Во многих работах, посвященных Альберту Швейцеру, рассматривается, как правило, эволюция его этических взглядов. Можно выделить основные этапы этой эволюции:
1) Теологические исследования, которые закончились выявлением противоречия между точкой зрения либеральной теологии на фигуру Христа как этического просветителя и эсхатологическими ожиданиями Спасителя.
2) Исследования взглядов на этику и мораль просветителей XVIII и XIX веков, где Альберт Швейцер считал, что философы XVIII века недостаточно строго отнеслись к проблеме этики (вернее веры и этики), а философы XIX века, критикуя детали их взглядов, разрушили все здание.
3) Построение собственной системы.
Уход от христианской ортодоксии заставил Альберта Швейцера искать общечеловеческие основы этики. На пути этих исканий он понял, что не столько религиозные основы веры, сколько практика, направленная на сохранение жизни человека, есть основа этики. Философия и благоговение перед жизнью требовали действий, направленных на ее сохранение. Поэтому Альберт Швейцер становится практическим врачом и уезжает в Африку. Разочаровавшись во Христе, он решил сам «исцелять», но не путем чудес, а трудным, порой трагическим путем медицинской практики, которая являлась продолжением его этических исканий. В изучении медицинской практики А. Швейцера интересны два аспекта. С одной стороны, клинические описания, сделанные Альбертом Швейцером,- это исторический медицинский документ, отражающий клинические взгляды начала и середины XX века. С другой стороны, в клинических фрагментах его публикаций видна эволюция взглядов врача и философа на вечные вопросы здоровья и болезни, жизни и смерти.
Работая в Ламбарене, Альберт Швейцер сталкивался ежедневно с различными кожными заболеваниями. Нужно отметить, что кожные болезни вызывают очень большие страдания, хотя они не часто приводят к смерти, но всегда к потере «красоты» человеческого тела, того «подобия божьего», которым наделил нас Создатель. Недаром кожные болезни в Библии трактуются как последствия разрушающей власти греха и Божьей кары (Пел. 38:12; 89:7 и др.). В Библии даже дается классификация болезней кожи (Втор. 28:27; Лев. 13:2; 19:39). Проказой (цораат) были наказаны Мариоле (Час. 12:10), Гиезий (4 Цар. 5:27), царь Озия (2 Пар. 26:19) и др.
Несомненно, будучи высокообразованным теологом, Альберт Швейцер блестяще знал эти разделы Библии. Начав медицинскую практику в Ламбарене, он столкнулся с огромным количеством больных с дерматозами, и должен был лечить их, опираясь на знания, полученные в процессе учебы в Страсбургском университете (1905-1911) и при изучении курса тропических болезней в Париже (1912).
Заболеваемость кожными и венерическими болезнями в жарких странах имеет определенные особенности. Одна из них характеризуется широким распространением этой патологии, а другая -выраженной спецификой клинических проявлений. Возникновение этой специфики не случайно и обусловлено рядом причин. Ведущими из них, кроме социально-экономических факторов, являются климат, природный ландшафт и особенности растительного и животного мира.
Несмотря на порой весьма благоприятные климатические условия субтропиков и тропиков, где можно получать несколько урожаев в год, где вполне возможно интенсивное разведение скота и развитие животноводства, как это ни парадоксально, население этих районов издавна страдает от хронического недоедания. Естественно, что подобное хроническое недоедание не только создает благоприятный фон для возникновения гиповитаминозов и болезней неполноценного питания, но и является причиной возникновения ряда дерматозов, а также торпидности и злокачественности их течения.
Безусловно, возникновение и распространение кожных (и особенно заразных) заболеваний в определенной мере связано с географией местности и прежде всего с плотностью населения, а также климатометеорологическими условиями. Наличие высокой температуры в сочетании с высокой влажностью и богатым растительным миром (наличие остатков перегнивших растений в джунглях) создает поистине идеальные условия для возникновения и распространения, например, тропических микозов, в особенности глубоких.
Известно, что из многообразия трепонематозов так называемый африканский сифилис (фрамбезия) встречается главным образом лишь в регионах Африки.
Мы исследовали дерматологические аспекты врачебной практики Альберта Швейцера в период его работы в Ламбарене. Все заболевания, с которыми ему пришлось столкнуться в своей практике, мы рассмотрели с современной точки зрения.
В своей книге «Письма из Ламбарене» Альберт Швейцер описывает различные язвы, с которыми ему приходилось очень часто сталкиваться. Одними из них являются разъедающие тропические язвы.
