Научная статья на тему 'ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ГЕРМАНСКИХ И КЕЛЬТСКИХ ПЛЕМЕН ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ЕВРОПЫ'

ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ГЕРМАНСКИХ И КЕЛЬТСКИХ ПЛЕМЕН ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ЕВРОПЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средневековая культура / десакрализация / христианство / средние века / рыцарские турниры / поэзия средних веков / кельты / барды / древнегерманская культура / рыцарство / рыцарский роман / Medieval culture / desacralization / Christianity / the Middle Ages / knightly tournaments / poetry of the Middle Ages / Celts / bards / ancient Germanic culture / chivalry / chivalric romance

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрунин Сергей Сергеевич, Шибаева Михалина Михайловна

В статье рассматривается христианизация германских и кельтских племен средневековой Европы и трансформация отдельных элементов их культуры, в частности обряда инициации. При анализе данного обряда древних германцев было обнаружено, что он утратил сакральную функцию, вследствие чего стал неотъемлемой частью жизни средневекового рыцарства, неоднократно критикуемого представителями католической церкви. Сходные процессы десакрализации происходили в песенно-поэтической традиции кельтских бардов с приходом христианства. В средневековой Европе роль певцов-поэтов из религиозной трансформировалась в развлекательную. На основании проведенного анализа трансформаций, произошедших в культуре после прихода христианства, был сделан вывод о том, что христианизация Европы способствовала десакрализации прежде сакральных элементов культуры древних германских и кельтских племен, что и определило своеобразие средневековой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESACRALIZATION OF THE CULTURE OF ANCIENT GERMAN AND CELTIC TRIBES UNDER THE INFLUENCE OF THE CHRISTIANIZATION OF EUROPE

The article examined the Christianization of Germanic and Celtic tribes in medieval Europe and the transformation of individual elements of their culture, in particular the initiation rite. When analyzing this rite of the ancient Germans, it was discovered that it had lost its sacred function, as a result of which it became an integral part of the life of medieval chivalry, repeatedly criticized by representatives of the Catholic Church. Similar processes of desacralization occurred with the song and poetic tradition of the Celtic bards with the advent of Christianity. In medieval Europe, the role of singer-poets was transformed from religious to entertaining. Based on the analysis of cultural transformations that occurred after the advent of Christianity, we concluded that the Christianization of Europe contributed to the transformation of the desacralization of previously sacred elements of the culture of ancient Germanic and Celtic tribes, which determined the originality of Medieval culture.

Текст научной работы на тему «ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ГЕРМАНСКИХ И КЕЛЬТСКИХ ПЛЕМЕН ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ЕВРОПЫ»

десакрализация культуры

древних германских и кельтских племен под воздействием христианизации европы

УДК 001; 008; 177

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-5115-84-89 С.С. Петрунин

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: underwaterstxne@gmail.com

М.М. Шибаева

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: skyday.VM@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается христианизация германских и кельтских племен средневековой Европы и трансформация отдельных элементов их культуры, в частности обряда инициации. При анализе данного обряда древних германцев было обнаружено, что он утратил сакральную функцию, вследствие чего стал неотъемлемой частью жизни средневекового рыцарства, неоднократно критикуемого представителями католической церкви. Сходные процессы десакрализации происходили в песен-но-поэтической традиции кельтских бардов с приходом христианства. В средневековой Европе роль певцов-поэтов из религиозной трансформировалась в развлекательную. На основании проведенного анализа трансформаций, произошедших в культуре после прихода христианства, был сделан вывод о том, что христианизация Европы способствовала десакрализации прежде сакральных элементов культуры древних германских и кельтских племен, что и определило своеобразие средневековой культуры.

Ключевые слова: средневековая культура, десакрализация, христианство, средние века, рыцарские турниры, поэзия средних веков, кельты, барды, древнегерманская культура, рыцарство, рыцарский роман.

