Научная статья УДК 122/129
Б01: 10.18101/1994-0866-2022-1-54-59
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЖОНА РОЛЗА
© Сангаев Цырен Цыренович
аспирант,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а sangaev.tsyren@yandex.ru
© Бальчиндоржиева Оюна Баировна
доктор философских наук, доцент,
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а baoyu2008@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрена интерпретация феномена справедливости американского философа Джона Ролза в его фундаментальной работе «Теория справедливости». В данной работе философ развивает социально-политические и этические стороны проблемы справедливости. Подвергая ревизии классический утилитаризм, он вносит некоторые изменения в данную теорию, утверждая свою идею справедливости как честности. Основанием этой теории является понятие «исходной» позиции, также ряд принципов, выдвинутых самим Ролзом. Автор статьи опирается на концепцию И. Канта, рассматриваемую в качестве теоретической базы концепции Ролза. Также философ обновляет интерпретацию либеральных идей, основывающуюся на морально-нравственных началах людей, а также на принципах справедливости. Его интерпретация оказывает влияние и на развитие социально- политических институтов, это ведет к тому, что людям дается возможность рационального, свободного выбора.
Ключевые слова: Д. Ролз, теория справедливости, честность, исходная позиция, И. Кант, деонтологическая теория, принципы справедливости, утилитаризм, общество, право, благо.
Для цитирования
Сангаев Ц. Ц., Бальчиндоржиева О. Б. Деонтологическая концепция справедливости Джона Ролза // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 1. С. 54-59.
Общество является самоорганизующейся системой, в которой происходят различного рода динамические процессы, затрагивающие разные сферы жизни. В современном обществе актуальными стали проблемы, имеющие глобальный характер. Одними из таких проблем являются нарастание социального неравенства и напряженность, связанная с утратой доверия и нарушением принципов справедливости.
«Справедливость — это добродетель, не отделимая от мудрости. Она увязана с благоразумием как способности распознавать истинное правило в трудных обстоятельствах действия. Мышление справедливости ведет к диалогу, доверию,
54
миру. Сегодня вся этическая проблематика, сопряженная с темой справедливости, представлена в модусах таких традиций, как этика блага, продолжающая учение Аристотеля, морали долга (деонтологическая этика), продолжающая кантианскую линию, утилитаристская, этика дискурса, этика ответственности, а также практическая мудрость, сталкивающаяся с ситуациями неопределенности» [1, с. 4].
На протяжении развития философской мысли феномен социальной справедливости подвергался осмыслению в идеях многих философов, начиная от античности и до наших дней. Представители каждой эпохи внесли свою лепту в понимание данного феномена. Тем не менее проблема справедливости остается актуальной.
В XX в. вышла работа американского политического философа Джона Ролза «Теория справедливости». В своей работе Ролз попытался изложить основные принципы справедливости. Данная книга дала новый импульс развитию либеральных идей. «Его основополагающие принципы стали фундаментом социально-политической и правовой реальности в этих странах, а разработанный либералами политический язык прав человека прочно вошел в культуру и психологию людей» [2, с. 2].
«Сегодня характерной социальной интенцией становятся мстительные поиски ответственного, что в любых договорных отношениях порождает подозрительность и недоверие, подрывает весь капитал доверия, на котором зиждутся все поручительные системы, лежащие в основе договорных отношений. Безудержный рост социальных (политических, экономических, правовых, психологических) ситуаций несправедливости, рост безответственных деяний, тотальные спекуляции на доверии, роль в этих ситуациях отклоненного и трансформированного желания, понятого как организующее начало в поведении индивида и социума, ставит вопрос об интеракции справедливости, ответственности, доверия, желания» [1, с. 4].
В данной теории Джон Ролз отказывается от классического утилитаризма, что предполагает принцип полезности, который выступает моральной ценностью в поступке и поведении человека, и выдвигает идею честности как справедливости. В своих работах мыслитель продолжает дело, начатое еще немецким философом И. Кантом. Кантианская деонтология связана с понятием субъекта — прежде всего субъекта деятельности, обладающего свободой.
