Научная статья на тему 'Десоциализация и личностные формы отчуждения в обществе'

Десоциализация и личностные формы отчуждения в обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1457
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ / ALIENATION / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЛИЧНОСТНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / PERSONAL ALIENATION / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТАПЫ ОТЧУЖДЕНИЯ / STAGES OF ALIENATION / БУФЕРНАЯ ЗОНА ОТЧУЖДЕНИЯ / THE BUFFER ZONE OF ALIENATION / DESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рубанцова Тамара Антоновна, Крутько Елена Александровна

В статье рассматриваются проблемы десоциализации и отчуждения личности в социальном пространстве. Целью статьи является проведение социально-философского анализа условий возникновения и этапов развития этих форм и выявление типов и форм личностного отчуждения в обществе. В статье анализируется комплекс объективных и субъективных социальных условий, при которых происходит десоциализация личности. Как отражение процессов социального отчуждения, выявляется буферная зона отчуждения. В результате процесса социального отчуждения происходит десоциализация личности, что приводит к самоотчуждению и ее аккультурации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DE-SOCIALIZATION AND PERSONAL FORMS OF ALIENATION IN SOCIETY

The article considers the problem of de-socialization and alienation of an individual in the social space. The aim of the article is to conduct a socio philosophical analysis of the conditions of the emergence and development stages of these forms and identification of types and forms of personal alienation in society. The article analyzes the complex of objective and subjective social conditions which lead to de-socialization of an individual. The buffer zone of alienation is examined in the article as a reflection of social exclusion processes. De-socialization of the individual is the result of social exclusion process which leads to alienation and its acculturation.

Текст научной работы на тему «Десоциализация и личностные формы отчуждения в обществе»

УДК 316.33

ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ

Т.А. Рубанцова

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия

rtamara@nqs.ru

Е.А. Крутько

Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Новосибирск, Россия

e.a.krutko@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы десоциализации и отчуждения личности в социальном пространстве. Целью статьи является проведение социально-философского анализа условий возникновения и этапов развития этих форм и выявление типов и форм личностного отчуждения в обществе. В статье анализируется комплекс объективных и субъективных социальных условий, при которых происходит десоциализация личности. Как отражение процессов социального отчуждения, выявляется буферная зона отчуждения. В результате процесса социального отчуждения происходит десоциализация личности, что приводит к самоотчуждению и ее аккультурации.

Ключевые слова: отчуждение, личность, личностное отчуждение, десоциализация, этапы отчуждения, буферная зона отчуждения.

Б01: 10.17212/2075-0862-2016-4.1-86-93

Проблемы социального отчуждения личности в современном обществе становятся всё более актуальными. Процессы десоциализации и развитие личностных форм отчуждения в социальном пространстве и трансформация идентичности человека затрагивают все сферы бытия и определяют новую структуру социальных отношений.

Специфика постмодернистского общества предполагает возникновение новых форм мировоззрения, которые формируется под влиянием информационных технологий и глобализации во всех сферах общества. Формирование иной социальной картины мира и ценностных уста-

новок приводит к отчужденному отношению современного человека с окружающей действительностью. Отчуждение является неизбежным фактом человеческого существования, поэтому существует немало определений в понимании и определении отношения к нему. Отчуждение может фиксироваться и как отрыв от большого мира и процесса, и как отчуждение человека от собственной природы, т. е. отказ человека от того пути, который был предписан ему природой или сущностью. В настоящее время отчуждение человека не только не исчезает, но, напротив, нарастает, приобретает новые формы и содержание, становится сущностной характеристикой че-

ловека и общества. Проблемы отчуждения затрагивают все сферы общества. Как отмечает Т.А. Рубанцова, «глубочайшие глобальные кризисы... заставляют критически пересмотреть прежние идеалы прогресса и просвещения» [5, с. 5]. Причиной отчужденного состояния личности могут являться многие факторы: социальная, экономическая или политическая ситуации, мен-тальность, оскудение культурного наследия, нивелирование ценностей.

