Научная статья на тему 'ДЕРЕВЯННОЕ ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ НАЧАЛА XXI В.'

ДЕРЕВЯННОЕ ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ НАЧАЛА XXI В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
496
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА / РУССКИЙ СЕВЕР / ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО / ИСТОРИОГРАФИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ходаковский Евгений Валентинович

Статья представляет собой историографический обзор публикаций по проблемам изучения деревянного зодчества Русского Севера, вышедших в свет в 2000-2010-е годы. В эти десятилетия сохраняется преемственность с предшествующим поколением исследователей деревянного зодчества (В. П. Орфинский, М. И. Мильчик, И. Н. Шургин). Одновременно закладывается прочная основа уже для современного развития историко-архитектурной науки и формирования школы молодых специалистов (А. Г. Носкова, Т. С. Ковалевская, О. А. Зинина, З. А. Тодорова, И. В. Воеводин, А. А. Ермакова и др.). Среди основных ракурсов рассмотрения деревянной церковной архитектуры Русского Севера можно выделить следующие: проведение региональных исследований в рамках масштабных научных проектов (Водлозерье, Онежское Поморье, Прионежье, Поважье); изучение строительной истории и анализ архитектурных особенностей конкретных объектов, в том числе в связи с их реставрацией; «реабилитация» позднего периода (XIX-XX вв.) в истории церковного деревянного храмостроительства, что является принципиально новым подходом к этому сегменту архитектурного наследия Севера; привлечение широкого круга архивных источников и постепенный уход от умозрительности необоснованных теоретических заключений. Аналитический обзор публикаций по деревянному церковному зодчеству, вышедших за последние двадцать лет, важен не только для подведения промежуточных итогов, но и для обозначения дальнейших перспектив создания целостной панорамы деревянного храмостроительства на Русском Севере, которая до сих пор остается несвязанной и фрагментарной, т. е. складывающейся из истории отдельных памятников в разных регионах. Взаимодействие исследователей русской деревянной архитектуры друг с другом в рамках многолетних научных проектов - залог успешной совместной работы по выявлению и введению в научный оборот архивных документов раннего периода (XVI-XVIII вв.) и проведению натурных обследований сохранившихся объектов. Последующее объединение полученных данных по хронологическому, количественному и типологическому показателям позволит получить новую объективную картину исторического развития и художественного многообразия памятников деревянного зодчества Русского Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOODEN CHURCH ARCHITECTURE OF THE RUSSIAN NORTH IN THE RUSSIAN ART HISTORY OF THE EARLY 21ST CENTURY

The article represents a historiographical review of publications on the wooden architecture of the Russian North, published in 2000-2010s. In these years the main perspectives of the research of the wooden church architecture of the Russian North can be distinguished as follows: the regional studies in the framework of large-scale scientific projects; studying the construction history and analysing the architectural features of specific objects, including in connection with their restoration; “rehabilitation” of the late period (19th-20th centuries) in the history of church wooden church building, which is a fundamentally new approach to this segment of the architectural heritage of the North; attracting a wide range of archival sources and gradually moving away from the speculative nature of unsubstantiated theoretical conclusions. An analytical review of publications on wooden church architecture published over the past twenty years is important not only for summing up intermediate results, but also for indicating further prospects for creating a complete panorama of wooden church building in the Russian North, which still remains unconnected and fragmentary, that is, forming from the history of individual monuments in different regions. The interaction of researchers of Russian wooden architecture with each other in the framework of long-term scientific projects is the key to successful joint work on the identification and introduction into scientific circulation of archival documents of the early period (16th-18th centuries) and conducting field surveys of preserved objects. The subsequent integration of the obtained data on chronological, quantitative and typological indicators will allow us to obtain a new objective picture of the historical development and artistic diversity of the monuments of wooden architecture of the Russian North.

Текст научной работы на тему «ДЕРЕВЯННОЕ ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВОЗНАНИИ НАЧАЛА XXI В.»

УДК 726.03+726.54

Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2021. Т. 11. Вып. 4

Деревянное церковное зодчество Русского Севера в отечественном искусствознании начала XXI в.*

Е. В. Ходаковский

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Для цитирования: Ходаковский, Евгений. "Деревянное церковное зодчество Русского Севера в отечественном искусствознании начала XXI в" Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 11, по. 4 (2021): 696-714. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.407

Статья представляет собой историографический обзор публикаций по проблемам изучения деревянного зодчества Русского Севера, вышедших в свет в 2000-2010-е годы. В эти десятилетия сохраняется преемственность с предшествующим поколением исследователей деревянного зодчества (В. П. Орфинский, М. И. Мильчик, И. Н. Шургин). Одновременно закладывается прочная основа уже для современного развития истори-ко-архитектурной науки и формирования школы молодых специалистов (А. Г. Носко-ва, Т. С. Ковалевская, О. А. Зинина, З. А. Тодорова, И. В. Воеводин, А. А. Ермакова и др.). Среди основных ракурсов рассмотрения деревянной церковной архитектуры Русского Севера можно выделить следующие: проведение региональных исследований в рамках масштабных научных проектов (Водлозерье, Онежское Поморье, Прионежье, Пова-жье); изучение строительной истории и анализ архитектурных особенностей конкретных объектов, в том числе в связи с их реставрацией; «реабилитация» позднего периода (Х1Х-ХХ вв.) в истории церковного деревянного храмостроительства, что является принципиально новым подходом к этому сегменту архитектурного наследия Севера; привлечение широкого круга архивных источников и постепенный уход от умозрительности необоснованных теоретических заключений. Аналитический обзор публикаций по деревянному церковному зодчеству, вышедших за последние двадцать лет, важен не только для подведения промежуточных итогов, но и для обозначения дальнейших перспектив создания целостной панорамы деревянного храмостроительства на Русском Севере, которая до сих пор остается несвязанной и фрагментарной, т. е. складывающейся из истории отдельных памятников в разных регионах. Взаимодействие исследователей русской деревянной архитектуры друг с другом в рамках многолетних научных проектов — залог успешной совместной работы по выявлению и введению в научный оборот архивных документов раннего периода (ХУ1-ХУШ вв.) и проведению натурных обследований сохранившихся объектов. Последующее объединение полученных данных по хронологическому, количественному и типологическому показателям позволит получить новую объективную картину исторического развития и художественного многообразия памятников деревянного зодчества Русского Севера.

Ключевые слова: деревянная архитектура, Русский Север, церковное зодчество, историография, реставрация, охрана культурного наследия, история русской архитектуры.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-112-50108 («Экспансия»).

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

Русское деревянное зодчество как наиболее яркое воплощение национального начала в отечественной архитектуре подробно изучается полтора столетия. Еще в 1870-е годы Л. В. Даль, сын знаменитого филолога и основоположника современной лексикографии В. И. Даля, в серии своих статей в журнале «Зодчий» заложил принципы аналитического подхода к изучению художественного языка русской деревянной архитектуры как своеобразного «словаря», раскрывающего богатство и разнообразие народной художественной культуры. Нельзя не заметить, что с тех пор интерес к феномену деревянного зодчества совпадает с переломными периодами истории России. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в трудах В. В. Суслова, И. Я. Билибина, И. Э. Грабаря традиционное храмостроительство Севера представлено на фоне глубинных трансформаций русской деревни, неизбежно происходящих в ходе промышленной революции в столичных городах и неумолимо привносящих в прежний крестьянский уклад «струю новой жизни». В первой половине ХХ в. наиболее масштабные публикации, посвященные деревянному зодчеству, появляются в годы глобальных цивилизационных конфликтов: в 1916 г., в разгар Первой мировой войны, выходит в свет книга М. В. Красовского «Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество» [1], а летом 1942 г. был подписан в печать всеобъемлющий каталог «Русское деревянное зодчество», составленный П. Н. Максимовым, С. Я. Забелло и В. Н. Ивановым [2]. В послевоенные десятилетия тема деревянной архитектуры Русского Севера постоянно присутствовала в отечественной историографии, находя свое всестороннее освещение в трудах А. В. Ополовникова [3; 4], Л. М. Лисенко [5], Ю. С. Ушакова [6], В. А. Крохина, Б. В. Гнедовского.

После распада СССР, когда Россия оказалась на очередном повороте своего исторического пути, тема деревянной архитектуры вновь обрела свою актуальность. К началу XXI в. преемственность с поколением исследователей 1960-1980-х годов во многом сохранялась благодаря активной научной деятельности В. П. Ор-финского, М. И. Мильчика, И. Н. Шургина. Их многолетний опыт, панорамное видение и оценка феномена русского деревянного зодчества, материалы натурных обследований, собранные в те годы, когда многие ныне утраченные памятники еще не подверглись разрушению или не исчезли в пожарах, закладывают прочную основу для развития историко-архитектурной науки в 2000-2010-е годы.

