ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Дентофобия на приеме у врача-стоматолога Абрамова Е. А.1, Караханов В. А.2
1Абрамова Елена Ашотовна /Abramova Elena Ashotovna - студент;
2Караханов Владислав Андреевич / Karahanov Vladislav Andreevich - студент, кафедра философии, психологии и педагогики, стоматологический факультет, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность проблемы дентофобии в медицине, в частности на приеме у врача-стоматолога. Показаны причины возникновения дентофобии и способы ее устранения. Ключевые слова: дентофобия, врач-стоматолог, лечение.
Актуальность изучения дентофобии объясняется тем, что в истории культуры сформировалось общественное сознание в качестве архетипа образа боли, связанной со стоматологическим вмешательством. Целью нашего исследования является охарактеризовать психические приемы преодоления страха. Для того чтобы реализовать нашу цель, мы использовали следующие методы исследования: анкетирование студентов КубГМУ, опрос врачей-стоматологов.
Дентофобия - это непреодолимый страх перед стоматологическим лечением. Есть 2 формы проявления дентофобии: простая и сложная. Простая заключается в повышение тревоги и страха, сложная характеризуется наличием психотравмы и перекосом личностных параметров. По течению дентофобия бывает: проявленная, выраженная, скрытая.
Страх перед стоматологическим лечением может возникнуть с самого первого посещения, причины могут быть разнообразными. Например,
• дентофобия может быть вызвана негативным опытом пациента после визита к стоматологу;
• болезненные манипуляции при предыдущих посещениях зубного врача [2, с. 63];
• детская зубная травма (неприятные воспоминания посещения стоматолога в детстве);
• неправильное воспитание (некоторые родители пугают своих непослушных детей «Придет дядя с большими щипцами и выдернет тебе зуб»);
• боязнь стоматологов может иметь наследственную предрасположенность (если родители страдали дентофобией, то детям вполне может передаться их эмоциональное состояние при посещении врача-стоматолога).
Этический и психологический аспекты преодоления дентофобий. Чаще всего дентофобия у детей возникает из-за неправильного поведения родителей (запугивание детей врачами) или же неудачного первичного посещения врача-стоматолога (врач сделал больно, напугал ребенка). Работая с детьми, всегда стоит помнить, что от первого посещения врача складывается впечатление о лечении на всю жизнь. Ребенок приобретает негативный или положительный опыт.
Дентофобия проявляется у детей и взрослых различно. У детей, например, выражено психомоторное возбуждение, которое заключается в виде активных двигательных реакций, в виде различных эмоций (плач, крик, истеричный смех). У взрослых людей, сидящих в стоматологическом кресле, возникают соматические проявления дентофобии [3, с. 19]. Например:
• сердечно-двигательные реакции (повышение артериального давления);
• сердечно-сосудистые заболевания (инфаркты);
• обострение нейроаллергических заболеваний;
• обострение нервных и психических заболеваний (неврозы, истерии).
86
Квалифицированный врач-стоматолог по вышеуказанным признакам должен определить и выявить у пациента страх к лечению, в случае если сам пациент не рассказал о дентофобии. Статистические исследования показывают, что пациенты стесняются говорить врачу о своих страхах; чаще всего о своих страхах молчат мужчины среднего возраста.
Стоматологам трудно работать, когда к ним приходит пациент, который панически боится садиться в кресло. В этом случае доктор должен помочь ему успокоиться. Стоматолог должен оценить психологическое состояние, поговорить с ним, выяснить причину страха (чего конкретно боится пациент), рассказать обо всех необходимых процедурах. Налаживание контакта с пациентом - очень важный фактор в работе стоматолога. В процессе лечения необходимо, чтобы врач спрашивал пациента о самочувствии, проявлял внимание и заботу [1, с. 538].
Таким образом, для преодоления дентофобии у пациентов врачу-стоматологу необходимо помнить о следующих факторах:
• Этический фактор: К детям нужно особое отношения врача-стоматолога; необходимо заслужить доверие ребенка.
• Социально-гигиенический фактор: врач должен проводить профилактические беседы о поддержании здоровья зубов как у детей, так и у взрослых.
• Психологический фактор: врачу-стоматологу необходимо помнить о развитии и особенности психики у детей и взрослых.
Литература
1. Боровский Е. В. Терапевтическая стоматология. М.: Медицина, 1988. 560 с.
2. Молофеева В. А. Дентофобия: Почему дети боятся стоматолога? Проблемы стоматологии: Выпуск № 3/2013.
3. Методическое пособие по профилактике и коммунальной стоматологии. Типография ГБОУ ВПО КубГМУ. Минздравсоцразвития России, 2012.