СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.922.7:316.356 ББК 88.834 С 60
Г.Н. Соломатина
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и предметных методик ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»; E-mail: [email protected]
ДЕСТРУКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
(Рецензирована)
Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем - деструкции детско-родительских отношений в замещающей семье. На основе анализа диалогов замещающих родителей на форумах Интернета нами выделены причины, приводящие к распаду семейных отношений замещающей семьи. Выделенные причины будут способствовать более глубокому пониманию особенностей жизнедеятельности замещающей семьи, а также разработке профилактических мер по возвратам приемных детей в институциональные учреждения.
Ключевые слова: замещающая семья, деструкция детско-родительских отношений, возвраты приемных детей.
G.N. Solomatina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the Head of Department of Special Pedagogy and Subject Teaching Techniques, the Stavropol State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
DESTRUCTION OF CHILD-PARENT RELATIONS IN A FOSTER FAMILY
Abstract. Accordingly to the analysis of the foster parents' chats on the Internet, the author has highlighted the reasons leading to destruction of relationships in the foster family (from the child's side: behavioral characteristics of adopted adolescent children; connection with biological relatives or search of them; from the society's side: close attention to relations inside the family; social unsuccessfulness, formalism or a lack of assistance from foster family's support services; from the foster parents' side: hyper-responsibility for the results of upbringing an adopted child). The highlighted reasons will lead to a deeper understanding of particular life in a foster family, and also will help the development of measures to prevent children returns into the institutional organizations. The author draws attention
to the fact that services of psychological and pedagogical support shall overcome the formalism when supporting a foster family. An issue about the necessity of educators' and social-psychological services staff' training for effective interaction with a foster family is raised.
Keywords: Foster family, destruction of child-parent relations, returns of adopted children.
Популяризация семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к тому, что все больше россиян становятся замещающими родителями. Однако массовая практика передачи детей-сирот в замещающие семьи показывает, что, несмотря на подготовку потенциальных родителей, в настоящее время детско-родительские отношения зачастую складываются деструктивно, что приводит к возврату приемного ребенка в институциональное учреждение. Первая волна возвратов начинается в адаптационный период, когда замещающие родители не справляются с трудностями адаптационного процесса. Вторая волна наблюдается, когда приемный ребенок достигает подросткового возраста. При этом распад замещающей семьи происходит часто по инициативе ребенка даже после длительного, достаточно благополучного периода жизни в замещающей семье. В связи с чем возникает острая необходимость изучения причин появления деструктивных взаимоотношений в замещающей семье.
Значительную трудность изучения этой проблемы представляет отсутствие достоверных статистических данных по количеству возвратов приемных детей. На официальных сайтах министерств образования федерального и регионального уровней отсутствует подобного рода информация. Помимо этого, в научной литературе уделяется недостаточное внимание этой проблеме. Необходимо тщательное изучение причин возвратов приемных детей в государственные учреждения, поскольку для проведения качественной профилактики
этого явления необходимо осмыслить его причины.
В средствах массовой информации, напротив, активно обсуждается проблема возвратов. В основном обвиняются замещающие родители: не справились, не нашли адекватных способов общения с приемным ребенком, не любили, не хватило мудрости в воспитании и т.д.
В статье С.С. Солонченко выделены следующие возможные причины возвратов детей из замещающей семьи [1]:
- негативное отношение персонала учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству воспитанников в семью;
- негативное отношение ребенка к устройству в семью;
- неоправданные ожидания ребенка;
- неоправданные ожидания приемных родителей.
Т.В. Бутырина, С.В. Чермянин классифицировали причины возвратов приемного ребенка из замещающей семьи в детский дом следующим образом [2]:
1. Отсутствие взаимопонимания между замещающими родителями, которые происходят из-за конфликтов вследствие появления в семье ребенка.
2. Неготовность приемных родителей к новому жизненному сценарию (авторы понимают этот фактор как создание замещающими родителями образа «идеального ребенка», который в реальности не всегда соответствует действительному).
3. Отсутствие внутренней мотивации стать отцом или матерью, т.е. замещающие родители не осознают те затраты времени и усилий на воспитание приемного ребенка.
4. Сложности межличностных отношений приемного ребенка с родными детьми замещающих родителей.
5. Трудности воспитания приемного ребенка в подростковом возрасте, которые авторы назвали феноменом «подростковых возвратов», когда замещающие родители не справляются с поведением ребенка, не принимая его взросление.