Для цитирования: Петрунин С. С., Шибаева М. М. Десакрализация культуры древних германских и кельтских племен под воздействием христианизации Европы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №5 (115). С. 84-89. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2023-5115-84-89

ПЕТРУНИН СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, кафедра культурологии, Московский государственный институт культуры

ШИБАЕВА МИХАЛИНА МИХАЙЛОВНА - доктор философских наук, профессор, кафедра культурологии, Московский государственный институт культуры

PETRUNIN SERGEY SERGEEVICH - Undergraduate student at the Department of Cultural Studies, Moscow State Institute of Culture

SHIBAEVA MIKHALINA MIKHAILOVNA - DSc in Philosophy, Professor at the Department of Cultural Studies, Moscow State Institute of Culture

© Петрунин С. С., Шибаева М. М., 2023

Эстетика и художественная культура

DESACRALIZATION OF THE CULTURE OF ANCIENT GERMAN AND CELTIC TRIBES UNDER THE INFLUENCE OF THE CHRISTIANIZATION OF EUROPE

Sergey S. Petrunin

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: underwaterstxne@gmail.com

Michalina M. Shibaeva

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: skyday.VM@yandex.ru

Abstract: The article examined the Christianization of Germanic and Celtic tribes in medieval Europe and the transformation of individual elements of their culture, in particular the initiation rite. When analyzing this rite of the ancient Germans, it was discovered that it had lost its sacred function, as a result of which it became an integral part of the life of medieval chivalry, repeatedly criticized by representatives of the Catholic Church. Similar processes of desacralization occurred with the song and poetic tradition of the Celtic bards with the advent of Christianity. In medieval Europe, the role of singer-poets was transformed from religious to entertaining. Based on the analysis of cultural transformations that occurred after the advent of Christianity, we concluded that the Christianization of Europe contributed to the transformation of the desacralization of previously sacred elements of the culture of ancient Germanic and Celtic tribes, which determined the originality of Medieval culture.

Keywords: Medieval culture, desacralization, Christianity, the Middle Ages, knightly tournaments, poetry of the Middle Ages, Celts, bards, ancient Germanic culture, chivalry, chivalric romance.

For citation: Petrunin S. S., Shibaeva M. M. Desacralization of the culture of ancient german and celtic tribes under the influence of the christianization of Europe. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 5 (115), pp. 84-89. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2023-5115-84-89

Христианство является одной из наиболее влиятельных религий в мировой истории. Его распространение в Европе имело огромное значение для формирования культурной жизни западной цивилизации. Одним из наиболее интересных аспектов процесса христианизации Европы является трансформация культурных практик, связанных с архаическими верованиями германских и кельтских племен.

Для обществ доцивилизационного этапа развития, на котором находились рассматриваемые нами этнокультурные сообщества, сакральное пространство охватывало почти все аспекты человеческой жизни [3]. И более того, политеистические народы не проводили четкого разграничения между светской и духовной

составляющей социального порядка, как это было зафиксировано в христианском мире [4; 7].

Исследователь секуляризации Харви Кокс отмечал, что возникновение понимания некоторых явлений как феноменов, не связанных с духовно-мистическим началом, обусловлено сущностью Авраамических религий. В своем труде «Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте» ученый проводит отождествление библейских смыслов со снятием сакрального понимания некоторых явлений, свойственного политеистическим народам. Книгу Бытия Кокс связывает с десакра-лизацией природы, Исход - с десакрализацией власти, а Синайский союз - с возникновением светской системы ценностей [8].

Если с подобной точки зрения взглянуть на распространение христианства на территории Европы, заселенной в период поздней античности германскими и кельтскими племенами, то можно заметить трансформацию духовной культуры, связанной с архаическими верованиями. Это время традиционно рассматривается как период формирования двоеверия [6], однако в обществе происходит и десакрализация некоторых архаичных религиозно-обрядовых практик, что приводит к зарождению особой формы культуры, более не связанной с ритуально-мистической составляющей.