Символично, что в новом столетии первая масштабная монография по деревянной архитектуре — книга В. П. Орфинского «Типология деревянного культового зодчества Русского Севера» [7], опубликованная в 2004 г. в соавторстве с И. Е. Гришиной, ознаменовала новый революционный подход к задачам классификации памятников деревянной архитектуры. В этом фундаментальном труде пересматривается сложившаяся еще в начале ХХ в. традиция разделения храмов на пять основных типов — клетские, шатровые, кубоватые, ярусные и многоглавые. Подобный принцип группирования господствовал на протяжении всего ХХ в., определив структуру вышеупомянутого каталога С. Я. Забелло, П. Н. Максимова и В. Н. Иванова, а также монографии А. В. Ополовникова, подводящей в 1980-е годы итоги его многолетней исследовательской и реставрационной деятельности [8]. Тем не менее в начале XXI в. Вячеславом Орфинским и Ириной Гришиной эта, казалось бы, устойчивая схема была подвергнута пересмотру по причине несоответствия принципу любой систематизации — «сопоставимости классифицируемых признаков, поскольку включает в единый типологический ряд характеристики общего

объемного решения деревянных культовых построек (клетские, ярусные) и их венчаний (шатровые, кубоватые, многоглавые)» [7, с. 13]. В этой связи подходы к задачам создания системы классификации памятников деревянной архитектуры были принципиально изменены. Авторы выстраивают безупречную в теоретическом отношении разветвленную типологическую схему, каждый из разделов которой получает свое наименование с буквенным обозначением (К — классы, Г — группы, Т — типы, В — виды, Р — разновидности) и конкретизирует определенные типологические характеристики. Для более детального и глубокого анализа планировочных решений, объемно-пространственных композиций и способов устройства венчаний для каждого из уровней Орфинский и Гришина вводят вспомогательные подразделы (ПК — подклассы, ПГ — подгруппы, ПТ — подтипы, ПВ — подвиды, ПР — подразновидности) с дополнительными признаками (ДП), количество которых может варьироваться.

На первом типологическом уровне (К — классы) находятся основные культовые постройки, возводившиеся на Русском Севере, т. е. церкви (К1), где совершается полный богослужебный цикл, и часовни (К2), не имеющие алтаря и специально устроенного престола. Повсеместная практика сооружения при церквях и часовнях колоколен обобщается при помощи четырех подклассов (ПК). Далее в соответствии со структурно композиционными особенностями планировочной основы вычленяются группы (Г), куда отнесены храмы с неразвитым (Г1), продольно-развитым (Г2), центрично-развитым (ГЗ) и крещатым (Г4) ядром. Подгруппы классифицируют постройки в соответствии с функционально-планировочным развитием структуры храмов.

По основным объемно-планировочным характеристикам исследователи выделяют пять типов (Т): церкви клетские с доминирующей продольной осью (Т1), клетско-башенные с неопределенной иерархией композиционных осей, сформировавшиеся на основе четверика (Т2), башенно-клетские с преобладающей вертикальной композиционной осью, сформировавшейся на основе высокого четверика под развитым сомкнутым покрытием или ярусно-четверикового храмового столпа под любым покрытием (ТЗ), протобашенные центрические храмы на основе низкого многогранника (Т4), храмы башенные с доминирующим высотным объемом храмового столпа, сформировавшиеся на основе многогранника или включающие многогранник в свою ярусную структуру и увенчанные сомкнутым покрытием (Т5). Внутри этих основных пяти типов возможны различные вариации соотношений по высоте как основных объемов и венчающих их покрытий, так и основных объемов между собой.

Композиционное решение покрытий сводится всего к четырем подвидам — одночастные (ПВ1), многочастные (ПВ2), слитно-ярусные (ПВЗ) и расчлененно-ярус-ные (ПВ4). Тем не менее это не означает обеднения исследовательского инструментария, разработанного В. П. Орфинским и И. Е. Гришиной. Многообразие способов устройства венчаний они анализируют благодаря дроблению шкалы внутри подвидов, а также увеличению числа дополнительных признаков до пятнадцати, что для данной типологической системы беспрецедентно и не встречается на других ее типологических уровнях. Это косвенно свидетельствует о той ключевой роли, которая была отведена древнерусскими плотниками форме завершения церковных построек. Именно дополнительные признаки конкретизируют способы постанов-

ки и конструкции главок, характеризуют каскадные (уступчатые), шатровые, пря-москатные, сомкнутые, бочечные покрытия, а также типы лемеха.

Завершается шкала анализом трех разновидностей (Р), разделяемых по способам устройства отопления храмов и структурно-композиционной организации интерьера их основных помещений. На уровне дополнительных признаков рассматриваются способы устройства иконостасов, перекрытия потолков, «небеса», наличие или отсутствие солеи, клиросов, печей, конструктивно-декоративных элементов (например, резных столбов), расположение оконных проемов в основных культовых помещениях. Подразновидности (ПР) описывают различные варианты структурно-функционального усложнения композиций деревянных храмов Русского Севера за счет встраиваемых или пристраиваемых приделов и их венчаний.

Монография В. П. Орфинского и И. Е. Гришиной не только стала новым словом в сфере изучения деревянного зодчества и, шире, архитектурной типологии, но и открыла возможности для применения подобного подхода в искусствоведении, где необходимо решать задачи по определению закономерностей развития и бытования значительного количества объектов и артефактов (например, О. А. Набокова использовала этот метод при систематизации прялок Карелии [9, с. 186]). Кроме того, революционный характер разработок В. П. Орфинского и И. Е. Гришиной обусловлен и началом внедрения на заре XXI в. цифровых методов исследования. Предполагалось, что печатное издание будет сопровождаться электронным классификатором, представленным в отдельной статье [10]. Этим же объясняется и отсутствие в книге развернутых типологических рядов и «спиралевидный» характер системы, когда один и тот же памятник неоднократно появляется на разных ее уровнях в качестве иллюстрации к тем или иным группам, типам или видам. Тем не менее стремительное развитие компьютерных технологий во второй половине 2000-х и в 2010-е годы не позволило в полной мере внедрить классификатор, являвшийся программным продуктом образца 2005 г., в широкую исследовательскую практику. Однако этот разрыв никак не умаляет фундаментального характера монографии В. П. Орфинского и И. Е. Гришиной и значения этого труда в сфере теоретического изучения проблем формообразования, в очередной раз подтверждая ценность и незыблемость печатного слова при постоянно меняющихся параметрах цифровых платформ и виртуальных хранилищ информации.

Другими важными аспектами научных публикаций В. П. Орфинского становятся «этноархитектуроведение», интерпретирующее на примере Карелии различные типологические вариации, определяемые спецификой этнического развития территорий [11; 12], и тесно сопряженные с ним региональные исследования, посвященные Сямозерью [13] и Карельскому Беломорью [14]. В связи с 300-летним юбилеем Преображенской церкви Кижского погоста, отмечавшимся в 2014 г., В. П. Орфинский представил специальные публикации, посвященные широкому контекстному осмыслению значения этого всемирно известного памятника [15; 16]. Здесь особенно важно упомянуть, что, помимо статей и монографий, важнейшим вкладом В. П. Орфинского в дело изучения и сохранения деревянного зодчества Русского Севера стала подготовка целой школы исследователей и архитекторов-практиков (Т. В. Незвицкая, В. А. Скопин, А. Л. Ковальчук, А. Ю. Любимцев), которые успешно реализовали себя в ходе завершившейся в 2020 г. многолетней реставрации Преображенской церкви в Кижах.

В 2004 г. одновременно с выходом монографии В. П. Орфинского и И. Е. Гришиной «Типология деревянного культового зодчества Русского Севера» заметным событием в научной жизни стало 70-летие М. И. Мильчика. Юбилейный сборник объединил статьи многих специалистов, посвятивших свои работы проблемам изучения деревянной архитектуры и, шире, народного зодчества [17]. В наступившем столетии Михаил Мильчик остается хранителем «связи времен», планомерно занимаясь еще с начала 1970-х годов выявлением и публикацией письменных и изобразительных источников по истории русской архитектуры. Его универсальный подход к задачам изучения и охраны культурного наследия предполагает его одновременную работу по нескольким направлениям — экспертная и градозащитная деятельность, исследование крепостных сооружений Северо-Запада, произведений народного искусства, в частности крестьянской живописи Поважья. Однако именно деревянное церковное зодчество Русского Севера во всей столь насыщенной и плодотворной научной биографии М. И. Мильчика остается для него самой близкой темой.

«Порядные записи» — договоры на возведение храмов, заключавшиеся с плотницкими артелями, традиционно находятся в фокусе внимания М. И. Мильчика. Благодаря выявлению и анализу этих текстов, подробно освещающих древнерусскую строительную практику, реконструируются облик и история церквей, хотя и исчезнувших еще в давние времена, но занимающих свое место в панораме памятников русского деревянного зодчества благодаря сохранившимся порядным записям. Например, Благовещенский собор в Шенкурске, сооруженный в 1697-1698 гг., просуществовал всего несколько лет и сгорел уже в 1704 г. Тем не менее обнаруженный корпус документов позволил с точностью воссоздать на чертежах план и фасады собора, а также вид с северо-запада [18, с. 148-52]. Исследования порядных М. И. Мильчик продолжил и в 2010-е годы. В статье об Одигитриевской церкви в Олонце он совместно с Н. А. Демченко воссоздает объемно-пространственную композицию деревянного храма, заложенного на острове напротив острога в июне 1681 г. и замененного каменным в 1752 г. [19, с. 818]. Подобным образом в 2018 г. была введена в научный оборот и церковь Рождества Богородицы в Спасском монастыре в Каргополе (1692), дополняющая сведения о распространении в Поонежье «бочечной» формы завершения главного сруба [20]. Порядные записи и в целом значительный пласт письменных источников раскрыли не только специфику организации строительных работ, но и позволили исследовать саму повседневность приходской жизни Русского Севера, где деревянный храм служил духовным и общественным центром для обширной округи [21]. Таким образом, методика графической реконструкции постройки на основе текстов древнерусских порядных, внедренная еще в 1970-е годы совместно с Ю. С. Ушаковым (1928-1996) [22], нашла свое успешное продолжение в статьях М. И. Мильчика 2000-2010-х годов.

