Клиническая медицина
УДК 616.31-084
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС И ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ
ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ О ФОРМИРОВАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2019 Л.Ш. Розакова, А.М. Хамадеева, Г.В. Степанов
ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Самара
В статье представлены результаты стоматологического осмотра и анкетирования по вопросам этиологии и профилактики кариеса и заболеваний пародонта студентов 4 и 5 курсов факультета дошкольного и начального образования педагогического вуза г. Самары. Было проанкетировано 56 студентов, 46 из них были осмотрены калиброванным врачом-стоматологом эпидемиологом. Средний возраст обследованных составил 21,6 лет, все участники исследования - женщины. Среди обследованных распространенность кариеса составила 93,6 %, средняя интенсивность кариеса по индексу КПУ зубов равна 6, при этом компонент «К» = 2,54, компонент «П» = 3,17, компонент «У» = 0,28. Оценка уровня гигиены полости рта по индексу ИГР-У показала неудовлетворительное качество гигиены полости рта - среднее значение индекса составило 1,9.
Ключевые слова: кариес, гигиена полости рта, студенты - педагоги.
Актуальность исследования. Исследование ВОЗ по оценке глобального бремени болезней на мировом уровне для 291 заболеваний и травм, предпринятое в 2010 году, выявило заболевания полости рта у 3,9 млрд человек. Самой весомой нозологией для всех возрастов был кариес постоянных зубов, глобальная распространенность которого достигла 35 %. По данным исследователей, на группу болезней полости рта ежегодно приходится 15 млн дней нетрудоспособности (DALYs) по всему миру, что предполагает среднюю потерю здоровья 224 года на 100 тыс. населения. За период между 1990 г. и 2010 г., медико-социальные потери за счет заболеваний полости рта увеличились на 20,8 %. При этом количество дней нетрудоспособности по причинам кариеса и пародонтита увеличилось, а по потере зубов уменьшилось [1, 3]. Вполне возможно, что подход ГББ (Глобального Бремени Болезней) предполагает некоторую недооценку бремени заболеваний полости рта. В ГББ включено определение только самых тяжелых форм трех наиболее распространенных патологий полости рта (нелеченый кариес и среднетяжелые и тяжелые формы заболеваний пародонта), в то время такие нозологии как рак, нома и травмы челюстно-лицевой области в исследование не включены. Полученные данные подчеркивают необходимость экстренного улучшения качества гигиены полости рта во всем мире и особенно в развивающихся странах [2].
По данным А.М. Хамадеевой и соавт., в Самаре наблюдается тенденция к росту заболеваемости кариесом зубов. И в настоящее время КПУ зубов составляет в 12-летнем возрасте 3,5, а в 15-летнем - 5,6, треть населения в возрасте 12 и 15 лет имеют КПУ зубов 5-6 и 8-9 соответственно [6]. Наибольший прирост пораженности кариесом постоянных зубов приходится на период сменного прикуса, когда минерализация зубов еще не закончена. Кариозные полости при этом локализуются в 80,8 % на жевательной поверхности, что объясняется особенностями анатомического строения, недостаточной омываемостью слюной фиссур, долгим пребыванием зубов вне окклюзии во время их прорезывания и недостаточно сформированными у детей навыками по уходу за полостью рта [7].
Школьные программы профилактики кариеса доказали свою эффективность во многих исследованиях [5, 4, 8, 9, 10]. Однако до настоящего момента в России не утверждена национальная программа профилактики основных стоматологических заболеваний у школьников, несмотря на то, что она разработана в 2010 году под руководством профессора П.А. Леуса.
В России небольшое количество школ реализуют различные по характеру и содержанию программы профилактики, часто они сводятся к лечению и удалению зубов, проведению отдельных мероприятий по гигиеническому обучению детей без мониторинга их эффективности. Врачи-стоматологи являются и разработчиками программы и их единственными исполнителями, а некоторые руководители здравоохранения считают, что в каждом регионе должна быть разработана региональная программа профилактики, а затем и национальная - как результат их обобщения. Родители и семья остаются вне ареала воздействия стоматологической службы на формирование навыков самопомощи по предупреждению кариеса зубов и болезней пародонта. Доказано, что самостоятельная чистка зубов детьми 5-6 лет не эффективна, а контролируемая гигиена рта с родителями уменьшает индекс ИГР-У уже на десятый день. Кроме того, выявлена зависимость между редукцией прироста интенсивностью кариеса и долей детей, практикующих двухразовую чистку зубов пастой, содержащей адекватное количество фторидов [5].