«Ролз предполагает, что понятия справедливость и честность совпадают и нет особой причины выявлять их различия или констатировать, что одно из них является более фундаментальным, чем другое» [3, с. 1]. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятие «честность» носит этический характер. В данном положении Ролз, вводя понятие честности, пытается внести некоторые изменения в классический утилитаризм. Таким образом подвергает ревизии классический утилитаризм, выявляя некоторые недостатки последней. По мнению философа, утилитаризм в своем классическом виде дает неправильную интерпретацию проблемы справедливости. Для того чтобы охарактеризовать данную концепцию, Ролз приводит два принципа, также философ вводит термин «практика». Этим понятием обозначается всякая деятельность, которая находится в особой системе правил. Эти правила придают определенную структуру деятельности. В первом принципе говорится о свободе каждого человека, который находится в практике.
«Каждое лицо (person), принимающее участие в какой-либо практике или находящееся в сфере ее воздействия, имеет равное право на наиболее обширную свободу, совместимую с такой же свободой для всех остальных» [4, с. 2]. Во втором принципе Ролз говорит о неравенстве. Он гласит о том, что неравенство будет благоприятным в том случае, если каждая персона будет иметь равные права на те должности, из общественного положения которых вытекает это неравенство. В этих двух принципах показана позиция, которую занимает философ. В данных принципах выражены идеи прав и свобод, также справедливого распределения благ и справедливого устройства общественных институтов, в результате чего будет достигнуто общее благо. Также Ролз говорит, что «под неравенством же лучше всего понимать не любые различия в должностях и общественном положении, но различия в тех выгодах и тяготах, которые прямо или косвенно сопутствуют, таких как престиж и богатство или обязанность платить налоги, а также исполнять общественные повинности» [4, с. 4]. Следуя из этого, Ролз подразумевает, что в существующем неравенстве каждый член общества должен извлекать выгоду. Этими принципами Ролз пытается внести некоторые изменения в утилитаризм. В этом отношении философ соглашается со взглядами Канта, который, в свою очередь, не соглашается с идеями, выдвинутыми представителями классического утилитаризма, «немецкий философ формулирует два аргумента против утилитаристского подхода: аргумент от хрупкости оснований, аргумент неблагоприятных последствий» [5, с. 23]. Утилитаризм, предполагающий идею общей пользы, располагающий эмпирической формой, не может обеспечить приоритет справедливости, так как этические идеи, которые выдвинули представители этого направления, рассматривают такое общество, в котором распространяется идея удовлетворения желаний, также их максимизация. Данные желания выстроены из огромного количества личных систем желаний, которые укоренились как данные. Поэтому, по мнению немецкого философа, практические принципы утилитаризма не могут стать практическими законами. Также Кант указывает на то, что при достижении счастья человечества как цели общества может случиться так, что некоторые будут вынуждены подчиняться и принимать те принципы, которые они не принимают, так как у каждого человека есть свои представления о счастье. «Взяв одно из этих конкретных представлений в качестве руководящего принципа, члены политического сообщества отрицают за некоторыми из людей свободу реализации их собственных концепций блага» [5, с. 24].
Далее Кант поднимает проблему, связанную с правом. Право, по мнению философа, является приоритетной составляющей, которая предшествует всем целям. Для немецкого философа каждый человек имеет право искать свое счастье, если это не наносит вред свободе, также ставя своей целью достичь свободы, которая была бы совместима со свободой всех по общему закону.