В эти же годы в публикациях исследователя развивается другая важная тема, связанная с архитектурой Заонежья. Досконально изучив фотоколлекции К. К. Романова, Ф. А. Каликина, В. М. Машечкина, еще в 1999 г. М. И. Мильчик опубликовал их в альбоме «Заонежье на старых фотографиях», переизданном уже в 2001 [23] и переработанном в 2007 г. [24]. Именно тогда научному сообществу впервые была представлена часть материалов из архива Ларса Петтерссона (1918-1993) — финского архитектора, работавшего в течение 1942-1944 гг. на оккупированной тер-

ритории Заонежья над фотофиксацией, обмерами и зарисовками памятников деревянного зодчества — церквей, часовен, крестьянских домов, хозяйственных построек. В 2020 г. М. И. Мильчиком совместно с И. Е. Гришиной была завершена многолетняя работа по подготовке комплексной публикации всего наследия Л. Петтерссона, включающей в себя полный перевод на русский язык его текстов [25]. Хотя Петтерссон вносит свой вклад в зарубежную историографию темы русского деревянного зодчества, для отечественных исследователей тесное соприкосновение с его богатейшим материалом стало интереснейшим опытом и своеобразной школой. Недаром заключительный раздел книги, написанный В. П. Орфинским и И. Е. Гришиной, так и озаглавлен — «Уроки Петтерссона» [25, с. 508-26].

Занимаясь, казалось бы, такой разной проблематикой, как тексты XVII столетия и фотографии ХХ в., изучение которых предполагает собственную специфику и методологию, М. И. Мильчик тем не менее ставит перед собой одну глобальную задачу — раскрыть историю деревянного зодчества через первоисточник, вне зависимости от его характера, жанра, времени появления. Именно твердая основа первоисточника позволяет избежать зыбкости гипотетических построений, что делает вклад М. И. Мильчика в российскую историко-архитектурную науку особенно ценным. Ретроспектива статей за 1973-2017 гг., сведенных воедино в отдельном издании, позволяет лишний раз убедиться в этом [26].

Еще одним выдающимся представителем поколения советских исследователей русского деревянного зодчества, успешно продолживших свои научные изыскания с наступлением XXI столетия, является Игорь Шургин. Сподвижник легендарного А. В. Ополовникова, практикующий архитектор-реставратор, И. Н. Шургин, будучи одновременно и дипломированным искусствоведом, в 2000-2010-е годы выступил автором значительного количества публикаций. В 2006 г. очерки по истории ряда памятников и целых типологических подгрупп составили книгу «Исчезающее наследие» [27], где автор концентрирует внимание на объектах, по разным причинам оставшихся малоизученными. За исключением Никольской церкви Троицкого Муезерского монастыря, ранее неоднократно освещавшейся в научной литературе, представленные И. Н. Шургиным храмы — Св. Николая в Ковде, Св. Илии Пророка Цыпинского погоста, Св. Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага — впервые удостоены специализированного исследования и вписаны в самый широкий контекст русской деревянной архитектуры. И. Н. Шур-гин, хотя и не столь радикально, как В. П. Орфинский, предлагает разнообразить подходы к сложившейся в ХХ в. типологии, конкретизируя распространение тех или иных объемно-пространственных композиций в тех или иных регионах. Особенный интерес у Шургина вызывает бытование ярусных церквей Русского Севера на территориях бывшей Новгородской и Вологодской губерний (храмы в Калики-не, Корневе, Васильевском, на Цыпинском погосте).

В 2009 г. исследователь выпустил в свет книгу «От лесной избушки до церкви дивной» [28], в которой впервые в отечественной историографии представлена деревянная архитектура коми на территориях, ранее входивших в границы Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии и Печорского уезда Архангельской губернии. Церковному зодчеству И. Н. Шургин уделяет специальную главу [28, с. 62-78], выстраивая хронологию храмостроительства с XVII до конца XIX в., подробно анализируя с привлечением архивных документов архитектурные

особенности Михайло-Архангельского мужского монастыря в Усть-Выми и церкви Рождества Богородицы в Деревянске, а также целого ряда часовен.

Значительный интерес представляют статьи И. Н. Шургина, ставшие результатом проведенных им историко-архивных изысканий в ходе подготовки реставраций выдающихся памятников деревянного церковного зодчества. Перевозка весной 2008 г. в музей-заповедник «Коломенское» церкви Св. вмч. Георгия Победоносца из Верхнетоемского района Архангельской области дала толчок к появлению на рубеже 2000-2010-х годов публикаций как по истории этого объекта [29], так и по региональной специфике архитектуры всего Верхнего Подвинья, некогда входившего в состав Сольвычегодского уезда Вологодской губернии [30; 31]. Тогда же был дан обобщенный анализ архитектурных особенностей храма Св. Троицы в селе Нё-нокса [32] с обоснованием концепции его реставрации без паперти, разобранной в 1870 г., с обшивкой и увеличением большинства сохранившихся оконных проемов, поскольку «для восстановления их первоначальных размеров потребовалось бы заменить много подлинных бревен» [32, с. 185]. Помимо публикаций по отдельным памятникам, И. Н. Шургин продолжает рассматривать и ярко выраженные типологические группы, такие как крещатые [33] и восьмериковые [34; 35] церкви.

Заслугой В. П. Орфинского, М. И. Мильчика и И. Н. Шургина являются не только их многочисленные труды, но и обеспечение преемственности и неразрывности традиции изучения русского деревянного зодчества, успешно продолжившейся с началом XXI в. в современной российской науке. В 2005 г. Орфинский выступил научным руководителем диссертации А. Б. Бодэ, посвященной церковной архитектуре XVII-XIX вв. в бассейне реки Онеги [36] и в том же году вышедшей в свет отдельной монографией [37]. Для Андрея Бодэ ярко выраженный «региональный ракурс» стал отправной точкой для последующего интенсивного изучения локальной специфики областей Русского Севера в ее определяющей взаимосвязи с типологическими особенностями памятников, прежде всего способов завершения. Уже в монографии при анализе архитектурного наследия Поонежья А. Б. Бодэ видит истоки этого феномена в сосуществовании местного компонента с московскими и новгородскими влияниями. Апробация этого подхода на конкретном материале отдельно взятой территории позволила далее распространить его на Русский Север в целом. Публикации 2005-2019 гг. последовательно отражают разработку этой авторской концепции развития архитектурных форм. В столь широком аспекте тема отражения новгородских традиций в северном деревянном зодчестве была сформулирована уже в 2005 г. [38], а затем А. Б. Бодэ целенаправленно исследует наиболее распространенные виды покрытий — шатровые [39], каскадные [40; 41], клинчатые [42], шатровые на «крещатой бочке» [43], кубоватые [44] и луковицеобразные «пучины» (так называемые «бани») [45]. В 2019 г. эти опыты были объединены в итоговой монографии, посвященной древним московским и новгородским корням в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера [46]. Она продолжила традицию широких теоретических обобщений, которые были представлены в 1970-2000-е годы в книгах А. В. Ополовникова, Ю. С. Ушакова, В. П. Орфинского. В ее основу положены результаты многолетних исследований А. Б. Бодэ зависимости форм покрытий деревянных храмов XV-XIX вв. от их принадлежности двум основным историческим зонам влияний на Севере — Новгородской вечевой республики и Московской Руси. О новгородском влиянии свидетельствуют каскад-

ные, крещатые восьмискатные покрытия, фронтонные пояса на основных срубах шатровых церквей, а также наличие наиболее архаических простых двускатных покрытий. Московские влияния автор видит в динамичных и усложненных формах — клинчатых и бочечных покрытиях, а также крещатых бочках. Впоследствии московские влияния привели к таким интереснейшим модификациям, как кубова-тые завершения в Южном Поморье и Поонежье, а также к появлению декоративных кокошников. Также в этом ключе А. Б. Бодэ рассматривает и луковицеобразные восьмигранные завершения церквей. Во избежание умозрительности выводов каждый раздел монографии сопровождает карта распространения тех или иных форм венчаний. Картографирование как один из максимально объективных методов анализа процессов формообразования сопровождает авторский текст не столько как иллюстрация, сколько как дополнительный убедительный аргумент в пользу тех или иных закономерностей. В качестве примера можно привести заключение А. Б. Бодэ о характере распространения каскадных покрытий от Великого Новгорода до Кандалакшской губы: «Значительное рассредоточение объектов в сочетании с их малочисленностью само по себе наводит на мысль о древности рассматриваемой традиции» [46, с. 99].

