Т.Г. БОРИСОВА
ДЕРИВАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА
На рубеже XX и XXI столетий появилась возможность анализировать единицы дериватологической системы русского языка, а также процессы деривации в русле новых научных направлений. Это объясняется возникновением когнитивной парадигмы знания и развитием исследований в области деривационных явлений именно с когнитивной точки зрения: «Когнитивный подход к языку - убеждение, что языковая форма в конечном счете является отражением когнитивных структур, то есть структур человеческого сознания, мышления» [1:126].
С позиций когнитивной лингвистики деривация как глобальный процесс языкового развития направлена на «оптимизацию и обеспечение познавательной деятельности человека, на вербализацию духовной жизни человека и воспринятого им мира» [2: 393]. Это в свою очередь приводит к созданию деривационных категорий и деривационных моделей, по своему содержанию отвечающих «уровням членения информации и выделению в ней наиболее существенных для жизнедеятельности человека смыслов» [3: 393].
Категоризация как базовое понятие описания познавательной деятельности человека связана «едва ли не со всеми когнитивными способностями и системами в когнитивном аппарате человека, а также с совершаемыми в процессе мышления операциями - сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия» [4: 42-43].
Деривационные процессы имеют исключительную важность для формирования языковой картины мира. По мнению Е.С. Кубряковой, «нет ничего более естественного, чем анализ деривационных явлений с когнитивных позиций: очевидно, что именно соотнесение этих явлений с процессом познания и закрепления его результатов позволяет наблюдать, с одной стороны, в каких формах протекали познавательные процессы в языке, а с другой - как менялся язык под воздействием этих процессов и как происходило его постоянное обогащение и развитие по мере их осуществления» [5:90-96]. Следовательно, продуцирование дериватов прежде всего обусловливает закрепление человеческого опыта, что приводит к отражению когнитивных итогов осмысления мира в единицах дериватологии.
Деривация как сложный феномен имеет многомерную иерархическую организацию, формируемую сетью простых и комплексных единиц. Одной из основных комплексных единиц дериватологии выступает деривационная категория, объединяющая деривационные типы с общим деривационным значением.
Деривационные категории не равны ни по количеству дериватов, ни по числу реализуемых в пределах одной категории деривационных моделей, ни по релевантности самой категории для картины мира. В процессах концептуализации и категоризации деривационные категории участвуют для выявления их направленности на систематизацию различных аспектов человеческого опыта.
В настоящее время в русистике особое значение имеет деривационная категория вещественности как одна из базовых языковых категорий. Мы определяем деривационную категорию вещественности следующим образом: деривационная категория вещественности является результатом обобщения лингвоисторического опыта в процессах познания мира, отражает наиболее существенные корреляции объективной действительности, мышления и языка, реализуясь в способности (свойстве) конкретного деривата с помощью особых когнитивно-вербальных механизмов эксплицировать и воспроизводить по определенным языковым правилам семантику (признак) вещества как качественной сущности материи.
Вся совокупность наименований различных видов веществ, репрезентирующая на лексическом уровне деривационную категорию вещественности, выступает в качестве «моделирующей знаковой системы» (термин В.М. Лейчика), предназначенной для получения, хранения и передачи информации
о соответствующем фрагменте действительности. История континуума наименований многочисленных видов вещества демонстрирует эволюцию языковой категории вещественности, тесно связанную с эволюцией коллективного сознания, с развитием абстрактного мышления. В этом движении проявляется неразрывная связь между реальностью, языком, мышлением и сознанием. Изменение действительности требует иных моделей для ее интерпретации. Языковой знак удерживает и фиксирует не всю информацию, связанную с обозначаемыми объектами и ситуациями, а сосредоточивает внимание лишь на определенных деталях. Таким образом, во вновь создаваемых единицах номинации отражается присущее данному периоду определяющее направление коллективного сознания.
В связи с этим появилась возможность выявить и описать новые параметры структуры и внутренней организации деривационной категории вещественности, а также ее функцию в процессах категоризации и концептуализации мира - направленность на систематизацию разных аспектов человеческого опыта.
В современном русском языке деривационную категорию вещественности формируют мотивированные субстантивы с вещественным значением. Лексический состав этих номинативов представляет собой динамическую и незамкнутую структуру, в которой выделяются значительные по объему семантико-когнитивные блоки лексем, называющих химические элементы периодической системы Д.И. Менделеева и изотопы, химические соединения, минералы, породы, руды, лекарственные средства и препараты, белки, гормоны, ферменты и т.д., например: резерфордий, курчатовий, европий, америций, ниобий, ванадий, плутоний, хлорат, акрилаты, алюминаты, бромиды, висмутиды, александрит, гетит, лабрадорит, анальгин, амидопирин, фибрин, кортизол, эстрадиол, амилаза, инвертаза и многие другие. Эти субстантивы являются особыми языковыми единицами - терминами.
Вещественность как деривационная категория, будучи языковым явлением, выступает особой комплексной единицей дериватологии, которая, имея специфический состав гетерогенных конституентов, характеризуется специфической корреляцией деривационного, когнитивного, семантического и функционального аспектов. В ментальном и языковом пространстве категория вещественности выступает средством познания мира и роли человека в нем. Представленная обширным корпусом наименований, являющихся принадлежностью и общеупотребительного языка, и языка науки, эта категория выполняет пограничную функцию делимитации обыденного и специального типов знания.