На личностном уровне проявление отчуждения проявляется в пассивности, в эмоционально неустойчивых состояниях, дисгармонии в общении, во внутренних переживаниях [3, с. 45]. Современные ученые выделяют следующие типы личностного отчуждения: эмоциональное, когнитивное, социальное и поведенческое.

Эмоциональному отчуждению подвержены люди, у которых в раннем детстве не был заложен эмоциональный фундамент — доверие к окружающим, активность познающей воли, коммуникабельность. Они стремятся обезопасить себя от решения незнакомых задач, постоянно находятся в тревожном ожидании, зависимы от мнения окружающих [7, с. 9]. Отчуждение на когнитивном уровне формируется в детском возрасте через осознание отсутствия общности интересов, чувства одиночества, безразличия сверстников. Личность, пережившая отчуждение на когнитивном уровне, постоянно пребывает в напряжении, в состоянии диссонанса. Социальный тип отчуждения чаще всего проявляется в подростковом возрасте, когда ролевой конфликт и возникающая вместе с ним напряженность и фрустрация мешают личности интегрироваться в социальную систему, приводят к усвоению ложных ценностей и мотиваций, а затем проявляется и во взрос-

лой жизни. Проявление отчуждения в поведении проявляется в неспособности адекватно оценить ситуацию, предусмотреть последствия своих действий, справиться с эмоциями [4, с. 34—45].

К условиям, которые продуцируют отчуждение, относятся личностные формы отчуждения: отрицательные черты характера и личностные качества индивида (лень, отсутствие ответственности за свои поступки), психические расстройства, алкоголизм и наркомания.

Воспитание в неблагополучной семье является одним из ранних источников деформации личности, которое позже приводит к состоянию отчужденности. Разрушительная сила, негативно воздействующая на развитие, зачастую заключена в асоциальном образе жизни семьи в раннем детстве. Отсутствие благоприятных условий психического и социального развития, нарушение процесса социализации ведут к формированию различных форм социального отчуждения личности.

Потеря социальной ответственности человека — это одно из условий возникновения отчуждения. Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и моральное отношение личности к обществу (человечеству) в целом, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. С точки зрения социальной философии ответственность рассматривается как способность и возможность человека выступать в качестве субъекта своих действий, способность (намеренно, добровольно) выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор и достигать определенного результата.

Социальная ответственность человека — ответственность личности перед другими людьми выполнять свои обязательства. Социальная ответственность не предполагает, что человек может выбирать: он просто следует обязанностям, предписанным его роли. Конечно, он может выбирать саму роль, но выбрав ее, он далее обязан подчинить себя ее функционалу, иначе он прослывет безответственным человеком. Поэтому социальную ответственность можно также назвать ролевой ответственностью. В случае ролевой ответственности человек ограничивается одним выбором какой-либо роли в начале, а затем живет по плану (сценарию) этой роли. Практический эффект ролевой ответственности в том, что не надо постоянно погружаться в экзистенциальные размышления по поводу своих действий.

К условиям возникновения отчуждения можно отнести 1) отрицательные черты характера и личностные качества индивида, осложняющие его вхождение в коллектив и приводящие к конфликтам в коллективе; 2) непонимание индивидом своего «Я»; 3) неумение ориентироваться в реальной обстановке; 4) отсутствие коммуникативных качеств; 5) непонимание смысла жизни, приводящее к отчужденному состоянию индивида, к его самоотчуждению. От отчужденного индивида ускользает и целостность мира, и источник той силы, которая эту целостность производит, т. е. сам индивид в качестве действующего субъекта [2, с. 17]. Для отчужденного субъекта понятие онтологического смысла его существования не может быть осуществлено. Нежелание учиться или работать как условие возникновения отчуждения выражается в чрезмерной приверженности индивида к удовольстви-

ям, веселому времяпрепровождению, развлечениям [7, с. 14].