Как и любое крупномасштабное исследование, книга А. Б. Бодэ не только подводит определенный итог, но и открывает новые перспективы изучения деревянной архитектуры Русского Севера. Ведь столь широкая постановка проблемы предполагает привлечение множества памятников, в том числе малоизвестных. Они активно вводятся в научный оборот, представляя другим авторам возможность рассмотрения таких сооружений под иными ракурсами и в ином контексте. Все это еще раз подтверждает огромное значение монографии А. Б. Бодэ не только как новой научной оценки архитектурного наследия Русского Севера, но и как стимула для дальнейшего развития современной историко-архитектурной науки.

Помимо общих теоретических разработок А. Б. Бодэ принадлежит ряд статей, посвященных строительной истории отдельных произведений русского деревянного зодчества. Эти материалы появились в ходе проведения консервационных и реставрационных работ на таких объектах, как знаменитая Сретенская церковь в Красной Ляге [47; 48] или Благовещенский храм в дер. Пустынька [49]. В середине 2010-х годов были проведены всесторонние исследования Успенской церкви в Кондопоге: составлены обмерные чертежи, проект реставрации, а также опубликована отдельная статья, рассматривающая феномен этого памятника в контексте деревянного зодчества Прионежья [50]. Работы, основанные на данных натурных обследований Успенской церкви, стали поистине бесценными после ее безвозвратной утраты в пожаре 10 августа 2018 г.

Благодаря усилиям А. Б. Бодэ с середины 2000-х годов одним из центров исследования деревянной архитектуры Русского Севера становится Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), в структуре которого был учрежден сектор деревянного зодчества. С 2010 г. под эгидой НИИТИАГ и под редакцией А. Б. Бодэ начинает выходить сборник «Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия», объединивший публикации ведущих специалистов в области истории и реставрации памятников деревянной архитектуры. Анализ содержания семи выпусков, вышедших в свет с 2010 по 2020 г., позволяет выделить два основных актуальных направления в исследовании деревянной ар-

хитектуры Русского Севера. Первое из них связано с введением в научный оборот, комплексным изучением отдельных объектов и реконструкцией строительных этапов их истории [51-57]. Второй разрабатываемый подход имеет ярко выраженную тенденцию к объединению памятников в региональные группы с целью выявления локальной архитектурной специфики, прежде всего Обонежья и Приладожья [5860], традиционно находящихся в сфере интересов А. Г. Носковой, а также Поважья [61], Пинежья [62], Тарногского района Вологодской области [63]. Отдельно стоит отметить, что сборник не только объединяет труды по архитектуре Русского Севера, но и затрагивает проблематику, связанную с деревянным зодчеством Поволжья, Украины, Западной Европы, Скандинавии, Дальнего Востока.

Подводя итоги изучению деревянной архитектуры Русского Севера в отечественном искусствознании начала XXI в., можно сделать следующие обобщения.

В начале XXI в. ведущими центрами изучения деревянного зодчества Русского Севера являются московский Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (сектор деревянного зодчества под руководством А. Б. Бодэ), Петрозаводский государственный университет, где благодаря В. П. Орфинскому была воспитана целая плеяда исследователей и реставраторов (Т. В. Незвицкая, В. А. Скопин, А. Л. Ковальчук, А. Ю. Любимцев), а также Санкт-Петербург, где продолжает свою работу М. И. Мильчик и развивается школа изучения деревянной архитектуры при кафедре истории русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета (Е. В. Ходаковский, А. Г. Носкова, А. А. Терентьева, Т. С. Ковалевская).

Отсутствие идеологической ангажированности в публикациях В. П. Орфин-ского, М. И. Мильчика, И. Н. Шургина, вышедших в свет еще в советское время, позволило вышеперечисленным исследователям на протяжении всего своего долгого научного пути сохранить объективность научной позиции в статьях и монографиях 2000-2010-х годов. Именно поэтому сегодня вклад каждого из них в историко-архитектурную науку носит цельный характер и не имеет внутреннего разделения на работы «советского» и «постсоветского» периодов. Это позволило обеспечить преемственность и сохранить связь времен, отчетливо прослеживаемую в историографии, например В. П. Орфинский выступает в соавторстве с И. Е. Гришиной, М. В. Кистерной, А. Ю. Косенковым [14; 64], М. И. Мильчик — с А. Б. Бодэ и А. Г. Носковой [65; 66]. С конца 2000-х годов очевидны самостоятельные результаты, достигнутые уже новым, молодым поколением исследователей. А. Г. Носкова начиная с 2007 г. последовательно разрабатывает проблематику деревянной архитектуры Онежско-Ладожского региона XVI-XVIII вв., выявляя неизвестные ранее памятники или уточняя на основании архивных документов строительную историю общепризнанных шедевров [67-70]. О. А. Зинина занимается изучением и реставрацией архитектуры Поважья [71-73], Т. В. Незвицкая на примере объектов государственного музея-заповедника «Кижи» не только делится опытом сохранения памятников деревянного зодчества, но и соотносит современные теоретические подходы как с предшествующей историей реставрации, так и с международной практикой [74-77]. Глубоким знатоком архитектуры Русского Севера является А. В. Бокарев, которому принадлежит чрезвычайно важная обзорная статья по деревянному зодчеству Архангельской губернии XIX в., широко ставящая проблему изучения позднего периода истории деревянной архитектуры [78].

Среди основных ракурсов рассмотрения деревянной церковной архитектуры Русского Севера можно выделить следующие: проведение региональных исследований в рамках масштабных научных проектов (Водлозерье, Онежское Поморье, Прионежье, Поважье); изучение строительной истории и анализ архитектурных особенностей конкретных объектов, в том числе в связи с их реставрацией; «реабилитация» позднего периода (XIX-XX вв.) в истории церковного деревянного храмостроительства, что является принципиально новым подходом к этому сегменту архитектурного наследия Севера; привлечение широкого круга архивных источников и постепенный уход от умозрительности необоснованных теоретических заключений. Аналитический обзор публикаций по деревянному церковному зодчеству, вышедших за последние двадцать лет, важен не только для подведения промежуточных итогов, но и для обозначения дальнейших перспектив создания целостной панорамы деревянного храмостроительства на Русском Севере, которая до сих пор остается несвязанной и фрагментарной, т. е. складывающейся из истории отдельных памятников в разных регионах. Взаимодействие исследователей русской деревянной архитектуры друг с другом в рамках многолетних научных проектов — залог успешной совместной работы по выявлению и введению в научный оборот архивных источников раннего периода (XVI-XVШ вв.) и проведению натурных обследований сохранившихся объектов. Последующее объединение полученных данных по хронологическому, количественному и типологическому показателям позволит получить новую объективную картину исторического развития и художественного многообразия памятников деревянного зодчества Русского Севера.

Литература

1. Красовский, Михаил. Курс истории русской архитектуры. Пг.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1916, ч. 1: Деревянное зодчество.

2. Забелло, Софья, Виктор Иванов, и Петр Максимов. Русское деревянное зодчество. М.: Государственное архитектурное изд-во Академия архитектуры СССР, 1942. (Памятники русской архитектуры).

3. Ополовников, Александр. Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР. М.: Государственное изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1955.

4. Ополовников, Александр. Реставрация памятников народного зодчества. М.: Стройиздат, 1974.

5. Лисенко, Лев. "Гармонические построения в архитектуре церквей Кижского погоста". Архитектурное наследство, по. 18 (1969): 125-34.

6. Ушаков, Юрий. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982.

7. Орфинский, Вячеслав, и Ирина Гришина. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004.

8. Ополовников, Александр. Русское деревянное зодчество. М.: Искусство, 1986.

9. Набокова, Ольга. "К проблеме классификации прялок". В изд. Кижский вестник: сборник статей, ред.-сост. И. Мельников, 182-210. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2003, вып. 8.

10. Орфинский, В., И. Гришина, Е. Лялля, и С. Наволоцкий. "Электронный классификатор деревянного культового зодчества Русского Севера". Вестник Российского гуманитарного научного фонда, по. 1/38 (2005): 146-58.

11. Орфинский, Вячеслав. "Культовая архитектура вепсов". В изд. Современная наука о вепсах: достижения и перспективы (памяти Н. И. Богданова): сборник статей, отв. ред. и сост. Ирина Винокурова, 250-69. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2006.

12. Гришина, Ирина. "Этноархитектура: принципы исследования (к юбилею В. П. Орфинского)". Ученые записки Петрозаводского государственного университета, по. 5/99 (2009): 7-13.

13. Вага, Татьяна, Ирина Гришина, Ольга Жаринова, и др. История и культура Сямозерья. Отв. ред. Вячеслав Орфинский. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008.

14. Орфинский, В., И. Гришина, А. Борисов, А. Косенков, и Н. Патрашкова. "Зодчество Карельского Поморья: незабытое наследие". В изд. Комплексные гуманитарные исследования в бассейне Белого моря, сост. Надежда Лобанова, ред. Марк Косменко и др., 152-74. Петрозаводск: Острова, 2007.

15. Орфинский, Вячеслав. "Феномен Преображенской церкви Кижского Погоста". Ученые записки Петрозаводского государственного университета, по. 8-1/145 (2014): 77-86.

16. Орфинский, Вячеслав. "Церковь Преображения Господня на острове Кижи и северно-русское культовое зодчество". В изд. Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на за-онежской земле: материалы Всероссийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи (3-5 сентября 2014 г., г. Петрозаводск, о. Кижи), отв. ред. Александр Пашков, 3-10. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015.

