: WT/MIN(15)/47 - WT/L/917
17 Implementation of Preferential Treatment in Favour of Services and Service Suppliers of Developed Countries and Increasing LDG Participation in Servicer. Ministerial Decision of 19 December 2015: WT/MIN(15)/48 - WT/L/982
^ 12
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2016
Это Решение позволяет членам ВТО предоставлять преференциальный режим наименее развитым странам, которые являются поставщиками услуг, а также самим поставляемым услугам. Период, в течение которого это положение будет действовать продлен на 15 лет до 31 декабря 20130 года. Это положение разрешает странам-членам ВТО предоставлять такие преференции, как исключения из обязательства по наиболее благоприятствуемой нации, содержащегося в Генеральном соглашении по торговле услугами. К настоящему времени такие льготы для НРС предоставили 21 государство-член ВТО. Комитету по торговле услугами поручено осуществлять мониторинг за этим положением.
Еще одна группа вопросов, содержащихся в Декларации Найроби, - это решения министров, определяющее работу в рамках Генерального совета ВТО. Остановимся кратко на этих решениях.
Программа работы по малым экономикам - Решение министров ВТО18. Это решение повторяет решение, принятое Девятой конференцией министров ВТО, и поручает Комитету по торговле и развитию продолжить мониторинг за проблемами, с которыми сталкиваются эти страны, а также рекомендовало всем странам-членам ВТО предоставить информацию и предложения для продолжения программы.
Решение министров под названием «Отсутствие нарушений по Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности и возникающие ситуационные жалобы». Это сложное название относится к простой ситуации. Соглашение по ТРИПС позволяет членам ВТО выдвигать жалобы друг против друга даже в том случае, если соглашение не нарушено. Однако может возникнуть конкретная ситуация, при которой одна из стран в результате действия другой теряет выгоды по соглашению. Решение министров продлевает мораторий на такие жалобы до 11 конференции министров ВТО (2017 г.).19
Электронная коммерция20
Декларация по глобальной электронной коммерции была принята на конференции министров ВТО в мае 1998 года. Несколько позже, в этом же году Генеральный совет ВТО принял Рабочую программу по этой группе вопросов. Рабочая программа продлевалась каждой конференцией министров ВТО. Основное значение этого решения министров ВТО состоит в том, что оно продлило действующую практику не облагать таможенными пошлинами передачи, производимые электронным путем (включая передачу книг, информации, музыкальных произведений и т.п.). Эта практика продлена до следующей министерской сессии ВТО в 2017 году.
18 Work Programme on small Economies Ministerial Decision of 19 December2015
19 TRIPS Non-Violation and Situation Complaints. Ministerial Decision of 19 December 2015:WT/MIN(15)/41 - WT/L/976
20 Work Programme on Electronic Commerse Ministerial Decision of 19 December 2015: WT/MIN(15)/42 - WT/L/977
1 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
13 Q
Важным результатом конференции министров в Найроби стало заключение 53-мя членами ВТО расширенного Соглашения по информационной технологии. В этом соглашении участвуют как развитые, так и развивающиеся государства. Оно охватывает примерно 90% мировой торговли этой категории товаров. Как известно, первоначальное Соглашение по информационной технологии в рамках ВТО было заключено в 1996 году. За это время появилась, по существу, новая область мировой торговли электронными товарами, которых раньше просто не было. Соглашение предполагает постепенное снижение вплоть до полной отмены таможенных тарифов на эту группу товаров. Как отметил Генеральный директор ВТО, это позволит в конечном итоге отменить таможенные тарифы примерно на 10% стоимости мировой торговли. Соглашение предусматривает отмену пошлин на 201 тарифную позицию по товарам электронной технологии. На 65% таможенных позиций пошлины должны быть полностью отменены к 1 июля 2016 года. На оставшиеся товарные позиции пошлины будут отменены в течение последующих трех лет. Это означает, что к 2019 году 95% импорта стран-участниц соглашения будут освобождены от таможенных пошлин.
Р. Азеведо отметил, что Соглашение по информационной технологии - это первое соглашение по снижению таможенных пошлин в рамках ВТО с 1996 года.
Итоги работы Десятой конференции ВТО и достигнутые результаты, возможно, являются более скромными, чем результаты Девятой конференции.
Однако эта конференция показала, что Всемирная торговая организация обладает переговорным потенциалом. Вместе с тем конференция министров в Найроби показала, что в переговорах в рамках ВТО обозначились острые и растущие разногласия. Многие из них связаны с тем, что развивающиеся страны укрепляют свои позиции в мировой экономике. Поэтому они добиваются, и будут добиваться улучшения своего экономического и международно-правового положения в международной торговле и, в частности, в рамках ВТО.
Другая линия обострения разногласий связана с тем, что развитие мировой торговли за прошедшие 20 лет существования ВТО выдвинуло на первый план много новых вопросов, часть из которых просто отсутствовала в начале 90-х годов, когда была создана Всемирная торговая организация.
Единства мнений среди членов ВТО по этим новым вопросам нет. Однако ВТО продолжает выполнять свои функции. Вместе с тем конференция в Найроби показала, что неизбежно работа ВТО будет наполняться новыми проблемами и вопросами. В частности такими, как проблема развития многих стран мира, продовольственная безопасность, соотношение регионализма и многосторонности в международной торговле, растущее стремление отдельных развитых государств использовать торговые интересы в неторговых целях и многие др.
^ 14
Российский внешнеэкономический вестник
1 - 2016
Единства мнений по этим и другим вопросам среди членов ВТО нет. Однако ВТО продолжает выполнять свои функции и, очевидно, новые вопросы будут постепенно занимать все более весомое место в ее деятельности. Процесс этот уже идет. Россия не может оставаться в стороне от идущих в мировой экономике, а, следовательно, и в ВТО, процессов.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Дюмулен И.И. Декларация Бали. Итоги Девятой конференции ВТО, Бали (3-7 декабря 2013 года). Российский внешнеэкономический вестник , № 2. 2014, сс. 3-25 (Djumulen I.I. Deklaracija Bali. Itogi Devjatoj konferencii VTO, Bali (3-7 dekabrja 2013 goda). Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik , № 2. 2014, ss. 3-25)
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право. М.2012.
- 360 c. (Djumulen I.I. Vsemirnaja torgovaja organizacija. Jekonomika, politika, pravo. M.2012.
- 360 c.)
WTO Member secure "Historic Nairobi Package" for Africa and the World. WTO org. english news 15e/MC10 _ 19 dec. 15
Nairobi Ministerial Declaration: WT/MIN(15)DEC
South Center, Analytical Note: WTO's MC10. SC/TDP/AN/MC10, December 4.2015 Marrakesh Agreement Establishing the Results of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations the legal texts.Genevaa.1995
1 - 2016
Российский внешнеэкономический вестник
15 Q