ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ: МЕХАНИЗМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Разнообразие природных, геополитических, экономических, социальных, демографических и других условий обуславливает существенную дифференциацию территорий по уровню социальноэкономического развития. Решение проблем выравнивания межрегиональных различий, преодоления кризисных явлений и отставания в развитии отдельных территорий является крайне актуальным. Наиболее сложная социально-экономическая ситуация наблюдается в прошлом развитых регионах и имеющих достаточно высокий накопленный потенциал, но в настоящее время переживающих глубокий экономический кризис, вызванный сильным спадом производства в основных отраслях экономики и социальной сфере, т.е. относящихся к типу депрессивных.
На современном этапе проблемы социальноэкономического упадка депрессивных регионов можно решить, используя комплексный подход на основе осуществления эффективной инвести-
ционной политики. При этом под депрессивным регионом может подразумеваться не только субъект федерации, но и любая территория, объединенная общностью социально-экономических условий. Так, Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых субъектов Российской Федерации, однако в республике наблюдается существенная внутрирегиональная дифференциация уровня социально-экономического развития. На основе анализа показателей социального и экономического состояния к категории депрессивных могут быть отнесены следующие административные единицы республики: г. Баймак и Баймакский район, г. Белорецк и Белорецкий район, г. Сибай, Архангельский, Бал-тачевский, Бураевский, Гафурийский, Иглин-ский, Калтасинский, Краснокамский, Кугарчин-ский, Нуримановский, Стерлибашевский, Хай-буллинский, Шаранский, Федоровский районы [I, с. 54].
Т а б л и ц а I
Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность
(по данным выборочного обследования, в % к общему числу организации)1
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Недостаточный спрос на продукцию 11,5 11,3 8,3 10,4 6,5 12,5 8,4 6,1
Недостаток собственных финансовых средств 23,8 23,0 34,0 36,0 39,7 36,6 38,1 40,2
Высокий процент коммерческого кредита 19,7 19,3 18,8 18,1 14,7 21,3 22,8 19,4
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 13,6 11,9 12,2 10,9 14,2 10,6 12,4 13,0
Инвестиционные риски 10,5 15,0 11,0 10,4 11,0 7,9 6,4 10,0
Неудовлетворительное состояние технической базы 13,6 7,6 7,9 7,8 6,0 4,2 4,5 6,6
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 7,4 11,9 7,9 6,3 7,9 6,9 7,4 4,6
1 Таблица составлена на основе: Инвестиционная и строительная деятельность в Республике Башкортостан: Стат. сб. — Уфа: Башкортостанстат, 2008. — 125 с.
Ганиева Алия Акрамовна, аспирант Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН
©Ганиева А.А., 2009
В табл. I представлены факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность в депрессивных регионах Республики Башкортостан, выявленные в результате выборочного обследования инвестиционной активности предприятий и организаций.
Значимой для периода первых лет проведения обследования относительно последующих лет выступали неопределенность экономической ситуации в стране, а также несовершенность нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционные процессы. В течение всего срока проведения обследования основным фактором, сдерживающим инвестиционную деятельность, являлся недостаток собственных финансовых ресурсов. В современных условиях наиболее вероятным решением проблемы недостаточности финансов предприятий и организаций является привлечение заемных средств. Однако инвестиции сдерживает высокий процент коммерческого кредита, за которым следует взаимосвязанный с ним фактор — сложность механизма получения кредитов для реализации инвестиционных проектов. Таким образом, повышению инвестиционной активности будет существенно способствовать снижение процента по кредиту, а также упрощение процедуры составления заявки для получения кредита.
Влияние факторов отражается и на структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. Как наглядно показывает рис. I, составленный на основе данных об инвестици-
онной активности муниципальных образований Республики Башкортостан [2], структура источников инвестиций в основной капитал в целом по республике и ее депрессивным регионам существенно отличается.
В депрессивных регионах низка доля собственных средств 35% при 45% по республике. В инвестициях в основной капитал велика доля средств федерального и республиканского бюджетов (6 и 19% и соответственно 3 и 13% по республике), средств внебюджетных фондов (4% в депрессивных регионах, 1% — в республике). Значительная доля бюджетных средств, особенно республиканского и местного бюджетов, доказывает особую значимость с точки зрения стабилизации депрессивных регионов проведения региональной инвестиционной политики.