17. Гришина, Ирина, и др., ред. Народное зодчество: межвузовский сборник. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004.

18. Мильчик, Михаил. "Деревянный собор Благовещения конца XVII века в Шенкурском остроге (по письменным источникам)". В изд. Народное зодчество: межвузовский сборник, ред. Ирина Гришина и др., 139-71. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004.

19. Мильчик, Михаил. "Деревянная церковь Одигитрии по строительной порядной 1681 года и изображениям на планах Олонца конца XVII — начала XVIII века". В изд. Актуальные проблемы теории и истории искусства, ред. А. Захарова, С. Мальцева и Е. Станюкович-Денисова, 815-22. СПб.: НП-Принт, 2016, вып. 6. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-12-89.

20. Мильчик, Михаил. "Порядная грамота 1692 года на строительство деревянной церкви в Спасском монастыре Каргополя". В изд. Каргополь и Русский Север в истории и культуре России. Х-ХХ1 вв. Материалы XIV Каргопольской научной конференции, сост. Николай Решетников и Наталья Тормосова, 55-62. Каргополь: б. и., 2018.

21. Мильчик, Михаил. "Повседневная жизнь деревянных церквей на Русском Севере в XVII веке". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 63-80. СПб.: Коло, 2020, вып. 7.

22. Мильчик, Михаил. "Опыт совместной работы с Ю. С. Ушаковым над графическими реконструкциями деревянных ансамблей Ошевенского и Веркольского монастырей". В изд. Архитектурное и градостроительное наследие. Материалы Межрегиональной научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию доктора архитектуры, профессора, лауреата государственной премии РСФСР по архитектуре Ю. С. Ушакова, отв. ред. Юрий Обласов, 43-61. СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2018.

23. Мильчик, Михаил. Заонежье на старых фотографиях. 2-е изд. СПб.: Лики России, 2001.

24. Мильчик, Михаил. Заонежье. История и культура: очерки. Фотографии. СПб.: Лики России, 2007.

25. Петтерссон, Ларс. Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья. Пер. Н. Гринин, В. Пу-киш и др., науч. ред. Михаил Мильчик и Ирина Гришина. М.: Три квадрата, 2020.

26. Мильчик, Михаил. Древнерусская иконография монастырей, храмов и городов XVI-XVШ веков: сборник статей, 1973-2017. СПб.: Коло, 2017.

27. Шургин, Игорь. Исчезающее наследие. Очерки о русских деревянных храмах ХУ-ХУШ веков. М.: Совпадение, 2006.

28. Шургин, Игорь. От лесной избушки до церкви дивной. Деревянная архитектура Коми. М.: Совпадение, 2009.

29. Шургин, Игорь. "Георгиевская церковь (1685 г.) Среднепогостского прихода: архитектурные открытия". В изд. Кадашевские чтения: сборник докладов конференции [основан на материалах IV конференции "Кадашевские чтения", прошедшей в храме Воскресения Христова в Кадашах 1-2 декабря 2008 г.], гл. ред. Александр Салтыков, 73-88. М.: Кадашевская слобода, 2009, вып. 4.

30. Шургин, Игорь. "Две малоизвестные деревянные церкви XVII и XVIII веков бывшего Соль-вычегодского уезда Вологодской губернии". Архитектурное наследство, по. 52 (2010): 98-116.

31. Шургин, Игорь. "Архитектурные особенности деревянных церквей XVII-XVIII вв. бывшего Сольвычегодского уезда Вологодской губернии". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 189-213. М.; СПб.: Коло, 2011, вып. 2.

32. Шургин, Игорь. "Троицкая церковь в селе Нёнокса — выдающееся произведение русской деревянной архитектуры". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 164-85. М.; СПб.: Коло, 2010, вып. 1.

33. Шургин, Игорь. "Деревянные крещатые церкви XVI в.". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. и сост. Андрей Бодэ, 82-92. М.; СПб.: Коло, 2015, вып. 4.

34. Шургин, Игорь. "Архитектурные и конструктивные особенности деревянных церквей типа 'восьмерик от земли с шатровым завершением' XVI-XVII веков". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 100-29. М.; СПб.: Коло, 2016, вып. 5.

35. Шургин, Игорь. "Объемно-планировочные изменения деревянных церквей типа 'восьмерик от земли с двумя прирубами' с конца XVII по XVIII век". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 171-95. СПб.: Коло, 2018, вып. 6.

36. Бодэ, Андрей. "Характерные особенности деревянного культового зодчества Поонежья XVII-XIX веков". Автореф. дис. канд. архитектуры, Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук, 2005.

37. Бодэ, Андрей. Деревянное зодчество Русского Севера. Архитектурная сокровищница Поонежья. М.: КомКнига, 2005.

38. Бодэ, Андрей. "Древние новгородские традиции в деревянном культовом зодчестве северо-западных областей России XVI-XVIII вв.". В изд. Архитектура в истории русской культуры, отв. ред. И. Бондаренко, 68-89. М.: КомКнига, 2005, вып. 6: Переломы эпох.

39. Бодэ, Андрей. "Деревянные шатровые храмы. Архитектура, локальные традиции, происхождение". Вестник Московского государственного строительного университета, no. 4-5 (2010): 24-30.

40. Бодэ, Андрей. "Деревянные храмы с каскадными покрытиями. Архитектурные решения, ареалы, аналогии". Архитектурное наследство, no. 52 (2010): 81-97.

41. Бодэ, Андрей. "Деревянные храмы с каскадными покрытиями как отголосок архитектурных традиций новгородской земли". Вестник Московского государственного строительного университета, no. 1-2 (2011): 52-8.

42. Бодэ, Андрей. "'Верх клинчатой'. Одна из особенностей деревянных церквей Русского Севера". Архитектурное наследство, no. 53 (2010): 54-63.

43. Бодэ, Андрей. "Деревянные церкви с шатровым на крещатой бочке завершением как переработка архитектурных традиций Московской Руси". Academia. Архитектура и строительство, no. 2 (2011): 52-7.

44. Бодэ, Андрей. "Северорусские деревянные церкви с кубоватыми покрытиями. Архитектура, ареалы, происхождение". Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, no. 2/16 (2011): 7-15.

45. Бодэ, Андрей. "Луковицеобразные одноглавые завершения как одна из характерных особенностей деревянных церквей Поважья и Северодвинского Поречья". Архитектурное наследство, no. 61 (2014): 70-84.

46. Бодэ, Андрей. Древние московские и новгородские корни в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера. М.: Прогресс-Традиция, 2019.

47. Бодэ, Андрей. "Сретено-Михайловская церковь в бывшей деревне Красная Ляга. Новые данные по истории и архитектуре". Архитектурное наследство, no. 55 (2011): 69-78.

48. Бодэ, Андрей. "Красная Ляга. Опыт инициативных работ по сохранению памятника". В изд. Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле: материалы Всероссийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи (3-5 сентября 2014 г., г. Петрозаводск, о. Кижи), отв. ред. Александр Пашков, 63-9. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015.

49. Бодэ, Андрей, и Анастасия Терентьева. "Благовещенская церковь в деревне Пустынька. История, архитектура, характерные особенности". Архитектурное наследство, no. 57 (2012): 101-14.

50. Бодэ, Андрей, и Арина Носкова. "Успенская церковь в Кондопоге. Строительная история, архитектурные особенности, прионежские аналоги". Архитектурное наследство, no. 65 (2016): 91-102.

51. Бодэ, Андрей. "Троицкая церковь на Юрьевой горе. Реконструкция архитектурного облика". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 186-200. М.; СПб.: Коло, 2010, вып. 1.

52. Федосеева, Елена. "Архитектурный ансамбль Унежемского прихода. История строительства". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 201-26. М.; СПб.: Коло, 2010, вып. 1.

53. Терентьева, Анастасия. "Деревянный собор во имя Успения Богоматери в городе Онеге. Исследование и реконструкция архитектурного облика". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 156-70. М.; СПб.: Коло, 2013, вып. 3.

54. Терентьева, Анастасия. "Собор Воскресения Христа в Коле. К вопросу о реконструкции архитектурного облика". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. и сост. Андрей Бодэ, 208-28. М.; СПб.: Коло, 2015, вып. 4.

55. Бодэ, Андрей, и Александр Бокарев. "Александро-Невская церковь в селе Ухтома Вологодской области. История строительства". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 239-50. М.; СПб.: Коло, 2016, вып. 5.

56. Бодэ, Андрей. "Никольская часовня в урочище Ялгандсельга. Материалы обследования". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 196-206. СПб.: Коло, 2018, вып. 6.

57. Носкова, Арина. "Георгиевская церковь в Юксовичах и Воскресенская в Важинах: неизвестные страницы истории известных памятников". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 38-64. СПб.: Коло, 2018, вып. 6.

58. Носкова, Арина, Ирина Котышева, и Анна Ермолина. "'Круглые от пошвы' храмы Онежско-Ладожского Межозерья XVII в.". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. и сост. Андрей Бодэ, 116-35 М.; СПб.: Коло, 2015, вып. 4.