Джон Ролз в своих взглядах во многом соглашается с деонтологической теорией Канта, особенно вопроса о том, что право имеет преимущество перед благом. Философ в своей работе попытался переосмыслить и трансформировать концепцию немецкого философа, а именно кантовский идеализм. По утверждениям Ролза, взгляды Канта более метафизичны. «Взгляду Канта присущи глубокие дуализмы, в частности дуализм необходимого и случайного, формы и содержания, разума и
желания, ноуменов и феноменов» [6, с. 228]. Мыслитель попытался сделать теорию немецкого философа более реальной, которую можно применить в обществе. «Его моральная концепция имеет характерную структуру, становящуюся более отчетливой, когда дуализмы рассматриваются не в том смысле, который он придавал им, и когда дуализмы обретают новую форму, а их моральная сила переформулируется в рамках эмпирической теории» [6, с. 228]. Поставленную проблему американский философ пытается решить путем изучения принципов справедливости, которые являются объектами так называемого «исходного положения». Так, исходное положение является иллюзорной ситуацией первородного равенства, где каждая из сторон договорного процесса находится в неведении, кем они будут в будущей группе. В этом неведении выбираются единогласно принципы справедливости, определяющие фундаментальные социальные институты, которые, в свою очередь, будут обязаны в будущем управлять обществом. По словам самого Ролза, «исходное положение — это подходящий исходный статус-кво, который гарантирует, что фундаментальные соглашения, достигаемые в нем, являются честными» [6, с. 29]. Также нужно отметить, что, по утверждению философа, «исходное положение» есть понятие интуитивное, которую нужно разрабатывать, вследствие чего можно получить трактовку моральных отношений.
Таким образом, теория исходного положения есть одно из фундаментальных начал, которое стало основой всей теории Джона Ролза. При исходном положении индивиды, имея одинаковое положение, получают гарантии того, что они не проигрывают и не выигрывают в случае ряда обстоятельств. «Так как все имеют одинаковое положение и никто не способен изобрести принципы для улучшения своих конкретных условий, принципы справедливости становятся результатом честного соглашения или торга» [7, с. 10]. Поэтому справедливость идентифицируется с идеей честности, которая носит гипотетический характер. Далее возникает закономерный вопрос: «Что подразумевается под честностью?». Амартия Сен в работе «Идея справедливости» отвечает таким образом: «Эту основополагающую идею можно представить по-разному, однако самым главным ее моментом должно быть требование избегать предвзятости в суждениях, учитывать интересы и нужды других людей, а также, самое главное, не допускать влияния собственных интересов, приоритетов, эксцентричных черт и предрассудков» [8, с. 97]. Идея честности таким образом играет решающую роль в теории Ролза. Именно за счет идеи честности происходит раскрытие подходящих принципов, благодаря которым произойдет выделение справедливых институтов, для того чтобы они стали базой в структуре общества. В таком обществе, где заложены данные социальные институты, люди, живущие в этом обществе, должны будут следовать чувству справедливости.
Данная идея имеет многоступенчатый характер, т. е. выстраивается путь от выбора принципов справедливости до стремления к общественной справедливости, далее, при соответствии институтов и принципов, деятельность этих институтов воплощается в жизнь путем разных методов, происходит выведение справедливого устройства общества. В более поздних работах Ролз обосновывает систему работы идеи честности. В выдвинутой системе А. Сен обнаруживает определенные проблемы относительно выбора принципов справедливости в исходной позиции.
В целом можно отметить, что американский философ предложил концепцию общественного равенства, которая основывается на честности. Эта теория, по словам самого философа, является теорией моральной. Основная проблема Ролза, как указывает А. Сен, заключается в том, «как люди могут сотрудничать друг с другом в обществе, несмотря на то, что они поддерживают «противоположные по своей сути, хотя и разумные всеобъемлющие учения» [8, с. 98]. Гармония достигается в том случае, когда индивиды будут разделять рациональную политическую идею справедливости. При всем различии взглядов и убеждений индивиды должны руководствоваться тем, чтобы, принимая во внимание существующие различия и убеждения, достигнуть принципы справедливости. Таким образом, философ попытался существенно дополнить теорию справедливости, установить новые принципы, правила, в связи с чем возможно справедливое устройство общества, основываясь на принципах честности, утверждая права свободы.