Это упорный и торпидно текущий язвенный процесс, чаще всего в области стоп и реже голеней, возникающий преимущественно у мужчин молодого и среднего возраста, проживающих в тропических и субтропических странах. Заболевание особо часто встречается в местах с большой влажностью. При микроскопическом исследовании гноя язв удавалось выявить смешанную микрофлору: гемолитический стрептококк, различные стафилококки, а также фузиформные бациллы и трепонемы Венсана. Одним из предрасполагающих факторов развития тропических язв считают наличие в той или иной форме предшествующих травм кожи: укусы различных насекомых, наколы колючими и тем более ядовитыми растениями; несоблюдение гигиены тела и поздняя санация поврежденной кожи. Однако возможно развитие тропических язв и без этого, то есть в результате непосредственного попадания гноя на нормальную кожу здорового человека. Снижение защитных свойств и реактивности организма в результате наличия тех или иных сопутствующих заболеваний, особенно туберкулеза, малярии, фрамбезии, хронической дизентерии, гельминтозов, алкоголизма, способствуют возникновению заболевания.
Альберт Швейцер огромное значение уделял изучению этиологии и патогенеза тропической язвы. Теперь становится ясно, почему так часто он упоминает об этом заболевании на протяжении всей своей книги. Г абон, как и другие регионы Африки, является фактически «колыбелью» этого заболевания. Из года в год Альберт Швейцер пытался находить более действенные и безболезненные для своих пациентов способы лечения. С самого начала лечение заключалось в том, что раз в пять или шесть дней язву приходилось выскабливать под наркозом с помощью острой ложки вновь и вновь до тех пор, пока не будет удалена вся пораженная ткань. В промежутках больному он делал влажные повязки с марганцево-кислым калием или же присыпал поверхность язв борной кислотой, смешанной пополам с содой. Это был довольно мучительный метод лечения, связанный с сильной болью и необходимостью применения наркоза.
Со временем Альберт Швейцер начинает испытывать различные способы лечения тропических язв. Рекомендованный бельгийскими врачами и слегка измененный им метод лечения их в большинстве случаев столь же хорошо очищает язву, как применявшееся ранее им выскабливание. Сколько Альберт Швейцер этим методом сберег времени, сил и средств! Наркоз оказался уже ненужным. Применяемый им теперь способ состоял в том, что язву полминуты довольно энергично протирают таблеткой сулемы. Это, правда, болезненно. Но боль начинала ощущаться лишь тогда, когда процедура уже близка к завершению. Через полминуты язву основательно промывали кипяченой водой. Потом ее посыпали йодоформом и накладывали марлевый компресс, пропитанный слабым раствором метилвиолета. Компрессы эти часто сменялись для того, чтобы повязка всегда оставалась влажной. По прошествии двух или трех дней язва настолько очищалась, что достаточно было посыпать ее дерматолом, аристолом, виоформом или каким-либо другим антисептическим порошком и наложить сухую повязку. Но если язва большая, то для окончательного излечения требовалось от восьми до десяти недель, а то и больше. Поверхность ее очень медленно эпителизировалась.
В процессе своей работы Альберт Швейцер сделал следующее наблюдение: разъедающие язвы образуются только на нижней половине голени. Обычно они располагаются на сгибе пальцев ног или несколько выше, на тыле стопы. Создавалось впечатление, что все остальные части тела каким-то чудом от язв застрахованы. По его наблюдениям, подвержены им предпочтительно мужчины. У женщин разъедающие язвы совершенно не встречаются. Из разных источников Альберту Швейцеру приходилось слышать, что разъедающие язвы чаще всего встречались там, где люди употребляли в пищу много пальмового масла. Во всяком случае, он заметил, что мужчины, работающие на лесозаготовительных участках и принимающие с пищей много пальмового масла, чаще других страдали разъедающими язвами.
Замечена зависимость заболеваемости дерматозами от характера питания. Для большинства населения жарких стран характерно однообразие питания, что содействует витаминному, белковому, минеральному и даже жировому дефициту. Например, для африканцев традиционными являются продукты растительного происхождения (маниок, просо, кукуруза, сарго, арахис, кассава, бананы, батат, пальмовое масло). Мясо, рыба и тем более молочные продукты -крайняя редкость для стола подавляющего большинства населения жарких стран. Другими словами, имеет место отсутствие в пищевом рационе основного поставщика белка, столь необходимого для нормального функционирования организма.
