ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ1
В. М. ЮРЬЕВ, Л. В. СКВОРЦОВА
Основополагающей целью данной статьи является раскрытие сущности державной экономической политики и выявление критериев ее идентификации. В соответствии с этим в статье приводятся примеры проявления державной экономической политики в исторической ретроспективе, и систематизируются ее основные качественные и количественные признаки. Получен вывод, что достаточными условиями отнесения экономической политики к державной является совокупность следующих признаков: обширная территория, высокий уровень экономического развития, авторитет на международной арене, наличие суверенитета, высокий уровень развития образования и науки, военное могущество, наличие сильной власти, эффективная внутренняя политика, развитость гражданского общества, высокая степень духовного развития общества.
Ключевые слова: государственная экономическая политика, державность, признаки державности, национальная идея, экономические интересы.
Сутью державной экономической политики является сохранение собственных специфических экономических интересов в перманентном многополярном мире во благо достижения своих высших целей и приоритетов развития, но не в ущерб и не за счет разрушения суверенитета других государств, ущемления их национально-государственных интересов. При этом конкретные формы и механизмы реализации державной экономической политики строятся на принципе гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами суверенного государства. Формирование и оптимальное проявление державной экономической политики базируется на комплексной политэкономи-ческой методологии и выработке, на ее основе, механизма сохранения национальных приоритетов хозяйственного развития суверенного государства, генерирования фундаментальных принципов развития и обеспечения стабильности в глобализирующемся мировом социально-экономическом пространстве. Механизм позволит так же сохранять и организовывать расширенное воспроизводство социально-экономических параметров и ресурсов суверенных национальных государств в многополярном мире в контексте решения задач и ответов на
1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ № 6.1376.2011 по теме «Теоретико-методическое развитие политико-хозяйственной концепции «Державность» как основа модернизации России».
вызовы глобализирующейся человеческой цивилизации [2].
Обратимся теперь к истории. Многие памятники императорских правлений остались и по сей день. Одним из таких памятников является Великая китайская стена. Основатель Великой китайской стены - это китайский император Цинь Ши-хуанди. Он создал великую империю. Перед ним стояла задача - объединение государства. Если враг не сдавался, Цинь Ши-хуанди уничтожал его. Однако, если сдавался - участь была та же. Книги он не любил: приказал уничтожить все издания, не содержащие информацию по сельскому хозяйству, военному искусству и гаданиям, заодно уничтожить и книгочеев, интеллигентов. Основные принципы его государства были просты и очень жестоки: за недоносительство - смертная казнь; за доносы повышение по службе и прочие поощрения.
Жить в такой империи было невозможно. Даже сам ее создатель не выдержал этой концепции и заболел болезнью тиранов - манией преследования.
Человек сравнивался с машиной, хотя такого понятия тогда не было, но власть его прекрасно программировала с помощью наград и поощрений, казней и системы наказаний - дрессировки. Во имя народа, государства предлагалось отвергнуть искусство и науку как непонятные народу, разрушить все другие институты, в том числе семью, которая может препятствовать безупречному исполнению государственной верности.
Император Цинь Ши-хуанди вообще отличался большим размахом. Терракотовая армия, найденная в его гробнице, поразила воображение наших современников. В захоронении оказалось всего 8099 статуй китайских воинов и их лошадей. Они были обнаружены местными фермерами в 1974 г. более 2000 лет спустя после захоронения. По мнению ученых вмести с 8000 статуй (для удовлетворения его властных амбиций при переходе в иной мир) в захоронении было погребено до 70000 семей рабочих. Безусловно, что державный правитель никогда бы себе такого не позволил.
Вспомним хотя бы знаменитое выражение «Иду на «вы»», которое принадлежит полководцу Древней Руси великому князю киевскому Святославу I Игоревичу (955-972). Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием: «Хочу на вы идти» (в древнерусском языке винительный падеж совпадал с именительным). Таким образом, говоря противнику: «Иду на вас», Святослав сознательно предупреждал его о своих военных планах. Сознательно избегая подлого нападения на врагов, Святослав, тем не менее, высоко ценил свое войско, которое отвечало ему тем же. Пусть Святослав в полной степени не был державным правителем, однако ему были явно близки постулаты державности.
Державность - на наш взгляд, это не просто форма государственности, это исторически и ментально закрепленное мировоззрение, базирующееся на принципах справедливости, терпимости, духовности, гармонизации экономических и иных личных и общественных интересов [1].
При этом следует отметить, что с точки зрения соотношения категорий «национальный интерес» и «державная экономическая политика», национальный интерес следует рассматривать как основополагающее, методологически важное понятие державной экономической политики, выражающее важнейшие ориентиры развития нации и пути приращения ее мощи, а также направленность действий руководства страны, всех органов государственной власти на благо народа и всех граждан страны, но не за счет и не вопреки реализации национальных экономических интересов других государств [2].
Русский уклад, русские традиции, русское православие - все это легло в основу становления державности. Но если мы хотим говорить о дер-жавности как о научном понятии, как об особой форме организации государственности, противопоставляя ей имперскость, то следует определиться с критериями (признаками) их детерминирующими. При этом отметим, что определяющие
критерии могут быть количественными и качественными, причем таким образом, что количество переходит в качество [1].
На наш взгляд, стоит, прежде всего, рассматривать высокий уровень экономического развития. Данный признак должен присутствовать как у Державы, так и у Империи, т. е. он является необходимым, но далеко не достаточным. Количественными параметрами такого критерия должны выступать: ВВП, ВВП в пересчете на душу населения, доля страны в мировой торговле (поскольку в современном глобализирующемся мире именно этот параметр может определить «мягкое» влияние на другие государства), темп экономического роста (для Державы данный параметр, на наш взгляд, должен быть не менее 1-2 %), доля инновационного оборудования в структуре производственных комплексов (не менее 50 %) и т. д. [1].
