УДК 338.242.4:347.214
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10036
Виолетта Александровна Салчак Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия
ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ, РАСПРИВАТИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
В статье на основе действующих нормативно-правовых актов рассматриваются способы отчуждения частной собственности в государственную и муниципальную. Как радикальный метод вмешательства государства в этот процесс, это должно осуществляться на основе специального закона, регламентирующего порядок, условия, механизмы осуществления процедуры, гарантирующей права и интересы собственника имущества. Международное право признает национализацию, но при условии полного возмещения стоимости имущества. В СССР государственная приватизация (1992-1994 гг.) проводилась в неблагоприятных условиях развала страны и трансформации советской экономики в рыночную, что до сих пор требует решения вопросов о деприватизации и национализации, устранения негативных последствий этого процесса, включая выкуп частной собственности государством в интересах собственника. Давно назрела необходимость принятия федерального закона, отменяющего приватизацию по формальным и криминальным нарушениям. В статье также рассмотрен факт национализации частной собственности в Республике Крым, после присоединения к Российской Федерации в результате референдума 2014 года.
Ключевые слова: собственность частная, публичная, государственная и муниципальная, приватизация, деприватизация, расприватизация, реприватизация, национализация, реквизиция, конфискация, возмездность
Violet Salcak Tuva State University, Kyzyl, Tyva Republic, Russia
DEPRIVALIZATION, FLATTENING AND NATIONALIZATION OF STATE
AND MUNICIPAL PROPERTY
The article considers, on the basis of the existing normative and legal acts, ways of alienating private property into State and municipal property. As a radical method of State intervention in this process, this should be carried out on the basis of a special law regulating the procedure, conditions and mechanisms for the implementation of a procedure guaranteeing the rights and interests of the owner of the property. International law recognizes nationalization, but subject to full reimbursement of the value of property. In the USSR, state privatization (1992-1994) was carried out in the unfavourable conditions of the collapse of the country and the transformation of the Soviet economy into a market economy, which still requires solving the issues of deprivatization and nationalization, eliminating the negative consequences of this process, including the purchase of private property by the state in the interests of the owner. It is long overdue to adopt a federal law abolishing privatization for formal and criminal violations. The article also considers the nationalization of private property in the Republic of Crimea, after joining the Russian Federation as a result of the 2014 referendum.
Keywords: private, public, state and municipal property, privatization, deprivatisation, unprivatisation, reprivatisation, nationalization, procurement, confiscation, retribution
Конституция Российской Федерации [1] защищает частную собственность, которая может быть лишена только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).
Переход частной собственности в публичную собственность устанавливается главой 15 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) [2], законами РФ. Обращение частной собственности в публичную собственность возможно как по инициативе собственника, так и по основаниям принудительного прекращения права собственности.
Деприватизация - добровольный отказ от приватизированной ранее у государства или муниципалитета собственности в собственность государства или муниципалитета. Собственник имеет право передать свободные от обязательств жилое помещение в государственную или муниципальную собственность (ст.ст. 450-453 ГК РФ). Органы государственной и муниципальной собственности обязаны принять имущество и заключить договоры социального найма с этими гражданами. Гражданин в приватизации участвует только один раз в жизни, после деприватизации теряется право участвовать в повторной приватизации.
Расприватизация - договор приватизации имущества по решению суда признается не законной и принудительно возвращается в государственную собственность (ст. 168-172, ст. 175-179 ГК РФ). Реприватизация - повторная приватизация государственной собственности, возвращенной процедурой деприватизации и расприватизации [13].
Национализация - процесс обращения находящейся в собственности юридических лиц и граждан имущества в государственную и муниципальную собственность, с возмещением стоимости этого имущества и других убытков на основании закона (п. 9 ст. 235, ст. 306 ГК РФ).
Таким образом, процедурами отчуждения частной собственности в государственную собственность является деприватизация, реприватизация, расприватизация, национализация [10]. Имущество может быть повторно приватизировано в частную собственность на законных основаниях.
Однако до сих пор нет законов, которые регламентировали бы процессы деприватизации, реприватизации, расприватизации, национализации. Правовые основы осуществления национализации содержатся в главе 17 ГК РФ, ст.35 ч. 3 Конституции РФ о «принудительном отчуждении имущества для государственных нужд». Приоритет положения Конституции перед остальными законами предполагает, что, в случае принятия федерального закон о национализации, в первую очередь, будет определен порядок равноценного возмещения стоимости
национализированного имущества [9].