Альберту Швейцеру также часто приходилось сталкиваться с язвами на почве фрамбезии. Фрамбезия - широко распространенный в тропических странах высококонтагиозный трепонематоз, характеризующийся преимущественным поражением кожи, а в поздних стадиях - и костей, внешне несколько напоминающий сифилис. Возбудителем фрамбезии является Treponema pertenue Castellani. Фрамбезия - слово французского происхождения (framboese - малина). Высыпания при данном заболевании по внешнему виду действительно похожи на ягоды малины. Встречается это заболевание чаще всего в условиях теплого и влажного климата и реже в пустынях и горных местностях. Заражение обычно происходит бытовым путем в результате прямого контакта (особенно через предметы домашнего обихода). Есть мнение о возможности механического переноса инфекции некоторыми насекомыми, в частности распространенными в ряде тропических стран небольшими мухами семейства Chloropidae, а также Musca sorbens, даже клещами и тараканами.
Считается, что неповрежденная кожа является достаточно надежным барьером против внедрения трепонем.
Входными воротами инфекции обычно являются те или иные повреждения ее и слизистых оболочек (экскориации, ссадины, царапины, ушибы, изъязвления, места укусов насекомых и т.д.). Больных с таким диагнозом Альберт Швейцер лечил неосальвантом. Курс состоял из пяти внутривенных вливаний и длился около месяца. Испытывал он также новые препараты висмута, и, как он отмечал, с хорошими результатами.
Восприимчивость к фрамбезии у детей выше, чем у взрослых. При лечении больных фрамбезией детей, тело которых сплошь бывает покрыто язвами, Альберт Швейцер, как правило, отказывался от применения внутривенных вливаний. Он считал, что не стоит травмировать их тоненькие плечевые вены и подвергать их в связи с этим нередко продолжительным и тяжким страданиям. Новое средство стоварсол избавляло их от этой процедуры. Это были таблетки, глотать которые легко. Уже через четыре дня корки над язвами начинали подсыхать. Через восемь-десять дней они отходили, и ребенок окончательно излечивался.
Еще одно заболевание, с которым Альберту Швейцеру приходилось очень часто сталкиваться в своей работе,- это лепра (проказа).
Лепра - хроническое тяжелое инфекционное заболевание с неопределенно длительным инкубационным периодом разнообразной клиникой, свидетельствующей о вовлечении в патологический процесс многих органов и систем.
Возбудителем лепры является бацилла Ганзена, которая относится к семейству Mycobacteriaceae и названа Mycobacterium leprae hominis.
Основным, а возможно и единственным, источником инфекции является больной человек. Это, конечно, не исключает возможности заражения через те или иные предметы обихода, бывшие в употреблении у больного. Основным путем проникновения инфекции в организм являются повреждения кожи. Пройдя кожно-слизистые барьеры, возбудитель лепры проникает в лимфатическую и кровеносную системы, а затем разносится с током крови по всему организму. После этого у людей со сниженной иммунобиологической реактивностью организма возникает заболевание лепрой. Чрезмерная влажность, высокая температура окружающей среды, сырой климат тропических и субтропических стран, а также плохие материально-бытовые условия, низкий санитарнокультурный уровень, недоступность квалифицированной медицинской помощи - все это способствует росту заболеваемости лепрой.
Для лечения этого заболевания в соответствии с данными медицинских журналов Альберт Швейцер проводил внутривенные вливания хаульмогрового масла, растворенного в других маслах и в эфире. Но такой способ лечения не устраивал его, так как ежедневные внуривенные вливания - это отнюдь не безопасно и делать их может только врач. Поэтому Альберт Швейцер искал другие методы лечения лепры.
Исследования гамбургского профессора Гимзы и его ассистента доктора Адольфа Кесслера показали, что хаульмогровое масло, которое в других случаях дает осадок, хорошо растворяется в арахисовом масле, причем даже тогда, когда оба они берутся в равных количествах. Эти исследования помогли Альберту Швейцеру использовать данную смесь в виде подкожных впрыскиваний, которые были безболезненны и безопасны для больного. Он брал четыре части хаульмогрового масла, растворял в пяти частях арахисового масла и смесь эту разогревал. Потом раствор стерилизовался. Стерильность свою он сохранял довольно долго. Пациент получал ежедневно от полутора до двух кубических сантиметров смеси, вводимой подкожно. Эту процедуру можно было поручать лекарскому помощнику. Успех данного метода лечения очень воодушевлял Альберта Швейцера.
Путь Альберта Швейцера - это, несомненно, путь последователя Христа. Как практический врач Альберт Швейцер исцелял «библейские» кожные болезни, не прибегая к религиозным чудесам, а используя новейшие достижения медицины. Этическая задача лечить больных, уменьшая не только мучения, приносимые самим заболеванием, но и применяемым методом лечения, заставляли Альберта Швейцера искать новые способы терапии дерматозов и совершенствовать их.