Исследование источников инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в динамике показало, что доля заемных средств в структуре инвестиций невысока, хотя в последние годы их значение существенно возросло. Банковские кредиты и другие займы составляют в структуре инвестиций незначительную часть (12% в депрессивных регионах, при 14% по республике). Следовательно, имеется потенциал развития кредитной сферы в депрессивных регионах республики.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показал, что наиболее распространенным элементом региональной системы стимулирования инвестиций является предоставле-
Республика Башкортостан
22%
□ собственные средства
□ кредиты банков
□ заемные средства других организаций
□ средства федерального бюджета
■ средства республиканского бюджета
□ средства внебюджетных фондов
□ прочие
Депрессивные регионы Республики Башкортостан
18%
6% 0% 12%
□ собственные средства
□ кредиты банков
□ заемные средства других организаций
□ средства федерального бюджета
■ средства республиканского бюджета
□ средства внебюджетных фондов
□ прочие
Рис. I. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2007 г.
(в % к итогу)
ние налоговых льгот. На уровне субъектов Федерации, административных районов и муниципалитетов в целях повышения инвестиционной активности чаще всего используются следующие налоговые льготы:
— отсрочка выплаты налогов на прибыль, полученную в рамках финансирования инвестиционных проектов на период нормативных сроков их внедрения и освоения;
— освобождение от платежей из прибыли на срок нормативной окупаемости проекта;
— льготы по налогам в местные бюджеты;
— распространение действия инвестиционного налогового кредита на проекты по внедрению прогрессивных технологий.
Необходимость дальнейшего применения налоговых механизмов с целью социально-экономического развития депрессивных регионов не вызывает сомнений. Важным направлением совершенствования налогового стимулирования инвестиций является снятие налоговых ограничений на их прирост, реинвестирование прибыли, списание издержек при выполнении проектов и реализация механизма ускоренной амортизации. Налоговые льготы должны предоставляться при наличии обоснования инвестиционного проекта и бизнес-плана. При реализации инвестиционной политики важными моментами являются ее целевая направленность, осуществление контроля целевого использования ее ресурсов.
Одним из механизмов формирования благоприятного инвестиционного климата депрессивных регионов является совершенствование рекламной деятельности и системы информационного обеспечения инвесторов. С целью формирования благоприятного имиджа и брэнда депрессивной территории, его позиционирования необходима разработка маркетинговых мероприятий и сегментация рынка для продвижения создаваемых продуктов и привлечения инвесторов. Следует регулярно публиковать рекламные и информационные издания (буклеты, каталоги), проводить конференции, консорциумы, презентации регионов в России и за рубежом.
Для проведения анализа инвестиционных проектов необходимо наличие полной информации об альтернативных, и это обеспечит предоставление государственных гарантий инвесторам. Эту проблему может решить формирование региональных информационных центров, которые должны не только оценивать инвестиционные проекты,
но и осуществлять общеэкономический мониторинг в регионе, обеспечивать проведение на должном уровне экспертизы разрабатываемых программ и проектов. Анализ инвестиционных проектов целесообразно проводить с участием местной администрации, государственных статистических и других заинтересованных органов путем создания городских и районных маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных инвесторов. Создание рынка альтернативных инвестиций окажет существенное положительное влияние на привлечение финансовых ресурсов в депрессивные регионы. Важным механизмом такого финансирования является создание зон благоприятствования, принцип действия которых заключается в установлении особого режима инвестирования с учетом приоритетности развития отдельных отраслей (и даже предприятий). При создании таких зон необходимо соблюдение баланса развития между соседними территориями, а также исключение конкуренции в привлечении специалистов. Пользователями специальных режимов инвестиционной деятельности, налоговых и таможенных льгот на данных территориях станут только те инвесторы, которые реализуют проекты, отвечающие определенным требованиям. Снижение налогового бремени на предприятиях, имеющих потенциал к развитию, приводит к заинтересованности в работе, повышению числа рабочих мест, что непосредственно отразится на социально-экономическом развитии депрессивных территорий.