Но усилиями только врачей-стоматологов не удастся достигнуть сколько-нибудь значимых результатов в профилактике кариеса у детей школьного возраста на коммунальном уровне. Посредниками между семьей и школой в формировании привычек здорового образа жизни у детей являются воспитатели и учителя. Очевидна необходимость участия нестоматологического немедицинского персонала - педагогов, занимающихся дошкольным и начальным школьным образованием.
В России к настоящему времени создана законодательная и нормативно-правовая база, позволяющая в достаточной мере обеспечить охрану здоровья учащихся, но она не подкреплена ни финансово и материально, поэтому носит декларативный характер. Кроме того, здоровье учащихся педагогами рассматривается отдельно от стоматологического здоровья. Конструирование здоровьесберегающего процесса в школе основывается преимущественно на профилактике заболеваний зрения, пищеварительного тракта (не включая заболевания органов полости рта), опорно-двигательной системы, нервно-психического переутомления и пр. [11, 12].
Еще в 2000 г. в первом докладе общества хирургов США, касающегося стоматологического здоровья, была подчеркнута необходимость объединения понятий общего и стоматологического здоровья. Заявлено, что серьезные проблемы со стоматологическим здоровьем
могут снижать самооценку, чувство собственного достоинства, препятствовать нормальному социальному взаимодействию, приводить к депрессии, стрессу и финансовым проблемам. Также могут нарушаться функции жизнедеятельности, такие как дыхание, прием пищи, глотание, речь. Наличие заболевания ограничивает работоспособность в школе, на работе и дома и зачастую заметно снижает качество жизни. Кроме того, есть исследования, которые свидетельствуют о возможной связи между хроническими заболеваниями полости рта и диабетом, заболеваниями легких и сердца, параличами и рождением ребенка с малой массой тела и пр.
Цель исследования - изучение стоматологического статуса и осведомленности по вопросам профилактики стоматологических заболеваний студентов педагогического вуза.
Материал и методы исследования. В 2016 г. нами была изучена осведомленность 54 студентов 4-5 курсов факультетов дошкольного и начального образования педагогического вуза г. Самары по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний, 46 из них были обследованы врачом-стоматологом-эпидемиологом. Обследование и анкетирование студентов проводилось после получения от них письменного информированного согласия. Для оценки состояния полости рта использовался индекс КПУ зубов, качество гигиены полости рта определялось при помощи индекса OHI-S, степень воспаления пародонта оценивалась по количеству кровоточащих секстантов. Данные осмотра регистрировались в карте ВОЗ (2013), разработанной P.E. Petersen и модифицированной проф. П.А. Леусом. Средний возраст респондентов составил 21,6 лет, все 100 % обследованных женщины.
Результаты исследования. Анализ ответов на вопросы анкеты свидетельствует о том, что ни один респондент не обладал достаточными знаниями в вопросах этиологии кариеса: 63 % имели неполные и 37 % недостаточные или ошибочные представления о причинах развития кариеса. При выборе зубной пасты, на содержание фтора обращали внимание только 19 из 54 опрошенных, 16 человек предпочитали зубные пасты с кальцием, остальные 46 % в вопросе выбора зубной пасты опирались на ее стоимость и производителя (отечественная или импортная).
Пьют подслащенные напитки (чай, кофе), добавляя от 1 до 3 и более ложек сахара в стакан 54 % студентов. Результаты анкетирования будущих педагогов по вопросам необходимости и готовности осуществлять мероприятия по профилактике основных стоматологических заболеваний в школах и детских садах представлены на диаграмме (рис. 1). 96 % респондентов считают необходимым внедрение контролируемой гигиены полости рта в детских садах, 81 % - в школах. Однако лишь 41 % будущих педагогов готовы обеспечивать детям регулярную чистку зубов в дошкольных и школьных образовательных организациях. Большая часть студентов (70 %) готовы проводить занятия с детьми и беседы с родителями о профилактике стоматологических заболеваний. При этом половина опрошенных утверждают, что ребенок в состоянии самостоятельно осуществлять гигиену полости с трех лет, и 40 % - с пяти лет. На вопрос о сроках прорезывания первых постоянных зубов 25 из 54 опрошенных дали верный ответ - «первый постоянный зуб прорезывается в 6 лет», но только один человек правильно указал групповую принадлежность зуба - «моляр».