В современном русском языке деривационная категория вещественности формируется шестью деривационными субкатегориями: «Химические вещества», «Реалии природы», «Полезные ископаемые», «Вещества как результат каких-либо процессов», «Пища; продукты питания», «Промышленная продукция». Данные деривационные субкатегории как репрезентанты фрагментов действительности отражают процессы субкатегоризации мира в многочисленном континууме вещественных дериватов со значениями «химические элементы», «изотопы», «химические соединения», «напитки», «пищевые продукты», «кушанья», «блюда», «текстильные ткани», «синтетические волокна» и т.д., которые обслуживают определенную сферу жизни и деятельности человека.
В свою очередь субкатегории формируются определенными лексико-семантическими группами, каждую из которых мы интерпретируем как вербально-когнитивный результат объективации деривационной категории вещественности в современном русском языке.
Лексико-семантических группа представляет специфическую совокупностью дериватов, объединенную интегральной семой и представленную следующими параметрами: 1) собственным фондом производящих баз / основ; 2) арсеналом специализированных деривационных формантов; 3) набором интегральных и дифференциальных сем; 4) специфическими функциональными характеристиками.
Описывая когнитивные основания семантики лексических единиц, исследователи практически во всех случаях прибегают к словам, относящимся к одной лексико-семантической или тематической группе. В.В. Леденева отмечает, что «лексико-семантическую группу (ЛСГ) считаем основной единицей репрезентации того или иного фрагмента языковой картины мира (ЯКМ) и ориентиром в нем, поскольку Лсг как парадигматическое объединение является крупным блоком, сцементированным ядерной семой, присутствующей в семантическом содержании всех ее единиц ...» [7: 50-51].
т.г. Борисова
В рамках деривационной категории вещественности действуют специфические когнитивнодеривационные процессы, направленные на продуцирование дериватов с вещественным значением, и на выявление закономерности закрепления за деривационными формантами специального значения, систематизирующего ряд понятий одного уровня гносеологического членения.
Деривационная система, формирующая категорию вещественности в современном русском языке, представлена собственным арсеналом производящих баз / основ и формантов.
Мотивирующими для простых суффиксальных субстантивов с вещественным значением выступают многочисленные имена нарицательные, латинские, греческие и заимствованные из других языков слова, широкий спектр антропонимов, топонимов, мифонимов, космонимов, имена прилагательные, глаголы, адъективные словосочетания.
«Вещественные» субстантивы, формирующие деривационную категорию вещественности, в своем большинстве являются специальными и узкоспециальными терминами, принадлежащими медицинской, фармакологической (в т.ч. ветеринарной), сельскохозяйственной, технической, химической, биологической, биохимической, минералогической, кристаллографической, петрографической и другим терминологиям и когнитивным сферам.
особую роль в системе терминологической деривации играют форманты, которые выражают формально-семантическое отношение деривата к своему производящему и являются единицами когнитивного кода. Узкоспециальные форманты кодируют эксклюзивную информацию на уровне деривата, поэтому возможна понятийная расшифровка термина по формантной части, которая, как правило, является постоянной и стабильной для закрепленного за ней категориально-семантического субстрата. таким образом, в терминодеривате формант выступает средством вербально-когнитивной идентификации (ВКИ).
Деривация простых суффиксальных имен существительных с вещественным значением осуществляется с помощью формантов, образующих специфическую систему, которую мы интерпретируем как механизм когнитивного развития и кодирования. В системе деривационных отношений суффикс функционирует как эксклюзивный посткорневой деривационно-когнитивный код, который несет и репрезентирует определенную информацию.
соотнесение когнитивных механизмов деривации с процессом выработки знания, закреплением его результатов позволяет наблюдать, как накапливались знания о мире, как репрезентировались они в языке, как развивался язык под их влиянием. Продуцирование дериватов с вещественной семантикой ведет к закреплению опыта взаимодействия человека с окружающей его объективной реальностью, к отражению коллективного знания о мире, об эволюции Вселенной и самого человека, к отражению в деривационной категории вещественности итогов осмысления мира, состоящего из множества веществ. Все это свидетельствует о том, что деривационная категория вещественности в современном русском языке формировалась постепенно, прошла определенные этапы развития, отражающие как эволюцию знания и познания, так и русского языка в целом.
С позиций своей когнитивной значимости деривационная категория вещественности обеспечивает языку «выход за пределы непосредственно наблюдаемого и описывает беспредельные возможности дальнейшего развития языка и его совершенствования» [6: 90-96].
Литература
1. Кибрик А.Е. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126.
2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения.
Роль языка в познании мира. М.: Рос. Академия наук. Институт языкознания. 2004. С. 393.
3. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения.
Роль языка в познании мира. М.: Рос. Академия наук. Институт языкознания. 2004. С. 393.
4. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац, Ю.Г., Лузина, Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.,
1996. С. 42-43.
5. Кубрякова Е.С. К построению типологии словообразовательных категорий: // Актуальные проблемы современного словообразования: Труды Международной научной конференции (г. Кемерово, 1-3 июля 2005 г.). Томск, 2006. С. 90-96.