В связи с рассмотрением развития культуры средневековой Европы особый интерес представляет феномен средневекового рыцарства, так как на примере культуры военного сословия можно обнаружить наличие дохристианских религиозных традиций древних германцев [11].

Одной из культурных особенностей рыцарства являлось участие в турнирах. Однако сами по себе турниры, имеющие огромную популярность в христианской Европе, происходили из ритуальной практики древних германцев, связанной с обрядом инициации.

Посвящение в полноправные члены общества в древнегерманской среде включало в себя вручение юноше оружия, после чего молодой человек должен был использовать его в публичном поединке. Военные состязания носили публичный характер, в них могли принимать участие взрослые воины, жрецы и старейшины; проводились «военные игры» также и при погребении вождей [13]. Тем воинам, которым посчастливилось пройти состязание, наносились татуировки.

Как мы можем заметить, военные состязания германцев были напрямую связанны с ритуально-обрядовой составляющей жизни рассматриваемого нами народа. Однако после прихода христианства состязания теряют свой сакральный статус, вследствие чего становятся частью культуры военного сословия средневековой Европы [11].

Появление рыцарских турниров в знакомом нам виде принято связывать с XI веком; в это время они становятся важнейшей частью культурного кода средневекового рыцарства. Однако, с точки зрения духовенства, «военные игры» были недопустимы по причине того, что воины проливали кровь не за идеалы, оставленные Иисусом Христом и отцами церкви, а ради отвлекающих от спасения души развлечений и личного самоутверждения. В качестве примера осуждения рыцарских турниров со стороны духовенства можно привести обращение Жака де Витри к рыцарям. В своем обращении де Витри указывал на то, что участники турниров совершают семь грехов, а именно: им присуща «гордость, порожденная похвалами мужчин и тщеславием; зависть, так как каждый завидует тому, кто признан наиболее доблестным; ненависть и гнев, неразлучные спутники наносимых ударов, которые могут причинить рану и даже смерть» [15]. Также папы Иннокентий III в 1140 и Евгений III в 1313 годах запрещали проведение турниров; участников данных действ даже отлучали от церкви. Однако никакие запреты и критика не могли повлиять на существование данной формы состязаний военной аристократии средневековой Европы по причине того, что турниры имели утилитарное значение: рыцарям во время отсутствия войны было необходимо оттачивать свои навыки, поэтому светская власть всячески способствовала проведению состязаний. Кроме того, древнегерманские ценности и традиции, особые представления о силе, чести, доблести, доминирующие в европейском миропонимании долгое время, не могли уйти из общественного сознания сразу после прихода христианства. Именно поэтому неодобряемые церковью рыцарские турниры пользовались огромной популярностью среди публики всех сословий, развивались на протяжении всей эпохи и закончили свое существование только на закате Средних веков.

Приведенный пример о рыцарских турнирах иллюстрирует собой произведенную в христианском мире трансформацию сакральной, культово-обрядовой практики германцев в но-

Эстетика и художественная культура

вую, лишенную священного статуса, традицию военного сословия.

В качестве наиболее яркого примера трансформации ранее духовной практики в явление, лишенное всяческой связи с культово-мистической составляющей, можно отметить поэтическую традицию кельтских народов. Среди кельтов роль певцов-поэтов играли представители духовного сословия - барды. Барды связывали общество с миром мифов и легенд. Поэтические произведения часто исполнялась во время религиозных праздников и церемоний. Это помогало создавать атмосферу поклонения и связи с духовным миром богов; иными словами, кельты верили в сверхъестественные свойства поэзии [9]. Особое почитание поэтического творчества бардов отмечал Лукиан: «Своими славословиями вы [барды] выбираете из погибших на войне доблестные души, чтобы препроводить их в обитель бессмертных» [2].