А.В. Махнач, рассматривая причины распада семейных отношений, выделил следующие факторы распада замещающей семьи: неподготовленность замещающих родителей к проявлению особенностей физического и умственного развития сироты; идеализированные ожидания родителей, которые ребенок не оправдал; эмоциональное выгорание родителей; хронические болезни ребенка (соматические и психические), которые могут проявиться в подростковом возрасте; поведенческие проблемы подростков в пубертатном периоде [3].
Таким образом, немногочисленные научные исследования в области деструкции детско-родительских отношений в основном выделяют негативные особенности замещающих родителей, их низкий воспитательный потенциал. На наш взгляд, эти причины более неоднозначны, прежде всего, потому, что с точки зрения субъектного подхода воспитание всегда двусторонний процесс, охватывающий всех участников воспитательного пространства замещающей семьи. Помимо этого, популяция приемных детей и замещающих родителей неоднородна по своему составу. Так, все приемные дети отличаются друг от друга:
- по возрасту (в замещающую семью могут быть приняты дети младенческого, раннего, дошкольного и, реже, подросткового возраста);
- по наличию или отсутствию кровных родственников (дети, имеющие кровных родственников, и «круглые» сироты);
- по социальному статусу кровной семьи (социально благополучная или неблагополучная семья);
- по длительности проживания в неблагополучной кровной семье (чем дольше ребенок проживает в асоциальной семье, тем больший негативный жизненный опыт он приобретает);
- по длительности проживания в интернатном учреждении (чем больший у ребенка стаж проживания в детском доме, тем более прочно усваиваются специфические навыки коллективной жизни).
Каждая выделенная особенность жизни ребенка до принятия его в замещающую семью оказывает влияние на дальнейшее взаимодействие с приемными родителями. Так, например, психологические особенности каждого возрастного периода обуславливают закономерные поведенческие проявления ребенка; проживание ребенка в социально-благополучной кровной семье до ее потери создает благоприятный фон личностного и психического развития ребенка; длительное проживание в интернатном учреждении и приобретенные там навыки коллективной жизни будут препятствовать позитивному взаимодействию с окружающими и т.д.
Замещающие родители так же, как приемные дети, будут иметь различия:
- по возрасту (возрастной диапазон замещающих родителей может колебаться от 25 до 60 лет, чаще замещающими родителями становятся в возрасте 40-50 лет):
- по мотивации принятия в семью приемного ребенка;
- по наличию или отсутствию собственных детей;
- полные - неполные замещающие семьи;
- по количеству принятых на воспитание детей;
- по образованию замещающих родителей;
- по длительности воспитания приемных детей.
Несмотря на выделенные отличия, каждая замещающая семья призвана создать благоприятные, комфортные условия для развития приемного ребенка, способствующие его социализации, усвоению социально-позитивных норм общества. Вместе с тем, несмотря на усилия замещающих родителей, возвраты приемных детей продолжаются. Поэтому нам представляется необходимым рассмотреть причины деструкции детско-родительских отношений в замещающей семье.
Материалом исследования стали диалоги замещающих родителей на сайтах [4-7] за 2010-2017 гг. Всего были рассмотрены высказывания 90 участников форумов для замещающих родителей. Следует отметить, что наиболее активно эта проблема обсуждалась в 2010-2015 гг. На наш взгляд, это связано с широким обсуждением этого вопроса в средствах массовой информации.
Замещающие родители достаточно широко дискутировали по проблеме возвратов приемных детей в социальных сетях, где они свободно, без осуждения общества, могли высказываться по данному вопросу, объясняя со своей точки зрения возникновение деструктивных детско-родительских отношений в замещающей семье, чаще в подростковом возрасте. 10% участников форумов высказались с осуждением замещающих родителей, прекративших семейные отношения с приемных ребенком. Они полагали, что деструктивное поведение приемных детей в подростковом возрасте является закономерным и не отличается от поведения других подростков, воспитывающихся кровными родителями. Эти замещающие родители имели небольшой стаж воспитания приемного ребенка (от 1 года до трех лет).