Международное право признает национализацию, но при этом обязательно указывает на компенсацию. Принудительное отчуждение имущества частных собственников содержат следующие международные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., согласно которой «никто не должен быть произвольно лишен своего имущества» (статья 17);
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11.1950 г., протокол №1 которой провозглашает принцип общеполезности и законности при принудительном прекращении права собственности (статья 1);
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» № 1803 (A/RES/1803 (XVII)) предопределяет право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над естественными богатствами и ресурсами, что должно осуществляться в интересах национального развития и благосостояния населения соответствующего государства [8].
Дискуссии о национализации, необходимости пересмотра итогов приватизации поднимаются преимущественно в политической плоскости, чем в юридической. Деприватизация в демократических государствах осуществляется в национальных интересах государства, всего общества только на основании закона с полноценной компенсацией стоимости имущества собственнику [7]. Декрет «О земле» (принятый II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) пример национализации с нарушением законности и возмездности. Согласно этому закону были изъяты помещичьи, удельные, церковные и монастырские земли с находящимся на них имуществом [12].
Нельзя не отметить и то, что по гражданскому кодексу имущество собственника может быть безвозмездно изъято против его воли в случаях:
- взыскания на имущество собственника по его обязательствам (ст. 24,56,126 ГК РФ);
- конфискация имущества собственника по решению суда за совершение уголовного преступления или административного правонарушения (ст. 243 ГК РФ);
- за умышленное гражданское правонарушение (ст. 169 ГК РФ).
Во внесудебном порядке взыскания на имущество производится:
- по требованиям налоговых органов (ст.237 ГК РФ);
- по договору на заложенное имущество (абз. 2 п. 1 ст. 349 ГК РФ);
- по признанию суда способов приватизации недействительными (ст.ст. 166-181 ГК РФ).
Прекращение права собственности гражданина, юридического лица, собственности РФ,
субъекта РФ или муниципального образования устанавливается судом (ст. 212 ГК РФ). Частная
собственность прекращается, если имущество не принадлежит данному лицу в силу запрета по закону (вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 129 ГК); отчуждается недвижимость в связи с изъятием земельного участка (ст.239 ГК РФ); выкупается без хозяйственно содержащиеся культурные ценности, (ст. 240 ГК РФ); выкупается домашние животные из-за ненадлежащего обращения с ними (ст. 241 ГК РФ); имущество реквизируется (ст. 242 ГК РФ); при несоразмерности выделяемой доли, причитающейся компенсации участнику долевой собственности, в части общего имущества (ст. 247 ГК РФ); из-за невозможности сноса недвижимости, находящегося на чужом земельном участке приобретается права собственности по решению суда (ст. 35 ЗК РФ) [3]. Частная собственность прекращается также, если по решению суда выкупается земельный участок для государственных или муниципальных нужд (ст.239.2 ГК РФ); собственник пользуется земельным участком с грубыми нарушениями законодательства (ст. 285 ГК РФ); бесхозяйственное жилое помещение продается по решению суда с публичных торгов (ст. 293 ГК РФ).
Государственные и муниципальные органы, предприятия и учреждения имеют право выкупить у граждан с их согласия, принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, с целью более рационального их перераспределения.
Национализация, как и приватизация, имеет юридический и экономический смысл. Юридический смысл заключается в прекращении права собственности частного собственника в пользу государства. Экономический смысл подразумевает невозможность содержать в частной и в коллективной собственности важных отраслей в не рентабельном, не эффективном состоянии. При этом национализация проводится в общенародных и государственных интересах с обязательной компенсацией стоимости собственнику [11].
Одним из последних примеров данного процесса в наши дни может служить Республика Крым. После ее вхождения в состав Российской Федерации Постановлением Государственного Совета Автономной Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1836-6/14 «О национализации имущества предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, расположенных на территории Республики Крым» [6] были национализированы имущественные комплексы, имущество предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса. Документ признал собственностью Крыма всю государственную собственность Украины и «имущество украинских профсоюзных и иных общественных организаций».