Одним из наиболее эффективных инструментов снижения инвестиционных рисков в мировой практике считается страхование. Это особенно важно в депрессивных регионах, где необходимы высокоэффективные механизмы защиты инвестиционных проектов. В их разработке большую помощь окажет использование опыта стран, в которых успешно реализуются программы защиты инвесторов. В зарубежной практике для активизации и поддержки инвестиционного процесса основной упор делается на формирование системы страхования имущества, залоговой деятельности, предоставления государственных гарантий. Системы предоставления на территории депрессивных регионов государственных гарантий инвесторам, страхования некоммерческих инвестиционных и эксплуатационных рисков с привлечением для этих целей средств федерального и регионального бюджетов позволят сгла-
дить неблагоприятные условия инвестиционной деятельности.
Важным фактором устойчивого социальноэкономического развития депрессивных регионов является развитие малого предпринимательства, которое способствует обеспечению занятости населения, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений, формированию среднего класса. В настоящее время в малом бизнесе занято более 20% трудовых ресурсов Башкортостана. Малое предпринимательство представлено практически во всех видах экономической деятельности. Наибольшее развитие получило оно в оптовой и розничной торговле, строительстве, в виде операций с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг, на обрабатывающих производствах. Малые предприятия обеспечивают более 12% республиканского объема отгруженных товаров, но в сельском хозяйстве доля малых предприятий незначительна и не превышает 3% [3].
Малое предпринимательство может сыграть большую роль в выходе депрессивных регионов Башкортостана из состояния глубокого социально-экономического упадка, однако очевидной является неравномерность его развития по отраслям. Потенциальные возможности для его развития содержатся в отраслях автомобильного транспорта, строительства, «агротуризма» и др. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства необходимо создание эффективной системы его информационной поддержки, а также дальнейшая активизация деятельности банковского сектора в кредитовании малого бизнеса. При этом возможными механизмами являются: субсидирование процентной ставки по кредитным договорам, компенсация части страховых взносов по договорам страхования малого бизнеса, субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, производящих высокотехнологичную продукцию, а также товары (работы, услуги) на экспорт.
Крупные хозяйственные структуры проводят более активную инвестиционную политику, наиболее глубокую модернизацию деятельности предприятий, т.к. имеют значительные ресурсы, могут последовательно концентрировать их на отдельных объектах. Крупномасштабные проекты, реализуемые в Республике Башкортостан, являются инвестиционно привлекательными, что подтверждается высокими оценками ведущих рей-
тинговых агентств. Развитие форм взаимодействия малого и среднего бизнеса (усиление межотраслевого взаимодействия) с крупным бизнесом, плановая и целенаправленная организация производственной кооперации крупных предприятий с малыми, создание в регионах сети малых предприятий по производству продукции на базе и при содействии крупных предприятий может послужить фактором, активизирующим развитие бизнеса в депрессивных регионах.
Механизмом привлечения финансовых средств в депрессивные регионы Республики Башкортостан может стать обеспечение доступа крупных инвесторов к привлекательным проектам на условиях их участия в паевом фонде. Средства данного фонда будут направляться на осуществление инвестиций в депрессивных муниципальных образованиях. При этом могут быть введены особый режим налогообложения участников данного фонда, налоговые каникулы, налоговые льготы и пр.
Существенным фактором повышения инвестиционного потенциала депрессивного региона может стать широкое применение лизинга. Актуальность его развития в депрессивных регионах обусловлена, прежде всего, неудовлетворительным состоянием парка оборудования многих предприятий (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т.д.). В 2008 г. степень износа основных фондов в целом по Республике Башкортостан составила 35%, в депрессивных муниципальных образованиях республики — около 40%. Активное развитие лизинга в депрессивных регионах возможно на основе освобождения от таможенных пошлин приобретаемого на условиях лизинга оборудования, машин, транспортных средств, освобождения банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления кредитов для реализации операций финансового лизинга.
В настоящее время на уровень субъектов федерации и муниципалитетов передано значительное количество полномочий, не всегда обеспеченных финансовыми ресурсами. Для субъектов Российской Федерации и муниципалитетов создание условий для диалога с бизнесом в рамках обеспечения устойчивых темпов развития региона (муниципалитета) становится насущной необходимостью. В целях повышения инвестицион-
ной привлекательности регионов следует активизировать использование частно-государственного партнерства. В депрессивных регионах этот процесс обуславливает необходимость создания единого республиканского методического центра по вопросам частно-государственного партнерства с межмуниципальной филиальной системой, разработку механизма взаимодействия с республиканскими и федеральными венчурными фондами для финансирования инвестиционных проектов республики.