Таким образом, с самого детства человек получает соответствующее представление об окружающем его мире, унаследует определенные традиции и нормы поведения, начинает понимать, что противоречит общепринятым правилам жизни, а что нет, и с учетом этих правил действует и поступает, принимает те или иные решения. Иначе говоря, человек осознает свою ответственность перед другими, перед государством, перед обществом, и он не должен совершать такие поступки, которые причиняли бы ущерб всем остальным.

При наличии у человека, находящегося в пограничном состоянии, одного из условий возникновения отчуждения возникает когнитивный диссонанс, конфликт, который приводит к конфликту личности со средой, когда имеющаяся информация противоречит его представлениям о мире. Социальное отчуждение проявляется у отчужденного индивида в отсутствии собственной социальной ниши.

Объективные условия возникновения социального отчуждения у человека приводят к отчуждению субъективному, которое проявляется в формировании отрицательных черт характера и личностных качеств, что осложняет его восприятие объективной действительности и приводит к конфликтам, непониманию, неумению ориентироваться в реальной обстановке, отсутствию коммуникативных качеств. Субъективную сторону отчуждения образуют закономерные изменения индивидуального и общественного сознания, проявляющиеся в деформации духовно-нравственных чувств и мыслей. Данные трансформации приводят к потере идентичности субъекта, его изолированности от общества [6, с. 112].

Существование человека — это всегда существование в мире. Всю эту совокупность факторов можно, по мнению исследователя В.В. Дроздова, определить как «буферные структуры» [1, с. 50]. Их важнейшая роль состоит в адаптации «бесконечного и безусловного» мира к «конечному и обусловленному» его проявлению — человеку. В данном случае не важно, что или кто является конечным основанием мира: материя, Абсолют или Бог. Важно другое: буферные структуры, с одной стороны, связывают человека с миром, а с другой — отделяют и в известной мере отчуждают мир от человека, «извращают» мировосприятие последнего. Это, в частности, ведет к своеобразному «эффекту симулякров», когда буферные структуры замещают, подменяют собой для человека сам мир и благодаря этому воспринимаются, осознаются им в качестве последнего. Поэтому «отчужденность» от человека «буферных структур» воспринимается им как чуждость самого мира [Там же].

Комплекс социальных условий (объективных и субъективных), при которых формируется маргинальное поведение личности как отражение процессов социального отчуждения, называется буферной зоной отчуждения. Существуют буферные зоны природы, социума, самопознания и т. д. В структуре буферной зоны природы смена системы ценностей является важнейшим условием смены «типа видения» природы, а следовательно, отношения к ней. Так, в архаических культурах человек «слит» с природой, а потому не чужд ей, как она ему. В буферной зоне социума именно система ценностей и ценностных ориентиров возникает в преддверии или «вслед за» социальными преобразованиями, превращаясь тем самым в одно из условий ново-

го типа социального отчуждения. Дело в том, что социум, «выстраивая» ту или иную систему ценностей, делает приоритетными одни из них и менее приоритетными либо вообще исключает из шкалы ценностей — другие. Это, в свою очередь, ведет к тому, что различные социальные группы и общественные слои, не сориентированные на подобную шкалу ценностей, исповедующие другие ценности, воспитанные в других ценностях, с большой долей вероятности могут оказаться фактически отчужденными от большинства материальных и даже духовных благ, социальных институтов, тех или иных видов общественно полезной деятельности и т. д. В этом смысле ценности либо их смена, переструктурирование и прочее могут быть отнесены к числу условий, порождающих социальное отчуждение [Там же, с. 94—95].

Маргинальная личность, попадая в буферную зону социального отчуждения, испытывает нарушение и разрыв социального общения и социальных связей, что приводит к ее психологической дезадаптации. Первая ступень — это деформация, а затем и отказ от конструктивных ценностных установок господствующей культуры, т. е. происходит ценностное отчуждение ребенка в рамках социального отчуждения. На данном этапе формируется конформистский (низкий) уровень социального отчуждения личности. На этом этапе буферного отчуждения в своей зоне человек ищет пути своей индивидуализации и социализации. Он вступает в новые коммуникативные связи андеграунда и начинает усваивать новые для себя нормы субкультуры. Этот уровень можно назвать индифферентным (средним) уровнем социального отчуждения личности. В процессе общения в среде андеграунда человек усваивает новые нормы

поведения, общения и принимает ценностные ориентации, которые основываются на отрицании общепринятых ценностей. В данный период он фактически утрачивает связь с представителями социальных институтов (семья, школа) и вступает в новый этап деформации ценностей, переходя в разряд отвергающего (высокого) уровня социального отчуждения.