Итак, как мы можем заметить, поэзия для кельтских народов была сакральным явлением, напрямую связанным с их религиозной жизнью. После прихода христианства в Европу перед служителями нового культа одной из важнейших задач стало уничтожение «языческого», «варварского» наследия [10]. Вследствие чего в христианском мире творчество бардов утратило свой сакральный статус. Некоторые барды приняли монашество, и именно с их помощью удалось сохранить дохристианскую культуру кельтов [14]; некоторые продолжили творчество поэтов-певцов, зарабатывая себе на жизнь при дворах светских властителей. В средневековом Уэльсе бард - это учитель-поэт, имеющий в обществе привилегированное положение, в Ирландии же бардом считался поэт, не имеющий законченного образования [5]. Творчество средневековых поэтов певцов весьма сильно ограничивалось священнослужителями. Роберт Грейвс в своем труде «Белая богиня» отмечал, что церковь препятствовала уходящему в мифотворчество воображению поэтов, так как считала, что оно является отступлением от истины [5]. Также стоит отметить, что в данную эпоху помимо бардов существовали и другие

певцы-поэты светского мира, например, свободные трубадуры и придворные менестрели. Средневековые менестрели в отличие от бардов занимались не только музыкой и поэзией, но и увеселительными мероприятиями при дворе. Деятельность менестрелей неоднократно критиковалась со стороны духовенства по причине того, что поведение «артистов», как правило, не совпадало с христианскими ценностями. Но это не мешало существованию творчества певцов- поэтов.

Итак, как мы можем заметить, ранее сакральное явление - поэзия бардов - с приходом новой религии десакрализируется.

Если рассматривать поэзию средних веков немного шире, а не останавливаться только на творчестве певцов-поэтов, то стоит отметить, что в данный период существовала духовная литература, суть корой заключалась в приобщении мирян к сакральному миру Библейской истории. Например, до наших дней дошли такие рукописные произведения, как поэма «О житии и чудесах Богоматери», написанная Готье де Куэнси в XIII веке, в которой повествуется о том, как дева Мария помогала сбившимся с пути христианам. В поэме «Зерцало человеческого спасения», написанной анонимным автором, речь шла о жизни и страданиях Иисуса Христа. Данные стихотворные произведения интересны тем, что они были адресованы не только грамотному населению, но и тем людям, которые не умели читать: рукописные книги содержали в себе массу иллюстративных материалов, ознакомившись с которыми любой человек мог укрепиться в христианской вере. Т. е. сама по себе поэзия - в широком ее смысле - в эпоху средних веков все так же могла связывать общество с духовным миром, однако ее сакральная роль довольно-таки сильно снизилась в сравнении с дохристианским представлением. По-видимому, монахи понимали, что они создают не сакральный объект поклонения, а всего-навсего поэтическое произведение, суть которого заключалось в наставлении в христианской вере. К примеру, в монастырях Ирландии создавалось огромное количество

поэтических сочинений, однако сами монахи, не придавая им какого бы то ни было значения, записывали свои мысли в стихотворной форме на незаполненных местах и на полях книг. До наших дней сохранилось множество произведений, повествующих об окружающем мире и разных сторонах человеческой жизни. В качестве примера такого произведения можно привести стихотворение «Монах и его кот», в котором безымянный монах рассказывает о своей «дружбе» с котом, параллельно излагая свои стремления познать божественную истину [9]. Как мы можем заметить, поэзию, порождаемую в монастырях, сложно в полной мере отнести к какой-либо группе - секулярной или духовной. Поэзия порождается в монастырях и создается духовным сословием, однако сами поэтические тексты, даже если и несли в себе что-то религиозное, создавались с сугубо практической целью - для приобщения мирян к христианской религии.