Юридическим основанием национализации в Крыму стал Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, который внес изменения в Конституции РФ по включению в состав РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя, постановление Госсовета региона «О независимости Крыма» от 17 марта 2014 г.
Механизм выкупа имущества для нужд Республики Крым был осуществлен по Закону Республики Крым от 08.08.2014 № 47-ЗРК (ред. от 28.11.2014 с изменениями, вступившими в силу с 04.12.2014) «Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым» [4], принудительность или необходимость выкупа в общенародных и государственных интересах предусмотрена в ст. 1: предотвращение угрозы жизни, здоровью населения Республики Крым; обеспечение функционирования объектов жизнедеятельности; эвакуацию людей вследствие катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств; использование его в качестве объекта, имеющего особую социальную, культурную и историческую ценность.
В ст. 2 закона [4] указано, что выкуп осуществляется только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). У собственников, не предъявивших подтверждающих право собственности документов, имущество перешло по решению Совета Министров Республики Крым в государственную собственность, как не подтвержденный законности их приобретения (п. 9 ст. 235 ГК РФ).
Таким образом, национализация частной собственности в Республике Крым как субъекта Российской Федерации проведена на основе законов и подзаконных актов Республики Крым, в соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Практика отчуждения частной собственности в государственную и муниципальную собственность показал, что действующая нормативно-правовая база не отвечает интересам собственников, назрела необходимость принятия федерального закона, направленного на регулирование механизма процесса приватизации.
Источники и литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147.
4. Об особенностях выкупа имущества в Республике Крым: закон Республики Крым: [утв. Советом министров Республики Крым 08 августа 2014 г.] // Крымские известия от 16.08.2014 г. № 160.
5. О независимости Крыма: постановление Верховной Рады АРК от 17.03.2014 № 1745- 6/14 // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым, № 3, часть 1, 08.05.2014.
6. О национализации имущества предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, расположенных на территории Республики Крым: постановление Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 № 1836-6/14 // Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым. Март 2014. №3. Ч.2.
7. Большой юридический словарь /А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 2003. 703 с.
8. Гринь Е. А., Лебедь Ю. А. Некоторые проблемы правового регулирования национализации земельных участков в Российской Федерации // Молодой ученый, 2015. №20. С. 355-357. - URL https://moluch.ru/archive/100/22511/ (дата обращения: 11.10.2018).
9. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред.Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского и др. М., 2012.
10. Нуреев Р.М. Россия: неизбежна ли деприватизация? (Феномен власти-собственности в исторической перспективе) // Вопросы экономики. № 6. 2002. С. 10-31.
11. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. - 2011. 480 с.
12. Декрет о земле. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/Декрет_о_земле Дата обращения: Реприватизация. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/ Реприватизация Дата обращения: 30.09.2019 г.
УДК 37(s71.52)
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10037
Алина Кара-ооловна Сат Тувинский государственный университет
г. Кызыл, Россия
ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ПЕРИОД ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассматривается история становления системы подготовки кадров специалистов высшей квалификации для Тувы. На всю Сибирь в то время приходилось только 4 вуза. Высших учебных заведений в Туве не было. В 1925 году по решению ЦК Тувинской народно-революционной партии были направлены на учебу в Москву 10 человек. Подготовка кадров специалистов осуществлялась в учебных заведениях центральных городов страны - Москвы, Ленинграда, а также городов Сибири - Новосибирск, Иркутск, Абакан и др. Открытый в 1921 г. в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока был центром подготовки национальных кадров, в том числе и для Тувинской Народной Республики.
Ключевые слова: подготовка кадров, высшее образование, КУТВ им. И. В. Сталина, школьное строительство.
Alina Sat Tuvan state university Kyzyl, Russia
PREPARATION OF NATIONAL HUMAN RESOURCES DURING THE TUVIN PEOPLE'S
REPUBLIC
The article discusses the history of the formation of a system of training highly qualified specialists for Tuva. All of Siberia at that time accounted for only 4 universities. There were no higher educational institutions in Tuva. In 1925, by decision of the Central Committee of the Tuva People's Revolutionary Party, 10 people were sent to study in Moscow. The training of specialists was carried out in educational institutions of the central cities of the country — Moscow, Leningrad, as well as Siberian cities — Novosibirsk, Irkutsk,