Рис. 1. Результаты опроса студентов 4-5 курсов факультетов дошкольного и начального образования о готовности осуществлять мероприятия профилактики основных стоматологических заболеваний
в организованных детских коллективах
Согласно результатам стоматологического осмотра распространенность кариеса среди обследованных студентов составила 93,6 % (расценивается как высокая). Средняя интенсивность кариеса по индексу КПУ зубов равна 6, при значении компонентов индекса «К» = 2,54, «П» = 3,17, «У» = 0,28. При этом треть обследованных (36 %) имели индекс интенсивности кариеса зубов равный или больший 7.
Средний уровень гигиены полости рта по индексу ОШ-Б был равен 1,9, и оценивается как неудовлетворительный, что свидетельствует о несформированных либо неправильно сформированных навыках ухода за полостью рта и о нерегулярной чистке зубов. Значение индекса ОШ-Б по зубному камню равно 0,38. Количество секстантов с кровоточивостью составило 2,76 секстантов на одного обследованного.
Таким образом, результаты исследования говорят о недостаточном уровне знаний будущих педагогов в вопросах профилактики основных стоматологических заболеваний и о необходимости междисциплинарного сотрудничества при подготовке специалистов - педагогов начального и дошкольного образования на до- и последипломном уровне. Для этого необходимо внедрение в учебный план подготовки данных специалистов дисциплины «Профилактика кариеса в организованных детских коллективах».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Marcenes W. et al. Global burden of oral conditions in 1990-2010: a systematic analysis // J Dent Res. - 2013. -Vol. 92, № 7. - P. 592-597.
2 Ratilal Lalloo et al. Effectiveness, cost-effectiveness and cost-benefit of a single annual professional intervention for the prevention of childhood dental caries in a remote rural Indigenous community // BMC Oral Health. - 2015. -№ 15. - Р. 99.
3 Сакиев К.З. и др. European journal of biomedical and life sciences. - 2015. - Вып. 3. - С. 84-96.
4 Petersen P.E. et al. School-based intervention for improving the oral health of children in southern Thailand // Community Dent Health. - 2015. - Mar; 32 (1). - Р. 44-50.
5 Jackson R.Jl. et al. The effects of a supervised toothbrushing programme on the caries increment of primary school children, initially aged 5-6 years // Caries Res. - 2005. - Mar-Apr; 39(2). - Р. 108-115.
6 Багдасарова О.А., Хамадеева А.М., Горячева В.В. Анализ ситуации по оказанию стоматологической помощи детскому населению Самары // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 448.
7 Алимский А.В., Флейшер Г.М. Современные предпосылки и реальные возможности для организации гигиенического обучения и стоматологического просвещения среди детского населения России // Медицинский алфавит. - 2010. - Т. 3. - № 11. - С. 23-26.
8 Купец Т.В., Матело С.К., Полянская Л.Н. и др. Сравнительная оценка эффективности различных детских зубных паст в профилактике стоматологических заболеваний у младших школьников // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2012. - Т. 57. - № 4-1. - С. 146-151.
9 Гончарик И.Г., Ларинская А.В. Оценка эффективности образовательной стоматологической программы «здоровые зубы - залог здоровья в целом» (на примере детей младшего школьного возраста г. Хабаровска).
10 Avraamova OG, Kulazhenko TV, Gabitova KF. [Dynamics of tooth decay prevalence in children receiving long-term preventive program in school dental facilities]. Stomatologiia (Mosk). 2016;95(2):34-6. Russian.
11 Махонин Е.В., Журавская Н.В., Асмолов И.Ю., Сиротинина Р.Л. Современные детерминанты здоровьесбе-регающей образовательной среды: монография. - Орел, 2015.
12 Менчинская Е.А. Конструирование здоровьесберегающего процесса обучения в современной начальной школе // Вестник ТОГИРРО. - 2011. - № 2. - С. 2-105.
Рукопись получена: 25 декабря 2018 г. Принята к публикации: 27 декабря 2018 г.