Высшей ступенью отчуждения человека является его самоотчуждение, которое проявляется в аморализме, агрессии, эгоизме, что приводит к кризису идентичности личности человека. Ценности субкультуры андеграунда становятся базовыми элементами мировоззрения маргинальной личности, его идеологией, т. е. частью его бытия. Вернуть в нормальное общество такого человека достаточно сложно.

В буферной зоне самопознания утрата либо смена ценностей, их переструктурирование способны стать одним из условий отчуждения. В частности, в тех случаях, когда человек не в состоянии посредством собственной деятельности воплотить такие ценности в собственную жизнь и более того, вместо ожидаемых (соответствующих шкале его ценностей) результатов он более или менее постоянно получает нечто нежданное, чуждое, враждебное и т. д.

В результате процесса социального отчуждения происходит десоциализация и маргинализация личности — это процесс, в ходе которого человек под влиянием ряда социокультурных, экономических, правовых и других факторов оказывается вынужден подвергнуть имеющиеся у него ценностные ориентации, роли, нормы поведения изменениям, глубина которых обусловлена спецификой и особенностями функционирования неформальных группировок, в которые он попадает на улице.

Механизм десоциализации маргинальной личности представляет собой принятие им норм уличной субкультуры в качестве социально-психологической защиты от одиночества и воздействия окружающего социального контекста, из которого он оказался выключен. Можно выделить следующие особенности десоциализации маргинала: 1) личность находится в ситуации выбора между принятием норм и требований, предъявляемых жизнью на улице, и нормами уличной субкультуры; 2) человек чаще склоняется в сторону норм уличной субкультуры. Результатом такого выбора становится еще более глубокая десоци-ализация; 3) причины глубокой, часто необратимой десоциализации личности в условиях улицы обусловлены спецификой и особенностями жизни на улице и отношением к такой жизни общества.

Данные особенности обусловлены рядом объективных и субъективных факторов, действующих в жизненном пространстве человека. Субъективными факторами десоциализации маргинала являются тотальное недоверие к окружающим, статус в уличной иерархии, готовность отвечать ожиданиям уличного сообщества. Совокупность указанных факторов способствует устойчивому воспроизводству процесса десоциализации личности в условиях андеграунда. Этапы десоциализации личности можно назвать ступенями маргинализации. Представляется, что главным критерием для отнесения к той или иной ступени является степень отрыва маргинальной личности от социальных форм взаимодействия. Необходимо выделить три ступени десоциализации.

На первом этапе начинает формироваться буферная зона социального отчуждения, в которой у человека начина-

ют оформляться ценностные деформации, чаще всего она протекает незаметно для окружающих.

Вторая ступень — частичная десоциа-лизация. Особенность этой ступени состоит в том, что дальнейшее развитие разрыва социальных связей приводит к частичному разрыву связей человека с семьей, коллегами. Условия, благоприятствующие развитию маргинализации, и сила их воздействия увеличиваются, так как ухудшается положение личности в семье и на работе. На этом этапе возникает коммуникативное и культурное отчуждение в буферной зоне, иными словами — декультурация личности.

Третья ступень — полная десоциализа-ция. Она характеризуется почти полным разрывом с работой и семьей. На этой стадии процесс отчуждения зашел уже далеко и человек в ряде случаев активно противится позитивному воздействию со стороны родственников и коллег, происходит самоотчуждение личности.

Наличие ступеней десоциализации связано с тем, что поведение людей изменяется под воздействием как внутренних, так и внешних условий. Переход от одной ступени к другой, как правило, является результатом длительного процесса его асоциального поведения, недостатком общения в семье и всё возрастающего влияния факта пребывания в асоциальном окружении андеграунда.