Социально-экономическому развитию депрессивных регионов также послужит создание республиканской сети территориальных и муниципальных бизнес-инкубаторов. Основными целями организации бизнес-инкубаторов является создание благоприятных условий для организации и становления новых предприятий, ориентированных на местную экономику, участие в формировании комплексной системы развития и поддержки предпринимательской деятельности.
Депрессивные муниципальные образования, как правило, находятся в непосредственной территориальной близости друг от друга. В условиях Башкортостана это уральские и зауральские муниципальные районы. Возможным современным инструментом повышения качества жизни населения может быть реализация межмуници-пальных проектов и программ с привлечением бизнес-структур, заказчиком которых выступят органы власти региона, которые, основываясь на программно-целевых принципах, возьмут на себя большую часть управления, обеспечения эффективного взаимодействия между субъектами и объектами управления.
В настоящее время на территории административных районов Башкортостана, отнесенных нами к категории депрессивных регионов, планируются или находятся на начальной стадии реализации несколько крупных инвестиционных проектов. Общая стоимость их составляет 90 млрд руб. Это строительство лесоперерабатывающего комплекса «Экобумпром» с целлюлозно-бумажным комбинатом (Белорецкий район); вскрытие и обработка запасов Юбилейного месторождения для добычи медно-колчеданных и бу-рожелезняковых золотосодержащих руд открытым способом, строительство опытно-промышленного участка кучного выщелачивания золота из бурожелезняковых руд Юбилейного месторождения, вскрытие и отработка запасов Октябрь-
ского месторождения для добычи медно-цинковой руды (Хайбуллинский район); создание ту-ристическо-развлекательного комплекса «Золотое кольцо Башкортостана» и туристско-рекреационной зоны «Урал» (объединение существующей туристической инфраструктуры Абзелиловского, Белорецкого, Бурзянского районов).
Эффективная реализация данных инвестиционных проектов и тех, которые будут осуществляться на территории депрессивных регионов Республики Башкортостан в будущем, зависит не только от наличия финансовых ресурсов, т.е. непосредственного привлечения инвестиционных средств, но и от того, как будет осуществлено управление инвестиционной деятельностью. На наш взгляд, на сегодняшний день одним из самых прогрессивных подходов к осуществлению инвестиционной деятельности является применение методологии управления проектами, которая предназначена для осуществления деятельности в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды, что соответствует условиям депрессивных регионов.
Согласно исследованиям, проектно-ориентированный подход к управлению, используемый в организационных, экономических, социальных и других областях, дает значительные результаты. Эффективное управление проектами на основе современных информационных технологий и моделей управления проектами дает примерно 15—20-процентное сокращение непроизводительных потерь и экономит от 15 до 30% времени как в отечественных, так и зарубежных корпоративных проектах [4]. Мы считаем, что аналогичного, если не большего, роста эффективности следует ожидать и при внедрении методологии управления проектами в российскую практику осуществления инвестиционной деятельности на территории депрессивного региона. Внедрениие проектных технологий в деятельность организаций в депрессивных регионах можно реализовать на основе создания консультационных центров. Данные центры будут способствовать ведению проектной инвестиционной деятельности, оказывать помощь в реализации проектов, осуществлять обучение сотрудников предприятий и организаций проектным технологиям управления, оказывать помощь при внедрении компьютерных систем.
Стратегическим направлением для Башкортостана и ее депрессивных регионов может выс-
тупать развитие туристическо-рекреационного комплекса. Республика обладает уникальными возможностями по развитию туризма (горнолыжного спорта, альпинизма, горного туризма и т.п.). Природно-климатические условия, топология склонов, площади возможного освоения для горнолыжных трасс аналогичны возможностям лучших европейских горнолыжных центров. В республике имеются благоприятные условия для создания туристических горнолыжных центров мирового класса. Для развития туристической отрасли и создания в течение пяти-шести лет конкурентоспособных европейских туристических центров следует предоставить налоговые льготы (либо налоговый кредит на 5 лет с гарантией возврата за счет средств республиканского бюджета) фирмам и частным лицам, инвестирующим средства в объекты туристического бизнеса в туристическо-рекреационной зоне «Урал», которая располагается на территории нескольких депрессивных муниципалы пых образований, среди которых депрессивные Абзелиловский и Белорец-кий районы.