Не менее важным, и так же характерным как для Державы, так и для Империи, критерием является авторитет на международной арене. Данный параметр также может исчисляться количественными оценками, например, количеством инициируемых и подписанных международных соглашений, членств и ведущих ролей в международных организациях, рейтингом в независимых агенствах и т. д.
Следующим критерием является уровень развития образования и науки. В данном контексте важно оценить количество высших учебных заведений в пересчете на душу населения, количество иностранных студентов, количество международных и внутренних патентов и научных открытий, количество полученных премий и выигранных грантов в области науки и т. д.
Военное могущество - критерий, характерный больше для Империи, чем для Державы, однако, на наш взгляд, и он должен быть обязательным для государства с державным статусом. Количественными параметрами здесь могут выступать: доля военных в общем населении страны (не менее 5 %, но и не более 20 %), количество единиц высокотехнологичной военной техники и т. д.
Безусловным критерием, необходимым как для Державы, так и для Империи является наличие сильной власти. Однако, если имперскость подразумевает жесткую диктатуру и централизацию власти, то державность должна базироваться на принципах «непринужденного лидерства» и «мягкого подчинения».
Поскольку державная политика «...строится на принципах гармонии интересов каждого человека, каждой национальной и социальной группы, каждого народа с национальными интересами су-
веренного государства», [2] то весьма значительным, даже одним из ключевых, критериев отнесения государства к державному типу является эффективность внутренней политики, которая дефи-нируется такими показателями, как доля среднего класса, степень удовлетворенности граждан, уровень благосостояния и качества жизни, реальный доход, количество забастовок, оппозиционных митингов, средняя продолжительность жизни, количество политических партий и т. д.
Из предыдущего критерия логически вытекает и необходимость следующего - наличие развитого гражданского общества, которое является основным носителем и выразителем различных интересов. Именно развитое гражданское общест-
во должно способствовать гармонизации общественных и личных интересов в контексте державной политики национального государства.
Особым образом в качестве критерия дер-жавности следует выделить степень духовного развития общества: количество храмов, количество прихожан, степень морализации общества и следование законам нравственности и веры, количество ежегодного прироста произведений искусства, востребованность произведений искусства на мировой арене и т. д.
Следует также отметить, что Держава должна обладать сплоченной нацией и не проводить военную экспансию по отношению к другим государствам [1].
Таблица 1
Система необходимых и достаточных условий реализации державной экономической политики
Условие | Количественная составляющая
Необходимые условия
Высокий уровень экономического развития ВВП, ВВП в пересчете на душу населения, доля страны в мировой торговле, темп экономического роста, доля инновационного оборудования в структуре производственных комплексов
Обширная территория количество квадратных километров
Авторитет на международной арене количество инициируемых и подписанных международных соглашений, количество членств и ведущих ролей в международных организациях, рейтинг в независимых агентствах
Наличие суверенитета -
Высокий уровень развития образования и науки количество высших учебных заведений в пересчете на душу населения, количество иностранных студентов, количество международных и внутренних патентов и научных открытий, количество полученных премий и выигранных грантов в области науки
Военное могущество доля военных в общем населении страны; количество единиц высокотехнологичной военной техники
Наличие сильной власти -
Эффективная внутренняя политика доля среднего класса, степень удовлетворенности граждан, уровень благосостояния и качества жизни, реальный доход, количество забастовок, оппозиционных митингов, средняя продолжительность жизни, количество политических партий
Развитость гражданского общества -
Высокая степень духовного развития общества количество храмов, количество прихожан на долю населения, степень морализации общества и следование законам нравственности и веры, количество ежегодного прироста произведений искусства, востребованность произведений искусства на мировой арене
Достаточные условия
Духовно-культурная форма экспансии -
Построение экономической политики на принципах гармонизации всех уровней иерархической системы экономических интересов с национальногосударственными -
Наличие национальной идеи -
Патриотизм населения -
Приоритет национально-государственных интересов -
Высокая степень гражданской ответственности -
Особая ментальность -
Таким образом, и Держава и Империя должны быть высокоразвитыми государствами, обладающими сильной властью и влиянием на миро-
вой арене, однако существуют и коренные отли чия - во внешней политике имперскость предпо лагает навязывание своей идеологии и экономи
ческой концепции посредством военного влияния, а державность базируется на принципах влияния на мировые процессы посредством культуры, образования и экономического авторитета. Во внутренней политике державность отличается наличием механизмов гармонизации интересов каждого гражданина с национально-государственными.
Исходя из этого можно определить систему необходимых и достаточных условий реализации державной экономической политики (табл. 1).
Литература
1. Илясова М. В. Державная экономическая политика России как инструмент согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2011.
2. Юрьев В. М., Козлова Г. В. Державная экономическая политика России в глобализирующемся мире: монография. 3-е изд. Тамбов, 2010.
* * *
SOVEREIGN ECONOMIC POLICY: ESSENCE AND CRITERIA OF IDENTIFICATION
V. M. Yuryev, L. V. Skvortsova
The fundamental purpose of this article is disclosure of essence of sovereign economic policy and identification of criteria of its identification. According to this in article examples of manifestation of sovereign economic policy in a historical retrospective are given and its main qualitative and quantitative signs are systematized. The conclusion that sufficient conditions of reference of economic policy to sovereign is set of the following signs: the extensive territory, high level of economic development, authority on the international scene, sovereignty existence, a high level of development of science and education, military power, existence of the strong power, effective domestic policy, development of civil society, high extent of spiritual development of society is received.
Key words: state economic policy, statehood, statehood signs, national idea, economic interests.