С философской точки зрения переход от одной стадии к другой является проявлением перехода количественных признаков в качественные по мере их накопления с течением времени. Каждая последующая стадия вытекает из предыдущей, являясь ее продолжением, но уже на качественно ином уровне, включает в себя новые признаки, не сводимые к предшествовавшим

на более ранней стадии. По мере перехода человека от одной стадии десоциализации к другой его связь с семьей и коллегами, социальной средой и ценностями доминирующего сообщества ослабевает, а личность приобретает всё более и более маргинальные черты.

Типичными проявлениями десоциали-зации личности являются пьянство, наркомания, токсикомания, воровство, ношение ножей, игровая зависимость и иные пороки. В поступках десоциализированных маргиналов можно выделить две черты: нежелание и неумение соблюдать правила, устанавливаемые обществом, и внутреннюю «готовность» к совершению правонарушений. Если начальные формы десоциали-зации личности не были замечены семьей, коллегами, общественностью, это создает возможность для дальнейшего усугубления этого явления.

Помимо десоциализации представляется возможным выделить также такую форму отклонения индивидом от норм окружающего его общества, как декультурация, или культурное отчуждение. Одно из важнейших отличий социализации и культу-рации индивида состоит в том, что первый процесс является включением человека в существующую систему общественных отношений, тогда как второй не делает принципиального различия между современным и прошлым, приобщая индивида как к культурному наследию, так и к современной культуре. Это объясняется тем, что общество не осуществляет свое предметное бытие так, чтобы оно сохранялось в веках, а культура овеществляет свои творения и тем самым сохраняет их, делая возможным их извлечение из ее исторической памяти тогда, когда это становится необходимым. Таким образом, культура обретает новое ка-

чество — быть «ненаследственной памятью человечества», способом хранения и передачи культурной информации.

В результате процесса социального отчуждения происходит десоциализация личности — процесс, в ходе которого человек под влиянием ряда социокультурных, экономических, правовых и других факторов оказывается вынужден подвергнуть изменениям имеющиеся у него ценностные ориентации, роли, нормы поведения. Глубина этих перемен обусловлена спецификой функционирования неформальных группировок, в которые попадает человек. Механизм десоциализации личности представляет собой принятие им норм неформальной субкультуры в качестве социально-психологической защиты от одиночества и воздействия окружающего социального контекста, из которого он оказался выключен.

Десоциализация личности с неизбежностью сопровождается и его декульту-рацией: по мере выпадения индивида из социума ослабляются и его связи с культурой, миром общепринятых ценностей и идеалов общества. Сам духовный мир личности маргинализируется. Поскольку культура изначально представляет собой коммуникативную систему, транслирующую накопленный поколениями опыт и интегрирующую людей в единое сообщество, разделяющее общие ценности, декультурация личности выполняет дезинтегрирующую и десоциализирую-щую функцию. Дезинтегрирующая функция культурного отчуждения проявляет себя в ряде деструктивных феноменов, к числу которых можно отнести расшатывание или полное исчезновение культурных принципов, лежащих в основе верований и традиций, а также распад единого куль-

турного пространства на множество подпространств (субкультур). В культурах традиционного типа возможность выпадения индивида из сообщества сведена до минимума благодаря устойчиво разработанным, веками отлаженным каналам социализации. В структурах современного общества постмодерна с высокой степенью инвариантности и автономии личности, децентрацией, расколотостью общества на части, с плюрализмом и фрагментари-зацией возможность маргинализации личности значительно повышается.

Литература

1. Дроздов В.В. Философский анализ структуры отчуждения и «механизма» его функционирования: дис. ... канд. филос. наук. — Магнитогорск, 2004. - 140 с.

2. Мурасова А.Р. Педагогическое сопровождение культурного самоопределения студентов. - Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2009. - 131 с.

3. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не государственными организациями по профилактике детской безнадзорности: методические рекомендации. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. — С. 14.