59. Носкова, Арина. "Шатровые храмы Заонежья XVII-XVШ вв. особенности архитектурных решений". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 130-55. М.; СПб.: Коло, 2013, вып. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60. Носкова, Арина. "Онежско-Ладожская архитектурная традиция XVII-XVШ веков". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 124-58. М.; СПб.: Коло, 2011, вып. 2.

61. Бодэ, Андрей. "Деревянные церкви в окрестностях Вельска". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 239-59. М.; СПб.: Коло, 2013, вып. 3.

62. Бодэ, Андрей, и Александр Панкратов. "По течению Пинеги. Памятники деревянного зодчества Карпогорского и Пинежского районов Архангельской области". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 257-83. М.; СПб.: Коло, 2011, вып. 2.

63. Пьянкова, Наталья. "Погосты на территории Тарногского района Вологодской области". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. и сост. Андрей Бодэ, 169-96. М.; СПб.: Коло, 2015, вып. 4.

64. Орфинский, В., И. Гришина, М. Кистерная, и В. Козлов. "Часовня Знамения Богородицы в деревне Корба: Проблемы исследования и хронологической атрибуции". Ученые записки Петрозаводского государственного университета, по. 6/151 (2015): 95-100.

65. Мильчик, Михаил, и Андрей Бодэ. "Каргопольская крепость: этапы строительной истории". Архитектурное наследство, по. 49 (2008): 60-76.

66. Мильчик, Михаил, и Арина Носкова. "Дворы Вологды по Переписной книге 1711-1712 годов". Архитектурное наследство, по. 55 (2011): 104-18.

67. Носкова, Арина. "Никольская церковь в Горке — малоизвестная предшественница кондопож-ского храма". В изд. Рябининские чтения — 2019: материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера, сост. и подгот. Т. Иванова и И. Мельников, отв. ред. Т. Иванова, 237-40. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019.

68. Носкова, Арина. "История и архитектура храмового комплекса в Космозере: исследование по архивным материалам". Ученые записки Петрозаводского государственного университета, по. 8/185 (2019): 38-46.

69. Носкова, Арина. "Клетские храмы Присвирья XVI-XVII веков". В изд. Архитектурное и градостроительное наследие. Материалы Межрегиональной научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию доктора архитектуры, профессора, лауреата государственной премии РСФСР по архитектуре Ю. С. Ушакова, отв. ред. Юрий Обласов, 77-86. СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2018.

70. Носкова, Арина. "Никольская церковь в Линдозере и традиция храмостроения в северо-западном Прионежье XVII-XVШ веков". В изд. Церковь Преображения Господня на острове Кижи:

300 лет на заонежской земле: материалы Всероссийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи (3-5 сентября 2014 г., г. Петрозаводск, о. Кижи), отв. ред. Александр Пашков, 42-8. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015.

71. Zinina, Olga. "The Monuments of Wooden Architecture of Shenkurskiy Uyezd of the XIX Century: From the Tradition to the Architecture Style". In Proceedings of the 2nd International Conference on Architecture: Heritage, Traditions and Innovations (AHTI 2020), ed. by Armen Kazaryan, Nina Konovalova and Iana Rumbal, 120-6. Amsterdam; Paris: Atlantis Press, 2020. (Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 471). https://doi.org/10.2991/assehr.k.200923.021.

72. Зинина, Ольга. "Малоизвестные деревянные часовни Нижнего Поважья. Архитектура и строительная история". В изд. Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2017 году: сборник научных трудов РААСН, отв. ред. Г. Рогунова, науч. ред. А. Кузьмин и П. Акимов, сост. Т. Кайтуков, 35-44. 2 тома. М.: АСВ, 2018, т. 1.

73. Зинина, Ольга. "Георгиевская часовня в деревне Ермолинской. Архитектура и строительная история". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. Андрей Бодэ, 147-70. СПб.: Коло, 2018, вып. 6.

74. Незвицкая, Татьяна. "К вопросу об эволюции подходов к сохранению памятников деревянного зодчества". Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета 22, no. 4 (2020): 9-22.

75. Незвицкая, Татьяна. "Подходы к сохранению деревянных культовых храмов в XX-XXI вв. на примере церкви Преображения Господня Кижского погоста". Вестник гражданских инженеров, no. 4/81 (2020): 20-8.

76. Незвицкая, Татьяна. "Проблема выбора вида и способа работ при сохранении памятников деревянного зодчества" Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, no. 2/52 (2020): 203-12.

77. Незвицкая, Татьяна. "Международный и российский опыт сохранения деревянных храмов — объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: церкви Преображения Господня Кижского погоста (Россия) и храмового комплекса Хорю-Дзи (Япония)". В изд. Кижский вестник: сборник статей, науч. ред. И. Мельников, 215-31. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2019, вып. 18.

78. Бокарев, Александр. "Деревянное церковное зодчество Архангельской губернии XIX — начала XX в.". В изд. Деревянное зодчество. Новые материалы и открытия, отв. ред. и сост. Андрей Бодэ, 256-92. М.; СПб.: Коло, 2015, вып. 4.

Статья поступила в редакцию 12 мая 2021 г.; рекомендована в печать 27 июля 2021 г.

Контактная информация:

Ходаковский Евгений Валентинович — канд. искусствоведения, доц.; E. [email protected]

Wooden Church Architecture of the Russian North in the Russian Art History of the Early 21st Century*

E. V. Khodakovsky

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Khodakovsky, Evgeny. "Wooden Church Architecture of the Russian North in the Russian Art History of the Early 21st Century". Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 11, no. 4 (2021):

696-714. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.407 (In Russian)

* The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research, project number 20-11250108.

The article represents a historiographical review of publications on the wooden architecture of the Russian North, published in 2000-2010s. In these years the main perspectives of the research of the wooden church architecture of the Russian North can be distinguished as follows: the regional studies in the framework of large-scale scientific projects; studying the construction history and analysing the architectural features of specific objects, including in connection with their restoration; "rehabilitation" of the late period (19th-20th centuries) in the history of church wooden church building, which is a fundamentally new approach to this segment of the architectural heritage of the North; attracting a wide range of archival sources and gradually moving away from the speculative nature of unsubstantiated theoretical conclusions. An analytical review of publications on wooden church architecture published over the past twenty years is important not only for summing up intermediate results, but also for indicating further prospects for creating a complete panorama of wooden church building in the Russian North, which still remains unconnected and fragmentary, that is, forming from the history of individual monuments in different regions. The interaction of researchers of Russian wooden architecture with each other in the framework of long-term scientific projects is the key to successful joint work on the identification and introduction into scientific circulation of archival documents of the early period (16th-18th centuries) and conducting field surveys of preserved objects. The subsequent integration of the obtained data on chronological, quantitative and typological indicators will allow us to obtain a new objective picture of the historical development and artistic diversity of the monuments of wooden architecture of the Russian North.

Keywords: Russian North, wooden architecture, church architecture, historiography, restoration, protection of cultural heritage, history of Russian architecture.

References

1. Krasovskii, Mikhail. Course of the History of Russian Architecture. Petrograd: T-vo R. Golike i A. Vil'borg Publ., 1916, pt. 1: Dereviannoe zodchestvo. (In Russian)

2. Zabello, Sof'ia, Viktor Ivanov, and Petr Maksimov. Russian Wooden Architecture. Moscow: Gosudarst-vennoe arkhitekturnoe izd-vo Akademiia arkhitektury SSSR Publ., 1942. (Pamiatniki russkoi arkh-itektury). (In Russian)

3. Opolovnikov, Aleksandr. Monuments of Wooden Architecture of the Karelo-Finnish SSR. Moscow: Go-sudarstvennoe izd-vo literatury po stroitel'stvu i arkhitekture Publ., 1955. (In Russian)

4. Opolovnikov, Aleksandr. Restoration of Monuments of Folk Wooden Architecture. Moscow: Stroiizdat Publ., 1974. (In Russian)

5. Lisenko, Lev "Harmonic Constructions in the Architecture of the Churches of the Kizhi Pogost". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 18 (1969): 125-34. (In Russian)

6. Ushakov, Iurii. Ensemble in the Folk Architecture of the Russian North. Leningrad: Stroiizdat, Lenin-gradskoe otdelenie Publ., 1982. (In Russian)

7. Orfinskii, Viacheslav, and Irina Grishina. Typology of Wooden Cult Architecture of the Russian North. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2004. (In Russian)

8. Opolovnikov, Aleksandr. Russian Wooden Architecture. Moscow: Iskusstvo Publ., 1986. (In Russian)

9. Nabokova, Ol'ga. "On the Problem of Classification of Distaffs". In Kizhskii vestnik: sbornik statei, ed. and comp. by I. Mel'nikov, 182-210. Petrozavodsk: KarNTs RAN Publ., 2003, iss. 8. (In Russian)

10. Orfinskii, V, I. Grishina, E. Liallia, and S. Navolotskii. "Electronic Classifier of Wood Religious Architecture of the Russian North". Vestnik Rossiiskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, no. 1/38 (2005): 146-58. (In Russian)

11. Orfinskii, Viacheslav. "The Cult Architecture of the Veps". In Sovremennaia nauka o vepsakh: dostizhe-niia i perspektivy (pamiati N. I. Bogdanova): sbornik statei, executive ed. and comp. by Irina Vinokuro-va, 250-69. Petrozavodsk: KarNTs RAN Publ., 2006. (In Russian)