Развитие производства и розлива питьевой воды может быть организовано в депрессивных регионах, производство по изготовлению облегченной стеклотары обуславливает создание этого производства, организацию маркетинговой системы для продвижения и реализации продукции на национальном и международном рынках. Данное направление инвестирования обладает также благоприятным социальным эффектом — обеспечение экологически чистой фасованной водой лечебные, санаторно-лечебные и детские учреждения.
Важным направлением является развитие в депрессивных регионах производства строительных материалов. По данным Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканский фонд общераспространенных ископаемых, которые могут использоваться в производстве строительных материалов, включает более 900 месторождений, из которых эксплуатируется не более 30%. Преобладающее количество месторождений сосредоточено в центральной зоне республики. По 10 и более месторождений сконцентрировано в Бай-макском, Караидельском, Кармаскалинском, Краснокамском, Куюргазинском, Стерлитамак-ском, Уфимском муниципальных районах. В целом по республике добыча общераспространен-
ных полезных ископаемых в среднем не превышает 1% от величины учтенных балансовых запасов [3, с. 48]. В то же время в республике отсутствуют разведанные запасы мела и камней, пригодных для получения высококачественной облицовочной плитки, дефицит покрывается в основном за счет ввоза из других регионов России. Имеющийся потенциал обосновывает экономическую целесообразность развития производства строительных материалов в депрессивных регионах республики.
Важным механизмом содействия отраслям промышленности и сельского хозяйства является государственный заказ товаров и услуг, производимых на территории депрессивных регионов, который следует использовать, отдавая предпочтение в первую очередь продуктам, заменяющим ввоз. Однако данный инструмент может иметь негативные последствия: в результате заключения государственных контрактов с фирмами из депрессивных ареалов возможно снижение конкуренции на региональных рынках. Государственный заказ следует применять только с учетом особенностей конкурентной среды депрессивных регионов.
Таким образом, активизации инвестиционной деятельности в депрессивном регионе должно быть отведено центральное место в экономической политике, реализуемой как на федеральном, так и на региональном уровне. В целях социально-экономической стабилизации депрессивные территории следует рассматривать в качестве территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности. Установление особого режима инвестирования для депрессивных регионов является важнейшим условием общего оздоровления экономической ситуации и создания благоприятного инвестиционного климата. Льготами на территории депрессивных регионов должны пользоваться только предприятия, реализующие инвестиционные проекты и отвечающие определенным требованиям. Налоговые льготы должны предоставляться при условии наличия технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта и контроле целевого использования средств. Развитие инвестиционного потенциала региона предполагает формирование объективной системы налогообложения, способствующей уменьшению дифференциации доходов, формированию оптимальной структуры рентабельности отраслей эконо-
мики и, как следствие, увеличению платежеспособного спроса населения, инвестиционной активности и привлекательности депрессивного региона, и развитие приоритетных отраслей экономики.
ЛИТЕРАТУРА
I. Исянбаев М.Н. Теоретико-методологические проблемы социально-экономического развития депрессивных регионов / Технологии управления социально-экономическим развитием региона: Сб. ста-
тей междунар. науч.-практ. конф. В P т. Т. 1. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, POOS. — З69 с.
P. http://minprom.baskortostan.ru (Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан).
3. Доклад о социально-экономическом положении Республики Башкортостан в POO7 г. — Уфа: ГУ Издательство «Мир печати», POOS. — P4З с.
4. Воропаев В. Управление проектами — неиспользованный ресурс в экономике России. — URL: http:// www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/ ЗЗ16P4/?phrase_id=1ЗЗ6OS
Ключевые слова: депрессивные регионы, социально-экономическая стабилизация, инвестиционный климат, механизмы привлечения инвестиций, инвестиционные проекты, особый режим инвестирования, частно-государственное партнерство, информационная поддержка инвестиционного процесса.
Key words: depressed territories, socioeconomic stabilization, investment climate, mechanisms of investment attraction, investment project, special investment conditions, partnership between state and business, informational support of investment process.
Aliya2A.2Ganiyeva
DEPRESSED2 TERRITORIES:2 MECHANISMS2 OF2 INVESTMENT2 PROCESS ACTIVATION
Under modem conditions it is too important to solve the problem of differences in regions’ socioeconomic development. The way out of the situation of depression is the investment attraction. Because of essential intraregional differentiations of socioeconomic development level some Bashkortostan towns and areas are considered as depressed territories. On the basis of investment process factors and tendencies analysis there are mechanisms of socioeconomic stabilization and development of depressed regions are proposed.