В своей работе Ролз, отвергая классический утилитаризм, дополнил его своей теорией, утверждая приоритетность концепции «правильности» над концепцией блага: «Принципы правильности и справедливости налагают ограничения на то, какого рода удовлетворения имеют ценность; они налагают ограничения на то, что считать разумной концепцией блага» [6, с. 40]. Поэтому идея честности является ключевым понятием всей его теории.
Таким образом, рассмотренная в данной статье концепция справедливости, которую представил Ролз, является новой интерпретацией либеральных идей, которая базируется на нравственных началах человека, а также на принципах справедливости, свободы выбора. В настоящее время, когда в обществе происходят постоянные изменения, которые носят глобальный характер, концепция справедливости Ролза остается по-прежнему актуальной.
Литература
1. Кочергин М. С. Феномен социальной справедливости: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 2007. 24 с. Текст: непосредственный.
2. Макеева Л. Б. Философия эгалитарного либерализма в США: Джон Ролз и Рональд Дворкин // История философии. 2005. № 12. С. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/filosofiya-egalitarnogo-liberalizma-v-ssha-dzhon-rolz-i-ronald-dvorkin/viewer (дата обращения: 05.01.2022). Текст: электронный.
3. Ахметов Р. Э. Трактовка справедливости как честности в социально-политической философии Джона Ролза // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 7(101). С. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traktovka-spravedlivosti-kak-chestnosti-v-sotsialno-politicheskoy-filosofii-dzhona-rolza/viewer (дата обращения: 03.01.2022). Текст: электронный.
4. Ролз Джон. Справедливость как честность // Логос. 2006. № 1(52). С. 2-4. URL: https://ruthenia.ru/logos/number/52/03.pdf (дата обращения: 29.12.2021). Текст: электронный.
5. Фомин К. С. Постмарксистская критика деонтологической концепции справедливости Дж. Ролза в свете проблемы политической интеграции беженцев. Архангельск: Изд-во Северного федер. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2019. С. 23-24. URL: https://narfu.ru/upload/iblock/178/Fomin.pdf (дата обращения: 01.02.2022). Текст: электронный.
6. Ролз Джон. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. С. 40-229. URL: https://sd-inform.org/upload/books/Politologija/spravedlivost/Dzh.Rolz.Teoriya%20 spravedlivosti.pdf (дата обращения: 28.12.2021). Текст: электронный.
7. Ролз Джон. Теория справедливости // Социология власти. 2004. № 2. С. 10. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teoriya-spravedlivosti (дата обращения: 08.02.2022). Текст: электронный.
8. Сен Амартия. Идея Справедливости / перевод с английского Д. Кралечкина. Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2013. С. 97-98. Текст: непосредственный.
Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 21.02.2022.
DEONTOLOGICAL CONCEPT OF JUSTICE BY JOHN RAWLS
Tsyren Ts. Sangaev Research Assistant,
Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia sangaev.tsyren@yandex.ru
Oyuna B. Balchindorzhieva
Dr. Sci. (Philos.), A/Prof.,
Dorzhi Banzarov Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia
baoyu2008@yandex.ru
Abstract. The article discusses the interpretation of the phenomenon of justice by the American philosopher John Rawls in his fundamental work "A Theory of Justice". In this work, the philosopher develops the socio-political and ethical aspects of the problem of justice. Revising the classical utilitarianism, he makes some changes to this theory, introducing his own idea of justice as fairness. The theory is based on the concept of "original position", as well as on a number of principles put forward by Rawls himself. We rely on I. Kant's concept considered as a theoretical basis for Rawls's concept. The philosopher also updates the interpretation of liberal ideas, based on the moral principles of people, as well as on the principles of justice. Its interpretation also influences the development of sociopolitical institutions, and offer the possibility of rational, free choice for people. Keywords: J. Rawls, theory of justice, honesty, original position, I. Kant, deontological theory, principles of justice, utilitarianism, society, law, good.
For citation
Sangaev Ts. Ts., Balchindorzhieva O. B. Deontological Concept of Justice by John Rawls.
Bulletin of Buryat State University. Philosophy. 2022; 1: 54-60 (In Russ.).
The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 21.02.2022.