12. Grishina, Irina. "Ethnoarchitecture: Principles of Research (For the Jubilee of V. P. Orfinsky)". Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 5/99 (2009): 7-13. (In Russian)

13. Vaga, Tat'iana, Irina Grishina, Olga Zharinova, et al. History and Culture of Syamozerie. Executive ed. by Viacheslav Orfinskii. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2008. (In Russian)

14. Orfinskii, V., I. Grishina, A. Borisov, A. Kosenkov, and N. Patrashkova. "Architecture of the Karelian Pomerania: An Unforgettable Heritage". In Kompleksnye gumanitarnye issledovaniia v basseine Belogo moria, comp. by Nadezhda Lobanova, ed. by Mark Kosmenko et al., 152-74. Petrozavodsk: Ostrova Publ., 2007. (In Russian)

15. Orfinskii, Viacheslav. "Phenomenon of Transfiguration Church of Kizhi Churchyard". Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 8-1/145 (2014): 77-86. (In Russian)

16. Orfinskii, Viacheslav. "The Church of the Transfiguration of Our Saviour on the Kizhi Islandand the North Russian Church Architecture". In Tserkov' Preobrazheniia Gospodnia na ostrove Kizhi: 300 let na zaonezhskoi zemle: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, priurochennoi k 300-letiiu Preo-brazhenskoi tserkvi na ostrove Kizhi (3-5 sentiabria 2014 g., g. Petrozavodsk, o. Kizhi), executive ed. Aleksandr Pashkov, 3-10. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2015. (In Russian)

17. Grishina, Irina, et al., eds. Folk Architecture: Collection of Materials. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2004. (In Russian)

18. Mil'chik, Mikhail. "Wooden Cathedral of the Annunciation of the End of the 17th Century in the Shenkursky Fortress (According to Written Sources)". In Narodnoe zodchestvo: mezhvuzovskii sbornik, ed. by Irina Grishina et al., 139-71. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2004. (In Russian)

19. Mil'chik, Mikhail. "Wooden Church of Hodegetria According to the Construction Order of 1681 and the Images on the Plans of Olonets of the Late 17th-early 18th century". In Aktual'nye problemy teorii i istorii iskusstva, ed. by A. Zakharova, S. Mal'tseva and E. Staniukovich-Denisova, 815-22. St. Petersburg: NP-Print, 2016, iss. 6. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-12-89. (In Russian)

20. Mil'chik, Mikhail. "Chart of 1692 for the Construction of a Wooden Church in the Spassky Monastery of Kargopol". In Kargopol' i Russkii Sever v istorii i kul'ture Rossii. X-XXI vv. Materialy XIV Kar-gopol'skoi nauchnoi konferentsii, comp. by Nikolai Reshetnikov and Natal'ia Tormosova, 55-62. Kargopol': s. n., 2018. (In Russian)

21. Mil'chik, Mikhail. "Everyday Life of Wooden Churches in the Russian North in the 17th century". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 63-80. St. Petersburg: Kolo Publ., 2020, iss. 7. (In Russian)

22. Mil'chik, Mikhail. "Experience of Joint Work with Y. S. Ushakov over the Graphic Reconstructions of Wooden Ensembles of Oshevensky and Verkolsky Monstery". In Arkhitekturnoe i gradostroitel'noe nasledie. Materialy Mezhregional'noi nauchno-teoreticheskoi konferentsii, posviashchennoi 90-letiiu dok-tora arkhitektury, professora, laureata gosudarstvennoi premii RSFSR po arkhitekture Iu. S. Ushakova, executive ed. by Iurii Oblasov, 43-61. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi arkhitek-turno-stroitel'nyi universitet Publ., 2018. (In Russian)

23. Mil'chik, Mikhail. Zaonezhie in the Old Pictures. 2nd ed. St. Petersburg: Liki Rossii Publ., 2001. (In Russian)

24. Mil'chik, Mikhail. Zaonezhie. History and Culture: Essays. Photographs. St. Petersburg: Liki Rossii Publ., 2007. (In Russian)

25. Pettersson, Lars. Architecture of Wooden Churches and Chapels of Zaonezhye. Rus. ed. Transl. by N. Grinin, V. Pukish et al., science ed. by Mikhail Mil'chik and Irina Grishina. Moscow: Tri kvadrata Publ., 2020. (In Russian)

26. Mil'chik, Mikhail. Ancient Russian Iconography of Monasteries, Churches and Cities of the 16th-18th Centuries. Collection of Materials, 1973-2017. St. Petersburg: Kolo Publ., 2017. (In Russian)

27. Shurgin, Igor'. A Vanishing Legacy. Essays on Russian Wooden Churches of the 15th-18th Centuries. Moscow: Sovpadenie Publ., 2006. (In Russian)

28. Shurgin, Igor'. From the Forest Hut to the Wonderful Church. Wooden Architecture of Komi. Moscow: Sovpadenie Publ., 2009. (In Russian)

29. Shurgin, Igor. "St. George's Church (1685) of the Srednepogostsky Parish: Architectural discoveries". In Kadashevskie chteniia: sbornik dokladov konferentsii [osnovan na materialakh IV konferentsii "Ka-dashevskie chteniia", proshedshei v khrame Voskreseniia Khristova v Kadashakh 1-2 dekabria 2008 g.], chief ed. Aleksandr Saltykov, 73-88. Moscow: Kadashevskaia sloboda Publ., 2009, iss. 4. (In Russian)

30. Shurgin, Igor. "Two Insufficiently Studied 17th and 18th-Century Wooden Churches of the Former Solvychegodsk District of the Vologda Government". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 52 (2010): 98-116. (In Russian)

31. Shurgin, Igor. "Architectural Features of Wooden Churches of the 17th-18th centuries of the Former Solvychegodsky District of the Vologda Province". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 189-213. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2011, iss. 2. (In Russian)

32. Shurgin, Igor'. "The Trinity Church in the Village of Nenoksa is an Outstanding Work of Russian Wooden Architecture". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 164-85. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2010, iss. 1. (In Russian)

33. Shurgin, Igor'. "Wooden Cross-Planned Churches of the 16th Century". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. and comp. by. Andrei Bode, 82-92. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2015, iss. 4. (In Russian)

34. Shurgin, Igor. "Architectural and Structural Features of Wooden Churches of the Type 'Octagon From the Ground with a Tent-Roof' of the 16th-17th Centuries". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 100-29. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2016, iss. 5. (In Russian)

35. Shurgin, Igor'. "Volume-Planning Changes of Wooden Churches of the 'Octagon from the Ground with Two Adjunctions' Type from the End of the 17th to the 18th Century". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 171-95. St. Petersburg: Kolo Publ., 2018, iss. 6. (In Russian)

36. Bode, Andrei. "Characteristic Features of the Wooden Sacred Architecture of the Poonezhye Region of the 17th-19th centuries". Theses of PhD diss., Nauchno-issledovatel'skii institut teorii arkhitektury i gradostroitel'stva Rossiiskoi akademii arkhitektury i stroitel'nykh nauk Publ., 2005. (In Russian)

37. Bode, Andrei. Wooden Architecture of the Russian North. Architectural Treasury of Poonezhye. Moscow: KomKniga Publ., 2005. (In Russian)

38. Bode, Andrei. "Ancient Novgorod Traditions in the Wooden Sacred Architecture of the North-Western Regions of Russia of the 16th-18th Centuries". In Arkhitektura v istorii russkoi kul'tury, executive ed. by I. Bondarenko, 68-89. Moscow: KomKniga Publ., 2005, iss. 6: Perelomy epokh. (In Russian)

39. Bode, Andrei. "Wooden Tent-Roofed Temples. Architecture, Local Traditions, Origins". Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo stroitel'nogo universiteta, no. 4-5 (2010): 24-30. (In Russian)

40. Bode, Andrei. "Wooden Churches with Cascade Roofing. Architectural Solutions, Regions, Analogies". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 52 (2010): 81-97. (In Russian)

41. Bode, Andrei. "Wooden Churches with Cascade Roofs as an Echo of the Architectural Traditions of the Novgorod Land". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo stroitel'nogo universiteta, no. 1-2 (2011): 52-8. (In Russian)

42. Bode, Andrei. "'Wedge-Shaped Top'. A Peculiar Feature of Wooden Churches in the Russian North". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 53 (2010): 54-63. (In Russian)

43. Bode, Andrei. "Wooden Temples with Hipped Roof on the Cross-Squared Barrels as a Revision of Architectural Traditions of Moscow Russia". Academia. Arkhitektura i stroitel'stvo, no. 2 (2011): 52-7. (In Russian)

44. Bode, Andrei. "North Russian Wooden Churches with Cube Roofing. Architecture, Areals, Origin". Izvestiia Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta, no. 2/16 (2011): 7-15. (In Russian)

45. Bode, Andrei. "Onion-Shaped One-Domed Tops as One of the Typical Features of the Wooden Churches of the Vaga and North Dvina River Regions". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 61 (2014): 70-84. (In Russian)

46. Bode, Andrei. Ancient Moscow and Novgorod Roots in the Wooden Temple Architecture of the Russian North. Moscow: Progress-Traditsiia Publ., 2019. (In Russian)