Среди причин возвратов приемных детей в качестве основной назывались особенности поведения приемных детей в подростковом
возрасте (50% замещающих родителей). Несмотря на нравственное воспитание в замещающей семье, положительный пример жизни этой семьи, приемные дети склонны к воровству, пьянству, бродяжничеству, вранью, насилию к членам семьи, особенно к младшим детям. Приведем пример рассказа участницы диалога: «Ребенок прожил в семье 11 лет. Мы с мужем усыновили его в четыре года. Сейчас он превратился в чудовище - ВООБЩЕ ничего не хочет делать, ворует деньги у нас и одноклассников. «Иди на ***, ты мне не мать / да ты *** / да что ты понимаешь в моей жизни». Часто попадает в милицию, не приходит ночевать» [7]. Эти особенности поведения приемных детей 20% замещающих родителей, участников диалогов, связали с неблагоприятным генетическим фоном или так называемой «дурной наследственностью», т.к. большинство приемных детей рождено от социально неблагополучных родителей. Пример рассказа участницы форума: «Взяла девочку трехмесячную. Сейчас ей 15 лет. Это что-то. Дома не ночует, шалавится, выпивает, на нас наплевать, ворует, причем начала с 7 лет. Уговоры, психологи, реабилитационные центры - все без толку. Зов крови налицо, общается с себе подобными» [7].
Замещающие родители также полагали, что особенности поведения приемных детей связаны с тем, что нормы нравственных детско-родительских отношений закладываются в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает навыки взаимоотношений с окружающими людьми, усваивает социальные нормы, у ребенка формируется иерархия мотивов поведения, представление о нравственных ценностях семьи и человеческого общества в целом. Для приемных детей из социально неблагополучных семей характерно отсутствие или извращенное представление о нравственных нормах.
Замещающие родители также отметили, что вследствие депривацион-ных условий развития в раннем возрасте у приемных детей отмечается низкий уровень усвоения ценностей замещающей семьи, отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми. При взаимодействии с окружающими людьми нет границ дозволенного, что вызывает раздражение и дистанцирование от совместной деятельности, создавая ситуацию отвержения в коллективах. Особенности поведения приемных детей проявляются в следующем:
- вспышки агрессивности, проявляющиеся в желании сделать больно другим; в мстительности, враждебности; в насилии по отношению к членам замещающей семьи (вплоть до причинения увечья);
- частые истерики даже на положительные события жизни;
- неуверенность в будущем, выражающаяся в постоянном чувстве беспокойства, тревожности и т.д.;
- чувство стыда за свое прошлое, которое поначалу приводит к фантазированию, а затем к бесконечному вранью.
Замещающие родители также отметили, что специфическое поведение приемных детей также формируется в результате влияния особенностей воспитания в детских домах:
- чрезмерная потребность внимания, достигаемая негативными поступками;
- иждивенческая позиция («все должны», «все должно быть на подносе»);
- желание удовлетворения любой ценой всех потребностей и прихотей, даже путем скандалов, шантажа, воровства;
- оценка происходящих событий с точки зрения выгоды для себя (хорошо зная свои права, приемные дети манипулируют окружающими);
- противодействие воспитательным мероприятиям (хорошо зная обязанности взрослых,
демонстрируют протестное поведение даже при незначительных бытовых или гигиенических требованиях).
Свои требования, вытекающие, по мнению приемного ребенка, из его прав, он предъявляет замещающим родителям в ультимативной форме. В результате появляются протестные реакции при лечении, при выполнении бытовых дел. (Из рассказа приемной матери: «Пока по голове гладишь, все хорошо. Как только потребовал, сразу же превращаешься в злого воспитателя») [7]. У замещающих родителей отсутствуют средства наказания, поэтому приемные дети начинают ловко манипулировать взаимоотношениями в семье. Одна из участниц диалогов так описывает взаимоотношения с приемной дочкой 10,5 лет, 6 лет проживающей в ее семье: «Когда стараешься сглаживать острые углы, наша девочка наглеет, полностью становится неуправляемой». Другой пример: «Слишком много требований от приемных родителей и никаких действий от них. Я поражаюсь изощренности и изворотливости приемных детей. Какие они хитрые и наглые. Они знают все свои права. Они знают наши обязанности. Крутят, вертят этим, как хотят, как им выгодно. Дети говорят окружающим то, что от них хотят услышать. Эти дети сильно отличаются от домашних детей» [6].
Еще один фактор, осложняющий взаимоотношения в замещающей семье, выделили участники форумов - сохранение связей с кровными родственниками или их поиск, отмечая, что после общения с кровными родственниками дети становятся невменяемыми, неуправляемыми. Зачастую родственники настраивают детей против замещающих родителей: «Разве она мать? Родная мать так не поступит», «Только деньги твои тратит», «Никогда они тебя не будут любить так, как родные» и т.д.
По нашему мнению, приемные дети из неблагополучных семей часто испытывают чувство стыда за своих родственников, обиды за то, что они оставили их в детском доме. Обида, особенно на биологическую мать, проецируется на замещающих родителей, что является серьезным деструктивным фактором.
