УДК 801 : 316; 801 : 008 ББК 81.001.2 Г 68
А.А. Г орелова
Дескриптивные аспекты художественной и символической сущности языка в
описании древнерусской живописи
(Рецензирована)
Аннотация:
Для того, чтобы понять отношение между культурой и познавательными процессами, необходимо, прежде всего, рассмотреть аспекты языка. Язык является не только средством, при помощи которого мы получаем большую часть сведений о культуре и познавательных процессах, но и основным фактором, определяющим наши мыслительные процессы. Рассматривая дескриптивные аспекты художественной и символической сущности языка в описании древнерусской живописи, приступаем к изучению языка техники иконного дела, к познанию священного искусства иконы.
Ключевые слова:
Святость, мышление, восприятие, познание, духовность.
Можно по-разному воспринимать и структурировать мир, и язык, который человек познает, определяет его способ видения мира и структурирования его. Аспекты языка связаны как с особенностями культуры, так и с индивидуальными особенностями, с процессами восприятия или мышления у отдельного человека. Сегодня, когда Россия призвана к духовному возрождению, осознание самого лучшего и наиболее ценного в христианской православной традиции совершенно необходимо для создания плодотворной атмосферы, в которой станет возможным возрождение старых и возникновение новых путей в современном религиозном искусстве. За тысячу лет священное искусство иконописи выработало особое понятие о красоте, во многом отличное от светского, привычного для многих из нас. Описание красоты духовной, в своей реалии, здесь выше красоты телесной, поэтому и познание языка икон должно привлекать внимание миллионов ценителей канонического иконописного искусства во всем мире. Христианству на Руси более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство древнерусской живописи - иконописи.
Языковое обозначение исходит из названия или обычного описания подобных обстоятельств средствами языка. В языке описания иконописной мастерской изумляет какая-то удивительная тишина, наполненная светом, тишина мягкая, молитвенная, благоговейная. Иконописцы стараются восстановить древнюю технологию написания икон в соответствии с лучшими византийскими образцами. При постижении этого священного искусства, а именно, при написании образа, важно, чтобы все составляющие иконы - начиная от доски и заканчивая составом красок - были проверенными, надежными, делающими икону более долговечной. Весь процесс создания иконы соответствует древним традициям, проверенным веками. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям духовные истины христианства, язык святости. Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала.
При восприятии и познании иконы, мы часто задаем вопросы: “Кто изображен? Что изображено?”, «Почему так изображено?” [1: 73]. Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно важные и нужные. Слово «икона» [2 :15-35] пришло на Русь из греческого языка и в переводе означает «образ» [2 :17-27]. Иконопись
- это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: язык жестов и положения святых по отношению друг к другу, язык цвета красок. При этом разные языки обладают различным количеством слов, обозначающих цвета, и выделяют разные участки цветового спектра. Описание совокупности строго установленных правил и
приемов для произведений искусства данного вида называется канонами. Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ноги удлиняются, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Фигуры же пишутся немногослойно и даже облегченно, так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве. Изображение лика в иконе - самое главное. Немалое внимание уделяется и рукам, языку жестов. Каждый жест несет определенную духовную информацию. Специально для иконописцев существуют книги, где описана внешность святых, их одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Язык святости иконы являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.
Важным вкладом в науку с лингвистической точки зрения было бы более широкое развитие чувства перспективы [3 : 169-182]. Соблюдение всех канонических правил языка древнерусской живописи неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы. Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета. Язык описания предмета на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира.
Грамматика языка позволяет легко различать посредством форм, называемых видами и наклонениями, мгновенные, длительные и повторяющиеся действия и указывать действительную последовательность сообщаемых событий. Таким образом, Вселенную можно описать, не прибегая к понятию измеряемого времени [3 : 169-182]. Описание пространства и времени иконы строятся по определенным законам, отличным от законов реалистического искусства и нашего обыденного сознания. В идеале, чтобы не отвлекать внимание от главного, пейзаж исчезает и уступает место фону и пространство заполняется надписями - именем святого, словами божественного писания. В цветовом пространстве в непрерывных градациях, о соотношении между языком и действительностью, представлены три физических параметра, по которым цвета отличаются друг от друга - тон, яркость и насыщенность [3 : 169-182]. Язык описания цвета в иконе символичен. В иерархии цвета первое место занимает золотой. Это одновременно цвет и свет, а в христианской символике, как выражение языка святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Зеленый символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это цвет Святого Духа, цвет надежды, юность и бодрость. Охра, желтый фон - цвет наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золота, как напоминание о нем. Белый цвет - символ Божественного света, цвет чистоты, святости и простоты. Цвет дается в иконе локально, его границы строго определены границами предмета. Красным и синим пишутся одежды Спасителя -красный хитон и синий гиматий. Красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур); синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. Цвета одежд Богоматери те же - красный и синий, но расположены они в другом порядке: одеяние синего цвета, а поверх красный или вишневый мафорий. Небесное и земное в ней соединены иначе. Если Христос - Бог, ставший человеком, то она - земная женщина, родившая Бога. Описание света выражено в иконе, прежде всего, через золото фона, а также через светоносностъ ликов, через нимбы - сияние вокруг головы святого и светом своим озаряющие все окружающее. Язык познания древней иконы соприкасается с миром иным, нами не
видимым, божественным. Постигать его, и постигать правильно, может далеко не каждый, тем более, давать ему соответствующую художественную форму. Однако были, возможно, есть и теперь люди, которые при чистоте сердца, способного созерцать сокровенную истину, получили еще и дар - творчески воплощать в видимых образах то,
что недоступно чувственному восприятию. Иконописец, приступая к работе, всегда помнил, что осмеливается писать своей рукой вечное и Божественное. Считалось, что создание иконы зависит не только от умения мастера, но и от его души, веры и, самое главное, от помощи самого Бога. Поэтому на иконах никогда не ставили имени мастера -человек не мог быть творцом святости. По этой причине мы почти не знаем имен иконописцев, а те, что известны, дошли до нас благодаря свидетельствам летописей.
Каждую сущность, каждое понятие, каждый предмет духовного и материального мира человек может выразить словом. Но помимо словесного, вербального, отражения мира, существует и зрительное - визуальное, которое выражается линиями и красками на плоскости, или объемными предметными формами в пространстве. Прежде чем дать определение иконы, следует обратиться к психологии зрительного восприятия, где в первом случае мы видим сам объект, а во втором - его изображение, опосредованное восприятие. Следовательно, изображение при его опосредованном восприятии является символом или образом реально существующего предмета. Язык древнерусской иконописи
- это великое искусство, но недостаточно понимание иконы только как произведения изобразительного искусства. Настоящая сущность иконы очень глубока и связана с основами человеческого бытия. В последние годы люди все чаще стали обращаться к религии, находя в ней поддержку и опору в жизни. В сфере идеологии и духовной культуры понятия приобретают свое значение в большей мере благодаря тому, что они включены в словесные объяснительные системы. Именно здесь язык может играть важнейшую роль в определении представления о мире, оказывать влияние на процессы памяти и мышления человека, способствовать пониманию и непониманию других культур при изучении культуры и языка. При этом только в тех случаях, когда культура и язык сосуществуют исторически в течение значительного времени как нечто целое, в котором можно предполагать взаимозависимость между отдельными областями, и если эта взаимозависимость действительно существует, она должна быть обнаружена в результате такого изучения.
Примечания:
1. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись // Журнал Московской патриархии. 1987. № 8. 73 с.
2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978. 332 с.
3. Уорф Б.Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. 1960. Вып. 1. С. 169-182.