4. Попова О.А. Преодоление социального отчуждения как условие снижения делинквент-ности в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. — Тамбов, 2010. — 297 с.

5. Рубанцова ТА. Гуманизация современного образования. — Новосибирск: Изд-во СО РАН. — 252 с.

6. Рубанцова ТА, Крутько ЕА. Детская безнадзорность как феномен социального отчуждения // Идеи и Идеалы. — 2013. — № 1 (15), т. 1. — С. 107—114.

7. Силяева АА. Феномен отчуждения подростков: социально-психологическая помощь средствами иппотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05. — М., 2008. — 26 с.

DE-SOCIALIZATION AND PERSONAL FORMS OF ALIENATION IN SOCIETY

T.A. Rubantsova

Siberian State Transport University, Novosibirsk, Russian Federation

rtamara@nqs.ru

E.A. Krutko

The Siberian Institute of PublicAdministration — the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russian Federation

e.a.krutko@mail.ru

The article considers the problem of de-socialization and alienation of an individual in the social space. The aim of the article is to conduct a socio - philosophical analysis of the conditions of the emergence and development stages of these forms and identification of types and forms of personal alienation in society. The article analyzes the complex of objective and subjective social conditions which lead to de-socialization of an individual. The buffer zone of alienation is examined in the article as a reflection of social exclusion processes. De-socialization of the individual is the result of social exclusion process which leads to alienation and its acculturation.

Keywords: alienation, identity, personal alienation, de-socialization, stages of alienation, the buffer zone of alienation.

DOI: 10.17212/2075-0862-2016-4.1-86-93 References

1. Drozdov VV Filosofskii analiz struktury otchu-Zpdeniya i "mekhanizma" ego funktsionirovaniya. Diss. kand. filos. nauk [Philosophical analysis of structure of alienation and "mechanism" of its functioning. PhD in philosophy diss.]. Magnitogorsk, 2004. 140 p.

2. Murasova A.R. Pedagogicheskoe soprovozhdenie kul'turnogo samoopredeleniya studentov [Pedagogical maintenance of cultural self-determination of students]. Ulyanovsk, UlGTU Publ., 2009. 131 p.

3. Organizatsiya vzaimodeistviya spetsializirovan-nykh uchrezhdenii dlya nesovershennoletnikh, nuzhdayush-chikhsya v sotsial'noi reabilitatsii, s ne gosudarstvennymi organizatsiyami po profilaktike detskoi beznadzornosti: metodicheskie rekomendatsii [The organization of interaction of specialized institutions for the minors who heed social rehabilitation in non-state organizations for prevention of children's neglect: Methodical recommendations]. Moscow, Gosdarst-vennyi nauchno-issledovatel'skii institut sem'i i vospitaniya Publ., 2002, p. 14.

4. Popova O.A. Preodolenie sotsial'nogo otchuzhdeni-ya kak uslovie snizheniya delinkventnosti v podrostkovom vozraste. Diss. kand. psikhol. nauk [Overcoming of social exclusion as a condition decrease in at teenage age. PhD in psychology diss.]. Tambov, 2010. 297 p.

5. Rubantsova T.A. Gumanizatsiya sovremennogo obrazovaniya [Humanization of modern education]. Novosibirsk, SB RAS Publ., 2000. 252 p.

6. Rubantsova T.A., Krut'ko E.A. Detskaya beznadzornost' kak fenomen sotsial'nogo otchuzh-deniya [Children's neglect as phenomenon of social alienation]. Idei i Idealy — Ideas and Ideals, 2013, no. 1 (15), vol. 1, pp. 107-114.

7. Silyaeva A.A. Fenomen otchuzhdeniya podrostkov: sotsial'no-psikhologicheskaya pomoshch' sredstvami ippo-terapii. Avtoref. diss. kand. psikhol. nauk [Phenomenon of alienation of teenagers: social psychological assistance by means of hippotherapy. Author's abstract of PhD in psycology]. Moscow, 2008. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.