Анализ диалогов замещающих родителей позволил нам выделить еще один фактор, осложняющий их жизнедеятельность, - пристальное внимание к внутрисемейным отношениям со стороны общественности (соседей, органов опеки, социальных служб, педагогов, полиции, средств массовой информации). Оказывая моральное давление на замещающих родителей, такое внимание формирует у них гиперответственность за результаты воспитания приемного ребенка, которая блокирует установление доверительных отношений в семье, конструктивный выход из конфликтных ситуаций. Приведем пример высказывания замещающего родителя: «Помощи от них никакой. Я уже боюсь звонков, боюсь, когда ко мне обращаются учителя. Я все время жду от них, что ребенок натворил в этот раз, что я не так делаю» [6].
90% родителей, участвовавших в диалогах на форумах, отметили низкую мотивацию приемных детей к обучению, хроническую неуспеваемость, отсутствие стремления к достижению: «При малейших трудностях ребенок перестает выполнять даже простые задания, впадает в ступор, отвергая даже попытки помощи». Школьная дезадаптация создает ситуацию социальной неуспешности, поиска путей повышения значимости в собственных глазах, как правило, в асоциальных компаниях, где
приветствуется употребление алкоголя, наркотических и психотропных средств. После попадания в подобные компании поведение приемного ребенка становится вообще неуправляемым.
Более половины участников форумов отметили формализм, а зачастую и отсутствие помощи от служб сопровождения замещающей семьи. Замещающие родители подчеркивали, что им часто не хватает простого человеческого внимания, поддержки, одобрения.
Лишь 5% замещающих родителей отметили, что их ожидания от совместной жизни с приемным ребенком не совпали с реальностью.
На основе проведённого анализа диалогов замещающих родителей можно сделать следующие выводы:
1. Основные факторы деструкции детско-родительских отношений можно сгруппировать следу ю-щим образом:
- со стороны ребенка: особенности поведения приемных детей в подростковом возрасте; сохранение связей с кровными родственниками или их поиск;
- со стороны общественности: пристальное внимание к внутрисемейным отношениям; социальная неуспешность; формализм или отсутствие помощи от служб сопровождения замещающей семьи;
- со стороны замещающих родителей: гиперответственность за результаты воспитания приемного ребенка.
2. Службам психолого-педагогического сопровождения необходимо преодолеть формализм при оказании поддержки замещающей семьи.
3. Обучение работников образования и социально-психологических служб эффективному взаимодействию с замещающей семьей.
Примечания:
1. Солонченко С.С. Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 516-518.
2. Бутырина Т.В., Чермянин С.В. Особенности психологического состояния воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 5, № 1. С. 18-26.
3. Махнач А.В. Диагностика жизнеспособности и ресурсности замещающих семей как условие профилактики отказов от приемных детей // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2016. Т. 1, № 1. С. 227-253.
4. Форум приемных родителей «В семью!». URL: https://v7u.org/viewtopic. php?t=6217 (дата обращения 30.09.2017).
5. Detkam.su: портал для всей семьи. URL: http://detkam.su/ (дата обращения 30.09.2017).
6. Форум приемных родителей «Жизнь, как она есть» URL: https:// adopting.ru/https://adopting.ru/viewtopic.php?t=322&start=40 (дата обращения 25.09.2017).
7. Woman.r: Интернет для женщин. URL: http://www.woman.ru/kids/medley5/ thread/4151142/ (дата обращения 30.09.2017).
References:
1. Solonchenko S.S. Return of children from foster families. Situation analysis // The Young Scientist. 2017. No. 15. P. 516-518.
2. Butyrina T.V., Chermyanin S.V. Peculiarities of the psychological state of pupils of an orphanage returned from foster families // Bulletin of Leningrad State University of A.S. Pushkin. 2012. Vol. 5, No. 1. P. 18-26.
3. Makhnach A.V. Diagnostics of the viability and resource of foster families as a condition for the prevention of refusals from adopted children // Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology. 2016. Vol. 1, No. 1. P. 227-253.
4. "To the family!" Forum of foster parents. URL: https://v7u.org/viewtopic. php?t=6217 (date of access: September 30, 2017).
5. Detkam.su: the portal for the whole family. URL: http://detkam.su/ (date of access: September 30, 2017).
6. "Life as it is" Forum of foster parents URL: https://adopting.ru/https:// adopting.ru/viewtopic.php?t=322&start=40 (date of access is September 25, 2017).
7. Woman.r: Internet for women. URL: http://www.woman.ru/kids/medley5/ thread/4151142/ (date of access: September 30, 2017).