47. Bode, Andrei. "Presentation-St. Michael's Church in the Former Village Krasnaya Liaga. New Facts Regarding Its History and Architecture". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 55 (2011): 69-78. (In Russian)

48. Bode, Andrei. "Krasnaya Lyaga. Experience of Ambitious Works for Monument Preservation". In Tserkov' Preobrazheniia Gospodnia na ostrove Kizhi: 300 let na zaonezhskoi zemle: materialy Vse-rossiiskoi nauchnoi konferentsii, priurochennoi k 300-letiiu Preobrazhenskoi tserkvi na ostrove Kizhi (3-5 sentiabria 2014 g., g. Petrozavodsk, o. Kizhi), executive ed. by Aleksandr Pashkov, 63-9. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2015. (In Russian)

49. Bode, Andrei, and Anastasiia Terent'eva. "Annunciation Church in the Village Pustynka. History, Architecture, Characteristic Features". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 57 (2012): 101-14. (In Russian)

50. Bode, Andrei, and Arina Noskova. "Assumption Church in Kondopoga. History of Construction, Architectural Features, Onega-Region Analogues". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 65 (2016): 91-102. (In Russian)

51. Bode, Andrei. "Trinity Church on Yurieva Gora. Reconstruction of the Architectural Appearance". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 186-200. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2010, iss. 1. (In Russian)

52. Fedoseeva, Elena. "The Architectural Ensemble of the Unezhma Parish. Construction History". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 201-26. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2010, iss. 1. (In Russian)

53. Terent'eva, Anastasiia. "Wooden Cathedral of the Assumption of the Mother of God in the City of Onega. Research and Reconstruction of the Architectural Appearance". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 156-70. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2013, iss. 3. (In Russian)

54. Terent'eva, Anastasiia. "Cathedral of the Resurrection of Christ in Kola. A Question of the Reconstruction of the Architectural Appearance". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. and comp. by Andrei Bode, 208-28. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2015, iss. 4. (In Russian)

55. Bode, Andrei, and Aleksandr Bokarev. "Alexander Nevsky Church in the Village of Ukhtoma, Vologda Region. Construction History". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 239-50. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2016, iss. 5. (In Russian)

56. Bode, Andrei. "St. Nicholas Chapel in the Yalgandselga. Survey Materials". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 196-206. St. Petersburg: Kolo Publ., 2018, iss. 6. (In Russian)

57. Noskova, Arina. "St. George's Church in Yuksovichi and the Resurrection Church in Vazhiny: Unknown Pages of the History of Known Monuments". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 38-64. St. Petersburg: Kolo Publ., 2018, iss. 6. (In Russian)

58. Noskova, Arina, Irina Kotysheva, and Anna Ermolina. "'Round from Ground' Churches of the Onega-Ladoga District of the 17th Century". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. and comp. by Andrei Bode, 116-35 Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2015, iss. 4. (In Russian)

59. Noskova, Arina. "Tent-Roofed Churches of Zaonezhye of the 17th-18th Centuries. Features of Architectural Solutions". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 130-55. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2013, iss. 3. (In Russian)

60. Noskova, Arina. "Onega-Ladoga Architectural Tradition of the 17th-18th Centuries". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 124-58. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2011, iss. 2. (In Russian)

61. Bode, Andrei. "Wooden Churches in the Vicinity of Velsk". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 239-59. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2013, iss. 3. (In Russian)

62. Bode, Andrei, and Aleksandr Pankratov. "Down the Pinega River. Monuments of Wooden Architecture of the Karpogorsky and Pinezhsky Districts of the Arkhangelsk Region". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 257-83. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2011, iss. 2. (In Russian)

63. P'iankova, Natal'ia. "Churchyards on the Territory of the Tarnogsky District of the Vologda Region". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. and comp. by Andrei Bode, 169-96. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2015, iss. 4. (In Russian)

64. Orfinskii, V., I. Grishina, M. Kisternaia, and V. Kozlov. "The Chapel of the Sign of the Virgin in the Village of Korba: Problems of Research and Chronological Attribution". Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 6/151 (2015): 95-100. (In Russian)

65. Mil'chik, Mikhail, and Andrei Bode. "Kargopol Fortress: Stages of Construction". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 49 (2008): 60-76. (In Russian)

66. Mil'chik, Mikhail, and Arina Noskova. "The Courtyards of Vologda According to the Census Book of 1711-1712". Arkhitekturnoe nasledstvo, no. 55 (2011): 104-18. (In Russian)

67. Noskova, Arina. "St. Nicholas Church in Gorka is a Little-Known Predecessor of the Kondopoga Church". In Riabininskie chteniia — 2019: materialy VIII konferentsii po izucheniiu i aktualizatsii tra-ditsionnoi kul'tury Russkogo Severa, comp. and prepared by T. Ivanova and I. Mel'nikov, executive ed. by T. Ivanova, 237-40. Petrozavodsk: KarNTs RAN Publ., 2019. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68. Noskova, Arina. "The History and Architecture of the Temple Complex in Kosmozero: A Study on Archival Materials". Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 8/185 (2019): 38-46. (In Russian)

69. Noskova, Arina. "The Klet' Churches of the River Svir Lands in the 16th-17th Centuries". In Arkhitekturnoe i gradostroitel'noe nasledie. Materialy Mezhregional'noi nauchno-teoreticheskoi konferentsii, posviashchennoi 90-letiiu doktora arkhitektury, professora, laureata gosudarstvennoi premii RSFSR po

arkhitekture Iu. S. Ushakova, executive ed. by Iurii Oblasov, 77-86. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel'nyi universitet Publ., 2018. (In Russian)

70. Noskova, Arina. "St. Nicholas Church in Lindozero and the Tradition of Church Building in the North-Western Onego Lake Region of the 17th-18th Centuries". In Tserkov' Preobrazheniia Gospodnia na ostrove Kizhi: 300 let na zaonezhskoi zemle: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, priuro-chennoi k 300-letiiu Preobrazhenskoi tserkvi na ostrove Kizhi (3-5 sentiabria 2014 g., g. Petrozavodsk,

0. Kizhi), executive ed. by Aleksandr Pashkov, 42-8. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2015. (In Russian)

71. Zinina, Olga. "The Monuments of Wooden Architecture of Shenkurskiy Uyezd of the XIX Century: From the Tradition to the Architecture Style". In Proceedings of the 2nd International Conference on Architecture: Heritage, Traditions and Innovations (AHTI2020), ed. by Armen Kazaryan, Nina Kono-valova and Iana Rumbal, 120-6. Amsterdam; Paris: Atlantis Press, 2020. (Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 471). https://doi.org/10.2991/assehrk.200923.021.

72. Zinina, Ol'ga. "Little-Known Wooden Chapels of the Lower Povazhye Region. Architecture and Construction History". In Fundamental'nye, poiskovye i prikladnye issledovaniia RAASN po nauch-nomu obespecheniiu razvitiia arkhitektury, gradostroitel'stva i stroitel'noi otrasli Rossiiskoi Federatsii v 2017godu: sbornik nauchnykh trudov RAASN, executive ed. by G. Rogunova, science ed. by A. Kuz'min and P. Akimov, comp. by T. Kaitukov, 35-44. 2 vols. Moscow: ASV Publ., 2018, vol. 1. (In Russian)

73. Zinina, Ol'ga. "St. George's Chapel in the Village of Ermolinskaya. Architecture and Building History". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. by Andrei Bode, 147-70. St. Petersburg: Kolo Publ., 2018, iss. 6. (In Russian)

74. Nezvitskaia, Tat'iana. "Evolution of Approaches to Wooden Architecture Preservation". Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta 22, no. 4 (2020): 9-22. (In Russian)

75. Nezvitskaia, Tat'iana. "Approaches to the Preservation of Wooden Religious Churches in the 20th- 21st Centuries. On the Example of the Church of the Transfiguration of the Lord Kizhi Pogost". Vestnik grazhdanskikh inzhenerov, no. 4/81 (2020): 20-8. (In Russian)

76. Nezvitskaia, Tat'iana. "The Problem of Choosing the Type and Method of Work when Saving the Monuments of Wooden Architecture". Izvestiia Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta, no. 2/52 (2020): 203-12. (In Russian)

77. Nezvitskaia, Tat'iana. "International and Russian Experience in the Preservation of Wooden Churches-UNESCO World Heritage Sites: The Church of the Transfiguration of the Lord Kizhi Pogost (Russia) and the Horyu-Ji Temple Complex (Japan)". In Kizhskii vestnik: sbornik statei, science ed, by

1. Mel'nikov, 215-31. Petrozavodsk: KarNTs RAN Publ., 2019, iss. 18. (In Russian)

78. Bokarev, Aleksandr. "Wooden Church Architecture of the Arkhangelsk Province of the 19th — early 20th Centurries". In Dereviannoe zodchestvo. Novye materialy i otkrytiia, executive ed. and comp. Andrei Bode, 256-92. Moscow; St. Petersburg: Kolo Publ., 2015, iss. 4. (In Russian)

Received: May 12, 2021 Accepted: July 27, 2021

Author's information:

Evgeny V. Khodakovsky — PhD in Arts, Associate Professor; E. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.