Светская литература берет свое начало с возникновения нового жанра, воспевающего благородные качества военного сословия средневековой Европы - рыцарского романа. В качестве наиболее яркого примера данного жанра интерес вызывает французская песнь-сказка «Окассен и Николетта», написанная в первой половине XIII века. Интересно данное произведение по причине содержащейся в тексте цитаты, которую можно считать наиболее ярким примером трансляции мнения, противоречащего христианскому взгляду на ад и рай: «В рай пойдут лишь те люди, о которых я вам сейчас расскажу. Туда идут престарелые священники, немощные, старые калеки, что по целым дням и ночам толпятся у алтарей и старых

склепов, туда идут те, кто ходит в лохмотьях, поношенных плащах, те, кто бос, наг и оборван, кто умирает от голода, жажды, от холода и нищеты. Все они идут в рай, но мне нечего с ними делать. Мне же хочется отправиться в ад, ибо в ад идут отменные ученые, добрые рыцари, погибшие на турнирах или во время больших войн, туда идут славные воины и свободные люди; с ними мне и хотелось бы пойти. Туда же идут прекрасные благородные дамы, что имеют по два или по три возлюбленных, не считая их мужей; туда идет золото и серебро, дорогие разноцветные меха, туда идут игрецы на арфе, жонглеры и короли нашего мира» [12]. Как мы можем заметить из данной цитаты, главный герой указывает на свое желание попасть в ад, отмечая, что в аду находятся все выдающиеся люди человечества. Такой нетипичный взгляд, отраженный в средневековом произведении, позволяет нам заметить, как светская культура начинает вступать в некоторую конфронтацию с христианским мировоззрением. Интересно также и то, что рыцарские романы, хоть и являлись светскими произведениями, в которых критиковалось церковное благочестие, все же создавались духовным сословием - монахами, что указывает на то, что христианизация, способствующая строительству и духовно-образовательному наполнению монастырей, помимо этого запустила процесс развития светской литературы.

В свете изложенного можно заключить, что распространение христианства в Европе способствовало десакрализации элементов дохристианской культуры германских и кельтских племен, что и повлияло на развитие средневековой культуры.

Список литературы

1. Августин А. О граде Божьем. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_ Avgustin/o-grade-bozhem/

2. Брюно Ж. Л. Галлы: монография. Москва: Вече, 2011. 400 с.

3. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Москва: Восточная литература. РАН, 1999. 198 с.

4. Грациан «Decretum Gratiani». 2011. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Italy/XII/Ioann_Gratian/text1.phtml?id=9429

^ Эстетика и художественная культура ■Иг |

5. Грейвс Р. Белая Богиня: историческая грамматика поэтической мифологии. Монография. Москва: Прогресс-Традиция, 1999. 590 с.

6. Гуревич А. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. Москва: 1990. 396 с.

7. Де Пеньяфортский Р. Компиляция декреталий папы Григория IX. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XIII/1220-1240/GrigorijIX/dekretalii.phtml?id=9430

8. Кокс Х. Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. Москва: Вост. лит, 1995. 261 с.

9. Мурадова А. Кельты: анфас и в профиль. Москва: Ломоносов, 2010.

10. Назарова Л. А. История западноевропейской литературы Средних веков: учеб. пособие. Екатеринбург: Уральский университет, 2016. 184 с.

11. Николаева И. Ю., Карначук Н. В. История средневековой культуры. Часть II. Культура рыцарской среды: Учебное пособие. Томск: Издательство Томского университета, 2003.

12. НикулинаЕ. М. Окассен и Николетта. 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ru/INOOLD/ WORLD/okassen.txt

13. Носов К. С. Рыцарские турниры. Санкт-Петербург: Полигон, 2004. 234 с.

14. Смирнова В. А. История зарубежных литератур. Кельтский эпос. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya-zarubezhnyh-literatur-keltskiy-epos/viewer

15. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. [Электронный ресурс]. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A4/flori-zhan/povsednevnaya-zhiznj-ricarej-v-srednie-veka?ysclid=lh3l1km0m9684387144

*

Поступила в редакцию 15.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.